Эмоции человека
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 990.
Обновлено 13 Января, 2022
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 990.
Обновлено 13 Января, 2022
Человек – это очень сложный организм, который не только выполняет основные функции жизнедеятельности (еда, сон, движение), но и реагирует на окружающий мир посредством эмоциональных переживаний. Эмоции человека отражают его отношение к происходящим событиям, людям и их поступкам, явлениями природы.
Опыт работы преподавателем — более 48 лет.
Эмоции – краски переживаний
Эмоции – это переживания, благодаря которым человек может выразить свое отношение к окружающему миру и самому себе. Все эмоции выражаются не столько словесно, сколько при помощи мимики, в которой задействованы глаза, брови, рот. Очень часто сильные эмоции сопровождаются выразительными движениями и жестами.
Спектр человеческих эмоций очень широк и различить их совсем несложно по выражению лица.
К самым главным из них относятся следующие:
- Злость, ярость, гнев – очень сильные отрицательные эмоции, которые человек выражает в качестве протеста против ощущаемой им несправедливости. В порыве злости губы плотно сжимаются или, напротив, приоткрываются, обнажая зубы. Глаза сужены, брови сведены на переносице, лоб нахмурен.
- Радость – яркое позитивное переживание, связанное с внутренним состоянием человека или благоприятной для него ситуацией. Такую эмоцию трудно не заметить: лицо расплывается в улыбке, глаза чуть сощурены и буквально светятся от счастья.
- Страх – естественная защитная реакция организма при возникновении угрозы его благополучию или здоровью. Человек, скованный страхом, приподнимает вверх брови, невольно приоткрывает рот и глаза.
- Грусть – подавленное состояние, при котором ухудшается настроение порой без видимых на то причин. Уголки губ опускаются, взгляд становится печальным, задумчивым.
- Удивление – яркое переживание, которое отражает противоречие между старыми знаниями и новым опытом. Удивленный человек, как правило, приподнимает брови, округляет глаза, приоткрывает рот.
- Спокойствие – состояние полной удовлетворенности собой и окружающим миром. Мимика при этом практически полностью отсутствует.
Конечно же, в разные моменты жизни человек испытывает куда больше эмоций, среди которых волнение, интерес, равнодушие, обида, смущение, жалость и многие другие.
Эмоции испытывает не только человек, но и животные. Глядя на кошку или собаку, можно с легкостью определить, в каком она настроении. Ученые доказали, что чем сложнее организовано животное, тем более широкий спектр эмоций оно способно испытывать.
Чувства и эмоции
Все эмоции делятся на два больших лагеря: положительные и отрицательные.
- Такие положительные эмоции как восторг, радость, ликование оказывают благотворное влияние не только на человека, который их испытывает, но и на окружающих его людей. Такие эмоции обладают сильной позитивной энергетикой и способны «заряжать» других людей хорошим настроением.
- Отрицательные эмоции – гнев, злость, страх, напротив, могут существенно навредить здоровью человека. Кроме того, подобные эмоции способны легко передаваться окружающим, и в коллективе на пустом месте может появиться нервозность, немотивированная обида друг на друга.
Каждому человеку очень важно научиться контролировать негативные эмоции, которые никогда ни к чему хорошему не приводят. Чтобы избавиться от негатива, следует переключить свое внимание на что-то приятное. В этой ситуации на помощь придет кинокомедия, легкая и приятная литература, любимая музыка, общение с друзьями, игры с домашним питомцем, занятия спортом.
ТОП-1 статья
которые читают вместе с этой
Что мы узнали?
При изучении темы «Эмоции человека» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, что представляют собой эмоции и каким образом человек их выражает. Мы выяснили, насколько широк спектр эмоциональных переживаний, узнали, как бороться с отрицательными эмоциями.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Давид Милосердов
5/5
-
Нюта Хван
5/5
-
Дмитрий Карасев
5/5
-
Екатерина Кузнецова
4/5
-
Ольга Чернова
4/5
-
Артём Мещеряков
5/5
-
Светлана Дудко
5/5
-
Шварева Наталья
5/5
-
Якитория Мил
5/5
-
Злата Жогина
4/5
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 990.
А какая ваша оценка?
Задание 48. Как ты понимаешь выражение «смех лечит»? Расскажи, были ли у тебя такие случаи.
Ответ. Смех, по данным научных исследований, впервые возник более 10 млн. лет назад, да и то не у людей, а у человекообразных обезьян. Но когда мы смеёмся, то вряд ли задумываемся о том, как бы выражали сейчас свою радость и удовольствие, не появись на свет однажды смех. Ведь умение улыбаться и, тем более, смеяться, дается нам от природы в наследство, причем даром. Сказав хорошую шутку, сразу же морально удовлетворяемся реакцией человека: чем шире улыбка и продолжительней смех, тем нам приятнее. А значит, приятней организму.
Так что же там, в организме происходит, когда мы смеемся? Происходит вот что: при смехе от мышц лица в организм идут «полезные» импульсы. Они не только благотворно влияют на нашу нервную систему, но и снимают напряжение. Даже ненастоящая, наигранная улыбка приносит человеку небольшое облегчение, что уже говорить об искренней? Весельчаки и смехолюбы гораздо реже страдают заболеваниями сердца, чем суровые нелюдимы. Все потому, что при смехе укрепляется сердечные клетки. Но, разумеется, мера нужна во всем.
Еще одна важная деталь: между интеллектом и юмором существует некоторая связь, хоть и косвенная — чем выше IQ, тем человек лучше понимает шутки и шутит сам.
Гормон радости, обладает удивительным свойством разглаживать морщины на лице. А еще — сглаживать острые углы. Ну и самое главное — разрешать любые конфликты, ведь юмор — самое грозное наше мирное «оружие».
Задание 49. Подготовьте сценки без слов на следующие темы: «Радость», «Огорчение», «Стыд».
Ответ.
Радость — при встрече друзей.
Огорчение — на тетрадь вылился стакан воды.
Стыд — мальчик нарисовал что-то в учебнике соседа по парте.
Задание 50. Расскажи: Что тебя огорчает? Когда ты радуешься? Какой день ты считаешь удачным? Когда человеку бывает стыдно? Когда он счастлив? Что означает выражение «болит душа»?
Ответ.
Меня огорчает, что ежедневно горят леса, в реки и озера сбрасываются отходы, у животных отнимают места их обитания.
Я радуюсь, когда получаю хорошие оценки, выигрываю в спортивных соревнованиях, когда приходят дедушка и бабушка.
Я считаю удачным тот день, когда в нашей семье всем хорошо.
Человеку бывает стыдно за свои поступки, которые кому-то приносят переживания и страдания.
Он счастлив, когда все ученики его класса на 4 и 5 сдали экзамены.
Душа болит — человек переживает по какому либо поводу. Переживает из за кого то или чего то. Это когда тебе сделали очень больно. Человек переживает по какому либо поводу. что то мешает тебе нормально жить, и не беспокоиться о чём-то или ком-то.
Задание 51. Приведите примеры музыкальных произведений, которые вызывают разные эмоции: радость, грусть, спокойствие.
Ответ. Спокойствие — «Лунная соната» — Бетховен, Гершвин «Голубая рапсодия» («Рапсодия в блюзовых тонах»),
Радость —»Полёт шмеля» — Николай Римский, Моцарт «Лакримоза»,
Грусть — » Сен-санс «Лебедь».
План рассказа эмоции человека:
1. Что такое эмоции
2. Виды эмоций
3. Влияние эмоций на здоровье человека
4. Как управлять эмоциями
С. 52
Задание 52. Подчерки слова, обозначающие отрицательные эмоции человека.
Ответ. Тревога, огорчение, злость, ужас, отчаяние, досада, обида, страх.
Задание 53. Придумайте ситуации на любую из тем: «Мы порадовались…»; «Мы удивились…», «Мы обиделись…».
Ответ. Сегодня мы порадовались, когда узнали, что наша школа заняла первое место по итогам конкурса
Мы удивились, когда узнали, вода тоже может вызвать огонь.
Мы обиделись, когда нам сказали, что мы недостаточно хорошо работали на субботнике.
Задание 54. Запиши положительные эмоции, противоположные перечисленным.
Ответ.
Ненависть – любовь;
Отчаяние – восторг;
Скорбь – ликование;
Печаль – радость;
Разочарование – воодушевление.
Задание 55. Напиши, какие чувства испытывают герои сказок А.С. Пушкина. Объясни, какие слова в тексте помогают нам понять это.
Ответ.
1. Царь грустит, переживает, впадает в отчаяние. Помогает понять – слово «тужит».
2. Радость, восторг, ликование. Помогает понять слово «зарыдали».
3. Отчаяние, печаль. Помогает понять слово «съедает».
4. Неприязнь. Помогает понять слова «злится, завидуют».
С. 20
Вопрос. Как выполнено задание 10? Отметь только одно высказывание.
Быстро, правильно, самостоятельно. (+)
Задание 56. Раскрась круги – передай эмоциональное состояние человека:
1) Плачет;
2) Пугается;
3) Болеет;
4) Получил пятерку;
5) Победил с соревновании;
6) Встретил друга;
7) Подрался;
Разбил чашку.
Вопрос. Запиши, что огорчит, а что порадует твоих родителей.
Ответ. Огорчит: получил двойку, подрался, сказал неправду.
Порадует: получил пятерку, победил в соревнованиях, сделал дома уборку.
С. 21
Поработаем над проектом
Темы проектов
1. Может ли человек жить без чувств?
2. Чувства человека в произведениях живописи.
3. Эмоции животных в рисунках и фотографиях.
Объединимся в группы, составим план работы по выбранной теме, подберем литературу и иллюстрации, подготовим выступление.
Ответ.
1. Может ли человек жить без чувств? Данный вопрос рано или поздно возникает у каждого человека. Стоит ли подменять эмоции разумом? В мире можно найти тысячи людей, которые считают, что жить стоит, включая здравый смысл, ведь так спокойней и стабильней. Другие, наоборот, не представляют своей жизни без постоянных ярких всплесков эмоций. Как всегда, истина находится где-то посередине. Давайте выясним, как же попытаться уравновесить эти две противоположности: рациональность и эмоциональность? Каждому человеку свойственно чего-то опасаться и в чем-то сомневаться. Холодный рассудок часто «выручает» нас: ограждает от трагедий, помогает осмыслить сложные ситуации и прийти к определенному выводу. Жизнь без чувств уберегает нас от разочарований, но и не позволяет искреннее радоваться. Может ли человек жить без чувств? Однозначно — не может. На то мы и люди, чтобы проявлять эмоции.
Может ли человек жить без чувств? Мы — не роботы, каждый из нас постоянно испытывает разнообразные эмоции. Разум на то и дан людям, чтобы они умели проявлять эмоции. Злость, радость, любовь, страх, печаль – кому не знакомы все эти чувства? Характеристика чувств человека очень широкая и многогранная. Просто люди проявляют их по-разному. Кто-то сразу же выплескивает всю свою радость или злость на окружающих, а кто-то прячет свои эмоции очень глубоко. Мы стали боятся проявлять свои чувства даже к самым близким людям. Очень часто в погоне за благополучной жизнью мы забываем о своем эмоциональном состоянии. Многие действительно пытаются спрятать свои чувства как можно дальше. В современном обществе считается, что умение проявлять эмоции – признак слабости. Человек, который испытывает чувства, всегда будет более уязвим, чем человек, у которого все построено на расчете. Но в тоже время эмоциональный человек может быть более счастливым, чем рационалист.
2. Творческие люди бывают наиболее подвержены эмоциям. Некоторые из художников предпочитают жить «широко шагая» с «открытыми настежь глазами и душой». А некоторые — успешно сублимируют чувства человека в произведениях живописи. Обратимся для примера к одной из таких картин, описывающих подобные эмоции.
Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка» Эта русская сказка знакома многим детям с самого детства. Ослушник Иванушка испил водицы из лужицы и стал козленочком. Его сестрица Аленушка предупреждает о том, что может случиться, но брат не внемлет ей. Когда это случается с Иваном, сестра испытывает чувства горя, безысходности, отчаяния, скорби и печали. На картине она изображена у пруда на «горючем» камне. Укрывшись от людских глаз, девушка переживает сложную гамму эмоций, мастерски показанных художником.
Пример 2. К. Брюллов, «Всадница» Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться по-разному. Картина Брюллова изображает молодую красавицу, подъехавшую на коне к веранде дома. Ее встречают собаки и маленькая девочка. Вся картина проникнута эмоциями: чувством радости встречи, восхищения праздничным разнообразием и обожанием жизни в ее ярчайших проявлениях красоты и грации.
Пример 3.И. Айвазовский, «Девятый вал» Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться посредством изображения явлений природы. Так, в картине Айвазовского мы видим ощущение силы, мощи и могущества природы. В то же время приходит на ум осознание ничтожности всего человеческого перед стихией. Такую сложную бурю чувств художник воплощает в данном произведении.
3. Мы привыкли, что когда речь заходит об эмоциях, начиная от глубокой печали и до бескрайней радости, в виду имеют человека. Казалось бы, какое еще существо может так здорово отразить свои чувства внешне. Что ж, такой способностью действительно обладают не только люди – животные тоже ею наделены. Это кажется нереальным, но вы только посмотрите на самые разные выражения их «лиц».
Эмоции животных включают и удивление, и грусть, и радость, и переживание, и скромность, и вообще полный набор, такой похожий на наш с вами. Есть даже особенное отличие в пользу братьев наших меньших – их мордашки выглядят такими милыми, когда пытаются что-то изобразить.
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: «Эмоции человека»
Учитель Вела-Диас Е.В.
Цель: познакомить учащихся с понятием «эмоции».
Задачи:
— уметь различать эмоции и чувства;
— развивать умение узнавать эмоции по описанию, выражению лица и жестам;
— воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу
Этапы урока |
Содержание |
Мотивация |
Что вы ожидаете от урока? Позвольте и мне поделиться с вами своими ожиданиями. Мне хочется, чтобы вы: -сумели сделать для себя открытие — получили удовольствие от совместной деятельности -очень хочется, чтобы мы работали одной командой. Я уверена, что у вас все получится. И так начинаем!) |
Актуализация знаний |
Давайте вспомним: — Сколько у человека органов чувств? — Перечислите их — Как вы считаете, а может ли человек прожить без органов чувств? — Что произойдет, если человек утратит чувства? |
Целеполагание |
Учащиеся определяют
Я не буду сегодня объявлять тему урока. Я не сомневаюсь, что вы без труда сможете определить её сами, внимательно послушав стихотворение: Сколько чувств выражают лица: То радость, то слезами готовы залиться, То страх, то восторг, то волнение, То удивление, то огорчение… Попробуем сегодня мы понять, Как может эмоции человек проявлять. Подскажите тему нашего урока: «Эмоции человека» С какой целью мы с вами знакомимся с данной темой?(…) Спасибо! Где возможно найти дополнительную информацию по данной теме? Для чего нам необходима эта информация? Большое спасибо! |
Реализация построенного проекта |
Перед вами два высказывания (Робот ничем не отличается от человека. Эта машина умеет думать, играет в шахматы, сочиняет музыку, выполняет различные движения (ходит как человек, двигает руками и ногами). Робот даже питается электрическим током. Робот – это машина, которая выполняет команды человека. Робот не умеет чувствовать. Ему никогда не бывает больно, радостно, грустно, приятно или неприятно.) давайте с ними познакомимся и обсудим их содержание. Какое из высказываний, по вашему мнению, является истинным? -Почему? -Спасибо!
Давайте, как всегда обратимся к нашему верному другу – учебнику, познакомимся со статьей на стр 47 – 48. Если у вас возникнут вопросы, вы можете обсудить их в группе. -Как человек выражает свои эмоции? -Где они отражаются? |
Первичное закрепление |
Давайте попробуем по выражению лица определить, какие эмоции испытывает человек? (Молодцы! Здорово!) Перед вами репродукция картины Василия Перова «Тройка» — Кто изображен на картине? -Какие чувства вы испытываете, глядя на лица этих детей? Почему?, А какие эмоции испытывают дети? Большое спасибо! Какие у вас тонкие, чувствительные души. Нам немного взгрустнулось. Психологи утверждают, что улыбка улучшает настроение. Давайте проверим и улыбнемся друг другу. Получилось? Отдохнем! (ф-ка)
Да у человека есть множество способов выражения чувств. Задание командам: «Подумайте и назовите их». Как же замечательно! Какие вы молодцы! |
Самостоятельная работа |
А сейчас мы на практике попробуем применить свои знания! Откройте ТПО стр 19 № 55 вы выполняете самостоятельно. Однако, если у вас возникнут некоторые сложности, к кому вы сможете обратится за советом? Я желаю вам удачи и уверена, что у вас всё получится! Давайте проверим. Молодцы! Большое спасибо! |
Включение в систему новых знаний |
Ребята, вы уже несколько лет учитесь в одном классе, хорошо знаете и понимаете друг друга. Когда люди понимают друг друга говорят, что они понимают с одного взгляда. Давайте проверим, сможете ли вы угадать эмоции, которые покажут ваши одноклассники. Внимание! Мы работаем в группах! У каждой группы на столе лежит конверт. В конверте – текст с описанием эмоции; смайлики с изображением различных эмоций. Вам нужно внимательно прочитать текст и узнать какая эмоция описана. — на лист бумаги вы приклеиваете смайлик с изображением эмоции, пишете её название — выбираете члена команды, который при помощи мимики и жестов сможет изобразить данную эмоцию. Я полагаю, что 5 минут вам будет достаточно. Приступайте! Удачи»! |
Рефлексия |
Здорово! Спасибо! Мне очень понравилось! Подскажите мне пожалуйста, с помощью чего человек выражает свое настроение? Спасибо!
С каким настроением вы заканчиваете урок? У каждого из вас на столах лежат магниты, давайте с их помощью отразим настроение нашего класса. Большое спасибо! Оправдались ли ваши ожидания от урока? Выскажите свое мнение. Позвольте и мне поделиться свами своими впечатлениями?
Дома я предлагаю вам поработать над проектом одной из тем: Может ли человек жить без чувств? Чувства человека в произведениях живописи В этом вам помогут учебник стр 46-50, ТПО стр 21 и другие источники информации. Большое спасибо вам за урок! Давайте поблагодарим наших гостей за внимание. Урок окончен. Ещё раз большое спасибо! |
На чтение 8 мин. Опубликовано 08.04.2020
Жизнедеятельность человека состоит не только из удовлетворения физиологических потребностей. Люди испытывают необходимость в выражении своего личного отношения к окружающей обстановке и событиям, другим людям и их поступкам. Это становится возможным благодаря проявлениям эмоций человека. На окружающем мире в 4 классе это явление рассматривается довольно подробно, чтобы школьники учились распознавать его оттенки.
Содержание
- Разновидности эмоций и их проявления
- Основные отличия от чувств
- Теории формирования
- Факторы влияния и возрастные особенности
Разновидности эмоций и их проявления
За способность наполнять реальность ощущениями определённой личности и передавать её отношение к происходящему эмоции образно назвали «красками переживаний». Примечательно, что выражаются они могут не только словесно. Способов проявления множество. Вот основные из них:
- Движения мимической мускулатуры. При этом задействуются мышцы, приводящие в движение уголки рта, брови, веки. Сочетание таких произвольных и непроизвольных гримас приводит к отражению на лице господствующей эмоции.
- Выразительные жесты или движения всего тела. В зависимости от силы и характера переживаний, а также состояния человека такие проявления могут быть как произвольными, так и непроизвольными.
- Произвольные и непроизвольные звуки, возгласы.
- Вегетативные реакции, возникающие в ответ на интенсивную эмоциональную нагрузку. К ним можно отнести сужение или, напротив, расширение просвета кровеносных сосудов, приводящих к субъективным ощущениям (жар, холод, головокружение, покалывание, шум в ушах и др.), повышенная потливость и другие.
Спектр человеческих эмоциональных состояний легко различим как по выражению лица, так и по другим невербальным знакам. Он весьма широк. Обычно проект на тему «Эмоции человека» включает в себя следующий список основных состояний:
- Злость, гнев, ярость, возникающие в качестве реакции, в том числе протестной, при ощущении несправедливости.
- Радость — переживание позитивного ряда, которое связано с нахождением человека в благоприятной ситуации или с его внутренним состоянием.
- Страх — реакция организма на ощущение угрозы здоровью и благополучию.
- Грусть. В этом состояние ухудшается настроение, ощущается подавленность. Видимых внешних причин при этом может и не быть.
- Удивление — довольно яркое переживание, возникающее в случае противоречия между убеждениями и представлениями о незнакомой ситуации и новым, не совпадающим с ними опытом.
К эмоциональному ряду можно отнести и спокойствие — состояние, характеризующееся абсолютной удовлетворённостью собой и окружающей обстановкой. Спокойствие характеризуется минимальной химической активностью или ее отсутствием.
Разумеется, в разнообразных жизненных ситуациях эмоциональных состояний человек использует гораздо больше. К ним можно отнести равнодушие, интерес, волнение, обиду, смущение. Нередко эмоции комбинируются между собой, и в этом случае даже самому человеку сложно сразу разобраться, что именно он испытывает.
Все эмоциональные состояния можно разделить на две большие группы:
- Положительные — восторг, радость, ликование. Они оказывают благоприятное влияние на самого человека. Вызывая в организме ряд биохимических реакций, они в некоторых случаях способны повысить работоспособность, улучшить самочувствие, изменить взгляд на мир. Нередко они благотворно действуют и на состояние окружающих людей. Отсюда расхожее выражение «зарядиться хорошим настроением».
- Отрицательные. Относящиеся сюда гнев, страх, злость способны не только заметно испортить настроение самому человеку и окружающим, но и навредить его объективному состоянию. Такие состояния легко передаются между людьми. Результатом этого может стать возникновение в коллективе нервозности, немотивированных обид, тревожности. С этой точки зрения, становится очевидно, насколько важно человеку контролировать свои негативные переживания, научиться переключаться с отрицательных переживаний на что-то другое.
Предполагается, что эмоциональные переживания есть и у животных.
Основные отличия от чувств
И чувства, и эмоции имеют тесную взаимосвязь с личными качествами самого́ человека и представляют собой своеобразные отражения его собственных переживаний, мышления, имеющегося у него опыта. Эти различия следует обязательно упомянуть в сообщении на тему эмоций.
В ряде случаев эмоции и чувства самим человеком не осознаются. Кроме того, зачастую сложно сразу определить их происхождение.
В пособиях по психологии эмоции определяются в виде переживания человеком его собственного отношения к какому-либо явлению. Эти переживания актуальны лишь в текущем моменте. В обиходе же понятие «эмоции» используется в более общем смысле и подразумевает цельную реакцию на происходящее в текущий момент. Подразумевается как психологическое переживание человека, так и физиологические реакции, сопровождающие переживание. Такое комплексное явление можно назвать эмоциональным состоянием.
В свою очередь, чувства представляют собой субъективное отношение человека к окружающим его предметам и явлениям. В обыденном же представлении понятие «чувство» настолько обширно, что утратило первоначальный смысл. При повседневном употреблении оно передаёт целый ряд понятий. Проявление чувств обусловливается ситуацией, в которой находится человек. Оно происходит на фоне определённых эмоций.
Например, мама, любящая своего ребёнка, в период предстоящих ему испытаний (например, экзаменов) может испытывать тревогу и даже страх, а в случае неудачи — огорчение. Однако её непосредственное отношение к ребёнку при этом не меняется, она его по-прежнему любит. А в случае успешного завершения испытаний мама будет испытывать радость, ликование. Таким образом, одно и то же чувство может выражаться в самых разнообразных эмоциях.
На этом примере видно, что непосредственного соотношения между чувствами и эмоциями нет.
Теории формирования
Получив задание составить план рассказа об эмоциональных переживаниях, школьник обязательно должен включить туда этот пункт.
В разные времена учёные и мыслители выдвигали различные гипотезы, объясняющие происхождение эмоций. Некоторые из них противоречили друг другу, а некоторые — дополняли. Список основных теорий формирования эмоций с привязкой ко времени выглядит следующим образом:
- Интеллектуалистическая концепция, подразумевающая, что телесное проявление эмоциональных состояний является результатом психической активности. Эта теория появилась на рубеже 18 и 19 столетий и была выдвинута И. Ф. Гербартом. Эту концепцию поддержал В. Вундт.
- Периферическая теория Джеймса-Ланге. Согласно ей, формирование эмоций происходит на фоне внешних событий, которые способны вызывать физиологические сдвиги в организме.
- Таламическая гипотеза связывает возникновение эмоций со стимуляцией вегетативных функций. Согласно ей, психологические переживания и физиологические реакции возникают единовременно.
- «Круг Папеса». Эта гипотеза подразумевает, что эмоции возникают в результате оживления и возбуждения сложной системы центров головного мозга.
- Авторы когнитивной теории считали, что эмоции образуются в результате механизмов мышления.
- Когнитивный диссонанс. Авторы теории считают, что в формировании мыслей важное положение занимают психологические обстоятельства. В результате позитивное эмоциональное состояние формируется при подтверждении ожиданий человека, а отрицательное — при несоответствии ожиданий и реальности.
- Психоорганическая гипотеза. Автор этой теории считал базисом эмоциональных проявлений физиологическое состояние человека. Оно считалось первоначальным, а эмоции — сопутствующим явлением. Согласно этой гипотезе, изменение организма происходит вследствие внешних влияний, а эмоциональные состояния формируются посредством системы обратных связей.
Из отечественных специалистов с этой темой работал Ю. Е. Виноградов — автор теории о наличии у человека эмоциональной памяти.
Обобщая опыт построения теорий, призванных объяснить формирование эмоций, можно заметить, что все рассмотренные предположения объясняют лишь единичные частные эпизоды происхождения эмоциональных состояний. Это является своеобразным доказательством точки зрения о том, что подробно разъяснить универсальный механизм возникновения эмоций пока невозможно.
Факторы влияния и возрастные особенности
Реферат, презентация или доклад на тему «Эмоции человека» должен содержать и информацию о факторах, способствующих их формированию. Считается, что на формирование эмоциональных реакций влияют несколько групп факторов:
- Социальные, которые причисляются к внешним.
- Биологические факторы, которые традиционно относят к внутренним.
Биологические факторы являются преобладающими на ранних стадиях детского психического развития. В этот период формирующиеся эмоции сопряжены с необходимостью удовлетворения основных потребностей. Возникающие и формирующиеся эмоции в этот период называют первичными, или базовыми. По мере расширения социальных факторов, влияющих на детскую психику, на основании базовых эмоций образуются производные от них. Они называются вторичными.
Считается, что особенное значение для формирования эмоциональной сферы представляют личностные переживания человека. Здесь велика роль отличительных черт характера, морально-этических и нравственных качеств. Всё это в совокупности является фундаментом для формирования эмоциональной сферы человека и его внутреннего мира. В то же время эмоции человека определяются и спецификой социальной сферы:
- Для новорождённого основным моментом, влияющим на формирование эмоций, является непосредственный контакт с матерью.
- В периоде младенчества присоединяются условия невербальной коммуникации со стороны близкого окружения.
- В период раннего детства ведущую роль играют обстоятельства игровой коммуникации.
- Для дошкольника наряду со всем этим важна и познавательная деятельность, отражённая в детском восприятии. Для детей в этом возрасте важны все виды игровой деятельности.
- Младший школьный возраст характеризуется расширением воздействия на эмоциональную сферу за счёт учебно-воспитательного процесса.
- В подростковом возрасте ведущую роль приобретают биологические изменения, сопряжённые с половым созреванием. Они некоторым образом диктуют своеобразные механизмы формирования эмоций в этом возрасте.
К этой социальной группе влияющих факторов можно отнести нюансы культур разных народов, воздействие средств массовой информации и общепринятые способы проявления различных переживаний у разных народов мира.