Детство Темы
Иванов
Вместо прежнего школьного учителя Бориса Борисовича в класс приходит молодой немец Роберт Иванович Клау. Ученики сразу почувствовали, что он — совсем не такой, как Борис Борисович.
Тема подружился со своим соседом по парте Ивановым и даже стал во всем подражать ему. Говорил, что любит его так же, как маму.
Иванов умел рассказывать разные интересные истории, пугал страшилками. Теме очень нравились его рассказы. «Смотрит на него Тема, смотрит на маленький, болтающийся в воздухе порыжелый сапог Иванова, на лопнувшую кожу этого сапога; смотрит на едва выглядывающий, засаленный, покрытый перхотью форменный воротничок; смотрит в его добрые светящиеся глаза и слушает, и чувствует, что любит он Иванова, так любит, так жалко ему почему-то этого маленького, бедно одетого мальчика, которому ничего, кроме его рассказов, не надо, — что готов он, Тема, прикажи ему только Иванов, все сделать, всем для него пожертвовать».
Благодаря Иванову Тема стал много читать. Потом он узнал, что Иванов — круглый сирота, живет у своих богатых родственников, помещиков, но они его не очень любят. Еще Иванов часто говорил Теме, что летом надо ехать в деревню к его родственникам, там очень интересно, растут вишни, много книг… Он просил маму отпустить его, а она в ответ обещала сделать это, но если Тема перейдет в третий класс. Теме очень хотелось в деревню. Он мечтал, как поедет туда, какое это будет счастье, как он привезет оттуда много вишен маме.
По утрам, когда Теме не хотелось вставать, он вспоминал своего друга, и, сознавая, что сейчас увидит его, его охватывало сладкое чувство. Он с радостью представлял, как сейчас увидит Иванова и как будет здорово, когда их одноклассник Корнев будет из зависти к ним ронять всякие обидные высказывания в их адрес. В такие минуты Тема считал себя самым счастливым человеком.
Ябеда
Однако настало время, когда дружба Темы с Ивановым прекратилась и мечты о деревне не осуществились. И «даже самое воспоминание об этих лучших днях из детства Темы жизнь безжалостно наложила свою гадливую печать, как бы в отместку за доставленное блаженство».
Учитель французского языка Бошар был грубым и жестоким по отношению к ребятам. На уроках он хлопал своей широкой, пухлой ладонью и кричал по-французски громким равнодушным голосом:
«— Voyons, voyons dons!»
Что означало: «Эй, вы, потише!»
Однажды на его уроке произошло нечто, изменившее жизнь Темы. Во время занятия в маленькое круглое окошко класса, проделанное в дверях, заглянул чей-то глаз. Вахнов показал глазу кукиш. Оказалось, что глаз принадлежал Ивану Ивановичу, который потребовал Вахнова к директору. Вахнов испугался и стал уверять, что это не он и что Бошар может это подтвердить. Однако Бошар его не спас, и Вахнову пришлось идти к директору. В коридоре он стал на колени и стал умолять пощадить его. В школе все знали, что у Вахнова очень строгий отец, и Иван Иванович пожалел мальчика.
Эта история дошла до директора, и педагогическим советом Вахнов был приговорен к двухнедельному аресту по два часа каждый день. Вахнов посчитал, что донес Бошар.
В классе же к Вахнову установилось нечто подобное сочувствию. Он понимал, что это временное явление и для того, чтобы сделать его постоянным, нужно потрудиться.
«Бедная голова Вахнова, может быть, в первый раз в жизни, была полна другими мыслями, чем те, какие внушало ей здоровое, праздное тело пятнадцатилетнего отупевшего отрока. Его мозги тяжело работали над трудной задачей, с которой он и справился наконец».
Однажды на уроке, за миг до его начала, Вахнов поведал Теме и Иванову о том, что он всунул в стул, на который сядет Бошар, иголку. Мальчики ужаснулись, но не стали выдавать Вахнова, так как это было не по-товарищески.
Бошар величественно вошел и опустился на стул, в то же мгновение вскочил с него с пронзительным криком. Когда он нашел иголку, то выскочил вон из класса. Через некоторое время появился совершенно бледный директор, который бросился к последней скамейке. На ней как раз сидели Тема, Иванов и Вахнов.
Директор схватил Тему и потащил его к себе в кабинет. Тему охватил ужас, особенно после того, как директор повернул в двери ключ. Он стал кричать, что не имеет отношения к случившемуся. Директор же пытался вырвать из него признание, кто это сделал.
«Впившиеся черные горящие глаза ни на мгновение не отпускали от себя широко раскрытых глаз Темы. Точно что-то, помимо воли, раздвигало ему глаза и входило через них властно и сильно, с мучительной болью вглубь, в Тему, туда… куда-то далеко, в ту глубь, которую только холодом прикосновения чего-то чужого впервые ощущал в себе онемевший мальчик…
Ошеломленный, удрученный, Тема почувствовал, как он точно погружался куда-то…».
И Тема не выдержал и, умоляя о пощаде, нечаянно выложил, все, что знал.
Удовлетворенный директор запер мальчика в соседней комнате, а сам ушел. Тема закричал.
Через некоторое время Тема услышал, как в кабинете директора раздаются крики. Это директор пытался вырвать признание у Иванова.
«— Я не могу, я не могу… — доносился как будто с какой-то бесконечной высоты до слуха Темы быстрый, дрожащий голос Иванова. — Делайте со мной, что хотите, я приму на себя всю вину, но я не могу выдать…».
Тогда директор сказал, что Иванов исключается из гимназии. Мальчик ответил, что даже, несмотря на это, он не пойдет на подлость.
Через полчаса состоялось определение педагогического совета, на котором было решено, что
Вахнов исключался из гимназии, родным Иванова предложено было добровольно взять его, а Карташев наказывался на неделю оставаться во время обеда в гимназии по два часа каждый день.
Теме приказали идти в класс, и он чувствовал себя страшно униженным. Ему хотелось умереть. Сознавать, что ты — ябеда, было невыносимо.
Дома он рассказал все родителям, но скрыл, что сам выдал товарища. Мама догадалась, что было что-то, о чем ее сын промолчал и стала выяснять, что же он скрывает. Не выдержав, Тема расплакался и все рассказал. Мама сказала, что впредь ему следует помнить о своей слабости и контролировать себя, а пока же нужно успокоиться. Но еще долго вечером Тема молился и вспоминал Иванова, и сознание того, что он его больше не увидит, действовало на него так страшно, что он визжал от боли и, впиваясь зубами в подушку, застывал в тоске.
Когда Тема мечтал о летней поездке в деревню, он не предполагал, что его замечательные отношения с Ивановым могут испортиться. Он с удовольствием представлял свой отдых в компании лучшего друга, их каникулы, наполненные интересными занятиями. В этот момент ничто не грозило их дружбе. Однако всего одного момента бывает достаточно, чтобы разбилось нечто светлое и прекрасное. Жестокое нравственное испытание выпадает на долю Темы. Растерянность и страх не лучшие помощники, в данном случае они сыграли с главным героем злую шутку. По сути, Тема совершил предательство. Однако он сделал это не специально, просто не справился с испугом. Потом же его сильно мучила совесть, однако он и тогда не смог побороть свой страх и пойти к своему другу, чтобы попросить у него прощения. Основная мысль двух данных глав заключается в том, что нельзя позволять страху одерживать над собой верх. Как бы ни был силен испуг, нужно взять себя в руки.
В Америку
Отныне классная комната была Теме отвратительна как свидетельница его позора. Через несколько дней после случившегося к Теме подошел Касицкий и начал с ним разговаривать. Потом их общение продолжилось и в другие дни. Наконец Косицкий спросил Тему, можно ли ему сесть вместе с ним. Тот с радостью согласился.
Потом и Данилов начал поглядывать на Тему. Он ему сочувствовал, но ему было стыдно выразить ему свое участие. Когда же Касицкий пересел к Теме, Данилов тоже попросился. Тема очень обрадовался, а Касицкий закричал во все горло: «Вот мчится тройка удалая!»
Данилов очень любил море и постоянно рассказывал друзьям о нем. Он давно уже умел и грести, и управлять рулем. Отец его был капитаном порта, поэтому Данилов даже во сне грезил морем. Однажды Данилов предложил Теме и Касицкому покататься на лодке. С тех пор морские прогулки стали для них обычным делом. Зимой, когда море замерзло, они просто смотрели на него и разговаривали про корабли.
Понемногу план созрел: попытать счастья и с первым весенним днем удрать в Америку на первом отходящем пароходе. Данилов все обдумал и стал собирать с друзей деньги на поездку. Отныне они экономили на школьных обедах и отдавали любые средства своему другу на сохранение. На уроках им всегда хотелось есть, но они терпели.
Данилов считал, что прямо в гавани сесть на корабль не удастся, поэтому решил узнать, когда отходит подходящий корабль, заранее выбраться в открытое море на лодке и там, пристав к кораблю, объяснить, в чем дело, и уехать на нем. На корабле они хотели стать юнгами.
Еще Данилов решил строить лодку. В этом ему помог отец, дал лесу и руководителей. Всю зиму шла работа; сперва киль выделали, затем шпангоуты насадили, потом обшивкой занялись, а затем и выкрасили в белый цвет, с синей полоской по борту.
К урокам компания не готовилась. Темина мать родила еще одного сына, поэтому контроль на время ослаб, и у мальчика появились ужасные оценки. В школе считали, что он останется на второй год. От домашних Тема свое положение утаивал.
Друзья назначили свой отъезд на четвертый день Пасхи. Заграничный пароход отходил в шесть часов вечера. Решено было тронуться в путь в четыре.
Когда они прыгнули в лодку, Тема подумал с замиранием сердца: «Неужели навсегда?»
Они выехали в море и долго плыли, пока из гавани не показался пароход. Согласно законам аварий Касицкий выстрелил два раза из револьвера, а Данилов выбросил специально приготовленный для этого случая белый флаг, навязанный на длинный шест. На палубе показался целый ворох белых платков, но корабль не остановился: там подумали, что в лодке прощаются с ними.
Друзья были разочарованы. Когда же после Пасхи все собрались в школе, Касицкий не удержался и рассказал всем об их путешествии. Все смеялись и прозвали Данилова, Касицкого и Тему американцами.
Подготовка друзей началась после того, как все они загорелись идеей поехать в Америку. Идея часто выступает движущей силой, стимулом, в данном случае получилось именно так. Но при этом друзья не думали о разумности совершаемого. Они высчитывали, как им попасть на корабль, строили лодку, однако не представляли, что будут делать, если затею удастся воплотить. Считали, что бесплатная рабочая сила нужна везде. Но разве их жизни стали бы лучше, если бы им удалось покинуть родной дом? Мечта о море одного из мальчиков была столь сильной, что все, что составляло его нынешнее существование, казалось бессмысленным. Однако вместо того чтобы сначала выучиться, а потом связать свою жизнь с морем, он вместе с друзьями совершает безрассудный поступок. При этом ребята не думали о своих родных, о том, как они отреагируют на пропажу детей. В данном случае мальчишки поступили не только эгоистично, но и глупо: в любом случае с корабля их бы вернули домой. Основная мысль данной главы в том, что, горя какой-то идеей, не нужно тотчас же бросаться ее исполнять. Гораздо лучше постепенно набираться опыта, чтобы впоследствии исполнить свою мечту так, как хотелось.
Мать долго презрительно на него смотрела, а потом сказала: «Негодяй!» — и толкнула его ладонью по лбу.
Теме стало ужасно стыдно и обидно, он не ожидал такой реакции. Пришел отец, мать ему все рассказала, и он тоже выразил ему свое пренебрежение.
От отчаяния Теме захотелось умереть. Ему стало почти хорошо, когда он представил, как все будут бегать вокруг него, мертвого. На глаза ему попалась коробка спичек, и он подумал, что такая смерть была бы очень хороша.
Когда вопрос о смерти был выяснен, решимость его значительно ослабела, и он почувствовал ужас. Но все же протянул руку к спичкам, отобрал горсть их и начал потихоньку, держа руки под столом, осторожно обламывать головки. Потом он налил себе четверть стакана воды, всыпал в стакан головки спичек и…
Появилась служанка, закричала, и он опрокинул содержимое в рот. Появились отец и мать, его стали отпаивать молоком. Тема начал просить прощения, вид плачущей мамы его страшно напугал. Отец, возмущенный сценой, не выдержал и, плюнув, ушел в кабинет, а Тема продолжал вымаливать прощение.
Потом Тема много занимался и, когда ему разрешили передержку по экзаменам, выдержал ее отлично. И, когда за нарядно сервированным столом все его хвалили, ему казалось, что вот теперь он настоящий, а еще неделю назад был не настоящим Темой.
Для того чтобы преодолеть свои слабости, нужно иметь очень много выдержки. Главный герой произведения смог собрать свою волю в кулак и исправить свои ошибки. Однако перед этим он совершил массу глупостей. Когда он забыл и думать про уроки, то уже обрек своих родителей и, прежде всего маму, на страдания. Потом, получив справедливое наказание, он вместо того чтобы осознать свои ошибки, решил усугубить их. По сути, Тема понимал, что его обозвали обидными прозвищами справедливо, ведь он был виноват. Но очень часто мы обманываем сами себя, закрываем глаза на свои проступки, считая виновными всех вокруг. Так и Тема решил наказать своих родителей, хотя виноват в своем горе был сам. То, что в итоге он смог понять неправильность своих действий и захотел исправить совершенное, очень хорошо, это означает, что впредь Теме будет легче избегать таких ошибок. Искреннее раскаяние всегда свидетельствует о том, что человек стал мудрее. С героем произведения так и случилось.
Рассказ «Детство Темы» Гарина-Михайловского был написан в 1892 году. Это автобиографическое произведение, в котором писатель уделил особое внимание периоду, в котором человек наиболее уязвим, нежен и беспомощен – детству.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Детство Темы» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Содержание
- Главные герои
- Другие персонажи
- Краткое содержание
- Глава 1. Неудачный день
- Глава 2. Наказание
- Глава 3. Прощение
- Глава 4. Старый колодезь
- Глава 5. Наемный двор
- Глава 6. Поступление в гимназию
- Глава 7. Будни
- Глава 8. Иванов
- Глава 9. Ябеда
- Глава 10. В Америку
- Глава 11. Экзамены
- Глава 12. Отец
- Заключение
Главные герои
Артемий Карташев (Тема) – живой, непоседливый мальчик с добрым сердцем и пытливым умом.
Другие персонажи
Николай Семенович Карташев – отец Темы, генерал в отставке, прямой, честный, твердый мужчина.
Аглаида Васильевна Краташева – мать Темы, добрая, чуткая, все понимающая женщина.
Зина – старшая сестра Темы, с которой он постоянно конфликтует.
Таня – любимая горничная Темы, добрая и приветливая девушка.
Вахнов, Иванов, Касицкий, Данилов – одноклассники Темы.
Краткое содержание
Глава 1. Неудачный день
Утро восьмилетнего Темы начиналось, как всегда, очень радостно. После гигиенических процедур и завтрака мальчик отправился на террасу, где увидел, как расцвел «любимый папин цветок, над которым он столько возился».
«Маленькое сердце Темы» затрепетало от счастья – он представлял, как обрадуется папа, и как они вместе отправятся к главному садовнику ботанического сада, чтобы показать этот чудесный цветок.
От переполнявших чувств Тема захотел поцеловать цветок, но, не удержав равновесие, упал и сломал его. С ужасом взирая на сломанный цветок, Тема отдал бы все, что угодно, «чтобы все вдруг остановилось» и беда прошла стороной.
Мальчик представлял, как отец, узнав о содеянном, страшно накажет его. Не в силах вынести эти муки, Тема решил исправить ситуацию и воткнул стебель цветка в землю. Скрывшись на кухне, он с облегчением узнал, что родители собрались уезжать – наказание откладывалось.
Провожая родителей, Тема особенно горячо поцеловал мать, и та заподозрила, что совесть мальчика не чиста. Отец же решил, что подобное воспитание превратит его сына в «какую-то противную слюнявку».
Оставшись без родительского надзора, Тема принялся вовсю шалить. Он взобрался на резвую лошадь и, немного проскакав, упал с нее. Затем принялся ругаться с бонной и драться со старшей сестрой Зиной.
Оставшись в одиночестве, Тема предложил Иоське – сыну посудомойки – поиграть с ним в обмен на кусочки сахара. За воровством сахара мальчика застукала бонна-немка и сестра. Теперь уж точно не избежать отцовского наказания!
Когда началась гроза, Тема вспомнил, что давно не видел свою собаку Жучку. Он бросился на улицу искать ее, и в этот миг столкнулся с отцом.
Глава 2. Наказание
Выявив «полную несостоятельность системы воспитания сына», отец решил наказать его. Тема предложил отрубить ему руки или отдать разбойникам, но отец решил иначе. Он принялся пороть мальчика, невзирая на его мольбы прекратить это. В душе ребенка впервые проснулась ярость и ненависть, и он укусил руку отца. Не выдержав криков, мать вбежала в кабинет, и остановила порку.
Глава 3. Прощение
Мать заметила «маленькую фигурку Темы, лежащего на диване с уткнувшимся лицом». Аглаида Васильевна решила его не беспокоить, и отправилась в свои покои. Женщина укоряла себя за то, что допустила телесное наказание сына. Она считала, что детей нужно не бить, а объяснять, убеждать и рассказывать – «вот задача правильного воспитания».
Узнав, что сын ничего не ел весь день, Аглаида Васильевна очень расстроилась. Вечером она приготовила для Темы ванну и приглушила свет. Она знала, что во время порки Тема намочил штанишки, и приказала всем сделать вид, будто ничего не случилось.
Тема самостоятельно вымылся и, увидев специально оставленный хлеб, съел его. Любимая его горничная – добрая и приветливая Таня – предложила мальчику пожелать доброй ночи родителям, и он нехотя согласился.
Не выдержав напряжения дня, Тема горько заплакал, «закрывая руками лицо». Он рассказал матери обо всем, что случилось, и слезы принесли его душе долгожданное облегчение. Аглаида Васильева объяснила сыну, что «трусить, бояться правды – стыдно», и нужно было сразу признаться в содеянном – тогда бы и наказания никакого не было.
Глава 4. Старый колодезь
От няни Тема узнал, что его любимицу Жучку «в старый колодезь бросил какой-то ирод». Собака страдала, лаяла и визжала весь день, но никто ей не помог. Тема с трудом заснул, а утром почувствовал «какую-то болезненную истому».
Преодолев слабость, мальчик отправился к заброшенному колодцу, чтобы выручить Жучку. От жалобного воя собаки «сердце Темы мучительно сжалось». С большим трудом он спустился на дно колодца, и достал Жучку. Силы покинули Тему, и он потерял сознание.
Тема очнулся, «лежа на своей кроватке» и с ледяными компрессами на голове. Он был очень болен и находился на волосок от смерти.
Глава 5. Наемный двор
Тема боролся с болезнью все лето, и только к осени «организм ребенка взял верх». Чтобы Тема быстрее восстановил прежние силы, родители разрешили ему «бегать и играть на наемном дворе».
Просторный наемный двор примыкал к дому, где жило семейство Карташевых, и был отделен от него сплошной стеной. Николай Семенович сдавал это бесполезное для него место еврею Лейбе, который, в свою очередь, сдавал наемный двор по частям. На территории двора находились лавка, трактир, а также крошечные квартирки, которые Лейба «отдавал внаем всякой городской голытьбе». Здесь было много грязных, но здоровых и веселых детей, которые «целый день бегали по двору».
Тема с большим удивлением и не меньшим удовольствием окунулся в эту совершенно новую для него жизнь. Кучи мусора, которых было великое множество во дворе, представляли для местных мальчишек «неисчерпаемые источники богатств и наслаждений». Тема не заметил, как за веселыми играми с его новыми приятелями пролетел год. За это время он заметно «вырос, окреп и развернулся».
Однажды ребята зашли без спроса на бойню, где на них напал разъяренный бык. Только чудом мяснику удалось спасти Тему, и он «на прощанье надрал ему уши». Мальчик решил отплатить за это унижение и бросил в мясника камень, разбив ему лицо. Генерал заступился за сына, в то время как Аглаида Васильевна была глубоко возмущена поступком Темы.
Глава 6. Поступление в гимназию
Тема поступил в гимназию и «в первый раз надел форму» – он был очень счастлив. Он не отказал себе в удовольствии пройтись в новенькой форме по наемному двору, чтобы все заметили его новый статус.
Тема согласился пойти с ребятами искупаться в море, где его форму украл какой-то старик. Ему пришлось голышом пробираться по городским улицам, и он с трудом стерпел это неслыханное унижение. Пока шили новую форму, Тема был вынужден сидеть дома, и он явился в гимназию с опозданием.
Свободное место оказалось на последней парте, где сидел верзила – четырнадцатилетний Вахнов. Из-за него первый день Темы в гимназии оказался на редкость мучительным. Однако он не стал ябедничать директору на Вахнова, и тот решил исключить его из гимназии.
Карташевы «поехали объясняться к директору». На педагогическом совете было решено в течение недели оставлять Тему на лишний час в гимназии в качестве наказания.
Глава 7. Будни
В тот же год в гимназию поступила и Зина, и теперь брат с сестрой каждое утро отправлялись вместе на учебу. Тема любил предаваться фантазиям, и часто опаздывал, за что его постоянно ругали учителя.
Вахнов не прекратил издеваться над более слабым и беззащитным Темой, который неизменно получал плохие оценки по поведению. Вахнов измывался не только над Темой, но и над слабым учителем немецкого языка, страдавшего от «тяжелой, неизлечимой» болезни.
Тема рассказал матери о больном учителе, и они отправились навестить его. Там они встретили Томылина – учителя естественной истории, которого любили все ученики. Аглаида Васильевна выразила ему благодарность за его методы преподавания, а также за его чуткость и стремление оберегать «чувство собственного достоинства ребенка».
Зина и Тема вместе делали уроки, «всегда под непосредственным наблюдением матери». Они очень отличались в своем отношении к урокам: Зина была старательной, трудолюбивой ученицей, в то время как Тема всячески старался увильнуть от своих обязанностей.
После уроков Тема немного бродил по дому, а после ложился спасть, ведь рано утром нужно было идти в школу – так проносилась череда «скучных, тоскливых дней»…
Глава 8. Иванов
Учитель немецкого языка все-таки умер, и на его место пришел новый преподаватель. Как-то незаметно для себя Тема «сошелся с своим новым соседом, Ивановым». Тихий и спокойный мальчик оказал большое влияние на Тему – благодаря новому другу он пристрастился к чтению, и уже во втором классе с упоением читал Гоголя, Майн-Рида, Вагнера.
Иванов был круглым сиротой и жил у родственников. Он сразу понравился Аглаиде Васильевне, которая жалела его. Тема рассказал матери, что приятель пригласил его летом отдохнуть у них в деревне. Аглаида Васильевна согласилась, но только с тем условием, что Тема благополучно перейдет в третий класс.
Глава 9. Ябеда
Однако планам Темы отправиться летом в деревню не суждено было сбыться. Однажды Вахнов решил отомстить учителю французского языка и всунуть в его стул иголку. Он рассказал об этом Иванову и Теме, но вместо одобрения услышал, что это «гнусная гадость».
Когда учитель пожаловался директору на злую проделку, тот привел к себе в кабинет Тему, и принудил его назвать имя проказника. Вахнова исключили из гимназии, также выгнали и Иванова, который даже под угрозой исключения не мог «сделать подлость». После этой истории Тема чувствовал себя отвратительно.
Он рассказал всю правду только матери, и та предложила ему помолиться и попросить у Бога «твердость и крепкую волю в минуты страха и опасности».
Глава 10. В Америку
Тема сдружился с Касицким и Даниловым – только эти мальчики из всего класса пожалели его после неприятной истории с Ивановым и Вахновым. Новые приятели решили сидеть за одной партой.
Данилов, как истинный сын капитана порта, «спал и грезил морем». Он «давно уже умел и грести, и управлять рулем», и предложил Теме и Касицкому покататься на лодке. Вскоре «прогулки по морю стали излюбленным занятием друзей». Зимой же, когда море замерзало, они просто гуляли по берегу, слушая увлекательные истории Касицкого.
Однажды ребята решили отправиться в Америку. Они стали копить деньги, и даже построили лодку. Впрочем, уплыть им не удалось, но они не слишком огорчились – на носу были важные экзамены.
Глава 11. Экзамены
Во время сдачи экзаменов Тема уверенно держал оборону, и рассказывал родителям, что все предметы сдает хорошо. Но вскоре выяснилось, что «он срезался по трем предметам», и родителям нужно было лично явиться к директору, чтобы тот допустил нерадивого ученика на пересдачу.
Тема ждал проявления гнева и упреков в свой адрес, но родители отнеслись с презрением к его слабым познаниям, но главное – к обману. Мучаясь от стыда, он решил – «отчего бы ему не умереть?!». Тема представил, как бы огорчились родители, и «злое, недоброе чувство» шевельнулось в его сердце.
Недолго думая, Тема привел в исполнение свой план и наглотался серных головок от спичек. К счастью, Таня вовремя заметила намерение Темы, и его удалось спасти.
Родители договорились с директором о пересдаче экзаменов, и Тема всю неделю «не мог оторваться от книг». После блестящей сдачи всех предметов директор заметил, что Тема при желании мог «бы быть украшением гимназии».
Глава 12. Отец
Здоровье Николая Семеновича Карташева стало заметно ухудшаться. «Он стал мягче, ласковее», и вся чаще искал общества родных людей.
Тема поделился с родителями своей мечтой – поступить на флот, и отец неожиданно поддержал его. Он принялся рассказывать мальчику увлекательные истории из своей прошлой военной жизни, красочно описывал сражения, отношения с товарищами по оружию.
Вскоре Николай Семенович почувствовал себя настолько плохо, что слег в постель, и уже больше не вставал. Беспомощность некогда отважного генерала «щемила сердце и вызывала невольные слезы».
Перед смертью Николай Семенович успел благословить своих детей, и на рассвете скончался. С уходом отца закончилось и детство Темы…
Заключение
В своей книге автор выразил мысль, что детство – это не только радостная, безмятежная пора. Дети, наравне со взрослыми, учатся быть сильными, честными, благородными.
После краткого пересказа «Детство Темы» рекомендуем прочесть рассказ Гарина-Михайловского в полной версии.
Предыдущая
Краткое содержание«Детство Никиты» краткое содержание повести Толстого – читать пересказ онлайн
Следующая
Краткое содержание«Дикие лебеди» краткое содержание сказки Андерсена – читать пересказ онлайн
Автор: Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
Название: «Детство Тёмы»
Жанр: Повесть
Тема произведения: Детство
Число страниц: 192
Главные герои и их характеристики:
- Тёма – энергичный, эмоциональный, балованный, резвый, неусидчивый непоседа, любящий животных и изучающий мир
- Отец Тёмы – строгий, мудрый
- Мама Тёмы – милосердная и добрая
О чем произведение:
В повести рассказывается о детстве Тёмы: его проблемах, мыслях, рассуждениях, эмоциях.
Сюжет — краткое содержание:
Тёма случайно ломает папин любимый цветок. Когда родители уезжают в город, мальчик проказничает и балуется. За это отец порет его и наказывает, а мать защищает и проводит беседу. Внезапно ребенок узнаёт, что его собаку бросили в колодец, и он, рискуя жизнью, её спасает. После этого мальчик заболевает и проводит много времени в постели. После выздоровления у мальчика много привилегий от родителей, и он ими пользуется. Тёма поступает в гимназию и находит новых друзей. Лучшего друга исключают из заведения. Тёма начинает дружить с Даниловым и Касицким. Вместе у них много планов на жизнь. Тёма определяется с профессией и советуется с родителями. Герой успешно пересдаёт проваленные экзамены. Отец умирает, и детство заканчивается.
Понравившийся эпизод:
Мне очень понравился эпизод, где Тёма спас Жучку, свою собаку. Он был невероятно смел и находчив, готов пожертвовать жизнью ради друга. Я очень волновалась, что Артемий сам упадёт в колодец. Хорошо, что этого не случилось.
План произведения для пересказа:
- Цветок и проказы
- Наказание и помилование
- Спасение собаки
- Долгая болезнь
- Поступление в гимназию и сложности в учёбе
- Друг Иванов и товарищи Данилов и Касицкий
- Пересдача заваленных экзаменов и конец детства
Главная мысль:
Детство – самая лучшая и интересная пора в жизни человека.
Чему учит эта повесть:
Повесть учит слушаться старших, сначала думать, а затем делать, быть честным, справедливым, старательным человеком.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Автор очень точно передал эмоции и переживания ребёнка. Тёма учился на своих ошибках и рос, наслаждаясь своим прекрасным детством.
Новые слова и выражения:
Мошка – мелкое двукрылое насекомое
Вожжи – ремни, верёвки для управления лошадью в упряжи Государь – правитель
Пословицы к произведению:
У ребенка заболит пальчик, у матери сердце.
Посеешь привычку — вырастишь характер.
Детство — время золотое.
Родительское слово мимо не молвится.
Другие читательские дневники здесь
Произведение понравилось.
Почему ?Потому что в этом произведении рассказывал сам автор про себя (он и был «Мамин Сибиряк»
Главным героем романа А.С.Пушкина «Дубровский» является единственный сын отставного поручика гвардии Владимир Дубровский. Молодой человек рано лишился матери, и был отправлен на воспитание в Петербургское кадетское училище.
В Петербурге Дубровский провел всю свою беззаботную юность. Для содержания сына отец не жалел денег, и молодой человек мог позволить себе «роскошные прихоти» и не задумываться о будущем.
Однако, вся его жизнь круто изменилась, когда Владимир получил неожиданное известие о серьезной болезни отца.
Борьба за справедливость
Дубровский спешит домой и застает последние дни жизни своего отца. Троекуров, сосед и бывший друг Дубровского старшего, по решению суда забирает себе родовое имение Дубровских, тем самым лишая молодого барина наследства.
Спасая родной дом от осквернения, Владимир Дубровский поджигает усадьбу. Тем самым он нарушает закон, вследствие чего вынужден скрыться. Его поддерживают его крестьяне, которые не желают «другого барина» .
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДУБРОВСКИЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПРЕДВОДИТЕЛЕМ ШАЙКИ РАЗБОЙНИКОВ.
Любовь рушит планы
Молодой человек принимает решение отомстить главному виновнику всех своих бед Троекурову. Он проникает в дом своего врага подвидом учителя французского языка Дефоржа.
Однако, там он встречает Машу, дочь Троекурова, к которой у главного героя возникают глубокие чувства. Дубровский вынужден изменить свои планы и отказаться от мести Троекурову.
А.С.Пушкин изображает перед читателем образ романтического героя, которому присущи многие положительные черты. Дубровский умен, смел, деятелен. Владимир способен испытывать сильные чувства любви и ненависти. Он может совладать с собой в трудной ситуации.
Добавляют обаяния Владимиру такие качества как честность и верность своему слову. Его благородство, которое ярко выражается в его чувствах и поступках, превращают Дубровского из разбойника в героя.
Однако, его протест вызван личными причинами. Он не является крестьянским вождем. Наряду с чувством ответственности за своих людей, во Владимире присутствует стремление использовать их для достижения личных целей.Финал произведения трагичен. Дубровский не осуществил свою месть и не добился своей любви.
<span>Художественный образ,в котором воплощены ведущие черты определенной группы людей — это тип.</span>
<span>.Лепшыя сябры.2.Сварка .3Дорога да дому.4.Пошук Лени.5.Хвароба .6.Прымирэнне </span>