План к акула 3 класс толстой рассказу

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • План рассказа Акула

План

  1. Жара на корабле;
  2. Команда: «Купаться!»;
  3. Двое мальчиков уплывают в открытое море;
  4. Появляется акула, это видит отец одного из мальчиков;
  5. Ребята не слышат предупреждений об опасности;
  6. Матросы спускаются в лодке на воду;
  7. Ребята замечают акулу и расплываются в разные стороны;
  8. Отец мальчика стреляет по воде;
  9. Чудовище убито, мальчиков спасают.

Краткое содержание рассказа

У берега Африки стоял корабль. Под вечер погода испортилась, становилось очень жарко, как в пустыне.

Капитан взошел на палубу и прокричал: «Купаться!». Тот же час ребята матросы опустили в воду парус, попрыгали вниз и начали там плавать.

Двоим мальчикам стало слишком тесно плавать с остальными, и они поплыли в море. Словно ящерицы, что есть мочи, они поплыли к бочке под якорем. Один из них сначала плыл впереди, но после начал отставать. Его отец, который наблюдал за всем этим с корабля, прокричал: «Понатужься!».

Неожиданно кто-то вскрикнул: «Акула!». Оглянувшись, все увидели, как чудище проплывает мимо ребят.

Отец мальчика, старый артиллерист, что есть мочи кричал: «Вернитесь!», но ребята не слышали его, продолжали веселиться и смеялись еще сильнее.

Матросы сбросили лодку, спустились в нее и поплыли, что есть мочи, к ребятишкам. Отец, белый как полотно, не двигаясь, наблюдал за детьми. Лодка была еще далеко, а акула не дальше нескольких шагов.

Когда мальчики неожиданно обернулись, все услышали пронзительный крик, ребята стали уплывать в разные стороны.

Визг мальчиков будто вывел артиллериста из оцепенения, он резко бросился к пушкам, лег к ним и прицелился. Все, кто был на судне, замерли в ожидании того, что будет дальше. Послышался выстрел, а отец упал около пушки и закрыл голову руками. На минуту дым не давал разглядеть, что стало с чудовищем и ребятами.

Когда дым рассеялся, со всех сторон все радостно закричали, отец открыл лицо и взглянул на воду. Мертвое тело акулы плыло кверху брюхом. Через несколько минут ребят привезли обратно на корабль.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Акула

План рассказа Акула

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Робинзон крузо (Даниель Дефо)

    С детства Робинзон мечтал о путешествиях, но его родители были против. Когда Робинзону уже исполнилось 18 лет, он отправился в Лондон на корабле.

  • Сочинение на тему Дети в семье

    Я думаю, что дети в семье – главное. Они основа, так как без детей, что может быть за семья такая? Тут считаются и свои, и приемные дети, если что. Без детей пара только формально семья

  • Другие
  • Сочинение по поэме Руслан и Людмила 5 класс рассуждение

    С детства известная нам поэма великого русского поэта А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в сказочной форме повествует нам о доблести и геройстве, о криводушии и вероломстве, о любви и преданности.

  • Анализ сказки Городок в табакерке Одоевского

    Жанровая направленность произведения представляет собой литературную познавательную сказку.

Перед тобой два варианта плана к рассказу. Сравни их, определи особенности каждого из них. Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать своё отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).
I вариант (показывает развитие сюжетной линии)
1. Остановка корабля.
2. Купание в парусе.
3. Мальчики плавают.
4. Появление акулы.
5. Мальчики увидели акулу.
6. Артиллерист стреляет из пушки.
7. Спасение мальчиков.
II вариант (показывает художественные особенности)
1. У берегов Африки. (На нас несло горячим воздухом с пустыни Сахары.)
2. Долгожданная команда: «Купаться!»
3. Соревнование юных пловцов в открытом море.
4. Отец любуется сыном и подбадривает его.
5. Появление морского чудовища.
6. Визг испуганных мальчиков.
7. Страх и отчаяние отца.
8. Мгновенное (неожиданное) решение.
9. Спасение мальчиков. Крики радости.

reshalka.com

ГДЗ Литературное чтение 3 класс (часть 1) Климанова. Поговорим о самом главном (стр.124-126). Номер №7

Решение

Первый план состоит из семи пунктов. Он показывает, как развивались события, в каком порядке. В нём кратко отражены все важные события рассказа, но не показаны эмоции героев. Непонятно, кем был артиллерист.
Второй план состоит из девяти пунктов. Он более подробный, но по нему сложно судить о произошедших событиях. Непонятно, что за чудовище появилось, кем был отец и какое решение он принял, чтобы спасти мальчиков. Зато в нём отражены эмоции героев.
Оба плана интересны по−своему, но мне ближе первый вариант. По нему проще пересказать основные события рассказа. Он лучше подходит для краткого пересказа.
Пересказ рассказа Толстого «Акула«:
Корабль стоял у берегов Африки. Было очень жарко.
Капитан велел спустить в воду парус и отдал команду купаться. Все с радостью полезли в воду.
Но два мальчика решили поплавать в открытом море. Они затеяли соревнования наперегонки. Команда с интересом смотрела за мальчиками, а артиллерист даже поддерживал криками одного из них, своего сына.
Вдруг с корабля заметили акулу. Все испугались. Капитан велел спускать шлюпку. С корабля стали кричать мальчикам, но они не слышали. Артиллерист побледнел, как полотно.
Вдруг мальчики заметили акулу и завизжали. Они бросились что было сил к кораблю.
Артиллерист бросился к пушке, навёл её на акулу и выстрелил. Он закрыл лицо руками.
Когда дым от выстрела рассеялся, стало видно, что акула убита и плавает кверху брюхом. Мальчиков подобрала шлюпка и доставила на корабль.

Как составить план 

План нужен для закрепления прочитанного материала и для того, что бы быстро вспомнить прочитанное. С помощью плана быстро восстанавливается суть повествования, имена героев и их действия. А также план нужен при написании сочинений, изложений и прочих контрольных работ, и при составлении собственного произведения. Планы бывают нескольких типов — цитатный, подробный и сжатый. Составление планов позволяет развить способность к анализу произведений. Нужно прочитать произведение, разделить на смысловые части и озаглавить их. Рассказ, обычно, состоит из вступления или завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. Кульминация — это наивысшая точка напряжения в рассказе. Рассмотрим на примере рассказа Толстого «Акула». 

Цитатный план 

Пишется с использованием цитат из текста, к примеру:

  1. «Наш корабль стоял у Африки.»
  2. «Капитан вышел на палубу, крикнул «Купаться!»
  3. «Мальчики первые прыгнули в воду, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.»
  4. «Вдруг с корабля кто-то крикнул: «Акула!»
  5. «Мальчики не слышали того, что им кричали, и не видели акулы.»
  6. «Артиллерист сорвался с места и побежал к пушкам.»
  7. «Раздался выстрел, и мы увидели артиллериста, упавшего подле пушки. Он закрыл лицо руками.»
  8. «По волнам колыхалась мёртвая акула.»
  9. «В несколько минут лодка доплыла до мальчиков и привезла их на корабль.» 

Подробный и сжатый план 

Сначала рассмотрим подробный план: 

  1. Корабль стоял у Африканских берегов. 
  2. Было жарко и капитан разрешил купаться в купальне из паруса. 
  3. На корабле были дети и они уплыли играть в открытое море.
  4. Навстречу им плывет акула. 
  5. С корабля кричали детям об акуле, но они не слышали. 
  6. Для их спасения послали лодку, но она не успевала. 
  7. Отец одного мальчика побежал к пушке. Он прицелился, а потом выстрелил. 
  8. Он попал в акулу и убил ее. 
  9. Детей благополучно доставили на борт. 

А теперь сжатый план: 

  1. Корабль стоит у Африки, и капитан разрешил купаться в жару.
  2. Дети уплыли далеко и на них плывет акула. 
  3. Артиллерист- отец одного из мальчиков, стреляет из пушки по акуле и убивает ее, а детей доставляют в лодке на корабль.

Тема: « Л.Н. Толстой «Акула» «

Цели: 1) познакомить учащимся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом ( формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте);

 2) совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения, побуждать к познавательной активности.

Задачи: 1) формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения;

 2) совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД);

 3) развитие воссоздающего и творческого воображения;

 4) воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства переживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев ( личностные УУД);

 5) создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД).

Тип урока: работа с художественным текстом (комбинированный).

Оборудование: авторская выставка книг Л.Н. Толстого; презентация к уроку, компьютер, проектор, экран; печатные листы для составления характеристики главных героев; «словарик эмоций и настроений»; толковые словари; рисунок корабликов для  рефлексии; сигнальные карточки.

Технология: развитие критического мышления через чтение и работу с текстом.

Приёмы: прогнозирование по названию; чтение с остановками; выборочное чтение; приём «Черты характера»; обращение к личному опыту учащихся.

Виды работы на уроке: коллективная; парная; индивидуальная.

1.Организационный момент

  — Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Я желаю, чтобы вы помогали друг  другу, чтобы вы решали возникшие проблемы вместе, чтобы вы открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока.

2.Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

— С каким писателем мы начали работу на прошлом уроке? (Слайд1).

— Что интересного о его жизни вы запомнили? (Ответы детей, слайды 2,3, работа с выставкой книг.)

— Прежде чем перейти к изучению нового произведения, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н.Толстого. Для этого обратимся к его рассказу «Детство».(чтение)

— Что интересного о его жизни вы запомнили?

— В какой семье рос Л.Н.Толстой?(4 брата, 1 сестра)

— Как появились «Муравейные братья»? (из-за тайны)

— Прочитайте, в чем состояла тайна?

— Как это характеризует братьев? (чуткие, добрые, отзывчивые).

— А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение? (теплота, нежность, любовь к братьям, приятные воспоминания).

— Молодцы, вы хорошо поработали дома, внимательно прочитали рассказ.

3. Формирование учебной задачи урока.

— А чтобы узнать, какой рассказ мы будем читать на уроке, предлагаю справиться с хитрым заданием . У каждого на партах лежат карточки, возьмите карточку. Подчеркните только буквы русского алфавита. Будьте внимательными.

R F А Q N К G Z У I Л D Z А (АКУЛА)

— Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке?

— Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.

1) Узнаем: …….  .

2) Научимся: ………  .

3) Будем учиться: ……..  .

 (Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы.)

— Что обозначает это слово?

 (Акула – крупная хищная морская рыба.)

— Что интересного вы знаете об этой рыбе?

Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами.

Акула рыба прожорливая и хищная. Моряки говорят: «Что волк на земле, то акула в море».

Акула рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула — самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют “белая смерть”. Если ее поставить на хвост, то кончиком носа она достанет до четвертого этажа. У акул есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может храниться целый месяц и не портиться. Ученые пока не знают, как это происходит.

Зубы у акулы крупные, очень острые. Они расположены в пять рядов, а у некоторых видов и в семь рядов. Если акула поломает зуб, на его месте вырастает другой и так шесть раз в течение всей жизни.

 (В водах Мирового океана насчитывается около 350 различных видов акул. Учёные установили, что появились они раньше динозавров. Акулы очень прожорливы и вечно голодные. Самая крупная китовая акула, а самая страшная рыба-людоед – белая акула.)

— Спасибо, действительно,  акул, очень много, о них вы можете узнать из энциклопедии самостоятельно.

Африка, второй по величине материк после Евразии.. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня — Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры .В Африке находятся слоны, но

сороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго.

— Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте

посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.

4. Работа над новым материалом.

1) Игра «Предвидение».

Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе с таким заглавием?

2) Первичное восприятие.

( Текст читают учитель и Дербеденева Д.).

3) Проверка выполнения содержания и смысла рассказа.

 Поделитесь своими впечатлениями о произведении.

-Расскажите, что переживали во время чтения? (спокойствие, волнение, тревога, страх, ужас, радость, облегчение).

— Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь – что-то случится.

— Почему вам было страшно?

— Какое место вызвало чувство радости, тревоги, страха?

— Да, Лев Николаевич Толстой заставил нас пережить и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – в радость и облегчение

-К какому жанру относится это произведение?

   5. Подготовка к чтению рассказа учащимися.

  Словарно-лексическая работа.

  Ребята, прочитайте слова, записанные у меня на доске. Как вы понимаете их значение?

 Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, купальня, пушка.

4) Повторное чтение.  Анализ содержания рассказа. Выборочное чтение.

 а)  Чтение первой части. ( Читаем 1 абзац за мной (буксир).
-Где стоял корабль? ( у берегов Африки)

-Как Толстой описывает погоду в этот день? (День был прекрасный).

 -С чем автор сравнивает погоду?

— Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду?

— Какие авторские слова предвещали этот момент? (душно, несло горячим воздухом).

-Как бы вы озаглавили эту первую часть?

-«Корабль у берегов Африки».

б) Чтение второй части. Читаем 2 абзац за мной (буксир).
-Где матросы устроили купальню? (в парусе).

Как бы мы озаглавили эту часть?

— «Купание в парусе».

в) Чтение третьей части 3 абзац –(про себя).
— Кто же был с матросами на корабле? (два мальчика).

-Почему дети решили сплавать в открытое море?( им тесно было в парусе).

— Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? (Он пишет, что вздумали).

— Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка).

— Прочитайте, какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит

 -Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

(Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»)

-Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул? (Это означит не сдаваться, постараться победить ).

-Что выражает лицо артиллериста? ( радость, он гордился сыном).

-Как мы озаглавим эту часть?

— «Плавание наперегонки в открытом море».

г) Чтение четвертой части 4 абзац –вслух.
-С какого слова автор начинает эту часть? (со слова «Вдруг…»)

-Почему?

— Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (вдруг….)

-Что увидели матросы с палубы? ( акулу).

-Какими словами автор называет акулу? Почему?

(-Морское чудовище, потому что акула — хищница.)

-Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.

-Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись).

— Насколько эффективно было это решение?

-Как отреагировали дети на его слова? ( не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче).

-С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?

(с полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань).

—  Какие слова говорят о пережитых им чувствах? (артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.)

-Как матросы решили помочь мальчикам?(  спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.)

-Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?

(спустили, бросились, понеслись, они действуют быстро).

-Как мы будем читать?  ( быстро и с чувством волнения).

-На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?

(акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков, матросы не успеют их спасти).

-Как озаглавим эту часть?

 «Появление морского чудовища».

д) Чтение пятой части. 5 абзац – 1 ученик
-Как отреагировали ребята, увидев акулу?

— Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?

-ВИЗГ — это  пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…

-Как озаглавим эту часть?

— «Пронзительный визг».

-Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? (когда раздался выстрел)

— Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела)

е)Чтение шестой части). Чтение «цепочкой» (до слов «Но когда дым разошелся…»)
-Как подействовал визг мальчика на отца?

— «Сорвался», «побежал».

-Как он все делал?

-Он делал все быстро.

-Какое решение принимает артиллерист?

-Какой будет темп чтения? Какое чувство?

-Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)

-Как действует команда? Почему все замерли от страха?

-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?

-Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.

— На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части,  почему? Докажите.

Что художник на ней изобразил?

— Как бы мы озаглавили эту часть?

-«Выстрел».

ж)Чтение рассказа до конца.

-Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?

(со всех сторон раздался громкий, радостный крик, он открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.)

— Какое он сейчас он испытывает чувство? (чувство счастья, успокоения).

— Как бы мы озаглавили эту часть?

-« Мальчики на корабле».

5. Характеристика главного героя.

-Ребята, кто главный герой этого рассказа?

  -Что можно сказать об этом человеке, какой он? (старый артиллерист).

-Он сильный, храбрый, мужественный. Характеристика героя:

• сильный духом

• мудрый

• мужественный

• опытный

• находчивый

• решительный

• смелый

• бывалый

6.Вывод:

-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом?

-Какой урок хотел нам преподнести?

( Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.)

— Ради чего написан рассказ?

(Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.)

Артиллерист — сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет  находчивость в трагические моменты.

В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства  всегда помогают  решительно действовать, не терять самообладание.

— Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

— В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

7.Работа с пословицами:

А сейчас мы с вами прочитаем пословицы с экрана и выберем из них
ту, которая подходит к нашему рассказу.
Не зная броду, не суйся в воду.
Берегись бед ,пока их нет.

Не буди лихо ,пока оно тихо.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Какая же пословица подходит к нашему рассказу? Почему вы так думаете?

15.Итог урока:
— А еще что нового узнали вы на уроке?

— Что вам особенно понравилось?
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.

И прежде чем что-то сделать 7 раз подумайте и потом сделайте.

-О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)

Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске.

-Вы согласны?

16.Домашнее задание.

По выбору учащихся:

придумать продолжение рассказа

приготовить пересказ по картинкам

нарисовать иллюстрацию

пересказать по плану учебника

сочинить стихотворение об акуле

17.Рефлексия:

Рефлексия. На доске слайд: девочка со свечой.

-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. Зажечь свечу.

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!

 -Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.

  • План итогового сочинения с примерами
  • План итогового сочинения по русскому языку 11 класс пример
  • План итогового сочинения по русскому 11 класс 2022
  • План итогового сочинения по литературе клише
  • План итогового сочинения по литературе в 11 классе