-
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
Физика24 минут назад
Задача по Физики
-
Химия24 минут назад
100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути
-
Английский язык24 минут назад
Кто может помочь ,за ранеее благодарю
-
Русский язык24 минут назад
2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.
-
Математика24 минут назад
1)Знайдіть 1/4 години Хвилин
2)Знайдіть 1/5 центнера Кг
3) Знайдіть 1/2 кілограма грам
4) Знайдіть 1/10 хвилини
5) Знайдіть 1/5 години
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
- Автор: Чехов А.П.
- Название: “Гриша”
- Жанр: рассказ
- Тема произведения: о детях
- Число страниц: 5
6. Главные герои и их характеристика
- Гриша, мальчик, которому еще не исполнилось трех лет. Маленький и беззащитный. Любознательный, переполнен впечатлениями от своей первой прогулки.
- Няня. Особа легкомысленная и молодая. Безответственная, плохо следит за ребенком, зато думает о собственных удовольствиях.
- Мама Гриши. Заботливая, любящая, не замечает, что няня ее обманывает.
7. О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Маленького Гришу впервые выводят погулять в город, и маленький человек переполнен новыми впечатлениями.
Как правильно заполнить читательский дневник. Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
8. Краткое содержание
- Няня выводит тепло одетого маленького Гришу погулять на людные улицы большого города.
- До этого Гриша знал только несколько комнат своего дома, знал маму и папу, хотя и не понимал, зачем папа нужен.
- Улица поражает воображение мальчика, он пугается лошадей, пробует догнать кошку.
- Няня вступает в разговор с каким-то дядей, который не очень нравится Грише.
- Няня отводит мальчика в какое-то помещение, на кухню, где обнимается с кухаркой, а потом ест и пьет вместе с дядей.
- Дома Гриша пытается рассказать о том, что видел, но его никто не понимает, и мальчик получает касторки.
9. Понравившийся эпизод
Мне понравилось то, как Гриша, вернувшись домой, стал изображать, что видел. Он хотел показать лошадь, хотел показать дядю с усами, рассказать о страшной печке и о том, как няня пьет с дядей. Но у мальчика не получилось.
10. План произведения для пересказа
- Гриша оказывается на улице.
- Гриша вспоминает комнату.
- Столовая в доме.
- Зачем нам папа?
- Тетя и барабан.
- Лошади и кошки.
- Незнакомый дядя.
- Гриша на кухне.
- Няня пьет и дает Грише.
- Впечатления мальчика.
- Касторка для Гриши.
11. Главная мысль
Маленькому человеку мир кажется больше, чем он есть, удивительным и полным странных вещей. Ребенок нуждается во внимании, заботе и любви.
12. Чему учит эта книга
Рассказ учит любить детей, быть внимательными к детям, следить за детьми и не позволять им слишком рано знакомиться со взрослой жизнью. Учит не доверять воспитание детей няням, а стараться родителям больше проводить с ними время.
13. Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Это очень
интересный рассказ, главным героем которого, оказывается совсем маленький
мальчик. Мне было интересно читать о его впечатлениях о большом городе,
понимая, что ребенок видит мир иначе, чем он представляется взрослым.
14. Новые слова и выражения
Бурнус — плащ на меху.
Лампадка — старинный светильник.
Паяц — игрушка в виде клоуна.
Ухват — приспособление, чтобы ставить в печь
котелки.
Касторка — растительное масло из клещевины.
15. Пословицы к произведению
У семи нянек дитя без глазу.
Умел дитя родить, умей и научить.
И хорошему, и плохому учатся с детства.
Кашу маслом не испортишь.
В каждой бочке меда есть ложка дегтя.
Другие читательские дневники
Чехов А., рассказ «Гриша»
Жанр: рассказ
Читайте краткое содержание других рассказов Антона Чехова:
«День за городом»
Главные герои рассказа «Гриша» и их характеристика
- Гриша. Маленький мальчик.
- Няня. Безответственная, легкомысленная.
- Мама. Не очень умная, заботливая.
План пересказа рассказа «Гриша»
- Гриша на улице
- Комната Гриши
- Столовая
- Мама и папа
- Куда исчезает тетя?
- Лошади
- Солдаты
- Кошки и апельсин
- Дядя
- На кухне
- Пирог и рюмка
- Касторка
Кратчайшее содержание рассказа «Гриша» для читательского дневника в 6 предложений
- Мальчик Гриша впервые оказался на людной улице со своей няней.
- Он жил в комнате, куда приходила мама, он знал папу, но не знал зачем тот нужен.
- Грише понравилось на улице, его удивляли лошади, и он хотел погнаться за кошками.
- Няня не отпускала Гришу, а сама заговорила с каким-то дядей.
- Няня увела Гришу на кухню, где ела и пила с дядей и кухаркой.
- Гриша был полон впечатлений и чтобы успокоить мальчика мама дала ему касторки.
Главная мысль рассказа «Гриша»
Маленькому человеку все вокруг кажется удивительным и непонятным.
Чему учит рассказ «Гриша»
Рассказ учит радоваться жизни, удивляться всему, что есть вокруг, учит детской непосредственности и взгляду на мир. Учит любить детей и заботиться о них. Учит не доверять воспитание детей прислуге или посторонним людям. Учит тому, что лучше всего ребенку с родной мамой.
Отзыв на рассказ «Гриша»
Мне понравился этот рассказ, хотя мне и было немного жаль Гришу, которого няня не считала за человека. Няня вела очень некрасиво и думала не о ребенке, которого ей поручили, а своих интересах. А мальчик получил так много впечатлений, что чуть не заболел.
Пословицы к рассказу «Гриша»
В каждой бочке меда есть ложка дегтя.
Кашу маслом не испортишь.
Умел дитя родить, умей и научить.
И к худу и к добру приучаются смолоду.
У семи нянек дитя без глазу.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Гриша»
Мальчик Гриша впервые оказывается с няней на улице. Ему почти три года и мальчику жарко в его теплых одеждах.
До этого Гриша знал только четырехугольный мир своей комнаты, где в каждом углу что-то стояло, где он спал на кровати, где под кроватью валялся барабан и сломанная кукла. В том мире была еще столовая, где стоял Гришин стульчик, а за столовой кабинет папы.
Папы был личностью загадочной, и Гриша не понимал, зачем он вообще нужен. Мама и няня одевали и кормили его, а папа просто появлялся время от времени. Как и тетя, которая вообще приходила, а потом исчезала, оставив после себя барабан.
Гриша пробовал искать тетю под диваном, но не находил.
И вот сегодня Гриша впервые оказался на улице. Он был в восхищении, хотя немного напуган. Мимо прошли солдаты и Гриша стал маршировать им в такт. Он попытался побежать за кошками, но был одернут няней, он схватил апельсин, но получил по рукам.
Потом к няне подошел какой-то дядя и они долго разговаривали. Гриша начал хохотать, так ему понравилось все увиденное вокруг, и он стал тянуть куда-то незнакомого дядю.
Няни и дядя свернули во двор и вошли в какую-то кухню. Там была кухарка, которая поцеловалась с няней и взрослые сели разговаривать. А Грише было очень жарко и он не мог понять почему.
Взрослые начали есть и пить, и Гриша тоже потянулся к пирогу. Ему дали кусочек, потом дали выпить из рюмки. Гриша закашлялся, а кухарка и няня смеялись над ним.
Вечером Гриша долго рассказывал маме про виденное, но мама не понимала его. Она заметила, что у мальчика жар, и решила, что Гриша что-нибудь съел. Она дала переполненному впечатлениями Грише ложку касторки.
Содержание
1 Введение стр.3
2 Что такое мини-проект? стр.4-6
3 Мини-проект по рассказу А.П.Чехова «Гриша» стр.7-13
«Мир глазами ребёнка» (5 класс)
4 Заключение стр.14
5 Список литературы стр.15
Введение
На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Как известно в основе метода проектов и мини-проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов позволяет осваивать новые формы методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.
Как повысить эффективность уроков литературы? Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Когда на уроке школьники работают над мини-проектами, они учатся творить.
Что такое мини-проект?
Мини-проекты-это исследовательская работа для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной — самостоятельная поисковая, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.
Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках.
Задачи групповой работы:
- активизация познавательной деятельности;
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его;
- развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.);
- совершенствование межличностных отношений в классе.
Этапы мини-проектов
1 этап « Начальный» — выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы.
2 этап «Поисковый» — работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная обработка собранного материала.
3 этап «Исследовательский » — проведение исследования, решение поставленной проблемы
4 этап «Обработка результата» — переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта
5 этап «Заключительный» — подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта в виде мультимедийной презентации, либо в любой другой форме.
Условия, необходимые для успешной организации мини-проекта:
- четкое соблюдение времени;
- групповая форма работы;
- достаточно накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования
В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово — за ребенком, последнее — за учителем. В результате работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат — бесценное достояние учащегося. Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать, что оно должно быть значимо для всех, ошибочно.
Критерии оценивания мини-проектов
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов выполненного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Оценивание мини-проекта происходит после окончания работы учениками из других групп (1 балл или 0 баллов за каждый пункт)
Мини-проект по рассказу А.П.Чехова «Гриша»
«Мир глазами ребёнка» (5 класс)
Задачи:
- Образовательные:
- развивать навыки анализа прозаического текста, обогащать представление о художественной детали;
- активизировать словарь учащихся: лексику разнообразной тематики;
- заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра на разные темы;
- формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.
- Воспитательные:
- подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;
- развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
- воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
- продолжить формирование интереса к предмету.
- Развивающие:
- развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
- формировать умение грамотно работать с книгой.
Цель:
Рассмотреть тему открытия героем окружающего мира на основе идейно-художественного анализа рассказа А.П. Чехова «Гриша», увидеть особенности восприятия мира ребёнком, сравнить с восприятием мира взрослым человеком.
Актуальность мини-проекта
Неугасающий интерес к осмыслению детских образов и темы детства в литературе, познание мира ребёнка, который так отличается от мира взрослого человека, контраст между свежим детским восприятием, которое жадно впитывает всякое новое впечатление, которое распахнуто навстречу миру, и равнодушными реакциями взрослых людей — всё это и определяет актуальность проекта.
Мотивация.
Вступительное слово преподавателя.
Сообщение плана работы, целей и учебной задачи занятия: развивать умение взаимодействовать в группе, представлять результаты учебной деятельности.
Работа рассчитана на 2 урока. Дети работают в группах по 4 человека.
Этапы работы
1 Чтение рассказа с выписыванием слов с непонятным значением (выполняют вместе).
Далее каждый участник группы получает своё задание на листе. Все задания ярко и интересно оформляются. Учитель может помочь в распределении ролей.
2.Словарная работа.
1-й ученик
Выписывает из толкового словаря значение непонятных слов на лист, красочно оформляя.
1) бульвар – аллея или полоса зелёных насаждений вдоль (обычнопосреди) улицы (первоначально – на месте прежних городских валов), вдоль берега реки, моря, предназначенная для прогулок;
2) бурнус–плащ с капюшоном;
3) паяц – клоун;
4) шалить – баловаться;
5) ухват с двумя рогами – приспособление для подхватывания впечи горшков, чугунов железное полукольцо в виде двух рогов надлинной рукояти;
6) касторка – касторовое масло («касторка», масло клещевины, лат. Оlеum Ricini)–растительное масло, получаемое из растения клещевина
3. Рисунок «Мир глазами Гриши».
2-й ученик выполняет следующее задание.
Задание: нарисовать мир Гриши, делая акцент на образах предметов и на восприятии их Гришей.
4. Создание таблицы, поделённой на два столбца.
3-й ученик
В 1-й помещает те предметы, которые Гриша видит у себя дома. Как он воспринимает эти предметы? Какими видит своих домашних?
Во 2-й – предметы и люди, встреченные им на улице. Какие эмоции испытывает Гриша при встрече с незнакомым?
Сравнивает эти два мира. Отвечает на вопрос: как меняется мир Гриши с выходом на прогулку?
Привычный мир Гриши |
Новый мир Гриши |
До сих пор Гриша знал один только четырехугольный мир, где в одном углу стоит его кровать, в другом — нянькин сундук, в третьем — стул, а в четвертом — горит лампадка. Куклу с отломанной рукой и барабан, а за нянькиным сундуком очень много разных вещей: катушки от ниток, бумажки, коробка без крышки и сломанный паяц. Гришин стул на высоких ножках, часы, существующие для того только, чтобы махать маятником и звонить. В этом мире, кроме няни и Гриши, часто бывают мама и кошка. Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста. Папа — личность в высшей степени загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего существует папа — неизвестно. Еще есть другая загадочная личность — это тетя, которая подарила Грише барабан. Она то появляется, то исчезает. Куда она исчезает? Гриша не раз заглядывал под кровать, за сундук и под диван, но там ее не было. |
Солдат, лошади, чужая нянька с мандаринами, незнакомый дом, человек со светлыми пуговицами. Всех людей, которые встречаются Грише на улице, он считает папами и мамами, тётями, нянями, сравнивая их с собственными папой, мамой. Все реакции на новое носят подражательный характер, он всегда смотрит на няню: если няня не боится, значит и ему не страшно. Шагает в такт солдатам. Собак сравнивает с кошками. Блеск солнца, шум экипажей, лошади, светлые пуговицы, снеговые глыбы и лужи — всё это так поразительно ново и не страшно, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения, и он начинает хохотать. . |
Вывод — предполагаемый ответ (озвучивает каждая группа после составления таблицы и обсуждения её — во время презентации проекта): домашнее пространство – обжитое: детская и столовая, просто знакомое: комната с красными креслами и не обжитое: папин кабинет.
В обжитом пространстве Гриша знает все предметы. Всё, что окружает Гришу, он сопоставляет и сравнивает: мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу.
Значение вещей Гриша тоже понимает в силу своего возраста: часы существуют для того, чтобы «махать маятником и звонить». Существование других людей Гриша оправдывает только теми их действиями, которые связаны с ним. Всё его восприятие мира замкнуто на нём самом.
Но вот на улице он оказывается в новом, неведомом мире. С изумительной чуткостью автор передает восприятие ребенком этого «нового мира». Дома он рассказывает «маме, стенам, кровати, где он был и что видел», «не столько языком, сколько лицом и руками». Впечатления собрались в кучу и давят на него.
Гриша переступил границу старого домашнего мирка, он вырос из него. Он открывает новый мир. Такое открытие — это всегда испытание. Очень важно, чтобы в этом испытании маленькому человеку сопутствовал добрый и умный взрослый. Ведь если желание познавать не будет поддержано в детстве, оно умрёт. И Гриша превратится в обычного равнодушного человека. Конечно, Гриша еще слишком мал, чтобы можно было проследить становление его характера. Писатель скорее говорит о пробуждении сознания ребенка, о том влиянии, которое оказывает на него окружающая действительность.
5. Отношение взрослых к миру ребёнка
4-й ученик находит строки о поведении взрослых по отношению к Грише, выписывает их. Совместно с группой делает выводы( после оформления работы)
Предполагаемый ответ:
Все взрослые в рассказе воспринимают мир как обыденное, привычное. Так как Гриша выходит на прогулку с няней, то Чехов обращает внимание прежде всего на её поведение. Равнодушие няни к ребёнку проявляется в том, что она не объясняет ребёнку, как надо вести себя на улице, что можно, а что нельзя, называет его дураком, грубо хватает за плечи. Няня не понимает Гришу, не обращает внимания, как ему невыносимо находиться в жаркой душной кухне в чужом доме, ей совсем не интересно, что чувствует ребёнок, смеётся над его реакцией на алкоголь, который она даёт попробовать мальчику 2 лет и 8 месяцев (он морщится, кашляет, машет руками). Выход в большой мир потрясает малыша настолько, что вечером он не может уснуть и плачет, а мама думает, что он заболел. Гриша остается не понятым. Мама, вместо того чтобы выслушать и пожалеть ребёнка, даёт ему касторки.
Гриша в своём мире одинок, ему приходится самому, без помощи взрослых совершать свои первые открытия мира. Чехов говорит о непонимании, раздельном существовании взрослых и детей, о неприятии взрослыми мира ребёнка.
6 .Заключительный этап
Работа проведена на первом уроке, на втором уроке начинается обсуждение мини-проектов с оцениванием. Учитель после обсуждения работ всех групп помогает сделать вывод (если ученики не смогли дать полный ответ на вопрос или не совсем точно выполнили задание). Жюри может задавать вопросы группе, оспаривать точку зрения, приводя свои аргументы. Обязательна рефлексия с оцениванием своего вклада в общее дело (каждый участник группы делает выводы о проделанной им работе, озвучивает их).
Продукт мини-проекта – ярко оформленная поэтапная работа
Заключение
В чем же преимущества метода мини-проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.
Список литературы
1 Доклад «Мир ребёнка в рассказах Чехова»» Т.Ю. Непочатых
2 Мухаметзянова Г.В. Теоретико-методологические основы компетентностного подхода к организации профессионального образования.
3. Бондарева С.Р. Теоретические и практические аспекты реализации ФГОС СПО. -Орел: УНПК, ФСПО.
4 http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm
5 https://infourok.ru/material.html?mid=51665
Сценарий
урока литературы по рассказу А. П. Чехова «Гриша» в 5 классе
«Рассказ А.
П. Чехова «Гриша» — произведение об открытии
маленьким
человеком большого мира»
(Программа для 5 — 9 классов: Основное общее образование /
[Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. И. Гуйс и др.]; под ред. И. Н. Сухих.— М.:
Издательский центр «Академия», 2013).
Произведение для изучения включено во 2 раздел курса 5 класса
«Мой дом – мой мир». Его изучению предшествует знакомство с лирикой А. С.
Пушкина указанной тематики.
Цель урока: рассмотреть тему открытия героем окружающего мира и открыть
читателю мир автора на основе идейно-художественного анализа рассказа А. П.
Чехова «Гриша».
Задачи:
—
способствовать формированию стойкой мотивации к изучению литературы как
искусства постижения мира и человека;
—
совершенствовать навыки целеполагания, рефлексии и самокоррекции;
—
отрабатывать умения вести проблемную дискуссию в рамках толерантных отношений;
— понимать
ключевые проблемы произведения на основе анализа образной системы, элементов
сюжета, композиции, портретов; роль изобразительно-выразительных средств языка
в раскрытии авторской позиции;
— реализовывать
на практике алгоритмы связных ответов, уметь выделять причинно-следственные
связи, формулировать выводы;
— формировать
понимание ценности многообразия мира и человека, открывающего его;
— понимать
нравственно-эстетическое богатство творчества Чехова.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. |
Приветствие — Здравствуйте, Итак, мы |
Готовность к |
Личностные: — формирование выраженной |
Слайды 2 и 3. Чтение фрагментов (слайд (слайд 3) — У-у-у, бесстыдники! — ворчит — Ча-аю! Нянька, ча-аю! Ваня морщит лоб и |
Слушание. Наблюдение над |
Личностные: — формировать уважение к Познавательные УУД: — осуществлять сравнение и — понимать — формулировать отношение к |
|
Актуализация личностного опыта — У А. С. Однако писатель создавал много |
Поиск информации о |
Личностные: — формирование выраженной Коммуникативные УУД: — установление причинно-следственных Регулятивные УУД: — устанавливать целевые — принимать решения в — объективно оценивать свои Познавательные УУД: — строить предположения и — устанавливать — осуществлять расширенный — пользоваться изучающим видом — самостоятельно вычитывать все — излагать содержание уметь пользоваться учебником |
|
2. Выразительное |
Слайд 5. Традиции Организация — Рассказ «Гриша» — Рассказ умещается |
Выразительное |
Личностные: — формировать эмпатию Коммуникативные УУД: — работать в группе и строить продуктивное Познавательные УУД: — пользоваться изучающим — самостоятельно вычитывать все — понимать -уметь пользоваться учебником. |
3. Коммуникация |
Слайд 6. Мнения Организация — Писатель |
Чтение отзывов на |
Личностные: — формировать выраженную — формировать уважение к к личности и окружающему миру; — осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: — оформлять свои мысли в — создавать тексты выступать перед аудиторией; — высказывать и обосновывать — сравнивать разные точки Регулятивные УУД: — объективно оценивать свои Познавательные УУД: — строить рассуждения; — устанавливать — осуществлять анализ; — самостоятельно вычитывать все —формулировать |
4. Формулирование |
Слайд 7. Целеполагание. Организация — Давайте |
Мозговой штурм по Обсуждение альтернативных |
Личностные: — формирование выраженной уважения к личности и — осуществление рефлексии. Коммуникативные УУД: — устанавливать — формулировать и строить продуктивное — стремиться к координации — сравнивать разные точки Регулятивные УУД: — самостоятельно — устанавливать целевые — объективно оценивать свои Познавательные УУД: — давать определения — осуществлять анализ, сравнение; — строить рассуждения. |
5. Момент |
Слайд 8. Вопрос Организация — Анализируя — Какие |
Оглашение вопросов |
Личностные: — формирование выраженной — ориентации в системе — осуществление рефлексии. Коммуникативные УУД: — устанавливать — оформлять свои мысли в — задавать вопросы, необходимые Регулятивные УУД: — устанавливать целевые — самостоятельно ставить Познавательные УУД: — устанавливать — самостоятельно вычитывать все |
6. Коммуникация. Анализ |
Слайд 9. Открытия в Организация Слайд 10. Фабула. — — — |
Заполнение дневника Составление |
Личностные: — ориентация в системе — осуществление рефлексии. Коммуникативные УУД: — умения создавать тексты — устанавливать выступать перед аудиторией; — сравнивать разные точки Регулятивные УУД: — анализировать условия — выделять альтернативные — объективно оценивать свои Познавательные УУД: — строить рассуждения; — самостоятельно вычитывать все — излагать содержание — понимать |
Слайд 11. Экспозиция. — — |
Анализ и чтение Определение |
Личностные: — осуществление рефлексии. Коммуникативные УУД: — строить продуктивное — обобщать понятия; — устанавливать — формулировать и — сравнивать разные точки Регулятивные УУД: — устанавливать целевые — самостоятельно ставить — принимать решения в — объективно оценивать свои Познавательные УУД: — строить рассуждения; — устанавливать — осуществлять анализ; — пользоваться изучающим видом — уметь |
|
Слайд 12. Композиция. — Какие — Почему |
Проведение Чтение Сравнение |
Личностные: — формирование выраженной — осуществление рефлексии. Коммуникативные УУД: — умение принимать решения и — стремиться к координации выступать перед аудиторией; — высказывать и обосновывать — сравнивать разные точки Регулятивные УУД: — анализировать условия — выделять альтернативные — принимать решения в — объективно оценивать свои Познавательные УУД: — давать определения — строить рассуждения; — осуществлять сравнение; — устанавливать — осуществлять анализ; — пользоваться изучающим видом — самостоятельно вычитывать все — понимать |
|
Слайды 13-19. Подбери Мотивирующий приём. — Перед |
Отбор |
Личностные: — формировать уважение к уважения к личности и Коммуникативные УУД: — стремиться к координации -устанавливать причинно-следственные — формулировать собственное — сравнивать разные точки Регулятивные УУД: — устанавливать целевые — принимать решения в — объективно оценивать свои суждения Познавательные УУД: — строить рассуждения; — осуществлять сравнение; -делать вывод. |
|
Слайд 20. Рассказ Комментирование и — |
Подготовка Презентация |
Личностные: — формирование выраженной уважения к личности и — эмпатии как сопереживания — осуществление рефлексии. Коммуникативные УУД: — умения принимать решения и — стремиться к координации — выступать перед аудиторией — работать в группе и строить продуктивное — высказывать и обосновывать — сравнивать разные точки Регулятивные УУД: — анализировать условия — устанавливать целевые — выделять альтернативные Познавательные УУД: — пользоваться изучающим — строить рассуждения; — понимать — формулировать отношение к |
|
Слайд 21. Конфликт в Организация комплексного применения — Что -Определите — Почему |
Определение |
Личностные: — формирование уважения к личности и — эмпатии как сопереживания — развитие культурной Коммуникативные УУД: — высказывать и обосновывать — строить продуктивное — выступать — сравнивать разные точки Регулятивные УУД: — устанавливать целевые — выделять альтернативные — принимать решения в — объективно оценивать свои Познавательные УУД: — давать определения — обобщать понятия; — пользоваться изучающим — строить рассуждения; — устанавливать — самостоятельно вычитывать все — излагать содержание |
|
Слайд 22. Портреты героев. Организация подведения учеников к — Найдите — Чьими — Кто |
Анализ и чтение |
Личностные: — формирование выраженной — осуществление рефлексии. Коммуникативные УУД: — принимать решения и делать — владеть анализом; выступать перед аудиторией; — формулировать собственное Регулятивные УУД: — выделять альтернативные — принимать решения в — объективно оценивать свои Познавательные УУД: — пользоваться изучающим — строить рассуждения; — осуществлять сравнение; — пользоваться изучающим видом — самостоятельно вычитывать все — излагать содержание — понимать образную природу |
|
Слайд 23. Художественное Организация комплексного применения Принятие предлагаемых учениками — Путешествуя вместе с героем, — Прочитайте в произведении, каким был — Найдите важные предметы этого мира. — Докажите, что кукла, мама, няня и |
Аналитическое Вычленение |
Личностные: — формирование уважения к Коммуникативные УУД: — строить продуктивное — высказывать и обосновывать Регулятивные УУД: — принимать решения в анализировать условия — объективно оценивать свои суждения Познавательные УУД: — обобщать понятия; — пользоваться изучающим — строить рассуждения; — осуществлять сравнение; — осуществлять анализ; — самостоятельно вычитывать понимать образную природу |
|
СЛАЙД 24. Автор и Организация коллективного диалога. — В — Чехов – писатель закрытой позиции, |
Ведение |
Личностные: — формирование — развитие культурной толерантности; — осуществление рефлексии. Коммуникативные УУД: — стремиться к координации — устанавливать — формулировать собственное — сравнивать разные точки Регулятивные УУД: — находить средства достижения — устанавливать целевые — выделять альтернативные — принимать решения в — объективно оценивать свои Познавательные УУД: — пользоваться изучающим — строить рассуждения; — осуществлять сравнение; — устанавливать — самостоятельно вычитывать все — излагать содержание — формулировать |
|
7. Обобщение |
СЛАЙД Организация коллективного диалога и Принятие предлагаемых учениками — Какие — В — Придумайте |
Ответы на |
Личностные: — формирование выраженной уважения к личности и — развитие культурной Коммуникативные УУД: — умения выступать — высказывать и обосновывать — сравнивать разные точки Регулятивные УУД: — самостоятельно — выделять альтернативные — объективно оценивать свои Познавательные УУД: — обобщать понятия; — строить суждения; — понимать |
Слайд 26. «Писать для Предъявление проблемных вопросов и — Для — — |
Ответы на |
Личностные: — ориентация в системе — развитие культурной — осуществление рефлексии. Коммуникативные УУД: — умения оформлять свои мысли в — обобщать понятия; выступать перед аудиторией; — формулировать собственное — сравнивать разные точки Регулятивные УУД: — объективно оценивать свои Познавательные УУД: — обобщать понятия; — строить суждения; — формулировать |
|
Слайды 27-28. Мои Мотивация учеников к созданию — Какие — Можно ли написать фанфик по Выводы: 1. 2. |
Высказывание |
Личностные: — формирование выраженной — ориентации в системе — развитие культурной — осуществление рефлексии. Коммуникативные УУД — формулировать собственное — выступать перед аудиторией — обобщать понятия. Регулятивные УУД: — устанавливать целевые — принимать решения в проблемной — объективно оценивать свои Познавательные УУД: — строить рассуждения; — понимать |
|
8. Объяснение |
Слайд Объяснение домашнего задания и 1. Закончить 2. а) б) письмо автору. |
Выбор варианта |
Личностные: — осуществление рефлексии. Коммуникативные УУД: — оформлять свои мысли в — создавать тексты — обобщать понятия; — устанавливать — высказывать и обосновывать Регулятивные УУД: — анализировать условия — устанавливать целевые — выделять альтернативные Познавательные УУД: — обобщать понятия; — строить рассуждения; — самостоятельно вычитывать все — излагать содержание — понимать — формулировать отношение к |
9. Рефлексия. |
Организация — Надеюсь, Вы |
Оценка |
Личностные: — осуществление рефлексии. Коммуникативные УУД: — принимать решения и делать Регулятивные УУД: — объективно оценивать свою |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карта
самооценки познавательной деятельности ученика на уроке
Я выразительно читал рассказ – 1 2 3 4 5
Я формулировал тему урока и цели работы – 1 2
3 4 5
Я рисовал иллюстрации (подбирал фото) – 1 2 3
4 5
Я озвучивал иллюстрации – 1 2 3 4 5
Я подготовил «странички из дневника»– 1 2 3 4
5
Я задавал вопросы автору– 1 2 3 4 5
Я анализировал текст – 1 2 3 4 5
Я внимательно выслушивал мнения
одноклассников– 1 2 3 4 5
Я участвовал в коллективном диалоге – 1 2 3 4
5
Я делал выводы – 1 2 3 4 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Электронная презентация к уроку в отдельном
файле
Мир глазами трехлетнего ребенка (по рассказу А.П. Чехова «Гриша»)
Задачи:
Образовательные:
— развивать навыки анализа прозаического текста, обогащать представление о художественной детали;
— активизировать словарь учащихся: лексику разнообразной тематики;
Воспитательные:
— подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;
— развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
— воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
— продолжить формирование интереса к предмету.
Развивающие:
— развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
— формировать умение грамотно работать с книгой.
ХОД УРОКА
1. — Помните ли вы своё раннее детство? С какого возраста ваши воспоминания точные, яркие? Всё ли вы помните из детства, когда вам было 3 года?
– Сегодня мы попробуем увидеть мир глазами трёхлетнего ребёнка, героя рассказа Антона Павловича Чехова «Гриша», попытаемся оценить его живое, свежее, наивное мировосприятие.
— Но сначала познакомимся кратко с биографией Антона Павловича Чехова.
(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА)
—Дополнительно прочитаем о детских годах Чехова и изображении им детей в его произведениях в учебнике (СТР.93)
.2. Первичное чтение рассказа «Гриша»
Бурнус – плащ с капюшоном;
паяц – клоун.
3. – После прочтения выскажите свои мысли и чувства.
– Определите жанровую принадлежность произведения.
Рассказ – небольшое прозаическое произведение, описано одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц.
4. Беседа после прочтения рассказа
— Какое впечатление осталось после прочтения?
— СТР 99 вопрос № 15.
— Почему заболел Гриша?
— Почему мама не поняла, в чём причина болезни?
(Обилие впечатлений само по себе не вызывает жар. Что же произошло?
Необходимо сравнить МИР Гриши и МИР взрослых, обнаружить границу между ними. Ребёнок переступил границу, и мир взрослых обрушился на него и подавил своим разнообразием.)
— Обсуждение вопросов 1-3 (СТР.98)
– Найдите описание того, каким был мир Гриши до выхода на прогулку по бульвару.
– Можно ли по описанию «четырёхугольного мира» понять, что он увиден глазами совсем маленького мальчика?
Духовный мир ребенка и окружающий мир предстают здесь не столько в гармоническом единстве, сколько под знаком противоречий, нередко достаточно острых. Он едва умеет говорить и не способен передать те впечатления, которые поразили его во время прогулки, да взрослые и не пытаются его понять. До этой прогулки Гриша знал «только четырехугольный мир» своей детской, где за нянькиным сундуком «очень много» разных вещей.
I вариант.
– На какие части делится его домашнее пространство?
— Как он воспринимает всё окружающее его?
– Как оправдывает существование других людей?
II вариант.
— описание нового мира
Домашнее пространство
«Новый мир» |
|
Знает все предметы (предметный мир) |
Всех людей считает мамами и папами, тётями, нянями |
Всё сопоставляет и сравнивает: |
Сравнивает их со своими мамой и папой |
Мама похожа на кошку, |
|
Кошка – на папину шубу. |
Собак сравнивает с кошками |
Часы созданы, чтобы «махать маятником и звонить» |
лошади |
Солдаты |
|
Дом, в который он попал |
|
печка |
|
ящик с фруктами — «маленькое корыто». |
|
продавщица апельсинов — «какая-то няня |
|
В обжитом пространстве Гриша знает все предметы. Всё, что окружает Гришу, он сопоставляет и сравнивает: мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу. Значение вещей Гриша тоже понимает в силу своего возраста: часы существуют для того, чтобы «махать маятником и звонить». Существование других людей Гриша оправдывает только теми их действиями, которые связаны с ним. Всё его восприятие мира замкнуто на нём самом. – Сделайте вывод о восприятии мира трёхлетним ребёнком. При описании дома каждая комната сначала называется на языке трехлетнего Гриши, и только затем появляется привычное слово: «четырехугольный мир, где в одном углу стоит его кровать…» — «детская», «пространство, где обедают и пьют чай» — «столовая», часы, «существующие для того только, чтобы махать маятником и звонить», «комната, где стоят красные кресла» (очевидно, это гостиная), «за этой комнатой есть еще другая, куда не пускают и где мелькает папа» (кабинет отца). Няня и мама понятны: они одевают, кормят и укладывают спать, но для чего существует папа — неизвестно. «Еще есть другая загадочная личность — это тетя, которая подарила Грише барабан. Она то появляется, то исчезает/Куда она исчезает? Гриша не раз заглядывал под кровать, за сундук и под диван, но там ее не было». – Что же произошло в жизни Гриши? (Он вышел на прогулку по бульвару). – Мир вокруг него такой же или Гриша воспринимает его по-другому? |
Всё поведение Гриши описано с большим сочувствием. Гриша очень восприимчивый и впечатлительный мальчик. Как Гриша воспринимает «новый мир»: людей, животных? — Можно ли сказать, что главное в его крошечном опыте СРАВНЕНИЕ и ПОДРАЖАНИЕ? (Подтвердите строками из текста) (Всех людей, которые встречаются Грише на улице, он считает папами и мамами, тётями, нянями, сравнивая их с собственными папой, мамой,.. Все реакции на новое носят подражательный характер, он всегда смотрит на няню: если няня не боится, значит и ему не страшно. Шагает в такт солдатам. Собак сравнивает с кошками.) А когда он гуляет на бульваре, перед ним столько «пап, мам и теть», что он не знает, к кому и подбежать. И так как от кошки строит он свое мировоззрение, то и не сомневается, что это перебежали через бульвар «две большие кошки с длинными мордами, с высунутыми языками и с задранными вверх хвостами», и он считает своим долгом поспешно устремиться за ним вслед; и без лишних слов берет он себе один чужой апельсин из того «маленького корыта с апельсинами», которое держала «какая-то няня»… Объясните эмоции:
Возвращение домой – слезы, усталость |
Определение темы – Определите широкую и узкую темы данного рассказа. (Жизнь людей. – Мир трехлетнего ребенка) |
– Определите идею текста? Мир ребенка наивен, прекрасен и чист. Но так это лишь до тех пор, пока в него не вмешивается жизнь взрослых… Автор показывает контраст между свежим детским восприятием, которое жадно впитывает всякое новое впечатление, которое распахнуто навстречу миру, и равнодушными реакциями взрослых людей. Контраст между значительностью нового опыта, грандиозностью новых впечатлений и прозаическим выводом мамы – ирония жизни. |
** Автор подчеркивает, как важно родителям понимать, что происходит с их детьми, быть внимательными к ним. При изображении мира в рассказах о детях Чехов выбирает детскую точку зрения, описывает его глазами ребенка.
— Пытаются ли понять Гришу окружающие его люди: няня, мама? Докажите.
Взрослые игнорируют внутренний мир ребёнка, особенно няня, она не понимает, что Грише жарко, что у него не сформировано понятие своего и чужого, не обращает на него внимания до тех пор, пока Гриша не начинает мешать, разрешает кухарке дать ему водки, хотя это вредно маленькому ребёнку.
—
Мир взрослых
няня |
Игнорирует , она не понимает, что Грише жарко, что у него не сформировано понятие своего и чужого, не обращает на него внимания до тех пор, пока Гриша не начинает мешать, разрешает кухарке дать ему водки, хотя это вредно маленькому ребёнку. |
грубо хватая; хлопая его по руке и вырывая апельсин. — Дурак!; морщится, кашляет… кухарка глядит на него и смеётся |
|
мама |
Ложка касторки |
. В мире, окружающем Гришу, кажется, есть все, что нужно ребенку: мама, папа, няня, тетя, кошка, кукла и другие игрушки, детская, забота, ухаживание за ним, — но нет в нем главного — нет познания, прочувствования любви родных и близких, рождающей понимание, что мама, папа, тетя, няня -особенные, единственные на всем свете. Отсюда, вероятно, и объяснение того, почему он одет не по погоде, и вопросы и недоумения Гриши, вызываемые улицей: «В этом же новом мире, где солнце режет глаза, столько пап, мам и теть, что не знаешь, к кому и подбежать. Но страннее и нелепее всего — лошади…».
– Как понимаете смысл последнего предложения?
Неудивительно, что ребенок после такой прогулки заболел (перевозбудился, перегрелся…): «Вечером он никак не может уснуть. Солдаты с вениками, большие кошки, лошади, стеклышко, корыто с апельсинами, светлые пуговицы — все это собралось в кучу и давит его мозг. Он ворочается с боку на бок, болтает и в конце концов, не вынося своего возбуждения, начинает плакать.
-А у тебя жар! — говорит мама, касаясь ладонью его лба. — Отчего бы это могло случиться? — Печка! — плачет Гриша, — пошла отсюда, печка! Вероятно, покушал лишнее… — решает мама».
Какой горькой иронией заканчиваются финальные строчки рассказа: «И Гриша, распираемый впечатлениями новой, только что изведанной жизни, получает от мамы ложку касторки». Доверчивый, чистый мир ребенка впитал в себя впечатления действительности. Остался ли он прежним, чистым, добрым?
Этот чудесный, тонкий и гуманный рассказ был хорошо встречен критикой. Один из рецензентов писал: «А какой глубиной анализа и скрытой любви проникнут рассказ «Гриша», где крошечный человечек впервые сталкивается с обширным внешним мир, в котором до сих пор для него существовали только для мама, няня и кошка!» «Дети и детская душа выходят у Чехова поразительно».
Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова. Во многих рассказах он раскрывает свои воззрения на современное воспитание, порицая родителей, учителей, взрослых людей, безразличных к детям, к их интересам, особенностях психики.
— Найдите изобразительные средства языка.
. Определение темы, основной мысли (идеи) произведения
– Определите широкую и узкую темы данного рассказа. (Жизнь людей. – Мир трехлетнего ребенка)
– Как можно было бы по другому озаглавить этот рассказ?
– Какой эпизод особенно затронул? Что показалось непонятным?
– Определите идею текста?
Мир ребенка наивен, прекрасен и чист. Но так это лишь до тех пор, пока в него не вмешивается жизнь взрослых…
Автор показывает контраст между свежим детским восприятием, которое жадно впитывает всякое новое впечатление, которое распахнуто навстречу миру, и равнодушными реакциями взрослых людей.
Контраст между значительностью нового опыта, грандиозностью новых впечатлений и прозаическим выводом мамы – ирония жизни.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФАБУЛЕ, КОНФЛИКТЕ И КОМПОЗИЦИИ (СТР, 99)
Д/З: на листе
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Гриша», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.