План к рассказу чехова гриша

logo

  • Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • fizika
    Физика

    24 минут назад

    Задача по Физики

  • himiya
    Химия

    24 минут назад

    100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    24 минут назад

    Кто может помочь ,за ранеее благодарю

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    24 минут назад

    2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.

  • matematika
    Математика

    24 минут назад

    1)Знайдіть 1/4 години Хвилин
    2)Знайдіть 1/5 центнера Кг
    3) Знайдіть 1/2 кілограма грам
    4) Знайдіть 1/10 хвилини
    5) Знайдіть 1/5 години

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  1. Автор: Чехов А.П.
  2. Название: “Гриша”
  3. Жанр: рассказ
  4. Тема произведения: о детях
  5. Число страниц: 5

6. Главные герои и их характеристика

  • Гриша, мальчик, которому еще не исполнилось трех лет. Маленький и беззащитный. Любознательный, переполнен впечатлениями от своей первой прогулки.
  • Няня. Особа легкомысленная и молодая. Безответственная, плохо следит за ребенком, зато думает о собственных удовольствиях.
  • Мама Гриши. Заботливая, любящая, не замечает, что няня ее обманывает.

7. О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Маленького Гришу впервые выводят погулять в город, и маленький человек переполнен новыми впечатлениями.

Как правильно заполнить читательский дневник. Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

8. Краткое содержание

  • Няня выводит тепло одетого маленького Гришу погулять на людные улицы большого города.
  • До этого Гриша знал только несколько комнат своего дома, знал маму и папу, хотя и не понимал, зачем папа нужен.
  • Улица поражает воображение мальчика, он пугается лошадей, пробует догнать кошку.
  • Няня вступает в разговор с каким-то дядей, который не очень нравится Грише.
  • Няня отводит мальчика в какое-то помещение, на кухню, где обнимается с кухаркой, а потом ест и пьет вместе с дядей.
  • Дома Гриша пытается рассказать о том, что видел, но его никто не понимает, и мальчик получает касторки.

9. Понравившийся эпизод

Мне понравилось то, как Гриша, вернувшись домой, стал изображать, что видел. Он хотел показать лошадь, хотел показать дядю с усами, рассказать о страшной печке и о том, как няня пьет с дядей. Но у мальчика не получилось.

10. План произведения для пересказа

  • Гриша оказывается на улице.
  • Гриша вспоминает комнату.
  • Столовая в доме.
  • Зачем нам папа?
  • Тетя и барабан.
  • Лошади и кошки.
  • Незнакомый дядя.
  • Гриша на кухне.
  • Няня пьет и дает Грише.
  • Впечатления мальчика.
  • Касторка для Гриши.

11. Главная мысль

Маленькому человеку мир кажется больше, чем он есть, удивительным и полным странных вещей. Ребенок нуждается во внимании, заботе и любви.

12. Чему учит эта книга

Рассказ учит любить детей, быть внимательными к детям, следить за детьми и не позволять им слишком рано знакомиться со взрослой жизнью.  Учит не доверять воспитание детей няням, а стараться родителям больше проводить с ними время.

13. Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень
интересный рассказ, главным героем которого, оказывается совсем маленький
мальчик. Мне было интересно читать о его впечатлениях о большом городе,
понимая, что ребенок видит мир иначе, чем он представляется взрослым.

14. Новые слова и выражения

Бурнус — плащ на меху.

Лампадка — старинный светильник.

Паяц — игрушка в виде клоуна.

Ухват — приспособление, чтобы ставить в печь
котелки.

Касторка — растительное масло из клещевины.

15. Пословицы к произведению

У семи нянек дитя без глазу.

Умел дитя родить, умей и научить.

И хорошему, и плохому учатся с детства.

Кашу маслом не испортишь.

В каждой бочке меда есть ложка дегтя.

Другие читательские дневники

Чехов А., рассказ «Гриша»

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Антона Чехова:

«День за городом»

Главные герои рассказа «Гриша» и их характеристика

  1. Гриша. Маленький мальчик. 
  2. Няня. Безответственная, легкомысленная.
  3. Мама. Не очень умная, заботливая.

План пересказа рассказа «Гриша»

  1. Гриша на улице
  2. Комната Гриши
  3. Столовая
  4. Мама и папа
  5. Куда исчезает тетя?
  6. Лошади
  7. Солдаты
  8. Кошки и апельсин
  9. Дядя
  10. На кухне
  11. Пирог и рюмка
  12. Касторка

Кратчайшее содержание рассказа «Гриша» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик Гриша впервые оказался на людной улице со своей няней.
  2. Он жил в комнате, куда приходила мама, он знал папу, но не знал зачем тот нужен.
  3. Грише понравилось на улице, его удивляли лошади, и он хотел погнаться за кошками.
  4. Няня не отпускала Гришу, а сама заговорила с каким-то дядей.
  5. Няня увела Гришу на кухню, где ела и пила с дядей и кухаркой.
  6. Гриша был полон впечатлений и чтобы успокоить мальчика мама дала ему касторки.

Главная мысль рассказа «Гриша»
Маленькому человеку все вокруг кажется удивительным и непонятным.

Чему учит рассказ «Гриша»
Рассказ учит радоваться жизни, удивляться всему, что есть вокруг, учит детской непосредственности и взгляду на мир. Учит любить детей и заботиться о них. Учит не доверять воспитание детей прислуге или посторонним людям. Учит тому, что лучше всего ребенку с родной мамой.

Отзыв на рассказ «Гриша»
Мне понравился этот рассказ, хотя мне и было немного жаль Гришу, которого няня не считала за человека. Няня вела очень некрасиво и думала не о ребенке, которого ей поручили, а своих интересах. А мальчик получил так много впечатлений, что чуть не заболел.

Пословицы к рассказу «Гриша»
В каждой бочке меда есть ложка дегтя.
Кашу маслом не испортишь.
Умел дитя родить, умей и научить.
И к худу и к добру приучаются смолоду.
У семи нянек дитя без глазу.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Гриша»
Мальчик Гриша впервые оказывается с няней на улице. Ему почти три года и мальчику жарко в его теплых одеждах.
До этого Гриша знал только четырехугольный мир своей комнаты, где в каждом углу что-то стояло, где он спал на кровати, где под кроватью валялся барабан и сломанная кукла. В том мире была еще столовая, где стоял Гришин стульчик, а за столовой кабинет папы.
Папы был личностью загадочной, и Гриша не понимал, зачем он вообще нужен. Мама и няня одевали и кормили его, а папа просто появлялся время от времени. Как и тетя, которая вообще приходила, а потом исчезала, оставив после себя барабан.
Гриша пробовал искать тетю под диваном, но не находил.

И вот сегодня Гриша впервые оказался на улице. Он был в восхищении, хотя немного напуган. Мимо прошли солдаты и Гриша стал маршировать им в такт. Он попытался побежать за кошками, но был одернут няней, он схватил апельсин, но получил по рукам.
Потом к няне подошел какой-то дядя и они долго разговаривали. Гриша начал хохотать, так ему понравилось все увиденное вокруг, и он стал тянуть куда-то незнакомого дядю.
Няни и дядя свернули во двор и вошли в какую-то кухню. Там была кухарка, которая поцеловалась с няней и взрослые сели разговаривать. А Грише было очень жарко и он не мог понять почему.
Взрослые начали есть и пить, и Гриша тоже потянулся к пирогу. Ему дали кусочек, потом дали выпить из рюмки. Гриша закашлялся, а кухарка и няня смеялись над ним.
Вечером Гриша долго рассказывал маме про виденное, но мама не понимала его. Она заметила, что у мальчика жар, и решила, что Гриша что-нибудь съел. Она дала переполненному впечатлениями Грише ложку касторки.

        Содержание

1 Введение        стр.3

2 Что такое мини-проект?        стр.4-6

3 Мини-проект по рассказу А.П.Чехова «Гриша»         стр.7-13

   «Мир глазами ребёнка» (5 класс)

4 Заключение                                                                                   стр.14

5 Список литературы                                                                    стр.15

                Введение

   На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Как известно в основе метода проектов и мини-проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов позволяет осваивать новые формы методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.

Как повысить эффективность уроков литературы? Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Когда на уроке школьники работают над мини-проектами, они учатся творить. 

                                 Что  такое мини-проект? 

 Мини-проекты-это исследовательская работа для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной — самостоятельная поисковая, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная. 

  Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

  • обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

   Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.

Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках. 

 Задачи групповой работы: 

  • активизация познавательной деятельности; 
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его; 
  • развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.); 
  •  совершенствование межличностных отношений в классе.

                                      Этапы  мини-проектов

1 этап « Начальный» — выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка   целей и задач поиска. Выработка плана работы.

2 этап «Поисковый» — работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме  в различных источниках, анализ и структурирование собранного  материала, качественная и количественная обработка собранного материала.

3 этап «Исследовательский » — проведение исследования, решение поставленной  проблемы

4 этап «Обработка результата» — переработка полученных данных, анализ и редактирование  полученных данных, подтверждение или отрицание  выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта

5 этап «Заключительный» — подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта  в виде мультимедийной  презентации, либо в любой другой форме.

Условия, необходимые для успешной организации мини-проекта: 

  •  четкое соблюдение времени; 
  • групповая форма работы;
  • достаточно накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования

     В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово — за ребенком, последнее — за    учителем.   В результате работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат — бесценное достояние учащегося. Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать, что оно должно быть значимо для всех, ошибочно.

                        Критерии оценивания мини-проектов

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Оценивание мини-проекта происходит после окончания работы учениками из других групп (1 балл или  0 баллов за каждый пункт)

                 Мини-проект по рассказу А.П.Чехова «Гриша»

                            «Мир глазами ребёнка» (5 класс)

Задачи:

  • Образовательные:
  • развивать навыки анализа прозаического текста, обогащать представление о художественной детали;
  • активизировать словарь учащихся: лексику разнообразной тематики;
  • заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра на разные темы;
  • формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.
  • Воспитательные:
  • подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;
  • развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
  • воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
  • продолжить формирование интереса к предмету.
  • Развивающие:
  • развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
  • формировать умение грамотно работать с книгой.

Цель:

Рассмотреть тему открытия героем окружающего мира на основе идейно-художественного анализа рассказа А.П. Чехова «Гриша», увидеть особенности восприятия мира ребёнком, сравнить с восприятием мира взрослым человеком.

Актуальность мини-проекта

 Неугасающий интерес к осмыслению детских образов и темы детства в литературе, познание  мира ребёнка, который так отличается от мира взрослого человека, контраст между свежим детским восприятием, которое жадно впитывает всякое новое впечатление, которое распахнуто навстречу миру, и равнодушными реакциями взрослых людей — всё это и определяет актуальность проекта.

Мотивация.

Вступительное слово преподавателя.

Сообщение плана работы, целей и учебной задачи занятия:  развивать  умение  взаимодействовать  в  группе,  представлять результаты учебной деятельности.

Работа рассчитана на 2 урока. Дети работают в группах по 4 человека.

                           Этапы работы

1 Чтение рассказа с выписыванием слов с непонятным значением (выполняют вместе).

Далее каждый участник группы получает своё задание на листе. Все задания ярко и интересно оформляются. Учитель может помочь в распределении ролей.

2.Словарная  работа.

1-й ученик

   Выписывает из толкового словаря значение  непонятных слов на лист, красочно оформляя.

1)  бульвар – аллея  или  полоса  зелёных  насаждений  вдоль  (обычнопосреди) улицы (первоначально – на месте прежних городских валов), вдоль берега реки, моря, предназначенная для прогулок;

2) бурнус–плащ с капюшоном;

3) паяц – клоун;

4) шалить – баловаться;

5) ухват с двумя рогами – приспособление для подхватывания впечи горшков, чугунов железное полукольцо в виде двух рогов надлинной рукояти;

6) касторка – касторовое масло («касторка», масло клещевины, лат. Оlеum Ricini)–растительное  масло,  получаемое  из  растения  клещевина

3. Рисунок «Мир глазами Гриши».

2-й ученик выполняет следующее задание.

Задание: нарисовать мир Гриши, делая акцент на образах предметов и на восприятии их Гришей.

C:UserskormaDownloads20210526_130248.jpg

C:UserskormaDownloads20210526_130230.jpg

C:UserskormaDownloads20210526_130105.jpg

4. Создание  таблицы, поделённой на два столбца.

 3-й ученик

В 1-й помещает те предметы, которые  Гриша видит у себя дома. Как он воспринимает эти предметы? Какими видит своих домашних?

Во 2-й – предметы и люди, встреченные им на улице. Какие эмоции испытывает Гриша при встрече с незнакомым?

Сравнивает эти два мира. Отвечает на вопрос: как меняется мир Гриши с выходом на прогулку?

         Привычный мир Гриши

            Новый мир Гриши

До сих пор Гриша знал один только четырехугольный мир, где в одном углу стоит его кровать, в другом — нянькин сундук, в третьем — стул, а в четвертом — горит лампадка. Куклу с отломанной рукой и барабан, а за нянькиным сундуком очень много разных вещей: катушки от ниток, бумажки, коробка без крышки и сломанный паяц.

 Гришин стул на высоких ножках, часы, существующие для того только, чтобы махать маятником и звонить.

В этом мире, кроме няни и Гриши, часто бывают мама и кошка. Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста.

Папа — личность в высшей степени загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего существует папа — неизвестно. Еще есть другая загадочная личность — это тетя, которая подарила Грише барабан. Она то появляется, то исчезает. Куда она исчезает? Гриша не раз заглядывал под кровать, за сундук и под диван, но там ее не было.

Солдат, лошади, чужая нянька с мандаринами, незнакомый дом, человек со светлыми пуговицами.

Всех людей, которые встречаются Грише на улице, он считает папами и мамами, тётями, нянями, сравнивая их с собственными папой, мамой. Все реакции на новое носят подражательный характер, он всегда смотрит на няню: если няня не боится, значит и ему не страшно. Шагает в такт солдатам. Собак сравнивает с кошками.

 Блеск солнца, шум экипажей, лошади, светлые пуговицы, снеговые глыбы и лужи — всё это так поразительно ново и не страшно, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения, и он начинает хохотать.

.

Вывод — предполагаемый ответ (озвучивает каждая группа после составления таблицы и обсуждения её — во время презентации проекта): домашнее пространство – обжитое: детская и столовая, просто знакомое: комната с красными креслами и не обжитое: папин кабинет.

В обжитом пространстве Гриша знает все предметы. Всё, что окружает Гришу, он сопоставляет и сравнивает: мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу.
Значение вещей Гриша тоже понимает в силу своего возраста: часы существуют для того, чтобы «махать маятником и звонить». 
Существование других людей Гриша оправдывает только теми их действиями, которые связаны с ним. Всё его восприятие мира замкнуто на нём самом.

Но вот на улице он оказывается в новом, неведомом мире. С изумительной чуткостью автор передает восприятие ребенком этого «нового мира». Дома он рассказывает «маме, стенам, кровати, где он был и что видел», «не столько языком, сколько лицом и руками». Впечатления собрались в кучу и давят на него.

Гриша переступил границу старого домашнего мирка, он вырос из него. Он открывает новый мир. Такое открытие — это всегда испытание. Очень важно, чтобы в этом испытании маленькому человеку сопутствовал добрый и умный взрослый. Ведь если желание познавать не будет поддержано в детстве, оно умрёт. И Гриша превратится в обычного равнодушного человека. Конечно, Гриша еще слишком мал, чтобы можно было проследить становление его характера. Писатель скорее говорит о пробуждении сознания ребенка, о том влиянии, которое оказывает на него окружающая действительность.

5. Отношение взрослых к миру ребёнка

4-й ученик находит строки о поведении взрослых по отношению к Грише, выписывает их. Совместно с группой делает выводы( после оформления работы)

Предполагаемый ответ:

Все взрослые в рассказе воспринимают мир как обыденное, привычное. Так как Гриша выходит на прогулку с няней, то Чехов обращает внимание прежде всего  на её поведение. Равнодушие няни к ребёнку проявляется в том, что она не объясняет ребёнку, как надо вести себя на улице, что можно, а что нельзя, называет его дураком, грубо хватает за плечи. Няня не понимает Гришу, не обращает внимания, как ему невыносимо находиться в жаркой душной кухне в чужом доме, ей совсем не интересно, что чувствует ребёнок, смеётся над его реакцией на алкоголь, который она даёт попробовать мальчику 2 лет и 8 месяцев (он морщится, кашляет, машет руками). Выход в большой мир потрясает малыша настолько, что вечером он не может уснуть и плачет, а мама думает, что он заболел. Гриша остается не понятым. Мама, вместо того чтобы выслушать и пожалеть ребёнка, даёт ему касторки.

 Гриша в своём мире одинок, ему приходится самому, без помощи взрослых совершать свои первые открытия мира. Чехов говорит о непонимании, раздельном существовании взрослых и детей, о неприятии взрослыми мира ребёнка.

6 .Заключительный этап

 Работа проведена на первом уроке, на втором уроке начинается обсуждение мини-проектов с оцениванием. Учитель после обсуждения работ всех групп помогает сделать вывод (если ученики не смогли дать полный ответ на вопрос или не совсем точно выполнили задание). Жюри может задавать вопросы группе, оспаривать точку зрения, приводя свои аргументы.  Обязательна рефлексия с оцениванием своего вклада в общее дело (каждый участник группы делает выводы о проделанной им работе, озвучивает их).

Продукт мини-проекта – ярко оформленная  поэтапная работа

                                                Заключение

   В чем же  преимущества метода мини-проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

                                      Список литературы

1 Доклад «Мир ребёнка в рассказах Чехова»» Т.Ю. Непочатых

2 Мухаметзянова Г.В. Теоретико-методологические основы компетентностного подхода к организации профессионального образования.

3. Бондарева С.Р. Теоретические и практические аспекты реализации ФГОС СПО. -Орел: УНПК, ФСПО.

4 http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm

5  https://infourok.ru/material.html?mid=51665

Сценарий
урока литературы по рассказу А. П. Чехова «Гриша» в 5 классе

«Рассказ А.
П. Чехова «Гриша» — произведение об открытии

маленьким
человеком большого мира»

(Программа для 5 — 9 классов: Основное общее образование /
[Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. И. Гуйс и др.]; под ред. И. Н. Сухих.— М.:
Издательский центр «Академия», 2013).

Произведение для изучения включено во 2 раздел курса 5 класса
«Мой дом – мой мир». Его изучению предшествует знакомство с лирикой А. С.
Пушкина указанной тематики.
Цель урока:
рассмотреть тему открытия героем окружающего мира и открыть
читателю мир автора  на основе идейно-художественного анализа рассказа А. П.
Чехова «Гриша».

Задачи:


способствовать формированию стойкой мотивации к изучению литературы как
искусства постижения мира и человека;


совершенствовать навыки целеполагания, рефлексии и самокоррекции;


отрабатывать умения вести проблемную дискуссию в рамках толерантных отношений;

— понимать
ключевые проблемы произведения на основе анализа образной системы, элементов
сюжета, композиции, портретов; роль изобразительно-выразительных средств языка
в раскрытии авторской позиции;

— реализовывать
на практике алгоритмы связных ответов, уметь выделять причинно-следственные
связи, формулировать выводы;

— формировать
понимание ценности многообразия мира и человека, открывающего его;

— понимать
нравственно-эстетическое богатство творчества Чехова.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этапы урока

Деятель­ность

учителя

Деятель­ность учащихся

УУД

1. 
Оргмомент.
Мобилизующий этап.

Приветствие
учеников, приглашение к дальнейшему продолжению путешествия в мир литературы.
Знакомство с миром героев А. П. Чехова.

Здравствуйте,
дорогие мои ребята.

Итак, мы
снова находимся в мире литературы и сегодня путешествуем по нему вместе с
Антоном Павловичем Чеховым (слайд 1)

Готовность к
познавательной деятельности

 Личностные:

 — формирование выраженной
устойчивой учебно-познавательной мотивации.

 Слайды 2 и 3.

Чтение фрагментов
рассказов А. П. Чехова «Детвора» и «Событие».
Провокация интереса.

        (слайд
2)
«Папы, мамы и тети Нади нет дома. Они
уехали на крестины к тому старому офицеру, который ездит на маленькой серой
лошади. В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын
Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото. Говоря по
совести, им пора уже спать; но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на
крестинах был ребеночек и что подавали за ужином?».

     (слайд 3)
«Ваня, мальчик лет шести, стриженый, с носом, похожим на пуговицу, и его
сестра Нина, четырехлетняя девочка, кудрявая, пухленькая, малорослая не по
летам, просыпаются и через решетки кроваток глядят сердито друг на друга.

— У-у-у, бесстыдники! — ворчит
нянька.- Добрые люди уж чаю напившись, а вы никак глаз не продерете…
Солнечные лучи весело шалят на ковре, на стенах, на подоле няньки и как бы
приглашают поиграть с ними, но дети не замечают их. Они проснулись не в духе.
Нина надувает губы, делает кислое лицо и начинает тянуть:

— Ча-аю! Нянька, ча-аю!

Ваня морщит лоб и
думает: к чему бы придраться, чтоб зареветь?».
Это
фрагменты рассказов А. П. Чехова.
(слайд 4)

Слушание.

Наблюдение над
портретами детей.

 Личностные:

 — формировать уважение к
личности и окружающему миру.

Познавательные УУД:

— осуществлять сравнение и
анализ;

понимать
образную природу литературы как явления словесного искусства,

— формулировать отношение к
произведениям литературы.

Актуализация личностного опыта
учащихся. Создание проблемной ситуации неопределённости и предположения.

— У А. С.
Пушкина было четверо детей. Л. Н. Толстой стал отцом большого семейства. А
что вы знаете о семье Чехова? Группа биографов отыскала информацию в
Интернете и литературной энциклопедии. (Мечтал о детях, но Бог не дал ему
познать счастье отцовства).

Однако писатель создавал много
произведений о детях, но для детей ли?

Поиск информации о
семье писателя в избранных источниках. Осмысление проблемного вопроса и
попытка ответа на него.

Личностные:

 — формирование выраженной
устойчивой учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативные УУД:

— установление причинно-следственных
связей
.

Регулятивные УУД:

— устанавливать целевые
приоритеты;

— принимать решения в
проблемной ситуации;

— объективно оценивать свои
суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Познавательные УУД:

— строить предположения и
рассуждения;

— устанавливать
причинно-следственные связи;

— осуществлять расширенный
поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

— пользоваться изучающим видом
чтения;

— самостоятельно вычитывать все
виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;

— излагать содержание
прочитанного текста выборочно;

уметь пользоваться учебником

2.  Выразительное
чтение рассказа

Слайд 5. Традиции
семейного чтения.

Организация
подводящего к теме диалога.

— Рассказ «Гриша»
вы прочли дома, но была в России 19-начала 20 веков удивительная традиция
семейного чтения. Собирались вместе за большим столом и удивительно вкусно
читали по очереди, переживая радость встречи с книгой. Давайте попробуем
восстановить эту утраченную традицию. Мы же большая семья. Итак, читаем
рассказ «Гриша» по абзацам.

— Рассказ умещается
на полутора страничках. Автор его утверждал «Краткость – сестра таланта».
Попробуем убедиться в этом.

Выразительное
чтение рассказа
.

Личностные: 

— формировать эмпатию
как сопереживания чувствам других.

Коммуникативные УУД:

— работать в группе

и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД:

— пользоваться изучающим
видом чтения;

— самостоятельно вычитывать все
виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

понимать
образную природу литературы как явления словесного искусства,

-уметь пользоваться учебником.

3.  Коммуникация

Слайд 6. Мнения
читателей.

Организация
коллективного диалога.

Писатель
создаёт произведения для читателей, поэтому дорожит их откликами. каковы ваши
впечатления о произведении? Читаем «
странички из
дневника».

Чтение отзывов на
произведение
«Странички из читательского дневника».

Личностные:

 — формировать выраженную
устойчивую учебно-познавательную мотивацию;

— формировать уважение к

к личности и окружающему миру;

— осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

— оформлять свои мысли в
письменной форме с учётом речевой ситуации;

— создавать тексты
определённого жанра;

выступать перед аудиторией;

— высказывать и обосновывать
свою точку зрения;

— сравнивать разные точки
зрения и делать выбор.

Регулятивные УУД:

— объективно оценивать свои
суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Познавательные УУД:

— строить рассуждения;

— устанавливать
причинно-следственные связи;

— осуществлять анализ;

— самостоятельно вычитывать все
виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

формулировать
отношение к произведениям литературы.

4.  Формулирование
темы урока и целеполагание.

Слайд 7. Целеполагание.

Организация
целеполагания, актуализации знаний о теме произведения, содержании раздела
«Мой дом – мой мир», обсуждения вариантов. Промежуточная оценка деятельности
учеников.


Попробуйте
сформулировать тему нашего урока. Закончите предложение «Рассказ Чехова
«Гриша» — произведение о…».   (вспомните раздел, который мы изучаем.)

Давайте
определим цели работы.

Мозговой штурм по
формулировке темы урока и его цели.

Обсуждение альтернативных
формулировок темы и выбор окончательного варианта

Личностные:

  — формирование выраженной
устойчивой учебно-познавательной мотивации;

уважения к личности и
окружающему миру;

— осуществление рефлексии.

Коммуникативные УУД:

устанавливать
причинно-следственные связи;

— формулировать и
обосновывать свою точку зрения;

строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

— стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;

— сравнивать разные точки
зрения и делать выбор.

Регулятивные УУД:

— самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока;

— устанавливать целевые
приоритеты;

— объективно оценивать свои
суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Познавательные УУД:

— давать определения
понятиям;

— осуществлять анализ, сравнение;

— строить рассуждения.

5.  Момент
осознания недостаточности знаний

Слайд 8. Вопрос
автору.

Организация
обсуждения вопросов автору и подводящего к теме диалога.

— Анализируя
рассказ, мы попытаемся открыть для себя секреты создания маленьких шедевров
большой литературы и познакомиться с художественным миром А. П. Чехова

— Какие
вопросы автору вы приготовили?

Оглашение вопросов
автору
.
Участие в коллективном диалоге.

Личностные:

  — формирование выраженной
устойчивой учебно-познавательной мотивации;

— ориентации в системе
моральных норм и ценностей и их иерархизации;

— осуществление рефлексии.

Коммуникативные УУД:

устанавливать
причинно-следственные связи
;

— оформлять свои мысли в
письменной форме с учётом речевой ситуации;

— задавать вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

— устанавливать целевые
приоритеты;

— самостоятельно ставить
новые учебные цели и задачи.

Познавательные УУД:

— устанавливать
причинно-следственные связи;

— самостоятельно вычитывать все
виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

6.  Коммуникация.

Анализ
идейно-художественного своеобразия рассказа

Слайд 9. Открытия в
рассказе.

Организация
комплексного применения знаний и умений, освоения новых способов
мыследеятельности. Создание проблемной ситуации неопределённости и конфликта.

Слайд 10. Фабула.
Пересказ


В чём особенность эпического произведения? (-Оно сюжетно, в нём присутствует
фабула).


Перескажите фабулу от лица автора и няньки. Помните, краткость – сестра
таланта, и опирайтесь на текст.


Какие элементы композиции вы нашли?

Заполнение дневника
открытий в рассказе.

Составление
определения литературоведческих понятий.
Ответы на вопрос.
Выборочный пересказ фрагментов от лица различных героев

Личностные: 

— ориентация в системе
моральных норм и ценностей и их иерархизации;

— осуществление рефлексии.

Коммуникативные УУД:

— умения создавать тексты
определённого жанра;

— устанавливать
причинно-следственные связи;

выступать перед аудиторией;

— сравнивать разные точки
зрения и делать выбор.

Регулятивные УУД:

— анализировать условия
достижения цели;

— выделять альтернативные
способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

— объективно оценивать свои
суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Познавательные УУД:

— строить рассуждения;

— самостоятельно вычитывать все
виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

— излагать содержание
прочитанного текста выборочно;

понимать
образную природу литературы как явления словесного искусства.

Слайд 11. Экспозиция.


Прочтите экспозицию.


Зачем она в рассказе?
Почему Чехов начинает повествование не с экспозиции?

Анализ и чтение
фрагмента художественного текста.

Определение
назначения экспозиции. Обсуждение авторского варианта композиции.

Личностные: 
— формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации;

— осуществление рефлексии.

Коммуникативные УУД:

— строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

— обобщать понятия;

— устанавливать
причинно-следственные связи;

— формулировать и
обосновывать собственное мнение и позицию,

— сравнивать разные точки
зрения и делать выбор.

Регулятивные УУД:

— устанавливать целевые
приоритеты;

— самостоятельно ставить
новые учебные цели и задачи;

— принимать решения в
проблемной ситуации;

— объективно оценивать свои
суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Познавательные УУД:

— строить рассуждения;

— устанавливать
причинно-следственные связи;

— осуществлять анализ;

— пользоваться изучающим видом
чтения;

уметь
пользоваться учебником.

Слайд 12. Композиция.

— Какие
элементы композиции можно поменять местами?

— Почему
автор выбрал такую последовательность развития действия?

Проведение
филологического эксперимента.

Чтение
эпизодов. Участие в учебной дискуссии.

Сравнение
альтернативных решений.
Обоснование целесообразности авторской композиции в соотношении с идеей
произведения.

Личностные:

 — формирование выраженной
устойчивой учебно-познавательной мотивации;

— осуществление рефлексии.

Коммуникативные УУД:

— умение принимать решения и
делать выбор;

— стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;

выступать перед аудиторией;

— высказывать и обосновывать
свою точку зрения;

— сравнивать разные точки
зрения и делать выбор.

Регулятивные УУД:

— анализировать условия
достижения цели;

— выделять альтернативные
способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

— принимать решения в
проблемной ситуации;

— объективно оценивать свои
суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Познавательные УУД:

— давать определения
понятиям;

— строить рассуждения;

— осуществлять сравнение;

— устанавливать
причинно-следственные связи;

— осуществлять анализ;

— пользоваться изучающим видом
чтения;

— самостоятельно вычитывать все
виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

понимать
образную природу литературы как явления словесного искусства

Слайды 13-19. Подбери
иллюстрацию.

Мотивирующий приём.
Столкновение мнений учеников с практическим заданием.

— Перед
вами фотографии наших ребят, их младших братьев и родственников. Мы
старались, чтобы возраст моделей соответствовал возрасту героя. Какие из них
можно помесить в качестве иллюстраций к рассказу «Гриша»? Учитывайте и
настроение героя. Внимательно смотрите, вспоминайте эпизоды, отбирайте номер
фотографии, имя. (2, 5, 6, 7, 8).

Отбор
фотографий-иллюстраций. Озвучивание их фрагментами текста. Построение связных
суждений с обоснованием выбора. Участие в дискуссии.

Личностные:

— формировать уважение к
семье и её традициям;

уважения к личности и
окружающему миру.

Коммуникативные УУД:

— стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;

-устанавливать причинно-следственные
связи;

— формулировать собственное
мнение и позицию, высказывать и обосновывать их;

— сравнивать разные точки
зрения и делать выбор.

Регулятивные УУД:

— устанавливать целевые
приоритеты;

— принимать решения в
проблемной ситуации;

— объективно оценивать свои суждения
и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Познавательные УУД:

— строить рассуждения;

— осуществлять сравнение;

-делать вывод.

Слайд 20. Рассказ
глазами художников.

Комментирование и
оценка деятельности членов группы.


Теперь слово группе ребят, которые попробовали представить словесный образ,
создавая зрительный. Итак, маленькие шедевры наших художников. Озвучьте
иллюстрацию текстом

Подготовка
иллюстраций (опережающее задание).

Презентация
работ. Обоснование отбора эпизодов.
Чтение фрагментов, соответствующих иллюстрациям.
Оценка соответствия работ художественному тексту.

Личностные:

  — формирование выраженной
устойчивой учебно-познавательной мотивации;

уважения к личности и
окружающему миру;

— эмпатии как сопереживания
чувствам других;

— осуществление рефлексии.

Коммуникативные УУД:

— умения принимать решения и
делать выбор;

— стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;

— выступать перед аудиторией
сверстников с сообщениями;

— работать в группе

и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

— высказывать и обосновывать
свою точку зрения;

— сравнивать разные точки
зрения и делать выбор.

Регулятивные УУД:

— анализировать условия
достижения цели;

— устанавливать целевые
приоритеты;

— выделять альтернативные
способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ

Познавательные УУД:

— пользоваться изучающим
видом чтения;

— строить рассуждения;

понимать
образную природу литературы как явления словесного искусства,

— формулировать отношение к
произведениям литературы

Слайд 21. Конфликт в
рассказе.

Организация комплексного применения
знаний и умений, освоения новых способов мыследеятельности. Создание
проблемной ситуации неопределённости, предположения.

Что
такое конфликт?

-Определите
сущность конфликта в произведении.

— Почему
Гриша плачет? Кто понял причину его слёз?

Определение
понятия конфликта. Анализ сущности конфликта в рассказе. Участие в дискуссии
по проблемным вопросам. Выдвижение аргументов. Чтение фрагментов
художественного текста.

Личностные:

 — формирование

уважения к личности и
окружающему миру;

— эмпатии как сопереживания
чувствам других;

— развитие культурной
толерантности.

Коммуникативные УУД:

— высказывать и обосновывать
свою точку зрения;

 — строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

выступать
перед аудиторией;

— сравнивать разные точки
зрения и делать выбор.

Регулятивные УУД:

— устанавливать целевые
приоритеты;

— выделять альтернативные
способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

— принимать решения в
проблемной ситуации;

— объективно оценивать свои
суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Познавательные УУД:

— давать определения
понятиям;

— обобщать понятия;

— пользоваться изучающим
видом чтения;

— строить рассуждения;

— устанавливать
причинно-следственные связи;

— самостоятельно вычитывать все
виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

— излагать содержание
прочитанного текста выборочно.

Слайд 22. Портреты героев.

Организация подведения учеников к
формулированию учебной проблемы.

— Найдите
в рассказе портреты действующих лиц.

— Чьими
глазами мы видим Гришу?

— Кто
даёт портрет человека «со светлыми пуговицами»? Почему не описано лицо
мужчины?

Анализ и чтение
фрагментов. Формулировка ответов на проблемный вопросы. Участие в
коллективном диалоге.

Личностные:

 — формирование выраженной
устойчивой учебно-познавательной мотивации;

— осуществление рефлексии.

Коммуникативные УУД:

— принимать решения и делать
выбор;

— владеть анализом;

выступать перед аудиторией;

— формулировать собственное
мнение и позицию, аргументировать их.

Регулятивные УУД:

— выделять альтернативные
способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

— принимать решения в
проблемной ситуации;

— объективно оценивать свои
суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Познавательные УУД:

— пользоваться изучающим
видом чтения;

— строить рассуждения;

— осуществлять сравнение;

— пользоваться изучающим видом
чтения;

— самостоятельно вычитывать все
виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

— излагать содержание
прочитанного текста выборочно;

— понимать образную природу
литературы как явления словесного искусства.

Слайд 23. Художественное
пространство рассказа.

Организация комплексного применения
знаний и умений, освоения новых способов мыследеятельности. Создание
проблемной ситуации конфликта.

Принятие предлагаемых учениками
вариантов обсуждения, их комментарий и оценка.

— Путешествуя вместе с героем,
попробуем сделать открытия в художественном пространстве рассказа.

— Прочитайте в произведении, каким был
мир Гриши до прогулки по городу.

— Найдите важные предметы этого мира.

— Докажите, что кукла, мама, няня и
кошка – самое важное в «четырёхугольном мире» ребёнка
.

Аналитическое
выборочное чтение фрагментов.

Вычленение
и анализ деталей.
Построение доказательства с опорой на художественный текст.

Личностные:

 — формирование уважения к
личности и окружающему миру.

Коммуникативные УУД:

— строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

— высказывать и обосновывать
свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

— принимать решения в
проблемной ситуации;

анализировать условия
достижения цели;

— объективно оценивать свои суждения
и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Познавательные УУД:

— обобщать понятия;

— пользоваться изучающим
видом чтения;

— строить рассуждения;

— осуществлять сравнение;

— осуществлять анализ;

—  самостоятельно вычитывать
все виды текстовой информации;

понимать образную природу
литературы как явления словесного искусства.

СЛАЙД 24. Автор и
рассказчики.

Организация коллективного диалога.

В
чём особенности манеры повествования и сколько рассказчиков в произведении?

— Чехов – писатель закрытой позиции,
но здесь он отходит от привычной манеры. Почему?

Ведение
коллективного диалога по проблемным вопросам.

Личностные: 

— формирование
эмпатии как сопереживания чувствам других;

— развитие культурной толерантности;

— осуществление рефлексии.

Коммуникативные УУД:

— стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;

— устанавливать
причинно-следственные связи;

— формулировать собственное
мнение и позицию,

— сравнивать разные точки
зрения и делать выбор.

Регулятивные УУД:

— находить средства достижения
цели и выбирать наиболее эффективный способ;

— устанавливать целевые
приоритеты;

— выделять альтернативные
способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

— принимать решения в
проблемной ситуации;

— объективно оценивать свои
суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Познавательные УУД:

— пользоваться изучающим
видом чтения;

— строить рассуждения;

— осуществлять сравнение;

— устанавливать
причинно-следственные связи;

— самостоятельно вычитывать все
виды текстовой информации;

— излагать содержание
прочитанного текста выборочно;

формулировать
отношение к произведениям литературы.

7.  Обобщение
и систематизация результатов поисков.

СЛАЙД
25. Открытия Гриши.

Организация коллективного диалога и
обобщения.

Принятие предлагаемых учениками
ответов и их обсуждение.

— Какие
открытия сделал Гриша за 1 день своей жизни?

— В
чём слышится горькая ирония автора в концовке рассказа?

— Придумайте
свой вариант заглавия. («Большие открытия маленького человека», «День счастья
и ложка касторки»).

Ответы на
проблемные вопросы. Участие в коллективном диалоге. Формулировка ответов с
опорой на определения литературоведческих понятий. Обобщение выводов.
Озаглавливание текста.

Личностные: 

— формирование выраженной
устойчивой учебно-познавательной мотивации;

уважения к личности и
окружающему миру;

— развитие культурной
толерантности.

Коммуникативные УУД:

— умения выступать
перед аудиторией;

— высказывать и обосновывать
свою точку зрения;

— сравнивать разные точки
зрения и делать выбор.

Регулятивные УУД:

— самостоятельно
формулировать заглавие в соответствии с проблематикой произведения;

— выделять альтернативные
способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

— объективно оценивать свои
суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Познавательные УУД:

— обобщать понятия;

— строить суждения;

понимать
образную природу литературы как явления словесного искусства.

Слайд 26. «Писать для
детей вообще не умею… и так называемой детской литературы не люблю и не
признаю…», — признавался А. П. Чехов.

Предъявление проблемных вопросов и
задания. Организация комплексного применения знаний и умений, освоения новых
способов мыследеятельности. Выявление глубины постижения учениками
идейно-художественного своеобразия произведения.

Для
кого же написан рассказ «Гриша»?

 —
Предложили бы вы его для семейного чтения?

 —
Продолжите фразу «Рассказ Чехова «Гриша» нужно прочитать, потому что…

Ответы на
проблемные вопросы Вычленение авторской позиции. Анализ целевой аудитории. Определение
идейно-художественного своеобразия рассказа.
писателя. Составление рекомендации книги. Формулировка суждения по его
началу.

Личностные:

— ориентация в системе
моральных норм и ценностей и их иерархизации;

— развитие культурной
толерантности;

— осуществление рефлексии.

Коммуникативные УУД:

— умения оформлять свои мысли в
письменной форме с учётом речевой ситуации;

— обобщать понятия;

выступать перед аудиторией;

— формулировать собственное
мнение и позицию,

— сравнивать разные точки
зрения и делать выбор.

Регулятивные УУД:

— объективно оценивать свои
суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Познавательные УУД:

— обобщать понятия;

— строить суждения;

формулировать
отношение к произведениям литературы.

Слайды 27-28.  Мои
открытия мира чеховских рассказов

Мотивация учеников к созданию
личностно значимых суждений по произведению, организация диалога и обобщения.

Какие
открытия сделали вы?

 — Можно ли написать фанфик по
произведению?

Выводы:

1. 
Автор не только прекрасно изображает
внешность ребёнка, особенности его речи, но и умеет «мыслить на его манер».

2. 
Писатель указывает на эгоизм взрослых,
которые не хотят вглядываться в ребёнка и понять, что происходит в его душе.

Высказывание
собственной позиции. Определение открытий читателей. Формулирование связных
суждений по проблематике чеховских произведений о детях. Обсуждение версий и
выработка вывода.

Личностные:

— формирование выраженной
устойчивой учебно-познавательной мотивации;

— ориентации в системе
моральных норм и ценностей и их иерархизации;

— развитие культурной
толерантности;

— осуществление рефлексии.

Коммуникативные УУД

— формулировать собственное
мнение и позицию;

— выступать перед аудиторией
сверстников с сообщениями;

— обобщать понятия.

Регулятивные УУД:

— устанавливать целевые
приоритеты;

— принимать решения в проблемной
ситуации;

— объективно оценивать свои
суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Познавательные УУД:

— строить рассуждения;

понимать
образную природу литературы как явления словесного искусства, формулировать
отношение к произведениям литературы.

8.  Объяснение
домашнего задания

Слайд
29. Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания и
объяснение требований к содержанию и форме письма.

1.  Закончить
заполнение таблицы.

2.  а)
письмо другу «Прочитай этот удивительный рассказ».

     б) письмо автору.

Выбор варианта
творческого задания.

Личностные:
— формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации;

— осуществление рефлексии.

Коммуникативные УУД:

— оформлять свои мысли в
письменной форме с учётом речевой ситуации;

— создавать тексты
определённого жанра;

— обобщать понятия;

— устанавливать
причинно-следственные связи;

— высказывать и обосновывать
свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

— анализировать условия
достижения цели;

— устанавливать целевые
приоритеты;

— выделять альтернативные
способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Познавательные УУД:

— обобщать понятия;

— строить рассуждения;

— самостоятельно вычитывать все
виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

— излагать содержание
прочитанного текста выборочно;

понимать
образную природу литературы как явления словесного искусства;

— формулировать отношение к
произведениям литературы.

9.  Рефлексия.
Самооценка деятельности

Организация
рефлексии.

— Надеюсь,
это не последнее ваше открытие в мире Чехова. Спасибо за урок. С вами было
интересно, надеюсь, а вам было интересно?

Вы
потрудились и сделали много открытий. Сейчас у вас есть возможность оценить
объективно свой труд по пятибалльной шкале.

Оценка
собственной деятельности в соответствии с предложенными критериями.

Личностные: 

— осуществление рефлексии.

Коммуникативные УУД:

— принимать решения и делать
выбор
.

Регулятивные УУД:

— объективно оценивать свою
деятельность.

                                                                                                                           
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карта
самооценки познавательной деятельности ученика на уроке

Я выразительно читал рассказ – 1 2 3 4 5

Я формулировал тему урока и цели работы – 1 2
3 4 5

Я рисовал иллюстрации (подбирал фото) – 1 2 3
4 5

Я озвучивал иллюстрации – 1 2 3 4 5

Я подготовил «странички из дневника»– 1 2 3 4
5

Я задавал вопросы автору– 1 2 3 4 5

Я анализировал текст – 1 2 3 4 5

Я внимательно выслушивал мнения
одноклассников– 1 2 3 4 5

Я участвовал в коллективном диалоге – 1 2 3 4
5

Я делал выводы – 1 2 3 4 5

                                                                                   
                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Электронная презентация к уроку в отдельном
файле

Мир глазами трехлетнего ребенка (по рассказу А.П. Чехова «Гриша»)

Задачи:

Образовательные:

— развивать навыки анализа прозаического текста, обогащать представление о художественной детали;

— активизировать словарь учащихся: лексику разнообразной тематики;

Воспитательные:

— подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;

— развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;

— воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;

— продолжить формирование интереса к предмету.

Развивающие:

— развивать творческое видение учащихся, воображение, память;

— формировать умение грамотно работать с книгой.

ХОД УРОКА

1. — Помните ли вы своё раннее детство? С какого возраста ваши воспоминания точные, яркие? Всё ли вы помните из детства, когда вам было 3 года?

– Сегодня мы попробуем увидеть мир глазами трёхлетнего ребёнка, героя рассказа Антона Павловича Чехова «Гриша», попытаемся оценить его живое, свежее, наивное мировосприятие.

— Но сначала познакомимся кратко с биографией Антона Павловича Чехова.

(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА)

Дополнительно прочитаем о детских годах Чехова и изображении им детей в его произведениях в учебнике (СТР.93)

.2. Первичное чтение рассказа «Гриша»

Бурнус – плащ с капюшоном;

паяц – клоун.

3. После прочтения выскажите свои мысли и чувства.

– Определите жанровую принадлежность произведения.

Рассказ – небольшое прозаическое произведение, описано одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц.

4. Беседа после прочтения рассказа

— Какое впечатление осталось после прочтения?

СТР 99 вопрос № 15.

Почему заболел Гриша?

Почему мама не поняла, в чём причина болезни?

(Обилие впечатлений само по себе не вызывает жар. Что же произошло?

Необходимо сравнить МИР Гриши и МИР взрослых, обнаружить границу между ними. Ребёнок переступил границу, и мир взрослых обрушился на него и подавил своим разнообразием.)

Обсуждение вопросов 1-3 (СТР.98)

– Найдите описание того, каким был мир Гриши до выхода на прогулку по бульвару.

– Можно ли по описанию «четырёхугольного мира» понять, что он увиден глазами совсем маленького мальчика?

Духовный мир ребенка и окружающий мир предстают здесь не столько в гармоническом единстве, сколько под знаком противоречий, нередко достаточно острых. Он едва умеет говорить и не способен передать те впечатления, которые поразили его во время прогулки, да взрослые и не пытаются его понять. До этой прогулки Гриша знал «только четырехугольный мир» своей детской, где за нянькиным сундуком «очень много» разных вещей.

I вариант.

– На какие части делится его домашнее пространство?

— Как он воспринимает всё окружающее его?

– Как оправдывает существование других людей?

II вариант.

описание нового мира

Домашнее пространство

«Новый мир»

Знает все предметы

(предметный мир)

Всех людей считает мамами и папами, тётями, нянями

Всё сопоставляет и сравнивает:

Сравнивает их со своими мамой и папой

Мама похожа на кошку,

Кошка – на папину шубу.

Собак сравнивает с кошками

Часы созданы, чтобы «махать маятником и звонить»

лошади

Солдаты

Дом, в который он попал

печка

ящик с фруктами — «маленькое корыто».

продавщица апельсинов — «какая-то няня

В обжитом пространстве Гриша знает все предметы.

Всё, что окружает Гришу, он сопоставляет и сравнивает: мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу.

Значение вещей Гриша тоже понимает в силу своего возраста: часы существуют для того, чтобы «махать маятником и звонить». Существование других людей Гриша оправдывает только теми их действиями, которые связаны с ним. Всё его восприятие мира замкнуто на нём самом.

– Сделайте вывод о восприятии мира трёхлетним ребёнком.

При описании дома каждая комната сначала называется на языке трехлетнего Гриши, и только затем появляется привычное слово: «четырехугольный мир, где в одном углу стоит его кровать…» — «детская», «пространство, где обедают и пьют чай» — «столовая», часы, «существующие для того только, чтобы махать маятником и звонить», «комната, где стоят красные кресла» (очевидно, это гостиная), «за этой комнатой есть еще другая, куда не пускают и где мелькает папа» (кабинет отца).

Няня и мама понятны: они одевают, кормят и укладывают спать, но для чего существует папа — неизвестно.

«Еще есть другая загадочная личность — это тетя, которая подарила Грише барабан. Она то появляется, то исчезает/Куда она исчезает? Гриша не раз заглядывал под кровать, за сундук и под диван, но там ее не было».

– Что же произошло в жизни Гриши? (Он вышел на прогулку по бульвару).

– Мир вокруг него такой же или Гриша воспринимает его по-другому?

Всё поведение Гриши описано с большим сочувствием. Гриша очень восприимчивый и впечатлительный мальчик.

Как Гриша воспринимает «новый мир»: людей, животных?

— Можно ли сказать, что главное в его крошечном опыте

СРАВНЕНИЕ и ПОДРАЖАНИЕ? (Подтвердите строками из текста)

(Всех людей, которые встречаются Грише на улице, он считает папами и мамами, тётями, нянями, сравнивая их с собственными папой, мамой,.. Все реакции на новое носят подражательный характер, он всегда смотрит на няню: если няня не боится, значит и ему не страшно. Шагает в такт солдатам. Собак сравнивает с кошками.)

А когда он гуляет на бульваре, перед ним столько «пап, мам и теть», что он не знает, к кому и подбежать. И так как от кошки строит он свое мировоззрение, то и не сомневается, что это перебежали через бульвар «две большие кошки с длинными мордами, с высунутыми языками и с задранными вверх хвостами», и он считает своим долгом поспешно устремиться за ним вслед; и без лишних слов берет он себе один чужой апельсин из того «маленького корыта с апельсинами», которое держала «какая-то няня»…

Объясните эмоции:

  • Лошади – удивление

  • Солдаты – страх, ужас

  • Две кошки – веселье

  • Стеклышко, апельсины – интерес

  • Человек со светлыми пуговицами – наслаждение

Возвращение домой – слезы, усталость

Определение темы

– Определите широкую и узкую темы данного рассказа. (Жизнь людей. – Мир трехлетнего ребенка)

Определите идею текста?

Мир ребенка наивен, прекрасен и чист. Но так это лишь до тех пор, пока в него не вмешивается жизнь взрослых…

Автор показывает контраст между свежим детским восприятием, которое жадно впитывает всякое новое впечатление, которое распахнуто навстречу миру, и равнодушными реакциями взрослых людей.

Контраст между значительностью нового опыта, грандиозностью новых впечатлений и прозаическим выводом мамы – ирония жизни.

** Автор подчеркивает, как важно родителям понимать, что происходит с их детьми, быть внимательными к ним. При изображении мира в рассказах о детях Чехов выбирает детскую точку зрения, описывает его глазами ребенка.

Пытаются ли понять Гришу окружающие его люди: няня, мама? Докажите.

Взрослые игнорируют внутренний мир ребёнка, особенно няня, она не понимает, что Грише жарко, что у него не сформировано понятие своего и чужого, не обращает на него внимания до тех пор, пока Гриша не начинает мешать, разрешает кухарке дать ему водки, хотя это вредно маленькому ребёнку.

Мир взрослых

няня

Игнорирует , она не понимает, что Грише жарко, что у него не сформировано понятие своего и чужого, не обращает на него внимания до тех пор, пока Гриша не начинает мешать, разрешает кухарке дать ему водки, хотя это вредно маленькому ребёнку.

грубо хватая; хлопая его по руке и вырывая апельсин. — Дурак!; морщится, кашляет… кухарка глядит на него и смеётся

мама

Ложка касторки

. В мире, окружающем Гришу, кажется, есть все, что нужно ребенку: мама, папа, няня, тетя, кошка, кукла и другие игрушки, детская, забота, ухаживание за ним, — но нет в нем главного — нет познания, прочувствования любви родных и близких, рождающей понимание, что мама, папа, тетя, няня -особенные, единственные на всем свете. Отсюда, вероятно, и объяснение того, почему он одет не по погоде, и вопросы и недоумения Гриши, вызываемые улицей: «В этом же новом мире, где солнце режет глаза, столько пап, мам и теть, что не знаешь, к кому и подбежать. Но страннее и нелепее всего — лошади…».

Как понимаете смысл последнего предложения?

Неудивительно, что ребенок после такой прогулки заболел (перевозбудился, перегрелся…): «Вечером он никак не может уснуть. Солдаты с вениками, большие кошки, лошади, стеклышко, корыто с апельсинами, светлые пуговицы — все это собралось в кучу и давит его мозг. Он ворочается с боку на бок, болтает и в конце концов, не вынося своего возбуждения, начинает плакать.

-А у тебя жар! — говорит мама, касаясь ладонью его лба. — Отчего бы это могло случиться? — Печка! — плачет Гриша, — пошла отсюда, печка! Вероятно, покушал лишнее… — решает мама».

Какой горькой иронией заканчиваются финальные строчки рассказа: «И Гриша, распираемый впечатлениями новой, только что изведанной жизни, получает от мамы ложку касторки». Доверчивый, чистый мир ребенка впитал в себя впечатления действительности. Остался ли он прежним, чистым, добрым?

Этот чудесный, тонкий и гуманный рассказ был хорошо встречен критикой. Один из рецензентов писал: «А какой глубиной анализа и скрытой любви проникнут рассказ «Гриша», где крошечный человечек впервые сталкивается с обширным внешним мир, в котором до сих пор для него существовали только для мама, няня и кошка!» «Дети и детская душа выходят у Чехова поразительно».

Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова. Во многих рассказах он раскрывает свои воззрения на современное воспитание, порицая родителей, учителей, взрослых людей, безразличных к детям, к их интересам, особенностях психики.

Найдите изобразительные средства языка.

. Определение темы, основной мысли (идеи) произведения

– Определите широкую и узкую темы данного рассказа. (Жизнь людей. – Мир трехлетнего ребенка)

– Как можно было бы по другому озаглавить этот рассказ?

– Какой эпизод особенно затронул? Что показалось непонятным?

Определите идею текста?

Мир ребенка наивен, прекрасен и чист. Но так это лишь до тех пор, пока в него не вмешивается жизнь взрослых…

Автор показывает контраст между свежим детским восприятием, которое жадно впитывает всякое новое впечатление, которое распахнуто навстречу миру, и равнодушными реакциями взрослых людей.

Контраст между значительностью нового опыта, грандиозностью новых впечатлений и прозаическим выводом мамы – ирония жизни.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФАБУЛЕ, КОНФЛИКТЕ И КОМПОЗИЦИИ (СТР, 99)

Д/З: на листе

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Гриша», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

  • План к рассказу гуттаперчевый мальчик
  • План к рассказу храбрый утенок 2 класс литературное чтение составить
  • План к рассказу городок в табакерке краткий
  • План к рассказу храбрый персей
  • План к рассказу город в табакерке 4 класс