План к рассказу еще про мальку 3 класс


1

Рассказ В. Белова «Ещё про Мальку» как составить план?

2 ответа:



1



0

Те, кто уже знаком с собакой Малькой из рассказов Белова, должны помнить, что Малька родила щенков, одного из которых забрали в соседнюю деревню, которая находилась за рекой. Малька не забывала своего щенка и постоянно бегала его кормить. О том как Малька добиралась до этой деревни весной, когда тронулся лед и рассказывает рассказ «Еще про Мальку».

Составим план этого рассказа:

  1. Малька по лаве бегает на соседний берег
  2. Половодье уносит лаву
  3. Малька бросается в холодную и быструю воду
  4. Автор пытается вытащить ее палкой, но Малька плывет на тот берег
  5. Мальку вылавливает Федя, на своей лодке
  6. Малька чуть не погибла.
  7. Вывод: материнская верность простой собачки.



1



0

В Рассказе мы прочитали, что Малька всю зиму бегала кормить своих щенков в соседнюю деревню. А вот весной с ней случилась беда, и на пути к щенкам Малька чуть не утонула.

Но рыбак Федя спас Мальку поверив её веслом и доставил на берег.

Автор и Федя уивились материнской верности собаки.

1-Малька бегает к щенкам

2-Весенний разлив.

3-Федя на лодке.

4-Унесенная лава.

5-Малька в воде.

6-Из последних сил.

7-Спасение мальки.

8-Материнская верность.

Читайте также

Обвинительный приговор Олегу Белову вынес Нижегородский областной суд 29 июня 2016 года. Олег Белов обвинялся в убийстве своей жены (на глазах детей), своих шестерых детей и своей родной матери.

Несмотря на то, что психиатрическая экспертиза подтвердила наличие у Олега Белова шизофрении, было доказано, что этот человек вполне может отвечать за свои действия. Именно по этой причине Олег Белов был признан виновным в содеянном. Суд приговорил его к пожизненному сроку лишения свободы, как того и требовал изначально прокурор для такого жестокого преступника, как Олег Белов.

Подробности можно прочитать вот здесь.

Если выделить главную мысль рассказа про собаку Мальку, тему материнства и заботы, то в своих иллюстрациях к произведению, я бы отразила два состояния — настроения собаки. Сначала нарисовала бы чувство вины Мальки за, то что она вот так «не спросясь хозяйки», родила двух щенят. Но, большую виноватость собака чувствует (на мой взгляд) даже не за это, а за то, что не уберегла своих малышей, т.к. их отдали в другие руки, отняли от собаки.

В. Белов "Малька провинилась". Как нарисовать рассказ?

Второй бы иллюстрацией показала радость Мальки, которой удалось найти одного из своих щенят, ее заботу и счастливые «хлопоты», связанные с ростом и возмужанием щенка под ее присмотром.

В. Белов "Малька провинилась". Как нарисовать рассказ?

П.С. Как вариант, можно нарисовать сцену кормления, когда собака лежит на коврике, а к ее боку прибился маленький, дрожащий комочек.

Игра.

Бывшую жену полковника Павла Белова, бизнес-леди Наташу Кравцову, в этом сериале, играет актриса театра имени Маяковского Дарья Владимировна Повереннова (внучка актёра Сергея Лукьянова).

Родилась 15 июня 1972 года в Москве, в 1994 году окончила Театральное училище имени Щукина.

В фильмографии актрисы, на данный момент 64 работы в 64 проектах. В том числе, главные роли в: «Джамайка» (Виктория Самгина), «Мать за сына» (Ирина Нечаева), «Дожить до любви» (Арина Мельникова) и многие другие киноработы.

Олега Белова, жителя Нижнего Новгорода, арестовали по подозрению в убийстве всей своей семьи: супруги, матери, шестерых детей в августе 2015 года. Белову вынесли приговор 29 июня 2016 года. Его приговорили к пожизненному сроку. Заключенный Белов будет находиться под присмотром психиатра в колонии особого режима. Сейчас жители города Нижний Новгород могут спать спокойно.

Главная героиня рассказа Василий Белов «Малька провинилась» — маленькая собачка Малька, которая имела стойкий характер. Автор, описывая норов собаки, сравнивает её качества с человеческими чертами характера.

Малька жила в доме своей хозяйки и вот у неё появились щенки. Собака и проявила здесь свой бойцовский характер, защищая своих детенышей от непрошеного гостя. Рассказчик только хотел посмотреть на щеночков, но мамаша оскалила зубы и даже попыталась цапнуть его за нос. Малька проявила задиристость и злость, оберегая малышей от возможной опасности.

Когда щенков у собаки забрали, то Малька стала бегать в заречную деревушку, чтобы накормить детеныша. Бежать ей было трудно — по снегу, через реку по обледеневшим бревнам, на коротеньких лапках. Но она стойко преодолевала расстояние и продолжала каждый день бегать к щеночку.

Автор показывает, что материнский инстинкт у собаки такой же, как и человеческой мамы. Она испытывала материнские чувства к малышу, заботилась о нем и совершенно не думала о себе. Самоотверженная и преданная мама, как мы видим, любит щенков так, как наши мамы любят своих детей.

Малька — собака с добрым любящим сердцем, заботливая, верная и преданная. Никакие препятствия не могли её заставить отказаться от дальнего перехода, поскольку главным для любой мамы всегда являются её дети.

Читательский дневник по рассказу «Ещё про Мальку» Василия Белова

Автор: Белов, Василий Иванович

Название произведения: «Ещё про Мальку»

Число страниц: 3

Жанр: рассказ

Главные герои: Малька, Автор.

Второстепенные герои: Федя.

Характеристика главных героев:

Автор — внимательный, добрый, отзывчивый человек.

Малька — отважная и легкомысленная.

Готова на всё, ради своего щенка.

Характеристика второстепенных героев:

Федя — добрый и отзывчивый.

Отважный и рассудительный.

Помог бедной собаке спастись.

Краткое содержание рассказа «Ещё про Мальку»

В деревне, где жила Малька, наступила весна.

Снег растаял.

Речка, через которую Малька бегала кормить своего щенка, стала разливаться.

Однажды утром автор не узнал реку.

Она широко разлилась и снесла мостки, по которым бегала Малька.

Храбрая собака поплыла, но течение сносило её.

Она могла погибнуть, если бы не Федя.

Тот на лодке подплыл к Мальке и вытащил собаку.

Все удивлялись силе материнской любви собаки.

План рассказа:

  1. Жизнь Мальки.
  2. Река разлилась.
  3. Собачка в воде.
  4. Из последних сил.
  5. Спасение.
  6. Возвращение домой.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по рассказу «Ещё раз про Мальку» Василия Белова

Основная мысль рассказа «Ещё раз про Мальку»:

Главная мысль произведения в том, что мать всегда стремится к своему ребёнку, чтобы помочь ему чем только возможно.

Основная идея рассказа в том, что материнская любовь сильнее страха смерти.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас верности и бесстрашию.

Учит пытаться найти выход из любой ситуации.

Учит верности, любви, преданности, самоотверженности.

Краткий отзыв о рассказе Белова «Ещё про Мальку» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, продолжение истории уже хорошо нам знакомой собаки, я подумала о том, что никто не любит нас сильнее наших матерей.

Казалось бы, щенок уже подрос, кормить его было необязательно, тем более что прямая дорога исчезла под волнами паводка.

Но верная Малька всё равно бежала, плыла к своему щенку.

Это интересный и поучительный рассказ.

Автору удалось подметить очень важные особенности поведения собаки, делающие её похожей на человека.

Собаки точно так же любят и берегут своих детей, стремятся их защитить и готовы ради них рисковать жизнью.

Мне нравится храбрая и верная Малька, которая забывала о себе, когда думала о сыне.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о наших мамах.

Они так сильно любят нас, а мы всегда ли помним об этом?

Давайте не будем забывать матерей и любить их столь же сильно, как они нас.

Пословицы к произведению

  • Щенок у матери лаять учится.
  • Птица рада весне, а дитя матери.
  • Мать кормит детей, как земля людей.
  • Материнская молитва со дна моря достанет.

Словарь неизвестных слов

  • Лава — настил через речку, мостки;
  • Дивиться — удивляться.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Ну, матушка, давай, давай сюда!

Он бросил весло в лодку и рукой выхватил Мальку из ледяной воды.

Наверное, ещё немного бы, и она захлебнулась, потому что была еле жива.

— Матушка! — уговаривал её Федя. — Да разве дело?

Его, дурака, ещё и кормить!

Ведь большой уж, обормот, а ты всё бегаешь.

Ещё читательские дневники по произведениям Василия Белова:

  • Рассказ «Малька провинилась»

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Литературное чтение         В.И.Белов «Ещё про Мальку»        3 класс

Тема: В.И.Белов «Ещё про Мальку»

Тип урока: решение частных задач.

Педагогические задачи: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; помочь выразить своё отношение к происходящим событиям; способствовать расширению читательского опыта учащихся; развитию речи, мышления, навыков беглого, сознательного и выразительного чтения; содействовать воспитанию доброго, внимательного, неравнодушного отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; проявлять доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;

коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7 – 8 предложений, проявляют активность и стремление высказаться, задавать вопросы.

Образовательные ресурсы и оборудование:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка

Портрет В.И.Белова

Библиотечный листок о В.И.Белове

Учебник «Литературное чтение» 3 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.

Презентация

Компьютер

Проектор  

Структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые  способы деятельности

  1. Орг. момент

Проверяем готовность учащихся к уроку. Приветствие обучающихся.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

(Слайд 1)

Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

  1. Актуализация опорных знаний
  1. Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

  • С творчеством, какого писателя вы  познакомились на прошлом уроке?

(Слайд 2)

  • Как назывался рассказ?
  • В чём провинилась Малька?
  • Как Лидия разговаривала с Малькой?
  • За что её ругала Лидия?
  • Как Малька охраняла своих детей?
  • Как вы считаете – правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?
  • Какой Малька оказалась матерью?
  • Что вас удивило в этом рассказе?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе

«Малька провинилась»

За что она среди зимы родила щенят.

Как с человеком.

Что она принесла двух щенят.

Никого к ним не подпускала.

????

Заботливой и верной, каждый день она бегала в соседнюю деревню кормить своего сына, несмотря ни на какие опасности.

Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка.

Не каждая так сможет.

Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

  1. Сообщение темы урока. Определение целей.
  • По тому, как вы отвечали на вопросы, видно, что рассказ «Малька провинилась» вам понравился. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с рассказами Василия Ивановича Белова.
  • Прочитайте тему урока.

(Слайд 4)

  • Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с ….

Мы узнаем ….

Мы вспомним ….

Мы будем учиться ….

Мы сможем поразмышлять ….

  • Как вы думаете, о чём это произведение?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимают и сохраняют учебную цель и  задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

  1. Работа над содержанием текста
  1. Работа с толковым словарём
  1. Первичное чтение произведения
  1. Беседа по содержанию произведения

Провожу словарную работу

  • Как вы считаете, что такое плёсо?

(Слайд 6)

Плёсо (водный плес) — широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами. (толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы считаете, кого можно назвать долговязым?

(Слайд 7)

Долговязый — высокий, худощавый и нескладный. (толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы считаете, что такое лава?

(Слайд 8)

Лава – два стёсанных бревна, перекинутых с одного берега на другой. (Толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы считаете, что такое верши?

(Слайд 9)

Верши — морда, сети или ловушка для рыбы. (толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы считаете, кого можно назвать обормотом?

(Слайд 10)

Обормот  —  негодный человек,                       грубиян. (толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы понимает слово обомлел?

(Слайд 11)

Обомлеть – лёгкое замирание тела. (Толковый словарь С.Ожегова)

  • Кто такой кулик?

(Слайд 12)

Кулик — водная птица. (толковый словарь С. Ожегова)

  • А теперь попробуйте объяснить выражение «Легка на помине».

(Слайд 13)

Легка на помине — кто появляется как раз в тот момент, когда о нём говорят, вспоминают или думают.

(Словарь фразеологизмов)

  • Прочитайте слова, записанные на доске по слогам, а потом полным словом

Е-жед-нев-но – ежедневно

О-бя-зан-ность – обязанность

Про-бе-рёшь-ся – проберёшься

За-хлеб-ну-лась – захлебнулась

Бес-по-мощ-на-я – беспомощная

Стре-ми-лась – стремилась

Под-пра-вил – подправил

Дол-го-вя-зы-е – долговязые

  • Сейчас вы прослушаете текст рассказа «Ещё про Мальку»
  • Понравилось ли вам произведение? От чьего лица ведётся рассказ?
  • Назовите героев произведения.

(Слайд 14)

  • Какие чувства вы испытывали при прослушивании этого произведения. При ответе на это вопрос вам поможет «Словарь чувств»

(Слайд 15)

Дают объяснение слов, предварительно поработав дома с толковым словарём.

Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают своё мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи осуществляют контроль  по результату.

  1. Повторное чтение и анализ произведе-ния
  1. Повторное чтение произведения.
  1. Беседа по содержанию
  1. Работа в парах с пословицами

Организую повторное чтение рассказа детьми по цепочке.

  • Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.
  • Как вы думаете, почему В.И.Белов не ограничился одним рассказом о Мальке, а написал продолжение истории?
  • Прочитайте ещё раз о происшествии на реке. Можно ли сказать, что это кульминация рассказа? (самый напряжённый момент в произведении?)
  • Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду?
  • Подумайте, рассказчик и автор – одно и тоже лицо? Обоснуйте своё мнение.
  • Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?
  • Почему автор сделал героиней не породистую собаку, а дворняжку, да ещё и маленькую?
  • Как повела себя Малька в минуту опасности?
  • Можем ли мы сказать, что Малька совершила подвиг?
  • Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?
  • Прочитайте предложение «Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды».
  • Давайте найдём здесь имена прилагательные.
  • Какую роль они играют в этом предложении?
  • Не только Малька может быть заботливой мамашей, но и другие животные трепетно относятся к своим детёнышам.
  • Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?
  • Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение.
  • Поэты всех времён преклоняли колено перед святостью материнского долга, перед терпением матери, её преданностью, нежностью, заботливостью, сердечной теплотой. Предлагаю  поработать в парах. Вам надо собрать рассыпавшиеся  пословицы.

А) Всякой матери своё дитя мило.

Б) Материнское сердце не знает покоя.

В) Отец и мать цены не имеют.

Г) При солнышке тепло, при матери добро.

  • Прочтите собранные пословицы.
  • Что их объединяет?
  • Какие из пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему?
  • Прочитайте, как заканчивается первый рассказ?
  • Прочитайте, как заканчивается второй рассказ?
  • Какова главная мысль рассказа? 

Читают произведение по цепочке.

Мы прочитали рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и подтверждают выдержками из текста произведения.

Все пословицы о маме.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют своё мнение и позицию. Строят монологические высказывания.

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  1. Самостоятельная работа

1. Тестовая работа

2. Взаимопроверка

  • А сейчас перед вами лежат листочки, подпишите на них своё имя.
  • Сейчас на экране вы будете видеть вопросы и варианты ответов. Выбираете правильный вариант и записываете его под номером вопроса.

(Слайды 16 – 29)

  • Ответы я проверю после урока.

(Слайд 30)

Записывают верные ответы.

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию.

  1. Домашнее задание

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

  1. Итог урока. Рефлексия.
  1. Беседа  

Оцениваю результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организую подведение итогов урока.

  • Что нового узнали?
  • Понравилось ли вам произведение?
  • Какие чувства оно у вас вызвало?
  • О чём заставило задуматься?
  • Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

 (Слайд 33)

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

Всякой матери своё дитя мило.

При солнышке тепло, при матери добро.

Отец и мать цены не имеют.

Материнское сердце не знает покоя.

Всякой матери своё дитя мило.

При солнышке тепло, при матери добро.

Отец и мать цены не имеют.

Материнское сердце не знает покоя.

Всякой матери своё дитя мило.

При солнышке тепло, при матери добро.

Отец и мать цены не имеют.

Материнское сердце не знает покоя.

Всякой матери своё дитя мило.

При солнышке тепло, при матери добро.

Отец и мать цены не имеют.

Материнское сердце не знает покоя.

Тема: В.И.Белов «Ещё про Мальку» Учитель: Коринчук Инна Алексеевна, МБОУ «Излучинская ОНШ»

Тип урока: урок открытия нового знания

Педагогические задачи: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; помочь выразить своё отношение к происходящим событиям; способствовать расширению читательского опыта учащихся; развитию речи, мышления, навыков беглого, сознательного и выразительного чтения; содействовать воспитанию доброго, внимательного, неравнодушного отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; проявлять доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;

коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7 – 8 предложений, проявляют активность и стремление высказаться, задавать вопросы.

Образовательные ресурсы и оборудование:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка

Портрет В.И.Белова

Учебник «Литературное чтение» 3 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.

Презентация

Компьютер

Интерактивная доска

Структура урока.

Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие обучающихся. 2 мин.

(Слайд 1)

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи.

II. Актуализация опорных знаний

  1. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания. Беседа о проделанной работе. 5 мин.

  • С творчеством, какого писателя вы познакомились на прошлом уроке? Предлагаю поиграть в игру «Найди ответ» (выборочное чтение).

  • Кто будет ведущим?

(Слайды с вопросами и правильными ответами.)

(Слайд 2-4)

  • Как назывался рассказ?

  • В чём провинилась Малька?

  • Как Лидия разговаривала с Малькой?

  • Как Малька охраняла своих детей?

  • Найдите и прочитайте, как об этом сказано в рассказе.

  • Как вы считаете – правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?

  • Какой Малька оказалась матерью?

  • Что вас удивило в этом рассказе?

(Слайд 5 — проверка слайд 6)

  • Посмотрите внимательно на слайд и теперь, когда мы так подробно обсудили произведение, попробуйте восстановить цепочку событий.

Молодцы!

С творчеством Василия Ивановича Белова.

«Малька провинилась».

В том, что она среди зимы родила щенят. Что она принесла двух щенят. Как с человеком.

Никого к ним не подпускала.

Малька едва не вцепилась мне в нос.

Высказывания детей

Какая верная оказалась мамаша

Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности бегает кормить своего сынка. Не каждая так сможет.

Такая самоотверженность и материнская любовь.

(Ставят в нужном порядке цепочку событий, используя картинки.)

Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

III. Сообщение темы урока. Определение целей.

  • По тому, как вы отвечали на вопросы, видно, что рассказ про Мальку вам очень понравился. Хотите еще узнать про Мальку? Прочитайте тему урока.

(Слайд 7)

Определите цели урока, используя опорные фразы:

(Слайд 8)

Мы познакомимся с ….

Мы узнаем ….

Мы вспомним ….

Мы будем учиться ….

1 мин.

Да.

«Еще про Мальку»

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

IV. Работа над содержанием текста

  1. Первичное чтение произведения

(Слайд 9) Первичное чтение текста.

  • Предлагаю прослушать текст «Ещё про Мальку». (аудиозапись)

Ребята, понравилось вам произведение?

Какие чувства вы испытывали при прослушивании?

Вы поняли, почему так называется это произведение «Еще про Мальку»?

5 мин.

Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

Восхищение. Страх за Мальку, жалость.

Да, Малька встречается с новыми трудностями. История могла бы закончиться трагически.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают своё мнение.

V. Работа над содержанием текста

  1. Повторное чтение произведения.

  1. Словарная работа.

  1. Беседа по содержанию

Организую повторное чтение рассказа детьми.

— Предлагаю еще раз прочитать текст. По ходу чтения отмечайте непонятные слова.

— Читаете все вместе жужжащим чтением 1 абзац до слов.проберешься на тот берег. Вы прочитали 1 смысловую часть.

— Читают парой в унисон…… до слов долговязые кулики? 2 часть

Следующий отрывок прочитает …. до словтолько на Фединой лодке…3 часть

А сейчас отрывок прочту я, следите…до слов.. с головой окунулась в воду… 4 часть

Следующий отрывок прочтите самостоятельно про себя…до слов ставшую совсем крохотной… Мальку. 5 ч.

И последнюю часть прочитаем хором.

(Слайд 10)

  • Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. 7 мин.

Провожу словарную работу. Какие слова вам непонятны?

  • Как вы считаете, что такое плёсо?

(Слайд 11-19)

Плёсо (водный плес) — широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами. (толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы считаете, кого можно назвать долговязым?

Долговязый — высокий, худощавый и нескладный. (толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы считаете, что такое лава?

Лава – два стёсанных бревна, перекинутых с одного берега на другой. (Толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы считаете, что такое верши?

Верши — сети или ловушка для рыбы. (толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы считаете, кого можно назвать обормотом?

Обормот — негодный человек, грубиян. (толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы понимает слово обомлел?

Обомлеть – лёгкое замирание тела. (Толковый словарь С.Ожегова)

  • Кто такой кулик?

Кулик — водная птица. (толковый словарь С. Ожегова)

  • А теперь попробуйте объяснить выражение «Легка на помине».

Легка на помине — кто появляется как раз в тот момент, когда о нём говорят, вспоминают или думают.

(Словарь фразеологизмов) 5 мин.

ФИЗМИНУТКА. 1 мин.

-Как вы думаете, почему В.И.Белов не ограничился одним рассказом о Мальке, а написал продолжение истории?

Рассказчик и писатель это одно и то же лицо?

-Какой вы представляете себе Мальку, опишите ее. Какими чертами характера обладала Малька?

-Почему автор сделал героиней не породистую собаку, а дворняжку, да ещё и такую маленькую?

Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду?

Как вы считаете, какой самый напряжённый момент в произведении? Кульминация рассказа? Прочитайте. (Обратите внимание на слова «Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды».

Найдите здесь имена прилагательные.

Какую роль они играют в этом предложении?

Как вы считаете, смогла бы Малька спастись без помощи? Кто помог ей в спасении? Что вы можете сказать об этих людях?

Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке? Какова главная мысль рассказа?

-Как повела себя Малька в минуту опасности? Можем ли мы сказать, что Малька совершила подвиг?

-Не только Малька может быть заботливой мамашей, но и другие животные трепетно относятся к своим детёнышам.

-Всех матерей отличают щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь, нежность, сердечная теплота, заботливость и великое терпение. 7 мин.

  • А сейчас предлагаю поработать в парах. Вам надо собрать рассыпавшиеся пословицы.

1) Всякой матери своё дитя мило.

2) Материнское сердце не знает покоя.

3) При солнышке тепло, при матери добро.

Проверка ( Слайд 20)

  • Прочтите собранные пословицы.

  • Что их объединяет?

  • Какая из пословиц больше всех подходит к нашей героине? Почему?

(Слайд 21)

-Ребята, смогли мы с вами на примере Мальки понять, что материнское сердце не знает покоя?

На самом деле, сердце – как орган такой маленький, с кулачок, а у маленькой Мальки и того меньше, но материнское сердце, оно настолько огромное, потому что вмещает в себя столько любви, заботы, нежности, теплоты. Любая Мать всегда готова отдать свое сердце, свою жизнь не задумываясь, ради спасения своего ребенка, что мы с вами и увидели в рассказе «Еще про Мальку»

5 мин.

Жужжащее чтение.

Чтение парами.

Чтение ученика(цы)

Чтение учителем.

Читают самостоятельно.

Мы прочитали рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета.

4.2

Маленькая, кривоногая, беспомощная.

Заботливая, нежная, преданная, храбрая, самоотверженная, умная,верная.

Чувство материнского долга, любви.

Делают выводы и подтверждают выдержками из текста произведения.

Работают в парах. Сотрудничают.

Вторая.

Ответы детей.

Выразительно читают. Слушают собеседника.

Узнают лексическое значение слов

VI. Работа над составлением плана рассказа.

(Слайд 22) Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите? Что это за слова?

— Прочитайте.

Они нужны вам для пересказа. Соответственно, нужен план.

Как вы думаете, на сколько частей можно разделить текст?

У меня есть готовый план, но в нем перепутались пункты. (Прием «Лови ошибку».)

(Слайд 23) Ваша задача — поставить пункты плана по порядку. НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПЛАН.

1. Весна, разлив реки.

2. Спасение Мальки Федей.

3. Обязанности Мальки.

4. Верность матери.

5. Беспомощная собачка в бушующей реке.
6. Обрыв связи с тем берегом.

ПРОВЕРКА. (Слайд 24)

— Сейчас вы объединитесь в группы и составите правильный план, (зачитать задание и цель карточки), а затем мы вместе проверим и подберем опорные слова.

А теперь подберем опорные слова к каждому пункту.

ПРОВЕРКА. (Слайд 25)

Подумайте, ребята, для чего мы с вами работали с планом произведения и опорными словами?

— Это и будет домашним заданием.

Слайд 26

Какие чувства у вас после сегодняшнего урока? Прочитав сегодня этот рассказ, мы испытали светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной историей, которая многих из нас окружает ежедневно. Человек будет добрее и лучше, если останется неравнодушен ко всему живому – будь то синица, постучавшая в наше окно, одинокий кустик у дороги, или собака, стремящаяся покормить своё дитятко, несмотря на разлив реки… Об этом и напоминает писатель.

Ребята, не будьте равнодушными людьми, и самое главное цените любовь, верность, нежность и заботу ваших матерей! 7 мин.

Слова. Это опорные слова, слова-действия из рассказа.

Бегала, не забыла, разлилась, подступило, заполнило, обрывалось, обомлел, подняло, унесло, подбежала, сунулась, ступила, поплыла, не испугалась, несло, выбилась из сил, окунулась, закричал, выхватил, причалил, выпустил, обернулся, дивились)

На 6.

ПРАВИЛЬНЫЙ ПЛАН.

1. Обязанности Мальки. (бегала, не забыла)

2. Весна, разлив реки.
(разлилась, подступила, заполнило)

3. Обрыв связи с тем берегом.
(обрывалась, обомлел, подняло, унесло)

4. Беспомощная собачка в бушующей реке. (подбежала, сунулась, ступила, поплыла, не испугалась, несло, выбилась из сил, окунулась,)

5. Спасение Мальки Федей.

(закричал, выхватил, причалил, выпустил.)

6)Верность матери. (обернулся, дивились)

(выходит 5 человек и с обычной доски выбирают опорные слова и зачитывают)

Чтобы воспользоваться им при подготовке к пересказу.

Светлые и добрые чувства.

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию.

Итог урока. Рефлексия.

Беседа

Кому сегодня понравился урок? Оцениваю результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организую подведение итогов урока обучающимися.

(слайд 27)

Выберите любую фразу и продолжите

1.Я научился…

2.Я удивился …

3.Я расстроился …

4.Узнал новое о …

5.Я понял, что…

1 мин.

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят рефлексию.

Рефлексия. Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

Домашнее задание

(Слайд 28)

  1. Прочитать и ответить на вопросы.

  2. Пересказ по плану.

  3. Подобрать пословицы, которые отражают главную мысль произведения. 1 мин.

(Слайд 29) СПАСИБО!!!

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

Белов В., рассказ «Еще про Мальку»

Жанр: рассказы о животных

Читать рассказ «Малька провинилась»

Главные герои рассказа «Еще про Мальку» и их характеристика

  1. Автор-рассказчик, человек степенный, неторопливый, любит животных и природу.
  2. Федя, местный рыбак, спокойный, уравновешенный.
  3. Малька, собака, очень верная мать.

План пересказа рассказа «Еще про Мальку»

  1. Малька бегает к сыну
  2. Пришла весна
  3. Наводнение
  4. Федя на лодке
  5. Унесенная лава
  6. Малька ищет путь
  7. Малька плывет
  8. Малька тонет
  9. Спасение
  10. Материнская верность.

Кратчайшее содержание рассказа «Еще про Мальку» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Всю зиму Малька бегала кормить щенка в соседнюю деревню.
  2. Пришла весна и однажды утром автор увидел, что лаву унесло наводнением.
  3. На берег вышла Малька и бросилась в воду.
  4. Течение стало сносить собаку и она стала тонуть.
  5. Рыбак Федя подцепил Мальку веслом и доставил на берег.
  6. Автор и Федя подивились материнской верности.

Главная мысль рассказа «Еще про Мальку»
Материнская любовь не ведает преград и не знает страха.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 3 класс 2 часть» Климанова к этому рассказу можно посмотреть по ссылке.

Чему учит рассказ «Еще про Мальку»
Рассказ учит любить своих матерей, родителей. Учит тому, что любая мать отдаст за своего ребенка все что имеет и даже свою жизнь. Учит любить животных и заботиться о них. Учит помогать тому, кто в этом нуждается.

Отзыв на рассказ «Еще про Мальку»
Мне очень понравился этот трогательный рассказ. Малька в нем еще большая героиня, чем в рассказе «Малька провинилась». Теперь она уже презирает саму смерть и не боится ледяной воды, в стремлении добраться до своего ребенка. Малька очень верная мать.

Пословицы к рассказу «Еще про Мальку»
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Материнская забота в огне не горит, и в воде не тонет.
Материнская молитва со дна моря вынимает.
У сына заболит пальчик, а у матери сердце.
Для матери ребенок до ста лет дитенок.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Еще про Мальку»
Всю зиму Малька бегала на другой берег к своему щенку, кормить его. Но вот пришла весна. Снег потемнел и просел, река в нескольких местах вскрылась, а Малька также бегала по лаве в соседнюю деревню.
Однажды утром автор вышел из дома и обомлел. Вода за ночь поднялась и подступила к бане. Федя уже плавал по воде на лодке и присматривал места, где можно будет поставить верши. Автор посмотрел на лаву и не увидел бревен. Поднявшаяся вода унесла их. Добираться из одной деревни в другую можно будет только на лодке. Как же Малька?
И тут автор увидел Мальку. Собака выбежала на берег и покрутилась вокруг воды. Дороги не было. Но Малька не долго колебалась, она бросилась в воду и поплыла на тот берег. Течение было сильное и собаку стало сносить. Малька выбивалась из сил.
Когда Мальку проносило мимо автора, тот бросил собаке доску, но Малька не обратила на доску внимания, она стремилась на другой берег.
Тогда автор крикнул Феде, чтобы тот выловил Мальку. Федя развернул лодку и веслом подцепил Мальку. Собака совсем выбилась из сил. Еще немного и она захлебнулась бы.
Федя ласково обругал собаку, сказал, что щенок ее совсем большой, и доставил Мальку на берег. Автор и Федя сильно удивились Малькиной материнской верности.

  • План к рассказу детство толстого 15 глава
  • План к сказке гадкий утенок для 3 класса
  • План к рассказу детство льва николаевича толстого
  • План к сказке барсучий нос 3 класс литературное чтение
  • План к рассказу деревянный конь для 4 класса