План к рассказу храбрый утенок 2 класс литературное чтение составить

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • План рассказа Храбрый утенок Житкова
  1. Голодные утята.
  2. Страшная стрекоза.
  3. К утятам пришел гость.
  4. Спаситель Алеша.
  5. Благодарность храброму утенку.

Пересказ

Каждое утро хозяйка приносила своим утятам на завтрак рубленых яиц. 

Как только птенцы собирались покушать к ним прилетала большая и страшная стрекоза, которая не подпускала их к тарелке с едой. Утята, боясь стрекозы, прятались от неё в кустах и сидели там голодные и испуганные целый день. Хозяйка, которая их кормила, забеспокоилась, всё ли хорошо с её малышами. Ведь корм был не съеден весь день. 

Как-то раз в гости к утятам зашел соседский утенок Алеша. Птенцы поведали ему историю о стрекозе, которая не дает им кушать. Утенка рассмешила эта история, и он пообещал им, что прогонит страшную стрекозу. Утята, конечно, не поверили ему.

На следующий день хозяйка вновь вынесла корм утятам. Когда она ушла, опять прилетела стрекоза. Только утята собрались бежать от страха в кусты, храбрый Алеша схватил стрекозу и переломил ей крыло. Она испугалась и больше никогда не прилетала сюда. 

Птенцы были очень благодарны Алеше, за то, что он избавил их от стрекозы, из-за которой они голодали. Теперь утята наедались досыта и всегда приглашали на завтрак храброго утенка Алешу.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Храбрый утенок Житкова

План рассказа Храбрый утенок Житкова

Популярные сегодня темы

  • Раневская и Лопахин в произведении Вишнёвый сад Чехова сочинение

    Антон Павлович Чехов стал одни из величайших русских авторов. Его рассказы отличаются едкой и очень точной сатирой над обществом, в окружении которого жил писатель. В своей пьесе «Вишневы сад»

  • История создания романа Пушкина Дубровский и прототипы героев

    Главный герой Дубровский поссорился с дворянином Троекуровым, тот благодаря своим связям лишил Дубровского поместья и всех владений.

  • Сочинение Какими качествами обладает добрый человек?

    Добрый человек, чтобы его так и называли, должен обладать кучей качеств. Заслужить такое «звание» не так-то просто! Ведь не может же добрый человек быть жадным, например. Мне кажется, что нет…

  • Почему Чацкий отторгнут фамусовским обществом?

    Так для меня, например, ничего удивительного в том, что этот герой был отвергнут обществом… И даже не так важно, что фамусовским. ОН был бы отвергнут любым обществом!

  • Стрельников (Антипов) в романе Доктор Живаго Пастернака характеристика и образ

    Роман Бориса Леонидовича Пастернака под названием «Доктор Живаго» содержит ряд героев, каждый из которых предназначен выполнять отведенную роль.


2

Как составить план к рассказу «Храбрый утенок» Б. С. Житкова?

Как написать план по прочитанному рассказу «Храбрый утенок» Б.С.Житкова для дальнейшего пересказа?

10 ответов:



12



0

Прежде чем приступить к составлению плана, необходимо прочитать рассказ «Храбрый утенок», а затем выделить основные мысли из прочитанного. После создания такого наброска, будет очень просто написать изложение по памяти.

План к рассказу «Храбрый утенок» выглядит следующим образом:

  • Хозяйка кормит своих утят
  • Каждый день прилетает стрекоза и пугает утят
  • Утята не едят из-за страха
  • Хозяйка беспокоится об утятах, их отказе от еды
  • Разговор Алеши с маленькими утятами
  • Храбрый Алеша хватает стрекозу за крыло
  • Стрекоза больше не возвращается
  • Спасенные утята начинают кушать и угощают храбреца Алешу

План можно немного сократить, объединив несколько пунктов в один (это по желанию).



3



0

Борис Жидков написал очень коротенький рассказ, но он завершен по сюжету и является поучительным.

**

Можно составить следующий план к этому рассказику:

1). Каждое утро утята приходили под большой куст, где их ждала тарелка с едой.

2). Появление страшной стрекозы. Она пугала утят, и они оставались голодными на целый день.

3). Утенок Алеша пришел в гости к пугливым утятам. Они рассказали ему, как каждое утро их отгоняет от тарелки с едой большая стрекоза.

4). Утенок Алеша смеется над утятами и обещает им помочь.

5). Утром стрекоза опять прилетает к тарелке с едой и пугает утят. Но утенок Алеша схватил ее за крыло и сломал его клювом. Стрекоза улетела и больше не пугала утят. А утенка Алешу стали называть храбрым.



3



0

Рассказы о животных очень интересны маленьким детям, их мир загадочен и необычен. Среди авторов, пишущих рассказы, есть замечательный писатель — Борис Жидков. В его коротком, но очень содержательном рассказе «Храбрый утенок» рассказано о семействе с маленькими утятами. План для пересказа можно составить так.

1). Утята приходят к месту, где их хозяйка оставляет им вкусную еду.

2). Огромная стрекоза прилетает к их тарелке, пугая малышей. Они остаются голодными.

3). Преследования стрекозы продолжаются несколько дней, хозяйка начинает беспокоиться о здоровье птиц.

4). Утенок Алеша с соседского двора спасает утят и прогоняет стрекозу.

5). Утята теперь могут без страха приходить к корму, страшная стрекоза больше к ним не прилетает.

Вот в таком маленьком рассказе поместился большой смысл, о важности взаимовыручки, о смелости и дружбе.



2



0

К данному рассказу Житкова подойдёт вот такой план:

1) Ежедневно хозяйка заботясь кормит утят.

2) Утят пугает грозная стрекоза;

3) Страх велик — утята не могут есть;

4) Переживания хозяйки об утятах;

5) Алёша с улыбкой обещает утятам избавиться от стрекозы;

6) Алёша схватил и напугал стрекозу;

7) Стрекоза перестала появляться;

8) Алёша получает угощения от утят.



1



0

Рассказы Бориса Житкова о животных всегда читаются с интересом, и рассказ «Храбрый утенок» не исключение. Вот какой план можно составить по этому рассказу:

  1. Утят кормят кашей каждое утро.
  2. Грозная стрекоза отпугивает утят. Сама не есть, а утята потом боятся к тарелке подойти.
  3. Хозяйка утят не понимает почему они не едят.
  4. Соседский утенок Алеша. Он смеется и обещает прогнать стрекозу. Утята не верят в его храбрость.
  5. Прилетает стрекоза и по привычке садится на тарелку.
  6. Алеша хватает стрекозу за крылом. Стрекоза вырывается и улетает.
  7. Больше стрекоза не прилетала. Утята потом всегда угощали храброго Алешу.



1



0

Попробуем написать план к рассказу «Храбрый утенок» после его прочтения для пересказа.

Главные герои рассказа утенок Алеша и другие утята, которые боялись стрекозы.

1). Хозяйка ставит утятам тарелку рубленных яиц.

2). Прилетает стрекоза и пугает утят.

3). Утята остаются голодными.

4). Соседский утенок Алеша прогоняет страшную стрекозу.

5). Утята едят и угощают Алешу.



1



0

  1. Непрошеная гостья. Утята, видимо, росли без мамы, поэтому, когда большая стрекоза прилетала и садилась на их еду, они прятались и не прикасались к ней. Так продолжалось несколько дней подряд. Хозяйка, приносившая им еду стала подозревать, что утята заболели.
  2. Утенок с соседнего двора. Его звали Алеша и он был храбрый. Услышав историю про злую стрекозу, Алеша пообещал проучить ее.
  3. Победа. Утром, когда стрекоза, по обыкновению, прилетела к тарелке с едой, Алеша, схватил за ее крыло и поломал его. Испуганная стрекоза улетела, чтобы больше никогда не появляться во дворе. С тех пор утята стали сытно есть и всегда приглашали к обеду Алешу.



1



0

План рассказа «Храбрый утенок»

1 Утята боятся стрекозу.

2 Стрекоза не дает утятам есть

3 Утенок Алеша обещает помочь.

4 Алеша победил стрекозу.

Рассказ о взаимовыручке и смелости. Несколько утят не смогли объединиться и прогнать врага со своей территории, он предпочитали жить впроголодь, чем решиться на борьбу, утята , оказывается, были трусливыми. А из сосед утенок Алеша ничего не боялся, он и не испугался, когда стрекоза напала на него и при этом утенок мог отказаться и не помогать утятам, но он не смог пройти мимо маленьких утят, которые нуждались в помощи. Он показал, что нельзя сдаваться без боя.



1



0

План пересказа будет такой:

хозяйка кормит своих утят.

утята боятся стрекозы, которая подлетает к их тарелке.

хозяйка не понимает, почему утята не едят.

храбрый утенок Алеша приходит к утятам.

Он прогоняет стрекозу от из тарелки.

Утята начинают есть, вместе с ними ест и Алеша.



0



0

План к рассказу «Храбрый утенок»

  • Знакомое место обеда утят, тарелка с едой.
  • Нарушение трапезы утят появлением большой стрекозы.
  • Утята боятся стрекозу но не подходят к еще и остаются голодными.
  • Помощь храброго утенка Алеши в избавлении от стрекозы.
  • Все становится по прежнему — утята приходят есть каждое утро.

Читайте также

Небольшой, но очень красивый рассказ Льва Толстого «Акула» довольно легко запоминается, в силу своей динамики, а потому пересказать его не сложно. Но можно воспользоваться для этого и кратикм планом:

  1. Корабль у берегов Африки. Жара.
  2. Капитан дает команду купаться. Матросы купаются в парусе, но два мальчика решают плавать в открытом море
  3. Мальчики плывут наперегонки. Появляется акула.
  4. Дети не слышат криков об опасности. Отец одного мальчика, старый артиллерист побелел от страха
  5. Матросы в лодке спешат на помощь
  6. Мальчики видят акулу и с криками бросаются в разные стороны
  7. Артиллерист наводит пушку и стреляет
  8. Акула убита. Все спасены.

«Пропавшая грамота» Николая Гоголя относится к циклу мистических рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки», и по сюжету рассказ ведется от лица Фомы Григорьевича. Вот краткий план пересказа рассказа:

  1. Фома сетует на тех слушательниц, которые всего боятся.
  2. Его дед отправлен гетманом с грамотой к царице, но загулял с запорожцем
  3. Ночью запорожец признается гулякам, что продал душу дьяволу и настал срок уплаты долга
  4. Фома обещает не спать, чтобы дьявол не мог забрать душу запорожца, но засыпает
  5. Утром нет ни запорожца, ни коней, ни грамоты
  6. За пять золотых ему подсказывают как найти черта
  7. Ночью деде отправился к черту. В лесу он встретил две страшные рожи у костра и изложил свое дело
  8. Он бросил свои деньги и очутился посреди шабаша ведьм и чертей
  9. Ему предложили сыграть в дурака и если он выиграет, то ему вернут шапку и грамоту
  10. Дед проиграл дважды, но смекнул, что дело нечисто и перекрестил карты
  11. Дед выиграли получил шапку, но попросил еще и коня
  12. От коня остались только косточки, но ему дали другого
  13. Конь несет деда над пропастями и болотами
  14. Дед сорвался с коня и оказался на крыше своей хаты
  15. Дед отправился к царице
  16. Дед освятил хату, но раз в год в ту же ночь, его жена пускалась в пляс.

Рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным» совсем небольшого объема и в принципе легко запоминается для пересказа, но если есть необходимость составить план, то он может иметь примерно такой вид:

  1. Дениска слышит выражение «Тайное становится явным» и просит маму объяснить его.
  2. Дениска завтракает. Аппетита нет. Манная каша как наказание.
  3. Мама предлагает за съеденную кашу взять Дениску в Кремль
  4. Дениска пытается улучшить вкус каши с помощью соли, сахара, кипятка и хрена
  5. Каша совсем противная. Дениска выливает ее в окно.
  6. Мама хвалит Дениску за пустую тарелку.
  7. Стук в дверь. Пришел милиционер и потерпевший.
  8. Тайное стало явным.

Небольшой рассказ Юрия Ермолаева рассказывает о двух девочках, о дружбе и о том, как важно оказывается доверять друг другу.

План пересказа рассказа «Иголка с ниткой:

  1. Наташа и Вера подруги, одноклассники зовут их Иголка с Ниткой
  2. Вере нравится мальчик Эдик и Наташа конечно знает об этом
  3. Наташа предлагает сходить в Большой театр
  4. Наташа смущенно говорит, что приехали родственники и девочки решают отдать билеты им
  5. Вера идет в Большой театр узнать когда будет идти «Садко» и видит Наташу с Эдиком, которые заходят в театр
  6. Вера чувствует себя обманутой и обиженной. Не отвечает на звонки Наташи.
  7. Девочки едут вместе в лагерь Вера избегает Наташу — едет в другом автобусе, не записывается в драмкружок, не идет за водой для цветов
  8. Вера рассказывает об обмане Майе. Майя предлагает сказать Наташе, что обман раскрыт, но Вера отказывается, говоря, что теперь между ними никогда не будет доверия
  9. К Вере подходит Эдик. Он говорит, что спектакль ему не понравилась и спрашивает, что за чехарда у них тогда случилась.
  10. Вера узнает, что родственники Наташи не захотели в театр и Наташа бегала к ней, чтобы позвать театр. Но Вера уже ушла и Наташа по дороге в театр встретила Эдика и позвала его
  11. Вере стыдно, что она заподозрила подругу во лжи
  12. Вера извиняется перед Наташей и счастливые девочки ложатся спать.

Еще один автобиографический рассказ Зощенко о воспоминаниях своего детства. Вот какой план пересказа я могу предложить:

  1. Мальчик Минька любит ужинать со взрослыми, слушая их разговоры и вставляя свои замечания
  2. Начальник папы рассказывает историю про пожар, но Ляля, сестра Миньки, перебивает его пытаясь рассказать более занимательный случай
  3. Начальник возмущается поведением детей
  4. Минька пытается выручить Лялю, но начальник еще больше сердится
  5. На сердитых воду возят — говорит Ляля, а начальник говорит, что ему не хочется ходить к ним в гости из-за невоспитанных детей
  6. Детей больше не садят со взрослыми
  7. Через два месяца их все-таки приглашают за общий стол
  8. Минька не может намазать масло — оно как каменное
  9. Он решил погреть масло над чаем папиного начальника
  10. Масло падает в чай, начальник размешивает его и собирается пить
  11. Как масло попало в чай?
  12. Преступление детей — видели, что масло упало, но ничего не сказали
  13. Папа сказал нам молчать за столом
  14. Золотые слова — все надо делать с учетом обстановки. За глупость не наказывают.

Детские сказки всегда учат добру, несут определенную мораль, поэтому их часто читают школьникам в 1 и 2 классе. План рассказа «Храброго утенка» — одной из волшебных историй — позволит детям лучше усвоить основную мысль произведения и сам материал. А написал его Борис Степанович Житков, известный исследователь и педагог, который все свободное время уделял перу и бумаге.

Оглавление:

  • Автор сказки
  • Основные персонажи
  • Примерный план
  • Краткое изложение
  • Смысл произведения

Рассказ Житкова «Храбрый утенок»

Автор сказки

Борис Житков родился в сентябре 1882 года. Его родители — преподаватель математики в Новгородском институте и пианистка. В семье уже было 3 сестры. Сначала все проживали в деревне на берегу Волхова, затем переехали в Одессу.

Мальчик учился в частной французской школе, а затем в гимназии. Он изучал игру на скрипке, фотографию, занимался спортом, моделировал яхты. В гимназии юноша встретил Корнея Чуковского, с которым остался друзьями до конца жизни.

Борис Житков в детстве

С малых лет Борис проявлял интерес к рассказам и сочинительству. Он часто писал стихи, прозу, однажды создал повесть в письмах. Житков изучал в Новороссийском университете химию и математику, а затем переехал в Петербург, где занимался кораблестроением.

Борис освоил множество профессий. Он был моряком — штурманом, капитаном, ихтиологом, а также инженером в области судостроения. За это время он побывал во многих странах, сдавал экстерном экзамены, чтобы освоить новую специальность. Ему приходилось скрываться, голодать, подрабатывать в школе, даже изготавливать взрывчатку для бомб во время революции.

После переезда в Петроград Житков остепенился. Чуковский уговорил его записать свои рассказы. Так появился сборник «Злое море» и множество историй для детей:

  • «Компас»;
  • «Про обезьяну»;
  • «Мангуста»;
  • «Гривенник»;
  • «Про слона».

За 15 лет писательской работы из-под пера Житкова вышло более сотни сказок. Его произведения имели высоконравственное содержание, при этом автор делился своим опытом и знаниями.

Истории Бориса Степановича посвящены мужеству, доброте, трудолюбию. Один из них изучают во 2 классе. План «Храброго утенка» можно составить после его прочтения.

Основные персонажи

Хотя в сказках практически все персонажи могут разговаривать и мыслить, животные и люди не всегда друг друга понимают. В произведении Житкова только главный герой отличается храбростью. У остальных отрицательные или нейтральные характеры. Основные персонажи сказки:

  • хозяйка;
  • утята;
  • стрекоза;
  • утенок Алеша.

Кормление утят

Хозяйка играла незначительную роль в сказке. Она только следила за утятами, кормила их. Женщина любила своих питомцев, беспокоилась о них, старалась не потревожить их покой. Сами животные вели обычный образ жизни. Они питались вареными яйцами, играли, но были довольно трусливыми.

Их постоянно пугала стрекоза. Она была большой и очень страшно стрекотала. Насекомое прилетало к утятам, чтобы отобрать их еду. Из-за этого они постоянно голодали и стали худыми. Но прогнать стрекозу они боялись, а после ее визита не подходили к еде.

Утенок Алеша — это соседская птица. Сначала он кажется хвастуном, который много говорит о своей храбрости и смеется над робкими товарищами. Но на самом деле это смелый утенок, он не боится насекомых и других животных. И Алеша умеет постоять за себя и своих товарищей.

Каждый персонаж из сказки играет в ней определенную роль. К положительным можно отнести хозяйку и утенка Алешу. Последний — основной герой истории. Он символизирует все лучшие качества живого существа — упорство, уверенность и смелость. Другие птицы нейтральны, так как они не совершают практически никаких действий.

А стрекоза — отрицательный герой произведения. Но на самом деле она символизирует скрытые страхи. Это маленькое насекомое само боится других, а запугивание утят позволяет ему возвыситься в собственных глазах. Хотя победить его довольно просто — достаточно испугать и заставить улететь.

Примерный план

Краткий пересказ произведения позволит разобраться с его сюжетом и основной мыслью. Но предварительно можно разделить сказку на несколько частей, так она проще усвоится учениками 1 и 2 классов. План «Храброго утенка» школьники создают самостоятельно, согласовывая с учителем.

Но можно предложить им уже готовый вариант:

Стрекоза пугала утят

  1. Голодные утята.
  2. Ужасная стрекоза.
  3. Приход гостя.
  4. Храбрец Алеша.
  5. Благодарность спасителю.

Детям проще объяснить характеры персонажей, раскрывая их последовательно. В первой части говорится о размеренной жизни утят, за которыми следит хозяйка. Далее ребенок узнает о стрекозе, пугающей птенцов. Она предстает в сказке в виде огромного и страшного насекомого.

Третья часть повествует о приходе во двор соседского утенка. Своей храбростью он поразил других птиц, хотя с первого взгляда кажется хвастунишкой. Смелый Алеша сумел доказать свою правоту — он действительно прогнал страшную стрекозу. А в последней части остальные утята просто выражали ему свою благодарность. Сказка учит ребенка ценить дружбу, отстаивать свои принципы и оставаться собой в любой ситуации.

Книга для детей дополнена рисунками разных иллюстраторов. Хотя ребенок может самостоятельно изобразить некоторые сцены из сказки. Это способствует развитию воображения и творческого мышления.

Краткое изложение

Чтение полной версии сказки не займет много времени. Но маленькие дети предпочитают сокращенное содержание. История начинается с того, как хозяйка кормит утят. Женщина заботится о своих питомцах и волнуется об их здоровье. Каждое утро она выносит им тарелку, наполненную рублеными вареными яйцами. Чтобы птенцы не пугались, женщина сразу уходила.

Но как только они приближались к тарелке, появлялась огромная стрекоза. Она долго кружила над яйцами, стрекотала, отпугивала утят. Птенцы боялись насекомое, разбегались по кустам. Они думали, что стрекоза их покусает.

Пока птенцы разбегались и прятались, она садилась на тарелку и пробовала их завтрак. Это повторялось каждое утро. После этого утята не хотели подходить к тарелке — они боялись возвращения насекомого. Хозяйка вечером убирала почти полную посуду. Женщина думала, что птенцы заболели, поэтому отказываются от еды. Она волновалась, что они похудеют, а их состояние ухудшится.

Утенок Алеша поймал стрекозу

Однажды во двор к утятам зашел их сосед. Они рассказали ему о своей проблеме. Птенец Алеша только посмеялся над их бедой. Ведь он считал, что бояться стрекозы глупо, и пообещал прогнать ее следующим утром. Но утята ему не поверили. Они назвали соседа хвастунишкой и уверяли, что он первым испугается и сбежит, когда увидит страшное насекомое. Птенцы пытались высмеять своего соседа, но он не поддался их уговорам и стоял на своем.

Наутро хозяйка снова поставила на траву тарелку с рублеными яйцами. Вдруг появилась стрекоза и стала приближаться к еде. Утенок Алеша не испугался, хотя другие уже разбегались. Насекомое даже не успело сесть на тарелку — птенец клювом схватил ее за крыло. Стрекоза с трудом вырвалась и улетела прочь. У нее было сломано крыло, и больше она не возвращалась.

С тех пор утята каждый день получали свою еду и наедались досыта. Они перестали худеть, что очень обрадовало их хозяйку. А маленький Алеша часто возвращался к ним во двор. В благодарность за свое спасение птенцы позволяли ему есть вареные яйца вместе с ними.

Смысл произведения

Борис Житков много времени посвятил детям, создавая для них поучительные и интересные сказки. Одной из таких и стала «Храбрый утенок». План для 2 класса должен быть коротким, но запоминающимся.

Мораль сказки заключается в том, что ради друзей можно пожертвовать собой и проявить храбрость. Так и поступил утенок Алеша. Он хотел защитить боязливых товарищей, поэтому не побоялся напасть на страшную стрекозу. В награду он получил новых друзей и постоянное угощение.

Сказка учит бороться за свое место и не бояться трудностей. Автор через свое произведение доносит до детей, что с раннего возраста нужно быть смелым, защищать свои интересы и друзей. Главный герой сказки даже не подразумевал, что стал героем. Он просто старался доказать другим, что действительно храбрый утенок.

Храбрый утенок Алеша

Алеша защитил товарищей, помог им и даже не думал об опасности, которую представляет для него стрекоза. Насекомое могло летать и нанести птенцу большой урон. Но утенок не раздумывал над планом, он действовал внезапно. Благодаря сильному характеру, настойчивости и врожденной храбрости Алеша победил страшную стрекозу и заставил других уважать его.

Таким и должен быть настоящий человек — смелым, бесстрашным и надежным. Ведь самое главное в жизни каждого — это друзья, принципы и возможность отстоять свои права.

Маленький утенок подает хороший пример детям, учит их ответственности и настойчивости. Ребенок, прочитав эту волшебную историю, поймет, как важно в любой ситуации оставаться собой и не поддаваться своим страхам.

У Житкова была трудная, но очень интересная жизнь. Писатель пробовал себя в разных сферах, посетил множество стран, получил значительный опыт и огромные знания. Все это вместе с жизненным опытом он пытался передать детям с помощью своих сказок. В его произведениях интересный сюжет всегда соединялся с важными принципами, моралью и нравственностью.

А «Храбрый утенок» показывает пример настоящей дружбы, где более сильные защищают слабых и стараются им помочь. Поучительное произведение благотворно повлияет на ребенка с малых лет.

Муниципальное
общеобразовательное учреждение

 «Светловская
Школа» Джанкойского района Республики Крым

Конспект
урока

Борис
Житков «Храбрый утёнок»

                                                                              
Аблялимова Лиля Бекировна

                                                                             
учитель начальных классов   

Литературное чтение, 2 класс

Тема урока: Б.
Житков «Храбрый утёнок»

 Цель: познакомить детей с
творчеством Бориса Степановича Житкова.

Задачи:

    Образовательные:   познакомить
учащихся с новым произведением, способствовать формированию у  обучающихся
целостного представления об основной идее произведения; организовать
деятельность обучающихся по планированию совместно с учителем изучения нового
произведения; организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению
текста.

     Развивающие:    содействовать
формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших
школьников: бегло, осознанно и правильно читать, самостоятельно работать с
информацией, уметь ее анализировать;  содействовать развитию
коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и
личностную значимость нового материала.

      Воспитательные:     
содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к
 слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые
образовательные результаты:

Предметные: научатся
работать с ключевыми словами, прогнозировать содержание текста,
 самостоятельно работать с информацией о биографии автора, определять
значения слов,  характеризовать героев; познакомятся с содержанием
произведения Б. Житкова «Храбрый утёнок».

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности.

Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение.

Коммуникативные: договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные:
проявлять  этические чувства, прежде всего доброжелательность,
 эмоционально — нравственную отзывчивость
на основе
произведений художественной литературы
.

методы и формы обучения.  Формы:
фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: портрет писателя, выставка
книг, раздаточный материал, картинки утёнка, стрекозы, компьютер, презентация.

Используемая литература: Учебник
«Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В. Г.Горецкий. 2 класс 1 часть,

Аудиорассказ
о животных

https://www.youtube.com/watch?v=CslrJhsYSLw

Видеоурок
презентация
https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=hroHApWK578

Физкультминутка
 https://www.youtube.com/watch?v=aX3YIeN211Y

                                          Ход
урока:

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

— Ребята, встаньте красиво, ровно,
улыбнитесь  друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее
настроение. Такое настроение нам понадобится сегодня для работы.  

– Дорогие дети, сядьте удобно. Потрите
ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и
передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь – за
работу!

II. Речевая разминка

Работа со скорочитом  «Учусь
быстро читать»
На экране записано стихотворение:

Уточка вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

-Прочитайте это стихотворение (медленно, быстро, с удивлением)

 III. Актуализация опорных знаний и
умений

–    Как люди называют животных? (Наши меньшие братья)                             

– Почему животных называем нашими меньшими братьями? (Животные
пытаются приспособиться к нам – и мы должны им помочь. Они наши соседи и
земляки. Нас связывает с ними общее – жизнь)

–  Как вы думаете, о ком будем говорить на уроке?

 Верно, мы продолжаем изучать раздел «О братьях наших
меньших».

–  Какие произведения  читали о животных?

Ш. Проверка домашнего задания

– С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? («Страшный
рассказ») 
 Кто его автор? (Евгений Иванович Чарушин)

– Кто может кратко рассказать, о чём рассказ?

Тестовая работа

– Я предлагаю вам, ребята, проверить себя – насколько вы
внимательно читали текст дома. Вы читаете предложение. Если правильно — ставите
плюс, а если неправильно – минус.

1. Мальчиков звали Шура и Петя.

2. Без мамы и папы дети не ложились спать.

3. В темноте по стене ползал-шуршал
таракан.

4. От страха Петя бросился к Шуре на
кровать.

5. В углу свернулся шариком ёжик.

6. Дети дали молока в блюдце и кусочек
яблока.

7. Ёжик остался жить с ребятами летом на
даче.

Проверка дополнительного задания
вопросы по содержанию текста (2-3 ученика)

III. Определение темы и постановка целей урока

–  Сегодня мы продолжим читать и анализировать произведения по
теме «О братьях наших меньших»  под девизом  (читают дети)
«Остановись! Присядь! Пригнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж
тебе сродни…»

– С чьим творчеством мы сегодня познакомимся, узнаете, если разгадаете
ребус (слайд 5)

                   ,,,                             
                            ,,

Картинки по запросу картинка жирафа   
 Т          

– Сегодня мы познакомимся с творчеством Бориса Житкова. (слайд
6)

В классе есть выставка книг этого писателя, её можно просмотреть
на перемене.

 А героями нашего произведения …а кто
они вы узнаете, когда выполните задание.

 Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину?

                                                       
На ромашку у ворот
                                                            Опустился вертолет

                                                    Золотистые глаза.
                                          Кто же это?

Молодцы, справились с
заданием. Значит, герои нашего произведения – утята и стрекоза (рисунки на
доске)

Ну, а теперь нужно
узнать, в каком произведении живут наши герои.

Б.С.Житков

«Храбрый утёнок»

М.М. Пришвин

«Страшный рассказ»

И.Пивоварова

«Ребята и утята»

Е.И. Чарушин

«Жила-была собака…»

Обозначьте
произведения и авторов, ранее нами изученные. Приступайте к выполнению задания.

 Обоснуйте свой
ответ, установив связь между произведением и автором.

Значит, тема нашего
урока будет… («Храбрый утёнок»
 Б.С.
Житков)

– Итак, к кому мы сегодня отправляемся в
гости?
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) (портрет
писателя)

–  Давайте поставим перед собой задачи,
чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова —
помощники: узнать, познакомиться, определить)

  Узнать
о жизни и творчестве писателя

 Познакомиться с новым произведением

  Определить
тему произведения, которое будем изучать на уроке. (слайд 7)

Физкультминутка для глаз

      V.
Первичное усвоение новых знаний

     
 1.Выставка книг
(слайд 8)

– Б.С.Житков написал много книг для детей.
Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной
библиотеке и  в библиотеке ДК и прочитать.

  2.Биография
писателя
(слайд 9-10)

– Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав
выдержки из его биографии.

 Работа по рядам (читают)

Текст для 1ряда

   Борис Житков — известный детский
писатель, путешественник. Он свободно разговаривал на многих языках, хорошо
играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. В своих произведениях он писал
о смелых и гордых людях, о  животных и дальних странах.  Произведения
Бориса Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

–  О чём писал в своих произведениях Б.
Житков?

Текст для 2 ряда

     По образованию химик и биолог,
инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом
научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.

        Б.С.Житков объездил полсвета –
Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих
языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком.

– Где побывал Б. Житков? Кем он был по
образованию?

Текст для 3 ряда

     Богатейший жизненный опыт и умение
интересно и точно выразить свои мысли на бумаге привели Б.С. Житкова в детскую
литературу. Он создал около двухсот произведений и среди них – удивительную
книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он
видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям.
Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Б.С. Житкова, которые учат
добру и самым лучшим человеческим качествам.  

– Какую книгу создал известный писатель?
Кто её герой? Чему учат книги Б.Житкова? 

3.  Работа
парами.
(слайд11) Подчеркните слова близкие по смыслу синонимы к
слову ХРАБРЫЙ:

Самоотверженный, готовый прийти на помощь,
добрый, ответственный, любопытный, умный,  злой, хитрый.

(Самоотверженный человек – это человек,
который жертвует своими интересами ради общего благо);

(Любопытство – это стремление к познанию, присущее не только человеку, но и
многим
живым существам)

VII. Знакомство  с новым
произведением

1.           
Прогнозирование содержания сказки

– Прочитайте название
сказки.

– Как вы думаете,
почему сказка так называется?

–  Можете ли вы
предположить, о ком и о чем пойдет в ней речь?
         

–  Предположите, о чем пойдет речь в этой
сказке, используя  ключевые слова: хозяйка, тарелка с рублеными яйцами, 
утята, утенок Алеша, стрекоза, страшно, прятались, улетела, победа.

2.Знакомство с текстом. Прослушивание
аудиозаписи сказки.

   Итак, наши гости —  стрекоза и 
утенок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с
ними и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

– Послушаем аудиозапись этой сказки, а вы
следите по учебнику.
— О чем сказка?

  3. Словарная работа

– Какие слова показались вам незнакомыми
или непонятными?(слайд 12)

 Рубленые яйца
порезанные на мелкие кусочки.

Храбрец
храбрый.

Подберите синонимы к
слову «храбрец»

Насилу
с трудом, кое-как.

Стрекотала –
издавать резкие короткие звуки, напоминающие треск.

Наелась досыта –
вдоволь, до полного насыщения.

Физкультминутка  
    «Танец маленьких утят»

(слайд 13):

VIII. Чтение рассказа и
анализ прочитанного

– Чтобы лучше понять,
что же хотел сказать этим произведением Б. Житков, вам необходимо ещё  раз
прочитать это произведение. Сначала прочитайте слова из текста по слогам, затем
целыми словами выделяя ударный слог (слайд 14)

руб – ле – ных  — рубленных

стре – ко – та – ла – стрекотала

рас – ска – за – ли – рассказали

ис – пу – га – ешь – ся – испугаешься

за – жуж – жа – ли – зажужжала

по – ло – ман – ным – поломанным

1часть читают хорошо читающие
ученики.

– Чем кормила хозяйка
утят?

– Кто прилетел из сада?

– Почему  утята
боялись стрекозы?

– Где они прятались?

2 часть ученики читают
цепочкой.

– Почему малыши
 не подходили к тарелке?

– Что подумала хозяйка?

– Что утята испытывали
каждый вечер, когда ложились спать?

– Откуда пришёл утёнок
Алёша?

– Почему страхи утят
показались ему смешными?

– Как утята назвали
Алёшу?

3 часть «Жужжащее чтение»

– Как встретил стрекозу
Алёша?

– Кто победил в
поединке?

– Как утята
отблагодарили Алёшу?

План для краткого изложения рассказа
Б.Житкова «Храбрый утёнок»  (слайд 15)

                    План

1) Хозяйка кормит утят

2) утята боятся стрекозы.

3) «Должно быть наши утята заболели…»

4) Алёша обещает помочь.

5) Утёнок сдержал свое слово.

6) Стрекоза больше не прилетала.

 Какова главная
мысль произведения?
Что  этим произведением хотел нам сказать Б.
Житков? Выберите и обоснуйте свой ответ.

Утята – глупые птицы.

Смелость города берёт.

Утята боятся стрекоз.

IX. Закрепление изученного материала.
Работа в группах.
(слайд 16)

– Работать будете в группах.   

– Вспомним правила работы в группах.

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

1.     Составление
картинного плана (дифференцированные задания)
(слайд
17)

Класс делится на 6 групп и каждая
выполняет данное ей задание

   1-2 группа –  располагает 
иллюстрации  в логической последовательности, расставляя цифры в уголке
 картинок.

 3-6 группа  —  составляет  план
рассказа, используя карточки с названиями пунктов.

2.                
Составление синквейна про Алёшу и
стрекозу.
(слайд 18)

1.Алёша.                               
                                                                  

Храбрый, смелый.
                                                            
                

Помогает, защищает,
побеждает.        

Спас утят от стрекозы.                                          
           

Храбрец.
                     
  

 2.Стрекоза

Большая, злая

Прилетела, стрекотала,
пугала.    

Была прогнана утёнком
Алешей      

Побежденная      (слайд
19)

3.                
Составление кластера

– Каким на ваш взгляд был Алёша? Выберите
нужное: (НА ДОСКЕ напечатаны слова: хвастун, храбрец, умница, сообразительный,
глупый, верный друг, весёлый, несмышлёныш)

 (обучающиеся
обосновывают свой выбор)

X. Обобщение

– Вспомним, какие задачи ставили в начале
урока?

 – Узнать о жизни и
творчестве писателя

– Познакомиться с новым
произведением

 – Определить тему произведения,
которое будем изучать на уроке

– Добились мы их выполнения?

XI. Подведение итога урока

–  С каким  произведением мы
познакомились сегодня на уроке?

– Кто его автор?

– Что можно сказать об утенке Алеше? Какой
он?

– Какова основная мысль произведения?

– Как вы думаете, почему это произведение
сказка, а не рассказ?

XII. Рефлексия

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Было интересно …        Было
трудно …
    У
меня получилось …
                                         

  https://lh3.googleusercontent.com/4Usf3cSmlKKU_KiyETJR24_-jfWGXGX_DlLh7qrqCAM0WiAUKZEk6dLY2qZtkvauZ100PQksHlUs-VEV_vFosVO4lh1B0CbrU_rN00I7G7smXl7AcVvAcYZF3b7JLq5pj-d9QGKDpgMb1r-C9whttps://docs.google.com/drawings/d/sig0hapXzt0SpFMTvGN4NBQ/image?w=64&h=61&rev=1&ac=1&parent=1oDZ3BQqgBp9-N_iDpG0bNQ0hYL4il04JjZ410f4y1Akhttps://docs.google.com/drawings/d/sT4PBXXZxOZiEXoPw1Ds0RA/image?w=65&h=61&rev=1&ac=1&parent=1oDZ3BQqgBp9-N_iDpG0bNQ0hYL4il04JjZ410f4y1Ak

Оцените свою работу на уроке с помощью
светофора:

•    Зелёный: на уроке
мне было интересно. У меня все получилось.

•    Жёлтый: на уроке
мне было интересно, но  были трудности.

•    Красный: на уроке
мне было неинтересно, скучно. Я не справился с заданием.

XIII. Домашнее задание

Прочитать сказку
с.139-141 по ролям.

Литературное чтение, 2 класс

Аннотация к уроку

В современном мире обучение требует
современных и новаторских подходов. Поэтому использование компьютера и
компьютерных технологий  может сделать урок неординарным, динамичным и
запоминающимся. Компьютерные демонстрации, интерактивные тренажеры, слайд-шоу  становятся
важнейшей и неотъемлемой частью уроков в начальной школе на современном этапе.
Урок с использованием презентации, а также  аудио прослушивания сказки,
видео физкультминутки для глаз  позволяет объединить все эти элементы воедино и
дает возможность творческого подхода к процессу обучения.

Мною представлен урок литературного чтения
 для 2 класса по теме:  Б. С. Житков «Храбрый утёнок». Данный урок входит
в раздел «О братьях наших меньших».

Урок разделен на несколько частей. В
первой части проводится речевая разминка  и проверка домашнего задания в
форме тестирования. Далее дети самостоятельно определяют тему урока  и
ставят перед собой задачи. Во второй части урока происходит ознакомление с
выставкой книг Б. Житкова, самостоятельное изучение биографии писателя,
прогнозирование содержания сказки по ключевым словам и ознакомление с
содержанием произведения (прослушивание аудиозаписи сказки). Далее проводится
работа по содержанию произведения (чтение учащимися сказки разными способами:
«жужжащее» чтение, чтение «цепочкой»). В третьей части урока происходит
закрепление полученных знаний путем работы учащихся в группах с
дифференцированными заданиями, составление синквейна и кластера. В конце урока
проводится рефлексия (приёмы «Светофор», «Незаконченное предложение»). Во время
урока используются видео физминутка для глаз и динамическая физкультминутка
«Танец маленьких утят». Весь урок проходит в сопровождении презентации.

  • План к рассказу городок в табакерке краткий
  • План к рассказу храбрый персей
  • План к рассказу город в табакерке 4 класс
  • План к рассказу хаврошечка
  • План к рассказу где это видано где это слыхано в драгунский 3 класс