0
Как составить план рассказа «Портрет отца» А. Приставкин?
1 ответ:
0
0
Рассказ небольшой, в нем четыре смысловые части, в каждой описывается событие, повлиявшее на главных героев. Предлагаю два варианта плана к рассказу Приставкина
Первый план рассказа «Портрет отца» получился такой
1 Фотография моего отца
2 Вовка Акимцев забирает фотографию
3 Горькие слезы
4 За отца ничего не жалко
Во втором плане озаглавила части рассказа так
1 Я нашел своего отца
2 Спор с Вовкой Акимцевым
3 Кто сильнее, тот и прав
4 Я сын своего отца
Читайте также
Правда, потому что когда есть здоровье, это считается в порядке вещей, ничего не болит и я все могу, но стоит только заболеть, человек сразу ощущает свою беспомощность и зависимость от других людей. Конечно после болезни, мы уже по иному относимся к своему здоровью и начинаем больше его ценить.
Обед приходится на жаркое время дня. Поэтому, логичнее всего устоить для себя сиесту. А ужин приходится на вечер. Солнце заходит, жара спадает. Самое время устроить себе легкую аэробику. Все нормальные люди выходят на прогулку.
Допустим такая ситуация: человек потерял работу, пошёл и встал на учёт на Биржу труда, стал получать там пособие по безработице, которое намного меньше, чем была его зарплата. Но это лучше, чем ничего, правда?
Так и в пословице. Если дома кушать нечего, а рыба не клюёт, но поймал рака, голодным всё равно не останешься)
Думаю, что приведённую пословицу надо понимать так, что не стоит спешить с обвинениями в воровстве, если сам внимательно не разберёшься в сложившийся ситуации. А в подобной ситуации я сама побывала пару лет назад. Получилось так, что продала одно из двух стоящих рядом своих домовладений. После переезда многие вещи долго были упакованы и сложены просто в гараже. К переезду присовокупила ещё и реконструкцию хозяйственных построек, которую взялся делать сосед-строитель со своей бригадой. Работы затянулись, было не до разбора перевезённого и когда строители ушли, то я стала обнаруживать, что то одно не могу найти, то другое. И вот прокралась же такая мысль-змея- точно, украл сосед. Всё, буквально всё со временем «нашлось» в других местах, а не там, где вроде бы я их ставила. Просто, действительно, в суматохе так бывает, что поставишь в одно место, а потом ищешь в другом, но при этом ещё и обдумываешь варианты воровства. Так что, лучше, действительно, быть внимательней к себе и тому, что и как делаешь сам, чтобы потом не стыдиться своих мыслей.
-Какая хорошенькая! — часто слышала в свой адрес маленькая Юля. Она и правда была очень красива: ясные голубые глаза, белокурые кудрявые волосы, нежная бледно-розовая кожа и стройная фигурка. Но был у Юли один недостаток: она была хвастливой. Некрасивое это качество не портило девочку, пока она молчала, но как только начинала говорить, все, кто её слышал, сразу же забывали о её внешней красоте.
-Я самая красивая. Лучше меня нет никого во всём городе, да что там в городе, во всей стране или даже во всём мире! — говорила Юля, задрав хорошенький свой носик. Всем знакомым Юли ужасно надоело её хвастовство, и они перестали обращать на девочку внимание. Юля это заметила и однажды, когда дома никого не было, решила украсить себя с помощью маминой косметики. Правда, пользоваться косметикой Юля не умела, но уже представляла, как все начнут делать ей комплименты. А вместо этого услышала: «Какое страшило!» Вот так хвастовство само себя и наказало.
Тема: А.Приставкин «Портрет отца»
Цель: 1Познакомиться с произведением, с жизнью людей в годы Вов
Задачи: 1.Знакомство с рассказом «Портрет отца»
2.Знакомство с творчеством писателя.
3 воспитывать патриотизм, чувство патриотизма
Метапредметные: Регулятивные: эмоционально откликаться на произведение, познавательные: находить опорные слова, коммуникативные: строить высказывания
Ход урока:
- Организационный момент
- Активизация знаний
На доске фотографии Д.Донского, А.Невский, картина А.Дейнека «Оборона Севастопаля» (слайд №1)
-Каким сражением вошли в историю России Д.Донской (Куликовская битва, Золотая Орда 14 век), А.Невский (1242 год Ледовое побоище, рыцари крестоносцы, 13 век
— Наш 20 век репродукция А.Дейнека «Оборона Севастополя»
III. Изучение нового материала
— Как видим из истории, испокон веков русская земля привлекала другие народы своей красотой, богатством. Народ вставал на защиту земли и сражался до последнего вздоха. Война ХХ века Великая Отечественная — что вы о ней знаете?
— К слову война подберите эпитеты. Какая она? (жестокая, бессердечная, страшная, кровавая, зверская)
— Эпиграф урока: ВОЙНА — НЕЗАЖИВАЮЩАЯ РАНА, КОТОРУЮ ПОМНЯТ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ. (Слайд)
-Что значит незаживающая рана? (кровоточит, болит). Почему война – незаживающая рана?
— Какой след война оставила в памяти, душе детей? (голод, страх)
— Многие дети – войны остались без своих родителей и родственников. Где они жили? (в детдомах)
— Представьте, что мог ощущать ребёнок, который жил один в детдоме? (страх, одиночество, печаль..)
— Верно, они верили, что их заберут родители.
— Сегодня на уроке прочитаем рассказ А.Приставкина « Портрет отца» (на доску: автор: А. Приставкин, рассказ : Портрет отца)
— Спрогнозируйте, о чём будет рассказ?
— Работа по учебнику
— Какую цель поставим при изучении нового рассказа?
— На доску: Познакомиться с рассказом, с жизнью людей в годы Вов
— Чтение «цепочкой»
— Какие чувства вы испытали во время чтения?
— Назовите героев рассказа? (на доску: герои: мальчик, Вовка Акимцев, воспитатель)
— Опишите, каким представляете Вовку Акимцева? Мальчика?
— В тексте есть слова: «Конечно же, это должен быть мой отец» Почему мальчик был в этом уверен? Подтвердите отрывком из текста. ( «Третий год шла война….)
— С кем он поделился своей радостью?
— Что ответил Вовка?
— Вовка не поверил мальчику, его слова подтвердила воспитатель детдома.
— Что сделал мальчик? Прочитаем. ( Я перерыл всю библиотеку….)
— Он очень хотел, чтобы у него было что-то от отца, хотя бы этот клочок бумаги.
— Что просил взамен портрета Володька у героя рассказа. Почему он не взял?
— Что было на сердце у Володьки Акимцева? Прочитаем.
— каждый ребёнок верил, что вернуться родители живыми, здоровыми.
— Автор рассказа А.Приставкин. (презентация о творчестве писателя)
— Анатолий Игнатьевич Приставкин родился 17 октября 1931 года в городе Люберцы Московской области. Когда началась война, Приставкину шел 10-й год. Отец ушел на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза. Мальчик всю войну бродяжничал, оказывался в разных частях огромной страны — в Подмосковье, Сибири, Северном Кавказе. Он пережил все тяжести войны. Рано остался без родителей, воспитывался в детском доме. Переживания он воплотил в мальчике герое рассказа.
— Вернёмся к цели урока. Добились её.
— Война не обошла никого. Во время ВОв воевали и наши земляки — куединцы. Расскажите о них.
IV. Д/з
Стр.81-82 читать по ролям.
Цели урока:
- Познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», отрабатывать
навыки сознательного, правильного, выразительного чтения. - Развивать устную речь учащихся, совершенствовать умение отвечать на
вопросы. - Воспитывать чувство сопереживания, гордости за
героическое прошлое нашей Родины, за мужество детей.
Оборудование:
- портреты пионеров-героев, портреты семьи Степановых;
- выставка книг о войне;
- рисунки на тему «Мы за мир на Земле.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинаем наш урок. Проверьте, пожалуйста, все ли
готово к занятию.
Прежде чем приступим к проверке домашнего задания,
давайте проведем дыхательную разминку «Шарик», делаем медленно вдох, разводя руками в
стороны, задерживаем дыхание, спускаем наш шарик со звуком (ш-ш-ш).
Для работы нам нужен помощник – наш язычок. Давайте,
ребятки, подготовим его.
Упражнение «Маляр», «Лошадка».
А теперь потренируем его, читая скороговорку. У
четырех черепах, по четыре черепашонка.
Понятно ли о ком говорится в скороговорке? Прочитайте про себя.
Коллективное чтение (медленно, затем средним и в
быстром темпе). Язычок наш готов, а теперь подготовим наш мозг.
Подберите к словам антонимы.
— А что такое антонимы? (Слова противоположные по смыслу).
Глупый – умный, слабый – сильный, плохой – хороший,
военный – мирный.
II. Проверка домашнего задания.
— Что готовили к уроку? (Пересказ рассказа Я.Тайца
«Приказ» и чтение по ролям встречи Светы и ее отца.)
-Ребята, о каком времени написан рассказ. О военном
или о мирном времени?
- Когда началась Великая Отечественная Война? (22 июня 1941 года.)
- Когда закончилась? (9 мая 1945 года.)
- Сколько человек защищало Родину с двух аулов (290 чел.), из
них погибли 143, вернулось 147.
А кто прочитает стихи о войне.
А теперь приступим к проверке домашнего задания
— О ком этот рассказ?
— Как вы думаете, почему рассказ называется именно так?
Прочитайте, какие слова написал папа с фронта. Стр.147.
— Помнила ли Света отца? Почему?
— Кто приходил к девочке? Открыла ли она дверь?
Почему?
— Почему Света не открыла дверь отцу? (Отца забыла,
была верна приказу.) Правильно ли она поступила?
— По каким признакам Света предположила, что это ее отец? Стр.150.
Найдите ответ в тексте и прочитайте.
— Мог ли это быть чужой человек? (Да.)
— Как папа отнесся к поведению дочери? Подтвердите словами из текста.
- Кто желает пересказать рассказ?
- Чтение текста по ролям.
— Сколько действующих лиц в этом рассказе?
— Назовите их.
— Сколько человек нам понадобится для ролевого чтения?
— Назовите их.
III. Вступительная беседа.
Дети и война – это самое скорбное событие, какое
только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того
поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому
потеряться. Многие из тех, кому было по 12-15 лет, брали на себя обязанности
взрослых, работали на заводах и фабриках и выполняли далеко не детские нормы.
Дома дети и подростки без лишних слов помогали по хозяйству, заботились о
младших и стариках. Когда позволяли обстоятельства, не забывали основную свою
обязанность – учиться. В годы войны дети проявляли себя стойкими патриотами
своего Отечества. Фронтовые подвиги, совершенные детьми, — особая страница в
истории Великой Отечественной войны. Оставшись со взрослыми на оккупированной
территории, они становились связными в партизанских отрядах, как Нина Куковерова,
Маркс Кротов. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В
подполье, как Витя Хоменко, Зина Портнова.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
Во время войны часть детей перед захватом немцами
городов вывозили в другие города на востоке страны. Родители и дети иногда даже
не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.
IV. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.И.
Приставкина.
Посмотрите на доску. Прочитайте название рассказа.
— Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?
— Верны ли ваши предположения мы узнаем, если
прочитаем рассказ, но перед чтением, давайте проведем словарную работу,
потренируемся прочитаем трудные слова.
V. Изучение нового материала.
1. Словарная работа.
Наткнулся на книжку-гу лъитагъ, ыгу къэкlыгъ.
Стащил – птыгъун,ытыгъугъ, зэрилъэшъулlагъ.
Измял – наглядно, (уцlыцlын).
Зависть – ешъугъоу еплъын,шъугъон.
2. Отработка техники чтения.
Прочитайте сначала по слогам затем целыми словами:
- дет-до-мовс-кой – детломовской;
- вос-пи-та-тель-ни-ца – воспитательница;
- о-тор-ван-ну-ю – оторванную;
- биб-ли-о-те-ка – библиотека;
- от-кры-ти-ем – открытием;
- о-тыс-ки-ка-я – отыскивая.
Прочитайте целыми словами:
- шел – подошел;
- смех – усмехнулся;
- шуба – полушубок;
- мех – меховой.
VI. Физкультурная минутка (под музыку).
3. Первичное чтение учителем.
4. Проверка понимания содержания.
— Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете,
почему он так поступил?
— Хорошо ли он поступил?
— Можно ли его понять и простить за совершенный
поступок в условиях того тяжелого времени?
— С кем он поделился своим открытием?
— Что сказала мальчикам воспитательница?
— Почему мальчик готов был отдать все за портрет?
— Почему у Володи в глазах появилась зависть и боль?
VII. Закрепление нового материала.
Выборочное чтение. (Вопрос на треугольных письмах.)
— Прочитайте, как мальчик нашел книгу?
— С кем он поделился своей радостью? Прочитайте.
— Что сказала мальчикам воспитательница? Прочитайте.
— Прочитайте, как мальчик доказал Володе, что это портрет отца?
VIII. Минутка отдыха.
На фоне не громко звучащей музыки говорю спокойным голосом:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко-ровно-глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…
Засыпают (2 раза)
Шея не напряжена, и расслаблена…
Губы чуть приоткрываются
Все чудесно расслабляются (2 раза)
Дышится легко…
Ровно…
Глубоко…
Пауза 2 минуты.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать.
Но пора уже вставать!
Их по выше поднимаем..
Крепче кулачки сжимаем,
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть!
Выразительное чтение.
— Кто прочитает отрывок из разговора мальчика с Володей?
IX. Итог урока.
— С каким рассказом познакомились на уроке?
— Чему учит этот рассказ? (Доброте, отзывчивости,
учит, гордиться подвигами наших солдат в ВОВ и помнить о них.)
X. Домашнее задание.
Сильной группе – подготовить пересказ.
Средней группе – выразительное чтение и пересказ.
Слабой группе – выразительное чтение.
XI. Игра «Откуда Я».
Отгадайте, из какого произведения эти предметы?
- Шляпа «Живая шляпа».
- Бинт «Мой щенок».
- Гвоздь «А что у вас?»
- Телеграмма «Чук и Гек».
Выставка рисунков.