План к рассказу ребята и утята 2 класс пришвина

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

Утка с утятами

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед.

Ребята и утята 01

Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками.

Ребята и утята 02

Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

Ребята и утята 03

Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

Ребята и утята 04

— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

— Пустим.

— Вот то-то “пустим”! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

— А вон сидит! — хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм.

Ребята и утята 05

Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей.

Ребята и утята 06

По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.

Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:

— Счастливого пути, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

— Что вы смеетесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “до свиданья”!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

— До свиданья, утята!

Ребята и утята 07


План рассказа «Ребята и утята»

В учебном курсе литературы за 2 класс детям предлагается составить план рассказа Пришвина «Ребята и утята» для пересказа. Предлагаем вашему вниманию такой план.

  1. Уточка повела утят на озеро.
  2. Ребята зашвыряли шапками.
  3. Автор сделал замечание.
  4. Возвращение утят к маме.
  5. Пожелание счастливого пути.


МО «Иволгинский район»

МОУ  Гильбиринская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по литературному чтению

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

                                                    Выполнила: Батомункуева Т.В.,

учитель начальных классов

Кокорино, 2018 г

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

Класс: 2.

Цели урока: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам;  учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах.  оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

Тип урока:   урок отработки умений и рефлексии.

Наглядность и оборудование: картинки животных,  карточки с пословицами,  карточки с заданиями, цветок — ромашка с заданиями, учебник.

Ход урока

І. Организационный момент.

-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Присаживайтесь.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: — Доброе утро!

— Доброе утро солнцу и птицам,

— Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

— Дети возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбку и тепло. Сегодня на уроке я желаю вам успехов и отличного настроения.

Давайте вспомним правила делового сотрудничества.

— Уважать чужое мнение;

— быть внимательными;

— соблюдать тишину (работать вполголоса);

— слушать и слышать друг друга.

II Актуализация знаний

1. А сейчас внимание на экран. (картинки животных)

— Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел «О братьях наших меньших»)

— Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери)

— Что нас связывает с ними общее? (жизнь)

2.  Проведём речевую разминку.

— Прочитать скороговорку по слогам, с удивлением, весело, сердито.

Уточка – вертихвостка

Ныряла да выныривала

Выныривала да ныряла.

III. Проверка домашнего задания

 Что мы изучали на прошлом уроке?

А сейчас проверим, что вы знаете о писателе и его рассказе?

1.О чём писал М. М. Пришвин? (о природе, о животных)

1. Каким человеком был Пришвин? (добрым и неравнодушным), сообщение о писателе

2. Кто главные герои? (ребята, утята и автор)

3.Расскажите об уточке чирке – свистунке. Сообщение об уточке чирке-свистунке

Какую работу с текстом мы провели? (составили план, читали, пересказывали)

IV. Постановка учебной задачи

Определим цель урока и задачи урока (высказывания учащихся)

 Сегодня на уроке продолжим анализировать текст

V. Совершенствование умений работы над содержанием текста

1.Чтение « по цепочке» первой части. (4 мин.) 1 часть. Утка повела ребят к озеру.

Придумайте свои вопросы к  первой части.

2. Выборочное чтение (4 мин.) 2 часть. Ребята ловили утят

Найдите ответы на вопросы в тексте.

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Докажите строчками из произведения.

 – Зачем ребята это делали?

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения.

 – Могла ли утка кричать? Докажите строчками из произведения.

 – А какое чувство пережили утята?

 – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

 – А какое слово вы кричите, когда боитесь?

  – А ваша мама переживает за вас?

 – Как она ведет себя при этом?

 – Как в рассказе чаще всего называют уточку?

– А какая она мама?

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.

3. Чтение по ролям (4 мин.) 3 часть. Приказ взрослого.

 Игра «Ромашка». Вопросы

1. Кто помешал ребятам?

2. Что он спросил?

3. Смогли ли они объяснить свой поступок?

4. Какое приказание дал им взрослый?

5. Что вы можете сказать о ребятах, какие они?

VI. Физкультминутка

 Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

4. Пересказ. (4 мин) Беседа по вопросам. 4 часть. Семья продолжает путешествие.

Перескажите 4 часть. Ответьте на вопросы:

– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

 – Как шла уточка-мать в начале рассказа?

 – А почему сейчас она побежала впереди?

  – Как Пришвин попрощался с утятами?

 – Что он сделал при этом?

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

 – Перед кем этот знак уважения?

– Как мальчишки на это прореагировали?

 – Что пожелали ребята и автор уточке?

VII. Закрепление. КОНЕРС (сингапурская технология)

— Ребята, посмотрите внимательно на стены нашего класса. Там написаны пословицы. Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая по его мнению больше всего подходит к рассказу М.М.Пришвина и объясните почему вы так думаете.

Молодцы. Присаживайтесь на свои места.

Умел ошибиться – умей и поправиться.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

– Добрый пример лучше ста слов.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

Кто скоро помог, тот дважды помог

– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?

– А кто нет? Почему?

— Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?

VIII.  Какие правила поведения мы должны соблюдать в природе?

Если вам пришлось выступить в роли защитников уточки, какие бы вы слова сказали мальчикам?.

 XI. Итог.  Давайте подведём итог:

— Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

— Чему должно научить это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

 Тест «Какой ты читатель?» (+ или -)

1.Произведение «Ребята и утята»  — это сказка?

2.Главными героями были дети  и семья уточки?

3. При встрече с утятами ребята пропустили их вперед?

4.Пришвин разговаривал с ребятами ласково?

6.Ребята  осознали свой плохой поступок?

7.Уточка бросила своих утят?

8.Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды?

—Д.з. У. с. 130-132 пересказ , Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа

XI. Рефлексия. Оцените свою работу используются сигналы

 — Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.

 Мне очень грустно, я не всё понял

 Хочется закончить урок такими словами. « Всё хорошее в природе —   от солнца. А всё лучшее в жизни – от человека».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пришвин
  • План рассказа Ребята и утята
  1. Решение уточки переместиться из леса к озеру, обходя деревню вокруг.
  2. Облава пернатых деревенскими ребятами.
  3. Благодаря автору проделки ребят окончились неудачей.
  4. Ложь детей.
  5. Ребята исполнили просьбу мужчины вернуть утят маме утке.
  6. Прощальные жесты ребят и автора утке и утятам.

Пересказ

В один из весенних дней мама уточка приняла решение попасть на свободу вместе со своим выводком утят. Путешественникам предстоял нелегкий путь, так как перемещаться нужно было обходя всю деревню, для того, чтобы попасть из леса к озеру. В это время года только там можно было устроить гнездо. А из-за затопления большой территории к озеру путь частично был перекрыт. Поэтому дорога им предстояла длинная и с опасностями.

Заботливая дикая взрослая уточка то учтиво пропускала деток вперед, то терпеливо ожидала, пока все утята пройдут мимо нее. Причин для беспокойства у нее было много. На открытом пространстве могли в любой момент оказаться хищники, лиса или ястреб. Однако от человеческих прихотей она так и не смогла их оградить. Деревенские мальчишки с криками накинулись на птиц. Они хотели поймать пернатых, даже покушаясь на их мать. Утка от неожиданности и страха забралась на бугорок, вместо того, чтобы продолжать борьбу за своих воспитанников. Утята в это время кинулись в рассыпную.

Появление рассказчика заставило детей остановиться. На его вопрос они смущенно отвечали, что не хотели причинить птицам вреда. Им стыдно было признаться в том, что в планах было закидать невинных птиц шапками. После того, как утка получила назад своих детей, она продолжала хлопотливо на своем языке что-то им наказывать. Выстроившись организованной цепочкой, они продолжили свое путешествие к озеру.

Вместе с рассказчиком ребята весело кричали уходящим в направлении лесного озера птицам прощальные слова. По требованию автора дети долго махали им вслед шапками, поняв, насколько труден их путь до водоема.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Ребята и утята

План рассказа Ребята и утята

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Ионыч Чехова 10, 11 класс

    В своих рассказах и других произведениях Чехов часто поднимает тему бесцельности или своеобразной обреченности человеческого существования. Он передает эти мотивы через образы интеллигентов

  • Анализ произведения В исправительной колонии Кафки

    Произведение «В исправительной колонии» было опубликовано в 1919 году, спустя пять лет после написания. Кафка писал о его создании в одном из своих дневников, написанных в годы войны

  • Характеристика и образ Левши в рассказе Левша Лескова сочинение

    Левша является заглавным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена

  • Образ и характеристика Сильвио в повести Выстрел Пушкина сочинение

    Сильвио является главным героем повести Белкина «Выстрел». Он являлся отставным офицером, на момент повествования он проживал в захолустье

  • Герои произведения После бала (главные и второстепенные)

    Толстой Лев Николаевич всегда был, есть и будет человеком, творчество которого уважает огромное количество людей. Этот автор затрагивал такие наболевшие темы, что читавший его произведения человек, поражался

Рассказ Пришвина «Ребята и утята»

План «Ребята и утята»

План пересказа «Ребята и утята» для 2 класса кратко описывает события, которые происходили с у́точкой и её детёнышами. Он может быть, например, таким:

Ученик пишет план пересказа «Ребята и утята»

  1. Начало пути.
  2. Неожиданная встреча с ребятами.
  3. Появление автора.
  4. Спасение.
  5. Прощание с уткой и утятами.

Главные герои произведения: дикая у́точка — заботливая, осторожная и любящая мама; утята — маленькие, несмышлёные, немного трусливые детёныши утки; мальчики — шустрые, весёлые, но послушные хулиганы; автор — справедливый, умный, серьёзный мужчина, спаситель утят.

Краткое содержание

Дикая у́точка обитала со своими утятами в лесу. Наступило время переводить их к озеру на свободу. Им было необходимо обойти деревню, чтоб попасть на место. В открытых местах мама шла позади своих деток, чтоб видеть их и контролировать. Около кузницы, когда птицы переходили дорогу, их увидели мальчишки. Они начали швырять шапками в утят и ловить их. Мама бегала от одного детёныша к другому, пытаясь спасти, но ничего не получалось.

Ребята решили поймать и утку, но здесь появился сам автор и строго спросил, зачем они это делают. Мальчики немного струсили и по просьбе мужчины отпустили всех утят к маме. У́точка бросилась к ним навстречу.

Мальчишки махали утиной семье

По овсяному полю дальше пошла семья у́точек. Мужчина снял свою шляпу и начал ею махать и желать счастливого пути. Мальчишки немного удивились.

Рассказчик объяснил им, что на самом деле детёнышам утки сложно преодолеть этот путь, им нужна поддержка. И тогда ребята подняли свои пыльные шапки и тоже начали ими махать и кричать: «До свиданья».

Главная мысль

Ученики читают «Ребята и утята»

В этом рассказе автор желал поведать, что нельзя обижать братьев наших меньших. Нужно любить природу и всё живое, помогать младшим и старшим, быть послушными. Каждому ученику можно составить свой вариант плана рассказа «Ребята и утята» во 2 классе и нарисовать рисунок. К рассказу можно подобрать пословицы о добре, слабых и сильных, помощи ближнему, о семье, маме и ребёнке.

Например:

  • Сила без ума — обуза.
  • Что силою взято, то не свято.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Доброе дело без награды не остаётся.
  • Добрая мать добру и учит.

Отзывы читателей

Мне очень понравился рассказ и то, как себя повёл рассказчик. Этот человек очень любит природу, зверей и птиц. Готов защищать близких. Очень порадовало, что мальчишки всё же осознали свой нехороший поступок и отпустили птиц.

Читали этот рассказ вместе с ребёнком. Вспомнилась история из жизни, как дети гоняли стаю уток на пруду. Птицы тогда убежали через дачи. И такое наблюдается часто. Мальчишки не понимают, что утки — это живые существа, а в их жизни полно опасностей, поэтому их нужно защищать. Почаще нужно детям читать такие произведения, приучать себя и других помогать братьям нашим меньшим.

Марина. Санкт-Петербург

Хороший, интересный рассказ, небольшой по размеру. Дети очень любят животных, особенно детёнышей. Приведу пример о котятах. Часто ребята их тискают, одевают на них одежду, пытаются уложить спать, а бывает и похуже. В эти моменты они просто не понимают, что животные тоже живые существа. И нам, взрослым, нужно чаще повторять детям, что животных нужно любить и беречь. Рассказ как раз учит этому.

Настя. Нижегородская область

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пришвин
  4. Анализ рассказа Пришвина Ребята и утята

М. Пришвин всегда с любовью и с уважением относился к природе. Рассказы этого писателя пронизаны бережным отношением ко всему живому на планете. Рассказ «Ребята и утята» не является исключением.

Маленькая дикая уточка вывела утят. Гнездо находилось в безопасном месте, но вдали от воды. Когда утята подросли, мама-утка повела их к водоему. Им необходимо было перейти через дорогу. В это время там гуляли ребята. Они заметили выводок и захотели подержать утят в руках. Совершенно не подумав о последствиях, дети словили всех малышей. Уточка очень волновалась и переживала за своих деток. Она отлетела на некоторое расстояние от ребят и наблюдала за всем происходящим с огромным волнением.

Автор все увидел и очень строго спросил у детей, зачем они это сделали. Ребята ответили, что хотели просто подержать, а потом отпустить малышей. Тогда писатель объяснил им, что это очень трудно в дикой природе выжить таким маленьким утятам. Им приходится преодолеть много препятствий, чтобы добраться до озера. Дети отпустили утят и помахали им вслед шапками, желая птицам счастливого пути.

Пришвин сопоставил в рассказе детей и утят, чтобы ещё раз обратить внимание людей, что все мы живем в одном мире. Совсем рядом с нами живут утки, гуси, зайцы и лисы. Необходимо жить так, чтобы не вредить другим. Автор своим рассказом учит детей не делать необдуманных вещей по отношению к братьям нашим младшим. Каждое животное способно на чувства, а не только человек. Уточка очень сильно переживала за своих деток, и это было видно. Она сидела с открытым от большого волнения клювиком. Ребята, схватив утят, не подумали, что малыши могут погибнуть. Писатель строго с ними разговаривал и объяснил их ошибку, чтобы дети все поняли и больше так не поступали. Ведь очень часто мальчишки ради забавы бросают в животных камнями. Они не думают, что могут поранить им лапку или крыло. Раненное животное не сможет убежать от хищника или у птиц не будет сил долететь на зимовку в теплые края. Таким образом, из-за озорства ребенка животное погибнет.

Своим небольшим рассказом автор учит детей не совершать плохих поступков по отношению к живой природе.

2 класс

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Пришвина Паутинка↑ ПришвинАнализ рассказа Пришвина Золотой луг →

Сюжет

Однажды дикая утка решила привести свой выводок к озеру. Весной озеро сильно разливалось и затапливало всю округу, и потому умная утка соорудила свое гнездо в трех верстах от него. Теперь же, когда утята подросли и окрепли, мать повела их к воде.

Когда впереди шла открытая местность, утка внимательно контролировала своих малышей, и всегда пропускала их вперед, чтобы ни одного не упускать из вида. Заметив дорогу возле деревенской кузницы, она пропустила вперед свой выводок, и тут появились мальчишки, которые принялись шапками ловить перепуганных утят. Они собрались было поймать и саму утку, но тут заметили рассказчика.

Мужчина строгим голосом поинтересовался у ребят, что они намерены сделать с беззащитными птенцами. Мальчики струсили, и сказали, что отпустят их. Автор пристыдил их, и огляделся в поисках матери-утки – та сидела на кочке в поле и тревожно смотрела на людей. Ребята подбежали к ней, и выпустили утят всех до единого. Утка собрала возле себя малышей, и важно повела их к озеру.

Рассказчик снял шапку, помахал ею и пожелал утятам счастливого пути. Ребятам стало смешно, но мужчина объяснил, что впереди у птенцов – нелегкая дорога, ведь они еще совсем крошки. Ребята последовали его примеру, и также пожелали утятам счастливого пути.

План «Ребята и утята»

План пересказа «Ребята и утята» для 2 класса кратко описывает события, которые происходили с у́точкой и её детёнышами. Он может быть, например, таким:

  1. Начало пути.
  2. Неожиданная встреча с ребятами.
  3. Появление автора.
  4. Спасение.
  5. Прощание с уткой и утятами.

Главные герои произведения: дикая у́точка — заботливая, осторожная и любящая мама; утята — маленькие, несмышлёные, немного трусливые детёныши утки; мальчики — шустрые, весёлые, но послушные хулиганы; автор — справедливый, умный, серьёзный мужчина, спаситель утят.

Русская сказка

О рассказе

Рассказ Михаила Пришвина «Ребята и утята»

Уважением, вниманием, любовью к природе и вообще ко всему живому пронизано творчество Михаила Михайловича Пришвина. Может всем виной его специальность – по профессии знаменитый русский писатель и публицист был агрономом, а скорее всего, дело в его добром сердце.

Заядлый натуралист, внимательный наблюдатель, охотник-любитель, путешественник, — Пришвин, в каждом своём рассказе для детей стремился передать эту трепетность, уважение и восхищение природой, ведь всё в ней так хитро и одновременно гармонично устроено.

Рассказ «Ребята и утята» является одним из самых известных у автора. Это доброе, но небольшое по масштабу и простое по речи произведение, не только входит в сборники сочинений Пришвина, но и не раз издавалось отдельными детскими книжечками. Кроме того, рассказ записан в нескольких версиях в аудиоформатах для прослушивания.

«Ребята и утята» — содержание и главные герои

Главными героями в рассказе выступают утята, вернее мама-утка. Также здесь ещё есть деревенская ребятня и рассказчик, который выступает в произведении воспитателем и главным носителем гуманных идей. А теперь подробнее.

В самом начале рассказчик, он же автор (читатель не может эти понятия не объединять) рассказывает о том, как взрослая мама-утка предприняла непростое путешествие – она ведёт своих маленьких утят из леса к озеру. Путь предстоит для водоплавающих птиц непростой, ведь прошагать им нужно целых три версты (больше трёх километров). Что ж делала утиная семья в лесу? Автор сразу даёт читателю короткое пояснение. Всё дело в том, что весной озеро разливается и хорошее прочное гнездо утка нашла в лесном болоте, а теперь, когда вода спала, утята окрепли, ей предстоит перевести своё желторотое семейство обратно в озеро.

И вот «шествуют» утята к озеру: мама-утка впереди, но на открытых участках детёнышей вперёд пропускает, чтобы они на виду у неё были, так как не мудрено попасться на глаза лисице, ястребу или человеку. Это и произошло с утятами. Когда переходило семейство дорогу, заметили их деревенские мальчишки, стали шапками кидать. Шапка накрывала утёнка, и его легко было словить. Всех переловили, только утку не тронули – та осталась стоять в стороне, тревожно поглядывая на ребят и своих деток.

На счастье взволнованной утиной маме, к ребятам подоспел автор. Мальчишкам он сделал замечание, попенял, что те у утки деток забрали, и велел отпустить тот час. Ребята послушались – отнесли утят к маме. Утка радостно встретила деток и спеша удалилась. А наш рассказчик ещё и шапку снял, громко пожелав утиной семье счастливого пути, чем вызывал усмешку у ребят. Но не стал злиться автор, а объяснил детворе, что утятам предстоит не простой путь к озеру, полный тревог и опасностей. Ребята всё осознали, и также подняли шапки, прокричав вслед уткам добрые пожелания.

Главная мысль рассказа

Главный подтекст рассказа прост и прозрачен. Не стоит совершать необдуманных поступков в отношении птиц и животных. Мы понимаем, что ребята не хотели причинить вреда птицам, но даже в шутку или ради игры не стоит причинять им вред. Неправильные действия мальчишек и утку разволновали, и утят остановили на их не простом пути к озеру.

Автор наглядно говорит нам: иногда почитание и любовь к природе и животным проявляется не только в действии, но и в бездействии. Также уважительное отношение к природе основывается на знаниях. Вот объяснил автор, почему не нужно было тревожить уточек, ребята поняли и всё сделали правильно. Так что любить природу это и ещё и изучать её, быть пытливым и заинтересованным. Только так между человеком и всем живым может быть согласие и дружба.

Читайте текст рассказа «Ребята и утята» вместе с детьми онлайн на нашем сайте бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!

Отзывы читателей

Мне очень понравился рассказ и то, как себя повёл рассказчик. Этот человек очень любит природу, зверей и птиц. Готов защищать близких. Очень порадовало, что мальчишки всё же осознали свой нехороший поступок и отпустили птиц.

Мария. Тверь

Читали этот рассказ вместе с ребёнком. Вспомнилась история из жизни, как дети гоняли стаю уток на пруду. Птицы тогда убежали через дачи. И такое наблюдается часто. Мальчишки не понимают, что утки — это живые существа, а в их жизни полно опасностей, поэтому их нужно защищать. Почаще нужно детям читать такие произведения, приучать себя и других помогать братьям нашим меньшим.

Марина. Санкт-Петербург

Хороший, интересный рассказ, небольшой по размеру. Дети очень любят животных, особенно детёнышей. Приведу пример о котятах. Часто ребята их тискают, одевают на них одежду, пытаются уложить спать, а бывает и похуже. В эти моменты они просто не понимают, что животные тоже живые существа. И нам, взрослым, нужно чаще повторять детям, что животных нужно любить и беречь. Рассказ как раз учит этому.
Настя. Нижегородская область

Рассказы М. Пришвина наполнены заботливым обращением ко всем животным, которые проживают на планете Земля. Повествование «Ребята и утята» тоже наполнено этим смыслом. Это история о дикой маленькой утке, которая вывела выводок птенцов.

Гнездо было в защищённом месте, но вода была не близко. Когда маленькие птицы немного выросли, мама-утка повела к пруду. Чтобы туда добраться, им нужно было пройти через дорогу. В тот момент на вдоль дороги прогуливались мальчишки.

Ребята увидели целый выводок маленьких птиц и загорелись желанием подержать их на руках. Естественно никто из детей даже не подумал о последствиях, и ребята поймали всех утят один за другим. Мама-утка в свою очередь тревожилась о своих птенцах. Она улетела на некоторое расстояние от них, и с замиранием сердца следила за тем, что там происходило. Всё это увидел писатель. Он подошел к детям и сурово спросил, почему они так поступили. Тогда они ответили, что хотели взять птенцов на руки , а затем выпустить их на свободу. Тогда Пришвин пояснил в чём их вина и что в суровой дикой природе этим неокрепшим птенцам тяжело выживать, и для того чтобы поплавать в пруду им нужно пройти много преград на своём пути. Тогда дети выпустили птиц, желая им счастливого пути.

Уподобив детей с птицами, Пришвин в своём произведении хотел обратить внимание людей на то, что все мы жители одной большой планеты. По соседству возле нас обитают и другие живые существа и люди не должны причинять им вред. В своём рассказе автор хочет научить детей, чтобы они не совершали опрометчивые действия по отношению к животным. Что животные подобно людям тоже испытывают чувства. По уточке было видно, что она очень беспокоилась о своих детях. Она тревожно наблюдала с приоткрытым клювом от того, что сильно боялась за птенцов. Даже не думая о том, что птенцам грозит опасность умереть, дети ловили их.

Автор произведения сурово поговорил с ребятами и указал им на их ошибки, чтобы они всё поняли и больше так себя не вели, потому что часто ради удовольствия дети швыряют в птиц камнями. И им даже в голову не приходит, что они могут повредить им крылья и лапы. Животное, которому нанесли увечье, не способно скрыться от хищника, а птица не улетит зимовать на Юг. Прихоть и баловство детей приведет к гибели животного. Автор произведения хочет научить детей бережному отношению к окружающей среде, чтобы они не причиняли ей вред.

Краткое содержание

Дикая у́точка обитала со своими утятами в лесу. Наступило время переводить их к озеру на свободу. Им было необходимо обойти деревню, чтоб попасть на место. В открытых местах мама шла позади своих деток, чтоб видеть их и контролировать. Около кузницы, когда птицы переходили дорогу, их увидели мальчишки. Они начали швырять шапками в утят и ловить их. Мама бегала от одного детёныша к другому, пытаясь спасти, но ничего не получалось.

Ребята решили поймать и утку, но здесь появился сам автор и строго спросил, зачем они это делают. Мальчики немного струсили и по просьбе мужчины отпустили всех утят к маме. У́точка бросилась к ним навстречу.

По овсяному полю дальше пошла семья у́точек. Мужчина снял свою шляпу и начал ею махать и желать счастливого пути. Мальчишки немного удивились.

Рассказчик объяснил им, что на самом деле детёнышам утки сложно преодолеть этот путь, им нужна поддержка. И тогда ребята подняли свои пыльные шапки и тоже начали ими махать и кричать: «До свиданья».

Популярные сегодня пересказы

  • Илья Муромец и Соловей разбойник — краткое содержание былины
    Илья Муромец – это великий русский богатырь. Он родился в городе Муроме, который находился не далеко от славного града Киева. Утром он посетил церковную службу, после чего поспешил, чтобы успеть прибыть в Киев
  • Краткое содержание книги Свечечка Казакова
    Наверное, каждому человеку хочется иногда погрустить и вспомнить свои самые заветные тайны и секреты, а больше всего многим хочется вернуться в детство. И об этом вспомнил и наш главный герой
  • Азазель — краткое содержание романа Акунина
    Произведение по жанровой направленности представляет собой конспирологический детектив, являющийся первой книгой серии, повествующей о приключениях необыкновенного сыщика Эраста Петровича Фандорина.
  • Краткое содержание рассказа Лебедянь Тургенев
    В начале произведения автор рассуждает о плюсах и минусах охоты, выделяет удовольствия и трудности. Автор делится с читателем тем, что ему очень нравится путешествовать по губерниям, общаться с людьми

Главная мысль

В этом рассказе автор желал поведать, что нельзя обижать братьев наших меньших. Нужно любить природу и всё живое, помогать младшим и старшим, быть послушными. Каждому ученику можно составить свой вариант плана рассказа «Ребята и утята» во 2 классе и нарисовать рисунок. К рассказу можно подобрать пословицы о добре, слабых и сильных, помощи ближнему, о семье, маме и ребёнке.

Например:

  • Сила без ума — обуза.
  • Что силою взято, то не свято.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Доброе дело без награды не остаётся.
  • Добрая мать добру и учит.

Анализ рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Анализ произведения «Ребята и утята» М. Пришвина

— Прочитайте название произведения, которое мы будем читать. Можете ли вы по названию рассказа предположить, о чём пойдёт речь? (Я предполагаю что ответы будут такими: о ребятах и утятах; о ребятах; об утятах).

— Кто видел маленьких утят? Где видели? (Все ребята поднимут руки, некоторые видели настоящих в деревнях у бабушек, некоторые скажут что видели на картинках).

— Давайте попробуем ответить на вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом? (не совершать бездумных поступков; думать прежде чем что-то делать; хорошо относится к животным).

— Как вы думаете просто так была выбрана автором птичка – чирок-свистунок? (Да, просто так; где-то видел, решил написать рассказ про эту птичку).

Давайте послушаем информацию об этой птичке: Утки бывают не только домашние, но и дикие. Они немного меньшего размера, чем домашние, и бывают нескольких видов. Самая маленькая из речных уток. Об одной из таких уточек — чирке-свистунке и написал свой рассказ М. М. Пришвин. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами. Предпочитает водоёмы с густыми зарослями. На зиму улетают в тёплые края, а уже в марте вновь прилетают к нам. Гнездо, где высиживают птенцов, делают вдалеке от воды.

-Ребята, теперь, узнав о ней побольше, как вы думаете, зачем автор в самом начале рассказа уточняет что она маленькая и употребляет слово уточка, а не утка? (Зная теперь что чирок-свистунок – это самая маленькая из речных уток, мы можем предположить что автор хочет показать нам с самого начала чтения рассказа что речь пойдёт о беззащитной, беспомощной маленькой птичке).

— Теперь мы можем сказать почему автор выбрал именно эту птичку? (да)

— Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (На свободу)

— Что значит для утят свобода? (Это значит что они больше не будут сидеть в гнезде, а будут находится совместно с другими птицами в природе).

— Как вы думаете что обозначает фраза: решилась наконец-то перевести своих утят? (Решилась – это значит долго думала, размышляла, продумывала свой поход, слово наконец-то, подтверждает и усиливает слово решилась).

— Сколько надо было идти до озера? (версты три)

— Сколько это километров? (чуть больше 3 км)

— Это много или мало для человека? (это не совсем много, человек может пройти это расстояние)

— А как вы думаете: А для маленькой уточки? (это очень много, особенно для маленьких утят).

— Как вы думаете, почему уточка повела своих утят в обход деревни? (Подальше от глаз людей, чтобы их не поймали).

— Какие враги были у уток? (люди, лисица, ястреб).

— Как вы думаете почему мать шла позади? (Чтобы видеть что происходит с ее утятами, если будет идти впереди, она не сможет заметить, если что-то произойдет. Она показывает заботу о них).

— Где ребята увидели утят? (при переходе через дорогу)

— Как вы думаете почему автор именно это место выбрал, когда хотел показать что утка попала в поле зрения ребят? (потому что дорога – это открытая местность, проделывая путь по траве, кустам, их трудно было бы заметить, можно предположить, что другой дороги у них не было, им пришлось идти через дорогу, словами «Вот тут то» автор показывает, что ребята застали утку врасплох).

— Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (зашвыряли шапками, ловили утят).

— Как вы думаете почему автор не написал закидали, а употребил именно слово зашвыряли? (Можно предположить что автор относится к ребятам в этот момент отрицательно, слово зашвыряли звучит более грубо, как будто камнями закидали, не с проста автор пишет – шапками, шапки мягкие, этим писатель показывает, что ребята не хотели причинить им вреда, просто решили похулиганить, для забавы).

— Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. (Все время , пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разние стороны на несколько шагов в величайшем волнении).

— Как вы думаете, почему автор говорит об утке, что она бегала в величайшем волнении? (слово величайшее употреблено не случайно, если мы посмотрим в толковый словарь, то слово величайший обозначает — превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении; выдающийся; автор написал именно так, чтобы показать что утка не просто волновалась за утят, а в высокой степени переживала за своих утят).

— Могла ли утка кричать? ( Её немота, беззащитность, отчаяние — все в этих движениях.)

— Зачем автор показывает на сколько шагов птица летала? (Во-первых, несколько шагов человеческих, для маленькой уточки это много, она металась из стороны в сторону, не могла помочь утятам; еще можно предположить что именно несколько шагов, потому что не хотела далеко улетать и боялась оставить их на более большее расстояние).

Как вы думаете, почему автор разговаривает с ребятами строго, сердито, он итак взрослый, дети бы его итак послушали. (Чтобы показать ребятам что так делать нельзя, если бы он просто говорил им обычным голосом, они бы выпустили птиц и все, а так ребята задумались о своем поступке, автор их пристыдил своим голосом).

— Как вы думаете почему мать бросилась спасать своих детей, только после того как ребята ушли? (Она все еще продолжала бояться детей, они могли отпустить утят, чтобы заманить тем самым утку и поймать ее, а еще можно предположить что все-таки утка – дикая, она не приручена, близко не подходит к людям, она убедилась что опасности нет и начала спасать утят).

— Как вы думаете, почему автор уточняет что уточка пошла спасать дочерей и сыновей, ведь он мог бы написать просто – утят? (предположения детей могут быть разными)

— Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? (спасите, помогите)

— А какое слово вы кричите, когда боитесь? (Мама)

— А ваша мама переживает за вас? (да)

— Как она ведет себя при этом? (разные ответы детей)

— Как в рассказе чаще всего называют уточку? (мать)

— А какая она мама? (заботливая)

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

Вначале рассказа мы отвечали на вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом?

Давайте теперь ответим на этот же самый вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом? (об отношениях между людьми, понимать заботы зверей и людей, задумываться о том как мать относится к своим детям, о ее чувствах и переживаниях, думать прежде чем делать).

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 135. 

УКМ «Школа России»

1. Прочитай начало рассказа и представь себе эту картину. Устно опиши путь уточки с утятами к озеру.

Я представляю, как уточка-мать ведёт за собой стайку маленьких утят. Они очень подвижные и весёлые, им не терпится оказаться в озере.

Их путь начался в лесу, где утка вывела утят. Они вышли из леса и пошли мимо деревни. Возле кузницы они пытались перейти дорогу, но встретили ребят.

Потом они пошли по овсяному полю прямиком к озеру.

2. Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные?

Ребята были весёлыми и беззаботными. Они были легкомысленными, не думали о последствиях своего поступка. Их можно назвать несмышлёными.

3. А как поступил бы ты на месте рассказчика: стал бы ругать ребят или объяснил им как труден путь утят к озеру?

Я бы постаралась объяснить ребятам, что утятам тяжело добраться до озера. Их и так подстерегают многочисленные опасности, хищники. И долг каждого человека не мешать им, а помогать.

4. Как называет писатель утят?

Писатель называет их сыновьями и дочерями. Тем самым он показывает нам, что утята те же дети, только животные.

5. Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?

Рассказчик показал себя большим другом всего живого. Он любит природу, зверей и птиц. Он никогда не навредит природе, а всегда станет на её защиту. Это честный и порядочный человек.

6. Перескажи рассказ с помощью плана: утка повела утят к озеру; ребята ловили утят; приказ взрослого; семья продолжает путешествие.

Пересказ рассказа Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса

Утка вывела утят в лесу, за три версты от озера. Когда утята подросли, она повела их в озеро. Утка вела утят в обход деревни, но возле кузницы ей пришлось переходить дорогу.

Здесь её увидели ребята и закидали утят шапками. Они ловили утят, а уточка бегала вокруг в величайшем волнении.

Рассказчик увидел проделки ребят и строго их пристыдил. Он приказал отпустить утят и ребята отнесли их на вершину холма, где сидела взволнованная уточка. 

Уточка собрала своих деток и повела их дальше к озеру. Рассказчик помахал им шапкой и прокричал: «До свидания!» Ребята было засмеялись, но он объяснил им как тяжёл путь утят, и ребята тоже стали им махать и желать счастливого пути.

7. Составь свой план пересказа.

План пересказа рассказа «Ребята и утята» для 2 класса

  1. Долгий путь к озеру.
  2. Нападение ребят.
  3. Рассказчик стыдит ребят.
  4. Ребята машут уточке и утятам.

8. Смогли ли ребята понять свой поступок? Попробуй помочь им.

Мне кажется, что ребята всё поняли. Они больше не будут обижать животных, хоть маленьких, хоть больших.

Животные — наши братья, и человек должен их беречь и защищать. Потому что без них наша жизнь станет скучной и неинтересной. А общение с природой всегда дарит человеку счастье.

9. Обсудите с другом. Что пытался объяснить писатель ребятам и читателям?

Автор пытался объяснить ребятам и читателям, что к животным нужно относиться с любовью. Нельзя их обижать.

  • План к рассказу пятеро из одного стручка андерсен
  • План к рассказу паустовского дремучий медведь
  • План к рассказу некрасивая елка пермяк
  • План к рассказу мороз иванович 3 класс
  • План к рассказу мальчики чехов 4 класс кратко