План к рассказу смородинка

Ведрова Т.М.   учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

       ГКОУСО «Буткинская специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат                                              

Урок чтения в 3 классе

Тема урока.  Деление на части по плану рассказ Е.Пермяка « Смородинка».

Цели:

  • создать условия для совершенствования  и развития  навыков сознательного, правильного чтения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Е.А. Пермяка через ознакомление с рассказом «Смородинка»;
  • формирование у учащихся умения работать с произведениями разных жанров;
  • формирование у учащихся умения  анализировать произведение, выделять главную мысль;
  • формировать умение делить рассказ на части, навык связного высказывания. формирование целостного представления о художественном произведении, подвести детей к пониманию необходимости труда.

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
  • коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, прослушивании рассказов;

Коррекционно-воспитательные:

  • способствовать развитию эмоционально-волевой сферы учащихся; воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе;
  • воспитывать нравственные качества учащихся;
  • формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Е.А.Пермяка
  • формировать положительную мотивацию учащихся к обучению, познавательный интерес к учебным предметам.

Оборудование:

Учебники у учащихся. Карточки со словарными словами.  Выставка книг Е.А.Пермяка.

  1. Организационная часть.
  • При помощи рукопожатия, улыбнувшись, поприветствуем друг друга!
  • Садитесь, сидим правильно, отвечаем громко, чётко.
  • Открываем календарь! Послушаем отчет дежурного.
  • Какой урок?  (Ответы детей)
  • Который по счету? (Ответы детей)
  • Чему учимся на уроках чтения? (Ответы детей)
  1. Дыхательная гимнастика.

1) Дыхательные упражнения:

Вдох, выдох

Вдох с задержкой дыхания, выдох.   «Аромат цветка»

2) Артикуляционная гимнастика:

Чтение слогов.

Чтение слов со стечением согласных на конце.

  1. Проверка домашнего задания.

— Что готовили к уроку? (Ответы детей)

— Прочитайте  выразительно стихотворение С.Михалкова «Важные дела». (дифференцированно)

— Почему так названо стихотворение?

Итог.

  1. Сообщение темы и цели урока
  • Сегодня на уроке будем читать произведение Е.А.Пермяка
  •  Прочитайте его название на экране. (Дети читают)                    Слайд №
  • О чем может быть это произведение?
  • Мы  продолжим чтение произведений о детях, как они учатся трудиться и

сегодня будем читать рассказ Евгения Пермяка «Смородинка», попробуем разделить текст на части.

  • Рассказ о биографии писателя

( на доске Евгений Андреевич Пермяк (1902—1982).

На зкране фотография Е.А.Пермяка

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми.  Ему не нужно было выдумывать героев. Почти все книги писателя — о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, духовном богатстве. Евгений Андреевич Пермяк  написал для детей и юношества сотни рассказов и сказок, несколько научно-популярных книг, в которых утверждается великое значение труда.

Вот на выставке  некоторые книги Евгения Андреевича Пермяка. После урока вы посмотрите их.

  • Когда и где родился Е.А.Пермяк? (Ответы детей ).
  • Кто понял, о чем он писал? (Ответы детей)
  • Правильно, дети. Е.А.Пермяк много писал о необходимости труда, о людях тружениках.
  • Итак, Н. И. Сладков писал произведения о природе.
  1.   Работа над текстом.
  1. Послушайте рассказ  Евгения Пермяка «Смородинка» и ответьте на мой вопрос.
  • Почему так названо произведение?
  • Я читаю, вы слушаете.

 Чтение учителем текста произведения.

  1.  Работа по первичному впечатлению и пониманию смысла рассказа
  • Понравился ли рассказ?
  • Почему так названо произведение?
  • Назовите главного героя произведения. (Ответы детей)
  • С чего все началось? (Ответы детей)
  • Чем все закончилось? (Ответы детей)
  1. Работа над текстом сказки, словарная работа
  • Открываем учебники на стр.
  • Прочитайте рассказ, отметьте непонятные слова, подготовьтесь читать вслух. Не забываем, что читаем внимательно, стараемся правильно произносить все буквы.
  •  (Дети читают: 3группа – 2 абзаца, 2 группа – 3 абзаца)
  • Какие слова вам не понятны? (Ответы детей) (На доске слова на карточках)
  • Что за зеленые прутики принес домой Танин папа?  

Объясните, что такое  — смородиновые черенки, палисадник, проклюнулись, дёрн, Калиниковы?

  • Чтение словарных слов.  
  • Чтение трудных слов.

верилось- не верилось,  проверять, вырастить – вырастила, репейники, цепкие, полоть – выполоть – выполешь – выдергивать, мягкая, долгожданный.

  1. Физминутка для глаз.
  • Читаем рассказ  вслух цепочкой.
  1. Беседа на актуализацию знаний учащихся о кустарниках.
  • Расскажите о смородине.  Что это дерево или кустарник? Где растет? За чем его выращивают  в саду? (Ответы детей)                                                                                                                                                                                                  
  1.  Физминутка
  1. Чтение учащимися рассказа цепочкой.
  2. Беседа по содержанию рассказа.
  • Что принес однажды отец?
  • Почему Таня решила вырастить смородинку?
  • Что для этого она сделала? Прочитайте.

повыдергивала лопухи, землю вскопала, дерн сняла, комья разбила, разметила шнуром и колышками, посадила рядками черенки;

  • Кто помогал девочке?
  • Какой была Таня? (Таня была работящей, трудолюбивой девочкой).
  • Какие  слова  говорят о добром отношении к девочке автора рассказа?

Автор пишет о том, что люди радовались, глядя на девочку, говорили о ней, что она настойчивая, работящая. Называли ее «смородинка».

  1. Деление текста на части и составление плана пересказа.

1. Смородиновые черенки.

2. Таня решила вырастить смородинку.

3. Подготовка грядки.

4. Посадка черенков.

5. Долгожданный день.

6. Отношение людей к Тане.

  1. Работа с пословицей
  1. Прочтение пословицы учителем

В труде рождаются герои.

  1. Объясните смысл пословицы.
  2. Чтение пословицы хором и отдельными учениками

В пословицах заключается мудрость, их надо знать, помнить. Они помогают честно и правильно жить.

  1. Выразительное чтение рассказа.
  • Покажите образец выразительного чтения по частям.
  1. Оценка деятельности детей.
  2. Домашнее задание

Дома научиться читать рассказ. Подготовить пересказ текста по плану.

  1. Итог урока
  • Чему научились на уроке? (Ответы детей)
  • О творчестве какого писателя вы узнали?
  • Что же в жизни самое главное?
  • Вот так говорил Е.А. Пермяк: «Только труд делает маленького человека большим. Труд приходит к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека».
  • Рекомендую вам почитать и другие Е.А.Пермяка.
  • Понравился ли вам урок?
  • Поднимите смайлик с улыбкой, если урок понравился и настроение хорошее. Поднимите смайлик со слезой, если настроение плохое и урок не понравился.
  • Спасибо за старание! Урок окончен.

Урок 13. «Е. Пермяк «Смородинка»

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Проверка заданий, выполненных в РТ.

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Сегодня мы познакомимся с таким жанром литературы как рассказ. Прочитайте определение жанра на странице учебника 45.

(Дети читают определение жанра).

Давайте прочитаем рассказ Е. Пермяка «Смородинка».

Какие слова в тексте были вам непонятны?

Палисадник, дерн, черенки.

Определение дерна прочитайте на странице учебника 44.

Прочитайте в тексте, как выглядят черенки.

«Палочки как палочки чуть длиннее карандаша».

Что главное в черенках?

Почки.

Объясните, для чего нужны черенки.

(Самостоятельные размыш­ления учащихся).

Что такое палисадник!

Небольшой огороженный садик, цветник перед домом 2.

Расскажите, как Танюша заботилась о черенках.

Посмотрите на иллюстрацию на странице учебника 44. Что на ней изображено?

Танюша собирает урожай со своих смородиновых кустов.

Объясните, почему все хвалили девочку?

(Самостоятельные размыш­ления учащихся).

В задании № 3 на странице 45 учебника напечатан план рассказа. Прочитайте его.

1. Смородиновые черенки.

2. Подготовка грядки.

3. Долгожданный день.

г_.—

Дома вы подготовите пересказ рассказа по этому плану.

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 18 № 1.

Рассказ.

РТ «Литературное чтение»: стр. 18 № 2.

Счастье и труд рядом живут.

РТ «Литературное чтение»: стр. 18 № 3.

Спасибо.

IV. Домашнее задание.

1. Подготовьте пересказ рассказа «Смородинка» по плану в учебнике.

2. Прочитайте стихотворение С. Михалкова «Прогулка» («Учебная хрестоматия», страницы 141-143).

3. РТ «Литературное чтение»: стр. 19 № 1-3. Выполнить задания самостоятельно.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ташебинская начальная общеобразовательная школа»

Предмет: Литературное чтение.

Тема: «Е. Пермяк «Смородинка».

Дата: 26.09.2016 г.

Цель: показать детям роль звуков и букв, развивать умения различать звуки и буквы, воспитывать интерес к знаниям, желание познавать и обучаться.

УУД:

Предметные: Формирование навыков работы с текстом: деление на части, составление плана. Понятие «рассказ».

Личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают точку зрения и уважают мнение собеседника.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; оценивать правильность выполнения действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: общеучебные – участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, рассматривают и описывают иллюстрации, читают формулировки вопросов и заданий в упражнениях; логические – анализируют родственные связи слов, делают выводы и умозаключения.

Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, карточки со словами.

Ход урока:

п/п

Этапы работы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

— Проверьте все ли у вас готово к уроку?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2

Проверка домашнего задания

Перед вами схема пересказа рассказа «Как Алешке учиться надоело» С. Баруздина.

(обратить внимание на ошибку в последовательности событий)

-Восстановить последовательность и пересказать рассказ «Как Алешке учиться надоело».

— 1.Надоело учиться!

2.Хочу быть врачом!

3.Опять в школу!

Пересказывают рассказ.

3

Работа с текстом до чтения

1. Работа с иллюстрацией

— Кто изображен на иллюстрации?

— Предположите, о ком будет текст?

— Кто является главным героем этого произведения? Почему ты так думаешь?

— Что делает девочка?

— Какие это ягоды?

— Какое выражение лица у девочки?

— На иллюстрации изображены девочка и бабушка, которая выглядывает из окна.

— Произведение будет о девочке и о бабушке.

— Главным героем будет являться девочка.

— Девочка разглядывает ягоды на ладони.

— Могут предположить, что это клюква, брусника или смородина.

— Она очень довольная, счастливая, у неё хорошее настроение.

4

Постановка темы и цели занятия. Актуализация знаний.

Прочитайте имя автора. Знакомо ли Вам это имя?

— Прочитайте название произведения.

— Какое это произведение по жанру?

— Предположите о чем оно?

— Какую цель поставим для первичного чтения?

— Евгений Пермяк. Да, знакомо, мы читали его произведения в 1 классе: «Торопливый ножик», «Бумажный змей».

— Смородинка.

— Евгений Пермяк пишет рассказы.

Предположение детей.

— Мы будем читать рассказ Евгения Пермяка «Смородинка», чтобы проверить свои предположения.

5

Изучение новой темы.

1.Первичное чтение текста.

2. Работа с ключевыми словами (на доске)

Черенки, палочки, нелёгкая работа, палисадник, дёрн, комья, горсточка.

3.Выявление первичного восприятия.

— Что вас удивило? Что было самым интересным?

Подтвердились ли наши предположения?

— Чтобы вам хотелось ещё выяснить?

— Если бы вы сейчас встретили автора этого произведения, хотели бы вы задать ему вопросы?

— Давайте мы сейчас с вами устроим диалог с автором?

— Что такое диалог?

— Умеете ли вы это делать?

— Какую цель поставим перед собой для повторного чтения?

4.Втричное чтение текста

5.Анализ текста (диалог с автором).

-Что это за зелёные прутики?

— Как же, действительно, из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? Попробуйте найти ответ.

— А что вы можете предположить?

— Какую работу выполняла Танюша?

— Подберите синоним к этому слову, близкое по значению

— Как об этом говорится в произведении?

— Почему долгожданный то день?

— Интересно, кого назвали смородинкой?

— Почему о ней так говорили «настойчивая», «работящая», «черноглазая»?

— Почему Евгений Пермяк называет Танюшу «смородинкой»? Как он относится к ней?

— Почему люди так говорили о ней?

— Как они относились к ней?

— Почему они хвалили её?

— А вы бы как о Танюше сказали? Как вы к ней относитесь? Почему?

Внимательно слушают учителя.

Черенок — это часть стебля, корня или листа.

Палочка – это маленькая палка.

Нелёгкая работа – трудная, сложная работа.

Палисадник – огороженный садик возле дома.

Дёрн – верхний слой почвы с травой.

Комья — что-либо смятое в кучку; рыхлый обломок.

Горсточка —  ладонь и согнутые пальцы, сложенные так, что в них можно что-н. положить или что-н. ими зачерпнуть.

— Интересно, что из этих зелёных прутиков вырос смородиновый куст.

— Нет, не подтвердилось. Герой этого рассказа девочка Таня. Она вырастила смородиновый куст из черенков сама.

— Это разговор двух людей. Один спрашивает у другого о чём-нибудь, другой – отвечает.

— Учиться вести диалог с автором.

Дети читают текст вслух «цепочкой»

— Это черенки.

— Нужно посадить, закопать в землю.(Ответ зачитывается из текста)

— Нелёгкую.

— трудную

(Ответ зачитывается из текста). Танюша вместе с бабушкой выдернули лопухи, дёрн сняли, комья разбили, разметили грядки

— Потому, что она его долго ждала, когда соберет первую горсточку ягод

— «Смородинкой» назвали девочку.

— Она очень много трудилась. Было очень тяжело, но Танюша не бросила работу, а довела дело до конца.

— У неё были чёрные глаза, похожие на ягоды смородины.

6

Самостоятельная работа.

Выполните задание в тетради.

Проверьте

Оцените свою деятельность.

7

Изучение новой темы.

Деление текста на части

План (на доске)

Смородиновые черенки.

Подготовка грядки.-

Долгожданный день

— Посмотрите внимательно на план. Сколько частей в тексте?

— Как бы вы разделили его?

— О чём говорится в 1 части? Что главное вы бы выделили? Как она озаглавлена? Почему?

— О чём говорится во 2 части? Почему она так озаглавлена? На что автор обращает внимание?

— Что главного вы бы выделили в этой части?

— Какова тема текста? Чему бы поучились у Танюши?

8

Итог урока.

Рефлексия.

— Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

— Чему мы научились?

— Кому было трудно?

— Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

— Где вам пригодятся эти знания?

Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

— Все получилось;

— были затруднения;

— ничего не получилось.

— Почему вы так думаете?

— Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна.

— Спасибо за урок.

9

Домашнее задание.

— Пересказ по плану рассказа «Смородинка».

— Работа в тетради стр.18 №3.

  • План к рассказу ребята и утята 2 класс пришвина
  • План к рассказу пятеро из одного стручка андерсен
  • План к рассказу паустовского дремучий медведь
  • План к рассказу некрасивая елка пермяк
  • План к рассказу мороз иванович 3 класс