Ведрова Т.М. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
ГКОУСО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Урок чтения в 3 классе
Тема урока. Деление на части по плану рассказ Е.Пермяка « Смородинка».
Цели:
- создать условия для совершенствования и развития навыков сознательного, правильного чтения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Е.А. Пермяка через ознакомление с рассказом «Смородинка»;
- формирование у учащихся умения работать с произведениями разных жанров;
- формирование у учащихся умения анализировать произведение, выделять главную мысль;
- формировать умение делить рассказ на части, навык связного высказывания. формирование целостного представления о художественном произведении, подвести детей к пониманию необходимости труда.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, прослушивании рассказов;
Коррекционно-воспитательные:
- способствовать развитию эмоционально-волевой сферы учащихся; воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе;
- воспитывать нравственные качества учащихся;
- формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Е.А.Пермяка
- формировать положительную мотивацию учащихся к обучению, познавательный интерес к учебным предметам.
Оборудование:
Учебники у учащихся. Карточки со словарными словами. Выставка книг Е.А.Пермяка.
- Организационная часть.
- При помощи рукопожатия, улыбнувшись, поприветствуем друг друга!
- Садитесь, сидим правильно, отвечаем громко, чётко.
- Открываем календарь! Послушаем отчет дежурного.
- Какой урок? (Ответы детей)
- Который по счету? (Ответы детей)
- Чему учимся на уроках чтения? (Ответы детей)
- Дыхательная гимнастика.
1) Дыхательные упражнения:
Вдох, выдох
Вдох с задержкой дыхания, выдох. «Аромат цветка»
2) Артикуляционная гимнастика:
Чтение слогов.
Чтение слов со стечением согласных на конце.
- Проверка домашнего задания.
— Что готовили к уроку? (Ответы детей)
— Прочитайте выразительно стихотворение С.Михалкова «Важные дела». (дифференцированно)
— Почему так названо стихотворение?
Итог.
- Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке будем читать произведение Е.А.Пермяка
- Прочитайте его название на экране. (Дети читают) Слайд №
- О чем может быть это произведение?
- Мы продолжим чтение произведений о детях, как они учатся трудиться и
сегодня будем читать рассказ Евгения Пермяка «Смородинка», попробуем разделить текст на части.
- Рассказ о биографии писателя
( на доске Евгений Андреевич Пермяк (1902—1982).
На зкране фотография Е.А.Пермяка
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Ему не нужно было выдумывать героев. Почти все книги писателя — о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, духовном богатстве. Евгений Андреевич Пермяк написал для детей и юношества сотни рассказов и сказок, несколько научно-популярных книг, в которых утверждается великое значение труда.
Вот на выставке некоторые книги Евгения Андреевича Пермяка. После урока вы посмотрите их.
- Когда и где родился Е.А.Пермяк? (Ответы детей ).
- Кто понял, о чем он писал? (Ответы детей)
- Правильно, дети. Е.А.Пермяк много писал о необходимости труда, о людях тружениках.
- Итак, Н. И. Сладков писал произведения о природе.
- Работа над текстом.
- Послушайте рассказ Евгения Пермяка «Смородинка» и ответьте на мой вопрос.
- Почему так названо произведение?
- Я читаю, вы слушаете.
Чтение учителем текста произведения.
- Работа по первичному впечатлению и пониманию смысла рассказа
- Понравился ли рассказ?
- Почему так названо произведение?
- Назовите главного героя произведения. (Ответы детей)
- С чего все началось? (Ответы детей)
- Чем все закончилось? (Ответы детей)
- Работа над текстом сказки, словарная работа
- Открываем учебники на стр.
- Прочитайте рассказ, отметьте непонятные слова, подготовьтесь читать вслух. Не забываем, что читаем внимательно, стараемся правильно произносить все буквы.
- (Дети читают: 3группа – 2 абзаца, 2 группа – 3 абзаца)
- Какие слова вам не понятны? (Ответы детей) (На доске слова на карточках)
- Что за зеленые прутики принес домой Танин папа?
Объясните, что такое — смородиновые черенки, палисадник, проклюнулись, дёрн, Калиниковы?
- Чтение словарных слов.
- Чтение трудных слов.
верилось- не верилось, проверять, вырастить – вырастила, репейники, цепкие, полоть – выполоть – выполешь – выдергивать, мягкая, долгожданный.
- Физминутка для глаз.
- Читаем рассказ вслух цепочкой.
- Беседа на актуализацию знаний учащихся о кустарниках.
- Расскажите о смородине. Что это дерево или кустарник? Где растет? За чем его выращивают в саду? (Ответы детей)
- Физминутка
- Чтение учащимися рассказа цепочкой.
- Беседа по содержанию рассказа.
- Что принес однажды отец?
- Почему Таня решила вырастить смородинку?
- Что для этого она сделала? Прочитайте.
повыдергивала лопухи, землю вскопала, дерн сняла, комья разбила, разметила шнуром и колышками, посадила рядками черенки;
- Кто помогал девочке?
- Какой была Таня? (Таня была работящей, трудолюбивой девочкой).
- Какие слова говорят о добром отношении к девочке автора рассказа?
Автор пишет о том, что люди радовались, глядя на девочку, говорили о ней, что она настойчивая, работящая. Называли ее «смородинка».
- Деление текста на части и составление плана пересказа.
1. Смородиновые черенки.
2. Таня решила вырастить смородинку.
3. Подготовка грядки.
4. Посадка черенков.
5. Долгожданный день.
6. Отношение людей к Тане.
- Работа с пословицей
- Прочтение пословицы учителем
В труде рождаются герои.
- Объясните смысл пословицы.
- Чтение пословицы хором и отдельными учениками
В пословицах заключается мудрость, их надо знать, помнить. Они помогают честно и правильно жить.
- Выразительное чтение рассказа.
- Покажите образец выразительного чтения по частям.
- Оценка деятельности детей.
- Домашнее задание
Дома научиться читать рассказ. Подготовить пересказ текста по плану.
- Итог урока
- Чему научились на уроке? (Ответы детей)
- О творчестве какого писателя вы узнали?
- Что же в жизни самое главное?
- Вот так говорил Е.А. Пермяк: «Только труд делает маленького человека большим. Труд приходит к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека».
- Рекомендую вам почитать и другие Е.А.Пермяка.
- Понравился ли вам урок?
- Поднимите смайлик с улыбкой, если урок понравился и настроение хорошее. Поднимите смайлик со слезой, если настроение плохое и урок не понравился.
- Спасибо за старание! Урок окончен.
Урок 13. «Е. Пермяк «Смородинка»
Цели:
• Формирование навыка размышлять и анализировать;
• Формирование навыка монологической речи;
• Познакомиться с новым произведением.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Проверка заданий, выполненных в РТ.
II. Знакомство с новым материалом.
Вопрос |
Ответ |
Сегодня мы познакомимся с таким жанром литературы как рассказ. Прочитайте определение жанра на странице учебника 45. |
(Дети читают определение жанра). |
Давайте прочитаем рассказ Е. Пермяка «Смородинка». |
|
Какие слова в тексте были вам непонятны? |
Палисадник, дерн, черенки. |
Определение дерна прочитайте на странице учебника 44. |
|
Прочитайте в тексте, как выглядят черенки. |
«Палочки как палочки чуть длиннее карандаша». |
Что главное в черенках? |
Почки. |
Объясните, для чего нужны черенки. |
(Самостоятельные размышления учащихся). |
Что такое палисадник! |
Небольшой огороженный садик, цветник перед домом 2. |
Расскажите, как Танюша заботилась о черенках. |
|
Посмотрите на иллюстрацию на странице учебника 44. Что на ней изображено? |
Танюша собирает урожай со своих смородиновых кустов. |
Объясните, почему все хвалили девочку? |
(Самостоятельные размышления учащихся). |
В задании № 3 на странице 45 учебника напечатан план рассказа. Прочитайте его. |
1. Смородиновые черенки. 2. Подготовка грядки. 3. Долгожданный день. |
г_.— Дома вы подготовите пересказ рассказа по этому плану. |
III. Практические задания.
Вопрос |
Ответ |
РТ «Литературное чтение»: стр. 18 № 1. |
Рассказ. |
РТ «Литературное чтение»: стр. 18 № 2. |
Счастье и труд рядом живут. |
РТ «Литературное чтение»: стр. 18 № 3. |
Спасибо. |
IV. Домашнее задание.
1. Подготовьте пересказ рассказа «Смородинка» по плану в учебнике.
2. Прочитайте стихотворение С. Михалкова «Прогулка» («Учебная хрестоматия», страницы 141-143).
3. РТ «Литературное чтение»: стр. 19 № 1-3. Выполнить задания самостоятельно.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ташебинская начальная общеобразовательная школа»
Предмет: Литературное чтение. Тема: «Е. Пермяк «Смородинка». |
Дата: 26.09.2016 г. |
Цель: показать детям роль звуков и букв, развивать умения различать звуки и буквы, воспитывать интерес к знаниям, желание познавать и обучаться.
УУД:
Предметные: Формирование навыков работы с текстом: деление на части, составление плана. Понятие «рассказ».
Личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают точку зрения и уважают мнение собеседника.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; оценивать правильность выполнения действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: общеучебные – участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, рассматривают и описывают иллюстрации, читают формулировки вопросов и заданий в упражнениях; логические – анализируют родственные связи слов, делают выводы и умозаключения.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, карточки со словами.
Ход урока:
№ п/п |
Этапы работы |
Содержание урока |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
1 |
Организационный момент. |
-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке. — Проверьте все ли у вас готово к уроку? |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
2 |
Проверка домашнего задания |
Перед вами схема пересказа рассказа «Как Алешке учиться надоело» С. Баруздина.
(обратить внимание на ошибку в последовательности событий) -Восстановить последовательность и пересказать рассказ «Как Алешке учиться надоело». |
— 1.Надоело учиться! 2.Хочу быть врачом! 3.Опять в школу! Пересказывают рассказ. |
3 |
Работа с текстом до чтения |
1. Работа с иллюстрацией — Кто изображен на иллюстрации? — Предположите, о ком будет текст? — Кто является главным героем этого произведения? Почему ты так думаешь? — Что делает девочка? — Какие это ягоды? — Какое выражение лица у девочки? |
— На иллюстрации изображены девочка и бабушка, которая выглядывает из окна. — Произведение будет о девочке и о бабушке. — Главным героем будет являться девочка. — Девочка разглядывает ягоды на ладони. — Могут предположить, что это клюква, брусника или смородина. — Она очень довольная, счастливая, у неё хорошее настроение. |
4 |
Постановка темы и цели занятия. Актуализация знаний. |
Прочитайте имя автора. Знакомо ли Вам это имя? — Прочитайте название произведения. — Какое это произведение по жанру? — Предположите о чем оно? — Какую цель поставим для первичного чтения? |
— Евгений Пермяк. Да, знакомо, мы читали его произведения в 1 классе: «Торопливый ножик», «Бумажный змей». — Смородинка. — Евгений Пермяк пишет рассказы. Предположение детей. — Мы будем читать рассказ Евгения Пермяка «Смородинка», чтобы проверить свои предположения. |
5 |
Изучение новой темы. |
1.Первичное чтение текста. 2. Работа с ключевыми словами (на доске) Черенки, палочки, нелёгкая работа, палисадник, дёрн, комья, горсточка. 3.Выявление первичного восприятия. — Что вас удивило? Что было самым интересным? — Подтвердились ли наши предположения? — Чтобы вам хотелось ещё выяснить? — Если бы вы сейчас встретили автора этого произведения, хотели бы вы задать ему вопросы? — Давайте мы сейчас с вами устроим диалог с автором? — Что такое диалог? — Умеете ли вы это делать? — Какую цель поставим перед собой для повторного чтения? 4.Втричное чтение текста 5.Анализ текста (диалог с автором). -Что это за зелёные прутики? — Как же, действительно, из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? Попробуйте найти ответ. — А что вы можете предположить? — Какую работу выполняла Танюша? — Подберите синоним к этому слову, близкое по значению — Как об этом говорится в произведении? — Почему долгожданный то день? — Интересно, кого назвали смородинкой? — Почему о ней так говорили «настойчивая», «работящая», «черноглазая»? — Почему Евгений Пермяк называет Танюшу «смородинкой»? Как он относится к ней? — Почему люди так говорили о ней? — Как они относились к ней? — Почему они хвалили её? — А вы бы как о Танюше сказали? Как вы к ней относитесь? Почему? |
Внимательно слушают учителя. — Черенок — это часть стебля, корня или листа. Палочка – это маленькая палка. Нелёгкая работа – трудная, сложная работа. Палисадник – огороженный садик возле дома. Дёрн – верхний слой почвы с травой. Комья — что-либо смятое в кучку; рыхлый обломок. Горсточка — ладонь и согнутые пальцы, сложенные так, что в них можно что-н. положить или что-н. ими зачерпнуть. — Интересно, что из этих зелёных прутиков вырос смородиновый куст. — Нет, не подтвердилось. Герой этого рассказа девочка Таня. Она вырастила смородиновый куст из черенков сама. — Это разговор двух людей. Один спрашивает у другого о чём-нибудь, другой – отвечает. — Учиться вести диалог с автором. Дети читают текст вслух «цепочкой» — Это черенки. — Нужно посадить, закопать в землю.(Ответ зачитывается из текста) — Нелёгкую. — трудную (Ответ зачитывается из текста). Танюша вместе с бабушкой выдернули лопухи, дёрн сняли, комья разбили, разметили грядки — Потому, что она его долго ждала, когда соберет первую горсточку ягод — «Смородинкой» назвали девочку. — Она очень много трудилась. Было очень тяжело, но Танюша не бросила работу, а довела дело до конца. — У неё были чёрные глаза, похожие на ягоды смородины. |
6 |
Самостоятельная работа. |
Выполните задание в тетради. Проверьте Оцените свою деятельность. |
|
7 |
Изучение новой темы. |
Деление текста на части План (на доске) Смородиновые черенки. Подготовка грядки.- Долгожданный день — Посмотрите внимательно на план. Сколько частей в тексте? — Как бы вы разделили его? — О чём говорится в 1 части? Что главное вы бы выделили? Как она озаглавлена? Почему? — О чём говорится во 2 части? Почему она так озаглавлена? На что автор обращает внимание? — Что главного вы бы выделили в этой части? — Какова тема текста? Чему бы поучились у Танюши? |
|
8 |
Итог урока. Рефлексия. |
— Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её? — Чему мы научились? — Кому было трудно? — Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? — Где вам пригодятся эти знания? — Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так: — Все получилось; — были затруднения; — ничего не получилось. — Почему вы так думаете? — Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна. — Спасибо за урок. |
|
9 |
Домашнее задание. |
— Пересказ по плану рассказа «Смородинка». — Работа в тетради стр.18 №3. |