План к рассказу вода с закрытыми глазами 3 класс

  • Печать
Подробности
Родительская категория: Начальная школа
Обновлено 21 Октябрь 2016

Конспект урока

Литературное чтение 3 класс

Тема: Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Планируемые результаты:

Предметные: провести анализ рассказа Ю.Коваля «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное и музыкальное произведение.

Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.

Метапредметные:

-познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

-регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;

-коммуникативные: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

Ход урока.

1. Актуализация знаний

Мы продолжаем работать по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления». Слайд 1

Учитель: -Что значит-учиться наблюдать? Уметь наблюдать? -Что значит -копить впечатления? Зачем?

Ученики-отвечают.

2.Целеполагание и мотивация

Учитель: -На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами». Слайд 2

Сегодня я предлагаю вам, ребята, поговорить ещё об этом рассказе. Работать мы будем с вами по плану. Давайте вместе его составим, нам помогут картинки-подсказки. Слайд 3-4

1. Анализ произведения

2. Поход в Музейный Дом

3. Прослушивание музыкального произведения.

–Это план нашей работы на уроке. Попробуйте сформулировать главную цель нашего урока….

Ученики формулируют цель: Учиться наблюдать и копить впечатления.

-Приступим к работе по плану.

3. Работа над произведением Слайд 5

Учитель задаёт вопросы, ученики-отвечают.

-Сколько героев в рассказе?

-Знакомы они вам?(Рассказ «Берёзовый пирожок»)

Слайд 6

Возврат к слайду 5

-Умеет ли герой-рассказчик по-настоящему наслаждаться природой?

Подтвердите строчками из текста, что он ценит каждую минуту погожего осеннего дня.

— Красота очень быстротечна, и очень важно запечатлеть каждое ее мгновение. А зачем?

-Кого встретил герой нашего рассказа?

-Как вы думаете, а что случилось с Нюркой? Выборочное чтение.

-Вы когда-нибудь испытывали чувство одиночества, когда кажется, что никто тебя не любит и после каких неудач это было?

— Кто помог вам справиться с чувством одиночества?

-А кто помог Нюрке?

— Герой серьёзно относится к переживаниям девочки?

Что он делает, чтобы успокоить девочку? Выборочное чтение (Герой очень серьёзно относится к переживаниям девочки, он видит, как ей трудно справиться с неприятностями и делает все, чтобы помочь ей. Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти.)

-Давайте прочитаем, как с этой ситуацией справляются наши герои.(чтение 3 ч по ролям-напоминание о кружке «Наши сказки») —

В жизни важно любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся , придают нам силы.

-А какое удивительное открытие сделала Нюрка? Выборочное чтение.

Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу, она не только открыла замечательный вкус ключевой воды – она знает , как вытащить этот вкус наружу и научить этому других.

-Ребята, как вы думаете, а наши выводы чем являются по отношению к рассказу? ( Тем, чем хотел поделиться с нами автор).

Я думаю, мы выявили то главное, что хотел сказать Юрий Коваль. В литературе это называется основная мысль.

4. Физкультминутка.

В начале нашего разговора о рассказе, мы узнали, как герой умеет наблюдать за природой, ее красотой, да и Нюрка тонко чувствует природу. Мы тоже можем немного понаблюдать за природой за окном нашего класса. Дети встают, смотрят в окно, делятся своими наблюдениями.

5.Поход в Музейный дом. Слайд7

Сейчас нам предстоит работа над 2 пунктом плана. Давайте сходим в «Музейный Дом» и посмотрим картину Василия Поленова «Заросший пруд»

Ученики рассматривают картину.

-Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным? ( Место обитаемое , хотя заброшенное )

— Рассмотри в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается, сидя на скамейке? ( Дама читает книгу, которую держит на коленях)

— Чем привлек художника уголок природы? В чем его особенная красота? Работа в парах Поработайте с соседом, посовещайтесь и дайте ответы на вопросы.

Рассмотри деревья и растения на берегу пруда? Они вам известны?

Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия? Видно ли, вы вода в пруду стоячая? Обнаружил(а) ли вы лодку в камышах? (Тишиной, заброшенностью. Здесь есть что рассмотреть, чем полюбоваться)

— Заметили , что небо облачное? Где обнаружили облака?

Как Василий Поленов создает впечатление тишины? ( Стоячая вода, без морщин, безлюдно, безветренно)

А как — с помощью каких предметов — художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди? ( С помощью контраста: обширный участок земли и крошечная дама. Лодка, ствол дерева, мостики. Когда- то здесь было людно и шумно.)

— Помог ли вам художник Василий Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда? (Здесь тихо , красиво , спокойно, никто не мешает)

-Так в чем же главное переживание картины? ( Отношение художника к тому, что он изображает. Это красивое, уютное место, где можно побыть в одиночестве, поразмышлять, отдохнуть, помечтать)

-А , если человеку грустно, то стоит ли ему смотреть на такую картину или нет?

6.Прослушивание музыкального произведения. Слайд 8

пьеса П.И. Чайковского: «Сладкая грёза» из «Детского альбома» Слушаем музыку.

-Что почувствовали , слушая музыку?

Почему я предложила вам именно эту музыку. ( Она успокаивает ,рождает в душе добрые чувства.)

— Согласитесь вы со мной, что музыка, ее гармония, стройное звучание помогают человеку в трудную минуту.(рисование виденья музыки)

7. Итог урока

В начале урока мы поставили перед собой цель-учиться наблюдать и копить впечатления. Нам это удалось? При помощи чего удалось?

8.Рефлексия Слайд 9(заполняют карточку-отмечают ответы)

В трудную минуту помогают:

Общение с природой

Чтение литературных произведений

Произведения изобразительного искусства

Музыка

Слайд 10

Закончить наш урок я бы хотела словами:

Всматривайтесь в привычное —

И вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое —

И вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое —

И вы увидите сложное.

Всматривайтесь в частицы —

И вы увидите целое.

Всматривайтесь в малое —

И вы увидите великое.

Всматривайтесь, вслушивайтесь,

Вникайте, не проходите мимо!

Дети дарят гостям свои рисунки со словами напутствия.

11.12.2014

«Учимся наблюдать и копим впечатления. Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами». Поход в «Музейный дом». В.Поленов. «Заросший пруд».

Сироткина Ольга Ивановна

учитель начасльных классов

Открытый урок литературного чтения в 3а классе
•сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с об¬щими героями — «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»: дети должны вспомнить и Нюрку (ученицу начальных классов), и героя-рассказчика (молодого писателя);

Оценить




4404

Содержимое разработки

Открытый урок литературного чтения в 3а классе

Тема: «Учимся наблюдать и копим впечатления. Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами». Поход в «Музейный дом». В.Поленов. «Заросший пруд».

Цель:

обозначить два основных направления первой главы:

Человек не может и не должен быть одинок: самые ценные впечатления делаются еще более ценными, если ими можно поделиться;

Надо учиться видеть не только глазами, но и сердцем: трудно увидеть глазами внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания, но искреннее внимание к другому человеку, сопереживание его трудностям – это путь, к тому, чтобы самому быть счастливым человеком и сделать
счастливыми окружающих.

На материале рассказа Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами» и пейзаже В. Поленова «Заросший пруд».

Задачи урока:

провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с об­щими героями — «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»: дети должны вспомнить и Нюрку (ученицу начальных классов), и героя-рассказчика (молодого писателя);

дети должны подтвердить, опираясь на текст, что герой любит природу и умеет получать удовольствие от общения с нею;

еще раз установить связь между рассказом Ю. Коваля и сти­хотворением И. Бунина «Листопад»: постараться, чтобы дети почув­ствовали, насколько быстротечна красота и как важно запечатлеть каждое ее мгновение;

постараться, чтобы дети с помощью учителя поняли, что Нюрка отвечает на все вопросы героя, которые касаются внешней сто­роны ее жизни: она говорит, что пьет воду, что получила двойку, что не хочет идти домой, но она не отвечает на вопросы, касающиеся ка­ких-то ее очень глубоких переживаний, которыми она не готова по­делиться;

отметить, что Нюркино открытие связано с тем, что она тон­ко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу: она не просто открыла замечательный вкус ключевой воды — она зна­ет, как именно вытащить этот вкус наружу, и может научить этому других;

постараться, чтобы дети отметили и подтвердили: геройочень серьезно относится к Нюркиным переживаниям; он видит, как трудно Девочке справиться с обрушившейся на нее неприятностью, и делает все, чтобы помочь ей;

в ходе обсуждения пейзажа В. Поленова отметить, что при­сутствие человека в этом тихом заброшенном месте — это не только присутствие дамы, но и сделанные кем-то мостки, и лодка, которую можно заметить в левой части картины;

• поработать с рамочкой: дети рассмотрят фигурку дамы в лупу, обнаружат, что дама пожилая, что она, видимо читает книгу, которуюдержит на коленях, выделят фрагмент картины и дадут ему название;

отметить, что особенная красота уголка природы, который
изображает Василий Поленов, — в его природном богатстве и уединенности;

помочь школьникам обнаружить, что художник создает впечатление тишины с помощью контраста: обширный уголок природы контрастирует с крошечной дамской фигуркой, которая располагается в уголке, в тени, в покое и задумчивости;

обнаружить, что художник оттеняет впечатление тишины с по­мощью изображения дамской фигурки, лодки, ствола дерева, тех самых мостков, которые напоминают нам о том, что когда-то здесь было людно и шумно;

• вернуть школьников на стр. 44 с тем, чтобы они решили: кто же — Анишит Йокоповна или Михаил Потапович — точнее определил тему последнего занятия клуба, и постараться, чтобы, просмотрев изученные в этой части главы произведения, дети нашли подтверждение и оправдание и той и другой формулировке темы.

Ход урока

Определение темы и цели:

-Сегодня у нас расширенное заседание клуба « Ключ и Заря». Мы будем учиться продолжать наблюдать за тем, что трудно увидеть глазами. Сегодня у нас в гостях члены клуба Костя Погодин и Маша Иванова.

Они нам помогут разобраться в ситуации , которая произошла с одним из героев в произведении Ю. Коваля « Вода с закрытыми глазами». С этим текстом вы познакомились дома. И, думаю, что этот текст не оставил вас равнодушными.

— Какие произведения Ю.Коваля мы уже изучали? Кто такие Нюрка и герой- рассказчик? В каком произведении встречались с этими героями?

-О каком времени года говорится в тексте?

-Какое слово точно созвучно со словом осень?- (Листопад)

-А вот что это за слово листобой?

II. Речевая разминка

Прочитайте в тетради для сам. работ на стр.6-7. Сам чтение 2 мин.

Листобой — это холодный октябрьский ветер.

-Теперь возьмите голубой карандаш и закрасьте те слова и выражения , в которых отражены ночные осенние звуки.

-Кто заметил в тексте литературные приёмы олицетворения и сравнения. Подчеркните их волнистой линией.

2. Работа по теме урока

1) Анализ произведения « Вода с закрытыми глазами» Ю. Коваль

Да, осень грустная печальная пора, но соглашается ли с этим наш герой- рассказчик в произведении « Вода с зарытыми глазами». Я думаю, что гостям нашего клуба не терпится узнать, почему у этого произведения такое странное название. Давайте познакомим их с текстом.

1 часть проиведения читает ученик

-Подтвердите словами из текста, что герой любит природу и умеет получать удовольствие от общения с нею.

-А какое стихотворение вам напомнили эти строки. «Что красота эта не постоянная, надо спешить, т.к. всё хорошее быстро кончается в этом мире»

Чтение стихотворения «Листопад» И. Бунин (читает ученик)

Сейчас на дворе стоит пора поздней осени. Та осенняя красота, которая совсем недавно была перед нами, словно яркая разноцветная птица промелькнула перед глазами. Давайте вспомним эту красоту.

Презентация про осень

2 часть текста

А теперь перенесёмся виртульно на то место, где оказался наш герой.

Сценка. Звуковая картинка. Лесная полянка, звенит ручей, поют птицы. На берегу сидит девочка Нюрка.

Диалог ведут . по стр. учебника с.56-57.

— Что ж вы поняли из этого отрывка?

Отвечает Костя Погодин.

-Я понял, то Нюрка капризная , грубая девчонка. Согласны, ребята. Ведь вот эти строчки подверждают.

«Она даже не взглянула» на меня и не поздоровалась», «Не пойду. Так и умру здесь у ручья», «На твое дело»..

Маша защищает Нюрку.

Я, считаю, Нюрка пытается сама спра­виться со своими неприятностями. Найдите, ребята, строчки, подтверждающие ,что напрямую не выражено в словах — настроение, состояние Нюрки, ее стремление быть вежливой и то, что это не всегда получается, когда тебе очень плохо.

Учащиеся находят в тексте:

она говорит, что пьет воду, она говорит, что получила двойку, говорит, что не хочет идти домой. Она не отвечает лишь на вопросы, касающиеся каких-то ее очень глубоких переживаний, которыми она не готова поделиться.

— Ребята, была ли у вас такая ситуация, что вам было так плохо, что хотелось где-нибудь спрятаться и уединиться в укромном уголке. Несомненно природа выступает здесь лекарем, целителем, но в таких ситуациях нужна человеческая поддержка .

3 часть текста Чтение по ролям.

-О чём идёт речь в третьей части? (речь идет о человеческом участии, которое необходимо каждому человеку в трудную минуту.)

— Серьезно ли герой относится к Нюркиным переживаниям? ( он не бранит, не отшучивается)

— Что он старается доказать Нюрке? (насколько она дорога ему и всемлюдям в деревне)

-Какие строки вызвали у вас даже улыбку?

-Какие волшебные, целебные слова воз­дают ей желание жить и наслаждаться жизнью. («Тебя все любят», — говорит герой девочке. «Ты — хороший человек,» )

4 часть текста

Выборочное чтение

-А какое удивительное открытие сделала Нюрка? Понравилось ли это её собеседнику? ( учащиеся зачитывают строчки из текста)

— Как вы думаете, что лучше помогает в трудную минуту: мир природы, который всегда рядом с нами или человеческое участие, проявление заботы со стороны хорошего человека?

Вывод, что в жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить, и любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся, также придает нам жизненные силы.

-А пили ли вы воду с закрытыми глазами?

Для того, чтобы ответить на вопрос почему текст назван « Вода с закрытыми глазами». Сейчас вы возьмёте воду, закроете глаза и медленно выпьете её.

Учащиеся пьют воду, а в это время звучит музыка Чайковского» Баркоролла»

— Что вы представили? (Ответы детей)

-А я себя представила в тихом -тихом укромном месте и хочу пригласить вас с собой?

IIII Поход в «Музейный дом». Последняя страница учебника

Анализ произведения. Учащиеся рассматривают картину В. Поленова

« Заросший пруд»

Диалог противоречий Кости и Маши

-Костя,я считаю что пейзаж можно назвать безлюдным?

Маша. -А совсем так не думаю. Ребята, а вы?

Работа с инструментами, лупа, рамка

Если дети рассмотрят фигурку дамы в лупу, они обнаружат, что дама пожилая, что она, видимо, читает книгу, которую держит на коленях. Когда дети выделят фрагмент картины и дадут ему название, важно проследить, чтобы в названиях не фигурировало слово «пруд», поскольку пруда во фрагменте не будет видно. Фрагмент может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Названия могут быть разными: «Летний день», «В тени деревьев», «Тихая скамейка» и т.п.

Особенная красота уголка природы, которую изображает Василий Поленов, в его природном богатстве и его уединенности. Разнообразный растительный мир — деревья (серебристые ивы на берегу и пирамидальный серебристый тополь), камыш, цветущие травы, цветущие и отцветшие кувшинки — делает этот уголок природы привлекательным для глаза (здесь есть что рассматривать, есть чем любоваться). С другой стороны, это неяркая, неброская красота, более того, это красота заброшенного места (пруд — со стоячей водой; к берегу прибило ствол дерева, и никто его не убирает; мостками, видимо, давно никто не пользуется, поскольку в стоячем пруду не купаются, и т. д.). И в этой заброшенности есть своя прелесть: человеку, склонному побыть в одиночестве, поразмышлять, помечтать, отдохнуть от общения с другими людьми, должно понравиться это место. Это та естественная заброшенность и тишина, которая успокаивает душу. Облака дети должны обнаружить по их отражениям в воде пруда.

— Как художник создает впечатление тишины? Тихо — это значит безлюдно. Тихо — это еще и безветренно. В первом значении впечатление тишины создается с помощью контраста: обширный уголок природы контрастирует с крошечной фигуркой дамы, которая располагается в уголке, в тени, в позе покоя и задумчивости. Во втором значении этого слова впечатление тишины создается за счет того, что вода изображается гладкой, стоячей, без единой морщинки. Побелевшие от времени мостки, опоры которых по­дгружены в стоячий пруд, также усиливают впечатление тишины и заброшенности этого красивого места. Как художник оттеняет впечатление тишины? С помощью изображения фигурки дамы, изображения лодки, ствола дерева, тех самых мостков, которые напоминают нам о том, что когда-то здесь было людно и шумно.

Также вас может заинтересовать

  • Урок по балладе Симонова «Сын полка»
  • Урок литературного чтения в 4 классе
  • Олимпиада по литературному чтению 4 класс
  • Конспект урока по литературному чтению. К.Д. Бальмонт. Русский язык.
  • Урок литературного чтения Любовь к обыкновенной земле в очерке К. Паустовского Бескорыстие

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!


15

Помогите написать план к рассказу «Юрий Коваль вода с закрытыми глазами»

1 ответ:



0



0

Https://tvoi-otvet.ru/28407397/%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D1%83%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%BC%D0%B8-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B8

Читайте также

«Я все время бегаю и меня все кормят. Это хорошо, но то что за мной гоняется один мальчик — плохо! Он пытается накормить меня с руки, предстовляете? «

<span>Асоль и Грей заслуживают счастье потому что Асоль ждала и искала хорошего и доброго принца на корабле с алыми парусами , а грей искал девушку красивую и добрую которая полюбит его таким какой он есть.и они заслуживают счастье потому что они любят друг друга.</span>

Ответ:

Объяснение:

Олицетворение,эпитеты, метафоры

1. Приезд Николая Ростова домой в Москву в отпуск
2. Граф Ростов устраивает обед в честь Багратиона, до Пьера Безухова доходят сплетни о связи его жены Элен с Долоховым
3. Дуэль Долохова с Безуховым
3. Размышления Пьера Безухова о своей семейной жизни и о жене Элен и отъзд в Петербург
4. В Лысых горах появляется Андрей Болконский, его жена Лиза рожает ребенка и умирает
5. Сближение Ростова и Долохова
6. Первый бал Наташи Ростовой
7. Ростова отказывает Денисову на его предложение
Часть 2
1. По дороге в Петербург Безухов знакомится с массоном и через неделю едет в Киев, чтобы вступить в массонское братство
2. Элен возвращается в Петербург и заводит новой знакомство с Борисом Друбецким
3. Весной 1807 года из Киева в Петербург Безухов объезжает свои имения и заезжает к Болконскому
4. Разговоры за обедом Пьера и Андрея и через 2 дня Пьер уезжает
5. Возвращение Ростова с свой полк, сближение с Денисовым
6. Денисов избивает Телятина, получает легкое ранение, попадает в госпиталь
7. Борис Друбецкой делает карьеру
Часть 3
1. Князь Андрей два года живет безвыездно в деревне
2. В августе 1809 г. князь Андрей приезжает в Петербург
3. Пьер занимается самосовершенствованием
4. Ростовы два года прожили в деревне и переезжают в Петербург
5. Друбецкой все чаще ездил к Ростовым, но после разговора с графиней перестает быватьв их доме.
6. Устраивается бал накануне нового года. Съехалась вся элита. Наташа отправляется на свой первый большой бал. Танцует с Болконским.
7. Ужин у Бергеров
8. Андрей просит разрешения у отца на женитьбу и уезжает в Европу
Часть 4
1. Ростов по-прежнему живет в полку
2. Дела Ростовых идут все хуже и графиня пытается женить выгодно Николая
3. Наташа тоскует без Андрея
Часть 5
1. Пьер начинает опять ездить в клуб, много пить и т. д.
2. Старый князь Болконский вместе с княжной Марьей и внуком также приезжают в Москву
3. Сватовство Друбецкого к Жюли Карагиной
4. Ростов-старший вместе с Наташей идет с визитом к старшему Болконскому.
5. Анатоль Курагин живет в Москве, ни с кем не сближается
6. Наташа Ростова по-прежнему ждет Андрея Болконского
7. Элен приглашает Наташу на маскарад.
Здесь же появляется Анатоль, снова говорит о своей любви, целует Наташу
8. Наташа мучается вопросом, кого она любит: Анатоля или князя Андрея
9. Наташа хочет бежать с Курагиным, но план провалился
10. Анатоль съезжает из Москвы.
11 Попытка самоубийства Наташи
12. Приезд князя Андрея
<span>13. Наташа понимает, что между ней и князем Андреем все кончено</span>

Общественно-политические взгляды Анны Одинцовой

Демократические

  • План к рассказу барсучий нос 3 класс перспектива
  • План к итоговому сочинению по литературе в 11 классе
  • План к акула 3 класс толстой рассказу
  • План итогового сочинения с примерами
  • План итогового сочинения по русскому языку 11 класс пример