Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
Какой план составить к рассказу Носова «Заплатка»?
Николай Носов «Заплатка». Как составить план к рассказу?
Какой составить план к рассказу Носова «Заплатка»?
6 ответов:
7
0
Рассказ Николая Носова «Заплатка» хотя и короткий, но очень интересный и поучительный. В нем повествуется о мальчике Бобке, который умудрился сделать дырку на штанах. А штаны были предметом его гордости, поэтому нужно было что-то предпринимать.
Поскольку мама наотрез отказалась зашивать штаны, то пришлось Бобке заняться рукоделием. Не сразу мальчику удалось наложить заплатку, но старание и трудолюбие привели к тому, что дырка была увенчана заплаткой.
План к рассказу «Заплатка» может быть таким:
- Штаны защитного цвета — предмет гордости Бобки.
- Бобка рвет свои замечательные штаны.
- Мама отказывается ремонтировать штаны.
- Ребята насмехаются над дырявыми штанами.
- Бобка принимается за работу, но заплатка пришита неровно.
- Мальчик переделывает работу.
- Заплатка пришита ровно, ребята хвалят Бобку.
- Бобка мечтает научиться пришивать пуговицы.
5
0
Рассказ Н. Носова «Заплатка» не только юмористический, но и поучительный. Автор показывает, что нельзя надеяться только на помощь мамы, но и самому делать некоторые вещи.
План рассказа может быть таким:
- Бобка гордится своими штанами.
- Мальчик порвал штаны, зацепившись за гвоздь.
- Мама отказывается пришить заплатку.
- Ребята смеются над тем, что Бобка ходит в порванных штанах.
- Бобка пришил заплатку, но ему работа не понравилась.
- Со второй попытки удалось пришить заплатку ровно и гладко.
- Ребята хвалят Бобку.
- Мальчик теперь хочет научиться пришивать пуговицы.
К слову, у меня есть знакомая одноклассница, уже бабушка, так она до сих пор не может аккуратно ни пуговицу, ни вешалку на одежду пришить.
3
0
Из школьно-литературных вопросов составление планов к произведениям — мое любимое занятие. Вот какой план у меня получился к рассказу «Заплатка» одного из моих любимых детских писателей Николая Носова:
1.) Зеленые штаны хвастунишки Бобки.
2.) Порванные заборным гвоздем штаны.
3.) Разговор с мамой, мамин отказ заниматься зашиванием Бобкиных штанов.
4.) Бобку засмеяли ребята.
5.) Попытка пришить заплатку. Противная иголка. Заплатка получилась как сушеный гриб.
6.) Вторая попытка пришить заплатку — гораздо более удачная, Бобка очень старался.
7.) Хорошая крепкая заплатка. Признание ребят. Бобка — молодец!
2
0
В рассказе Н.Носова «Заплатка» главный герой мальчик Бобка очень гордился своими штанами. Они были похожи на солдатские, защитного цвета. Все ребята завидовали ему. Но вот однажды он порвал свои штаны и попросил у мамы зашить их. Мама отказалась и сказала, чтобы он сам это сделал, раз сам их порвал. Тогда Бобка сел, взял иголку и нитку и начал зашивать штаны. Он очень торопился, поэтому заплатка вышла некрасивой. Потом он оторвал ее и пришил заново, более аккуратно и теперь у него все вышло. Тогда Бобка стал гордится своей работой.
<hr />
План рассказа Н.Носова «Заплатка»:
- У мальчика Бобки замечательные штаны;
- Он лезет через забор и штаны рвутся;
- Мама отказывается зашивать штаны;
- Ребята смеются над порванными штанами;
- Бобка плохо пришил заплатку;
- Бобка пришивает заплатку аккуратно;
- Ребята восхищаются умением Бобки;
<hr />
2
0
Удивительный рассказ Носова о воспитании с ранних пор к самостоятельности и аккуратности. Нужно прочесть рассказ и поделить его на части. Таким образом мы сможем составить план. Образец плана рассказа я приведу ниже.
- Бобкины штаны его гордость.
- Мальчик Бобка нечаянно порвал свои штаны гвоздём. (Мальчикам свойственно лазить по заборам).
- Просьба к маме.
- Отказ мамы зашивать.
- Бобка во дворе в рваных штанах, так как решил не зашивать.
- Бобку пристыдили и осмеяли.
- Мальчик сам ставит заплатку на свои штаны, но не старается.
- Плохо пришитая заплатка.
- Перешивает заплатку Бобка вновь.
- Похвала во дворе от ребят за аккуратно пришитую заплатку.
1
0
Итак, попробуем составить план к поучительному рассказу Николая Носова «Заплатка» о мальчике, которого звали Бобка, и его любимых штанах защитного цвета, а также о том как Бобка смог сам пришить заплатку, когда их порвал.
План.
1) Любимые штаны Бобки.
2) Штаны порвались.
3) Просит маму зашить.
4) Мама сказала зашивать самому.
5) Бобка вышел во двор в порванных штанах и его засмеяли.
6) Попробовал пришить заплатку, но не получилось.
7) Переделал все заново. Пришита заплатка хорошо.
Одел штаны и вышел во двор.
9) Бобку похвалили ребята за умение.
10) Бобка решил научиться пришивать пуговицы.
Читайте также
Предлагаю такой вариант:
1 Разговоры гостей местного помещика о превратностях любви.
2 Повествование Алёхина о своей жизни.
а. Необходимость восстановления разоренного семейного состояния.
б. Знакомство с Лугановичем и его молодой женой.
в. Анна Алексеевна и впечатление, которое она производила на тайно влюблённого в неё Алёхина.
г. Долгая и крепкая дружба четы Лугановичей и помещика Алёхина.
3 Мысли Алёхина о том, почему же они с Анной Алексеевной так и не смогли признаться друг другу в своих чувствах.
4 Отъезд Анны Алексеевны и страстное признание в любви двух несчастных людей, которые так долго скрывали свои чувства.
К произведению А.П Чехова сразу будем составлять обычный и цитатный план.
Описание извозчика Ионы.
Описание лошади.
Потапов встречает военного.
Иона пытается поделиться своим горем.
Отношение Потапова к деньгам.
Иона пытается поговорить с «горбачом».
Иона тоскует о сыне.
Попытка пообщаться с людьми.
Разговор с лошадью и душевное облегчение Ионы.
У А.П Чехова много сатирических рассказов, смешных и с иронией, но есть и такие грустные как «Тоска». Действительно большая трагедия когда среди людей чувствуешь себя одиноким и ненужным, а ведь порой просто выслушав можешь человеку сильно помочь в его горе.
План к рассказу Дмитрия Наркисовича Мамина- Сибиряка «Емеля охотник» может быть таким:
- Жизнь старика Емеля и его внука Гришутки на окраине деревни.
- Сирота Гришутка сильно болеет.
- Просьба Гришутки: принести с охоты теленочка.
- Три дня безуспешного поиска.
- На четвертый день Емеля увидел молодую олениху и теленка.
- Олениха отводит Емелю от своего дитя.
- Емеля находит олененка, но выстрелить так и не смог.
- Емеля приносит домой глухаря.
- Гришутка слушает рассказ деда об олененке и ест глухаря.
Если план тургеневского рассказа должен быть составлен в реальном времени, то предполагаю, что это, скорее всего, цитатный вариант, составленный из коротеньких выдержек из оригинального текста, прочитав которые вы понимаете о чем вся история. Предлагаю посмотреть следующий вариант в цитатах указанной в задании истории про воробья, человека и Трезора:
<hr />
Вторым этапом переводим свой цитатный план в реальное время, т.е. меняем глаголы прошедшего времени на настоящее. Теперь план будет выглядеть так:
<hr />
В выполненном домашнем задании по литературе/литератур<wbr />ному чтению, мы получили план, где сохранено повествование, которое идет от автора, а все его участники: сам автор, воробьи (птенец и родитель) и собака Трезор выполняют свои действия в настоящем времени.
Составим план для пересказа рассказа Носова «Леденец»:
- Один дома. Мальчик Миша остается дома один и ему за хорошее поведение обещан леденец
- Красный леденец. Мальчик Миша находит леденец в сахарнице и успокаивает себя тем, что ему все равно этот леденец отдадут.
- Остаток леденца. Миша решает съесть и последний остаток, но сахарница разбивается
- Обман. Миша ставит разбитую сахарницу в буфет
- Я себя хорошо вел. Мама обнаруживает разбитую сахарницу и пропажу леденца, а Миша оправдывает свое поведение.
Опубликовано 3 года назад по предмету
Литература
от Jen08
Пожалуйста,составьте план к рассказу Носова «Заплатка»!
У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
— Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
— Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
— Я больше не буду! Зашей, мама!
— Сам зашей.
— Так я же ведь не умею!
— Сумел порвать, сумей и зашить.
— Ну, я так буду ходить, — проворчал Бобка и пошел во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
— Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
— Я просил маму зашить, а она не хочет.
— Разве солдатам мамы штаны зашивают? — говорят ребята. — Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.
Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
— Чего ты колешься? Ах ты, противная! — говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.
Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.
— Ну, куда же это годится? — ворчал Бобка, разглядывая штаны. — Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.
Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова.
Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.
Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.
— Вот молодец! — говорили они. — А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:
— Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется — обязательно сам пришью.
-
Пожалуйста,составьте план к рассказу Носова «Заплатка»!
У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
— Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
— Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
— Я больше не буду! Зашей, мама!
— Сам зашей.
— Так я же ведь не умею!
— Сумел порвать, сумей и зашить.
— Ну, я так буду ходить, — проворчал Бобка и пошел во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
— Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
— Я просил маму зашить, а она не хочет.
— Разве солдатам мамы штаны зашивают? — говорят ребята. — Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.
Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
— Чего ты колешься? Ах ты, противная! — говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.
Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.
— Ну, куда же это годится? — ворчал Бобка, разглядывая штаны. — Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.
Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова.
Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.
Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.
— Вот молодец! — говорили они. — А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:
— Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется — обязательно сам пришью.-
Предмет:
Литература
-
Автор:
danielamaxwell211
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
Главная
Составить план к рассказу Носова Заплатка
-
- 0
-
?
Амина Бокаушина
Вопрос задан 23 сентября 2019 в
10 — 11 классы,
Литература.
-
Комментариев (0)
Добавить
Отмена
1 Ответ (-а, -ов)
- По голосам
- По дате
-
- 0
-
Вступление
1. У Бобки замечательные штаны
Завязка
2. Бобка порвал штаны
Развитие действия
3. Мама отказалась зашивать штаны
4. Ребята смеются над Бобкой
5. Бобке стало стыдно
6. Бобка решил сам пришить заплатку
7. Работа не удалась
8. Бобка стал переделывать свою работу
Развязка
9. Бобка пришил заплатку
Заключение
10. Бобке понравилось трудиться
как то так
Отмена
Алиса Дравина
Отвечено 23 сентября 2019
-
Комментариев (0)
Добавить
Отмена
Ваш ответ
Краткое описание документа:
Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».
научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.
Николай Николаевич Носов — детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется «Заплатка». С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.
2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.
4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка — в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет — цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш— карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада — чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
2 часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
3 часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
4 часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
5 часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
1) Замечательные штаны.
2) Дырка.
3) Бобке стало стыдно.
4) Нелегкое дело заплатка.
5) Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
1 группа: составьте пиктограммы к плану текста.
2 группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось…
За что бы я себя похвалил…
Полева Эльвира Витальевна, учитель начальных классов |
||
МОУ «Аннинская школа» |
||
Литературное чтение |
||
2 класс |
||
Тема урока: Н. НОСОВ «ЗАПЛАТКА» |
||
Учебник Ефросинина Л.А., Литературное чтение издательство «Вентана-Граф» 2018 год |
||
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий |
||
Цель урока: создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова, познакомить с рассказом «Заплатка»; способствовать развитию смыслового чтения, творческих и коммуникативных способностей, формированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд — лень, зло — добро; содействовать воспитанию чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: объясняют значения пословиц; правильно называют произведение; понимают главную мысль; работают с диалогами |
М е т а п р е д м е т н ы е : познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие |
Л и ч н о с т н ы е : высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргумен- тами и авторитетным мнением |
Технологии: — личностно-ориентированные -информационно-коммуникативные — здоровьесберегающие |
||
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись рассказа Н. Носова «Заплатка», учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг Н. Носова; смайлики |
Организационная структура урока |
|||
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Методические комментарии |
I. Орг. момент (1мин.) |
— Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к работе. (слайд 1) |
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви |
|
II. Мотивация учебной деятельности (1 мин.) |
Одна китайская пословица гласит: «Когда я слышу – я забываю, Когда я вижу – я запоминаю, Когда я делаю – я понимаю». — И так, что мы будем делать сегодня на уроке? Ведь чтение без размышления пустое развлечение. (слайд 2) Начнём работу на уроке с проверки домашнего задания. |
Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать, и читать. |
нацеливание на успешную деятельность |
III. Проверка домашнего задания (8 мин.) |
-Назовите общую тему произведений, которые мы читали. -Какое произведение изучали на прошлом уроке? -Что такое рассказ? -Кто автор этого рассказа? -Какая пословица подходит к этому произведению? (слайд 3) Организует пересказ рассказа Е. Пермяка «Смородинка». — Выполним задания-тесты по прочитанному произведению и посмотрим, насколько вы внимательно относились к тексту. Вариант I 1. Что посадила Таня рядками? а) Листочки; б) черенки; в) ростки. 2.Дополните предложение: «Таня разметила вскопанную землю…»: а) линейкой; б) шнурком и колышками; в) лопатой. В а р и а н т II 1. Где Таня вырастила смородину? а) В школе; б) в палисаднике; в) в огороде. 2.Дополните предложение: «Вскоре из почек ростки…»: а) улыбнулись; б) проклюнулись; в) убежали — Молодцы, мне понравилась ваша работа. Оцените и вы свою работу. Поднимите смайлик с вашим настроением. |
—«О детях и для детей». -Рассказ Е. И. Пермяка «Смородинка». -Рассказ — это произведение, в котором автор правдоподобно рассказывает о каком-либо событии из жизни героя. -Евгений Александрович Пермяк. -Называют пословицу. Пересказывают рассказ: 1-й ряд — 1-я часть. 2-й ряд — 2-я часть. 3-й ряд — 3-я часть. Выполняют задания по вариантам по прочитанному произведению. Осуществляют взаимопроверку, а затем сдают свои работы учителю для контроля Дети поднимают, выбранный смайлик |
Ориентируются в своей системе знаний. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру Учитель с комментированием оценивает пересказы детей Задание на вдумчивое осмысленное чтение |
IV. Актуализация знаний (7 мин.) |
— А сейчас мы послушаем отрывки из других произведений. Я надеюсь, что вы вспомните их автора и название. (слайд 4) 1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. 2.Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь. — Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын! 3. Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга. Из карманов вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты. |
Читают отрывки вслух хорошо читающие дети. |
Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
— Посмотрите на портрет этого замечательного писателя (слайд 5) Все книги Н. Носова рассказывают веселые и забавные истории из жизни детей, без смеха читать их невозможно. Носов писал: «Насколько я себя помню, я всегда был юмористом. По-моему, я так родился, то есть у меня этот дар от природы». — Посмотрите, как много таких интересных рассказов можно прочитать в этих книгах. |
— Николай Николаевич Носов. «Живая шляпа», «Огурцы», «Приключение Незнайки и его друзей» Дети слушают рассказ учителя и рассматривают выставку книг. |
Презентация и рассказ учителя об авторе. |
|
— А сейчас мы с вами попробуем узнать название рассказа, с которым познакомимся на уроке.
«кусок ткани». От этого слова образовались слова платок, платье, заплатка |
Предугадывают название текста. — Заплатка. Высказывают свои предположения |
Дети с интересом разгадывают ребус. |
V. Постановка учебной задачи (1 мин.) |
|
Внимательно слушают, отвечают на вопрос |
Принимают и сохраняют учебную задачу |
VI. Изучение нового мате- риала. (21 мин.) VII. Физкультминутка (1 мин.) VIII. Работа с текстом |
(включаю аудиозапись)
— Давайте послушаем ответы детей каждой группы. — Подтвердите ваше рассуждение словами текста. — Молодцы, вы хорошо справились с самостоятельной работой. Для здоровьесбережения
— Сейчас мы будем работать с текстом и составлять схематический план. (слайд 8)
— Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Зачитайте его. (1-й «кирпичик» к схеме.) 1. Солдатские штаны 2. Бобка и мама 3. Заплатка 4. Молодец — Почему мама не помогла сыну? Найдите ответ в тексте и зачитайте. (2-й «кирпичик» к схеме.) |
Внимательно слушают. Дети отвечают: Бобка, мама, ребята Самый смешной эпизод: как Бобка ругает иголку, сравнение заплатки с сушеным грибом, поведение и поступки мальчика Высказывают предположения. Отвечают на вопросы. Читают рассказ и готовятся ответить на поставленный вопрос.
Дети зачитывают вопрос и отвечают на него.
— «От досады он чуть не заплакал». — Мама рассердилась. — «Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?» |
Дети эмоционально слушали аудиозапись. Отвечали на вопросы активно. Подтверждение своих мыслей отрывком текста, заставляет ребенка вдумчиво читать. Выборочное чтение. |
— Что сделал Бобка? — Найдите и прочитайте, что сказали ребята в ответ. Как поступил мальчик? — Прочитайте, какой заплатка была сначала. (3-й«кирпичик» к схеме.) |
— Он решил ходить в штанах с дыркой. — «Какой же ты солдат, если у тебя штаны с дырой». — Ему стало стыдно. Он пошел домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи и стал зашивать дырку. — «Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче». — Нет. Ему не понравилось. — «Он взял ножик и отпорол заплатку». -«Молодец!». — «Эх, мне бы пуговицы научиться пришивать».
|
||
— Мальчик остался доволен своей работой? -Что же он сделал? -Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе? (4-й «кирпичик» к схеме.) |
|||
— Что ответил Бобка? -Вам понравился мальчик? -Что понравилось в нем? |
|||
—По схематическому плану дома приготовите пересказ рассказа Н. Н. Носова «Заплатка». |
|||
|
IX. Итог урока. Рефлексия (3 мин.) |
— Урок хочется закончить словами пословицы, но она рассыпалась! Соберите ее в парах. — Прочитайте хором. Окончание урока словами писателя: «Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству». (слайд 11) (Сергей Михалков) |
Желающие поднимают руки. Собирают пословицу: «Где труд, там и ра- дость» |
|
X. Домашнее задание (2 мин.) |
Выполнить задания в учебнике (с. 47-51, пересказ по плану с ключевыми словами); тетради (с. 20, задания 2, 3). Творческое задание по выбору:
|
Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы |
Самоанализ урока литературного чтения, проведённого Полевой Э.В., учителем начальных классов.
Урок литературного чтения был проведён во 2 б классе.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока: Н.Н.Носов «Заплатка», раздел «О детях и для детей».
Цель урока:
создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова, познакомить детей с рассказом «Заплатка»;
Задачи:
1. Образовательные:
способствовать развитию смыслового чтения, формированию основ читательских и речевых умений;
2. Развивающие:
• развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;
• учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
• развивать речь учащихся;
3. Воспитательные:
• воспитывать интерес и любовь к чтению книг
• формировать дружеские отношения учащихся в группе;
• умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.
По типу урока — урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска второклассника. Поиск ответа на поставленный вопрос учителя заставлял ученика не только формулировать мысль, но и подтверждать словами авторского текста. В уроке большая роль уделялась выборочному чтению. Это дает ребенку возможность более осмысленно относиться к тексту. Смысловое чтение – это важная задача, которую я решала на уроке.
Структура урока соответствовала требованиям ФГОС.
Планируемые результаты:
предметные: ученик получит возможность более осознанно читать произведения, объяснять значения пословиц; правильно называть произведения; понимать главную мысль;
личностные: ученик получит возможность высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением, проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Универсальные учебные действия:
— регулятивные — ученики принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие
— познавательные — ученики формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему;
— коммуникативные — ученики слушают и понимают речь других
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.
В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, работа учащихся.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно- ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.
На уроке мною использовались следующие средства обучения: презентация, раздаточный материал, выставка книг.
Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени. Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно, с большим интересом. Урок цели достиг.
Домашнее задание имеет оптимальный объем, предоставление права выбора, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.
Данный урок соответствовал теме курсов повышения квалификации, так как все задания были направлены на смысловое чтение детей.
Носов Н., рассказ «Заплатка»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Заплатка» и их характеристика
- Бобка, мальчик старательный и аккуратный, хотя очень торопливый. Старается быть самостоятельным.
- Мама. Ласковая и заботливая, но хочет чтобы сын вырос настоящим мужчиной.
- Ребята. Веселые, беззаботные, насмешливые.
План пересказа рассказа «Заплатка»
- Штаны защитного цвета
- Коварный забор
- Отказ мамы
- Смех ребят во дворе
- Неудача с заплаткой
- Старательный Бобка
- Гордость.
Кратчайшее содержание рассказа «Заплатка» для читательского дневника в 6 предложений
- Мальчик Бобка очень гордился своими штанами защитного цвета.
- Однажды он порвал их, а мама отказалась чинить штаны.
- Бобка вышел с дыркой во двор и его засмеяли ребята.
- Мальчик стал торопливо пришивать заплатку, но пришил ее неровно.
- Он оторвал заплатку и пришил ее аккуратно.
- Бобка гордился результатами своего труда.
Главная мысль рассказа «Заплатка»
Настоящий мужчина должен уметь все делать сам, своими руками.
Чему учит рассказ «Заплатка»
Рассказ учит быть самостоятельными, не надеяться на помощь родителей, а самим добиваться поставленной цели. Учит не спешить, и выполнять работу аккуратно и качественно. Учит ответственности и целеустремленности.
Отзыв на рассказ «Заплатка»
Мне понравился этот рассказ и особенно старательный мальчик Бобка. Он понял, что мама не станет помогать ему и сам решил возникшую проблему. Конечно сперва он спешил и заплатка вышла кривой, но когда он занялся делом аккуратно и неторопливо, все вышло лучшим образом. Бобка — молодец!
Пословицы к рассказу «Заплатка»
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
Сам не научишься — никто не научит.
Поспешишь — людей насмешишь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Если мастер крепко сделал, то и черт не раздерет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Заплатка»
Мальчик Бобка очень гордился своими зелеными штанами, защитного цвета. Ни у кого из ребят таких штанов не было, и все они очень завидовали Бобке.
Однажды Бобка полез через забор, нарвался на гвоздь и порвал свои штаны. Он прибежал к маме и стал просить ее зашить штаны
Но мама рассердилась и сказала, чтобы он сам зашивал свои штаны. Бобка сказал, что не умеет зашивать, но мама посоветовала ему научиться.
Бобка пошел во двор в рваных штанах, и ребята стали над ним смеяться. Бобка оправдывался, что мама не стала ему зашивать штаны, но ребята сказали, что солдатам мамы штаны не зашивают.
Бобке стало стыдно, он вернулся домой и попросил у мамы иголку и кусок зеленой материи.
Мальчик стал пришивать заплатку на штаны, но торопился и колол себе пальцы. А когда закончил, оказалось, что заплатка пришита криво и одна штанина стала короче другой.
Бобка понял, что так еще хуже чем было и оторвал заплатку.
Он положил заплатку на штаны, обвел вокруг нее черным карандашом и стал пришивать снова. Он следил, чтобы заплатка не вылазила за проведенную черту и шил очень аккуратно.
Бобка возился со штанами долго, но заплатка получилась на славу — ровная и крепкая, ее нельзя было оторвать даже зубами.
Мальчик надел штаны и вышел во двор. Его окружили ребята. Они хвалили Бобку и говорили, что сразу видно, что он пришивал заплатку сам, ведь она обведена карандашом.
А радостный Бобка мечтал научиться пришивать пуговицы и говорил, что как только какая-нибудь пуговица оторвется, он обязательно пришьет ее сам.