Литературное чтение. 2 класс.
Тема: Идейно-художественный анализ сказки «Айога» (Нанайская сказка).
Учитель: Шарапова Евгения Геннадьевна
КГУ «Средняя школа № 43 имени Габита Мусрепова»
Город Петропавловск
Цели урока:
1)
Развивающая:
·
развивать
умение понимать тему произведения и раскрывать основную идею текста;
·
развивать
коммуникативные элементы деятельности на уроках чтения;
·
способствовать
формированию первичных исследовательских навыков.
2) Образовательная:
·
совершенствовать навыки работы с текстом.
3) Воспитательная:
·
способствовать воспитанию
нравственных качеств личности.
·
1).
Организационный момент.
Объяснение смысла
выражения: «Книгу читаешь, как на крыльях летаешь».
2).Проверка домашнего
задания.
Учащиеся
работают в группах.
(выбирают таблички
– учитель или ученик, в каждой группе 1 ученик, 3 учителя, ученик читает и
пересказывает текст из Книги для чтения с. 24 – 25 «Сапожник и хан» (казахская
народная сказка), учителя оценивают его ответ по выдвинутым критериям)
Критерии:
1.выразительное чтение
2.последовательность передачи событий текста
3.громкость
4.правильное произношение слов
3). Тема урока.
а)
Вводно-мотивационный компонент.
Вопросы:
1).Кто автор
сказки «Айога»?
2).Что это за
народ и где он живёт?
Учитель:
***
Там, где плещет Амур, сверкая
На берегах сибирских вод,
В краю, занесённом снегами,
Нанайский народ живет.
Индивидуальное
домашнее задание для группы № 6 (подготовить информацию о нанайском народе,
сопровождая её слайдами: 4 учащихся рассказывают, а мама одного из них
показывает слайды)
Рассказ
о нанайском народе с показом слайдов.
— Нанайцы – (нанай,
«здешний человек», устаревшее название – гольды)
один из малочисленных народов Дальнего Востока (слайд 1), живший в 17
веке по реке Уссури, а также вокруг озера Ханка. (слайды 2, 3)
(Слайд 4) Занимались
они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали
летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Гольды – отличные
охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и их меха
зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, виноград, из
которого варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму.
(Слайды 5, 6)
Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные.
(Слайд 7)
Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками.
(Слайд
Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с
приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего с
косым разрезом; волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины
заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две.
Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом
служила берестяная коническая шляпа.
(Слайд 9)
В настоящее время более трети всех нанайцев живёт в городах.
б)
Постановка проблемы урока.
Индивидуальное
задание для учащихся группы № 5 (подобрать пословицы, стихотворения,
высказывания, которые, по их мнению, подходят к содержанию сказки)
1
ученик:
Кто свою мать
почитает, тот и чужую не обидит.
2
ученик:
В жизни по-разному
можно жить.
В горе можно. И в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.
3
ученик:
Что с человеком
сделать гордость может?
Возможно, кто-то
скажет: «Пустяки! –
Ну, помощь он
кому-то не предложит.
Ну, не протянет
бедному руки.
4 ученик:
Доброта
нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Вопрос:
Как данное высказывание связано с содержанием сказки?
Учитель:
— Каждый
из вас пытался связать своё высказывание с содержанием сказки. Я предлагаю вам
ответить на вопрос:
Проблемный
вопрос: Можно ли гордиться своей красотой?
— В течение урока,
работая над сказкой, мы должны будем обобщить и сделать вывод по этому вопросу.
в)
Беседа по содержанию.
Вопросы:
1).Кто главный
герой сказки?
2).Что вы можете
сказать об этой девочке?
Индивидуальное
задание для учащихся группы № 4 (составить портретную характеристику Айоге,
передать образ девочки в рисунке)
Учащиеся
вывешивают свои рисунки и дают портретную характеристику.
г)
Словарная работа.
Учитель:
— Прежде чем
начать работать с текстом, необходимо выяснить значение непонятных слов,
которые встречаются в тексте. Это задание выполняли ребята группы № 1.
Индивидуальное
задание для учащихся группы № 1 (используя толковый словарь Ожегова, найти
лексические значения данных слов)
*Очаг
– устройство для разведения и поддержания огня
*Покоробятся –
искривятся, станут неровными
*Стойбище
– место стоянки людей, которые ведут кочевой образ жизни
*Мялка
– приспособление, чтобы мять кожу
*Гордыня –
это самовлюблённость и эгоизм
*Эгоизм –
это пренебрежение интересами других людей, забота лишь о собственных интересах
*Гордость –
это чувство собственного достоинства и самоуважения
(С
каждым словом составляем предложения)
д)
Инсценирование.
Учитель:
— Учитывая все
выполненные предыдущие задания ребята группы № 2 приглашают вас на спектакль.
Индивидуальное
задание для учащихся группы № 2 (инсценирование фрагмента)
Действующие
лица: Айога, мать, отец, соседская девочка.
1 диалог:
когда мать и отец просят Айогу сходить за водой.
2 диалог:
когда Айога просит лепёшку.
Вопрос:
Какие качества характера Айоги здесь проявились? (лень, ум, находчивость,
хитрость)
е)
Работа по вопросам.
Вопросы:
1).Понравилась ли
вам эта Айога, ведь она очень красивая?
2).Почему же она
вам не понравилась? (она загордилась и понравилась сама себе, стала ленивая и
всё время любовалась собой)
3).Как вы думаете,
мать любила свою дочь?
4).Почему мать не
отдала ей лепёшку? (Значит матери было не безразлично, какая у неё растёт дочь,
её огорчало поведение дочери. Мать любила Айогу и хотела обратить внимание
девочки на её неправильное поведение)
5).Поняла ли Айога
поступок матери?
Выборочное чтение:
6). Прочитайте, как
была наказана Айога?
7).Жалел ли
кто-нибудь Айгу в конце сказки?
8).Послужило ли
наказание для Айоги уроком? (Нет. Она по –прежнему гордилась своей красотой)
4). Итог урока.
Раскрытие
основной идеи текста.
Вопросы:
1).Почему же с
этой девочкой случилось такое несчастье? (она загордилась)
Учитель:
— Вернёмся к двум
понятиям: гордыня и гордость.
(Гордость — это
хорошее качество; гордость – это чувство собственного достоинства и
самоуважения)
2).С чего началось
превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку? (Её все хвалили.)
3).Кто же виноват
в том, что Айога так изменилась?
(В первую очередь
она сама виновата, но и окружающие помогли ей в этом)
4).Вернёмся к
вопросу, который поставили в начале урока: Можно ли гордиться своей
красотой?
Вывод:
Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как
радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром.
Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. Потому что самовлюблённые люди
обрекают себя на одиночество и страдания.
Вопросы:
1). О чём
заставляет задуматься эта сказка?
2)Хотелось ли вам,
чтобы эта сказка закончилась по-другому?
Учитель:
— Это задание было
дано ребятам группы № 3. Давайте дадим им слово.
Индивидуальное
задание для учащихся группы № 3 (придумать продолжение сказки)
4). Рефлексия.
Учитель:
— Подведём итоги работы на уроке. Продолжите
фразу: «Я похвалю своего одноклассника за то, что…»
5). Домашнее
задание.
1 уровень.
с. 37 – 39
выразительное чтение сказки, составить синквейн на тему: Гордыня.
2 уровень.
с. 37 – 39 чтение
сказки, разбить на части и составить план, подготовить пересказ по
составленному плану
3 уровень.
Подготовить выразительное чтение понравившегося
эпизода сказки и нарисовать к нему рисунок
— (Слайды (Слайд 7) Для |
(Слайд 4) |
||||
(Слайд Нанайцы (Слайд *Очаг – *Покоробятся *Стойбище – место *Мялка – *Гордыня *Эгоизм *Гордость |
1 ученик: Кто свою 2 ученик: В жизни 3 ученик: Что с человеком Возможно, кто-то Ну, помощь он Ну, не протянет 4 ученик: |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Читательский дневник по нанайской народной сказке «Айога»
Автор: народ
Название произведения: «Айога»
Число страниц: 3
Жанр: сказка
Главные герои: Айога, мама, папа, соседская девочка.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Айога — ленивая девочка.
Не могла собой налюбоваться и считала, что любое действие испортить её красоту.
Завистливая и гордая.
Так ничему и не научилась.
Соседка — девочка, хозяйственная и добрая.
Помогла матери и была награждена.
Не жадная.
Родители — трудолюбивые, справедливые.
Краткое содержание сказки «Айога»
Айога любовалась собой.
Она придумывала различные предлоги, чтоб не помогать маме.
Другая девочка помогла маме Айоги, за что получила лепёшки.
Айога рассердилась и вскоре превратилась в гусыню.
План сказки:
- Айога любуется собой.
- Отказы маме.
- Предложение соседки.
- Угощение для девочки.
- Сердитая Айога.
- Гусыня.
- Забытый язык.
Основная мысль сказки «Айога»
Главная мысль произведения в том, что каждый получает по заслугам.
Основная идея сказки в том, что внутренняя красота важнее внешней.
Чему учит сказка
Эта сказка учит не быть самовлюблёнными, гордыми и эгоистичными, помогать родным и развивать внутреннюю красоту.
Краткий отзыв по сказке «Айога» для читательского дневника:
Прочитав эту историю, я подумала о том, что каждый человек должен заниматься каким-либо трудом.
Нельзя любоваться и гордиться самим собой.
Нужно заслужить уважение других людей.
Это интересная и поучительная история.
В неё говорится о девочке, которая считала себя красавицей.
И превратилась в гусыню.
Мне понравилась девочка, которая помогала матери Айоги.
Она не боялась испачкаться или уколоть руки.
И получила заслуженную награду.
Я всем советую прочитать эту книжку и подумать о том, что человека судят не по внешности, а по поступкам.
А значит нужно стараться совершать больше добрых дел.
Пословицы к сказке
- Не по виду суди, а по делам гляди.
- Вид хорош, да по виду не судят.
- Сверху мило, а внутри гнило.
- По заслугам и почёт.
- Труд кормит, а лень портит.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить?
Лучше я лепёшку той девочке дам, которая рук не жалеет.
Взяла мать лепёшку и отдала девочке.
Словарь неизвестных слов:
Стойбище — стоянка кочевников.
Мялка — то, чем мнут кожу.
3
План пересказа сказки «Айога». Кто главные герои сказки «Айога»?
Как написать план пересказа сказа «Айога» для читательского дневника?
Кто главные герои сказки «Айога»?
10 ответов:
11
0
«Айога» — народная сказка жителей Крайнего Севера. В ней осуждаются пороки, с которыми в суровом краю не выжить, а так же дается объяснение явлениям дикой природы.
Главные герои сказки: ленивая и жестокая красавица Айога, ее несчастная трудолюбивая Мать, соседская Девочка — труженица и альтруистка.
План-пересказ может быть таким:
- Тяготы труженицы матери ленивой Айоги;
- Времяпрепровождение Айоги, ее любимые занятия;
- Приготовление обеда старушкой матерью;
- Равнодушие Айоги к страданиям несчастной и отзывчивость соседки;
- Мать Айоги вознаграждает милосердие;
- Зависть Айоги и ее метаморфоза;
- Природа поведения дикого гуся.
6
0
Главными героями сказки «Айога» являются:
Айога, девушка, которая очень нравилась сама себе
Мать айоги, нанайка
Соседская девочка, которая сходила за водой.
План пересказа сказки «Айога»:
- Айога — красивая девочка.
- Мать просит Айогу принести воды
- Аогйа отказывается. потому что боится испортить красоту
- Соседская девочка идет за водой
- Мать Айоги приготовила лепешки и дала одну соседской девочке, а Айоге не дала.
- Айога пошла на реку и оглядывается на соседскую девочку
- Стала у нее шея длинная
- Превратилась Айога в гуся и забыла нанйскую речь
4
0
Т.к. данную сказку изучают во втором классе, то и план для ее пересказа будет простой, например, он может выглядеть так:
- красота Айоги;
- девочка любуются своим отражением;
- лень нападает на Айогу;
- просьба матери — принести воды;
- отговорки Айоги;
- помощь от соседской девочки;
- вкусная лепешка;
- доброта соседки;
- Айога отказывается от угощения;
- злость превращает Айогу в гусыню;
- Айога напоминает о себе людям только гусиным криком.
<hr />
Из вышеизложенного, можно сделать вывод, что главными персонажами этой нанайской сказки являются:
- ленивая, влюбленная в себя, Айога;
- скромная, работящая соседская девочка;
- умная, терпеливая, справедливая мама.
Из второстепенных персонажей перед нами возникает еще образ отца Айоги — Ла, характер которого в сюжете не раскрывается (справочно).
3
0
Интересная, а главное поучительная сказка «Айога».
И очень радостно, что эта нанайская сказка включена в обязательную школьную программу. По крайней мере, по программе «Перспектива» школьники изучают это произведение во втором классе.
Итак, из главных героев можно выделить прежде всего девочку, именем которой и названа сказка — Айога.
Также: мама девочки, папа и соседская покладистая добрая девочка.
План пересказа может быть примерно такой:
- Самолюбование Айоги.
- Айога под разными предлогами отказывается помогать маме по хозяйству.
- Соседская девочка предлагает свою помощь.
- Мать Айоги угощает помощницу (соседс. дев — ку) лепёшками.
- Айога сердится на мать за то, что она не даёт лепёшки ей.
- На берегу реки соседск. дев — ка делится лепёшками с Айогой.
- Красавица отказывается и превращается в гусыню.
- Со временем забывает человеческий язык.
Безусловно сказка учит не гордиться собственной внешностью, ведь намного важнее красота внутренняя.
Пословица, подходящая к сказке:
- Не по виду суди, а по делам гляди.
Если нажмёте здесь главная мысль.
SNEGINKA для Большого вопроса.ru
3
0
Главные герои сказки «Айога»:
- девочка Айога, которая была очень красивая, очень себе нравилась и очень себя любила.
- мама девочки Айоги;
- соседская девочка, добрая и покладистая.
План для пересказа сказки «Айога».
1). Очень красивая девочка Айога.
2). Мама просит принести дочь воды.
3). Айога отказывает матери, потому что это повредит красоте ее рук.
4). Соседская девочка приносит воду.
5). Мама печет лепешки и угощает соседскую девочку.
6). Айоге тоже хочется съесть лепешку.
7). Мама отказывает Айоге, ведь горячие лепешки повредят кожу ее рук.
8). Айога пошла к реке.
9). У Айоги растет шея.
10). Соседская девочка делится лепешкой с Айогой, но она отказывается.
11). Айога превращается в гусыню.
2
0
Главные герои сказки — это девочка, которая зазналась из-за своей красоты, по имени Айога, её мама, которая просила о помощи дочь, но та настолько себя любила, что отказалась ей помогать. Соседская девочка, которая за свою доброту и помощь получила награду.
Мой план к данному произведению таков:
- жила-была девочка, которой все восхищались по имени Айога,
- Айога возгордилась,
- Мать просит о помощи,
- девочка и её лень,
- соседская девочка — помощница,
- мама печёт вкусные лепёшки,
- Айога просит у мамы лепёшку, но не получает,
- Соседская девочка кушает вкусную лепёшку, за оказание помощи,
- Айога злиться,
- Превращение злой и ленивой девочки в гусыню.
2
0
Напишем небольшой план, который поможет нам пересказать нанайскую народную сказку «Айога»:
- Айога любуется своей красотой.
- Мама просит Айогу помочь ей — принести воды
- Айога отговаривается тем, что это повредит красоте ее рук.
- Девочка-соседка приносит воду
- Мама печет лепешки и угощает соседку
- Айога тоже просит лепешку.
- Мама говорит, что горячие лепешки повредят кожу ее рук.
- Айога идет к реке и постоянно оборачивается
- Ее шея растет.
- Айога отказывается от надкусанной лепешки и машет руками
- Она превращается в гусыню.
<hr />
Как видно из этого плана, главных героев в сказке трое. Это сама Айога — девочка-гусыня, это ее мама, и это соседская девочка.
2
0
Нанайская сказка повествует о девочке по имени Айога.
План сказки:
- Все восхищались этой красивой девочкой, и она зазналась.
- Принести воды попросила девочку мама, но гордая Айога отказалась, не хотела повредить свои руки.
- Воду принесла трудолюбивая соседская девочка.
- Мама угощает скромную девочку-соседку вкусными лепешками.
- Айога не получила лепешек, потому что мама ей не дала.
- Злость Айогу превратила в некрасивую гусыню.
2
0
Сказка «Айога» относится к нанайским и достаточно интересная и с хорошим смыслом. Она небольшая и по ней можно сделать нижеследующий план пересказ.
- Девочка Айога любуется собой
- Мать просит помощи, но Айога отказывает ей
- Помощь девочки соседки (ответ для бв)
- В благодарность мама Айоги дарит помощнице лепешки
- Айога сердится, что лепешки ни ей достались, а соседке
- Соседка делится с Айогой, но та отказывается
- Превращение Айоги в гусыню (для БВ)
Смысл в том, что нельзя быть по жизни нарциссом и любить только себя, а еще надо маму слушать и помогать ей. Многие современные дети к сожалению растут как Айога.
<hr />
1
0
Главная героиня сказки носит имя Айога. Помимо не присутствуют такие персонажи: ее мать и соседка.
план сказки:
- Красивая Айога любуется собой;
- Мать просит Айогу о помощи;
- Айога отказывает матери;
- Сорседка помогает матери Айоги готовить;
- Мать угощает соседку прежде, чем дочь;
- Айога от зависти злится и выбивает кусок хлеба из рук соседки;
- Айога превращается в гусыню.
Читайте также
В русской народной сказке «Лиса со скалочкой» по настоящему главная героиня только одна — это сама Лиса, которая нашла скалочку и пошла с ней по дороге.
При этом лиса как водится хитрила и просилась ночевать к мужикам, а потом обманывала их. Сперва она получила за скалочку курочку, потом съела курочку и получила за это гусочку. Гусочку лиса тоже съела, но вот выпросить девочку ей не удалось.
Третий мужик оказался хитрее двух первых и вместо девочки сунул в мешок собаку.
Вот наверное собаку и следует считать вторым главным героем сказки. Ведь она не только загнала лису в нору, но потом еще и вытащила лису за хвост.
В этой сказке, кроме самого ослика и его постоянного круга друзей, главным персонажем становится птица киви по имени Кирри, которая приехала из далекой Новой Зеландии. А как это произошло, читаем далее в кратком пересказе.
- Дело происходило в прошлом году — осенью. В домике ослика идет активная уборка, все обитатели заинтересованы в том, чтобы жилище блестело, словно стеклышко. Зачем? Ослик, вернувшийся из Австралии, привез огромный ящик, в котором спал его новый друг. гость так умаялся в дороге, что дрых без «задних лап», однако, Мафин предположил, что именно сегодня приятель проснется.
- Когда уборка была завершена, ослик позвал друзей к ящику, и они узнали, что внутри находится птица без крыльев, с сильными ногами и любящая червячков.
- О ужас! Что же делать их бедному Вилли? Решение нашел мудрый Перигрин. Он велел Питеру накопать ямок в клумбе, а Кэтти отправили в лавку за пачкой макарон. Затем пингвин отварил макароны в кастрюльке, их охладили, и щенок закопал сваренные трубочки в ямках, которые он подготовил на клумбе.
- Вскоре их новый приятель проснулся, а поприветствовав хозяев, сознался, что хочет есть.
- Его весело проводили к клумбе, и киви с удовольствием накинулся на «земляные» макароны. К счастью друзей, угощение понравилось Кирри, после чего уже безбоязненно был представлен для знакомства птице маленький червячок Вилли, все это время сидевший за диваном.
<h2>Какой написать план?</h2>
Образец ниже:
- уборка домика;
- долгий путь ящика;
- кто сидит внутри?
- что делать с Вилли?
- решение, найденное в книгах;
- щенок копает ямки;
- кенгуру мчится в лавку;
- Перигрин варит макароны;
- Питер закапывает макароны в клумбу;
- пробуждение киви;
- знакомство;
- голодный Кирри;
- макароны — лучшая еда;
- Вилли нечего опасаться.
П.С. Далее смотрим краткое содержание истории про Мафина с огородным пугалом, и составляем план сказки.
Кто бы мог подумать, что в этой сказке ослик, слушавший дрозда, сам решится стать стать певцом… Если кратко, то содержание такое:
- Мафин утром слышит пение птички и решает, что он тоже сможет так красиво петь. Для этого ослик сначала сочиняет себе песенку, а потом начинает ее исполнять. Однако друзья Мафина в ужасе от того ора, который они слышат. Им даже не приходит на ум, что это ослик издает жуткие вопли, полагая, что кто-то чужой трубит на всю округу. Сам Мафин считает, что ему наверное следует влезть на дерево, подобно дрозду, чтобы пению получилось красивым. Но это не добавляет стройности его звукам, а, наоборот, делает их похожими на мычанье и хрюканье, т.е. еще более устрашающими. Сам же ослик застревает в ветвях, и его спасают друзья. Впрочем Мафин не сознается в истинных причинах, которые заставили его залезть на дерево. Он «сваливает» все на дрозда…
- Главные герои истории: Мафин, жирафа Грейс, Луиза, щенок Питер, гиппопотам Губерт, Сэлли и Перигрин.
Образец плана сказки, где «Мафин поет песенку»
———————<wbr />———————<wbr />——
- Чудесное утреннее пение дрозда;
- мечта и план Мафина;
- начало исполнения песни;
- испуг Грейс и Луизы;
- предположение Питера;
- сон Губерта;
- тюлениха задает вопрос Мафину;
- в чем моя ошибка?
- выход — залезть на дерево;
- крик о помощи;
- вопрос пингвина: «ты зачем туда забрался?»
П.С. Далее смотрим примерный план следующей истории про Мафина и гребешок.
Да никак не описаны, известно только что старик 33 года рыбу ловил, а старуха пряла пряжу!
Это уж потом старуха «взбесилась» и начала выряжаться в дворянок да цариц…
Старик в сказке показан добрым, а старуха сварливой, жадной и завистливой!
P.S.: Строки у меня не получается цитировать, мне потом модеры пишут что мол ваш ответ не уникален…
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», план сказки:
- Алиса следует за Кроликом и попадает в сказочную страну.
- Алиса становится маленькой, выпив из волшебной бутылочки.
- Встреча с Гусеницей и Шляпником.
- Знакомство с червонными Королем и Королевой, выступление в качестве свидетельницы.
- Выступление в зале суда.
- Алиса снова в настоящем мире.
Новичкова Анна Андреевна ГБОУ СОШ №1065 |
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2 «В»
Тема урока: Нанайской народная сказка «Айога».
Цельурока:
выявить идею нанайской сказки «Айога»
развивать коммуникативные элементы деятельности на уроках чтения;
способствовать формированию первичных исследовательских навыков;
совершенствовать навыки работы с текстом;
способствовать воспитанию нравственных качеств личности;
http://diafilmy.su/1372-chelovek-so-shramom.html
Задачи:
обсудить смысл сказки, исследовать, почему героиня стала такой(«Красивая девочка. Все её очень любили…Айога загордилась»)
развивать умение самостоятельно работать с текстом, читательское умение предопределять содержание
воспитание нравственных качеств личности ребенка
создание творческой атмосферы сотрудничества в классе
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, рабочие странички.
Организационный момент.2. Активизация знаний. Сейчас нам предстоит вспомнить сказки, которые мы изучали. Чему они нас учат? Белорусская сказка «Пых», русская народная «У страха глаза велики», русская народная «Зимовье», корякская сказка «Хитрая лиса», русская сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
Постановка цели урока. В каждом живом существе: в тебе, во мне – живёт много персонажей, и далеко не все из них симпатичные…
— Как вы понимаете смысл этих слов Шерлока Хомса?
Сообщение темы урока:
Прочитайте вопрос. Выскажите своё мнение. Можно гордиться красотой?
— Мы вернёмся к этому вопросу позже.
— Используя знаки под буквами, расшифруйте слово. (Айога)
— Литературное произведение, с которым мы сегодня будем работать называется Айога.
— К какому жанру относится это произведение? (сказка)
— Верно, это нанайская народная сказка.
— Знаете ли вы что-нибудь о нанайском народе? (нет). Тогда я вам расскажу.
4. Подготовка к восприятию. Рассказ учителя о нанайском народе с показом слайдов. Дети слушают и рассматривают иллюстрации.
— Нанайцы – (нанай, «здешний человек», устаревшее название – гольды) один из малочисленных народов Дальнего Востока, живший в 17 веке по реке Уссури,а также вокруг озера Ханка.
Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Гольды – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и их меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, виноград. Зимой они ездили на собачьих упряжках.
— Что вы узнали о нанайском народе?
— Посмотрите на картинку. Попробуйте описать эту девочку, определить черты ее характера.
5. Подготовка к восприятию текста. Снятие лингвистических трудностей.
В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов?
Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.
Покоробятся – искривятся, станут неровными.
Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.
6. Первичное слушание текста сказки. Чтение диктора, дети следят.
7. Первичное восприятие сказки. Что же обозначает слово Айога?
— Что вам понравилось в сказке? Что удивило? Чем вы огорчились?
8. Физ.мин.
9. Чтение сказки учениками по частям.
1 часть: (до слов …всё любуется собой)
— Кому из вас хотелось бы прочитать эту сказку и подробнее о ней поговорить?
— Что вы можете сказать об этой девочке? (она была красивая)
2 часть: (до слов … и принесла воды, сколько надо)
— Что вы ещё узнали об этой девочке? (отказалась помочь матери, придумывала отговорки)
— Какие качества характера Айоги здесь проявились? (Лень, ум, находчивость, хитрость)
— Очень красивая девочка! Такая не может не понравиться, не так ли?
— Почему же она вам не понравилась? (Стала ленивая и всё время любовалась собой.)
3 часть: (до слов …и отдала соседской девочке)
— Что ещё заметили в этом диалоге? (они как будто поменялись ролями.)
— Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, возвращаются к ней.
— Любила ли мать свою дочь? Давайте разберёмся. Мать не отдала ей лепёшку. Почему? (матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь. Её огорчало поведение дочери.)
— А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать? (нет, она бы изменила свое поведение, извинилась)
4 часть:
— Как была наказана Айога? (превратилась в гуся)
— Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? (нет)
— Послужило ли Айоге это уроком? (нет, она продолжала гордиться своей красотой)
— А на самом деле какой она стала? (некрасивой, неуклюжей)
Раскрытие основной идеи текста.
— Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье? (она очень гордилась своей красотой)
— С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку? (её все хвалили)
— Кто же виноват в том, что Айога так изменилась? (в первую очередь – она сама, и окружающие)
— Какого же испытания не выдержала Айога? (красотой)
— Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.
— На что обрекают себя самовлюблённые люди?(они остаются одни)
— Попробуйте открыть тайну названия сказки.
— Конечно, у каждого из вас сформировался свой образ Айоги, а художник изобразил её так. Какая главная героиня?
10. Рефлексия.
— Какими качествами должен обладать современный человек, что бы его можно было назвать красивым? Впиши эти качества в портрет.
— О чём же вы задумались, прочитав эту сказку? (Нужно быть добрыми, не зазнаваться)
— А что ценят в людях разные народы? (доброту и трудолюбие)
— А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?
— Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим? (должна понять, что поступала плохо и тогда она опять сможет превратиться в девочку.)
Дома прочитайте эту сказку вместе с родителями, придумайте своё продолжение сказки и сделайте иллюстрацию к сказке.
Изменилось ли ваше первоначальное мнение?
В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?
Домашнее задание:
. Читатель – исследователь!
Если тебя заинтересовала тема нашего разговора, дома выполни любое задание на выбор:
1. Познакомь своих домашних с этой сказкой и узнай их мнение о поступках героев.
2. Придумай своё продолжение сказки.
М О Ж Н О Г О Р Д И Т Ь С Я К Р А С О Т О Й ?
Технологическая карта урока
Предмет, класс |
Литературное чтение, 2 класс |
Учитель |
Учитель начальных классов Дехканова Василя Шарифулловна |
Тема урока |
Нанайская сказка «Айога» |
Тип урока |
Открытия нового знания |
Цели урока |
— проанализировать текст сказки; формировать навык осознанного чтения; умение определять главную мысль сказки; — развивать умение осмысливать поступки персонажей, давать им оценку; развивать умение находить в сказке отражение быта и традиций народа; — воспитывать чувство сопереживания. |
Планируемые результаты обучения |
Предметные: научаться определять конкретный смысл понятий. читать выразительно, осознанно, без ошибок; описывать героев, их действия, поступки; Личностные: проявлять — интерес к народной сказке и её героям; позитивное отношение к чтению; Метапредметные: Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цели урока с помощью учителя , планировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленными целями; Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое доказательное высказывание; Познавательные УУД: уметь извлекать информацию из текста, анализировать, синтезировать; оценивать прочитанное произведение с целью подготовки пересказа; делать выводы. |
Ресурсы |
Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова и др. 2 класс; ИКТ; дополнительный материал. |
Формы работы обучающихся |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационное начало урока |
Регулятивные: формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении целей. |
— Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, потому что мы отправляемся в путешествие в мир сказок. А что мы возьмем с собой в помощники? |
Слушают, настраиваются на работу. Отвечают на вопросы учителя(внимание, находчивость, смекалка. ) |
2Речевая разминка |
Познавательные УУД Умение структурировать знания. Коммуникативные УУД Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества. |
Ребята, прочитайте (медленно, с раздражением, с радостной интонацией, с ускорением, — с замедлением, скороговоркой.) Ехала деревня |
Читают, меняя темп чтения. |
3. Актуализация знаний |
Личностные: Морально-этическая ориентация; формирование нравственной позиции. Коммуникативные: Включаются в диалог со сверстниками. Познавательные: Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы. |
— Ребята, давайте повторим, сказки каких народов вы читали? — Чему учат нас эти сказки? — Верно. Чтобы узнать куда мы сегодня отправляемся я предлагаю вам решить кроссворд. И вы узнаете к кому мы идем в гости..Разгадали? Молодцы. Сегодня мы идем в гости к нанайцам, познакомимся с одной из нанайских сказок.. — Что вы знаете о нанайцах? Нанайцы или Гольды – это название народности происходит от самоназвания – «нанай» — это можно перевести, как местный, здешний человек, или просто люди земли. Нанайцы населяют среднюю часть Нижнего Амура, долины рек Уссури, Сунгари, Тунгуска, Кур, Урми. Нанайцы, современных Нанайского и Хабаровского районов, употребляют второе самоназвание ХЭДЕН – не придавая ему никакого значения. Язык нанайцев относится к тунгуской ветви – тунгусо-манчжурской семьи языков. Об этом нам напоминают легенды, раскопки, записи Григория Ходжера (нанайского писателя). Что в 17 – 18 веках было могущественное племя Мохе, государство Бохай и Джурчжений. Они занимали обширную территорию на Среднем и Нижнем Амуре, начиная с реки Шилки вплоть до озера Ханка в Приморье. Это государство имело своё ремесло, культуру, традиции, было очень сильным. Но, несмотря на это всё — таки пострадало от нашествия чужеземцев. В 13 веке оно было разгромлено Чингисханом. Эту территорию сейчас занимают эвенки, нанайцы, ульчи, негидальцы, орочи Прочитайте название сказки, с которой мы сегодня познакомимся.(Учебник: стр. 79) — Вас удивило название сказки? Мы уже прочитали сказку про мальчика Идэ.Как вы думаете о чём или о ком эта сказка?- Кто автор сказки? Попробуйте определить цели нашего урока. |
«Отвечают на вопросы. Определяют тему и цели урока: познакомиться со сказкой «Идэ». Цели: узнать об одном северном народе, проанализировать сказку, определить – чему учит эта сказка. Читают название сказки, рассматривают иллюстрации, делают предположение о содержании. |
4. Изучение нового материала |
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Анализируют, обобщают. Регулятивные: Учатся находить и объяснять непонятные слова. Коммуникативные: Сотрудничают в процессе поиска информации. Делятся мнениями, учатся учитывать позицию собеседника. |
1.Первичное чтение сказки _Вам понравилась сказка? — Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная). — Ребята, какие чувства вы испытали во время прослушивания сказки? Что вас особенно тронуло в сказке?В начале урока мы прогнозировали содержание сказки.Ваши прогнозы оправдались? -Назовите главных героев сказки. 2.-Все ли слова вам были понятны?. Словарная работа. Стойбище- временное поселение кочевников —Как вы поняли выражение « Глядит-не наглядится» Объясните смысл выражения «Потекли слюни» |
Слушают сказку, отвечают на вопросы. Объясняют смысл выражений. |
5. Физкультминутка |
Личностные: формирование эмоционального отношения к себе и своему здоровью. |
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох) |
Слушают,выполняют движения |
6. Первичное закрепление |
Коммуникативные: Стремятся к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения. Строить понятные для партнёра высказывания. Личностные: Проявлять эмоционально- ценностное отношение к маме и уважение к ценностям других народов. Познавательные: Анализировать содержание сказки. Обосновывать свои суждения. Регулятивные: Осуществлять самопроверку. Оценивать результаты своей и чужой деятельности. |
-1.Повторное чтение сказки -А сейчас давайте, прочитаем сказку про себя. 2.Работа над текстом. -Какие чувства вы испытали во время чтения? Что вас тронуло в этой сказке? Кто главный герой сказки? Что вы можете сказать об этой девочке? Что вы узнали об Айоге?. Найдите и прочитайте эти строчки. Понравилась ли вам Айога? Почему? Что изменило её? Гордиться собой нельзя или можно? -А какой была соседская девочка? Айога могла быть как она? Обоснуйте свой ответ. Как вы думаете, почему Айога превратилась в гуся? Как это случилось? Найдите и прочитайте это в сказке. Какой совет можно дать Айоге? 3.Чтение текста по ролям. -Прочитайте сказку по ролям |
Читают сказку. Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнения. -Выбирают роли, читают |
7. Включение нового знания в систему знаний |
Коммуникативные: Стремятся к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения.. Личностные: Проявлять эмоционально- ценностное отношение к маме и уважение к ценностям других народов. Познавательные: . Обосновывать свои суждения. Регулятивные: Осуществлять самопроверку. Оценивать результаты своей и чужой деятельности. |
— Ребята, составьте половинки пословиц и скажите, какие из них подходят к данной сказке. (работа в группах). Объясните почему. На доске пословицы. Игра «Найди половину» .Самолюб всякому не люб. Взлетел орлом, прилетел голубем. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
Гордость редко до добра доводит |
Слушают. Высказывают свои мнения. Составляют пословицы. Объясняют смысл пословиц. |
7. Подведение итогов |
Регулятивные: Анализируют работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное. |
— С какой сказкой вы познакомились? К какому народу принадлежит эта сказка? Что вы узнали о нанайцах? — Как вы думаете, могла бы сказка закончится по — другому? А как? — Можно ли изменить себя? -Чему учит эта сказка? -Добились мы поставленных целей? — Ребята, а как вы относитесь к гордости, тщеславию?? |
Отвечают на вопросы, анализируют прошедший урок, дополняют друг друга. |
8. Рефлексия |
Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. |
Выберите и продолжите любое предложение. На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… |
Осуществляют оценку своей собственной учебной деятельности на уроке. |
9. Домашнее задание |
Подготовить пересказ сказки Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились! |
Слушают учителя, задают вопросы для уточнения. Записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение1.
1А |
л |
е |
8н |
у |
ш |
к |
а |
|
2с |
к |
а |
з |
к |
а |
|||
3П |
у |
ш |
к |
и |
н |
|||
4л |
и |
с |
а |
|||||
5М |
а |
й |
к |
о |
в |
|||
6М |
о |
р |
и |
ц |
||||
7П |
ы |
х |
1.Как звали сестрицу из сказки про Иванушку?
2.Как называется произведение устного народного творчества с вымышленными героями?
3 Автор стихотворения «Осень».
4.Самая хитрая героиня сказок
5.Автор стихотворения «Летний дождь»
6.Кто написал стихотворение, где говорится о трудолюбивой старушке?
7.В какой сказке ежик напугал бабушку и дедушку.
8. Народность тунгусо-маньчжурской языковой группы, живущая в бассейне реки Амур
Приложение 2
«Найди половину»
Самолюб так не сиди на печи!
Взлетел орлом — век не тужить.
Хочешь есть калаи, редко до добра доводит
С книгой жить прилетел голубем
Гордость всякому не люб.