Темы: О дружбе,
Мой друг, напрасное старанье! Скрывал ли я свои мечты? Обыкновенный звук, названье, Вот всё, чего не знаешь ты. Пусть в этом имени хранится, Быть может, целый мир любви. Но мне ль надеждами делиться? Надежды… о! они мои, Мои — они святое царство Души задумчивой моей… Ни страх, ни ласки, ни коварство, Ни горький смех, ни плач людей, Дай мне сокровища вселенной, Уж никогда не долетят В тот угол сердца отдаленный, Куда запрятал я мой клад. Как помню, счастье прежде жило И слезы крылись в месте том: Но счастье скоро изменило, А слезы вытекли потом. Беречь сокровища святые Теперь я выучен судьбой; Не встретят их глаза чужие, Они умрут во мне, со мной!..
1832
Михаил Лермонтов.
К другу В. Ш. (До лучших дней!..)
Стихотворение Михаила Лермонтова
Темы: О дружбе,
«До лучших дней!» — перед прощаньем, Пожав мне руку, ты сказал; И долго эти дни я ждал, Но был обманут ожиданьем!.. Мой милый! не придут они, В грядущем счастия так мало!.. Я помню радостные дни, Но все, что помню, то пропало. Былое бесполезно нам. Таков маяк, порой ночною Над бурной бездною морскою Манящий к верным берегам, Когда на лодке, одинокий, Несется трепетный пловец И видит — берег недалекий И ближе видит свой конец. Нет! обольстить мечтой напрасной Больное сердце мудрено; Едва нисходит сон прекрасный, Уж просыпается оно!
1831
М.Ю.Лермонтов.
К *** (Я не унижусь пред тобою…)
Стихотворение Михаила Лермонтова
Темы: О любви,
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для зблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
усская поэзия
К *** (Я не унижусь пред тобою…)
Стихотворение Михаила Лермонтова
Темы: О любви,
Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор. Ты позабыла: я свободы Для зблужденья не отдам; И так пожертвовал я годы Твоей улыбке и глазам, И так я слишком долго видел В тебе надежду юных дней И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней. Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья! А чем ты заменила их? Быть может, мыслею небесной И силой духа убежден, Я дал бы миру дар чудесный, А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,
— Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку
— Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — я тебя не знал!
1832
Михаил Лермонтов.
Надежда
Стихотворение Михаила Лермонтова
Темы: О любви,
Есть птичка рая у меня,
На кипарисе молодом
Она сидит во время дня,
Но петь никак не станет днем;
Лазурь небес — ее спина,
Головка пурпур, на крылах
Пыль золотистая видна,
— Как отблеск утра в облаках.
И только что земля уснет,
Одета мглой в ночной тиши,
Она на ветке уж поет
Так сладко, сладко для души,
Что поневоле тягость мук
Забудешь, внемля песни той,
И сердцу каждый тихий звук
Как гость приятен дорогой;
И часто в бурю я слыхал
Тот звук, который так люблю;
И я всегда надеждой звал
Певицу мирную мою!
1831
М.Ю.Лермонтов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №93»
Урок по литературному чтению «Хитрый шакал»
(УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Составила:
учитель нач. классов,
Гурьянова Н.И.
Новокузнецкий городской округ
Тема урока: Индийская народная сказка «Хитрый шакал» («Сказка-ложь, да в ней намёк…»)
Цель: продолжить формировать умение анализировать художественное произведение (жанр – сказка).
Задачи: 1) образовательная:
— продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого);
— выявить особенности сказок как литературного жанра;
— учить понимать эмоциональный настрой произведения;
— учить умению оценивать поступки героев;
2) развивающая:
— развивать умение самостоятельно работать с текстом;
— развивать читательское умение предопределять содержание;
— развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное;
— формировать представление об Индии;
— развивать эмоциональность, артистичность;
3) воспитательная:
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
— воспитывать интерес к чтению;
— уважать другие народы;
— создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.
Основные понятия, формируемые на уроке: лента времени, просто древняя, менее древняя и бродячая сказки, справедливость
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (авторы : Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская), компьютер, колонки, медиатека, ватман, фломастеры, маски, ладошки для рефлексии, проект дома.
Ход урока
- Мотивационный этап
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время, ребята, не теряем
И работать начинаем.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
— Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
— Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную. Зарядку для лёгких, голоса и языка, чтобы подготовиться к выразительному чтению.
1. Задуйте свечу.
— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задувая одну большую свечу.
— А теперь представьте, что на руке стоят две свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните двумя порциями, задувая каждую свечку.
— Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
2. В цветочном магазине.
— Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
3. Медвежата.
— Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать.
— Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук [м]и [м`]. « Мам, меду бы нам, мам, молока бы нам».
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Ну, начнём урок, друзья!
- Целеполагание
- Нацеливание
Вот вижу я добрые лица,
Меняются звуки, и краски…
Тихонько скрипит половица,
По классу ходят…
Звучит клип «Сказки гуляют по свету»
— Итак, какова наша главная цель урока, ребята?
— Я предлагаю вам сегодня следующие задачи:
- вспомнить (все самое главное)
- научиться (новому)
- применить (свои знания)
- продемонстрировать (себя с самой лучшей стороны).
- Структура сказок
ПЕРВАЯ ЗАДАЧА УРОКА – ВСПОМНИТЬ ВСЁ САМОЕ ГЛАВНОЕ
— А что такое сказка? (вымышленная история со счастливым концом и победой добра над злом)
Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.
Построение дома сказок на плакате (выбери нужное)
— Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня будем строителями и попробуем построить дом сказок(фундамент, дом, крыша)
— Вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин).
— Действия, которые происходят в сказке, называем… (Развитием событий)
— Ну и чтобы дом был завершён, осталось поставить только крышу. Как в сказках называем последнюю часть? (Концовка).
- Классификация сказок (Составление кластера).
– Вспомните, на какие группы делятся сказки по способу их создания, по содержанию, по времени написания. Результаты оформим в виде кластера.
– Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране)
- Признаки древних сказок (работа в группах: 1гр. – самые древние, 2гр. – просто древние, 3 гр. – менее древние).
1гр. — самые древние (задание для первой группы учащихся) сказки объясняли все самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда все в мире происходит; кроме того, по построению – это сказка-цепочка.
2гр. — просто древние (задание для второй пары обучающихся) сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.
3 гр. — менее древние (задание для третьей пары учащихся) сказки учат человека быть добрым и справедливым.
Проверка – Слайд 4.
Вместе — бродячие сказки (фронтально).
Бродячие сказки рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений. Подготовка к первичному восприятию
ВТОРАЯ ЗАДАЧА УРОКА – НАУЧИТЬСЯ НОВОМУ
1.Нацеливание.
Уже давно идёт урок.
И говорить о сказке
Все в класс приглашены.
– Ребята, какой жанр напомнили вам строки, которые я сейчас произнесла? (Японские стихи хокку.)
— Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара.
— Ребята, сказки каких народов вы уже читали?
2. Биография сказки.
— Откройте учебник на с.89 и прочитайте, откуда пришла сказка сегодня к нам на урок?
— А гостья сейчас расскажет нам немного об этой стране (доклад +географическая карта)
3. Составление обложки произведения
— Составьте, пожалуйста, обложку этого произведения+ рассмотрите иллюстрации (название, кто написал, о чем сказка, тема сказки).
— Применяем те знания, которые повторили: сказка – народная, о животных, просто древняя или менее древняя?
— Строим предположения:
А. Кто герои сказки? (рассмотрите иллюстрации)
Б. Кто из них главнее? Как догадались? (тигр более крупный на иллюстрации).
В. О чём будет сказка?
Г. Значит, сказка просто древняя по времени создания?
- Физминутка «Делай как я!»
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите – ка вприсядку,
Повернитесь вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И затем вы наклонитесь!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните,
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
- Работа с информацией, построение выхода из затруднения.
ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА УРОКА – ПРИМЕНИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ
1.Первичное восприятие сказки
— Сейчас первую часть сказки «Хитрый шакал» прочитает вам мастер слова, а вы внимательно следите по учебнику и проверяйте, все ли в сказке моменты совпадают?
— И обязательно помечайте непонятные слова и выражения.
2.Проверка первичного восприятия сказки
— Совпадает ли прочитанная часть сказки с вашей в учебнике? Почему?
— Какие непонятные слова и выражения вам встретились? (красная ладошка).
— Понравилась ли вам первая часть сказки, которую вы сейчас прослушали?
— Какие чувства кипели в ваших сердцах?
3. Составление кластера по данной сказке (с доказательством).
- Аналитический. Самостоятельная работа, самопроверка.
1. Анализ 1 части
— Назовите главных героев прочитанной части сказки?
— Какие герои занимают промежуточное место в сказке? (нейтральные герои)
— Какое магическое число появляется в сказке?
— Что хотят выяснить главные герои в сказке?
— А что такое справедливость?
— Кого встречают герои на своём пути?
— Что они им отвечают? Найдите и зачитайте.
2. Чтение по ролям отрывков
— Ребята, давайте, прочитаем по ролям диалог путника и тигра.
— Что нам поможет правильно прочесть слова каждого героя? (интонация и выразительность)
— А кто нам поможет выразительно прочитать этот диалог? (автор)
— Сколько учащихся понадобится для прочтения этого диалога? Почему?
3.Работа над развитием речи и творческих способностей учащихся (маски)
Игра «Журналисты» (дети задают вопросы главным героям сказки).
4. Игра «Дофантазируй» (работа в группах)
1 группа: Как бы вы изменили сюжет сказки, чтобы путник не оказался в такой ситуации выбора, как сейчас?
2 группа: Ребята, попробуйте дофантазировать оставшуюся часть сказки так, чтобы она стала менее древней.
3 группа: Какие пословицы и поговорки будут подходить к этой части сказки? Почему? (выбирают нужные пословицы о доброте и справедливости)
Труд кормит, а лень портит.
Злая мысль самому навредит.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Сделал добро, а получилось зло.
Кончил дело – гуляй смело.
Порядок бережёт время.
- Включение «открытия» в систему знаний. Рефлексивный
1. Итог урока.
— Сказку какого народа сегодня начали читать?
— Сказка авторская или народная? Почему?
— Назовите главных героев сказки?
— Что нового узнали на уроке? Чему научились?
2.
— «Злой не верит, что есть добрые люди» — это одно из высказываний вами выбранных.
— Доброе слово, доброе сердце – это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим!
— И давайте начнём прямо сегодня?!
— Посмотрите, что лежит в нашем сундучке? (Сердце)
— Значит, где находится вежливость и доброта? (В нашем сердце)
— А чтобы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим наши тёплые добрые сердца друг другу.
Под музыку дети дарят друг другу и гостям сердечки
— А закончить сегодняшний урок я хотела бы такими словами:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
2.Рефлексия (ладошки)
— Ну, а сейчас, ребята, я хочу, чтоб каждый из вас дал оценку своей работе.
— Перед вами ладошки красного и зелёного цвета:
А. Кто сегодня слушал и запоминал, ни минуты не терял — покажите ладошку зелёного цвета.
Б. Кто испытывал затруднения при работе, покажите ладошку красного цвета.
-Вы все получили удовольствие от этого урока. Я очень этому рада!
3.Домашнее задание.
ЧЕТВЁРТАЯ ЗАДАЧА – ПРОЯВИТЬ СЕБЯ С ЛУЧШЕЙ СТОРОНЫ
А. Отметки. (ПРОЯВИЛИ себя с лучшей стороны…)
Б. Домашнее задание. Дочитать сказку до конца.
Спасибо за работу! Урок окончен.
— Тигр, почему ты попал в клетку?
— Тигр, почему ты такой свирепый?
— Путник, зачем вы расставляете капканы для животных?
— Тигр, почему ты не веришь в то, что есть справедливость на земле?
-Тигр, поможет ли мне такое качество, как справедливость, в жизни?
— Попугай, почему удав съел твоих птенцов?
— Пальма, зачем кабан подрыл твои корни?
Приложение
Примерные вопросы к игре «Журналисты»:
- Здравствуйте! Я, … , из журнала « …», хочу обратиться с вопросом к Тигру: «Почему ты попал в клетку?». Заранее благодарен.
- Здравствуйте, меня зовут …., я из программы «…», у меня следующий вопрос к Тигру: скажите, пожалуйста, Тигр, почему Вы такой свирепый?» Спасибо.
- Здравствуйте! Меня зовут …., я из программы «…», у меня созрел вопрос к многоуважаемому Путнику: зачем вы, люди, расставляете капканы в лесах. Спасибо.
- Я из программы « …», зовут меня …. У меня вопрос не к главным героям, а к рассказчице: Анастасия, с каких слов начинается зачин сказки (т.е. начало сказки) и какова её концовка. Зачитайте, пожалуйста. Очень Вам благодарен за ответ.
- А я, Диана Максимовна, из программы «…», хочу обратиться к Вам, богатый мужик. Вот бедный мужик ясно и понятно хотел поправить своё материальное положение , ему хотелось хотя бы хлеба получить, а зачем вы принесли этот гостинец, вам тоже нечего есть?» Спасибо.
- Здравствуйте, уважаемые гости из прошлого! Я, Анастасия Петровна, из журнала «…» и у меня вопрос следующего плана к бедному мужику: что помогло вам принять такие мудрые решения при делёжке гусей? Спасибо (и боязнь остаться без хлеба и денег, и русская смекалка).
- Здравствуйте, я, Елизавета Николаевна, из программы «…», хочу поинтересоваться у доброго барина: почему Вы не рассердились на бедного мужика, ведь он два раза забирал себе большую часть гусей, а Вас обманывал? Спасибо.
- Здравствуйте! Я, Владимир Андреевич, из программы «…», хотел бы тут же поинтересоваться у барина: за что же Вы наказали тогда богатого мужика, он Вас даже ни разу не обманул, а просто не смог разделить гусей? Спасибо.
Индийская сказка
Ответы к стр. 78 — 80
? Найди самые главные слова сказки. Кто их произносит?
Миша нашёл главные слова в конце сказки, а Маша — ближе к её началу.
Кто из ребят прав?
Чем эта сказочная история напоминает предыдущую?
Можно ли эту историю назвать БРОДЯЧЕЙ?
Как построена первая часть сказки?
Тебе понравился шакал? Расскажи, как ему удалось спасти человека.
Если в сказке «Черепаха, кролик и удав-маха» отсутствие справедливости, о котором говорят животные, читается как отсутствие социальной справедливости (ибо человек жесток: человек использует животных, не испытывая к ним никакой благодарности), то в сказке «Хитрый шакал» человек сам оказывается в трудном положении, и тема отсутствия справедливости звучит по-другому: как отсутствие гармонии в самой природе (животные пожирают других животных; животные уничтожают растения, не думая о последствиях). В остальном же это типичный бродячий сюжет – и обсуждаемая глобальная проблема, и интрига (ход событий) одни и те же, и разрешение этой проблемы одинаковое: зло и неблагодарность наказываются, а благородство вознаграждается самой ценной наградой, на которую способна сказка, – даром жизни.
Та путаница, которую из хитрости затеял шакал, кажется очень смешной.
Учебник просит нас найти самые главные слова сказки. Более того, он сообщает, что Маша нашла эти слова ближе к началу сказки, а Миша – ближе к концу. Речь идёт о словах, сообщающих о том, что на земле есть справедливость. После этого надо сравнить сказки и рассказать, чем же они похожи; определить, что это бродячая история; сказать, что первая часть сказки построена как цепочка.
Затем следует задание, направленное на пересказ второй части сказки: мы должны рассказать, как шакалу удалось спасти человека.
? Какая черта характера шакала связывает его с ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказкой? А какое его качество доказывает, что он уже герой МЕНЕЕ ДРЕВНЕЙ сказки?
Важно обсудить, какая черта характера шакала связывает его с просто древней сказкой (это хитрость) и с менее древней сказкой (это бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость). Здесь важно понять: животное, которое побеждает других с помощью хитрости и способно восстановить утраченный в мире порядок, – это животное, занимающее высокую ступеньку в иерархии животных.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №93»
Урок по
литературному чтению «Хитрый шакал»
(УМК
«Перспективная начальная школа», 3 класс)
Составила:
учитель
нач. классов,
Гурьянова
Н.И.
Новокузнецкий
городской округ, 2014
Тема урока: Индийская народная сказка «Хитрый
шакал» («Сказка-ложь, да в ней намёк…»)
Цель: продолжить формировать умение
анализировать художественное произведение (жанр – сказка).
Задачи: 1) образовательная:
— продолжить
работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного,
осмысленного, беглого);
— выявить
особенности сказок как литературного жанра;
— учить понимать
эмоциональный настрой произведения;
— учить умению
оценивать поступки героев;
2)
развивающая:
— развивать умение
самостоятельно работать с текстом;
— развивать
читательское умение предопределять содержание;
— развивать речь
учащихся, умение сравнивать, выделять главное;
— формировать
представление об Индии;
— развивать
эмоциональность, артистичность;
3)
воспитательная:
— воспитывать
нравственные качества личности ребёнка;
— воспитывать
интерес к чтению;
— уважать другие
народы;
— создать
творческую атмосферу сотрудничества в классе.
Основные
понятия, формируемые на уроке: лента времени, просто древняя, менее
древняя и бродячая сказки, справедливость
Средства
обучения: учебник
«Литературное чтение» 3 класс (авторы : Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская),
компьютер, колонки, медиатека, ватман, фломастеры, маски, ладошки для
рефлексии, проект дома.
Ход урока
I. Мотивационный
этап
Вот звонок нам
дал сигнал:
Поработать час
настал.
Так что время,
ребята, не теряем
И работать
начинаем.
Дыхательная и
артикуляционная гимнастика
— Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Все правильно и
внятно, чтоб было всем понятно.
—
Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную.
Зарядку для лёгких, голоса и языка, чтобы подготовиться к выразительному чтению.
1. Задуйте свечу.
—
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задувая одну большую
свечу.
—
А теперь представьте, что на руке стоят две свечки. Сделайте глубокий вдох и
выдохните двумя порциями, задувая каждую свечку.
—
Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек.
Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек,
сделав максимальное количество коротких выдохов.
2. В цветочном магазине.
—
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный
аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
3. Медвежата.
—
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать.
—
Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук [м]и [м`]. « Мам,
меду бы нам, мам, молока бы нам».
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Ну, начнём урок, друзья!
II. Целеполагание
1. Нацеливание
Вот вижу я добрые лица,
Меняются
звуки, и краски…
Тихонько
скрипит половица,
По классу ходят…
Звучит клип «Сказки гуляют по свету»
—
Итак, какова наша главная цель урока, ребята?
—
Я предлагаю вам сегодня следующие задачи:
- вспомнить (все
самое главное) - научиться (новому)
- применить (свои
знания) - продемонстрировать
(себя
с самой лучшей стороны).
- Структура
сказок
ПЕРВАЯ
ЗАДАЧА УРОКА – ВСПОМНИТЬ ВСЁ САМОЕ ГЛАВНОЕ
—
А что такое сказка? (вымышленная история со счастливым концом и победой добра
над злом)
Сказка
обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой
мудрую реальную мысль.
Построение дома
сказок на плакате (выбери нужное)
— Сказок много
разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как
строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня будем строителями и
попробуем построить дом сказок(фундамент, дом, крыша)
— Вспомним
признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин).
— Действия,
которые происходят в сказке, называем… (Развитием событий)
— Ну и чтобы дом
был завершён, осталось поставить только крышу. Как в сказках называем последнюю
часть? (Концовка).
3. Классификация
сказок (Составление
кластера).
–
Вспомните, на какие группы делятся сказки по способу их создания, по
содержанию, по времени написания. Результаты оформим в виде кластера.
–
Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране)
4. Признаки
древних сказок (работа в группах: 1гр. – самые древние, 2гр. – просто древние,
3 гр. – менее древние).
1гр. — самые древние (задание для
первой группы учащихся) сказки объясняли все самое важное:
почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как
и откуда все в мире происходит; кроме того, по построению – это сказка-цепочка.
2гр. — просто древние (задание для
второй пары обучающихся) сказки учат ценить не столько силу,
сколько ум и хитрость.
3 гр. — менее древние (задание для
третьей пары учащихся) сказки учат человека быть добрым и
справедливым.
Проверка – Слайд 4.
Вместе — бродячие сказки (фронтально).
Бродячие
сказки рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.
III.
Актуализация знаний и фиксация затруднений. Подготовка к первичному восприятию
ВТОРАЯ
ЗАДАЧА УРОКА – НАУЧИТЬСЯ НОВОМУ
1.Нацеливание.
Уже давно идёт
урок.
И говорить о сказке
Все в класс приглашены.
–
Ребята, какой жанр напомнили вам строки, которые я сейчас произнесла? (Японские
стихи хокку.)
—
Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем
читать, также собраны со всего земного шара.
— Ребята, сказки каких народов вы уже
читали?
2. Биография сказки.
—
Откройте учебник на с.89 и прочитайте, откуда пришла сказка
сегодня к нам на урок?
—
А гостья сейчас расскажет нам немного об этой стране (доклад
+географическая карта)
3. Составление обложки произведения
—
Составьте, пожалуйста, обложку этого произведения+ рассмотрите иллюстрации
(название, кто написал, о чем сказка, тема сказки).
—
Применяем те знания, которые повторили: сказка – народная, о животных, просто
древняя или менее древняя?
—
Строим предположения:
А.
Кто герои сказки? (рассмотрите иллюстрации)
Б.
Кто из них главнее? Как догадались? (тигр более крупный на иллюстрации).
В.
О чём будет сказка?
Г.
Значит, сказка просто древняя по времени создания?
IV. Физминутка «Делай
как я!»
Покачайтесь,
покружитесь,
Потянитесь,
распрямитесь,
Приседайте,
приседайте,
Пошагайте,
пошагайте.
Встаньте на носок,
на пятку,
Поскачите – ка
вприсядку,
Повернитесь
вправо, влево.
Руки вверх! Руки
вниз! Вверх!
И затем вы
наклонитесь!
Вправо, влево
головою!
Руки вверх! Перед
собою!
Топни правою
ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Глубоко теперь
вздохните.
Сядьте тихо,
отдохните,
Всё в порядок
приведите
И читать, друзья,
начните.
V. Работа с
информацией, построение выхода из затруднения.
ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА
УРОКА – ПРИМЕНИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ
1.Первичное восприятие сказки
— Сейчас первую часть сказки «Хитрый шакал»
прочитает вам мастер слова, а вы внимательно следите по учебнику и проверяйте,
все ли в сказке моменты совпадают?
—
И обязательно помечайте непонятные слова и выражения.
2.Проверка первичного восприятия сказки
—
Совпадает ли прочитанная часть сказки с вашей в учебнике? Почему?
—
Какие непонятные слова и выражения вам встретились? (красная ладошка).
—
Понравилась ли вам первая часть сказки, которую вы сейчас прослушали?
—
Какие чувства кипели в ваших сердцах?
3. Составление кластера по данной сказке (с
доказательством).
VI. Аналитический.
Самостоятельная работа, самопроверка.
1. Анализ 1 части
— Назовите главных героев прочитанной части
сказки?
—
Какие герои занимают промежуточное место в сказке? (нейтральные герои)
—
Какое магическое число появляется в сказке?
—
Что хотят выяснить главные герои в сказке?
—
А что такое справедливость?
—
Кого встречают герои на своём пути?
—
Что они им отвечают? Найдите и зачитайте.
2. Чтение по ролям отрывков
— Ребята, давайте, прочитаем по ролям диалог
путника и тигра.
—
Что нам поможет правильно прочесть слова каждого героя? (интонация и
выразительность)
—
А кто нам поможет выразительно прочитать этот диалог? (автор)
—
Сколько учащихся понадобится для прочтения этого диалога? Почему?
3.Работа над развитием речи и творческих способностей
учащихся (маски)
Игра «Журналисты» (дети задают
вопросы главным героям сказки).
4. Игра «Дофантазируй» (работа в группах)
1 группа: Как бы вы изменили сюжет сказки,
чтобы путник не оказался в такой ситуации выбора, как сейчас?
2 группа: Ребята, попробуйте дофантазировать
оставшуюся часть сказки так, чтобы она стала менее древней.
3 группа: Какие пословицы и поговорки будут
подходить к этой части сказки? Почему? (выбирают нужные пословицы о доброте и
справедливости)
Труд кормит, а лень портит.
Злая мысль самому навредит.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Сделал добро, а получилось зло.
Кончил дело – гуляй смело.
Порядок бережёт время.
VII.
Включение
«открытия» в систему знаний. Рефлексивный
1. Итог урока.
—
Сказку какого народа сегодня начали читать?
—
Сказка авторская или народная? Почему?
—
Назовите главных героев сказки?
—
Что нового узнали на уроке? Чему научились?
2.
—
«Злой не верит, что есть добрые люди» — это одно из высказываний вами выбранных.
—
Доброе слово, доброе сердце – это цветы человеческой души. Так не будем же
скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим!
—
И давайте начнём прямо сегодня?!
—
Посмотрите, что лежит в нашем сундучке? (Сердце)
—
Значит, где находится вежливость и доброта? (В нашем сердце)
—
А чтобы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим наши тёплые добрые сердца
друг другу.
Под музыку дети
дарят друг другу и гостям сердечки
— А закончить сегодняшний урок я хотела бы
такими словами:
Не
стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
2.Рефлексия (ладошки)
—
Ну, а сейчас, ребята, я хочу, чтоб каждый из вас дал оценку своей работе.
—
Перед вами ладошки красного и зелёного цвета:
А. Кто сегодня слушал и запоминал, ни минуты
не терял — покажите ладошку зелёного цвета.
Б. Кто испытывал затруднения при работе,
покажите ладошку красного цвета.
-Вы все получили удовольствие от этого
урока. Я очень этому рада!
3.Домашнее задание.
ЧЕТВЁРТАЯ ЗАДАЧА
– ПРОЯВИТЬ СЕБЯ С ЛУЧШЕЙ СТОРОНЫ
А.
Отметки. (ПРОЯВИЛИ себя с лучшей стороны…)
Б.
Домашнее задание. Дочитать сказку до конца.
Спасибо за работу!
Урок окончен.
— Тигр, почему ты попал в клетку?
— Тигр, почему ты такой свирепый?
— Путник, зачем вы расставляете капканы для животных?
— Тигр, почему ты не веришь в то, что есть справедливость
на земле?
-Тигр, поможет ли мне такое качество, как
справедливость, в жизни?
— Попугай, почему удав съел твоих птенцов?
— Пальма, зачем кабан подрыл твои корни?
Приложение
Примерные вопросы
к игре «Журналисты»:
1. Здравствуйте!
Я, … , из журнала « …», хочу обратиться с вопросом к Тигру: «Почему ты попал в
клетку?». Заранее благодарен.
2. Здравствуйте,
меня зовут …., я из программы «…», у меня следующий вопрос к Тигру: скажите,
пожалуйста, Тигр, почему Вы такой свирепый?» Спасибо.
3. Здравствуйте!
Меня зовут …., я из программы «…», у меня созрел вопрос к многоуважаемому
Путнику: зачем вы, люди, расставляете капканы в лесах. Спасибо.
4. Я
из программы « …», зовут меня …. У меня вопрос не к главным героям, а к рассказчице:
Анастасия, с каких слов начинается зачин сказки (т.е. начало сказки) и какова
её концовка. Зачитайте, пожалуйста. Очень Вам благодарен за ответ.
5. А я, Диана
Максимовна, из программы «…», хочу обратиться к Вам, богатый мужик. Вот бедный
мужик ясно и понятно хотел поправить своё материальное положение , ему хотелось
хотя бы хлеба получить, а зачем вы принесли этот гостинец, вам тоже нечего
есть?» Спасибо.
6. Здравствуйте,
уважаемые гости из прошлого! Я, Анастасия Петровна, из журнала «…» и у меня
вопрос следующего плана к бедному мужику: что помогло вам принять такие мудрые
решения при делёжке гусей? Спасибо (и боязнь остаться без хлеба и денег, и
русская смекалка).
7. Здравствуйте,
я, Елизавета Николаевна, из программы «…», хочу поинтересоваться у доброго
барина: почему Вы не рассердились на бедного мужика, ведь он два раза забирал
себе большую часть гусей, а Вас обманывал? Спасибо.
8. Здравствуйте!
Я, Владимир Андреевич, из программы «…», хотел бы тут же поинтересоваться у
барина: за что же Вы наказали тогда богатого мужика, он Вас даже ни разу не
обманул, а просто не смог разделить гусей? Спасибо.
Обновлено: 10.01.2023
2)Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения.
3)Развивать устную речь детей.
4)Провести анализ поступков главных героев сказки и на основе этого составить характеристику героев.
5)Воспитание доброты, сострадания.
Материалы к уроку:
-Ребята, у нас сегодня гости, давайте повернемся к ним и подарим свои улыбки!
2. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.
1-й ученик: В мир сказки
музыка нас позвала,
на чудеса настроить
А кто герои сказки?
Для этого скорее
Будем продолжать её изучать.
А что такое сказка? Слайд №2.Сказка-это повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.
-Каждая сказка несёт в себе мудрый совет, имеет свою структуру и можно сделать определенный вывод. У сказки всегда есть начало, основная часть и конец. В конце урока мы постараемся сделать вывод из нашей прочитанной сказки.
3. Актуальность знаний.
— А сейчас давайте вспомним, что мы можем узнать из наших уже прочитанных сказок.
Слайд №3- самые древние сказочные истории.
2-й ученик: В самых древних сказочных историях объясняется всё самое важное — почему у животных именно такая внешность, почему они так себя ведут ,что, как и откуда в мире происходит.
Слайд №4- просто древние сказочные истории.
3-й ученик: Просто древние сказочные истории учат ценить не только силу, но и ум и хитрость.
Слайд №5 — бродячие сказочные истории.
4-й ученик: Бродячие сказочные истории рассказывают по-разному в любых уголках земного шара.
-А кто главные герои сказки?
Слайд №6- ТИГР, ШАКАЛ, ЧЕЛОВЕК.
5. Проверка домашнего задания.
У вас было домашнее задание: нарисовать любого героя из сказки. Пожалуйста, подходим к доске и показываем свои рисунки.
Кто нарисовал тигра? (вешают рисунки тигра).
Кто нарисовал шакала? (вешают рисунки шакала).
Кто нарисовал человека? (вешают рисунки человека).
Ребята, какие вы молодцы! Какие замечательные рисунки у вас получились.
А теперь поработаем над качествами наших героев. У вас на партах лежат карточки : 1 ряд — описывает тигра, 2 ряд- описывает шакала,3 ряд — описывает человека. Напишите качества каждому герою и расскажите об этом друг другу. (учащиеся выполняют работу , а в это время учитель проходит по рядам и наблюдает за выполнением работы ,-идет работа в парах).
Проверка выполнения задания.
А теперь давайте проверим как вы справились с этим заданием? От каждого ряда по 1 представителю. ( учащиеся зачитывают характеристики героев, а если есть дополнение –высказывают свое мнение).
Молодцы, вы справились с работой.
Мы с вами знаем, как умеют читать наши ученики и послушаем их позже, а сейчас давайте послушаем чтение сказки в исполнении профессионального чтеца Владимира Колесникова, а вы определите какая часть взята из этой сказки.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЧТЕНИЯ СКАЗКИ В. КОЛЕСНИКОВА)
-А теперь посмотрим какой отрывок из сказки подготовили наши дети. ( сцена по тексту наизусть)
За автора- 1-й ученик
За тигра- 2-й ученик
За человека- 3-й ученик
Автор- 1-й ученик: Человек не успел сделать и шага, как тигр поймал его и прорычал:
Тигр- 2-й ученик: — Глупец! Сейчас я пообедаю тобой.
Тигр- 2-й ученик: — Брось болтать о справедливости.
Автор- 2-й ученик: — Зарычал тигр.
Тигр -2-й ученик: — Никакой справедливости не земле нет.
Человек 3-й ученик: — Нет, справедливость есть. Можешь спросить об этом кого хочешь. Каждый тебе скажет, что справедливость есть.
-Молодцы. Вам понравилось выступление наших детей? (да.)
6. Работа по содержанию сказки.
А теперь поработаем по учебнику с.95. Давайте вместе найдем ответ на главный вопрос сказки. Как он звучит — прочитайте.
-Вообще индийские сказки учат быть добрым, благодарным и справедливым.
-Прочитайте дословно как назвал автор шакала? (глупцом, бестолковым)
-Давайте прочитаем эту часть вслух красиво, выразительно. Не забывайте о том, что когда вы читаете для себя. А когда вы читаете вслух для окружающих, это значит всем должно быть интересно вас слушать. Помните о том, что оценивать других нужно объективно, т.е. справедливо. ( чтение по цепочке.)
Ребята, а в нашей жизни какие черты характера героев вы могли бы для себя взять? (честность, справедливость, рассудительность). Как нужно с людьми поступать? ( честно, всегда говорить правду). А как нельзя поступать? (нельзя обманывать людей)
8. Рефлексия учебной деятельности.
-Итак, ребята, понравился ли вам наш урок?
У вас на партах лежат конверты, в них у каждого по 3 квадрата — красный, желтый, зеленый. Давайте составим на доске итоговый коврик нашего урока: напоминаю, что зеленый квадрат обозначает что тебе все понравилось, желтый квадрат — есть вопросы, на которые бы ты захотел найти ответ, красный квадрат -тебе было трудно. ( дети подходят к доске по рядам и составляют свой коврик). Молодцы. Хорошо.
(включается презентация полного чтения сказки)
Мы сегодня с вами хорошо поработали, вы молодцы. Домашнее задание будет такое — пересказать наиболее понравившийся вам отрывок из сказки.
10.Оценки за урок.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
— создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.
Основные понятия, формируемые на уроке: лента времени, просто древняя, менее древняя и
бродячая сказки, справедливость
Малаховская), компьютер, презентация.
Вот вижу я добрые лица,
Меняются звуки, и краски…
Тихонько скрипит половица,
По классу ходят…(сказки)
— Итак, какова наша главная цель урока, ребята?
— А что такое сказка? (вымышленная история со счастливым концом и победой добра над злом. Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.)
Построение дома сказок на слайде
— Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый
автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня будем
строителями и попробуем построить дом сказок(фундамент, дом, крыша)
— Вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин).
— Действия, которые происходят в сказке, называем. (Развитием событий)
— Ну и чтобы дом был завершён, осталось поставить только крышу. Как в сказках
называем последнюю часть? (Концовка).
– Вспомните, на какие группы делятся сказки по способу их создания, по содержанию, по времени
– Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране)
Признаки древних сказок
самые древние- сказки объясняли все самое важное:
почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда все
в мире происходит; кроме того, по построению – это сказка-цепочка.
просто древние- сказки учат ценить не столько
силу, сколько ум и хитрость.
менее древние -сказки учат человека быть добрым и справедливым.
бродячие сказки — Бродячие сказки рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.
Черепаха, кролик и удав-маха
Однажды удав-маха охотился за птицами. Надо сказать, что удавы отлично лазают по деревьям и очень редко падают с них. Но на этот раз случилось так, что когда маха подкрадывался к желтокрылому попугаю, он зазевался и свалился с дерева прямо в яму. А яма была не простой — это была ловушка, которую вырыли индейцы-гуама.
Стенки ямы были вымазаны глиной, и удав никак не мог выбраться. Напрасно он становился на хвост, вытягивал шею и пытался зацепитьсй головой за край ямы — все было бесполезно, каждый раз он срывался и падал.
А в это время мимо бежал братец кролик. Он остановился, посмотрел в яму и присвистнул от удивления.
— Вот так штука! — сказал он. — Никак сам господин удав попал в беду?
— Послушай, кролик, — сказал удав. — Что тебе стоит помочь мне выбраться? Вон сколько веток лежит кругом. Столкни их в яму.
Кролик был добрым, хотя и боялся змей, он стал сбрасывать в яму одну ветку за другой. Когда веток набралось много, удав без труда вылез из ловушки.
— Уф, — сказал он. — До чего же я проголодался, пока сидел в этой проклятой яме. А ну-ка, длинноухий, полезай ко мне в пасть! — И он распахнул свои челюсти так широко, что кролику показалось, будто сама земля разверзлась и готова поглотить его.
— Погоди! — вскрикнул кролик. -Ты затеял неслыханное преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом. Не веришь? Спроси у любого.
— Ладно, — согласился удав. — Спросим, но если другие животные думают иначе, я проглочу тебя тут же на месте.
Не успели они выйти на берег озера, как увидели мула, который щипал траву.
— Послушай, приятель, — обратился к нему удав, — у нас спор вышел. Кролик говорит, что за добро нельзя платить злом. Я решительно с ним не согласен. А что думаешь ты?
Мул пожевал губами, изуродованными железной уздечкой, почесал о дерево спину, покрытую струпьями от побоев, и сказал:
— Много лет возил я из деревни в деревню поклажу моего хозяина, работал безотказно и аккуратно. Бывали случаи, когда он, усталый, засыпал у меня на спине и я привозил его прямо к дому. Его дети играли со мной. А теперь, когда хозяину понадобились деньги, он решил продать меня торговцу. У того поклажи будет в три раза больше, а бьет он своих мулов в три раза сильнее. Нет, сколько ни делай добрых дел, справедливости не найдешь, в награду тебе достанутся одни тумаки!
— Ага! — сказал удав. — Чья правда? Ты готов?
— Погоди, — взмолился кролик, — давай спросим еще кого-нибудь.
И они пошли дальше. Не успели пройти и ста шагов, как увидели вола, лежащего в воде.
— Как думаешь, приятель, — спросил его удав, — можно ли за добро платить злом?
Вол печально покачал головой.
— Я лежу в теплой, мягкой, приятной грязи, — сказал он. — Действительно, что может быть лучше? Но все это в последний раз. Много лет работал я на человека, служил ему верой и правдой, но теперь состарился, и хозяин сказал, что завтра он отведет меня на живодерню. Разве это справедливо?
— Так, так, — пробормотал удав. — Это я и говорю. Бросай свои фокусы, длинноухий, и полезай ко мне в пасть!
— Еще один, последний раз! — взмолился кролик, и они пошли вдоль берега.
Они шли до тех пор, пока не увидели черепаху, которая грелась на солнышке.
— Добрая черепаха! — взмолился кролик, — помоги. Вот какая у нас с удавом произошла размолвка.
И он рассказал всю историю.
Черепаха сразу смекнула, что просто так кролика не спасти, тут нужна хитрость.
— Увы! — вздохнула она. — Мудрый коричневый удав прав, тут и спорить не о чем. Где это видано, чтобы за добро платили добром? Но меня интересует другое. Как могло случиться, что такая великолепная, сильная, умная змея не смогла сама из ямы выбраться? Этого не может быть, вы оба обманываете меня!
А надо сказать, что коричневые удавы-маха очень самолюбивы и не терпят, когда их называют лжецами.
— Я обманываю тебя?! — воскликнул маха. — Ах ты, жалкая сковородка, немедленно иди с нами, я покажу тебе, как было дело.
И он повел черепаху и кролика на то место, где была яма.
— Да, действительно, края у нее скользкие, — согласилась черепаха. — Но ведь яма мелка, и тебе ничего не стоило стать на хвост и выбраться из нее.
— Ничтожная родственница улитки, я покажу тебе, что ты еще раз не права! — воскликнул удав и, не долго думая, соскользнул на дно ловушки.
— Да, ты прав, я всего лишь жалкая костяная сковородка и ничтожная родственница улитки, — сказала черепаха. — Счастливо оставаться! Идем, братец кролик!
И черепаха с кроликом скрылись в лесной чаще.
— Как вы считаете, какой эпизод самый важный? Почему?
(Тут уж тигр потерял всякое терпение. — Смотри, если не веришь! – рявкнул он и с размаху сел в клетку. – Понял, как было дело?
— Понял! – закричал шакал и захлопнул клетку на засов.
— Вот видишь, — сказал тогда человек тигру. – А ты говоришь, что на свете нет справедливости. А по-моему, раз тигр сидит в клетке, значит, на земле есть справедливость!)
Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа» (авт. Чуракова Н.А.). Урок формирования первоначальных предметных навыков и универсальных учебных действий, овладения новыми предметными умениями. Цель – применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных заданий. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы—> —> Ваш браузер должен поддерживать фреймы—> —> Ваш браузер должен поддерживать фреймы—> —>
-75%
Детский коллектив в процессе формирования личности. Средства формирования детского коллектива
Автор: Побережная Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: MБОУ ОСОШ№7
Населённый пункт: село Ольшанка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе Тема урока: индийская народная сказка «Хитрый шакал»
Раздел: начальное образование
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью; — работать с текстом сказки, используя алгоритм; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; —
выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать собственное мнение и позицию; — излагать понятно для партнёра содержание произведения; — взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — согласовывать позиции и находить общее решение;
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Читайте также:
- Конспект занятия свойства льда
- Конспект и технологическая карта урока психологии
- Как вести себя в православном храме 4 класс конспект урока
- Шокирующая мода средневековья конспект
- План конспект урока изо коллективная работа
Урок литературного чтения в 3Б классе.Индийская сказка»Хитрый шакал».
Урок литературного чтения в 3Б классе МБОУ»Гимназия №10 ЗМР РТ». (20132014 уч.год)
Учитель: Бурова Марина Валентиновна.
Тема: Индийская сказка «Хитрый шакал».
Цели:
1)Систематизировать знания учащихся о различных видах сказочных сюжетов (самой древней, просто древней, менее древней сказки, бродячих сказочных историях.)
2)Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения.
3)Развивать устную речь детей.
4)Провести анализ поступков главных героев сказки и на основе этого составить характеристику героев.
5)Воспитание доброты, сострадания.
Материалы к уроку:
Физическая карта, магнитофон с песнями «Белые снежинки» и «В мире много сказок», сборник индийских сказок «Тысяча и одна ночь», словарь Ожегова, компьютерная презентация, ноутбук, конверты у каждого (3 квадрата — красный, желтый, зеленый), карточки — человек, шакал, тигр, человек.
Ход урока:
1. Орг. момент.
-Ребята, у нас сегодня гости, давайте повернемся к ним и подарим свои улыбки!
-Повернулись ко мне, я предлагаю нам спеть нашу зимнюю песню для поднятия своего настроения и для наших уважаемых гостей. (поём песню «Белые снежинки» (2 куплета))
2. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.
Слайд №1- Индийская сказка «Хитрый шакал».
-Сегодня мы с вами продолжим работать над сказкой «Хитрый шакал» (звучит отрывок из песни «В мире много сказок»)
1-й ученик: В мир сказки
музыка нас позвала,
на чудеса настроить
нас смогла.
А кто герои сказки?
Попробуйте узнать,
Для этого скорее
Будем продолжать её изучать.
А что такое сказка? Слайд №2.Сказка-это повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.
-Каждая сказка несёт в себе мудрый совет, имеет свою структуру и можно сделать определенный вывод. У сказки всегда есть начало, основная часть и конец. В конце урока мы постараемся сделать вывод из нашей прочитанной сказки.
3. Актуальность знаний.
— А сейчас давайте вспомним, что мы можем узнать из наших уже прочитанных сказок.
Слайд №3- самые древние сказочные истории.
2-й ученик: В самых древних сказочных историях объясняется всё самое важное — почему у животных именно такая внешность, почему они так себя ведут ,что, как и откуда в мире происходит.
Слайд №4- просто древние сказочные истории.
3-й ученик: Просто древние сказочные истории учат ценить не только силу, но и ум и хитрость.
Слайд №5 — бродячие сказочные истории.
4-й ученик: Бродячие сказочные истории рассказывают по-разному в любых уголках земного шара.
А что вы узнали , изучая тему сказок? («Добро побеждает зло»). Ребята, а сказка «Хитрый шакал» какой страны? (Индия). Давайте найдем Индию на карте. ( 1ученик показывают Индию на карте). Вы согласны? (да). Как вы считаете сказка «Хитрый шакал» какая по своему содержанию? (бродячая сказка и имеет черты самой древней сказки).
-А кто главные герои сказки?
Слайд №6- ТИГР, ШАКАЛ, ЧЕЛОВЕК.
5. Проверка домашнего задания.
У вас было домашнее задание: нарисовать любого героя из сказки. Пожалуйста, подходим к доске и показываем свои рисунки.
Кто нарисовал тигра? (вешают рисунки тигра).
Кто нарисовал шакала? (вешают рисунки шакала).
Кто нарисовал человека? (вешают рисунки человека).
Ребята, какие вы молодцы! Какие замечательные рисунки у вас получились.
А теперь поработаем над качествами наших героев. У вас на партах лежат карточки : 1 ряд — описывает тигра, 2 ряд- описывает шакала,3 ряд — описывает человека. Напишите качества каждому герою и расскажите об этом друг другу. (учащиеся выполняют работу , а в это время учитель проходит по рядам и наблюдает за выполнением работы ,-идет работа в парах).
Проверка выполнения задания.
А теперь давайте проверим как вы справились с этим заданием? От каждого ряда по 1 представителю. ( учащиеся зачитывают характеристики героев, а если есть дополнение –высказывают свое мнение).
Молодцы, вы справились с работой.
Мы с вами знаем, как умеют читать наши ученики и послушаем их позже, а сейчас давайте послушаем чтение сказки в исполнении профессионального чтеца Владимира Колесникова, а вы определите какая часть взята из этой сказки.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЧТЕНИЯ СКАЗКИ В. КОЛЕСНИКОВА)
-Вам понравилось?
-А теперь посмотрим какой отрывок из сказки подготовили наши дети. ( сцена по тексту наизусть)
За автора- 1-й ученик
За тигра- 2-й ученик
За человека- 3-й ученик
Автор- 1-й ученик: Человек не успел сделать и шага, как тигр поймал его и прорычал:
Тигр- 2-й ученик: — Глупец! Сейчас я пообедаю тобой.
Человек- 3-й ученик: — «Я тебя спас от смерти, а ты меня хочешь съесть! Разве это справедливость ?»
Тигр- 2-й ученик: — Брось болтать о справедливости.
Автор- 2-й ученик: — Зарычал тигр.
Тигр -2-й ученик: — Никакой справедливости не земле нет.
Человек 3-й ученик: — Нет, справедливость есть. Можешь спросить об этом кого хочешь. Каждый тебе скажет, что справедливость есть.
-Молодцы. Вам понравилось выступление наших детей? (да.)
6. Работа по содержанию сказки.
А теперь поработаем по учебнику с.95. Давайте вместе найдем ответ на главный вопрос сказки. Как он звучит — прочитайте.
-Вообще индийские сказки учат быть добрым, благодарным и справедливым.
-Найдите в тексте 3 часть ( со слов ……«Ну что тебе не понятно»…..)
-Прочитайте дословно как назвал автор шакала? (глупцом, бестолковым)
-Давайте прочитаем эту часть вслух красиво, выразительно. Не забывайте о том, что когда вы читаете для себя. А когда вы читаете вслух для окружающих, это значит всем должно быть интересно вас слушать. Помните о том, что оценивать других нужно объективно, т.е. справедливо. ( чтение по цепочке.)
7. Итог.
-Какой вывод можно сделать по этой сказке? ( И опять «Добро побеждает зло»). И если вы захотите прочитать побольше индийских сказок- то можете взять в нашей библиотеке этот сборник индийских сказок «Тысяча и одна ночь» (показ сборника).
Ребята, а в нашей жизни какие черты характера героев вы могли бы для себя взять? (честность, справедливость, рассудительность). Как нужно с людьми поступать? ( честно, всегда говорить правду). А как нельзя поступать? (нельзя обманывать людей)
8. Рефлексия учебной деятельности.
-Итак, ребята, понравился ли вам наш урок?
У вас на партах лежат конверты, в них у каждого по 3 квадрата — красный, желтый, зеленый. Давайте составим на доске итоговый коврик нашего урока: напоминаю, что зеленый квадрат обозначает что тебе все понравилось, желтый квадрат — есть вопросы, на которые бы ты захотел найти ответ, красный квадрат -тебе было трудно. ( дети подходят к доске по рядам и составляют свой коврик). Молодцы. Хорошо.
А теперь в конце урока послушайте полную версию чтения сказки »Хитрый шакал».
(включается презентация полного чтения сказки)
9.Домашнее задание.
Мы сегодня с вами хорошо поработали, вы молодцы. Домашнее задание будет такое — пересказать наиболее понравившийся вам отрывок из сказки.
10.Оценки за урок.
Всем спасибо.
Слайд №8- Спасибо за внимание!!!