Класс: 2.
Тип урока: открытие новых знаний.
Основные цели:
- Сформировать алгоритм плана для краткого пересказа текста;
- Формировать умения подробного и краткого пересказа по составленному плану.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.
Личностные умения:
- проявлять интерес к поступкам героев сказки;
- проявлять позитивное и сознательное отношение к чтению, желание читать народные сказки.
Познавательные умения:
- определять отличительные признаки жанра сказки и обосновывать своё мнение;
- определять тему и главную мысль сказки, обосновывая своё суждение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Коммуникативные умения:
- взаимодействовать в паре и группе при выполнении предлагаемых заданий, используя доступные речевые средства при представлении выполненного.
Предметные умения:
- работать с текстом народной сказки, составляя план;
- выразительно читать сказку по ролям;
- составлять краткий и подробный пересказ сказки.
Оборудование:
- мультимедиа проектор и экран;
- доска;
- презентация к уроку;
- карточки для работы в группах (на 5 этапе);
- «Литературное чтение. Учебник. I часть» сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская;
- Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива».
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке;
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- установить тематические рамки урока: народные сказки.
– Посмотрите на доску. Чему будет посвящен наш урок? (народным сказкам)
Презентация.
– Какие народные сказки вы знаете? (о животных, бытовые, волшебные)
– Добавлю, что вы узнаете о сказках что-то новое.
– Как вы будете это делать? (Нам надо пройти 2 этапа. Сначала вы предложите нам задания на повторение необходимых знаний, потом мы выполним задание для пробного действия и, скорее всего, у нас не получится и т. д.)
Презентация.
– Верно. Итак, начинаем с .. (С повторения необходимых знаний.)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Цель:
- учить осмысливать содержание текста и наблюдать за развитием сюжета в сказке,
- активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ;
- мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
- организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения .
1. Проверка домашнего задания.
– Какую народную сказку вы прочитали дома? (Хантыйская сказка «Идэ»)
– Рассмотрите географическую карту нашей Родины. Покажите, где живут ханты.
Презентация.
– А знаете ли вы, что у хантыйского народа не было своей азбуки, и только в 1931 году вышел в свет остяцкий букварь , а 1 ноября 1957 года вышла первая газета на хантыйском языке.
– А внимательно ли вы читали сказку?Посмотрите на рисунки и фотографии. Какое отношение они имеют к сказке?
Работа над значением слов «лодка-долблёнка», «колотушка», «тайга», «кедровка».
Презентация.
– Прочитайте родственные слова. (Кедр, кедровые, кедровка.)
– Выделите корень. (кедр-)
– Объясните их смысл.
– Восстановите план сказки «Идэ». [4]
Презентация.
- Трусишка Идэ.
- … (Как отучить Идэ всего бояться?)
- Бабушка и Идэ собирают орешки.
- Бабушкина хитрость.
- … (Остался Иде один в тайге.)
- Утром в тайге.
- … (Теперь ты ничего не будешь бояться.)
– Подробно перескажите сказку по плану. Воспользуйтесь алгоритмом подробного пересказа.
Учащиеся пересказывают 1-3 часть.
Презентация. (алгоритм пересказа)
Алгоритм составления плана для подробного пересказа.[4] (на доске)
- Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
- Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
- появление новой темы;
- появление нового героя;
- появление нового места действия.
- Записать название каждой части текста.
- Пересказать текст, используя составленный план: рассказать все события в определённой последовательности.
– Молодцы! Вы отлично справились с домашним заданием.
– Подведём итог. Итак, что я выбрала для повторения? (Проверку домашнего задания)
– А что будет дальше? (Вы предложите нам задание для пробного действия.)
– В чём особенность этого задания? (В нём обязательно есть для нас что-то новое.)
2. Задание для пробного действия.
– Попробуйте самостоятельно составить краткий пересказ 4 и 5 частей сказки.
– А что здесь для вас ново? (Мы никогда не составляли краткого пересказа сказки)
– Пробуйте.
– Проверим, что у вас получилось.
– Поднимите руку, кто может доказать, что ход его рассуждений был верным, и получен правильный результат.
Вопрос для тех, кто не поднял руку. | Вопросы для тех, кто поднял руку. |
Вы не подняли руку, значит, в чём ваше затруднение? (Мы не можем доказать, что правильно составили план краткого пересказа) | – Каким алгоритмом вы воспользуетесь для – доказательства? (Нам такой алгоритм неизвестен.) – Значит, вы можете доказать правильность хода своих рассуждений и получения результата? (Нет, не можем.) – Зафиксируйте своё затруднение. (Мы не можем доказать, что правильно рассуждали при выполнении задания и получили правильный результат) |
– Вы все поняли, что трудность есть. Что делать? (Надо разобраться, в чём причина этой трудности.)
III. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
- создать условия для проведения учащимися анализа своих действий;
- организовать выявление и фиксацию места и причины затруднения: нет алгоритма краткого пересказа.
– Давайте разберёмся.
– Что вы должны были сделать? (Составить краткий пересказ)
– Каким правилом вы пытались воспользоваться? (Алгоритмом подробного пересказа)
– Что же было для вас новым? (Мы не составляли краткого пересказа сказки.)
– Так в чём же причина вашего затруднения? Чего вы не знаете? (Нам неизвестен алгоритм краткого пересказа сказки.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- создать условия для формулирования учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий;
- согласовать тему урока;
- организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;
- организовать планирование учащимися своих дальнейших действий для построения нового знания.
– Какова же цель ваших дальнейших действий? (Построить алгоритм краткого пересказа сказки)
На доске открывается цельурока:
Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.
Или презентация.
– Как назовёте урок? (Краткий пересказ сказки «Идэ».)
Тема урока открывается на доске:
Краткий пересказ сказки «Идэ».
Или презентация.
– Составим план дальнейшей работы.
– Чем воспользуетесь сначала? (Алгоритмом плана для подробного пересказа…)
– А вам надо будет строить новый алгоритм или достаточно уточнить какой-то известный? (Достаточно уточнить известный алгоритм для составления плана подробного пересказа)
– Что сделаете потом? (Внесём изменения..)
– И, наконец, … (Сделаем вывод, построим алгоритм)
На доске появляется план работы, составленный учащимися:
- Воспользоваться алгоритмом для составления плана подробного пересказа. Определить, что следует изменить.
- Уточнить алгоритм в группах.
- Сделать вывод и составить алгоритм плана для краткого пересказа
– Что ж, пора действовать.
Презентация.
V. Реализация построенного проекта.
Цель:
- организовать построение нового способа выполнения краткого пересказа;
- организовать фиксацию нового способа действий в речи и знаково путём уточнения известного алгоритма подробного пересказа;
- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
– Действуйте по плану. С чего начнёте?
– Что дальше по плану? (Надо уточнить алгоритм.)
– Объединитесь в группы и уточните алгоритм.
Учитель руководит объединением детей в группы и раздаёт заготовки, лист А4, клей группам. Заготовки (8 листков):
- Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
- Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
- появление новой темы;
- появление нового героя;
- появление нового места действия.
- Записать название каждой части текста.
- Пересказать текст, используя составленный план:
- рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
- к каждой части нужно составить 2-3 предложения, связывая их между собой;
- нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
- рассказать все события в определённой последовательности.
– Выберите представителя от группы для отчёта. Посмотрим, что у вас получилось.
Представители групп отчитываются о рподеланной работе, представляя составленный алгоритм.
Презентация.
– Чем же отличается подробный пересказ от краткого?
Алгоритм составления плана для краткого пересказа. [4]
- Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
- Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
- появление новой темы;
- появление нового героя;
- появление нового места действия.
- Записать название каждой части текста.
- Пересказать текст, используя составленный план:
- рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
- к каждой части плана нужно сказать два-три предложения, связывая их между собой.
- нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
– Докажите, что вы достигли цели. (Мы построили алгоритм краткого пересказа)
– Что дальше? (Надо попробовать выполнить краткий пересказ)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
1) создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение алгоритма краткого пересказа с проговариванием во внешней речи.
– Перескажите 4 часть сказки, пользуясь составленным алгоритмом.
– Попробуйте пересказать 5 и 6 часть в парах.
Проверка работы в парах: учитель предлагает образец краткого пересказа, учащиеся оценивают свою работу.
Презентация.
– Где нам может пригодиться знание алгоритма краткого пересказа? (На уроках по чтению, окружающему миру, разговоре с друзьями и т. д.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися краткого пересказа;
- организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;
- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
– Выполните краткий пересказ 3 части.
– Проверьте себя по образцу.
Презентация.
– Какие трудности возникли при выполнении?
– Как надо было действовать?
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: учить осмысливать содержание текста, характеризовать героев сказки, оценивая их поступки.
– Прочитайте последнюю часть сказки по ролям. Охарактеризуйте поведение бабушки Имъял-Пая и внука Идэ.
– Определите главную мысль сказки (чему она учит).
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- организовать фиксацию учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
- организовать фиксацию в речи открытого алгоритма;
- организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;
- организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- согласовать домашнее задание.
– Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.)
Презентация.
– Достигли цели? Докажите.
– Расскажите, как проводим краткий пересказ.
– У кого остались трудности? Как будете действовать?
– Кто сегодня доволен своей работой ученика? Почему? Оцените свою работу по лесенке успеха, воспользовавшись предложенными критериями.
Презентация.
Домашнее задание.
– Подготовьте краткий пересказ любой прочитанной дома сказки, принесите книгу с этой сказкой на урок.
Список литературы:
- Сборник рабочих программ «Перспектива».
- Л.Г. Петерсон «Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…».
- Л.Г. Петерсон, Л.А. Аверкиева, Е.А. Гусева, М.А. Кубышева, Т.В. Текнеджян «Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…».
- Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива» (сайт www.prosv.ru/umk/perspektiva).
- Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под ред. Л.Г. Петерсон, 2 класс.
Обновлено: 10.01.2023
2. Познакомься со словарными словами, которые встретятся в сказке
Сирота – ребёнок, у которого
умер один или оба родителя.
За бабушкин подол держится –
всего боится.
Урожайный на кедровые орехи
год – богатый урожай орехов.
4. Лодка–долблёнка – самодельная лодка, выдолбленная из ствола дерева.
5. Тайга – дикий хвойный лес.
Кедровка – птица обитающая в тайге.
Эта любительница кедровых орешков – типичная жительница тайги.
Крепким длинным клювом она ловко достает семена из спелых шишек.
Набив ими зоб, кедровка улетает обедать на лесную опушку. А когда ее
ждут голодные птенцы, несет корм им в гнездо, свитое из веток и мха
на высокой сосне. К зиме она делает запасы орехов, пряча их в мох
или щели гнилых деревьев.
7. Кошёлка – небольшая корзинка.
Устно выбери подходящую к сказке.
У страха глаза велики.
Трусливому зайцу и пень волк.
Трус своей тени боится.
Храбрый не тот, кто страха не
знает, а кто узнал и навстречу ему
идёт.
Кто дрожит – тот бежит.
9. По данному плану запиши на видео пересказ сказки и отправь мне.
10. Критерии оценивания:
• Отметка «5» — пересказывает содержание
прочитанного самостоятельно, последовательно, не
упуская главного (подробно, или кратко, или по
плану), правильно отвечает на вопрос, умеет
подкрепить ответ на вопрос чтением
соответствующих отрывков.
• Отметка «4» -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам
исправляет их.
• Отметка «3» — пересказывает при помощи
наводящих вопросов родителя, не умеет
последовательно передать содержание
прочитанного, допускает речевые ошибки.
• Отметка «2» — не может передать содержание
прочитанного.
Выбери и продолжите любое
предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
Класс: 2.
Тип урока: открытие новых знаний.
Основные цели:
- Сформировать алгоритм плана для краткого пересказа текста;
- Формировать умения подробного и краткого пересказа по составленному плану.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.
Личностные умения:
- проявлять интерес к поступкам героев сказки;
- проявлять позитивное и сознательное отношение к чтению, желание читать народные сказки.
Познавательные умения:
- определять отличительные признаки жанра сказки и обосновывать своё мнение;
- определять тему и главную мысль сказки, обосновывая своё суждение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Коммуникативные умения:
- взаимодействовать в паре и группе при выполнении предлагаемых заданий, используя доступные речевые средства при представлении выполненного.
Предметные умения:
- работать с текстом народной сказки, составляя план;
- выразительно читать сказку по ролям;
- составлять краткий и подробный пересказ сказки.
Оборудование:
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке;
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- установить тематические рамки урока: народные сказки.
– Посмотрите на доску. Чему будет посвящен наш урок? (народным сказкам)
– Какие народные сказки вы знаете? (о животных, бытовые, волшебные)
– Добавлю, что вы узнаете о сказках что-то новое.
– Как вы будете это делать? (Нам надо пройти 2 этапа. Сначала вы предложите нам задания на повторение необходимых знаний, потом мы выполним задание для пробного действия и, скорее всего, у нас не получится и т. д.)
– Верно. Итак, начинаем с .. (С повторения необходимых знаний.)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
- учить осмысливать содержание текста и наблюдать за развитием сюжета в сказке,
- активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ;
- мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
- организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения .
1. Проверка домашнего задания.
– Рассмотрите географическую карту нашей Родины. Покажите, где живут ханты.
– А знаете ли вы, что у хантыйского народа не было своей азбуки, и только в 1931 году вышел в свет остяцкий букварь , а 1 ноября 1957 года вышла первая газета на хантыйском языке.
– А внимательно ли вы читали сказку?Посмотрите на рисунки и фотографии. Какое отношение они имеют к сказке?
– Прочитайте родственные слова. (Кедр, кедровые, кедровка.)
– Выделите корень. (кедр-)
– Объясните их смысл.
- Трусишка Идэ.
- … (Как отучить Идэ всего бояться?)
- Бабушка и Идэ собирают орешки.
- Бабушкина хитрость.
- … (Остался Иде один в тайге.)
- Утром в тайге.
- … (Теперь ты ничего не будешь бояться.)
– Подробно перескажите сказку по плану. Воспользуйтесь алгоритмом подробного пересказа.
Учащиеся пересказывают 1-3 часть.
Презентация. (алгоритм пересказа)
Алгоритм составления плана для подробного пересказа.[4] (на доске)
- Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
- Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
- появление новой темы;
- появление нового героя;
- появление нового места действия.
- Записать название каждой части текста.
- Пересказать текст, используя составленный план: рассказать все события в определённой последовательности.
– Молодцы! Вы отлично справились с домашним заданием.
– Подведём итог. Итак, что я выбрала для повторения? (Проверку домашнего задания)
– А что будет дальше? (Вы предложите нам задание для пробного действия.)
– В чём особенность этого задания? (В нём обязательно есть для нас что-то новое.)
2. Задание для пробного действия.
– Попробуйте самостоятельно составить краткий пересказ 4 и 5 частей сказки.
– А что здесь для вас ново? (Мы никогда не составляли краткого пересказа сказки)
– Проверим, что у вас получилось.
– Поднимите руку, кто может доказать, что ход его рассуждений был верным, и получен правильный результат.
Вопрос для тех, кто не поднял руку. | Вопросы для тех, кто поднял руку. |
Вы не подняли руку, значит, в чём ваше затруднение? (Мы не можем доказать, что правильно составили план краткого пересказа) | – Каким алгоритмом вы воспользуетесь для – доказательства? (Нам такой алгоритм неизвестен.) – Значит, вы можете доказать правильность хода своих рассуждений и получения результата? (Нет, не можем.) – Зафиксируйте своё затруднение. (Мы не можем доказать, что правильно рассуждали при выполнении задания и получили правильный результат) |
– Вы все поняли, что трудность есть. Что делать? (Надо разобраться, в чём причина этой трудности.)
III. Выявление места и причины затруднения.
- создать условия для проведения учащимися анализа своих действий;
- организовать выявление и фиксацию места и причины затруднения: нет алгоритма краткого пересказа.
– Что вы должны были сделать? (Составить краткий пересказ)
– Каким правилом вы пытались воспользоваться? (Алгоритмом подробного пересказа)
– Что же было для вас новым? (Мы не составляли краткого пересказа сказки.)
– Так в чём же причина вашего затруднения? Чего вы не знаете? (Нам неизвестен алгоритм краткого пересказа сказки.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- создать условия для формулирования учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий;
- согласовать тему урока;
- организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;
- организовать планирование учащимися своих дальнейших действий для построения нового знания.
– Какова же цель ваших дальнейших действий? (Построить алгоритм краткого пересказа сказки)
На доске открывается цельурока:
Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.
Тема урока открывается на доске:
– Составим план дальнейшей работы.
– Чем воспользуетесь сначала? (Алгоритмом плана для подробного пересказа…)
– А вам надо будет строить новый алгоритм или достаточно уточнить какой-то известный? (Достаточно уточнить известный алгоритм для составления плана подробного пересказа)
– Что сделаете потом? (Внесём изменения..)
– И, наконец, … (Сделаем вывод, построим алгоритм)
На доске появляется план работы, составленный учащимися:
- Воспользоваться алгоритмом для составления плана подробного пересказа. Определить, что следует изменить.
- Уточнить алгоритм в группах.
- Сделать вывод и составить алгоритм плана для краткого пересказа
– Что ж, пора действовать.
V. Реализация построенного проекта.
- организовать построение нового способа выполнения краткого пересказа;
- организовать фиксацию нового способа действий в речи и знаково путём уточнения известного алгоритма подробного пересказа;
- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
– Действуйте по плану. С чего начнёте?
– Что дальше по плану? (Надо уточнить алгоритм.)
– Объединитесь в группы и уточните алгоритм.
Учитель руководит объединением детей в группы и раздаёт заготовки, лист А4, клей группам. Заготовки (8 листков):
- Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
- Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
- появление новой темы;
- появление нового героя;
- появление нового места действия.
- Записать название каждой части текста.
- Пересказать текст, используя составленный план:
- рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
- к каждой части нужно составить 2-3 предложения, связывая их между собой;
- нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
- рассказать все события в определённой последовательности.
– Выберите представителя от группы для отчёта. Посмотрим, что у вас получилось.
Представители групп отчитываются о рподеланной работе, представляя составленный алгоритм.
– Чем же отличается подробный пересказ от краткого?
Алгоритм составления плана для краткого пересказа. [4]
- Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
- Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
- появление новой темы;
- появление нового героя;
- появление нового места действия.
- Записать название каждой части текста.
- Пересказать текст, используя составленный план:
- рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
- к каждой части плана нужно сказать два-три предложения, связывая их между собой.
- нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
– Докажите, что вы достигли цели. (Мы построили алгоритм краткого пересказа)
– Что дальше? (Надо попробовать выполнить краткий пересказ)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение алгоритма краткого пересказа с проговариванием во внешней речи.
– Перескажите 4 часть сказки, пользуясь составленным алгоритмом.
– Попробуйте пересказать 5 и 6 часть в парах.
Проверка работы в парах: учитель предлагает образец краткого пересказа, учащиеся оценивают свою работу.
– Где нам может пригодиться знание алгоритма краткого пересказа? (На уроках по чтению, окружающему миру, разговоре с друзьями и т. д.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- организовать самостоятельное выполнение учащимися краткого пересказа;
- организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;
- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
– Выполните краткий пересказ 3 части.
– Проверьте себя по образцу.
– Какие трудности возникли при выполнении?
– Как надо было действовать?
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: учить осмысливать содержание текста, характеризовать героев сказки, оценивая их поступки.
– Прочитайте последнюю часть сказки по ролям. Охарактеризуйте поведение бабушки Имъял-Пая и внука Идэ.
– Определите главную мысль сказки (чему она учит).
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- организовать фиксацию учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
- организовать фиксацию в речи открытого алгоритма;
- организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;
- организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- согласовать домашнее задание.
– Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.)
– Достигли цели? Докажите.
– Расскажите, как проводим краткий пересказ.
– У кого остались трудности? Как будете действовать?
– Кто сегодня доволен своей работой ученика? Почему? Оцените свою работу по лесенке успеха, воспользовавшись предложенными критериями.
Домашнее задание.
– Подготовьте краткий пересказ любой прочитанной дома сказки, принесите книгу с этой сказкой на урок.
Урок предназначе для 2-ых классов по УМК «Перспектива».
Технологическая карта урока
Литературное чтение, 2 класс
Учитель начальных классов Дехканова Василя Шарифулловна
Хантыйская сказка «Идэ»
Открытия нового знания
— проанализировать текст сказки; формировать навык осознанного чтения; умение определять главную мысль сказки;
— развивать умение осмысливать поступки персонажей, давать им оценку; развивать умение находить в сказке отражение быта и традиций народа;
— воспитывать чувство сопереживания.
Планируемые результаты обучения
Предметные: читать выразительно, осознанно, без ошибок; описывать героев, их действия, поступки; соотносить иллюстрации с содержанием произведения;
Личностные: проявлять — интерес к народной сказке и её героям; позитивное отношение к чтению;
Метапредметные:
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цели урока с помощью учителя , планировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленными целями;
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое доказательное высказывание;
Познавательные УУД: уметь извлекать информацию из текста, анализировать, синтезировать; оценивать прочитанное произведение с целью подготовки пересказа; делать выводы.
Формы работы обучающихся
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
1. Организационное начало урока
Регулятивные: формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении целей.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
-Добрый день, ребята! Хэерле кон, балалар !Вўща вәԓаты!
Ребята , вы поняли на каких языках я с вами здоровалась?
А третьий язык мы узнаем чуть позже.
Слушают, настраиваются на работу.
Отвечают на вопросы учителя
Умение структурировать знания.
Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.
Ребята,прочитайте стихотворение тихо, громко, ещё громче.
-Прочитать с ускорением.
-Прочитать очень быстро.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
Читают, меняя темп чтения.
2. Актуализация знаний
Морально-этическая ориентация; формирование нравственной позиции.
Включаются в диалог со сверстниками.
Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы.
— Ребята, давайте повторим, сказки каких народов вы читали?
— Чему учат нас эти сказки?
Сегодня познакомимся ещё с одной сказкой. Прочитайте название сказки, с которой мы сегодня познакомимся.(Учебник: стр. 71)
— Сделайте предположение по названию и иллюстрации, о чём сказка? Вас удивило название сказки?
— Кто автор сказки? В начале урока я с вами поздоровалась на хантском языке.
— Что вы знаете о хантах?
. Ханты — коренной народ в Западной Сибири. Самоназвание — ханши, хандэ, кантпэк. Бытуют локальные самоназвания: казым ех (люди Казыма), сыня ех (люди Сыни) и другие. Среди ханты выделяются три этнографические группы (северные, южные и восточные), отличающиеся диалектами, самоназваниями, особенностями в хозяйстве и культуре. Внутри каждой из них, в свою очередь, имеются территориальные объединения, различающиеся обычно по названиям обских и иртышских притоков: васюганские, салымские, казымские и др. В научной литературе ханты вместе с манси объединяются общим названием обские угры. До начала XX века русские называли ханты остяками.
Говорят на хантыйском языке, который вместе с мансийским и венгерским составляет угорскую группу финно-угорских языков. Имеется три группы диалектов: северная (обдорский, шурушкаро-березовский, казымский, шеркальский), южная (атлымский, леушинский, иртышско-кондинский) и восточная (сургутский, салымский, вахо-васюганский). В лексике хантыйского языка отразились тесные связи с соседями — ненцами, татарами, коми-зырянами.
Традиционные занятия ханты — рыболовство, таежная охота и оленеводство.
Эти народы всей своей жизнью, трудовой деятельностью связаны с природной средой, и у них исторически выработались способы использования естественных средств жизни, имеющих важное значение в экономическом и нравственном отношениях
— Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
Попробуйте определить цели нашего урока.
«Отвечают на вопросы.
3. Изучение нового материала
Поиск и выделение необходимой информации. Анализируют, обобщают.
Учатся находить и объяснять непонятные слова.
Сотрудничают в процессе поиска информации. Делятся мнениями, учатся учитывать позицию собеседника.
_Вам понравилась сказка?
— Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).
— Ребята, какие чувства вы испытали во время прослушивания сказки? Что вас особенно тронуло в сказке?
-Назовите главных героев сказки.
2.-Все ли слова вам были понятны?. Словарная работа.
Сирота – ребёнок, у которого умерли родители.
Лодка-долблёнка – самодельная лодка, выдолбленная из ствола дерева.
Тайга – дикий хвойный лес.
Кошёлка – небольшая корзинка.
Слушают сказку, отвечают на вопросы.
формирование эмоционального отношения к себе и своему здоровью.
Мы идём с тобой по тайке
Мы походим по опушке и найдем тропинку
Вот сорока на верхушке
Клювом чистит спинку.
5. Первичное закрепление
Стремятся к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения. Строить понятные для партнёра высказывания.
Проявлять эмоционально- ценностное отношение к маме и уважение к ценностям других народов.
Анализировать содержание сказки. Обосновывать свои суждения.
Оценивать результаты своей и чужой деятельности.
-1.Повторное чтение сказки
-А сейчас давайте, прочитаем сказку про себя.
2.Работа над текстом.
-Что вы узнали об Идэ.Найдите и прочитайте эти строчки.
-Почему бабушка решила оставить мальчика одного в тайге?
Как преодолевал Идэ свой страх?Найдите эти строчки в сказке.
— Чему учит нас эта сказка?
-Как бы вы поступили вместо бабушки?
Могла ли она по-другому помочь внуку перебороть страх? Найдите и прочитайте в конце текста слова-наставления бабушки.Вы согласны с ней? Выскажите свое мнение.А что бы вы посоветовали маленькому Идэ?
Отвечают на вопросы.
Высказывают свое мнения.
6. Включение нового знания в систему знаний
— Ребята, составьте из данных наборов слов пословицы и скажите, какие из них подходят к данной сказке. (работа в группах). Объясните почему.
На доске пословицы:
и птица боится, куста Пуганая
ушло пятки в Сердце.
счастье общем труде в Наше.
не семья знает Дружная печали
лист Дрожит осиновый как.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт.
Пуганая птица и куста боится.
Сердце ушло в пятки.
Дрожит как осиновый лист.
Наше счастье в общем труде.
Дружная семья не знает печали
Высказывают свои мнения.
Объясняют смысл пословиц.
7. Подведение итогов
Анализируют работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное.
— С какой сказкой вы познакомились?К какому народу принадлежит эта сказка?
— Как вы думаете, могла бы сказка закончится по — другому? А как?
— Можно ли перебороть свой страх??
-Чему учит эта сказка?
-Добились мы поставленных целей?
— Ребята, а как вы относитесь к трусости?
Отвечают на вопросы, анализируют прошедший урок, дополняют друг друга.
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
Осуществляют оценку своей собственной учебной деятельности на уроке.
9. Домашнее задание
А теперь мы все попрощаемся на хантском языке
Па ям вулум! — До свидания!
Слушают учителя, задают вопросы для уточнения. Записывают домашнее задание в дневник.
Речевая разминка В мире много сказок, грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Лампа Аладдина, в сказку нас веди. Башмачок хрустальный, помоги в пути. Мальчик Чиполлино, мишка Винни-Пух… Каждый нам в дороге настоящий друг. Пусть герои сказок дарят нам тепло, Пусть добро навеки побеждает зло!
Словарная работа Сирота – ребёнок, у которого умер один или оба родителя. За бабушкин подол держится – всего боится. Урожайный на кедровые орехи год – богатый урожай орехов.
Лодка–долблёнка – самодельная лодка, выдолбленная из ствола дерева.
Тайга – дикий хвойный лес.
Кошёлка – небольшая корзинка.
Пословицы У страха глаза велики. Трусливому зайцу и пень волк. Трус своей тени боится. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт. Кто дрожит – тот бежит.
Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остается одной из основных отраслей хозяйства.
Выбери и продолжите любое предложение: На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе «Перспектива» для 3 класса.
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе «Перспектива» 3 класс.
Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе «Перспектива» для 2 класса
Календарно-тематическое планирование к урокам литературного чтения по программе «Перспектива» для 2 класса.
Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Сказка «Два мороза»
В презентации представлены основные этапы работы над литературным произведением.
Презентация к уроку литературного чтения Александр Невский 4 класс Перспектива
Презентация включает все необходимые материалы к уроку литературного чтения «Александр Невский», «Слово о побоище ледовом» Н. Кончаловская.
Презентация к уроку литературное чтение Угадай сказку
Материал содержит задания необходимые для проверки знаний по предмету.
Презентация к уроку литературного чтения по сказке Чуковского «Федорино горе»
Презентация к уроку литературного чтения по сказке К.Чуковского «Федорино горе».
Читайте также:
- М пляцковский чему учат в школе конспект урока 4 класс
- Конспект воспитательного занятия в школе
- Конспект занятия логопедического в подготовительной группе на тему животные жарких и холодных стран
- Конспект экскурсии в младшей группе в прачечную
- География 8 класс домогацких конспект параграфа 14
Конспект урока по чтению
Тема: Хантыйская сказка «Идэ»
Цель :
познакомить учащихся с хантыйской сказкой «Идэ»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; развивать мышление, внимание, память.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества, давать характеристику героям сказки, соотносить пословицу и содержание, определять последовательность событий, рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Ход урока:
I Организационный момент
II Активное чтение
1.Учащиеся читают художественные книги.
2. Пересказ прочитанного (выборочно).
III Актуализация изученного материала
— Над каким разделом мы сейчас работаем?
— Что вы знаете о сказках? На какие группы они делятся?
— С какими сказками мы познакомились? Какие народы их сложили?
IV Проверка домашнего задания
— Какую сказку читали дома? Какая эта сказка бытовая, волшебная или о животных?
— Кто главные герои сказки? Кому из героев удалось принести репку? Прочитайте этот эпизод. Что белорусский народ хотел показать этой сказкой?
V Постановка целей урока
— Прочитайте название сказки. Удивило оно вас?
— Будет она отличаться от других прочитанных сказок? Как вы думаете, о чем она?
— Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
Сегодня мы познакомимся с хантыйской сказкой, которую написал народ — ханты. А что это за народ и где он расселён мы узнаем, обратившись к энциклопедии Википедия.
VI Работа по теме урока
-
Знакомство с народностью ханты.
-
Словарная работа.
Сирота — ребёнок, у которого умерли родители.
Лодка-долблёнка — самодельная лодка, выдолбленная из ствола дерева.
Тайга — дикий хвойный лес.
Кошёлка — небольшая корзинка.
-
Чтение сказки учителем и учениками.
Физминутка
— Какие чувства вы испытали, читая сказку? Что особенно тронуло в сказке?
4. Работа в группах.
Найдите ответ на вопрос в тексте:
1гр. — Что вы узнали о маленьком Идэ?
2 гр. — Почему бабушка решила оставить мальчика одного в тайге?
3 гр. — Как преодолевал Идэ свой страх?
Ответы детей.
5. Выборочное чтение
— Какие эпизоды из сказки изображены на иллюстрациях?
— Что сказала бабушка в конце сказки? Согласны вы с ней?
6. Работа в группах.
Составление плана к сказке.
— Расставьте пункты плана по порядку.
7. Работа с пословицами
— Прочитайте пословицы. Какая из них подходит к содержанию сказки?
VII Подведение итогов урока
С какой сказкой сегодня познакомились? К какому виду сказок она относится?
VIII Рефлексия
Продолжи предложение
Сегодня на уроке я узнал….
Я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Домашнее задание : Выразительно читать сказку.
Напоследок давайте выучим, как звучит на языке ханты
«до свидания» — « паяма у латы».
I группа
Сказка «Идэ»
План
Один в тайге.
В тайгу за орехами.
Идэ — сирота.
Смелый Идэ.
Хитрость бабушки.
Возвращение бабушки.