План к сказке идэ 2 класс литературное чтение

Класс: 2.

Тип урока: открытие новых знаний.

Основные цели:

  1. Сформировать алгоритм плана для краткого пересказа текста;
  2. Формировать умения подробного и краткого пересказа по составленному плану.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.

Личностные умения:

  • проявлять интерес к поступкам героев сказки;
  • проявлять позитивное и сознательное отношение к чтению, желание читать народные сказки.

Познавательные умения:

  • определять отличительные признаки жанра сказки и обосновывать своё мнение;
  • определять тему и главную мысль сказки, обосновывая своё суждение.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание, используя алгоритм;
  • адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

  • взаимодействовать в паре и группе при выполнении предлагаемых заданий, используя доступные речевые средства при представлении выполненного.

Предметные умения:

  • работать с текстом народной сказки, составляя план;
  • выразительно читать сказку по ролям;
  • составлять краткий и подробный пересказ сказки.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор и экран;
  • доска;
  • презентация к уроку;
  • карточки для работы в группах (на 5 этапе);
  • «Литературное чтение. Учебник. I часть» сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская;
  • Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива».

Ход урока 

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке;
  2. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
  3. установить тематические рамки урока: народные сказки.

– Посмотрите на доску. Чему будет посвящен наш урок? (народным сказкам)

Презентация.

– Какие народные сказки вы знаете? (о животных, бытовые, волшебные)

– Добавлю, что вы узнаете о сказках что-то новое.

– Как вы будете это делать? (Нам надо пройти 2 этапа. Сначала вы предложите нам задания на повторение необходимых знаний, потом мы выполним задание для пробного действия и, скорее всего, у нас не получится и т. д.)

Презентация.

– Верно. Итак, начинаем с .. (С повторения необходимых знаний.)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Цель:

  1. учить осмысливать содержание текста и наблюдать за развитием сюжета в сказке,
  2. активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ;
  3. мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
  4. организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
  5. организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения .

1. Проверка домашнего задания.

– Какую народную сказку вы прочитали дома? (Хантыйская сказка «Идэ»)

– Рассмотрите географическую карту нашей Родины. Покажите, где живут ханты.

Презентация.

– А знаете ли вы, что у хантыйского народа не было своей азбуки, и только в 1931 году вышел в свет остяцкий букварь , а 1 ноября 1957 года вышла первая газета на хантыйском языке.

– А внимательно ли вы читали сказку?Посмотрите на рисунки и фотографии. Какое отношение они имеют к сказке?

Работа над значением слов «лодка-долблёнка», «колотушка», «тайга», «кедровка».

Презентация.

– Прочитайте родственные слова. (Кедр, кедровые, кедровка.)

– Выделите корень. (кедр-)

– Объясните их смысл.

– Восстановите план сказки «Идэ». [4]

Презентация.

  1. Трусишка Идэ.
  2. … (Как отучить Идэ всего бояться?)
  3. Бабушка и Идэ собирают орешки.
  4. Бабушкина хитрость.
  5. … (Остался Иде один в тайге.)
  6. Утром в тайге.
  7. (Теперь ты ничего не будешь бояться.)

– Подробно перескажите сказку по плану. Воспользуйтесь алгоритмом подробного пересказа.

Учащиеся пересказывают 1-3 часть.

Презентация. (алгоритм пересказа)

Алгоритм составления плана для подробного пересказа.[4] (на доске)

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план: рассказать все события в определённой последовательности.

– Молодцы! Вы отлично справились с домашним заданием.

– Подведём итог. Итак, что я выбрала для повторения? (Проверку домашнего задания)

– А что будет дальше? (Вы предложите нам задание для пробного действия.)

– В чём особенность этого задания? (В нём обязательно есть для нас что-то новое.)

2. Задание для пробного действия.

– Попробуйте самостоятельно составить краткий пересказ 4 и 5 частей сказки.

– А что здесь для вас ново? (Мы никогда не составляли краткого пересказа сказки)

– Пробуйте.

– Проверим, что у вас получилось.

– Поднимите руку, кто может доказать, что ход его рассуждений был верным, и получен правильный результат.

Вопрос для тех, кто не поднял руку. Вопросы для тех, кто поднял руку.
Вы не подняли руку, значит, в чём ваше затруднение? (Мы не можем доказать, что правильно составили план краткого пересказа) – Каким алгоритмом вы воспользуетесь для – доказательства? (Нам такой алгоритм неизвестен.)
– Значит, вы можете доказать правильность хода своих рассуждений и получения результата? (Нет, не можем.)
– Зафиксируйте своё затруднение. (Мы не можем доказать, что правильно рассуждали при выполнении задания и получили правильный результат)

– Вы все поняли, что трудность есть. Что делать? (Надо разобраться, в чём причина этой трудности.)

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

  1. создать условия для проведения учащимися анализа своих действий;
  2. организовать выявление и фиксацию места и причины затруднения: нет алгоритма краткого пересказа.

– Давайте разберёмся.

– Что вы должны были сделать? (Составить краткий пересказ)

– Каким правилом вы пытались воспользоваться? (Алгоритмом подробного пересказа)

– Что же было для вас новым? (Мы не составляли краткого пересказа сказки.)

– Так в чём же причина вашего затруднения? Чего вы не знаете? (Нам неизвестен алгоритм краткого пересказа сказки.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

  1. создать условия для формулирования учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий;
  2. согласовать тему урока;
  3. организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;
  4. организовать планирование учащимися своих дальнейших действий для построения нового знания.

– Какова же цель ваших дальнейших действий? (Построить алгоритм краткого пересказа сказки)

На доске открывается цельурока:

Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.

Или презентация.

– Как назовёте урок? (Краткий пересказ сказки «Идэ».)

Тема урока открывается на доске:

Краткий пересказ сказки «Идэ».

Или презентация.

– Составим план дальнейшей работы.

– Чем воспользуетесь сначала? (Алгоритмом плана для подробного пересказа…)

– А вам надо будет строить новый алгоритм или достаточно уточнить какой-то известный? (Достаточно уточнить известный алгоритм для составления плана подробного пересказа)

– Что сделаете потом? (Внесём изменения..)

– И, наконец, … (Сделаем вывод, построим алгоритм)

На доске появляется план работы, составленный учащимися:

  1. Воспользоваться алгоритмом для составления плана подробного пересказа. Определить, что следует изменить.
  2. Уточнить алгоритм в группах.
  3. Сделать вывод и составить алгоритм плана для краткого пересказа

– Что ж, пора действовать.

Презентация.

V. Реализация построенного проекта.

Цель:

  1. организовать построение нового способа выполнения краткого пересказа;
  2. организовать фиксацию нового способа действий в речи и знаково путём уточнения известного алгоритма подробного пересказа;
  3. зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

– Действуйте по плану. С чего начнёте?

– Что дальше по плану? (Надо уточнить алгоритм.)

– Объединитесь в группы и уточните алгоритм.

Учитель руководит объединением детей в группы и раздаёт заготовки, лист А4, клей группам. Заготовки (8 листков):

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план:
    • рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
    • к каждой части нужно составить 2-3 предложения, связывая их между собой;
    • нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
    • рассказать все события в определённой последовательности.

– Выберите представителя от группы для отчёта. Посмотрим, что у вас получилось.

Представители групп отчитываются о рподеланной работе, представляя составленный алгоритм.

Презентация.

– Чем же отличается подробный пересказ от краткого?

Алгоритм составления плана для краткого пересказа. [4]

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план:
    • рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
    • к каждой части плана нужно сказать два-три предложения, связывая их между собой.
    • нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.

– Докажите, что вы достигли цели. (Мы построили алгоритм краткого пересказа)

– Что дальше? (Надо попробовать выполнить краткий пересказ)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

1) создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение алгоритма краткого пересказа с проговариванием во внешней речи.

– Перескажите 4 часть сказки, пользуясь составленным алгоритмом.

– Попробуйте пересказать 5 и 6 часть в парах.

Проверка работы в парах: учитель предлагает образец краткого пересказа, учащиеся оценивают свою работу.

Презентация.

– Где нам может пригодиться знание алгоритма краткого пересказа? (На уроках по чтению, окружающему миру, разговоре с друзьями и т. д.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

  1. организовать самостоятельное выполнение учащимися краткого пересказа;
  2. организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;
  3. создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

– Выполните краткий пересказ 3 части.

– Проверьте себя по образцу.

Презентация.

– Какие трудности возникли при выполнении?

– Как надо было действовать?

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: учить осмысливать содержание текста, характеризовать героев сказки, оценивая их поступки.

– Прочитайте последнюю часть сказки по ролям. Охарактеризуйте поведение бабушки Имъял-Пая и внука Идэ.

– Определите главную мысль сказки (чему она учит).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

  1. организовать фиксацию учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
  2. организовать фиксацию в речи открытого алгоритма;
  3. организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;
  4. организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
  5. согласовать домашнее задание.

– Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.)

Презентация.

– Достигли цели? Докажите.

– Расскажите, как проводим краткий пересказ.

– У кого остались трудности? Как будете действовать?

– Кто сегодня доволен своей работой ученика? Почему? Оцените свою работу по лесенке успеха, воспользовавшись предложенными критериями.

Презентация.

Домашнее задание.

– Подготовьте краткий пересказ любой прочитанной дома сказки, принесите книгу с этой сказкой на урок.

Список литературы:

  1. Сборник рабочих программ «Перспектива».
  2. Л.Г. Петерсон «Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…».
  3. Л.Г. Петерсон, Л.А. Аверкиева, Е.А. Гусева, М.А. Кубышева, Т.В. Текнеджян «Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…».
  4. Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива» (сайт www.prosv.ru/umk/perspektiva).
  5. Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под ред. Л.Г. Петерсон, 2 класс.

Обновлено: 10.01.2023

2. Познакомься со словарными словами, которые встретятся в сказке

Сирота – ребёнок, у которого
умер один или оба родителя.
За бабушкин подол держится –
всего боится.
Урожайный на кедровые орехи
год – богатый урожай орехов.

4. Лодка–долблёнка – самодельная лодка, выдолбленная из ствола дерева.

5. Тайга – дикий хвойный лес.

Кедровка – птица обитающая в тайге.
Эта любительница кедровых орешков – типичная жительница тайги.
Крепким длинным клювом она ловко достает семена из спелых шишек.
Набив ими зоб, кедровка улетает обедать на лесную опушку. А когда ее
ждут голодные птенцы, несет корм им в гнездо, свитое из веток и мха
на высокой сосне. К зиме она делает запасы орехов, пряча их в мох
или щели гнилых деревьев.

7. Кошёлка – небольшая корзинка.

Устно выбери подходящую к сказке.
У страха глаза велики.
Трусливому зайцу и пень волк.
Трус своей тени боится.
Храбрый не тот, кто страха не
знает, а кто узнал и навстречу ему
идёт.
Кто дрожит – тот бежит.

9. По данному плану запиши на видео пересказ сказки и отправь мне.

10. Критерии оценивания:

• Отметка «5» — пересказывает содержание
прочитанного самостоятельно, последовательно, не
упуская главного (подробно, или кратко, или по
плану), правильно отвечает на вопрос, умеет
подкрепить ответ на вопрос чтением
соответствующих отрывков.
• Отметка «4» -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам
исправляет их.
• Отметка «3» — пересказывает при помощи
наводящих вопросов родителя, не умеет
последовательно передать содержание
прочитанного, допускает речевые ошибки.
• Отметка «2» — не может передать содержание
прочитанного.

Выбери и продолжите любое
предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…

Класс: 2.

Тип урока: открытие новых знаний.

Основные цели:

  1. Сформировать алгоритм плана для краткого пересказа текста;
  2. Формировать умения подробного и краткого пересказа по составленному плану.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.

Личностные умения:

  • проявлять интерес к поступкам героев сказки;
  • проявлять позитивное и сознательное отношение к чтению, желание читать народные сказки.

Познавательные умения:

  • определять отличительные признаки жанра сказки и обосновывать своё мнение;
  • определять тему и главную мысль сказки, обосновывая своё суждение.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание, используя алгоритм;
  • адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

  • взаимодействовать в паре и группе при выполнении предлагаемых заданий, используя доступные речевые средства при представлении выполненного.

Предметные умения:

  • работать с текстом народной сказки, составляя план;
  • выразительно читать сказку по ролям;
  • составлять краткий и подробный пересказ сказки.

Оборудование:

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

  1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке;
  2. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
  3. установить тематические рамки урока: народные сказки.

– Посмотрите на доску. Чему будет посвящен наш урок? (народным сказкам)

– Какие народные сказки вы знаете? (о животных, бытовые, волшебные)

– Добавлю, что вы узнаете о сказках что-то новое.

– Как вы будете это делать? (Нам надо пройти 2 этапа. Сначала вы предложите нам задания на повторение необходимых знаний, потом мы выполним задание для пробного действия и, скорее всего, у нас не получится и т. д.)

– Верно. Итак, начинаем с .. (С повторения необходимых знаний.)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

  1. учить осмысливать содержание текста и наблюдать за развитием сюжета в сказке,
  2. активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ;
  3. мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
  4. организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
  5. организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения .

1. Проверка домашнего задания.

– Рассмотрите географическую карту нашей Родины. Покажите, где живут ханты.

– А знаете ли вы, что у хантыйского народа не было своей азбуки, и только в 1931 году вышел в свет остяцкий букварь , а 1 ноября 1957 года вышла первая газета на хантыйском языке.

– А внимательно ли вы читали сказку?Посмотрите на рисунки и фотографии. Какое отношение они имеют к сказке?

– Прочитайте родственные слова. (Кедр, кедровые, кедровка.)

– Выделите корень. (кедр-)

– Объясните их смысл.

  1. Трусишка Идэ.
  2. … (Как отучить Идэ всего бояться?)
  3. Бабушка и Идэ собирают орешки.
  4. Бабушкина хитрость.
  5. … (Остался Иде один в тайге.)
  6. Утром в тайге.
  7. (Теперь ты ничего не будешь бояться.)

– Подробно перескажите сказку по плану. Воспользуйтесь алгоритмом подробного пересказа.

Учащиеся пересказывают 1-3 часть.

Презентация. (алгоритм пересказа)

Алгоритм составления плана для подробного пересказа.[4] (на доске)

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план: рассказать все события в определённой последовательности.

– Молодцы! Вы отлично справились с домашним заданием.

– Подведём итог. Итак, что я выбрала для повторения? (Проверку домашнего задания)

– А что будет дальше? (Вы предложите нам задание для пробного действия.)

– В чём особенность этого задания? (В нём обязательно есть для нас что-то новое.)

2. Задание для пробного действия.

– Попробуйте самостоятельно составить краткий пересказ 4 и 5 частей сказки.

– А что здесь для вас ново? (Мы никогда не составляли краткого пересказа сказки)

– Проверим, что у вас получилось.

– Поднимите руку, кто может доказать, что ход его рассуждений был верным, и получен правильный результат.

Вопрос для тех, кто не поднял руку. Вопросы для тех, кто поднял руку.
Вы не подняли руку, значит, в чём ваше затруднение? (Мы не можем доказать, что правильно составили план краткого пересказа) – Каким алгоритмом вы воспользуетесь для – доказательства? (Нам такой алгоритм неизвестен.)
– Значит, вы можете доказать правильность хода своих рассуждений и получения результата? (Нет, не можем.)
– Зафиксируйте своё затруднение. (Мы не можем доказать, что правильно рассуждали при выполнении задания и получили правильный результат)

– Вы все поняли, что трудность есть. Что делать? (Надо разобраться, в чём причина этой трудности.)

III. Выявление места и причины затруднения.

  1. создать условия для проведения учащимися анализа своих действий;
  2. организовать выявление и фиксацию места и причины затруднения: нет алгоритма краткого пересказа.

– Что вы должны были сделать? (Составить краткий пересказ)

– Каким правилом вы пытались воспользоваться? (Алгоритмом подробного пересказа)

– Что же было для вас новым? (Мы не составляли краткого пересказа сказки.)

– Так в чём же причина вашего затруднения? Чего вы не знаете? (Нам неизвестен алгоритм краткого пересказа сказки.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

  1. создать условия для формулирования учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий;
  2. согласовать тему урока;
  3. организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;
  4. организовать планирование учащимися своих дальнейших действий для построения нового знания.

– Какова же цель ваших дальнейших действий? (Построить алгоритм краткого пересказа сказки)

На доске открывается цельурока:

Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.

Тема урока открывается на доске:

– Составим план дальнейшей работы.

– Чем воспользуетесь сначала? (Алгоритмом плана для подробного пересказа…)

– А вам надо будет строить новый алгоритм или достаточно уточнить какой-то известный? (Достаточно уточнить известный алгоритм для составления плана подробного пересказа)

– Что сделаете потом? (Внесём изменения..)

– И, наконец, … (Сделаем вывод, построим алгоритм)

На доске появляется план работы, составленный учащимися:

  1. Воспользоваться алгоритмом для составления плана подробного пересказа. Определить, что следует изменить.
  2. Уточнить алгоритм в группах.
  3. Сделать вывод и составить алгоритм плана для краткого пересказа

– Что ж, пора действовать.

V. Реализация построенного проекта.

  1. организовать построение нового способа выполнения краткого пересказа;
  2. организовать фиксацию нового способа действий в речи и знаково путём уточнения известного алгоритма подробного пересказа;
  3. зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

– Действуйте по плану. С чего начнёте?

– Что дальше по плану? (Надо уточнить алгоритм.)

– Объединитесь в группы и уточните алгоритм.

Учитель руководит объединением детей в группы и раздаёт заготовки, лист А4, клей группам. Заготовки (8 листков):

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план:
    • рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
    • к каждой части нужно составить 2-3 предложения, связывая их между собой;
    • нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
    • рассказать все события в определённой последовательности.

– Выберите представителя от группы для отчёта. Посмотрим, что у вас получилось.

Представители групп отчитываются о рподеланной работе, представляя составленный алгоритм.

– Чем же отличается подробный пересказ от краткого?

Алгоритм составления плана для краткого пересказа. [4]

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план:
    • рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
    • к каждой части плана нужно сказать два-три предложения, связывая их между собой.
    • нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.

– Докажите, что вы достигли цели. (Мы построили алгоритм краткого пересказа)

– Что дальше? (Надо попробовать выполнить краткий пересказ)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение алгоритма краткого пересказа с проговариванием во внешней речи.

– Перескажите 4 часть сказки, пользуясь составленным алгоритмом.

– Попробуйте пересказать 5 и 6 часть в парах.

Проверка работы в парах: учитель предлагает образец краткого пересказа, учащиеся оценивают свою работу.

– Где нам может пригодиться знание алгоритма краткого пересказа? (На уроках по чтению, окружающему миру, разговоре с друзьями и т. д.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1. организовать самостоятельное выполнение учащимися краткого пересказа;
  2. организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;
  3. создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

– Выполните краткий пересказ 3 части.

– Проверьте себя по образцу.

– Какие трудности возникли при выполнении?

– Как надо было действовать?

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: учить осмысливать содержание текста, характеризовать героев сказки, оценивая их поступки.

– Прочитайте последнюю часть сказки по ролям. Охарактеризуйте поведение бабушки Имъял-Пая и внука Идэ.

– Определите главную мысль сказки (чему она учит).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  1. организовать фиксацию учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
  2. организовать фиксацию в речи открытого алгоритма;
  3. организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;
  4. организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
  5. согласовать домашнее задание.

– Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.)

– Достигли цели? Докажите.

– Расскажите, как проводим краткий пересказ.

– У кого остались трудности? Как будете действовать?

– Кто сегодня доволен своей работой ученика? Почему? Оцените свою работу по лесенке успеха, воспользовавшись предложенными критериями.

Домашнее задание.

– Подготовьте краткий пересказ любой прочитанной дома сказки, принесите книгу с этой сказкой на урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначе для 2-ых классов по УМК «Перспектива».

Технологическая карта урока

Литературное чтение, 2 класс

Учитель начальных классов Дехканова Василя Шарифулловна

Хантыйская сказка «Идэ»

Открытия нового знания

— проанализировать текст сказки; формировать навык осознанного чтения; умение определять главную мысль сказки;

— развивать умение осмысливать поступки персонажей, давать им оценку; развивать умение находить в сказке отражение быта и традиций народа;

— воспитывать чувство сопереживания.

Планируемые результаты обучения

Предметные: читать выразительно, осознанно, без ошибок; описывать героев, их действия, поступки; соотносить иллюстрации с содержанием произведения;

Личностные: проявлять — интерес к народной сказке и её героям; позитивное отношение к чтению;

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цели урока с помощью учителя , планировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленными целями;

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое доказательное высказывание;

Познавательные УУД: уметь извлекать информацию из текста, анализировать, синтезировать; оценивать прочитанное произведение с целью подготовки пересказа; делать выводы.

Формы работы обучающихся

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

1. Организационное начало урока

Регулятивные: формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении целей.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
-Добрый день, ребята! Хэерле кон, балалар !Вўща вәԓаты!

Ребята , вы поняли на каких языках я с вами здоровалась?

А третьий язык мы узнаем чуть позже.

Слушают, настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя

Умение структурировать знания.

Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Ребята,прочитайте стихотворение тихо, громко, ещё громче.

-Прочитать с ускорением.

-Прочитать очень быстро.

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

Читают, меняя темп чтения.

2. Актуализация знаний

Морально-этическая ориентация; формирование нравственной позиции.

Включаются в диалог со сверстниками.

Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы.

— Ребята, давайте повторим, сказки каких народов вы читали?

— Чему учат нас эти сказки?

Сегодня познакомимся ещё с одной сказкой. Прочитайте название сказки, с которой мы сегодня познакомимся.(Учебник: стр. 71)

— Сделайте предположение по названию и иллюстрации, о чём сказка? Вас удивило название сказки?

— Кто автор сказки? В начале урока я с вами поздоровалась на хантском языке.

— Что вы знаете о хантах?

. Ханты — коренной народ в Западной Сибири. Самоназвание — ханши, хандэ, кантпэк. Бытуют локальные самоназвания: казым ех (люди Казыма), сыня ех (люди Сыни) и другие. Среди ханты выделяются три этнографические группы (северные, южные и восточные), отличающиеся диалектами, самоназваниями, особенностями в хозяйстве и культуре. Внутри каждой из них, в свою очередь, имеются территориальные объединения, различающиеся обычно по названиям обских и иртышских притоков: васюганские, салымские, казымские и др. В научной литературе ханты вместе с манси объединяются общим названием обские угры. До начала XX века русские называли ханты остяками.

Говорят на хантыйском языке, который вместе с мансийским и венгерским составляет угорскую группу финно-угорских языков. Имеется три группы диалектов: северная (обдорский, шурушкаро-березовский, казымский, шеркальский), южная (атлымский, леушинский, иртышско-кондинский) и восточная (сургутский, салымский, вахо-васюганский). В лексике хантыйского языка отразились тесные связи с соседями — ненцами, татарами, коми-зырянами.

Традиционные занятия ханты — рыболовство, таежная охота и оленеводство.

Эти народы всей своей жизнью, трудовой деятельностью связаны с природной средой, и у них исторически выработались способы использования естественных средств жизни, имеющих важное значение в экономическом и нравственном отношениях

— Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

Попробуйте определить цели нашего урока.

«Отвечают на вопросы.

3. Изучение нового материала

Поиск и выделение необходимой информации. Анализируют, обобщают.

Учатся находить и объяснять непонятные слова.

Сотрудничают в процессе поиска информации. Делятся мнениями, учатся учитывать позицию собеседника.

_Вам понравилась сказка?

— Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).

— Ребята, какие чувства вы испытали во время прослушивания сказки? Что вас особенно тронуло в сказке?

-Назовите главных героев сказки.

2.-Все ли слова вам были понятны?. Словарная работа.

Сирота – ребёнок, у которого умерли родители.
Лодка-долблёнка – самодельная лодка, выдолбленная из ствола дерева.
Тайга – дикий хвойный лес.
Кошёлка – небольшая корзинка.

Слушают сказку, отвечают на вопросы.

формирование эмоционального отношения к себе и своему здоровью.

Мы идём с тобой по тайке

Мы походим по опушке и найдем тропинку
Вот сорока на верхушке

Клювом чистит спинку.

5. Первичное закрепление

Стремятся к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения. Строить понятные для партнёра высказывания.

Проявлять эмоционально- ценностное отношение к маме и уважение к ценностям других народов.

Анализировать содержание сказки. Обосновывать свои суждения.

Оценивать результаты своей и чужой деятельности.

-1.Повторное чтение сказки

-А сейчас давайте, прочитаем сказку про себя.

2.Работа над текстом.

-Что вы узнали об Идэ.Найдите и прочитайте эти строчки.

-Почему бабушка решила оставить мальчика одного в тайге?

Как преодолевал Идэ свой страх?Найдите эти строчки в сказке.

— Чему учит нас эта сказка?

-Как бы вы поступили вместо бабушки?

Могла ли она по-другому помочь внуку перебороть страх? Найдите и прочитайте в конце текста слова-наставления бабушки.Вы согласны с ней? Выскажите свое мнение.А что бы вы посоветовали маленькому Идэ?

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнения.

6. Включение нового знания в систему знаний

— Ребята, составьте из данных наборов слов пословицы и скажите, какие из них подходят к данной сказке. (работа в группах). Объясните почему.

На доске пословицы:

и птица боится, куста Пуганая

ушло пятки в Сердце.

счастье общем труде в Наше.

не семья знает Дружная печали

лист Дрожит осиновый как.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт.

Пуганая птица и куста боится.

Сердце ушло в пятки.

Дрожит как осиновый лист.

Наше счастье в общем труде.

Дружная семья не знает печали

Высказывают свои мнения.

Объясняют смысл пословиц.

7. Подведение итогов

Анализируют работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное.

— С какой сказкой вы познакомились?К какому народу принадлежит эта сказка?

— Как вы думаете, могла бы сказка закончится по — другому? А как?

— Можно ли перебороть свой страх??

-Чему учит эта сказка?

-Добились мы поставленных целей?

— Ребята, а как вы относитесь к трусости?

Отвечают на вопросы, анализируют прошедший урок, дополняют друг друга.

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

Осуществляют оценку своей собственной учебной деятельности на уроке.

9. Домашнее задание

А теперь мы все попрощаемся на хантском языке

Па ям вулум! — До свидания!

Слушают учителя, задают вопросы для уточнения. Записывают домашнее задание в дневник.

Речевая разминка В мире много сказок, грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Лампа Аладдина, в сказку нас веди. Башмачок хрустальный, помоги в пути. Мальчик Чиполлино, мишка Винни-Пух… Каждый нам в дороге настоящий друг. Пусть герои сказок дарят нам тепло, Пусть добро навеки побеждает зло!

Словарная работа Сирота – ребёнок, у которого умер один или оба родителя. За бабушкин подол держится – всего боится. Урожайный на кедровые орехи год – богатый урожай орехов.

Лодка–долблёнка – самодельная лодка, выдолбленная из ствола дерева.

Тайга – дикий хвойный лес.

Кошёлка – небольшая корзинка.

Пословицы У страха глаза велики. Трусливому зайцу и пень волк. Трус своей тени боится. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт. Кто дрожит – тот бежит.

Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остается одной из основных отраслей хозяйства.

Выбери и продолжите любое предложение: На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе «Перспектива» для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе «Перспектива» 3 класс.

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе «Перспектива» для 2 класса

Календарно-тематическое планирование к урокам литературного чтения по программе «Перспектива» для 2 класса.

Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Сказка «Два мороза»

В презентации представлены основные этапы работы над литературным произведением.

Презентация к уроку литературного чтения Александр Невский 4 класс Перспектива

Презентация включает все необходимые материалы к уроку литературного чтения «Александр Невский», «Слово о побоище ледовом» Н. Кончаловская.

Презентация к уроку литературное чтение Угадай сказку

Материал содержит задания необходимые для проверки знаний по предмету.

Презентация к уроку литературного чтения по сказке Чуковского «Федорино горе»

Презентация к уроку литературного чтения по сказке К.Чуковского «Федорино горе».

Читайте также:

      

  • М пляцковский чему учат в школе конспект урока 4 класс
  •   

  • Конспект воспитательного занятия в школе
  •   

  • Конспект занятия логопедического в подготовительной группе на тему животные жарких и холодных стран
  •   

  • Конспект экскурсии в младшей группе в прачечную
  •   

  • География 8 класс домогацких конспект параграфа 14

Конспект урока по чтению

Тема: Хантыйская сказка «Идэ»

Цель :

познакомить учащихся с хантыйской сказкой «Идэ»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; развивать мышление, внимание, память.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества, давать характеристику героям сказки, соотносить пословицу и содержание, определять последовательность событий, рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Ход урока:

I Организационный момент

II Активное чтение

1.Учащиеся читают художественные книги.

2. Пересказ прочитанного (выборочно).

III Актуализация изученного материала

— Над каким разделом мы сейчас работаем?

— Что вы знаете о сказках? На какие группы они делятся?

— С какими сказками мы познакомились? Какие народы их сложили?

IV Проверка домашнего задания

— Какую сказку читали дома? Какая эта сказка бытовая, волшебная или о животных?

— Кто главные герои сказки? Кому из героев удалось принести репку? Прочитайте этот эпизод. Что белорусский народ хотел показать этой сказкой?

V Постановка целей урока

— Прочитайте название сказки. Удивило оно вас?

— Будет она отличаться от других прочитанных сказок? Как вы думаете, о чем она?

— Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

Сегодня мы познакомимся с хантыйской сказкой, которую написал народ — ханты. А что это за народ и где он расселён мы узнаем, обратившись к энциклопедии Википедия.

VI Работа по теме урока

  1. Знакомство с народностью ханты.

  2. Словарная работа.

Сирота — ребёнок, у которого умерли родители.
Лодка-долблёнка — самодельная лодка, выдолбленная из ствола дерева.
Тайга — дикий хвойный лес.
Кошёлка — небольшая корзинка.

  1. Чтение сказки учителем и учениками.

Физминутка

— Какие чувства вы испытали, читая сказку? Что особенно тронуло в сказке?

4. Работа в группах.

Найдите ответ на вопрос в тексте:

1гр. — Что вы узнали о маленьком Идэ?

2 гр. — Почему бабушка решила оставить мальчика одного в тайге?

3 гр. — Как преодолевал Идэ свой страх?

Ответы детей.

5. Выборочное чтение

— Какие эпизоды из сказки изображены на иллюстрациях?

— Что сказала бабушка в конце сказки? Согласны вы с ней?

6. Работа в группах.

Составление плана к сказке.

— Расставьте пункты плана по порядку.

7. Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы. Какая из них подходит к содержанию сказки?

VII Подведение итогов урока

С какой сказкой сегодня познакомились? К какому виду сказок она относится?

VIII Рефлексия

Продолжи предложение

Сегодня на уроке я узнал….

Я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Домашнее задание : Выразительно читать сказку.

Напоследок давайте выучим, как звучит на языке ханты

«до свидания» — « паяма у латы».

I группа

Сказка «Идэ»

План

Один в тайге.

В тайгу за орехами.

Идэ — сирота.

Смелый Идэ.

Хитрость бабушки.

Возвращение бабушки.

  • План к сказке иван царевич и серый волк для 3 класса по литературному чтению
  • План к рассказу клен міхась пазнякоў
  • План к сказке иван царевич и серый волк 3 класс литература климанова
  • План к рассказу искусный ковровщик
  • План к сказке золотая рыба индийская народная сказка