План к сказке каша из топора 2 класс литературное чтение

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

Как составить план сказки » Каша из топора «?

Как написать план русской народной сказки » Каша из топора » ?

7 ответов:



8



0

Составление плана русской народной сказки » Каша из топора » не должно вызвать у ребят большой проблемы, и занять много времени ( произведение ведь очень маленькое ), если они уже научились делить текст на части и определять основную мысль из каждого фрагмента.

Например, у меня получился следующий план данной сказки.

  1. Приход солдата в деревню.
  2. Старуха отказывается накормить служивого.
  3. Чудное предложение солдата хозяйке.
  4. Начало варки необычной каши.
  5. Добавление в варево соли.
  6. Старуха расщедрилась на крупу.
  7. У хозяйки нашлось масло.
  8. Заправский обед.
  9. Недоварившийся топор.
  10. Служивый отправляется в дальнюю путь-дорожку.

Как составить план сказки " Каша из топора "?



4



0

Сказка «Каша из топора» рассказывает нам о бравом солдате, который возвращался домой. На его пути встретилась изба, а открыла ему старуха. А дальше повествуется о том, как изобретательный солдат умудрился из топора вкусную кашу сварить.

План к сказке «Каша из топора» может быть таким:

1). Возвращение солдата со службы.

2). Голодный солдат просится в избу старухи отдохнуть.

3). Старуха кров предоставила, а кормить солдата не хочет.

4). Солдат находит топор и предлагает сварить из него кашу.

5). Топор варится, а солдату не хватает соли, крупы и масла.

6). Старуха предоставляет солдату все компоненты для каши.

7). Солдат и старуха едят наваристую вкусную кашу.

8). Солдат собирается в дорогу, а топор требует доваривания.

9). Сытый и отдохнувший солдат уходит с топором.



2



0

План к сказке «Каша из топора»:

  1. Солдат возвращается из службы.
  2. По пути он стучит в избу старухи и просит переночевать и покушать.
  3. Старуха соглашается пустить с ночевкой, а вот накормить отказывается.
  4. Тогда солдат придумывает как обмануть жадную старуху.
  5. Солдат предлагает старухе сварить кашу из топора.
  6. Солдат просит у старухи котел, затем крупу, масло и соль.
  7. Каша сварена, старуха и солдат кушают кашу из топора.
  8. Старуха радуется, что так здорово смогла обмануть солдата.
  9. Солдат забирает «недоваренный» топор и уходит дальше.

Сказка учит тому, что если проявить смекалку, то не пропадешь в любой ситуации.



1



0

В любом произведении заложен смысл, идея и это является основой в дальнейшем для составления плана написания. В сказке «Каша из топора» можно выделить несколько частей, которые можно озаглавить следующим образом:

  1. В какую избу постучался старый солдат ? 2. Что сказал солдат старухе ? 3. Какой был ответ солдату ? 4. Из чего солдат предложил сварить суп? 5. Первая просьба солдата к старухе. 6. Что попросил солдат во второй раз ? 7. Третья просьба солдата ? 8. О чем спросила хозяйка солдата, когда они ели кашу? 9. Что ответил солдат ?



1



0

Итак, солдат в сказке «Каша из топора» идет домой, на побывку. Дорога дальняя, солдат устал,он голоден. Он просится отдохнуть в первый попавшийся дом. А там живет очень жадная старуха. И солдат понимает, что без хитрости у этой старухи даже каши не выпросишь. Вот он и начинает готовить кашу из топора, попутно получая все необходимые ингредиенты для настоящей, наваристой каши. Особенно хорош коне сказки — «припрятал топор в ранец». А топор в прошлом вещь ценная и дорогая. В общем научил солдат старуху уму-разуму.

План сказки «Каша из топора» для пересказа:

  1. Долгий путь на побывку
  2. Негостеприимная старушка
  3. Предложение солдата сварить кашу из топора
  4. Варка топора
  5. Соль, крупа и масло
  6. Вкусная каша
  7. Недоваренный топор.



0



0

План сказки «Каша из топора» для пересказа

Эта сказка рассказывает о находчивом солдате, который умудрился получить обед от скупой старухи.

1). Уставший и голодный солдат стучится в дом.

2). Старуха пускает солдата, но не кормит.

3). Солдат старухе предлагает сварить кашу из топора.

4). Помешивая кашу, солдат говорит, что не достает соли, оптом крупы и масла.

5). Старуха поочередно дает ему необходимое.

6). Готовую кашу едят вместе.

7). «Недоварившийся» топор уносит с собой солдат.



0



0

Очень поучительная сказка «Каша из топора» о том, как благодаря смекалки можно выйти практически из любой сложной ситуации. Итак, план к сказке «Каша из топора» можно сделать следующим:

  1. Возвращение солдата из службы
  2. Солдат знакомится со старухой, которая не желает его кормить
  3. Идея сварить кашу из топора
  4. Солдат варит кашу из топора, добавляет различные ингредиенты
  5. Солдат и старуха едят кашу
  6. Солдат забирает топор и уходит

Читайте также

Наверно нет у нас в стране человека, который не знал про Серебряное Копытце, о котором нам поведал в свое сказе Павел Бажов.

Это произведение о волшебном козле, который мог выбивать своим копытцем самоцветы и он это сделал для осиротевшей шестилетней девочки Дарёны, которую взял на воспитание дед Кокованя. Вместе с девочкой дед забрал и кошку Мурёнку, которая собственно и помогла состояться встречи с Серебряным Копытом.

Если попытаться разделить этот сказ на три части, то я бы предложил вот эти три сюжета , которые озаглавил как:

  • Жизнь Дарёны с кошкой Мурёнкой у деда Коковани дома и переезд в лесной балаган
  • Рассказ Коковани о волшебном козле.
  • Появившийся волшебный козел одаривает Дерену самоцветами.

Калоши счастья.

В этой сказке Андерсена рассказывается о том, как спорили между собой две феи: Фея Счастья и Фея Печали.

Одна фея говорила, что человек, которому достанутся эти калоши, станет счастлив, другая утверждала обратное.

Далее идёт рассказ о том, какое воздействие на своих владельцев оказывали эти калоши.

План этой сказки, может выглядеть следующим образом:

  1. Спор фей Счастья И Печали.
  2. Советник Кнап.
  3. Мечта ночного сторожа.
  4. Лейтенант обувает калоши.
  5. Полёт в больницу.
  6. Медик в калошах.
  7. Писарь-поэт.
  8. Философ-путешественн­<wbr />ик.
  9. Пробуждение студента.

1) Попытка завязать дружбу: Лиса приглашает нового кума (Журавля) на обед.

2) Не хлебосольная хозяйка: Журавль уходит от Лисы голодный. Ему не удалось съесть ни крупинки из лисичкиной стрепни. Каша была размазана по тарелке, Лиса легко слизала ее, а вот Журавлю не досталось ничего.

3) Ответный визит. Теперь Журавль устраивает званый обед: зовет Лису на окрошку, предварительно поместив ее в высокий кувшин.

4) Бесполезные усилия: как ни изощрялась Лиса, попробовать окрошку ей так и не удалось — слишком узкое горлышко оказалось у кувшина. Журавль слопал все угощение один.

5) Неудавшаяся дружба. Попытка строить отношения на хитрости не привела ни к чему хорошему. Дружбы не получилось.

**

Мораль к сказке я бы выразила пословицами:

kcrv0l9exO4h0FUV3qz6qKU4oWQBCc.png

Мне кажется еще подойдет и эта пословица: Лисе жалко было еды для Журавля, поэтому она его и потеряла друга в его лице»

3pL7q9Krbb8fhhZJ6efmE9aE3cUmJ5Yo.png

Составим примерный план к произведению «Сказка о серебряном соколе»:

1.) Солдат идёт на родину.

2.) Встреча с нечистым.

3.) Солдат соглашается служить ему.

4.) Три сокола в клетках.

5.) Разговор с берёзой.

6.) Встреча с дедушкой Николаем.

7.) «Делай, что сердце прикажет».

8.) Солдат выпускает из клети буйного сокола.

9.) Нападение на солдата.

10.) Берёзка лечит раны соком.

11.) Служивый отпускает второго и третьего сокола.

12.) Ожог глаз и слепота.

13.) Расколдованная девушка.

14.) Слёзы серебряного сокола капают в глаза солдатские.

15.) Прозрение.

16.) Уничтожение нечистого.

17.) Три брата.

18.) Женитьба.

19.) Дружная семья.

**

Сказка достаточно объёмная, в ней множество различных нюансов, поэтому план получился не маленький. При желании можно некоторые пункты сократить, либо объединить.

Дополнительную информацию о произведении можно почитать, пройдя по ссылкам (нажмите на фразу, обозначенную синим цветом):

  • чему учимся
  • главные герои, основная тема
  • отзыв о прочитанном
  • подходящие пословицы
  • краткое содержание для читательского дневника

Главным героем в истории является ослик, которому мальчик Жан Пьер дарит гребешок. Отчасти, можно посчитать и сам гребешок — главным персонажем (у нас же сказка), ибо он выполнял все желания Мафина.

  • Краткий пересказ содержания: мальчик-гость из Франции дарит ослику гребешок, в котором нет несколько зубчиков. Вечером, причесывая гриву, Мафин мечтает о том, что не прочь съесть еще одну порцию ужина. Тут раздается громкое «пинг», и перед ним появляется миска с морковкой и отрубями. Когда несколько раз исполняются задуманные желания, ослик догадывается, что это произошло благодаря волшебному гребешку. Вечером и на следующий день Мафин придумывает новые задания, и к вечеру в гребешке остается всего два зубчика. Нечем даже расчесывать гриву, поэтому Мафин желает получить новый гребень с целыми зубчиками. Это оказывается последним желанием (не исполненным), т.к. гребешок исчезает навсегда…

Пример плана по тексту, где Мафин получает в подарок волшебный гребешок

———————­<wbr />———————­<wbr />———————­<wbr />———

  • Подарок Жан Пьера;
  • Мафину хочется есть;
  • нужен ночной дождь;
  • догадка ослика;
  • прогулка в ночной лес;
  • возвращение в теплую кроватку;
  • хорошая погода с утра;
  • Мафин пришел на завтрак быстрее всех;
  • пустая миска страуса;
  • снег летом;
  • клубника со сливками;
  • два зубчика;
  • целый гребешок;
  • исчезновение;
  • выбор желаний…

П.С. Далее составляем план по главе «Мафин и паук», образец тут.

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;
  2. Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;
  3. Развивать мышление, внимание, память.

Задачи:

1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием .

2.Учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач  встречающихся в жизни.

3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.

4.Осознавать и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в сказке.

5.  Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.

6.Оформлять свои мысли в устной  (на уровне предложения или небольшого  текста).

7. Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.

8. Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

9.На примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.

10.Организовать самостоятельную работу по составлению кластера на главных героев (внешность, поступки и действия)

11.Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.

Планируемые результаты:

 Предметные:

1.Выделять суть нравственных поступков героев , видеть мотивы поведения героев.

2.Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.

3.Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

Личностные:

  1. Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
  2. Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные.

Познавательные умения:

  1. Применять методы информационного поиска.

Регулятивные умения:

  1. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
  2. Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные умения:

  1. Слушать и вступать в диалог.
  2. Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
  3. Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
  4. Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слайд 1
  1. Проверка домашнего задания.

— Проверка задания из тетради «Сочини сказку…»

         III.   Постановка цели урока.

— Любите ли вы сказки? Когда – то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. И когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе, рассказывалась и учила подрастающее поколение. Слайд 2 « Сказка ложь, да в ней намек — добру молодцу урок »

— Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

————————————————————————————————

 —  Да сказки бывают разные. Есть сказки волшебные,   (Слайд 3 )     в них обязательно должны быть чудеса, о животных      

в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости,

есть бытовые сказки , в которых описывают жизнь простых людей.

Бытовые сказки появились позже всех..

События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о бедных или богатых людях.

Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда веселый, находчивый, ловкий.

— Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»

(Слайд 4 )    Русская народная сказка «Каша из топора»

IV.Изучение нового материала.

1. Словарная разминка.                                                 (Слайд 5)    

Побывка – недолгое пребывание на родине.

Служивый – солдат.

Притомиться – устать.

2.Читают  подготовленные дети, походу чтения- словарная работа.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – Прибавить к еде чего нибудь, для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – еслибы

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

ФИЗМИНУТКА  ДЛЯ ГЛАЗ.      (Слайд 6, 7  )    

3. Первичная проверка понимания:

  • Понравилась сказка? Чем понравилась?
  • Зачем солдат постучал в избу?
  • Кто там жил?
  • Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)
  • Как старуха отреагировала на просьбу солдата? (Прочтите)
  • Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (котёл) А потом?  (соль, крупа, масло)
  • Что получилось у солдата сварить из топора?      (каша)
  • Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, у которой «всего вдоваль», «прикинулась» сиротой . Каким – солдат?
  • Почему он так поступил?
  • Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Слайд 8 )    

 V.ФИЗМИНУТКА

                     Раз, два — мы считаем

                     И шагаем, и шагаем.

                     Три – четыре, три – четыре

                     Руки в стороны пошире.

                     А теперь все потянулись,

                     Оглянулись, улыбнулись.

                     Вместе дружно все присели,

                     Потом встали, полетели.

VI. Закрепление знаний.

  1. Работа с пословицами. Стр. 9 тетрадь

-Прочитайте пословицы, которые записаны. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

2.Повторное чтение.

Дети читают по цепочке, по ролям.

3.Работа над текстом.

— Найдите в тексте предложение в котором говориться что за предмет приметил солдат. (соотнеси с картинкой) (Слайд 9 )    

— Какую ошибку допустил художник. (Слайд 10 )  

  1. Работа с тетрадью.

      — Разгадать кроссворд ( топор, вода, соль, крупа, масло) (Слайд 11 )    

VII. Итог  урока . ( Групповая работа-составление синквейна.)

Синквейн

Например:

Сметка

Добродушный, но находчивый

Варит, вынуждает, посмеивается

Смётка (смекалка) дороже всего.

Догадка.

— С какой сказкой познакомились на уроке?

-Какой тебе показалась эта сказка? (Слайд 12 )    

— Прав ли солдат?

— Как вы думаете на чьей стороне сказитель?

— Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается? (Слайд 13 )    

VIII. Домашнее задание.

1 .Обязательная часть: выразительное чтение.

2. Варианты заданий на выбор учащегося: 1) Составить рассказ от имени солдата; 2) Синквейн; .

IX. А сейчас мы с вами соберем ожерелье настроения.

— у вас на столе лежат полоски: желтая, зеленая, красная (Слайд 14 )  

X. (Слайд 15 )    

План-конспект по литературному чтению на тему «Русская народная сказка. Каша из топора» (2 класс, «Школа России»)

Тема

СКАЗКИ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ . «Каша из топора»

Дата

29.09.16 г.

День недели:

четверг

Цели

Создать условия для ознакомления с понятием «бытовая сказка»; способствовать развитию речи, навыков чтения, умения анализировать текст

Страницы:

Учебник с.44-47

Наглядность

Признаки сказки о животных

29 сентября.

Классная работа.

Служивый

Побывка

Изба

Вдоволь

Варево

Чулан

Сдобрить

Котёл

Коли

Этакую

Смётка

Признаки бытовой сказки

Оборудование

Презентация

аудиозапись

таблица

Х О Д У Р О К А

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение (мотивация к учебной деятельности)

1.Проверка готовности к уроку.

Проверьте наличие учебника, пенала, дневника, сигнальных карт на парте.

2. Психологический настрой.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

3. Разминка.

а) Работа над скороговоркой.

— Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на СЛАЙДЕ:

— Вспомним, как работаем со скороговоркой.

— Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

— Самое главное, правильно произносить все слова.

— Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

Проворонила ворона воронёнка.

Б) Развитие угла зрения. Использование таблиц Шульте /30 секунд/

В) Работа по развитию речи. Восстановление деформированного предложения.

летом одним и зимой цветом

— Дети коллективно зачитывают слова.

  • “Мы с вами прочитали предложение?”

Восстановите предложение.

Дети проверяют наличие необходимых инструментов к уроку

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

Ответ : “Нет, т.к. эти слова не связаны по смыслу”.

регулятивные – принимают и сохраняют задачу, соответствующую этапу обучения;

Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

Беседа по пройденной теме

  • С каким произведением познакомились на прошлом уроке литературного чтения?

  • Что нового узнали? (Мы узнали, какие признаки сказки о животных существуют).

  • Достигли ли цели урока? Проверим ваши знания.

Учитель заполняет таблицу по ответам детей.

Главные герои

Литературный приём

Построение сказки

Побеждает

  • В сказке о животных главные герои – это …

  • Какими качествами наделены животные в сказке? (Человеческими, умеют говорить, мыслить, совершают поступки).

  • Как называется литературный приём, при котором существа наделяются качествами человека?

  • Перечислите части сказки.

  • Что или кто побеждает в конце? (Умный и добрый над глупым и злым).

Проверим знание текста. Я зачитаю отрывки из предложений, вы их отыщите и прочитаете полностью.

а) Вот вздумала лиса…

б) А лиса наварила…

в) Журавль стук-стук…

г) А лисица лижет…

д) На другой день…

е) И так зайдёт…

ж) Думала, что наестся…

  • Как вы думаете, почему дружба у лисы с журавлем не получилась?

  • Давайте придумаем, как помирить наших героев?

Сказка «Лиса и журавль»

Сказка о животных

К устному народному творчеству

Животные

Олицетворение

Зачин, действие, конец

Дети зачитывают предложения полностью

не умеют дружить, обидели друг друга

извиниться и простить

познавательные –используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и 1интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета

коммуникативные –адекватно используют средства общения для решения коммуникативных задач

Постановка цели урока

  1. Подведение к цели урока.

Мы продолжаем работать по разделу «Устное народное творчество» и знакомиться со сказками. Я предлагаю вам самостоятельно определить тему урока и найти название следующего произведения.

  • Как оно называется? На какой странице находится?

Откройте учебник на с. 42.

  • Предположите цель нашей учебной деятельности.

Мы познакомимся со сказкой «каша из топора», узнаем к какому виду сказок можно её отнести и почему.

  • Что нужно каждому из вас для достижения цели урока?

Дети называют тему урока.

Выделяют задачи и цель урока

Стр.

Нужно быть внимательным, соблюдать правила поведения на уроке.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы, проявляют прилежание в учебе;

регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Осознанное выполнение различных действий для освоения способов решений учебных задач

Вводная беседа.

  • Посмотрите, есть ли автор у этой сказки? Почему нет?

  • Что удивило вас в названии сказки?

  • Можно ли по названию сказки определить главных героев?

Рассмотрите иллюстрацию.

  • Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне. Предположите, кто герои этой сказки?

  • Где происходит действие?

  • Кто знаком со сказкой?

– Прочитаем сказку и узнаем, бывает ли каша из топора.

1. Первичное восприятие текста. Использование аудиозаписи.

Проверка первичного восприятия.

  • Выразите своё мнение о произведении, одним словом.

  • Что вам особенно понравилось в этой сказке?

  • Какое место в рассказе захотелось перечитать?

  • Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?

Словарная работа.

  • Какие слова нуждаются в объяснении?

– Как вы понимаете значение слов: побывка, притомился, чулан, сдобрил, дорожный человек, вдоволь.

  • К какому источнику обратимся за толкованием значения слов?

Работа в ПАРАХ.

  • Найдите толкование слова…

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

Нет фамилии автора, значит создал народ.

Солдат и старушка

В избе, доме

Аудиозапись

Ответы уч-ся

Дети называют слова, учитель прикрепляет их на доску.

Словарь 213-214

РАБОТА В ПАРЕ

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника, собственного опыта, дополняют и расширяют имеющиеся знания о роли окончаний в русском языке; коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, формулируют простые выводы, выбирают правильную интонацию речи в общении

Анализ художественного произведения

Вторичное восприятие. Вопросы по содержанию.

Чтение вслух по смысловым отрывкам.

1) Читают до слов «… дай-ка котёл».

  • Где остановился солдат?

  • Зачем солдат постучал в избу?

  • Кто там жил?

  • Что попросил солдат у старухи?

  • Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

  • Что приметил солдат под лавкой?

  • Что придумал солдат?

2) Читают до конца сказку.

  • Как солдат начал варить кашу?

  • Как солдату удалось выпросить соль?

  • Как старуха следила за солдатом?

  • Что он сначала попросил у старухи?

  • А потом? Затем?

  • Где хранила старуха крупу?

  • Что получилось у солдата сварить из топора?

  • Что говорила старуха, когда ела кашу?

Проблемный анализ произведения.

  • Понравился ли вам солдат? Какой он: находчивый, смелый, смекалистый, рассеянный?

  • Как по-разному называют солдата в сказке?

  • Почему не стал возражать старухе, спорить с ней?

  • Что ты можешь сказать о старухе? Опиши её. Она какая: добрая, жадная, весёлая умная?

  • Как по-разному называют солдата в сказке?

  • Сколько раз повторяется в сказке слово «старуха»? Зачем автор это делает?

Синтетическая (обобщающая) работа с текстом

  • Как вы понимаете смысл предложения: А солдат ест, да посмеивается?

  • Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

(Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку).

(Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху).

  • Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

(Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность).

  • Прав ли солдат?

(Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер).

  • Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

(Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю).

Прочитайте шифрограмму.

– Что вы прочитали? (Пословицу.)

– Объясните смысл этой пословицы.

  • Чему учит эта сказка?

  • Какова ее идея?

Чтение текста учащимися вслух

В крайней избе

Захотел покушать

Старуха

Перекусить чего-нибудь

Притворилась сиротой

Топор без топорища

Сварить кашу без топора

<…

  • План к рассказу котенок л н толстого 2 класс литературное чтение
  • План к сказке идэ 2 класс литературное чтение
  • План к рассказу косточка льва николаевича толстого
  • План к сказке иван царевич и серый волк для 3 класса по литературному чтению
  • План к рассказу клен міхась пазнякоў