Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
2
Как составить план сказки » Каша из топора «?
Как написать план русской народной сказки » Каша из топора » ?
7 ответов:
8
0
Составление плана русской народной сказки » Каша из топора » не должно вызвать у ребят большой проблемы, и занять много времени ( произведение ведь очень маленькое ), если они уже научились делить текст на части и определять основную мысль из каждого фрагмента.
Например, у меня получился следующий план данной сказки.
- Приход солдата в деревню.
- Старуха отказывается накормить служивого.
- Чудное предложение солдата хозяйке.
- Начало варки необычной каши.
- Добавление в варево соли.
- Старуха расщедрилась на крупу.
- У хозяйки нашлось масло.
- Заправский обед.
- Недоварившийся топор.
- Служивый отправляется в дальнюю путь-дорожку.
4
0
Сказка «Каша из топора» рассказывает нам о бравом солдате, который возвращался домой. На его пути встретилась изба, а открыла ему старуха. А дальше повествуется о том, как изобретательный солдат умудрился из топора вкусную кашу сварить.
План к сказке «Каша из топора» может быть таким:
1). Возвращение солдата со службы.
2). Голодный солдат просится в избу старухи отдохнуть.
3). Старуха кров предоставила, а кормить солдата не хочет.
4). Солдат находит топор и предлагает сварить из него кашу.
5). Топор варится, а солдату не хватает соли, крупы и масла.
6). Старуха предоставляет солдату все компоненты для каши.
7). Солдат и старуха едят наваристую вкусную кашу.
8). Солдат собирается в дорогу, а топор требует доваривания.
9). Сытый и отдохнувший солдат уходит с топором.
2
0
План к сказке «Каша из топора»:
- Солдат возвращается из службы.
- По пути он стучит в избу старухи и просит переночевать и покушать.
- Старуха соглашается пустить с ночевкой, а вот накормить отказывается.
- Тогда солдат придумывает как обмануть жадную старуху.
- Солдат предлагает старухе сварить кашу из топора.
- Солдат просит у старухи котел, затем крупу, масло и соль.
- Каша сварена, старуха и солдат кушают кашу из топора.
- Старуха радуется, что так здорово смогла обмануть солдата.
- Солдат забирает «недоваренный» топор и уходит дальше.
Сказка учит тому, что если проявить смекалку, то не пропадешь в любой ситуации.
1
0
В любом произведении заложен смысл, идея и это является основой в дальнейшем для составления плана написания. В сказке «Каша из топора» можно выделить несколько частей, которые можно озаглавить следующим образом:
- В какую избу постучался старый солдат ? 2. Что сказал солдат старухе ? 3. Какой был ответ солдату ? 4. Из чего солдат предложил сварить суп? 5. Первая просьба солдата к старухе. 6. Что попросил солдат во второй раз ? 7. Третья просьба солдата ? 8. О чем спросила хозяйка солдата, когда они ели кашу? 9. Что ответил солдат ?
1
0
Итак, солдат в сказке «Каша из топора» идет домой, на побывку. Дорога дальняя, солдат устал,он голоден. Он просится отдохнуть в первый попавшийся дом. А там живет очень жадная старуха. И солдат понимает, что без хитрости у этой старухи даже каши не выпросишь. Вот он и начинает готовить кашу из топора, попутно получая все необходимые ингредиенты для настоящей, наваристой каши. Особенно хорош коне сказки — «припрятал топор в ранец». А топор в прошлом вещь ценная и дорогая. В общем научил солдат старуху уму-разуму.
План сказки «Каша из топора» для пересказа:
- Долгий путь на побывку
- Негостеприимная старушка
- Предложение солдата сварить кашу из топора
- Варка топора
- Соль, крупа и масло
- Вкусная каша
- Недоваренный топор.
0
0
План сказки «Каша из топора» для пересказа
Эта сказка рассказывает о находчивом солдате, который умудрился получить обед от скупой старухи.
1). Уставший и голодный солдат стучится в дом.
2). Старуха пускает солдата, но не кормит.
3). Солдат старухе предлагает сварить кашу из топора.
4). Помешивая кашу, солдат говорит, что не достает соли, оптом крупы и масла.
5). Старуха поочередно дает ему необходимое.
6). Готовую кашу едят вместе.
7). «Недоварившийся» топор уносит с собой солдат.
0
0
Очень поучительная сказка «Каша из топора» о том, как благодаря смекалки можно выйти практически из любой сложной ситуации. Итак, план к сказке «Каша из топора» можно сделать следующим:
- Возвращение солдата из службы
- Солдат знакомится со старухой, которая не желает его кормить
- Идея сварить кашу из топора
- Солдат варит кашу из топора, добавляет различные ингредиенты
- Солдат и старуха едят кашу
- Солдат забирает топор и уходит
Читайте также
Наверно нет у нас в стране человека, который не знал про Серебряное Копытце, о котором нам поведал в свое сказе Павел Бажов.
Это произведение о волшебном козле, который мог выбивать своим копытцем самоцветы и он это сделал для осиротевшей шестилетней девочки Дарёны, которую взял на воспитание дед Кокованя. Вместе с девочкой дед забрал и кошку Мурёнку, которая собственно и помогла состояться встречи с Серебряным Копытом.
Если попытаться разделить этот сказ на три части, то я бы предложил вот эти три сюжета , которые озаглавил как:
- Жизнь Дарёны с кошкой Мурёнкой у деда Коковани дома и переезд в лесной балаган
- Рассказ Коковани о волшебном козле.
- Появившийся волшебный козел одаривает Дерену самоцветами.
Калоши счастья.
В этой сказке Андерсена рассказывается о том, как спорили между собой две феи: Фея Счастья и Фея Печали.
Одна фея говорила, что человек, которому достанутся эти калоши, станет счастлив, другая утверждала обратное.
Далее идёт рассказ о том, какое воздействие на своих владельцев оказывали эти калоши.
План этой сказки, может выглядеть следующим образом:
- Спор фей Счастья И Печали.
- Советник Кнап.
- Мечта ночного сторожа.
- Лейтенант обувает калоши.
- Полёт в больницу.
- Медик в калошах.
- Писарь-поэт.
- Философ-путешественн<wbr />ик.
- Пробуждение студента.
1) Попытка завязать дружбу: Лиса приглашает нового кума (Журавля) на обед.
2) Не хлебосольная хозяйка: Журавль уходит от Лисы голодный. Ему не удалось съесть ни крупинки из лисичкиной стрепни. Каша была размазана по тарелке, Лиса легко слизала ее, а вот Журавлю не досталось ничего.
3) Ответный визит. Теперь Журавль устраивает званый обед: зовет Лису на окрошку, предварительно поместив ее в высокий кувшин.
4) Бесполезные усилия: как ни изощрялась Лиса, попробовать окрошку ей так и не удалось — слишком узкое горлышко оказалось у кувшина. Журавль слопал все угощение один.
5) Неудавшаяся дружба. Попытка строить отношения на хитрости не привела ни к чему хорошему. Дружбы не получилось.
**
Мораль к сказке я бы выразила пословицами:
Мне кажется еще подойдет и эта пословица: Лисе жалко было еды для Журавля, поэтому она его и потеряла друга в его лице»
Составим примерный план к произведению «Сказка о серебряном соколе»:
1.) Солдат идёт на родину.
2.) Встреча с нечистым.
3.) Солдат соглашается служить ему.
4.) Три сокола в клетках.
5.) Разговор с берёзой.
6.) Встреча с дедушкой Николаем.
7.) «Делай, что сердце прикажет».
8.) Солдат выпускает из клети буйного сокола.
9.) Нападение на солдата.
10.) Берёзка лечит раны соком.
11.) Служивый отпускает второго и третьего сокола.
12.) Ожог глаз и слепота.
13.) Расколдованная девушка.
14.) Слёзы серебряного сокола капают в глаза солдатские.
15.) Прозрение.
16.) Уничтожение нечистого.
17.) Три брата.
18.) Женитьба.
19.) Дружная семья.
**
Сказка достаточно объёмная, в ней множество различных нюансов, поэтому план получился не маленький. При желании можно некоторые пункты сократить, либо объединить.
Дополнительную информацию о произведении можно почитать, пройдя по ссылкам (нажмите на фразу, обозначенную синим цветом):
- чему учимся
- главные герои, основная тема
- отзыв о прочитанном
- подходящие пословицы
- краткое содержание для читательского дневника
Главным героем в истории является ослик, которому мальчик Жан Пьер дарит гребешок. Отчасти, можно посчитать и сам гребешок — главным персонажем (у нас же сказка), ибо он выполнял все желания Мафина.
- Краткий пересказ содержания: мальчик-гость из Франции дарит ослику гребешок, в котором нет несколько зубчиков. Вечером, причесывая гриву, Мафин мечтает о том, что не прочь съесть еще одну порцию ужина. Тут раздается громкое «пинг», и перед ним появляется миска с морковкой и отрубями. Когда несколько раз исполняются задуманные желания, ослик догадывается, что это произошло благодаря волшебному гребешку. Вечером и на следующий день Мафин придумывает новые задания, и к вечеру в гребешке остается всего два зубчика. Нечем даже расчесывать гриву, поэтому Мафин желает получить новый гребень с целыми зубчиками. Это оказывается последним желанием (не исполненным), т.к. гребешок исчезает навсегда…
Пример плана по тексту, где Мафин получает в подарок волшебный гребешок
———————<wbr />———————<wbr />———————<wbr />———
- Подарок Жан Пьера;
- Мафину хочется есть;
- нужен ночной дождь;
- догадка ослика;
- прогулка в ночной лес;
- возвращение в теплую кроватку;
- хорошая погода с утра;
- Мафин пришел на завтрак быстрее всех;
- пустая миска страуса;
- снег летом;
- клубника со сливками;
- два зубчика;
- целый гребешок;
- исчезновение;
- выбор желаний…
П.С. Далее составляем план по главе «Мафин и паук», образец тут.
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).
Цели урока:
- Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;
- Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;
- Развивать мышление, внимание, память.
Задачи:
1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием .
2.Учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач встречающихся в жизни.
3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.
4.Осознавать и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в сказке.
5. Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.
6.Оформлять свои мысли в устной (на уровне предложения или небольшого текста).
7. Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.
8. Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.
9.На примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.
10.Организовать самостоятельную работу по составлению кластера на главных героев (внешность, поступки и действия)
11.Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Выделять суть нравственных поступков героев , видеть мотивы поведения героев.
2.Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.
3.Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения
Личностные:
- Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
- Проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные.
Познавательные умения:
- Применять методы информационного поиска.
Регулятивные умения:
- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
- Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.
Коммуникативные умения:
- Слушать и вступать в диалог.
- Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
- Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
- Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Ход урока.
- Организационный момент. Слайд 1
- Проверка домашнего задания.
— Проверка задания из тетради «Сочини сказку…»
III. Постановка цели урока.
— Любите ли вы сказки? Когда – то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. И когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе, рассказывалась и учила подрастающее поколение. Слайд 2 « Сказка ложь, да в ней намек — добру молодцу урок »
— Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?
————————————————————————————————
— Да сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, (Слайд 3 ) в них обязательно должны быть чудеса, о животных
в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости,
есть бытовые сказки , в которых описывают жизнь простых людей.
Бытовые сказки появились позже всех..
События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о бедных или богатых людях.
Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда веселый, находчивый, ловкий.
— Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»
(Слайд 4 ) Русская народная сказка «Каша из топора»
IV.Изучение нового материала.
1. Словарная разминка. (Слайд 5)
Побывка – недолгое пребывание на родине.
Служивый – солдат.
Притомиться – устать.
2.Читают подготовленные дети, походу чтения- словарная работа.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Вдоволь – достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.
Сдобрить – Прибавить к еде чего нибудь, для вкуса.
Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли – еслибы
Этакую – такую.
Сметка – смекалка.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. (Слайд 6, 7 )
3. Первичная проверка понимания:
- Понравилась сказка? Чем понравилась?
- Зачем солдат постучал в избу?
- Кто там жил?
- Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)
- Как старуха отреагировала на просьбу солдата? (Прочтите)
- Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (котёл) А потом? (соль, крупа, масло)
- Что получилось у солдата сварить из топора? (каша)
- Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, у которой «всего вдоваль», «прикинулась» сиротой . Каким – солдат?
- Почему он так поступил?
- Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Слайд 8 )
V.ФИЗМИНУТКА
Раз, два — мы считаем
И шагаем, и шагаем.
Три – четыре, три – четыре
Руки в стороны пошире.
А теперь все потянулись,
Оглянулись, улыбнулись.
Вместе дружно все присели,
Потом встали, полетели.
VI. Закрепление знаний.
- Работа с пословицами. Стр. 9 тетрадь
-Прочитайте пословицы, которые записаны. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
2.Повторное чтение.
Дети читают по цепочке, по ролям.
3.Работа над текстом.
— Найдите в тексте предложение в котором говориться что за предмет приметил солдат. (соотнеси с картинкой) (Слайд 9 )
— Какую ошибку допустил художник. (Слайд 10 )
- Работа с тетрадью.
— Разгадать кроссворд ( топор, вода, соль, крупа, масло) (Слайд 11 )
VII. Итог урока . ( Групповая работа-составление синквейна.)
Синквейн
Например:
Сметка
Добродушный, но находчивый
Варит, вынуждает, посмеивается
Смётка (смекалка) дороже всего.
Догадка.
— С какой сказкой познакомились на уроке?
-Какой тебе показалась эта сказка? (Слайд 12 )
— Прав ли солдат?
— Как вы думаете на чьей стороне сказитель?
— Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается? (Слайд 13 )
VIII. Домашнее задание.
1 .Обязательная часть: выразительное чтение.
2. Варианты заданий на выбор учащегося: 1) Составить рассказ от имени солдата; 2) Синквейн; .
IX. А сейчас мы с вами соберем ожерелье настроения.
— у вас на столе лежат полоски: желтая, зеленая, красная (Слайд 14 )
X. (Слайд 15 )
План-конспект по литературному чтению на тему «Русская народная сказка. Каша из топора» (2 класс, «Школа России»)
Тема
СКАЗКИ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ . «Каша из топора»
Дата
29.09.16 г.
День недели:
четверг
Цели
Создать условия для ознакомления с понятием «бытовая сказка»; способствовать развитию речи, навыков чтения, умения анализировать текст
Страницы:
Учебник с.44-47
Наглядность
Признаки сказки о животных
29 сентября.
Классная работа.
Служивый
Побывка
Изба
Вдоволь
Варево
Чулан
Сдобрить
Котёл
Коли
Этакую
Смётка
Признаки бытовой сказки
Оборудование
Презентация
аудиозапись
таблица
Х О Д У Р О К А
этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Самоопределение (мотивация к учебной деятельности)
1.Проверка готовности к уроку.
Проверьте наличие учебника, пенала, дневника, сигнальных карт на парте.
2. Психологический настрой.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.
3. Разминка.
а) Работа над скороговоркой.
— Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на СЛАЙДЕ:
— Вспомним, как работаем со скороговоркой.
— Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.
— Самое главное, правильно произносить все слова.
— Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.
Проворонила ворона воронёнка.
Б) Развитие угла зрения. Использование таблиц Шульте /30 секунд/
В) Работа по развитию речи. Восстановление деформированного предложения.
летом одним и зимой цветом
— Дети коллективно зачитывают слова.
-
“Мы с вами прочитали предложение?”
Восстановите предложение.
Дети проверяют наличие необходимых инструментов к уроку
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
Ответ : “Нет, т.к. эти слова не связаны по смыслу”.
регулятивные – принимают и сохраняют задачу, соответствующую этапу обучения;
Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания.
Беседа по пройденной теме
-
С каким произведением познакомились на прошлом уроке литературного чтения?
-
Что нового узнали? (Мы узнали, какие признаки сказки о животных существуют).
-
Достигли ли цели урока? Проверим ваши знания.
Учитель заполняет таблицу по ответам детей.
Главные герои
Литературный приём
Построение сказки
Побеждает
-
В сказке о животных главные герои – это …
-
Какими качествами наделены животные в сказке? (Человеческими, умеют говорить, мыслить, совершают поступки).
-
Как называется литературный приём, при котором существа наделяются качествами человека?
-
Перечислите части сказки.
-
Что или кто побеждает в конце? (Умный и добрый над глупым и злым).
Проверим знание текста. Я зачитаю отрывки из предложений, вы их отыщите и прочитаете полностью.
а) Вот вздумала лиса…
б) А лиса наварила…
в) Журавль стук-стук…
г) А лисица лижет…
д) На другой день…
е) И так зайдёт…
ж) Думала, что наестся…
-
Как вы думаете, почему дружба у лисы с журавлем не получилась?
-
Давайте придумаем, как помирить наших героев?
Сказка «Лиса и журавль»
Сказка о животных
К устному народному творчеству
Животные
Олицетворение
Зачин, действие, конец
Дети зачитывают предложения полностью
не умеют дружить, обидели друг друга
извиниться и простить
познавательные –используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и 1интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета
коммуникативные –адекватно используют средства общения для решения коммуникативных задач
Постановка цели урока
-
Подведение к цели урока.
Мы продолжаем работать по разделу «Устное народное творчество» и знакомиться со сказками. Я предлагаю вам самостоятельно определить тему урока и найти название следующего произведения.
-
Как оно называется? На какой странице находится?
Откройте учебник на с. 42.
-
Предположите цель нашей учебной деятельности.
Мы познакомимся со сказкой «каша из топора», узнаем к какому виду сказок можно её отнести и почему.
-
Что нужно каждому из вас для достижения цели урока?
Дети называют тему урока.
Выделяют задачи и цель урока
Стр.
Нужно быть внимательным, соблюдать правила поведения на уроке.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы, проявляют прилежание в учебе;
регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
Осознанное выполнение различных действий для освоения способов решений учебных задач
Вводная беседа.
-
Посмотрите, есть ли автор у этой сказки? Почему нет?
-
Что удивило вас в названии сказки?
-
Можно ли по названию сказки определить главных героев?
Рассмотрите иллюстрацию.
-
Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне. Предположите, кто герои этой сказки?
-
Где происходит действие?
-
Кто знаком со сказкой?
– Прочитаем сказку и узнаем, бывает ли каша из топора.
1. Первичное восприятие текста. Использование аудиозаписи.
Проверка первичного восприятия.
-
Выразите своё мнение о произведении, одним словом.
-
Что вам особенно понравилось в этой сказке?
-
Какое место в рассказе захотелось перечитать?
-
Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?
Словарная работа.
-
Какие слова нуждаются в объяснении?
– Как вы понимаете значение слов: побывка, притомился, чулан, сдобрил, дорожный человек, вдоволь.
-
К какому источнику обратимся за толкованием значения слов?
Работа в ПАРАХ.
-
Найдите толкование слова…
Служивый – солдат, военнослужащий.
Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Вдоволь – достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовой.
Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.
Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли – если бы.
Этакую – такую.
Смётка – смекалка.
Нет фамилии автора, значит создал народ.
Солдат и старушка
В избе, доме
Аудиозапись
Ответы уч-ся
Дети называют слова, учитель прикрепляет их на доску.
Словарь 213-214
РАБОТА В ПАРЕ
Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника, собственного опыта, дополняют и расширяют имеющиеся знания о роли окончаний в русском языке; коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, формулируют простые выводы, выбирают правильную интонацию речи в общении
Анализ художественного произведения
Вторичное восприятие. Вопросы по содержанию.
Чтение вслух по смысловым отрывкам.
1) Читают до слов «… дай-ка котёл».
-
Где остановился солдат?
-
Зачем солдат постучал в избу?
-
Кто там жил?
-
Что попросил солдат у старухи?
-
Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
-
Что приметил солдат под лавкой?
-
Что придумал солдат?
2) Читают до конца сказку.
-
Как солдат начал варить кашу?
-
Как солдату удалось выпросить соль?
-
Как старуха следила за солдатом?
-
Что он сначала попросил у старухи?
-
А потом? Затем?
-
Где хранила старуха крупу?
-
Что получилось у солдата сварить из топора?
-
Что говорила старуха, когда ела кашу?
Проблемный анализ произведения.
-
Понравился ли вам солдат? Какой он: находчивый, смелый, смекалистый, рассеянный?
-
Как по-разному называют солдата в сказке?
-
Почему не стал возражать старухе, спорить с ней?
-
Что ты можешь сказать о старухе? Опиши её. Она какая: добрая, жадная, весёлая умная?
-
Как по-разному называют солдата в сказке?
-
Сколько раз повторяется в сказке слово «старуха»? Зачем автор это делает?
Синтетическая (обобщающая) работа с текстом
-
Как вы понимаете смысл предложения: А солдат ест, да посмеивается?
-
Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?
(Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку).
(Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху).
-
Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
(Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность).
-
Прав ли солдат?
(Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер).
-
Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
(Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю).
Прочитайте шифрограмму.
– Что вы прочитали? (Пословицу.)
– Объясните смысл этой пословицы.
-
Чему учит эта сказка?
-
Какова ее идея?
Чтение текста учащимися вслух
В крайней избе
Захотел покушать
Старуха
Перекусить чего-нибудь
Притворилась сиротой
Топор без топорища
Сварить кашу без топора
<…