План к сказке сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс литературное чтение школа россии


5

План сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» как составить?

10 ответов:



6



0

1) Непослушный Иванушка напился водицы из копытца и стал козленочком.

2) Аленушка выходит замуж за купца, козленок живет с ними.

3) Встреча с ведьмой, которая хитростью выманила Аленышку из дома, бросила ее в реку, а сама вернулась в дом в образе Аленушки.

4) Всех обманула ведьма, даже купец не распознал подмену. Один козленочек понял, ходит он по берегу, кличет свою сестрицу.

5) Испугалась ведьма, что обман раскроется и просит у купца зарезать козленочка.

6) Но перед этим попросил козленочек отпустить его к реке. Бегает он по берегу, просит у сестрицы помощи, но отвечает ему из реки Аленушка:

mD5lNpMJEXA19wFMaRvBQvyFREGQm6c.png

7) Слуга, посланный за козленочком, услышал Аленушкины речи и рассказал все купцу.

8) Спасение Аленушки и чудесное превращение братца Иванушки обратно в мальчика. Ведьму решили наказать и привязали к хвосту лошади.



4



0

Хорошая сказка даже не смотря на некоторые глупые действия Аленушки.

План такой.

  1. Брат и сестра остаются без родителей.
  2. Иван пьет из копытца и становится козленком.
  3. Сестра Ивана встречает богатого купца. Принимает его предложение о замужестве.
  4. Они живут счастливо до прихода колдуньи.
  5. Колдунья топит Аленушку, а сама без труда занимает ее место в доме купца.
  6. Пытается колдунья избавиться от брата Аленушки.
  7. Слуга находит козленка, а затем купец спасает свою жену.
  8. Колдунью ждет расправа.



3



0

Русская народная сказка о сестрице Аленушке и ее младшем братце Иванушке и поучительна, и печальна, но, главное, со счастливым окончанием!

**

1). Умирают старуха со стариком, оставив Аленушку и Иванушку одних.

2). Аленушка идет на работу и берет с собой братца.

3). Иванушка не слушает наставления старшей сестры и пьет воду из лужицы.

4). Превращение братца в белого козленочка.

5). Аленушка встречает купца, за которого решает выйти замуж.

6). В жизни главной героини появляется ведьма.

7). Ведьма заманивает девушку на речку. Топит ее, привязав к шее тяжелый камень.

8). Превращение ведьмы в Аленушку.

9). Жизнь ведьмы в доме купца. Попытка убить козленочка.

10). Спасение Аленушки благодаря ее братцу Иванушки.

11). Наказание ведьмы.



2



0

Сюжет сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» известен наверное всем, как и вывод о том, что нельзя пить грязную воду из луж.

План сказки:

  1. Жили Аленушка и Иванушка с родителями, но родители умерли
  2. Пошли дети на работу и Иванушка захотел пить
  3. Говорила ему Аленушка не пить из коровьего, лошадиного и козьего копытцев, но Иванушка все-таки выпил и стал козленком
  4. Встретил Аленушку купец и предложил ей замуж за него выйти
  5. Согласилась Аленушка, только чтобы козленок сними жил
  6. Ведьма утопила Аленушку и претворилась ею
  7. Сказала ведьму купцу зарезать козленка
  8. Узнал о том козленок и попросил на речку перед смертью сходить
  9. Разговаривал козленок там с сестрицей утопленной, а слуга услышал и донес купцу
  10. Вытащили тогда Аленушку и ожила она
  11. Козленок также три разу перекувыркнулся и стал братцем Иванушкой
  12. Ведьму к лошадиному хвосту привязали.



2



0

Сказка короткая, а потому и план напрашивается не слишком длинным.

Тем не менее, в план я включила десять пунктов. В принципе, некоторые из них при желании можно упустить или объединить с другими (например, про копытца, хотя на эти эпизоды уходит большое количество текста).

  1. Аленушка и Иванушка — сироты.
  2. Наказ Аленушки не пить из коровьего копытца.
  3. Наказ сестры не трогать и лошадиного копытца.
  4. Ослушание брата и его превращение в козленка.
  5. Встреча плачущей Аленушки и купца, их женитьба.
  6. Ведьма обманом топит Аленушку и оборачивается ею.
  7. Ведьма упрашивает купца зарезать козленочка.
  8. Козленочек перед смертью идет на реку.
  9. Разговор Иванушки-козленка и сестрицы Аленушки.
  10. Спасение Аленушки и обретение Иванушкой своего прежнего образа.



2



0

План русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

  1. Алёнушка и Иванушка стали сиротами.
  2. Иван превратился в козлёнка.
  3. Алёнка выходит замуж за купца.
  4. Ведьма погубила девушку, и сама оборотилась Алёнушкой.
  5. Иванушка пытается вернуть сестру к жизни.
  6. Купец соглашается зарезать козлёнка.
  7. Иван напрасно умоляет Алёнку встать и выйти из реки.
  8. Спасение девушки.
  9. Козлёнок вновь становится мальчиком.
  10. Избавление от ведьмы.

Как составить план к сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Как составить план к сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".



2



0

План сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» составляется как для любого другого произведения — по основным моментам, на которые делится сюжет сказки.

  • Дети, Аленушка и Иванушка, остались сиротами.
  • Братец Иванушка послушался наказ сестры и не пил из коровьего копытца.
  • Братец Иванушка послушался наказ сестры и не пил из лошадиного копытца.
  • Наказ сестры не пить из козьего копытца, братец не послушался.
  • Превращение братца Иванушки в козленочка.
  • Переживание сестрицы Аленушки по поводу ослушания братца.
  • Встреча Аленушки и купца.
  • Замужество Аленушки.
  • Коварство ведьмы — потопление Аленушки и превращение ведьмы в неё
  • Козни ведьмы против козленочка.
  • Жалобы козленочка утопленной сестрице Аленушке, на берегу реки.
  • Спасение Аленушки.
  • Расплата ведьмы за свое зло.

Этот план довольно подробный, но если нужно короче, то можете взять за пункты плана, основные темы выделенные жирным шрифтом.



1



0

План сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка«.

1) Семья Аленушки и Иванушки.

2) Указание Аленушки о том, что нельзя пить из коровьего копытца.

3) Указание Аленушки о том, что нельзя трогать копытце.

4) Брат ослушался, последствия.

5) Встреча Аленушки и Купца. Последствия.

6) Ведьма и ее обман.

7) Превращение.

8) Обман Купца.

9) Последние действия козленка.

10) Разговор Аленушки с братом-козленком.

11) Героический поступок спасения Аленушки.

12) Обретение старого образа Иванушкой.

Мой совет читателю — Слушайтесь старших, не нужно ослушиваться, ведь могут быть последствия, которые будет сложно убрать из жизни!



1



0

План к русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» может быть примерно такой:

1). Иванушка и Аленушка остаются без родителей.

2). Непослушный Иванушка напивается из копытца и превращается в козленка.

3). Аленушка встречает купца и выходит за него замуж.

4). Ведьма обманывает Аленушку и превращается в нее.

5). Попытка ведьмы убить козленка.

6). Спасение Аленушки.

7). Превращение козленка обратно в Иванушку.

8). Наказание ведьмы.



1



0

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». План к этой сказке может быть и таким, например:

  1. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
  2. Превращение Иванушки.
  3. Алёнушка выходит замуж за купца.
  4. Преступление ведьмы против Алёнушки.
  5. Ведьма замышляет погубить Иванушку-козлёнка.
  6. Разговор Алёнушки и козлёночка.
  7. Алёнушка и Иванушка расколдованы.
  8. Счастливый конец и наказание ведьмы.

Мораль этой сказки — нужно быть терпеливым, и ты добьешься всего лучшего. Нужно слушаться старших и мудрых, опытных людей. Добро всегда побеждает зло. Нужно брать с собой в дорогу попить и поесть, особенно если идешь с ребёнком.

Читайте также

Краткое содержание сказки «Волшебная дудочка» для читательского дневника в 5-6 предложений:

  1. Умирает родная мать девушки и отце ее женится вторично
  2. Мачеха невзлюбила падчерицу и не хочет отдавать ей наследство
  3. Пошли дочь мачехи и падчерица за ягодами, а падчерица полную корзинку набрала.
  4. Завидно стало дочери мачехи и столкнула она падчерицу с мостков в болото
  5. Утонула падчерица и как ее не искали — не нашли
  6. Странник срезал дудочку и та играя рассказывала о том, как убили девушку.

Краткое содержание сказки «Волшебная дудочка» читается за 3 минуты:

Жила была счастливая семья, мама, папа и дочь. Но умерла мать и отец погоревал, да женился на другой. А у той своя дочка и ее она холила и нежила, а падчерицу невзлюбила.

Хотя именно падчерица была и работящая и красивая.

нашел отце однажды сундук с вещами матери девушки и решил поровну разделить между дочерьми.

Мачеха возмутилась, как так, поровну, когда можно все себе взять.

И вот пошли девушки в лес по ягоды. Падчерица быстро набрала целую корзину красивых ягод, а у второй еда дно закрыто. Вспомнила она слова матери, выхватила корзинку с ягодами, а падчерицу столкнула с мостков в болото.

Умоляла та ее спасти, но мачехина дочь только посмеялась.

Вернулась она с полной корзиной, а падчерицы все нет. Пошли все искать ее, да так и не нашли.

К концу лета шел через болото странник и срезал дудочку. Стал на ней играть, а та историю девушки рассказывает. Пришел странник в деревню и сыграл эту песню. Услышал отец, позвал свидетелей, посадили мачеху и дочь ее. Сходили на болото, нашли девушку в воде, вытащили, и ожила она. Да еще и жаловалась, что долго ее не спасали.

Отвечая на Ваш вопрос, я не вижу другого варианта, кроме как совместить план с кратким содержанием.

Краткое содержание и план сказки сказки «Хитрая наука».

I. Неудачная попытка старика отдать сына в науку.

У старика не было денег, чтобы обучить своего сына какой-либо профессии, а желающих бесплатно дать знания в городе не находилось.

II. Странное предложение незнакомца.

Однажды повстречал старичок чудаковатого человека, который согласился обучить его сына, но только с условием, что вернёт наставник мальчика отцу только в том случае, если ровно через три года, день в день, на сём же месте он узнает своё чадо.

III. Радость родителя омрачилась его забывчивостью.

Старик обрадовался и согласился на всё, вот только вскоре запамятовал день, в какой он отдал сына, как позже оказалось, обучаться колдовскому ремеслу.

IV. Хитроумный план юноши.

Если бы не сын явившийся за день до назначенного срока, и рассказавший старичку, что во время опознания он сначала будет голубем летающим выше других птиц, потом неспокойным жеребцом, а в конце — парнем с мушкой на щеке, отец утратил бы своё дитя.

V. Старик трижды узнаёт своего сына.

На следующий день всё случилось так, как и говорил молодой человек, и чародей вынужден был расстаться со своим учеником.

VI. Интересный способ заработка.

С тех пор сын старичка сам стал волшебником, и оборачиваясь разными животными, которых продавал отец, вскоре убегал от новых хозяев, в том числе и своего учителя, всегда возвращаясь в родной домой.

VII. Гибель старого колдуна.

Злой же колдун отчаянно пытался вернуть способного ученика, но парень оказался мудрее, и сумел победить жестокосердного мага.

Краткое содержание сказки "Хитрая наука"?

<h2>Краткое содержание «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».</h2>

Сказка не очень-то и маленькая, поэтому 5-6 предложениями всего не расскажешь:

  1. Постаревший и ослепший царь, услышав о молодильных яблоках и живой воде, бросил клич по всему царству, кто сможет их достать.
  2. Вызвался старший сын Федор, но он был обманут злой прекрасной девицей и попал в подполье. Та же участь постигла и среднего брата Василия.
  3. Младший сын по совету встречной бабушки подыскал себе богатырского коня и тоже отправился за яблоками и водой.
  4. На пути ему встретились три бабы-яги, которые подсказали, где достать яблоки и воду, и помогли ему.
  5. Иван-царевич крадет молодильные яблоки и живую воду у сильной девушки Синеглазки.
  6. Синеглазка отправилась в погоню за Иваном, догнала его и они стали сражаться.
  7. Синеглазка победила Ивана и они обвенчались, обменялись кольцами и распрощались — Иван пошел за братьями, а Синеглазка поехала в свое царство.
  8. Иван спасает братьев, но те его предают и бросают в пропасть.
  9. Большая птица помогает Ивану и выносит его на поверхность, а он идет гулять по кабакам.
  10. Через три года возвращается Синеглазка с двумя сыновьями и просит, чтобы ей доставили Ивана царевича.
  11. Братья признаются царю, что погубили Ивана, но Иван сам приходит к Синеглазке.
  12. Происходит свадьба, братьев изгоняют из царства, а Иван с Синеглазкой уезжают в ее девичье царство.

Краткое содержание сказки «Шабарша» для читательского дневника 5-6 предложений:

  1. Жил-был веселый батрак Шабарша и решил помочь хозяину и рыбки наловить
  2. Плел он веревку, а чертенок решил, что Шабараша хочет чертей из пруда вытащить
  3. Попросил Шабарша шапку золота, но чертенок устроил соревнования
  4. Проиграл чертенок в борьбе, беге, свисте и подкидыванию дубинки.
  5. Пришлось чертям наполнять шапку Шабарши золотом.

А теперь краткое содержание сказки «Шабарша» которое читается за 3 минуты:

Плутоватый и находчивый батрак Шабарша пошел наниматься на работу, но у хозяина случился неурожай и не было ни хлеба, ни денег. Решил ему помочь Шабарша и пошел к мельнице рыбу ловить. начал он плести веревку из пеньки, а из пруда чертенок выпрыгнул.

Говорит ему Шабарша, что если не наполнит он шапки золотом, то всех чертей выгонит из пруда.

Чертенок побежал к деду советоваться, а Шабарша вырыл яму, а сверху шапку дырявую положил.

Чертенок вернулся и предложил бороться. Шабарша предложил чертенку сперва с братом Мишей побороться и медведь намял чертенку бока. Потом чертенок бегал наперегонки с зайцем и также проиграл.

Решили они свистом мериться и громко свистнул чертенок, но Шабарша обманул его, огрев по голове дубиной и сказав, что это он так свистнул.

Наконец стали они железную дубину деда-черта подбрасывать. Чертенок высоко кинул, а Шабарша сказал, что тучки ждет, там мол его брат кузнец, которому как раз железо нужно. Испугался чертенок потерять дубинку и признали черти свое поражение.

Еле натаскали они полную шапку золота, ведь все оно в яму сыпалось.

Ну и хорошо стал жить с тех пор Шабарша.

Краткое содержание.

Было у царя три сына. Раз пошли они на охоту, и младший сын, Иван-царевич, заблудился. Помог он соколу добычу разделить поровну между зверями и птицами. За это сокол дал ему волшебное свойство превращаться в сокола и муравья.

Полетел Иван-царевич в тридевятое царство и нанялся к тому царю в услуженье. А дочь этого царя похитил двенадцатиглавый змей и заточил в хрустальную гору.

Иван-царевич победил трёхглавого, шестиглавого и двенадцатиглавого змея, а сам женился на царевне.

<hr />

План сказки.

  1. Царские сыновья поехали на охоту.
  2. Иван-царевич делит добычу между зверями и птицами.
  3. Царевич устраивается к другому царю на службу.
  4. Пргулка с царевной на хрустальную гору.
  5. Иван-царевич стал пастухом.
  6. Главный герой убивает трёх змеев.
  7. Освобождение царевны и счастливый конец.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования» г.Тарко-Сале Пуровского района

Технологическая карта урока русского языка

в 3В классе.

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

УМК Школа России

Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Составил (а):

учитель 3В класса

Назарова К.С.

г.Тарко-Сале

2022

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной).

Задачи:

Совершенствование навыков чтения, развития речи;

Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

Воспитывать любовь к русскому творчеству, а также интерес к учебному предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

— выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

— подробно и выборочно пересказывать текст;

— размышлять о характере и поступках героя;

— относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

Метапредметные:

    Личностные УУД:

— умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

— мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

— умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    Регулятивные УУД:

— умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

   Познавательные УУД:

— умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

— умение представлять информацию в виде схемы;

— умение выявлять сущность, особенности объектов;

— умение на основе анализа объектов делать выводы;

— умение обобщать и классифицировать по признакам;

— умение ориентироваться на развороте учебника;

— умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

     Коммуникативные УУД:

— умение слушать и понимать других;

— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— умение оформлять свои мысли в устной форме;

— умение работать в паре, в группах.

Оборудование: учебник по литературному чтению, 3 класс 1 часть (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.),  ПК учителя, проектор, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

— Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть, я желаю вам отличного настроения и хорошей работы на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Актуализация знаний

На доске записаны буквы, давайте прочитаем их:

И – Э – А – О – У – Ы.

Какие это буквы? Верно, а чем согласные звуки отличаются от гласных?

Верно, давайте попробуем произнести эти звуки медленно, плавно, напевно на одном дыхании. Отлично, теперь давайте начнём читать с буквы Э, затем с А, О, У, Ы. Молодцы!

На доске записаны слоги, давайте прочитаем их.

Давайте прочитаем эти слоги хором.

он ан ун ын

на ня нё ню

нан нон нун нен

нте нты нтя нту

Отлично, молодцы!

А теперь, мы свами потренируемся проговаривать чистоговорки, ваша задача, слушать внимательно, и повторять за мной.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

Молодцы!

А теперь, послушайте внимательно мои загадки.

Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

(Колобок)

Сидит парень на печи,

Уплетает калачи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(По — щучьему велению)

Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла!

(Три медведя)

Верно, молодцы, вы были внимательны и отгадали все мои загадки.

А как вы думаете, что общего у этих загадок?

Верно, это русские народные сказки.

И сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной русской народной сказкой.

Читают буквы, которые записаны на доске.

И – Э – А – О – У – Ы

Это гласные буквы!

Гласные звуки можно пропеть, они состоят из голоса.

А согласные звуки состоят из шума, мы не можем их пропеть, так как нам встречаются преграды в полости рта.

Произносят вместе с учителем звуки, плавно, протяжно, напевно на одном дыхании.

И – Э – А – О – У – Ы.

Э – А – О – У – Ы.

А – О – У – Ы.

О – У – Ы.

У – Ы.

Читают слоги, которые записаны на доске.

Читают слоги хором вместе с учителем.

он ан ун ын

на ня нё ню

нан нон нун нен

нте нты нтя нту

Внимательно, слушают учителя, повторяют чистоговорки.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

Внимательно слушают загадки учителя.

Это колобок.

Это Емеля, сказка «По щучьему веленью».

Это сказка «Три медведя».

Эти загадки связаны с русскими народными сказками.

Внимательно слушают учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других;

 умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, в группах;

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других;

 умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в паре, в группах;

Выявление места и причины затруднения

А для того, чтобы узнать с какой сказкой мы сегодня познакомимся, я предлагаю вам отгадать ребус, на доске зашифрованы слова, вы должны отгадать что здесь зашифровано.

(ЕСТСИРАЦЛАНЕШУАК и РБАЕТЦВИАУНКАШ).

Верно, молодцы!

Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой, которая называется «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Внимательно слушают учителя.

Рассматривают ребус на доске.

На доске зашифровано название русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Познавательные УУД: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение представлять информацию в виде схемы; умение выявлять сущность, особенности объектов.

Открытие нового знания

Откройте учебник на странице 22.

Давайте прочитаем название еще раз.

Как вы думаете о ком будет эта сказка?

Послушайте внимательно эту сказку.

Верно!

А сейчас, я прочитаю вам эту сказку, а вы подумайте, какое настроение она у вас вызвала?

Итак, какое же настроение у вас вызвала эта сказка?

А как вы думайте, почему настроение было разное? Верно!

А как вы думаете, можно считать эту сказку волшебной? Почему вы так думаете, по каким признакам мы можем это определить, что необычного в этой сказке? Верно!

Открывают учебники на странице 22.

Читают название сказки еще раз.

Это сказка будет о сестре и братце.

Внимательно слушают сказку, которую читает учитель.

Эта сказка вызвала у нас разное настроение, и весёлое и грустное.

Потому что, в начале сказки было грустно, потому что Иванушка превратился в козленочка, а Алёнушка попала в беду по вине колдуньи. А в конце, Алёнушку спасли и Иванушка превратился в человека.

Эта сказка волшебная.

В этой сказке необычное то, что братец Иванушка попил водицы и превратился в козлёночка.

Происходит волшебство: Иванушка превратился в козленочка и снова в человека; Аленушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Аленушкой.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

А теперь, я предлагаю вам прочитать эту сказку по цепочке.

Итак, что же нам стало известно из первых строк сказки? Что случилось?

Верно!

Какие несчастья произошли с героями этой сказки, что произошло?

А почему это произошло, ведь Алёнушка говорила и запрещала Иванушке это делать?

Верно!

А в вашей жизни такое бывало, что вы когда то кого то не слушали?

Правильно, нужно всегда слушаться старших.

А кто же спас Алёнушку от злой колдуньи?

Верно, а как купец узнал, что Алёнушка в беде?

Верно!

Чем же закончилась эта сказка?

Верно, хорошо!

Готовятся читать сказку по цепочке.

Читают басню по цепочке.

Родители уехали и оставили Аленушку и Иванушку дома. Аленушке нужно было идти на работу, а Иванушку не с кем было оставить, поэтому Алёнушка взяла его с собой.

Произошло то, что Иванушка ослушался Алёнушку и попил водицу, и поэтому превратился в козлёночка.

Потому что было очень жарко и Иванушке очень сильно хотелось пить.

Желающие учащиеся высказывают свое мнение, приводят примеры из жизни.

Алёнушку спас купец.

Ему сказал слуга, который увидел, как Иванушка разговаривал с рекой.

Эта сказка закончилась тем, что купец спас Алёнушку, а Иванушка от радости превратился обратно в человека и стали они жить долго и счастливо.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

А сейчас, я предлагаю вам прочитать эту сказку по ролям.

В этой сказке у нас 4 героя.

Алёнушка, Иванушка, Купец, Ведьма.

Итак, сейчас мы будем читать эту сказку по ролям.

Слова автора у нас будет читать (Ф.И ученика).

Слова Аленушки у нас будет читать (Ф.И ученика).

Слова Иванушки у нас будет читать (Ф.И ученика).

Слова купца у нас будет читать (Ф.И ученика).

И слова ведьмы у нас будет читать (Ф.И ученика).

Внимательно слушают учителя.

После распределения ролей начинают читать произведение.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других;

 умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, в группах.

Включение в систему знаний

Итак, вы сегодня хорошо работали на уроке, но наш урок подошёл к концу, и сейчас, мы с вами проверим, как вы усвоили сегодняшний урок.

Кто мне сможет сказать, кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Верно! А как она это сделала? Верно!

А после того, как Иванушка узнал, что его хотят зарезать, к кому он обратился за помощью? Верно!

А кто мне сможет найти в тексте как он звал свою сестру? Верно, а как вы думаете, с каким настроением он к ней обращался, ему было грустно или весело? Верно!

А кто найдёт в тексте, что отвечала ему Алёнушка? Верно!

А кто все-таки спас Алёнушку и ее братца, кто сумел раскрыть обман ведьмы и помешать ей, найдите это в тексте.

Верно!

Как вы думаете, правильно ли поступил слуга?

Верно, молодцы!

А как вы думаете, в этой сказке победило добро или зло?

А как вы думаете почему?

Верно!

Добро всегда побеждает зло, нужно делать как можно больше добрых поступков и поступать хорошо по отношению к другим людям.

Алёнушку и Иванушку хотела погубить ведьма.

Алёнушке на шею она привязала камень и бросила на дно реки, а Иванушку хотела зарезать.

Иванушка обратился за помощью к сестрице к речке.

Желающий ученик поднимает руку и читает слова Иванушки.

Желающий ученик поднимает руку и читает слова Алёнушки.

Желающий ученик поднимают руку и читает строки из сказки.

Да, слуга поступил правильно, Он всю правду рассказал купцу и раскрыл обман злой ведьмы.

В этой сказке победило добро.

Потому что злая ведьма хотела убить Алёнушку и ее братца, также она обманула купца и притворялась Алёнушкой, а это плохо и поэтому когда слуга все узнал, он сразу же рассказал все купцу и Алёнушку спасли, поэтому добро победило зло.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Рефлексия

Вы хорошо поработали сегодня на уроке, но наш урок подошёл к концу.

У вас на столах, лежат солнышки и тучки. Раскрасьте тучку, если у вас возникали трудности и вы нуждаетесь в моей помощи. Раскрасьте солнышко, если у вас не возникало никаких трудностей и вам с лёгкость было работать с новой темой. Поднимите свои рисунки. Я очень рада, что у нас так много солнышек.Я думаю, что сегодняшний урок пойдёт вам на пользу и вы будете совершать как можно больше хороших поступков и конечно же обязательно слушаться старших.

Проводят самоанализ.

Раскрашивают картинки.

Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тема урока:Русская народная сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: познакомить учащихся с русской
народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной);
учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать
внимание, память, творческие способности.

 Формирование УУД:

Предметные: учащиеся должны уметь различать
жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить
пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять
план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Личностные: самоопределение,
смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические,
постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление
поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: видео- или аудиозапись сказки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой разминки.

                                 Ход
урока:

1.Организационный
момент.

II.Речевая разминка

Нет ни речки, ни пруда

— Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!

-Прочитайте.Что прочитали?(скороговорку)

-Прочитайте скороговорку тихо,громко,ещё
грочче.

-А сейчас прочитайте медленноБпостепенно
увеличивая темп чтения.(Конкурс на самое быстрое прочтение скорогово

III. Проверка домашнего задания.

Учащиеся
рассказывают докучные сказки, которые они вспомнили или прочитали. Некоторые
сказки можно выучить наизусть со всем классом.

Среди детей можно организовать конкурс на «Самую-самую докучную
сказку», «Самую короткую сказку», «Сказку – нескладушки–неладушки», «Самого
докучливого сказочника» и т. д. (Дети-победители могут быть награждены
шуточными медальками.)

IV.. Самоопределение к деятельности

1. Подготовка восприятия учащихся  к  изучению  нового  материала.

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

  • О
    каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)
  • Александр
    Сергеевич Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!»

Согласны ли вы с изречением знаменитого поэта и сказочника?

  • Обоснуйте
    ваше мнение.
  • Как
    вы думаете, легко ли сочинять сказки?

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

  • А
    есть ли у вас любимые сказки?
  • Какими
    словами обычно начинаются сказки?
  • Какими
    словами часто заканчиваются сказки?
  • Начало
    сказки называется зачином, а ее окончание, заключительная часть

– концовкой.

 — Сегодня нам
предстоит познакомиться с еще одной сказкой. Прочитайте ключевые слова про
себя. А кто готов прочитать вслух.

пить, колодец,
копытце, купец, козленочек, ведьма (на доску прикрепляет учитель слова)

 — Кто догадался,
о какой сказке идет речь? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

V. Работа по теме урока

Прежде чем начнем
читать, проведём работу по уточнению слов, предложений, словосочетаний:

стоит
коровье копытце;

лошадиное
копытце;

козье
копытце полно водицы. 
(следы
копыт животных, наполненные водой)

купец
(
Богатый торговец, тот, кто
торговал. )

ведомо (известно)

Ножи
булатные
 (Булать — узорочная
сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой. )

Нам предстоит найти в
ней все особенности русской народной сказки.

 (чтение учителем
и детьми сказки)

VI. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

VII. Работа над сказкой

.1. Первичная проверка понимания детьми сказки.

  • Понравилась
    сказка?
  • Как
    случилось, что Иванушка превратился в козленочка?
  • Что
    ему говорила сестра?
  • Что
    предложил ей купец?
  • Согласилась
    ли Аленушка выйти за него замуж?
  • Что
    же произошло, пока купец не было дома?
  • Что
    хотела злая ведьма сделать с козленочком?
  • Удалось
    ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?
  • Стал
    ли козленок снова мальчиком? Как?
  • Как
    поступили с ведьмой?
  • К
    какому виду относится сказка? Докажите.

2. Беседа.Работа с репродукцией картины Васенцова

  • Мы
    с вами прочитали сказку и из нее узнали, что происходить с

Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она. А какой она вам
представляется?

  • Когда
    и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?
  • А
    как вы себе представляете облик Аленушки в тот момент, когда

случилась беда?

  • Художник
    Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.

2. Демонстрация на экране картины и беседа

  • Рассмотрите
    внимательно картину. Отличается ли ваше представление от

представления художника?

  • Можно
    ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему?
  • Правильно,
    это не иллюстрация, это картина, на которой В.М. Васнецов

показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает
свое отношение к ней.

·        
Посмотрите, какое настроение у Аленушки?

·        
Как вы думаете, почему она грустит?

·        
А при помощи каких средств художник показал, что девочка сирота?

VIII.Рефлексия

Выберите
и продолжите любое предложение:


На уроке я узнал……


Сегодня я сумел……


Я похвалил бы себя за……

Учитель: А
сейчас я попрошу вас оценить свою работу. С каким настроением мы уходим с
урока? Если вы довольны своей работой поднимите улыбающего колобка! А если
работали не в полную силу и вам было не интересно поднимите грустного
колобка. 

IX. Итог урока.

  • Какие
    чувства пробудил в вас урок?
  • О
    чем заставил задуматься?

X. Домашнее задание:

  • Перечитайте
    сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и

подготовьте пересказ сказки и выразительное чтение, по желанию
выполните рисунок к сказке.

Общая часть

Предмет

Литературное чтение

Класс,

ФИ учащегося

3 класс

(Павельева, Гаврилко, Салей)

Тема урока

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) (1, 2, 3 уроки) с 16.09. по 20.09.

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

Познакомить с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Умение слушать и читать произведение, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, объяснять смысл названия произведения.

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем в поиске информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коррекция нарушений развития ребенка

способствовать развитию устной речи, познавательного интереса, развитию воображения, мышления и внимания.

Основные понятия и термины

Непонятные слова в тексте (словарная работа)

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Учебник «Литературное чтение» 3 класс 1 часть, презентация, иллюстрации к сказке, карточки с пословицами, с планом сказки, с заданиями, мультфильм.

Методы обучения

Наглядные, словесные, репродуктивные, частично-поисковый.

Организационная структура урока

Этап урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Коррекционно-развивающая направленность этапа урока

Орг.момент

Приветствую ученика, настраиваю его на рабочий лад.

Солнце красное проснулось,

В гости к нам пришло с утра.

Всем ребятам улыбнулось:

Начинать урок пора!

Проверяет готовность к уроку, приветствует учителя, настраивается на рабочий лад

Сконцентрировать внимание; создать положительный настрой на учебную деятельность учащегося

Актуализация знаний

— Вспомни, как называется раздел, с которым мы начали знакомство на прошлом уроке?

— Какие виды сказок существуют?

— А еще какие сказки бывают?

— Скажи, а чему сказки учат?

Раздел называется «Сказки»

Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые

Сказки бывают народные и авторские

Сказки учат добру, не обижать и защищать слабого….

Активизация познавательной деятельности и уровня умственного развития учащегося (внимание, восприятие, память, речь).

Речевая разминка

— Прочитай чистоговорку про себя, шепотом, вполголоса, по слогам, целыми словами:

ЗА-ЗА-ЗА — прибежала к нам коза.

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ — есть козленок у козы.

ЗУ-ЗУ-ЗУ — заведу в загон козу.

ЗА-ЗА-ЗА — это Зоина коза.

— О ком говорится в чистоговорке?

Читает чистоговорку по заданию учителя

о козе и козленке

Самоопределение к деятельности

— Я прочитаю вам строчки из одной сказки, а вы должны угадать о какой сказке пойдет сегодня речь на уроке.

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..

— Прочитай тему урока.

— Рассмотри иллюстрацию и предположи, о чем пойдет речь в этой сказке?

— Какие задачи ты поставишь перед собой на уроке?

Слушает загадку, пытается отгадать

Сказка про Аленушку и братца Иванушку

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

рассматривает иллюстрацию к сказке, называет героев

Прочитать сказку; определить главную мысль; учиться находить ответы на вопросы в тексте; учиться пересказывать текст по плану; упражняться в развитии речи.

Коррекция и развитие мышления, памяти и речи учащегося. Применение специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития.

Словарная работа

Соедини стрелочками слово с его значением

Копытце

Нож из стали с узорчатой ручкой

Купец

След от копыта животного

Нож булатный

Богатый торговец

Ведомо

Известно

Выполняет задание, после сверяет свою работу с образцом

Коррекция и развитие мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация), памяти и речи учащегося.

Первичное знакомство со сказкой

— Сейчас я предлагаю тебе посмотреть мультфильм, после чего тебе нужно будет ответить на несколько вопросов по сказке.

https://yandex.ru/video/preview?filmId=10957954506179223835&text

— Назови героев сказки

— Что случилось с Иванушкой?

— Какая беда произошла с Аленушкой?

— Что ведьма хотела сделать с козленком?

— Чем закончилась сказка?

— Можно ли сказку назвать волшебной?

— Можно сказать, что эта сказка волшебная?

— А бытовой эту сказку можно назвать?

Смотрит мультфильм, отвечает на вопросы учителя

Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма

превратился в козленка

ведьма ее утопила в реке

просила купца козленка зарезать

Аленушку вытащили на берег, козленок опять стал Иванушкой, а ведьму прогнали

можно, в ней случаются превращения

можно, здесь герои и люди, и животные.

Коррекция и развитие мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, устной развернутой речи

Физминутка

— А теперь немного отдохнем. Повторяй движения за мной.

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту сесть опять!

Выполняет движения вместе с учителем

Снятие мышечного напряжения, коррекция внимания и восприятия

Вторичное чтение сказки и работа над содержанием

— Открой учебник на стр.22 и начинай читать сказку.

— Куда каждый день ходила Аленушка?

— Почему она брала с собой брата?

— Рассмотри иллюстрацию в учебнике, что ты можешь сказать об Аленушке и Иванушке?

— Что захотелось Иванушке по дороге домой?

— Копытца каких животных им встречались на пути?

— Почему Иванушка превратился в козленка?

— За кого Аленушка вышла замуж?

— Куда однажды ведьма пригласила Аленушку?

— Аленушка не знала ведьму. Скажи, а можно с незнакомцем куда-нибудь идти?

— Что ведьма сделала с Аленушкой?

— Какие слова говорил козленочек, когда приходил на бережок?

— Почему ведьма захотела зарезать козленка?

— Чем закончилась сказка?

— В этой сказке добро победило зло. Чему учит нас эта сказка?

Ученик читает сказку в учебнике по абзацам, отвечает на вопросы учителя

на работу

его не с кем было оставить, родители умерли

они были бедными, ходили босиком, одежда старенькая, залатанная…

пить

коровье, лошадиное и козье

не послушался сестру и попил из копытца

за купца

искупаться на речку

нельзя, может случиться несчастье

утопила в реке

……

он знал правду

Аленушку спали, козленок стал Иванушкой, а ведьму выпустили в чистое поле.

Слушаться взрослых, не быть доверчивыми

Коррекция и развитие мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, устной развернутой речи

Физминутка

Мы листики осенние

Летим, летим, летим.

Поднимемся, опустимся

И дальше полетим.

Повторяет движения вместе с учителем

Снятие мышечного напряжения, коррекция внимания

Характеристика героев

— В этой сказке есть положительные и отрицательные герои.

— Положительные герои – это… — Олицетворением зла в этой сказке является…

Работа по карточке

1) Подчеркни слова, которыми можно описать Аленушку.

Добродушная, злая, ласковая, жестокая, преданная, грубая, заботливая, хитрая.

2) Подчеркни слова, которыми можно описать Ведьму.

Добродушная, злая, ласковая, жестокая, преданная, грубая, заботливая, хитрая.

хорошие герои, добрые….

ведьма

Выполняет самостоятельно задание по карточке и сверяет свою работу с образцом

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, устной развернутой речи

Работа с планом

1) Жили — были Аленушка и Иванушка.

2) Иванушка превратился в козленка.

3) Аленушка вышла замуж за купца.

4) Ведьма утопила Аленушку в реке.

5) Козленок бегает на берег реки.

6) Козленка хотят зарезать.

7) Аленушка спасена и Иванушка расколдован.

8) Ведьму наказали.

— Сравни свою работу с образцом. Если правильно выполнил задание поставь +, если нет, то -.

Ученик 1 группы (слабый ) выполняет задание:

Расположи полоски с пунктами плана в правильной последовательности (В конце ученик сверяется с образцом. Если пункт плана определен правильно, то ученик кладет рядом зеленый круг, если не верно — красный.)

Ученик 2 группы (сильный) выполняет задание:

Впиши в пункты плана недостающие события.

1) Жили — были Аленушка и Иванушка.

2) ______________________________

3) Аленушка вышла замуж за купца.

4) _______________________________

5) Козленок бегает на берег реки.

6) _______________________________

7) _______________________________

8) Ведьму наказали.

Сверяет свою работу с образцом.

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, устной развернутой речи

Работа с картинойй

В. Васнецова

— Рассмотри репродукцию картину В. Васнецова.

— Почему Аленушка такая печальная и задумчивая?

— Как ты думаешь, какой момент из сказки изобразил художника?

— Найди этот фрагмент в тексте.

— Как удалось художнику изобразить её беду?

— Как ты думаешь, какое настроение у Аленушки?

— Что в картине усиливает эту грусть?

— Почему художник выбрал осень?

— Догадайся, почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды?

Рассматривает репродукцию

грустит из-за братца

когда Иванушка превратился в козленка

«Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет».

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у нее распущены, смотрит на темную воду пруда.

Грустное

Осень, нет ярких красок, темная вода, темный лес, одежды неяркие.

Осень — это грустное время года, природа увядает.

С водой связаны грустные события в сказке.

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Работа с иллюстрациями к сказке

(Выборочное чтение; пересказ)

Учитель показывает иллюстрации к сказке, а ученик должен:

1 группа

Задание: Найди и прочитай фрагмент сказки, подходящий к данной иллюстрации.

2 группа

Задание: Расскажи сказку по иллюстрациям.

Выполняет задание

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Работа с пословицами

1 группа

Задание: Из двух половинок пословиц собери одну, которая подходит к этой сказке.

1) Вся семья вместе, так и душа на месте.

2) Доброе дело и в воде не тонет.

3) Послушному — одно слово, непослушному — сто.

2 группа

Задание: Из предложенных пословиц выбери те, которые подходят к сказке.

1) Труд человека кормит, а лень портит.

2)Вся семья вместе, так и душа на месте.

3) Делу время, потехе — час.

4) Послушному — одно слово, непослушному — сто.

Выполняет задание, сверяет свою работу с образцом, делает пометки + или -.

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Задание «Переводчик»

1 группа

Задание: Замени выделенные слова современными. Запиши эти слова.

1) Залилась ______Алёнушка слезами, села под стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет.

2) В ту пору ехал мимо купец: – О чём, девица __________, плачешь?

3) Купец ей говорит: Поди ______ за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро ___________, а козлёнок будет жить с нами.

2 группа

Задание: Выделенные слова замени современными и запиши их. Слова выбирай из справки.

Слова для справок: зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она.

1) Залилась ______Алёнушка слезами, села под стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет.

2) В ту пору ехал мимо купец: – О чём, девица __________, плачешь?

3) Купец ей говорит: Поди ______ за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро ___________, а козлёнок будет жить с нами.

Выполняет задание, сверяет свою работу с образцом

Зарыдала

Девушка

Выходи

В золото и серебро

Зарыдала

Девушка

Выходи

В золото и серебро

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Итог урока. Рефлексия.

— Иногда сказки заканчиваются такими словами: Сказка – ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок.Как ты понимаешь эти слова?

— Какие выводы ты сделал для себя прочитав сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку?

— Докажи, что это волшебная сказка.

— Оцени свою работу на уроке с помощью смайликов.

Сказки нас чему — либо учат

Не оставлять друг друга в беде; Любить друг своих близких; Слушать старших.

Иванушка превратился в козленка; Аленушка разговаривала под водой и ожила, когда её подняли со дна; ведьма существует; козленок умел разговаривать.

Оценивает свою работу на уроке.

Коррекция своих действий и самооценки; коррекция способов саморегуляции и сотрудничества

Д/З

1) стр.22 — 26, прочитать сказку, ответить на вопросы

2) Найти с помощью интернета пословицы к сказке.

3) Нарисовать рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту в сказке.

Записывает дз, слушает задание

Коррекция внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия

Чтение

Тема: Составление плана сказки«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цели : создать условия для организации и проведения повторения литературоведческих понятий – о главной теме, идее (основной мысли) сказки; ознакомления учащихся с особенностями волшебной сказки; объяснения, как определять особенности волшебных сказок; обучения соотношению заглавия с содержанием текста сказки (его темой, главной мыслью), умению отличать героя волшебной сказки от героев других сказок, формулированию темы урока на основе ключевых слов, составлению плана урока, проведению рефлексии на основе данного плана, работе с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, узнавать произведение по обложке), осознанному, выразительному чтению, правильной передаче с помощью интонации характера, чувств и настроения героев сказки

Планируемые результаты

Предметные:научатся называть с опорой на схему элементы волшебной сказки, героев произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания

Метапредметные:познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки;

регулятивные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), распределяют роли для чтения в малой группе, планируют работу в группе, организовывают в своей группе прослушивание чтения по ролям от начала до конца;

коммуникативные: выбирают для себя соответствующую роль при чтении в лицах (или инсценировании) сказки и объясняют свой выбор товарищам

Личностные:осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, проявляют интерес и отзывчивость к культурному наследию других народ

Ход урока

Оргмомент

Прозвенел уже звонок –

И мы сейчас начнём урок

II. Актуализация опорных знаний

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

– О каком жанре устного народного творчества говорится? (Сказке.)

– Чем этот жанр отличается от других?

– На какие группы делятся сказки по авторству? (Народная; авторская.)

– Какие бывают сказки по содержанию?

– Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки

III. Сообщение темы и целей

– Сегодня мы продолжим знакомиться со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», найдём все особенности русской народной сказки. Итак, отправляемся

в увлекательное путешествие в русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка

и братец Иванушка». Мы будем читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать,

показывать, проверим свои знания

IV. Закрепление изученного материала.

1. Беседа по прочитанному.

– Проведём выборочное чтение по словесным и иллюстрированным картинам.

• Старик да старуха.

• Алёнушка да Иванушка.

• Одни-одинёшеньки.

– Прочитаем эти слова вполголоса. Как вы понимаете значение слов «одни-одинё-шеньки»? (Совсем одни.)

– Вспомните данный фрагмент сказки, найдите и прочитайте его.

– Как начинается эти сказка, с каких слов?

– Это предложение в сказке называется зачином.

– А ещё как могут начинаться сказки?

– А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, какой эпизод отражен на этой картинке?

– Сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца?

– Число 3 – число волшебного мира. Найдите и зачитайте нужный эпизод по ролям. А для этого перевоплотимся в Алёнушку и Иванушку и не забываем голосом и интонацией выделять речь наших героев.

Надевает ролевые маски чтецам.

– Ребята, именно это предложение («Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца») является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет.

– Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда? Как вы понимаете выражение «пот донимает»?

– Какие слова в этом отрывке повторялись?

– Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются

2. Работа по вопросам.

– Далее идёт основной сюжет сказки. О нем мы поговорим чуть позже.

– Так как у нас сегодня урок необычный, то принимайте гостей. Это мудрый кот, который любит рассказывать ребятам свои сказки, и он хочет проверить ваши знания по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А для этого мудрый кот подготовил для вас свои вопросы. Только он хочет услышать полные ответы. И чтобы вы сопровождали их выборочным чтением, аргументировали.

– Что предложил Алёнушке купец?

– Что произошло, пока купца не было дома?

– Какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло?

– Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет. Это очень опасно.)

– Зачем побежал козлёнок на речку?

– Прочитайте, что ответила ему Алёнушка?

– Как козлёнок звал свою сестру: весело или печально?

– Как заканчивается сказка? Найдите и прочитайте этот момент. Это предложение ставит точку в развитии сюжета.

– Как ещё может закончиться сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром, и часто используются такие слова: «И стали жить-поживать и добра наживать».

– Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему учит нас эта сказка?

– Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание только потому, что они не оставили друг друга в беде и любили друг друга.

– Повторим, из каких частей состоит сказка.

Физкультминутка

Работа по анализу и определению основной мысли сказки

– В этой сказке есть положительные и отрицательные герои.

– Положительный герой – это… Олицетворением зла в этой сказке является…

– Многое мы узнали об этих героях, и я предлагаю проанализировать главных героев, подобрать соответствующие слова.

ВЕДЬМА – злая, жестокая, хитрая, грубая.

АЛЁНУШКА – добродушная, ласковая, преданная, заботливая.

– Исследуйте и подчеркните такие пословицы, которые подходят к нашей сказке:

• Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

• Доброе дело и в воде не тонет.

• Труд человека кормит, а лень портит.

• Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• Маленькое дело лучше большого безделья

V. Тест

Выбери и подчеркни верный ответ.

1. Почему сестрица и братец остались одни-одинёшеньки?

а) Их прогнали родители;

б) родители умерли;

в) дети потерялись.

2. Куда пошла Алёнушка?

а) На работу;

б) за грибами;

в) играть с подругами;

г) за дровами.

3. Откуда Иванушка хотел попить в третий раз?

а) Из козьего копытца;

б) лошадиного копытца;

в) речки;

г) волшебного колодца.

4. Что случилось с Иванушкой?

а) Попал в жилище ведьмы;

б) стал жеребёночком;

в) стал телёночком;

г) стал козлёночком.

5. Что предложил Алёнушке купец?

а) Спасти Иванушку;

б) убить ведьму;

в) выйти за него замуж.

6. Что сделала с Алёнушкой ведьма?

а) Превратила в лягушку;

б) надела на шею камень и бросила в реку;

в) заперла в подвале.

7. Как ведьма попала в дом к купцу?

а) Околдовала купца;

б) оборотилась мышкой;

в) оборотилась Алёнушкой.

8. Почему ведьма упросила купца зарезать козлёнка?

а) Козлёнок ей не понравился;

б) козлёнок всё знал;

в) козлёнок казался ей очень вкусным.

9. Как купец узнал правду?

а) Его слуга подслушал разговор козлёнка с Алёнушкой;

б) купец подслушал разговор ведьмы;

в) козлёнок всё рассказал купцу.

VI. Итог урока

– Как вы думаете, к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? Докажите.

– А. С. Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Вы согласны с этим высказыванием?

– Какой урок нам дала эта сказка?

VII. Рефлексия

– Выберите и продолжите любое предложение:

• На уроке я узнал…

• Сегодня я сумел…

• Я похвалил бы себя за…

VIII. Домашнее задание

Перечитать эпизод из сказки, который больше всего понравился, нарисовать иллюстрацию к этому отрывку.

Дополнительно: прочитать русскую народную сказку и пересказать ее

  • План написания сочинения описания внешности человека
  • План к сказке русалочка 4 класс ганс христиан андерсен в сокращении
  • План написания сочинения декабрьского пример
  • План к сказке ромашка андерсена
  • План к сказке пушкина о царе салтане 3 класс по частям