Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 37-38.
УКМ «Школа России»
1. Назови героев сказки. Какими ты их представляешь? Чем они похожи друг на друга? Подтверди свой ответ словами из сказки.
Герои сказки: бабушка, внучка, курочка, мышка, зайка.
Бабушка старая и тихая. Внучка весёлая хохотушка. Курочка беспокойная, постоянно озабоченная. Мышка маленькая и безобидная. Зайка серенький и боязливый.
Они похожи своими страхами. Каждому показалось самое страшное, чего он боялся.
2. Обсудите с другом. В чём причина страха героев? Соотнесите содержание сказки и пословицы. Подходит ли она?
Причина страха героев в неожиданности произошедшего. Они не ждали ничего необычного, а потому испугались.
Пословица Робкого и тень страшит идеально подходит к содержанию сказки. Робкие герои испугались совершенно неопасного зайчика, а зайчик испугался героев.
3. Зачем понадобилось рассказчику использовать такие необычные слова: трёх-плёх, трёх-трёх-трёх? Как звучат эти слова? Какие картины они помогают создать? Какой слышится ритм?
Эти необычные слова нужны для того, чтобы передать звук плещущейся воды. Они звучат спокойно, размеренно. Слыша их мы видим, как покачиваются емкости с водой, как плещется в них вода.
Вода плещется неторопливо и задаёт неспешный ритм сказке.
4. Как начинается сказка? Каким тоном, в каком темпе следует начинать рассказывать сказку?
Сказка начинается очень неспешно, размеренно. Начало сказки следует читать медленно, негромко, спокойным голосом и тоном.
5. В каком темпе следует читать вторую часть сказки? Где меняется успокаивающая, размеренная интонация на быструю, напряжённую? В каких словах это выражено?
Начиная со слов «Налетел на яблоньку ветерок…» темп ускоряется. Одновременно происходит несколько событий, очень быстрых, что и требуется передать голосом. Голос становится напряжённым, темп быстрым.
Ускорение темпа выражено словами: хлоп, прыгнул, испугались, побросали, побежали.
6. Какая пословица содержится в конце сказки? Ко всем ли героям она подходит? Обоснуйте свой ответ.
В конце сказки мы видим пословицу:
У страха глаза велики — чего нет, и то видят.
Она идеально подходит для всех героев, ведь все они увидели то, чего нет на самом деле. Бабушка — медведя, внучка — волка, курочка — лису, мышка — кота, зайка — охотников с собаками.
7. Подготовьтесь к пересказу по плану: жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка; пошли водоносы за водой; вёдра бросили и побежали домой. Какой страшный зверь напугал водоносов?
Водоносов напугал испуганный заяц.
Пересказ сказки «У страха глаза велики» для 2 класса
Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка. Жили они дружно и часто ходили все вместе за водой.
Вот пошли они раз за водой. Набрали вёдра и неспешно возвращались в дом.
Шли они мимо яблоньки, что росла в саду. А под яблонькой сидел зайчик. Ветер качнул ветку, с ветки упало яблоко прямо на зайчика.
Зайчик испугался и под ноги водоносам кинулся. Водоносы тоже испугались, побросали вёдра и побежали домой.
Дома они попрятались друг за друга и стали делиться своими страхами.
Бабушке показалось, что на неё медведь насел. Внучке — что на неё волк бросился. Курочка лису увидела, у мышка — кота.
А заяц убежал в лес, сел под кустом и подумал, что чудом от охотников с собаками сбежал.
8. Рассмотри иллюстрацию к сказке. Расскажи, что на ней изображено. Составь план ответа. Сравни его с планом в рабочей тетради.
На рисунке мы видим, как разбегаются герои сказки.
План ответа по рисунку к сказке «У страха глаза велики»
- Заяц бросается под ноги водоносам.
- Водоносы бросают вёдра.
- Заяц бежит прочь.
- Водоносы бегут в дом.
План в рабочей тетради касается всех событий сказки, а план ответа к рисунку только одного события.
Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе Б
Дата проведения: 17.10.2018 г.
Учитель: Муртазина З.А.; учитель первой квалификационной категории
Класс: 2 Б класс
Тема урока: Русская народная сказка «У страха глаза велики!»
Тип урока и его структура: Открытие нового знания
Учебный предмет: Литературное чтение, УМК «Перспектива» Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий
Цель урока: формирование восприятия «бытовой» сказки как особого литературного жанра, учить видеть скрытый смысл сказок, отрабатывать навык выразительного чтения, воспитывать волевую саморегуляцию, развивать речевые умения.
Планируемые результаты (формирование УУД):
Предметные
повторить виды сказок (литературные и народные: волшебные, о животных), познакомить с литературоведческим понятием «бытовая сказка», особенностями бытовой сказки.
Метапредметные
Личностные : воспитывать интерес и любовь к чтению, выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.
Познавательные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предложенных .
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ,умение работать в паре , в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Вид урока: урок с использованием средств мультимедийного оборудования.
Оборудование. Компьютер, интерактивная доска, аудиозапись сказки «У страха глаза велики», толковый словарь
Вашему вниманию был представлен фрагмент урока литературного чтения во 2 Б классе.
На первом организационном этапе, цель которого создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство деятельности на уроке, в стихотворной форме настроила детей на деловую обстановку.
На втором этапе — постановка учебной задачи, формулировка темы урока, форма речевой разминки стала результатом определения темы урока «У страха глаза велики».
На этапе «Открытия» нового знания детьми мною была поставлена цель — организации коммуникативного взаимодействия для «открытия» нового знания, которую я реализовала в ходе создания проблемной ситуации, диалога, выделения главных героев по иллюстрации.
Планирование урока соответствует требованиям ФГОС, были учтены психологические и физиологические особенности детей.
Дидактические задачи урока соответствуют отобранному содержанию урока и темам программы и учебника.
На данном уроке с целью реализации задач урока и формирования УУД
использовала следующие методы и приемы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Применила такие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
В процессе обучения использовала современные образовательные технологии — ИКТ, технология здоровьесбережения (физкульминутка), продуктивного чтения, развитие критического мышления. Формированию познавательных учебных действий способствовал разнообразный материал урока, смена видов деятельности и форм работы. На всех этапах урока вовлекала детей в активную мыслительную и практическую деятельность.
В классе дети в основном со средним уровнем развития внимания, поэтому для развития внимания и познавательной мотивации использовались наглядные средства.
Прослушивание аудиозаписи сказки позволило включению ребят в продуктивную обучающую деятельность. Дети активно отвечали на вопросы, анализировали прочитанное произведение, учились высказывать свою точку зрения, работали в паре, группе, что способствовало развитию коммуникативных учебных действий.
На уроке прослеживалась межпредметная связь (русский язык, музыка, окружающий мир), связь с жизнью.
При объяснении нового материала была выбрана частично-поисковая деятельность, создана проблемная ситуация способствующая развитию познавательной мотивации и мыслительных операций; анализа, сравнения, классификации.
На протяжении всего урока идёт формирование коммуникативных взаимоотношений на основе таких форм работы, как работа в парах, в группах.
Учебное время на уроке старалась использовать эффективно, запланированный объём урока выполнен, считаю, что поставленные цели и задачи урока достигнуты.
Учащиеся не были перегружены работой, не утомлены. Дети материал усвоили. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности. Отношения между мной и учениками были доброжелательными. На уроке старалась создать атмосферу сотрудничества: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель.
Итог урока подведён. Проведение рефлексии показало, что детям было всё понятно и доступно!
1. Назови героев сказки. Какими ты их представляешь? Чем они похожи друг на друга? Подтверди свой ответ словами из сказки.
Главные герои сказки «У страха глаза велики»:
Зайчик, бабушка, внученька, курочка, мышка.
Все они очень пугливы и невнимательны.
Их объединяет то, что герои очень сильно преувеличили ситуацию, чем сами себя напугали.
Наткнувшись на безобидное животное, водоносы отреагировали следующим образом:
Испугались они, ведра побросали, и домой побежали.
Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.
И заяц преувеличил происходящее:
А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!
2. Обсудите с другом. В чём причина страха героев? Соотнесите содержание сказки и пословицы. Подходит ли она?
Причиной является преувеличение происходящего.
Герои сами себе придумали страхи.
Пословица полностью соответствует тому, о чём рассказывается в произведении.
3. Зачем понадобилось рассказчику использовать такие необычные слова: «трё-ё-х, плё-ё-х»; «трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх»?
Такие слова используются для того, чтоб передать читателю разницу между вёдрами и объёмами воды, которую несут герои.
Все персонажи различаются между собой и размерами, и силой.
Именно поэтому работу они выполняют тоже разной сложности.
Эти слова звучат весело, интересно и забавно.
Читая их, сразу представляешь, как плещется вода в вёдрах.
При этом слышится достаточно быстрый ритм.
4. Как начинается сказка? Каким тоном, в каком темпе следует начинать рассказывать сказку?
Начинается произведение со слов «жили-были», которые нужно произносить напевно, не спеша, с повествовательной интонацией.
5. В каком темпе следует читать вторую часть сказки?
Где меняется успокаивающая, размеренная интонация на быструю, напряжённую? В каких словах это выражено?
Указанная часть произведения требует смены темпа на очень быстрый.
При этом произносить слова нужно чётко, выразительно, не глотая звуков.
Указанную смену интонации можно наблюдать, когда зайчишка прыгнул к ногам водоносов.
«Прыгнул зайка да прямо к нашим водоносам к ногам. Испугались они, ведра побросали и домой побежали…»
6. Какая пословица содержится в конце сказки? Ко всем ли героям она подходит? Обоснуй свой ответ.
«У страха глаза велики: чего нет, и то видят»
Подходит она для характеристики каждого героя этого произведения.
Ведь все они испугались того, чего на самом деле не было.
7. Подготовься к пересказу по плану:
1. Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка.
2. Пошли водоносы за водой.
3. Вёдра бросили и побежали домой.
4. Какой страшный зверь напугал водоносов?
Пересказ сказки «У страха глаза велики» по плану для 2 класса
Жила себе бабка с внучкой, курочкой и мышкой.
Ежедневно они ходили по воду, каждый со своим ведёрком.
Однажды шли герои к дому через огород.
Там росла яблоня, под которой засел зайчик.
Из-за ветра одно яблочко упало и дало зайцу по лбу.
Он отскочил прямо к ногам водоносов.
Те очень сильно испугались и бросились бежать.
Прибежали домой, и каждый из водоносов спрятался, думая о том, какого страшного зверя видел.
Зайка же убежал в лес, спрятался и радовался, что ему повезло спастись от охотников.
Напугал героев обычный, безобидный зайчик.
8. Рассмотри иллюстрацию к сказке. Расскажи, что на ней изображено. Составь план ответа. Сравни его с планом в «Рабочей тетради»
На иллюстрации изображены перевёрнутые ведра и испуганные герои: водоносы, бегущие домой; зайка, который бежит в лес.
План ответа:
1. Бабка выбросила ведро и бежит домой оборачиваясь.
2. Внучка выбросила ведро и бежит домой, подняв руки вверх.
3. Курочка бежит, крича и подняв крылья.
4. Мышка выбросила своё крошечное ведёрко и тоже мчится домой.
5. Перепуганный зайка бежит в лес.
Подсказка:
- Читательский дневник по сказке «У страха глаза велики»
________
Урок литературного чтения во 2 классе
УМК Школа России
Учитель: Савченко Наталья Викторовна.
Дата: 18.09.2018
Тема: Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Цель урока
Формирование восприятия «бытовой» сказки как особого литературного жанра, учить видеть скрытый смысл сказок, отрабатывать навык выразительного чтения, воспитывать волевую саморегуляцию, развивать речевые умения.
Предметные
повторить виды сказок (литературные и народные: волшебные, о животных), познакомить с литературоведческим понятием «бытовая сказка», особенностями бытовой сказки.
Метапредметные
Познавательные. Формировать умения ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции, соотнеся пословицы с текстом произведения.
Регулятивные. Развивать навыки целеполагания, саморефлексии, самокоррекции. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Коммуникативные. Развитие навыков: публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в группе.
Личностные
Проявление интереса к жанру сказки.
Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев сказки.
Формирование творческого отношения к процессу выбора и выполнения задания.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. (1 мин)
Литературное чтение – прекрасный урок ,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет иль сказка, рассказ —
Вы учите их, а они учат вас!
— Давай улыбнёмся друг другу, поделимся своим теплом, добротой, хорошим настроением.
Каждый урок – это урок новых открытий.
Готовы ли ты к трудностям, не боишься их?
Тогда в путь!
Подготовка к работе.
Настраивается на работу.
Проверяет готовность рабочего места к уроку.
Учащаяся проверяет наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение
2 этап. Актуализация опорных знаний. 5 мин
1. Прочитай предложения (проектор)
Пуганая ворона и куста боится.
Не ходи в лес, коли зайца боишься.
Трус собственной тени боится.
Кто дрожит, тот и бежит.
— Прочитай ещё раз про себя и подумай, что это за предложения? (пословицы)
— Что объединяет эти пословицы? (трусость)
Подбери к этому понятию другое близкое по значению слово.
(если затрудняешься, то прочитай стих
У совы-совищи
Круглые глазищи.
В темноте горят огнём,
Ночью видят всё, как днём!
Неохота, братцы, мне с совой встречаться!)
— Почему? (страшно)
Трусость — страх
— Эти слова похожи, но и отличаются.
— А чем они отличаются? Кто знает?
— Ты работаешь со словарями, и я тоже нашла в толковом словаре Ожегова Сергея Ивановича, как он объясняет эти слова. Давай проверим:
Трус – человек, легко поддающийся чувству страха. (Проектор)
Трусость – поведение труса, боязливость.
Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь.
-
Были ли у тебя случаи, когда ты испытывала страх? (да, и рассказ детей)
-
Сейчас я прочитаю тебе, что увидел мальчик Петя из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака в темноте.
Темноты боится Петя.
Петя маме говорит:
Можно, мама, спать при свете?
Пусть всю ночь огонь горит.
Отвечает мама: — Нет!
-Щёлк — и выключила свет.
Стало тихо и темно.
Свежий ветер дул в окно.
В темноте увидел Петя
Человека у стены.
Оказалось на рассвете –
Это куртка и штаны.
Рукавами, как руками,
Куртка двигала слегка,
А штаны плясали сами
От ночного ветерка…
В темноте увидел Петя
Ступу с бабою-ягой.
Оказалось на рассвете –
Это печка с кочергой…
-
Представляешь, что можно от страха себе навыдумывать? (много всего, чего нет на самом деле)
-
Сегодня мы познакомимся с произведением, где герои тоже такого себе навыдумывали…
3 этап. Целеполагание. 5 мин
Угадай о каком жанре мы сегодня с тобой будем говорить?
О чём-то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кроватки, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица
По комнате бродят сказки….
Как ты уже догадалась, мы начинаем большой раздел «Устное народное творчество».
— Вероника, а много ли сказок на свете? (ответы детей).
— Правильно. Попробуй сосчитать звёзды на небе, или капли в море, или деревья в лесах… Вот сколько сказок на свете!
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
А теперь давай вспомним всё, что ты знаешь о сказках.
Что такое сказка?
(Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил).
— Какие виды сказок ты знаешь? (народные, литературные)
— На какие группы делят народные и литературные: волшебные, о животных .
— Как ты думаешь, какая у нас сегодня тема урока? (узнать новый вид сказок)
А, что ты хочешь узнать об этой сказке.
Давай вспомним план, по которому мы работаем, когда изучаем новое произведение.
(План повесить на доску)
1. О чём это произведение?
2. Кто главные герои ?
3.Какой это вид сказки?
Прочитай название сказки («У страха глаза велики»).
Как ты понимаешь словосочетания «глаза велики»? (Очень большие глаза.).
Что лежит в основе названия сказки? (пословица)
Предположи, о чем будет сказка? (Высказывание детей).
Рассмотри иллюстрацию к сказке, можешь ли ты понять кто является героями?
— Давай сейчас прочитаем сказку.
Постановка цели и задач урока
Составление плана урока
Читает учитель и хорошо читающие ученики.
4 этап. Открытие «новых знаний».
Первичное восприятие сказки «У страха глаза велики». 5-6 мин
— Понравилась ли тебе сказка?
— Какие картинки ты представила перед собой, когда слушала сказку?
– Было ли тебе страшно?
— Что тебя больше всего рассмешило в сказке?
2. Учащаяся читает самостоятельно сказку.
3. Словарная работа
Какие непонятные слова встретились в тексте?
( колода, напёрсток, схоронились, колодец)
Ты знаешь значение слов «колода» и «колодец»?
Определим по толковому словарю, по интернету или спросим у кого-нибудь.
Прочти значение слов.
(Колода – короткое толстое бревно, в котором делается углубление для воды
Колодец – глубокая яма с отвесными укрепленными стенками, служащая для добывания воды из водоносных слоев земли
Наперсток — металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.
Вторичное осмысление восприятия сказки. 5мин
— А можно ли узнать по началу произведения, что перед нами сказка?
— Какими словами начинается сказка? (жили- были)
— Как еще может начинаться сказка? (в некотором царстве, случилось это давным-давно).
Есть ли автор у этой сказки? Какая это сказка? (народная)
— Кто главные герои сказки? (бабушка, внучка, курочка, мышка). Мы с тобой вместе составим вот такую таблицу. Чем мы будем пользоваться при выполнении этого задания? (учебником). Время работы 2 минутки.
Составление таблицы «Характеристика героев сказки».
Проверка. Чем занимались наши герои? (носили воду)
Как можно назвать наших героев, соединив слова «вода» и «носить»? (Водоносы.).
Обратим внимание на размер вёдер у водоносов.
-
Какой размер ведер был у героев?
-
Найдите в тексте ответ на вопрос: откуда брали воду наши герои?
-
Кого испугались герои?
Оцени на листочке свою работу.
-
Рассмотри картинку на стр.27 и зачитай отрывок, который относится к этой картинке.
-
В тексте есть ещё один герой – это заяц. Что привиделось зайке? Почему зайке привиделись именно охотники?
-
Прочитай в тексте предложение, в котором объясняется поведение наших героев. («У страха глаза велики: чего нет, и то видят»)
— Как ты понимаешь эту пословицу? (От страха человек может представить даже то, что на самом деле нет).
Работа с иллюстрацией и текстом учебника
5 этап. Физкультминутка. 1 мин
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
Руку протяните,
(Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.
(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать,
(Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать.
(Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну
(Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву!
(Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
Речевая разминка. 2 мин
Упражнения:
а) вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям.
б) кончиком языка упритесь в щёку и растяните её, а затем другую. Давайте пожуём мягкую конфетку и проглотим её. Упритесь кончиком языка в верхнюю губу, а затем – в нижнюю. Для снятия напряжения сделайте жевательные движения.
в) Самолеты взлетают: у-у-у
машины едут: ж-ж-ж
лошади поскакали: цок-цок-цок
рядом ползет змея: ш-ш-ш
муха бьется в стекло: з-з-з-з
г) Отработка навыка чтения
Как на горке, на пригорке жили — были три Егорки…..
– читаем тихо, громче, громко (убыстряя)
Объяснение нового материала. Моделирование обложки:
— Вероника, изучая каждое произведение мы составляем к нему обложку.
Я предлагаю тебе сделать обложку к нашей сказке.
Всё ли у тебя получилось? Проверка (ответы)
Проверяем.
Вспомни, что мы определили для себя (узнать новый вид сказки)
Так вот сегодня, Вероника, мы познакомились с новым видом сказок, который называется бытовые сказки.
-Прочитай определение «бытовая сказка».
Кто чаще всего является героями бытовых сказок? (люди, дети)
— О чём это сказка? (о приключениях)
Каким цветом будем закрашивать кружок? (синим)
6 этап. Обобщение и систематизация знаний (итог урока). 4 мин
Как ты думаешь, решили ли мы нашу учебную задачу? Вспомни наш план урока.
-
О чём это произведение?
— Какова главная мысль этой сказки? (трусливый человек может увидеть то, чего на самом деле нет)
— В каких случаях мы говорим: «У страха глаза велики»?
— Как ты думаешь, зачем люди придумали сказку «У страха глаза велики»? (Чтобы показать, насколько смешными выглядят трусоватые люди).
— Подумай, трусость – это, какая черта в людях? (Плохая, отрицательная).
Подбери противоположные по смыслу слова. (Смелость, храбрость, мужество).
Чему учит сказка «У страха глаза велики»? (Быть смелыми, уметь побеждать страх).
-
Кто главные герои ? (план повесить на доску)
3.Какой это вид сказки
Для этого проведём игру «Да -нет».
1. В сказках есть волшебство. +
2. В сказке происходит то же, что и в жизни. —
3. В сказках животные разговаривают. +
4. В бытовой сказке героями являются люди. +
5. Баба-Яга сказочный герой. +
6. В бытовой сказке людям помогают чудеса. –
7. Ты молодец? +
8. Водоносы шли через огород? +
9. В огороде росла слива? –
10. Под яблонькой сидел зайка? +
11. Зайка прыгнул водоносам в руки? —
12. Бабушка упала на лавку? +
13. Внучка испугалась волка? +
14. Мышка испугалась медведя? —
15. Ты молодец? +
— Вероника, я подготовила для тебя выставку книг с бытовыми сказками и слайд примеров таких сказок. Думаю, что для тебя будет открытием, что, к примеру известные тебе сказки «Курочка Ряба» и «Репка» — это бытовые сказки. Я очень надеюсь, что они будут для тебя интересными и ты пополнишь свой читательский дневник и добавишь ещё одну обложку в нашей классной книге.
7 этап. Рефлексия. 1мин
Нарисуй смайлик «Своё отношение к сказке»
Ставит в тетрадке смайлик.
8 этап. Домашнее задание. 1 мин
-Я предлагаю тебе выбрать карточку с заданием:
1 карточка – выполнение заданий в рабочей тетрадке;
2 карточка – выразительное чтение сказки;
3 карточка – сочинить свою бытовую сказку
Учащаяся выбирает карточку с домашним заданием по своему уровню.
Дифференцированное задание по выбору учащейся
3. Работа над выразительностью чтения. 5 мин
Давай вместе поработаем над этим эпизодом сказки. Поучимся читать текст выразительно.
Найди в тексте абзац, где наши водоносы идут с целыми вёдрами домой.
Перечитай про себя текст. Мысленно представь героев сказки с ведрами.
С какой интонацией ты прочитаешь предложение «Назад идут»? (Спокойно, интонация сообщения).
— Какие звуки издавали вёдра?
— Зачем понадобилось рассказчику использовать такие необычные слова: «трё-ё-х, плё-ё-х, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх». ( Показать как идут герои)
-
Давай посмотрим, как звучат эти слова.
— Сколько колыханий воды в ведре у бабушки? (Два)
Как плещется вода в ведре у бабушки? (Медленно колышется).
Почему? (Ведро большое, бабушка-старушка идет медленно).
Прочитай предложение о внучке.
Сколько колыханий воды в ведре у внучки? (Три)
Как идет внучка по сравнению с бабушкой? (Быстрее и чаще делает шаги).
Прочитайте предложение о курочке.
Сколько колыханий воды в её ведре? (Четыре)
Почему? (Шаги короче и чаще)
Прочитайте предложение о мышке.
Сколько колыханий воды в её ведёрке? (Шесть)
Как будешь читать это предложение? (быстро)
Сейчас будем работать с текстом на карточке: проставлять паузы и определять логическое ударение — подчеркивать слова, которые будем выделять голосом при чтении.
Как обозначаем паузы? (Ответы детей)
Вертикальная черта I — малая пауза, ставится на запятых, про себя можно произнести «раз».
Две вертикальных черты II – большая пауза, ставится на тире, точке, восклицательном и вопросительном знаке. Про себя можно сосчитать «раз, два».
Самостоятельная работа
Обозначить паузы, подчеркнуть слова, которые будем выделять голосом.
Проверь правильность выполнения задания, оцени на листочке свою работу. Сравнив свою карточку с карточкой на экране
Выразительное чтение учащейся.
Сказка «У страха глаза велики»
2 класс
Методическая разработка урока по литературному чтению
Сергиев Дмитрий Юрьевич
учитель начальных классов
Тема: Сказка « У страха глаза велики».
Цель: познакомить учащихся с народной сказкой «У страха глаза велики».
Задачи:
1) учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества;
2) характеризовать героя сказки;
3) соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план, находить слова.
Формирование УУД:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные: (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
3.Адекватно оценивать свои достижения;
4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные: (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Форма обучения: Фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Межпредметные связи: ИЗО, математика, русский язык.
Ресурсы: учебник, предметные картинки.
Учебник: «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, УМК «Школа России».
Структура и ход урока
№№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
2 |
3 |
4 |
II |
Организационный момент |
Работа над эмоциями. -Здравствуйте! Как ваше настроение? -А теперь развиваем эмоции. * нахмурьтесь, как осенняя туча * испугайтесь, как зайчик, увидевший волка *удивитесь, как будто вы первый раз увидели радугу *заскучайте от скуки. *улыбнитесь, как будто вы получили новую игрушку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
III |
Актуализация опорных знаний и умений |
Речевая разминка 1) Побежали поросята по росе, потерялись поросята да не все. 2) Идёт бычок качается, вздыхает на поводу, оох доска кончается, сейчас я упаду. 3) А-л-е-н-у-ш-к-а-а-а… И-в-а-н-у-ш-к-а-а-а… — У вас на партах лежат конверты. Внутри конверта буквы. Вам нужно составить слово из этих букв. Русская народная сказка.(Слайд 1) |
Речевая разминка, повторяют скороговорки Составляют слова из букв. Русская Народная Сказка |
IIII |
Постановка темы и цели урока |
Отгадывание название сказки. — Я думаю скучать нам сегодня не придется , и мы перейдем к разгадке названия сказки. -Название состоит из 4 слов. Но вы знаете, что слово может состоять из одной буквы и первое слово именно такое. — А мы не зря сейчас с вами выполняли упражнения. Следующие слова я буду загадывать одному из вас, а он будет показывать его своей мимикой и жестами. (Одному из учащихся на ушко шепчется слово, он его загадывает остальным с помощи мимики и жестов. После разгадывания детьми слов на доске появляется название сказки «У страха глаза велики»). (Слайд 2) — Итак, тему нашего урока мы определили, а теперь давайте подумаем, что мы будем делать на уроке, чему научимся, т. е определим цель и задачи нашего урока. ( ответы детей). — Познакомимся со сказкой… -Будем выразительно читать , делать словарную работу, если встретятся незнакомые слова. -Работать с текстом , находить в нем ответы. — Подводить итоги. (Слайд 3) — Вот сколько задач стоит перед нами. — Было это или не было, Только говорят, вот как было… |
Загадывают слова остальным с помощи мимики и жестов Все хором читают |
IIV |
Изучение нового материала |
1. Слушание аудиосказку. 2. Проверка первичного восприятия сказки. -Что вызвало ваш смех? 3. Словарная работа. — Значение каких слов вам непонятны? (Проводится словарная работа ( колодец, колода, наперсточек). Сначала высказывания детей, затем значения слов появляются на слайде. (Слайд 4, 5, 6) 4. Физкультминутка Музыка «Мы матрешки» -Сколько слогов в слове мышка? — Сколько слогов в слове курочка? — Сколько у нас всего героев в сказке? |
Слушают сказку. Отвечают на вопросы Спрашивают непонятливые слова Делают физкультминутку |
VV |
Первичное закрепление |
1) Анализ сказки Конэрс. В четырех углах ( Бабушка, внучка, курочка, мышка). — Кто из персонажей вам больше всего понравился? Выберите свой угол. Ответы детей, почему они выбрали именно этот угол. В сказке «У страха глаза велики» несколько персонажей, но главный ее герой – это обычный страх. Главный смысл сказки состоит в том, что страх – плохой помощник в неожиданных ситуациях. Наше воображение под воздействием страха способно отыскать то, чего нет на самом деле. Сказка учит не поддаваться панике и сохранять спокойствие в любой ситуации. В этой сказке нет персонажа, который бы мне понравился. Испугались абсолютно все, никто не сумел сохранить хладнокровие в неожиданной ситуации. В итоге, и страху натерпелись, и воду не донесли до дома. Страху в глаза гляди, не смигни, а смигнешь — пропадешь. 2) Работа на интерактивной доске. — Соотнесите персонажей с их страхами. Бабушка — — — медведь Внучка — — — волк Курочка — — — лиса Мышка — — — Кот Заяц — — — — — Охотник |
По вопросу учителя выбирают угол и объясняют почему они выбрали именно этот угол. Слушают учителя 1 ученик работает на интерактивной доске, остальные на листочках |
6 VVI |
Включение в систему знаний и повторение |
— У каждого человека есть страх. И домашним заданием вам было задано нарисовать страх. Проверка д/з под документ камерой. |
Рассматривают иллюстрации |
VVII |
Рефлексия Итог урока Домашнее задание |
-Ребята, с какой новой сказкой вы познакомились сегодня? (У страха глаза велики). — Какая это сказка? — О чем эта сказка? (Не надо придумывать лишнего) — Давайте еще раз вспомним всех действующих лиц сказки. Нарисовать смешным свой страх. |
Отвечают на вопросы, приводят примеры из жизни, подводят итоги. |
Список литературы
1. «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, УМК «Школа России».
2. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова.
Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кунгурский центр образования № 1»
Конспект урока
литературного чтения
во 2 классе
по теме: Русская сказка «У
страха глаза велики»
Выполнила:
студентка
группы Н-13
Белявцева
Мария
2015
Тема: «У страха глаза велики» (русская сказка)
Тип урока: комбинированный
Цели:
ü Образовательные:
познакомить учащихся с новым произведением; способствовать формированию у
учащихся целостного представления об основной идее произведения, формировать
умение работать с текстом произведения.
ü Развивающие:
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков
младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для
формирования выразительного чтения.
ü Воспитывающие:
прививать любовь к народному творчеству.
Методы
обучения, технологии: репродуктивный
и словесный.
Оборудование:
·
Технические и программные средства
обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
·
Дидактические средства обучения:
презентация, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1
часть.
Ход урока
1.
Организационный момент
-Здравствуйте,
ребята! Меня зовут Мария Александровна, и я проведу у вас урок литературного
чтения. У нас сегодня, ребята, необычный урок, к нам на урок литературного
чтения пришли гости. Поделимся с гостями своими знаниями, своим теплом,
добротой, хорошим настроением. Каждый урок – это урок новых открытий. И я,
ребята, желаю вам новых открытий.
2.
Речевая разминка
—
Прежде чем приступить к уроку, проведём небольшую речевую гимнастику. А зачем
на уроке мы их проводим? (они играют роль гимнастики органов речи и
необходимы для правильного произношения звуков).
Упражнение «Конфетка»
—
Кончиком языка упритесь в щёку и растяните её, а затем другую. Проделайте
упражнение 10 раз. Давайте пожуём мягкую конфетку и проглотим ее.
Упражнение «Вверх – вниз»
—
Упритесь кончиком языка в верхнюю губу, а затем – в нижнюю. Для снятия
напряжения сделайте жевательные движения.
—
Вот мы с вами теперь будем на уроке говорить четко, ясно и правильно.
—
Прочитайте с веселой интонацией. Как на горке, на пригорке жили — были
три Егорки.
—
А что вы сейчас читали, к какому жанру относится это предложение? (скороговорка)
—
Скороговорку вы сказали с улыбкой. Также сегодня мы будем улыбаться, прочитав
одно произведение.
—
Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Песни, сказки, загадки,
пословицы, поговорки, потешки).
—
А какие пословицы вы знаете?
—
Какие загадки вы знаете?
—
Какие поговорки вам известны?
—
Какие народные сказки знаете?
—
Почему произведения этих жанров называют народными? ( Произведения сочинял
народ).
-Почему
это устное творчество? (Потому что не записывалось, а передавалось из уст в
уста).
— Были ли у вас случаи, когда вы, в
темноте принимали один предмет за другой? (Рассказы
учащихся ).
— Сейчас я прочитаю вам, что увидел
мальчик Петя из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака.
Темноты боится Петя.
Петя маме говорит:
Можно, мама, спать при свете?
Пусть всю ночь огонь горит.
Отвечает мама: — Нет!
-Щёлк — и выключила свет.
Стало тихо и темно.
Свежий ветер дул в окно.
В темноте увидел Петя
Человека у стены.
Оказалось на рассвете –
Это куртка и штаны.
Рукавами, как руками,
Куртка двигала слегка,
А штаны плясали сами
От ночного ветерка…
В темноте увидел Петя
Ступу с бабою-ягой.
Оказалось на рассвете –
Это печка с кочергой…
3. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня мы будем читать произведение
о страхе. Прочитайте его название. Как вы его понимаете?
4. Первичное восприятие сказки «У страха глаза
велики».
4.1. Словарная работа.
—
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Но сначала обратите
внимание на слова напёрсток, колода, колодец.
–
Прочитайте эти слова. Если сможете, объясните их значение.
Наперсток — колпачок,
надеваемый на палец при шитье для предохранения пальцев от уколов иголкой.
Колода — род деревянного корыта
— бревно с выдолбленной серединой.
Колодец — укрепленная
срубом узкая, глубокая яма для получения воды.
—
Приготовьтесь к слушанию и попытайтесь определить жанр этого произведения.
(прослушивание аудиозаписи)
—
Какой жанр произведения?
— Как
вы узнали, что это сказка? Докажите.
—
Вспомните начало сказки. Какие слова подтверждают, что это сказка? (Жили-были)
-Понравилась
вам сказка? Веселая она или нет?
ВИДЕОФИЗМИНУТКА
5. Организация первичной проверки понимания сказки
— Как вы понимаете название
сказки?
—
Сейчас, ребята, прочитайте первую часть сказки, для того, чтобы найти главных
героев сказки, как в ней они названы?
—
Почему герои сказки так названы?
—
Приготовились читать по цепочке. Ученики читают, находят, что бабушку зовут
старушка, внучку – толстушка, курочку — клохтушка, мышку – норушка.
— Почему разный размер вёдер у героев
сказки? (У каждого вёдро по своему росту).
— Откуда брали воду? (Ответы детей).
6. Работа над выразительностью чтения
—
Прочитайте выразительно, как наши герои испугались. (Бабушка на лавку упала..).
Чтение по ролям:
(автор, бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц). Находят в тексте сказки
возгласы героев и стараются читать выразительно, изображая мимикой испуг
каждого героя.
—
Задание такое: определить, кого испугались герои сказки.
Кого |
Кого |
Кого |
Кого |
Что вы |
—
Теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. (ученики по руке отвечают,
кто как выполнил задание)
-Что
вы можете сказать о героях сказки? (Глупые, трусливые)
—
А какие люди в народе ценятся больше всего? (Храбрые, мудрые, смелые, которые
сохраняют самообладание в трудных и страшных ситуациях).
Решение теста
1. За чем каждый день ходили герои
сказки?
2. Сколько людей ходили за водой?
3. Откуда брала воду бабушка?
4. Откуда брала воду внучка?
5. Что попало зайке в лоб?
6. Кто, как показалось бабке, напал
на неё?
7. А внучке кто привиделся?
8. Кого испугалась курочка?
9. А мышка кого увидела?
10. А кого испугался заяц?