Конспект НОД по развитию речи
«В гости к сказке «Заюшкина избушка»
(младшая группа 3-4 года)
Цель: обучать детей рассказыванию сказки с опорой на наглядность (мнемотаблица), упражнять детей в словообразовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме, развивать связную речь, развивать внимание, память, восприятие, развивать мелкую моторику рук детей, воспитывать нравственные качества (формировать умение правильно оценивать поступки персонажей, сравнивая положительное и отрицательное).
Методы и приемы:
словесный (ответы на вопросы воспитателя)
наглядный (использование мнемотаблицы)
практический (выкладывание солнышка из макарон)
Предварительная работа: чтение и рассказывание сказки «Заюшкина избушка».
Материалы и оборудование: колокольчик, сундучок, в сундучке — загадки и изображения персонажей сказки «Заюшкина избушка» — петух, лиса, заяц, медведь, собака, картинки животных (лиса, медведь, заяц, белка, волк и др.), макароны в тарелочках на каждого ребенка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей). Сегодня мы с вами пойдем в гости к сказке. Но, для начала я хочу узнать хорошо ли, вы знаете сказки?
— Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел? Колобок
— Как называется сказка в которой волк съел козлят? Волк и 7 козлят
— В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил? Курочка Ряба
— Что выросла «Большая – пребольшая»? Репка
Воспитатель: Молодцы, ребята, много сказок знаете!
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Ну а теперь, мы отправимся в гости к сказке. Закрывайте глазки.
Колокольчик зазвени.
В сказку нас перенеси.
(Незаметно выставляет волшебный сундучок)
Смотрите, ребята, сказочный волшебный сундучок. Его приготовила для нас сказка. Посмотрим, что там лежит. Ребята, здесь спрятались герои из одной известной сказки, но появятся они, только когда вы угадаете про них загадки.
(Воспитатель загадывает загадки и достаёт героев сказки «Заюшкина избушка» — лиса, заяц, собака, медведь и петух.)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Пышный хвост – краса.
Кто это? (Лиса)
Этот сторож дом охраняет,
На воров громко лает. (Собака)
Неуклюжий, косолапый,
Кто всю зиму сосет лапу? (Медведь)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка,
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт. (Петя-петушок)
Воспитатель: А кто мне сможет назвать из какой сказки эти герои. (Ответы детей). Правильно, это сказка, которую мы с вами читали, называется «Заюшкина избушка».
«Сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. А поможет нам табличка
подсказка (достает из сундучка мнемотаблицу по сказке). Я начну, а вы мне поможете». (Допускаются хоровые и индивидуальные ответы.)
Воспитатель: Жили-были…Дети. Лиса и заяц.
Воспитатель: И у лисы была …Дети. Избушка ледяная. И. т. д.
Воспитатель: Замечательная сказка у нас получилась! А кто из героев вам больше всего понравился? Почему? (Зайчик- добрый, доверчивый, Петушок- смелый, хитрый) А теперь предлагаю вам стать зайчиками.
Физкультминутка
«Зайчики»
Покажите пальчики,
Прыгайте как зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок
Стоп, сели
Травку поели
Выше, выше, высоко
Прыгать на носках легко
Воспитатель: Сказка приготовила для нас еще задание, давайте заглянем в наш сундучок. Что же здесь есть?
Игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании)
Воспитатель: Как много в сказке разных животных, но один петух – смелый, настоящий друг. Я бы даже назвала его ласково. Помогите мне, пожалуйста, как можно ласково назвать петуха?(Петушок). Молодцы ребята. Я буду показывать вам героев сказки, а вы называйте их ласково. (зайчик- заюшка, лисичка-лисонька и т.д)
Воспитатель: Ребята, в сундучке есть еще что-то (достает тарелку с макаронами). Что это такое? Правильно, это макароны. А для чего нам нужны макароны? Молодцы, мы макароны варим и кушаем, а сказка вместе с сундучком предлагают нам в макароны поиграть. Подходите к столу. Сказка предлагает нам выложить из макарон солнышко, чтобы в группе было всегда светло и тепло. Какой формы солнышко? (Ответы детей)
(Дети самостоятельно выкладывают на столе солнышки, а воспитатель помогает и направляет их работу).
Воспитатель: Умнички! Вы очень постарались, красивое солнышко у каждого получились! Посмотрите, и вокруг у нас стало светло.
— А сейчас нам пора возвращаться из сказки назад в детский сад. Закройте глаза.
Колокольчик зазвени.
Нас в детский сад скорей верни.
Открывайте глазки!
Итог занятия (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в сказку?
— А что вам больше всего запомнилось?
(Выслушиваю мнение детей, что понравилось и что запомнилось).
Автор:
Ивина Вероника Ильдусовна,
учитель — логопед
ЛГ МАДОУ «ДСКВ №10 «Белочка»
ХМАО-Югра г. Лангепас
Образовательные задачи
Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний. Обогащение лексикона детей новыми словами.
Развивающие задачи.
Развитие связной речи, зрительного восприятия и речевого слуха, речевого дыхания, тонкой моторики и координации движений, памяти, мышления. Развитие интереса к играм-драматизациям.
Воспитательные задачи.
Воспитание интереса к русским народным сказкам, чувства сострадания, желания помочь герою в трудной ситуации.
Материал:картинно-символический план к сказке «Заюшкина избушка», шапочки персонажей к сказке, избушка, печь, коса, текст сказки «Заюшкина избушка».
Ход занятия.
1.Организационный момент. У нас сегодня много гостей. Все хотят послушать, как мы с вами учимся запоминать и пересказывать рассказы. Все гости приветливо улыбаются нам, подарим и мы гостям свои улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь и мне.
(Выполняются упражнения для губ «Улыбка-Трубочка», для язычка — «Качели»)
— Молодцы, ваш язычок размялся и готов к работе.
Сегодня у нас будет еще одна гостья. К нам придет сказка. Хотите узнать, какая это сказка? Давайте позовем ее.
Дети говорят «волшебные» слова «Раз, два, три – сказка приходи».
Входит персонаж – заяц.
— Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?
— Посмотрите, какой он расстроенный. Да еще и сильно плачет.
Давайте его успокоим и сделаем гимнастику для глаз, чтобы они не заболели у заиньки от слез.
Гимнастика для глаз.
Посмотрите далеко,
Дети вытягивают руки вперед и смотрят на кончики пальцев.
Посмотрите близко,
Смотрят на ладошки перед глазами.
Посмотрите высоко,
Руки вверх, смотрят на кончики пальцев.
Посмотрите низко.
Руки вниз, смотрят на кончики пальцев.
Руку в сторону веду,
Руку отводят вправо, смотрят на кончики пальцев.
А затем веду другую,
Руку отводят влево, смотрят на кончики пальцев.
А потом огромный круг
Я глазами нарисую.
Пальчиками «рисуют» круг по часовой стрелке, затем против, следя за ними глазами.
— Ну вот, зайка успокоился. Давайте спросим у него, что же случилось.
— Что с тобой случилось заинька?
— Ой, ребята, меня обидела лиса. Помогите мне, пожалуйста.
— Ребята, а в каких сказках встречаются вместе лиса и заяц? (Теремок, Колобок, Смоляной бычок)
— Вы хотите узнать, что случилось с зайцем? (Ответы детей)
— Вот послушайте русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Именно из этой сказки к нам прибежал заяц.
2.Первичное рассказывание воспитателем сказки «Заюшкина избушка» (адаптированный текст) с опорой на картинно-символический план. Воспитание речевого слуха.
3.Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, памяти.
Вы запомнили, как называется сказка?
Какую избушку построила лиса?
Почему она называется ледяная?
Какую избушку построил зайка? (сделанная из луба — плотной части липы, поэтому лубяная)
Какая беда случилась с зайчиком?
Как можно назвать поступок лисы?
Кто хотел помочь зайчику?
Почему собака и медведь не помогли ему?
Кто же зайчику помог выгнать лису?
Почему петуху это удалось?
Сколько раз он спел свою песенку лисе?
Какая это песенка, ласковая или грозная?
Как вы понимаете слово «пятах», «посечи»?
Кто из персонажей вам понравился?
Почему?
Посмотрите на зайчика. Как вы думаете, ему понравились ваши ответы?
3.Физминутка.Подвижная игра «Зайцы в огороде».
Зайчик: Мне так понравилось, как вы отвечали на вопросы, что я развеселился и хочу с вами поиграть.
Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а воспитатель – сердитую хозяйку.
— Зайки, где вы пропадали?
— Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха).
— А капусту вы не ели?
— Только носиком задели.
— Вас бы надо наказать.
— Так попробуй нас догнать.
Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветочки».
Вдох – нос, выдох – рот.
4.Игра «Путаница».Установление причинно-следственных связей, смысловых ассоциаций и последовательности событий в сказке.
— Ой, ребята, пока мы играли с вами, лиса перепутала наши картинки, поменяла их порядок. Помогите мне расставить картинки правильно.
5.Пальчиковая гимнастика «Заюшкина избушка». Развитие тонкой моторики.
— Сегодня мы с вами познакомимся с новой пальчиковой гимнастикой, которая называется так же, как и наша сказка. Как она называется?
В лубяной избушке «Домик»
Жил заяц на опушке «Ушки»
А в ледяной избушке «Домик»
Лисица на горушке «Колечки».
Растаяла весною
Избушка на горушке «Домик тает»
Лисица побежала «Колечки»
К зайцу на опушку «Ушки».
Выгнала зайчишку «Ушки»
Из лубяной избушки «Домик»
Да сама жить стала «Колечки»
В избушке на опушке «Домик».
И ни собака, ни медведь
Не смогли помочь «Маятник»
Петушок отважный
Прогнал лисицу прочь «Гребешок».
Так остался петушок
У заюшки в избушке «Здравствуй»
В лубяной избушке,
Избушке на опушке «Домик».
6.Заучивание песенки петуха.
— Давайте с вами вспомним, какую песню пел петух.
— Ку-ка-ре-ку!
Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон.
7.Повторное рассказывание сказки воспитателем с опорой на картинно-символический план.
— Я вам еще раз расскажу сказку, а вы внимательно ее послушайте.
8.Пересказ сказки детьми по цепочке с опорой на картинно-символический план.
9.Инсценирование сказки.
После инсценировки сказки детьми заяц дает оценку детям и награждает их морковками.
10.Итог занятия.
— Из какой сказки приходил к нам сегодня заяц?
— Какие новые слова вы сегодня узнали? (лубяная,посечи,пятах).
Список литературы
- Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9.
- Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995 г.
- Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей.- М.: Просвещение,2000.
- Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников/ Ладутько Л.К., Шкляр С.В.
- Нищева Н.В. Играйка. Игры для развития речи дошкольников.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Во втором классе важно уже учить ребёнка готовиться к пересказу. Пока для пересказа можно брать какие-нибудь интересные сказки. Например сказка Заюшкина избушка — она легко читается, там есть последовательность событий, которые нужно запомнить в нужном порядке. В учебнике литературного чтения второго класса сказка заюшкина избушка напечатана не полностью, а отрывками, предлагается найти её самим и подготовить к пересказу.
Для подготовки к пересказу сначала дайте ребёнку прочитать нужное произведение, сказку или рассказ.
Необходимо чтобы ребёнок понял то, что написано на бумаге.
Не все могут это с первого раза. Попробуйте ребёнка спросить что он прочитал.
Возможно с первого раза у него получится пересказать сказку. Но если ребёнок не понимает, то о чём читает, то нужно ему помочь и возможно даже прочитать сказку для него. Дальше снова попросить его рассказать о чём сказка.
В помощь ребёнку можно составить план записав его на бумаге.
Предлагаю следующий план.
1 у лисы ледяная избушка, у зайца лубяная.
2 избушка лисы растаяла.
3 лиса выгнала зайца.
4 встреча зайца с собакой.
5 встреча с медведем.
6 встреча с быком
7 встреча с петухом с косой.
8 петух просит лесу уйти три раза.
9 лиса убегает
10 в избушке лубяной остались жить петух и заяц.
Такой план поможет сориентироваться ребёнку и запомнить последовательность действий (животных) в сказке.
Некоторые слова из сказки могут быть непонятны ребёнку например избушка лубяная.
Лубяная избушка это избушка изготовленная из луба. Свою очередь, луб -это кора молодых лиственных растений.
Следующее слово, которое может быть непонятно это слово коса.
Коса — это инструмент для того чтобы косить траву, то есть срезать её.
Непонятные слова также можно написать вместе с планом на один листочек.
Так сейчас запомнить сказку хорошо помогут иллюстрации к ней. Можно попросить ребенка к поставить иллюстрации в нужном порядке. Так сказку запомнят дети у которых лучше зрительная память.
Сказка Зайкина избушка читать: