План к сочинению моя обломовщина

Планы к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов»

  1. Что сделал Обломов в своей «бездельной» жизни?

I. Вступление (Прочитав роман, я…

Существует несколько мнений относительно сути образа Обломова…

Только ли лентяй?.. Что на самом деле значила эта лень?)

II.Основная часть

  1. «Обломовщина» — суть характера героя. («Сон Обломова» — ключ к пониманию характера героя)

а) семейные причины (воспитание)

б) социальные причины (общество, как и семья, играет роль в формировании характера человека)

в) национальные причины (национальные традиции, идеалы)

2) Сформировавшиеся черты характера:

а) портрет б) образ жизни

в) отношение к труду и учёбе г) отношение к обществу

д) отношение к любви

3) Какое значение играет глава 2 («Посетители») в раскрытии темы сочинения? (Через общение с визитёрами Обломова мы узнаём о взглядах героя на жизнь и о причинах его «безделья»).

III. Заключение. («Бездельный» образ жизни Обломова – это обыкновенная лень или жизненная позиция героя? Моё мнение о герое и его принципах.)

  1. Выдержал ли «испытание любовью» главный герой романа?

  1. Вступление. (По мнению И.А. Гончарова, любовь к женщине – высшее проявление сердца…

Часто писатели «проверяют» своих героев любовью…

Прошёл ли Обломов это испытание или нет?)

  1. Основная часть.

  1. Представление Обломова о счастье и о возлюбленной.

  2. Обломов и Ольга Ильинская – поэзия любви.

а) Развитие их взаимоотношений

б) Отношение к любви у Ольги

в) Почему это – любовь-поединок?

г) Почему не сложились взаимоотношения?

д) Выдержал ли испытание любовью Обломов? е) А Ольга?

3) Обломов и Агафья Пшеницына: можно ли эти отношения назвать любовью?

4) Ольга и Агафья – антиподы?

5) Спасла Агафья Обломова или погубила?

3. Заключение (Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале сочинения…)

  1. Обломов и Штольц: два мира, две жизненные позиции. Какая ближе мне?

  1. Вступление. (Принцип антитезы – характерная черта романов И.А. Гончарова…)

  2. Основная часть.

Штольц и Обломов – герои-антиподы

  1. Общие черты в судьбе

  2. Различные черты:

а) портрет

б) образ жизни

в) воспитание

г) отношение к труду и учёбе

д) отношение к обществу

е) отношение к любви

3) Взаимоотношения и взаимовлияние

3. Заключение. (Каково значение образов Обломова и Штольца? Моё отношение.

Чья жизненная позиция близка мне? Почему?)

Планы к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов»

  1. Что сделал Обломов в своей «бездельной» жизни?

I. Вступление (Прочитав роман, я…

Существует несколько мнений относительно сути образа Обломова…

Только ли лентяй?.. Что на самом деле значила эта лень?)

II.Основная часть

  1. «Обломовщина» — суть характера героя. («Сон Обломова» — ключ к пониманию характера героя)

а) семейные причины (воспитание)

б) социальные причины (общество, как и семья, играет роль в формировании характера человека)

в) национальные причины (национальные традиции, идеалы)

2) Сформировавшиеся черты характера:

а) портрет б) образ жизни в) отношение к труду и учёбе

г) отношение к обществу д) отношение к любви

3) Какое значение играет глава 2 («Посетители») в раскрытии темы сочинения?

(Через общение с визитёрами О. мы узнаём о взглядах героя на жизнь и о причинах его «безделья»).

III. Заключение. («Бездельный» образ жизни Обломова – это обыкновенная лень или жизненная позиция героя? Моё мнение о герое и его принципах.)

  1. Выдержал ли «испытание любовью» главный герой романа?

  1. Вступление. (По мнению И.А. Гончарова, любовь к женщине – высшее проявление сердца… Часто писатели «проверяют» своих героев любовью… Прошёл ли О. это испытание или нет?)

  2. Основная часть.

  1. Представление Обломова о счастье и о возлюбленной.

  2. Обломов и Ольга Ильинская – поэзия любви.

а) Развитие их взаимоотношений

б) Отношение к любви у Ольги

в) Почему это – любовь-поединок?

г) Почему не сложились взаимоотношения?

д) Выдержал ли испытание любовью Обломов? е) А Ольга?

3) Обломов и Агафья Пшеницына: можно ли эти отношения назвать любовью?

4) Ольга и Агафья – антиподы?

5) Спасла Агафья Обломова или погубила?

3. Заключение (Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале сочинения…)

  1. Обломов и Штольц: два мира, две жизненные позиции. Какая ближе мне?

  1. Вступление. (Принцип антитезы – характерная черта романов И.А. Гончарова…)

  2. Основная часть.

Штольц и Обломов – герои-антиподы

  1. Общие черты в судьбе

  2. Различные черты: а) портрет б) образ жизни в) воспитание г) отношение к труду и учёбе д) отношение к обществу е) отношение к любви

3) Взаимоотношения и взаимовлияние

3. Заключение. (Каково значение образов Обломова и Штольца? Моё отношение.

Чья жизненная позиция близка мне? Почему?)

Гончаров в своем романе «Обломов» мастерски обрисовал ту застойную среду, которая приводит главного героя к бесцельному и бесцветному существованию. Он дал ему название «обломовщины», отталкиваясь от названия поместья, в котором рос Обломов. Именно в Обломовке герой впервые получает жизненные установки, которые сделают его неспособным к активной деятельности.

Для понимания явления обломовщины автор ввел в роман обширную главу «Сон Обломова», в которой подробно рассказано, как воспитывался и рос герой. Обломовщина – это целый образ жизни и мышления, захватывающий людей всех сословий. Это основа существования помещичьего мира.
А главная его цель – ничего не менять, сохранять раз и навсегда заведенный порядок, не тревожиться и не суетиться. Все труды в Обломовке были направлены на то, чтобы люди были сыты и довольны, все хозяйство крутится вокруг еды. Щедрый богатый стол становится для жителей Обломовки главной ценностью и мерилом хорошей жизни.

Ради спокойствия и безопасности к Илье приставлены нянюшки и многочисленные слуги. Они и оденут, и накормят, и все-все сделают за маленького барина, и оградят от любых потрясений.
Они так хорошо справляются с воспитанием мальчика, что Илюша быстро теряет природную любознательность, инициативность и желание что-либо делать. Такое воспитание отравляет ребенка и приучает к лени тела и души.
Став взрослым, Обломов в основном чувствует скуку, лень и усталость от малейших усилий. Но главное – он не выносит любых «прикосновений жизни» и трудностей.

Почему обломовщина опасна? Она засасывает человека, как болото. На примере Обломова автор показывает, что она не дает человеку опыта достижения целей и умения справляться со сложными ситуациями. Лень отравляет человека настолько, что даже собственное существование становится ему безразлично.
Обломов пытался с этим бороться в момент влюбленности и попытки изменить свою жизнь к лучшему, но быстро сдался, не выдержав груза ответственности. Герой понимал, что его погубила обломовщина, но не смог ей противостоять.

Обломов и «обломовщина»

Введение

Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

У нас появилась новая характеристика Обломова.

Обломовка и «обломовщина»

Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод».

Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.

Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Детство Обломова в Обломовке

В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.

Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.

Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

Заключение

Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

Характеристика понятия «обломовщина», история её появления и связь с главным героем романа пригодятся 10 классам во время подготовки сочинения на тему «Обломов и «обломовщина» в романе «Обломов».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Полина Ёж

    18/19

  • Андрей Надежин

    19/19

  • Чупанова Патимат

    15/19

  • Римма Шахбазян

    16/19

  • Вера Матросова

    19/19

  • Дарима Намдакова

    18/19

  • Елена Ермакова

    14/19

  • Ева Шестакова

    12/19

  • Аля Бесталанная

    19/19

  • Валентина Пожидаева

    18/19

Развёрнутые планы сочинений по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Тема «Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов»

  1. Роман «Обломов» — одно из самых выдающихся произведений предреформенных лет.

Роман появился в печати в начале 1859 года, был сразу замечен критикой. В нём были затронуты актуальные для того времени социальные проблемы: разоблачение крепостничества, осуждение дворянской бездеятельности, оправдание деловитости и рационального отношения к жизни.

  1. Художественные особенности романа «Обломов»

  1. Социально – любовный характер конфликта.

Роман читается с интересом. Это не идейный роман; в нём социальные проблемы поставлены на бытовом материале. В основе произведения – социально – любовный конфликт. Это взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильёй Обломовым, Ольгой и Штольцем, Обломовым и Агафьей Тимофеевной Пшеницыной. За этими отношениями скрывается социальный подтекст.

  1. Простота и естественность сюжета.

Автор не изощряется и не придумывает замысловатые сюжетные линии, ходы; не подбирает эпизоды, не работающие на заявленные темы и проблемы. Простота, строгость, ясность и естественность сюжета способствует тому, что читатель сразу улавливает авторские идеи, размышляет о главном в произведении. Сюжет подчинён тематике, проблематике произведения.

  1. Композиция романа отличается медлительностью и неторопливостью развития действия и повествования в нём.

Особое, причём значительное место в романе занимают эпизоды, которые играют роль экспозиции действующих лиц. Экспозиции Обломова и Штольца занимают 3/8 текста произведения. Обе любовные истории заканчиваются к 4 главе последней части, и следующие 7 глав посвящены изображению жизни Обломова у Пшеницыной и описанию семейного благополучия Штольцев.

  1. Наличие двух сюжетных линий в композиции: роман Обломова и роман Штольца, связанные образом Ольги Ильинской.

Две сюжетные линии даны через роман Обломова с Ольгой и роман Штольца с Ольгой. Любовные отношения героев лишены гражданского пафоса. Они складываются медленно, исподволь вызревают в повседневном обмене мнений, впечатлений, иногда переходящем в споры. Поэтому с ними связано много эпизодов, подробностей, деталей, монологов. Особенно это касается сцен сближения Ольги с Обломовым.

  1. Контрастность образов (Обломов – Штольц, Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына, Захар – Анисья).

Приём контраста является основным в композиционном отношении. Можно выделить несколько пар контрастных образов. Характеристика пар. Смысловая обусловленность контраста.

  1. Мастерство типизации образов (через портрет, детали, пейзаж).

В романе даны типические образы, то есть образы, наделённые такими чертами характера, которые наиболее ярко выражены и распространены среди определённого круга людей. При создании таких персонажей автор использует определённую долю вымысла и обобщения, но в основе образов – существующая реальность. Типизация представлена через портретные характеристики, детали, пейзажные зарисовки, отбор эпизодов и систему образов. Большое место занимают портретно – бытовые характеристики действующих лиц (это своеобразная черта творческой манеры И. А. Гончарова). Они обычно даются в экспозициях и предысториях героев. А потом отчасти повторяются. Портреты выявляют психологию героев, их внутренний мир. В них включается изображение манер, привычек героев, окружающих их вещей. В результате портретный облик героя оказывается не столько отражением его идейных и нравственных позиций, сколько воплощением определённого социального уклада, в котором сформировался характер героя. Портретно — бытовая характеристика одного образа (по выбору).

  1. Роль диалогов в романе.

Гораздо большее значение, чем портретно – бытовые характеристики, имеют в романе диалоги, раскрывающие образ мыслей героев. Большинство сцен в произведении строится по диалогическому принципу. Все другие приёмы изображения (описания действий, обстановки действия, портреты, характеристики внутреннего состояния героев) лишь направляют и дополняют ход диалога. Темы диалогов тесно связывают и хроникальные, и конфликтные эпизоды романа. Диалог – основное средство развития действия в произведении. Особенность творческой манеры И. А. Гончарова: диалоги почти лишены психологизма. Герои говорят о своём образе жизни, принципах, идеалах, но мало и скупо – о своих переживаниях и душевном состоянии. Диалоги более мыслительны, нежели эмоциональны.

  1. Богатство использования языковых художественных средств и приёмов (пословицы, поговорки, индивидуализация речи персонажей, эпитеты, сравнения, монологи).

В подборе приёмов словесной изобразительности И. А. Гончаров проявляет свою объективность, стремится занять позицию стороннего наблюдателя. Он говорит только о том, что можно заметить в наружности, в манерах, характере, если смотреть на героев со стороны. И взяв такой тон повествования, автор применяет соответствующие словесные обороты и принципы построения фразы. Этим он развивает приёмы реалистического стиля Н. В. Гоголя, но без их резкой комической экспрессии. Речь героев романа обыденна, колоритна и проста по строю. Особой удачей Гончарова являются словесные «лейтмотивы». Они органично входят в диалоги. Многозначительное выражение или слово становится смысловым центром диалога, к нему затем неоднократно возвращаются герои.

  1. Моя оценка мастерства И. А. Гончарова (по роману «Обломов»).

Развёрнутый план сочинения на тему «Обломов как социально – психологический тип» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

  1. Основной вопрос, занимавший И. А. Гончарова в 40 – 50 – х годах IX века.

Гончарова интересовала возможность перехода привилегированных слоёв русского общества от старого, патриархального уклада к новой, предпринимательской деятельности, в развитии которой писатель основу процветания страны. В жизни отдельной личности залогом такого перехода он считал склад мышления, определённый порядок повседневной деятельности. В 1848 году в фельетоне Гончаров назвал этот склад деятельности «уменьем жить».

  1. Обломов как социально — психологический тип.

  1. «Уменье или неуменье жить» — вот принцип, по которому автор оценивал изображаемые характеры.

  1. Дворянская лень и романтическое прекраснодушие Обломова.

Эти качества характера Ильи Ильича Обломова И. А. Гончаров считал особенно вопиющими проявлениями «неуменья жить». В образе Штольца, наоборот, сконцентрированы цельность, деловитость, практицизм. Это два социально – психологических типа, два антипода в романе.

  1. Барская избалованность, бездеятельность, бессилие ума и воли – основные качества характера Обломова.

В понимании характера ленивого и мечтательного помещика проявились антикрепостнические убеждения И. А. Гончарова. Обломов отошёл от всякой деятельности и не способен к ней вернуться. У него вялый, флегматический темперамент. Он не только не желает заниматься чем–нибудь, но даже не хочет встать с дивана, одеться и выйти на прогулку или посетить общественное место. Символичен образ халата: он олицетворяет лень и барскую избалованность героя.

  1. Крайняя степень инертности Обломова – результат паразитической, патриархально – помещичьей жизни.

Для раскрытия этой зависимости Гончаров создаёт «предысторию» своего героя (сон Обломова). В ней автор подчёркивает крайнюю степень инертности всего хозяйственно – бытового уклада дворянской усадьбы: повсюду царят беспросветная лень и сонная одурь. Обломовка – это родина Ильи Ильича, «благословенный уголок земли», в котором сформировался характер героя.

  1. Отношения Обломова с его крепостным дядькой Захаром – символическое воплощение полного застоя и упадка усадебной жизни.

Слуга – подобие своего барина: такой же ленивый, инфантильный, неопрятный.

  1. Житейская «философия « Обломова.

При всей своей физической и умственной неспособности жить Обломов отличается удивительной душевной безмятежностью. Он убеждён в нормальности и законности своей жизни. У героя своя житейская «философия», согласно которой состояние «отдыха и покоя» является «поэтическим идеалом жизни». И к этому идеалу следует стремиться при любых условиях.

  1. Попытка идеализации некоторых нравственных сторон жизни Обломова.

Доброта, радушие, искренность, открытость, чистота и ранимость души Обломова выигрывают на фоне карьеризма, стяжательства, цинизма, нравственной испорченности представителей столичного чиновничье – дворянского общества (на примере гостей Обломова: Судьбинского, Волкова и других).

  1. Основной вопрос романа – дальнейшая судьба Обломова и Обломовки. Здесь обнаруживаются две различные и исключающие друг друга перспективы:

  1. Обломов может попасть под покровительство ловкого, грубого пройдохи и афериста Тарантьева, так как не может постоять за себя в трудных условиях буржуазного развития помещичьей России;

  1. Покровительство добропорядочного предпринимателя Штольца.

Именно Штольц призван в романе спасти Обломовку для её законного наследника – сына Обломова, спасти от инертности, лени, хищнических поползновений аферистов и мошенников.

  1. Автор вводит Обломова в любовный конфликт, чтобы испытать героя самой жизнью. Обломов полюбил Ольгу; но когда он почувствовал, что должен стать деятельным человеком и устраивать свои имущественные дела, считаться с мнением окружающих, готовиться к браку, то здесь и выявилось, что на самом деле стоит его «золотое, верное и честное сердце». Оказалось, что инертность Обломова сильнее любви. Причина такого поведения Обломова и его душевного состояния – «обломовщина». Это не название недостатка, который можно преодолеть, это имя зла, сгубившего человека.

  1. Символическое значение финала основного конфликта романа. Обломов, расставшись с Ольгой, поселяется в домике мещанки Пшеницыной, живёт под тёмной властью Тарантьева и Мухоярова. Он ушёл из-под влияния Штольца, возвратился к своим прежним привычкам: к халату, дивану, тапочкам… Он становится дворянином в мещанстве, жертвой изворотливых и грубых мещан. Но от них его спасает Штольц. Но изменить характер Обломова Штольц не в силах. Илье Ильичу уютно и комфортно в доме Агафьи Тимофеевны – он как будто вернулся в своё детство, в Обломовку. Под властью любящей и трудолюбивой Пшеницыной происходит духовное и физическое угасание Обломова.

  1. Обломов в оценке критики и автора романа:

  1. критики с консервативно – реформистскими взглядами (Дружинин) старались выдвинуть на первый план черты характера Обломова, которые оправдывал в нём сам автор, и затушевать основное – критическую направленность романа. Дружинин называл Обломова «добрым, милым и светлым существом», а его инертность – свойством «целого народа».

  1. Демократическая критика (Н. А. Добролюбов) указывала на «нравственное рабство» Обломова. Добролюбов увидел в «типе Обломова» «знамение времени» и сделал этот тип орудием борьбы демократии против либерализма, на словах обличавшего строй русской жизни, а на деле примирявшегося с ним.

  1. И. А. Гончаров в своём романе на образе Обломова показал полное внутреннее вырождение старого русского барства и обречённость крепостнических отношений, сформировавших Обломова и «обломовщину».

Развёрнутый план сочинения на тему «Пути, которые не выбирал Обломов» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

  1. Исключительная злободневность романа «Обломов».

Роман был написан в 1859 году и привлёк внимание критики поставленными в нём проблемами. Русская революционная демократия в лице Н. А. Добролюбова оценила роман как нечто «более, нежели просто удачное создание сильного таланта». Она увидела в нём «произведение русской жизни, знамение времени». Так была оценена исключительная злободневность произведения. В чём же секрет романа? Видимо, в том, что Гончаров, как гениальный художник, сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это явление – «обломовщина».

  1. Пути, которые не выбирал Обломов.

  1. Кто он – Илья Ильич Обломов? И что есть «обломовщина»?

Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, — вот судьба главного героя и многих других персонажей романа. И за пределами романа читатель видел великое множество обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих событий. Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…». На что герой отвечает: «Есть… Обломовщина». Царство крепостнической России – вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать всё даром, не прикладывая к этому труда, — основа всех поступков и решений Обломова.

  1. Представим себе, что Ольге Ильинской удаётся изменить Обломова.

Любовь их соединяет в браке. Любовь и семейная жизнь преображает героя. Он становится вдруг деятельным и энергичным. Понимая, что крепостной труд не принесёт ему больших выгод, Обломов освобождает своих крестьян из-под крепостнической зависимости. Он выписывает из-за границы новейшую технику, нанимает сезонных рабочих и начинает вести своё хозяйство по-новому. За короткий срок ему удаётся разбогатеть. Жена – его помощник, соратник, друг.

  1. Другой вариант развития сюжета: Обломов «пробуждается» ото сна сам.

Он понимает, что бездарно растрачивает свои силы, душу, способности. Обломов видит бедность своих крестьян. Преодолев «обломовщину» в себе, он примыкает к революционерам – демократам, ратующим за революционный путь развития России. Ведь многие современники Обломова, сформировавшиеся в таких же условиях, преодолевают их пагубное влияние и поднимаются до высшей цели – служения народу, Родине.

  1. Третий вариант развития сюжета: наконец-то Штольцу удалось «разбудить» Обломова.

Илья Ильич Обломов уезжает со своим другом и спасителем за границу, активно включается в жизнь, которая ранее проходила мимо него. Обломов много читает; посещает выставки, деловые приёмы; начинает заниматься практической деятельностью, обсуждать новшества в науке, политике. Затем возвращается в Россию и преображает своё имение. Успехи дают ему право думать о будущем России, о путях её преобразования, переустройства.

  1. Изменить сюжет романа И. А. Гончарова невозможно.

Это произведение было написано очевидцем тех событий, причём политически и идеологически не ангажированным. Роман объективно отражал то время, в котором жил автор. А это было время накануне отмены крепостного права в России. Время ожидания перемен. В России готовилась реформа, которая должна была круто изменить ход событий. А пока тысячи помещиков полагают, что крепостное право будет существовать вечно. Роман Гончарова сохранил своё обаяние как произведение беспощадной авторской откровенности. Гончаров осуждает лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмену активной жизни расплывчатой мечтательностью.

Гончаров написал произведение, которое вскоре стало известно во всем мире и вошло в литературный золотой фонд. Роман Обломов школьники проходят в 10 классе и знакомятся с его главным героем, в честь которого и назван этот литературный шедевр. Правда, понять смысл данного романа и узнать какую именно идею хотел донести автор, удастся только разобравшись, что такое обломовщина. Поэтому данное явление следует рассмотреть максимально детально.

Что такое обломовщина кратко

Создавая конспект о том, что такое обломовщина, стоит отметить, что это явление представлено в виде утрированного, собирательного образа. С его помощью автор показал типичную для того времени барскую жизнь. Учитывая то, что страна в этот период претерпевала существенные преобразования, связанные с жизненным строем и общественным укладом, данная ситуация выглядит особенно устрашающе.

О том, что такое обломовщина Гончаров говорит, как об отрицательной черте русского человека. Бездельничая, люди попросту теряют себя, оставаясь один на один с собственной ленью. Она съедает их подобно ржавчине, поражающей железо. Человек становится бесполезным, лишним в социуме. Именно такой итог можно подвести в сочинении о том, что такое обломовщина.

Добролюбов о том, что такое обломовщина

Статья Добролюбова «Что такое обломовщина» детально описывает явление того времени. Автор данной публикации его называл своеобразным знамением. Он считал, что Обломов является современным прототипом русского народа, который был отчеканен с максимальной правильностью и строгостью.

Критическая статья «Что такое обломовщина» описывает это понятие с социальной точки зрения. Добролюбов объяснял его как иносказание крепостного права.

Что такое обломовщина в романе

Объяснение тому, что такое обломовщина, автор дает непосредственно и в самом произведении. Здесь первым об этом явлении начинает говорить Андрей Штольц. В дальнейшем же об обломовщине нередко упоминает и сам главный герой, когда описывает собственную жизнь. Насколько страшным оказывается данное явление и как оно влияет на человека в романе показано именно на примере Обломова.

Илья Ильич уже в начале произведения предстает перед читателем, как ленивый человек, который больше всего в жизни любить нежиться на диване и бездельничать. Такой способ бытия для него считается идеальным.

Как говорит сам главный герой, барину не нужно вовсе ничего уметь самостоятельно делать. Такое положение он считает правильным и вполне нормальным. Его друзьями при этом становятся не люди, а домашние тапки с халатом и диван, на котором он проводит все время. По сути, его существования связано исключительно с лежанием. Соответственно, и обломовщина в произведении символизирует лень, апатию, отсутствие интереса к жизни.

Истолковать обломовщину можно и несколько иначе. Это своеобразная форма протеста. Ведь ранее главный персонаж обладал светлой и очень чистой душой. Он не совершал подлых поступков, злодеяний. От общества ему пришлось отказаться по причине того, что там он не смог найти свое место. Именно поэтому он решил вести пассивный образ жизни.

В детском возрасте у Ильи зародилось ярко выраженное чувство свободы, но став взрослым, выразить его он не смог. Он делал какие-то попытки учиться, начинал работать, но мир при этом ему показался бренным.

Работа для Обломова стала бессмысленным перекладыванием с места на место бумаг. Само же общество он видел, как сборище весьма меркантильных людей, которым чужды какие-либо идеалы. Он не смог принять мир так же, как и тот не принял его. Автор показывает разочаровавшегося в жизни человека, который не смог придумать ничего лучше, как прибегнуть к пассивному существованию.

Понятие обломовщины можно истолковать и как сознательный отказ от полноценной жизни. Правда, это явление настолько поглотило главного героя, что тот уже вовсе не может самостоятельно думать и принимать решения. Он уже не может вести нормальную жизнь.

Цитатный план

Разобраться в том, что такое обломовщина, поможет цитатный план. Благодаря выдержкам из данного произведения удастся максимально детально описать это понятие:

✔️ На Гороховой улице в большом доме на диване лежит Обломов.

✔️ Кто я и что я? Если спросить Захара, то тот сразу скажет «Барин».

✔️ Сон главного героя.

✔️ Главный жизненный принцип Обломовки – забота о еде.

✔️ Еще одно важное занятие – всепоглощающий сон.

✔️ Захар и еще триста Захаров.

✔️ Неумение одеваться заканчивается неумением жить.

✔️ Идти вперед и прозреть.

✔️ Имя этому злу обломовщина.

Разобравшись в смысле произведения и изучив план, написать сочинение на тему что такое обломовщина окажется намного проще. Главное, описать в нем основную идею, которую донес до читателей автор и высказать собственное мнение по данному поводу.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов

Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов сочинение

Широко известным произведением И.А. Гончарова является «Обломов». В данном романе показывается тот настрой человека, который способен разрушить жизнь. На этом примере необходимо учиться и делать выводы. Таким образом, можно сказать, что творение «Обломов» считается поучительным, помогающим взять себя в руки и не допустить того, что произошло с главным героем.

Главный герой романа – Илья Обломов. Его описывают как человека ленивого, ничего уже не желающего в этой жизни, обессиленного, без силы волы, без цели, без всего подобного. Отсюда и название – «обломовщина», которое значит то, что это безысходность, лень и апатия, засасывающая всё глубже и глубже, из которой уже невозможно выйти, выбраться.

Однажды у Обломова появился шанс всё исправить, взять себя в руки. Но и тут герой сдался, поддался своей лени и привычного апатичному образу жизни. Не пожелал побороться даже ради любви, которую он испытал впервые. И сильные чувства не смогли его растопить, заставить слезть с любимого дивана. Видимо он-то и оказался всех любимей, желанней и нужнее. Это, безусловно, печально.

Всё ему нравилось у себя дома: и домашний халат, и домашний диван, и в целом домашние стены. Но он не понимал, либо действительно уже ничего не хотел предпринимать, не делал усилия над собой. Просто на просто сдался. И всё. В этом и заключается весь трагизм романа Гончарова.

Идеальное состояние для главного героя романа – это покой. Он был совсем еще молодой, казалось бы, полный сил и надежд, планов и желаний, а в итоге – ничего, ничего он не хотел. Только дом, только диван и умиротворенность.

Гончаров в данном произведении показал образ барина, какие были на Руси. Именно такого, в котором присутствует лень, расслабленность и вседозволенность. Он любил себя, это чистой воды ленивец, отказавшийся от нормальной жизни, принятой в обществе. Вся жизнь его – это сплошное постоянство, на диване, дома. Он не любил гостей. Даже повстречав красивую девушку, которую вскоре полюбил, не смог побороть себя, начать ухаживать и налаживать свою жизнь.

События, произошедшие в романе Гончарова «Обломов», есть ни что иное как реальная ситуация, которая встречается и в нашей жизни. И по сей день можно наблюдать эту самую, так называемую «обломовщину». Это понятие глубоко внедрилось в оборот употребления в настоящем времени. Именно таким словом охарактеризовав, все смогут понять, данную ситуацию, потому как «обломовщина», — это безнадежная лень. Иными словами, Обломов – человек, равнодушный к окружающему миру, живет только дома, и в этом только видит интерес, если можно так вообще сказать.

Вариант 2

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» писатель написал в конце 19 века. В своем произведении, автор очень ярко выразил свое негодование и возмущение жизнью многих людей из высших слоев общества.

Люди, не обремененные нуждой и необходимостью зарабатывать себе на хлеб, зачастую пребывали в состоянии апатии и уныния.

Главный герой Илья Ильич Обломов — это утрированный образ пресытившегося жизнью помещика. Он, имея незаурядный ум, фантазию и творческие идеи, прозябает, лежа на диване. Илья Обломов погрузился в кокон комфорта и состояние, кажущееся немыслимым читателю, полностью устраивало мужчину. Его друзья, оставшиеся со времен юности, пытались вытащить его из рутины, развлечь, вдохнуть новую жизнь, но ни одна попытка не увенчалась успехом. Полнейшее обнищание и запустение его родного имения «Обломовка», выселение из квартиры за неуплату долга, ничто не способно было расшевелить Обломова, пробудить в нем интерес и заставить совершать какие-либо действия. Герой умирает, не сделав ничего хорошего и ничего плохого. Только начавшие пробиваться ростки духовной и умственной деятельности, так и завяли в тернии беспросветной лени и бесконечного сна. Его жизнь была пустой и бессмысленной. Но, как ни странно, Обломов оставил после себя потомство в лице сына, но из-за своей скорой смерти воспитывали его чужие люди.

Мне кажется, что Гончаров не случайно выбрал имя своему герою. Поначалу Илья Обломов ассоциировался у меня с Ильей Муромцем, который, по легенде, лежал до тридцати лет. До самого конца произведения я верила, что с главным героем произойдет чудо и он «проснется».

Почему же Иван Александрович не сделал положительную концовку своему роману?

Актуальность темы романа «Обломов» не утеряна и по сей день. Автор утрированным образом Обломова заставляет каждого из нас внимательно задуматься о своей жизни. «Над кем смеетесь, смейтесь над собой!» — слова Гоголя здесь как нельзя более уместны. «Обломов» в той или иной степени живет в каждом человеке и от нашего характера, который закаляется силой воли, принуждением своего спящего «Я», словно дамасская сталь, превращается в безупречное оружие под ударами тяжелого молота умелого кузнеца.

Как часто современный человек проводит выходные, «отдыхая» перед включенным телевизором или монитором компьютера несколько часов подряд? А вместо «мягкого персидского халата» выбирают домашней одеждой вытянутые штаны и футболку? Многие стали забывать про активный отдых, походы в парки и скверы, рыбалку, семейные вечера… Быт заключается в «работа-дом-работа», не имея ни цели, ни конца. Очень легко погрязнуть в этом состоянии, и очень сложно из него вылезти. Разве это не «обломовщина»? Да и дела наши и сферы деятельности стали в целом бессмысленны, происходит имитация очень важных дел, которые в итоге не приносят пользы для человека в частности и для природы и общества в целом. Лишь крохотная часть из нас смогли подчинить своего внутреннего «Обломова» и иметь цель жизни на планете Земля.

Сочинение Обломов и обломовщина

В романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров затрагивает множество тем, которые остаются актуальными и в наше время. Однако отдельно мне бы хотелось выделить понятие так называемой обломовщины, слова, уже успевшего стать поистине нарицательным.

Главный герой романа Гончарова, Илья Ильич Обломов, является человеком очень любопытным. Он не любит работать, не стремится к саморазвитию и познанию мира, вся его реальность сосредоточена в мире грёз и фантазий об идеальной жизни в деревне Обломовке, месте, которое он любил с самого детства. Герой не хочет примиряться с жестокостью жизни, поэтому просто изолируется от неё, проводя все свои дни на любимом диване, признавая компанию лишь верного слуги Захара и лучшего друга, Андрея Штольца.

Именно Штольц впервые упоминает термин «обломовщина» по отношению к Илье Ильичу, стремясь показать, что Обломов находится в постоянном состоянии апатии и личностного застоя по причине банальной невозможности и нежелания духовно обогащаться, развиваться, да даже продвигаться по той же карьерной лестнице. Вся жизнь Ильи Обломова – это бездействие, эскапизм и инфантильность.

Однако невозможно не заметить то, что по сути своей Обломов хороший, даже очень хороший. Он добрый, преданный, мягкосердечный, не склонный к подлости и предательству. Его беда в том, что он так и не сумел повзрослеть и принять реальность такой, какой она является фактически, а не в мире его мыслей и мечтаний.

На мой взгляд, в своём романе «Обломов» Иван Гончаров стремился показать, к чему приводит жизнь в бездействии. Действительно, даже будучи очень хорошим человеком, Илья Ильич Обломов так и не смог найти истинное счастье в непосредственной реальности. Вся его жизнь заключалась в мире фантазий, а в действительности он был просто неудачником, чей образ жизни заключался в одном лишь слове – в обломовщине. Я полагаю, что это беда очень многих людей, и данное понятие знакомо каждому из нас, главное – уметь вовремя из него выйти и возвратиться к размеренной жизни, не давая лени и апатии захватить разум и усыпить силу воли, ведь сила человека в непрерывном саморазвитии и самореализации, но никак не в прожигании собственных лет впустую.

Также читают:

Картинка к сочинению Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов

Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов

Популярные сегодня темы

  • Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

    Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» относится к народному творчеству. Девочка Аленушка очень ответственная, заботливая и любящая. Она спокойная, наивная и безобидная. У Аленушки очень красивая внешность.

  • Сочинение по картине Пластова Ужин трактористов (Описание 6 класс)

    Картина «Ужин трактористов» написана в послевоенное время выдающимся советским художником Аркадием Александровичем Пластовым. Как и большинство произведений художника

  • Анализ сказки Карлик Нос Гауфа

    Жанровая направленность произведения представляется в качестве литературной авторской сказки. Главным героем сказки становится двенадцатилетний мальчик по имени Яков, являющийся сыном сапожника и торговки овощами на рынке.

  • Кто стал причиной страданий Лонгрена? Как Лонгрен отомстил обидчику своей семьи? Как эта месть отразилась на нем и на Ассоль?

    Страдания Лонгрену принёс лавочник Меннерс. Когда Лонгрен был в плавании, его жена Мери отправилась к Меннерсу, чтобы занять немного денег — она недавно родила дочь, а расходы на лечение оказались слишком большими.

  • Сочинение на тему Красота природы

    На свежем воздухе мы проводим время с раннего детства. Когда гуляешь в парке, в лесу, очень любопытно смотреть на природу, насекомых. Естественная среда, для человека на первом месте, это что-то новое, неизвестное, то, что пробуждает сильное чувство

Урок литературы в 10 классе.

Тема: Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов». Р.р.

Цели и задачи: Обобщить сведения о романе и его героях.

                               Проанализировать темы сочинений.

                               Отобрать материал для сочинения.

                               Совершенствовать умение строить развёрнутый план сочинения.

                               Развивать связную речь учащихся.

                               Тренировать навык самостоятельной работы.

I   Оргмомент.

II 1. Знакомство с темами сочинений. Комментарий к темам.

  1. «Во мне был заперт свет…»
  2. Штольц и Обломов.
  3. Обломов и обломовщина.
  4. Ильинская и Обломов.
  5. Трагичен ли образ Обломова?
  6. Роман «Обломов» в русской критике.
  7. Моё отношение к герою романа И.А. Гончарова «Обломов».
  8. «У тебя были крылья, да ты отвязал их».
  9. Обломов и «лишние люди».

   2. Развёрнутый план сочинения «Обломов и Штольц».

I. Принципы антитезы – характерная черта романов И.А. Гончарова:

1) каждая историческая эпоха рождает новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое;

2) в романах Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редкими и деятельными: Пётр Адуев — Александр Адуев («Обыкновенная история»), Штольц – Обломов («Обломов»), Райский – Волохов («Обрыв»).

II. Штольц – антипод Обломова:

      1) общие черты:

а) возраст («Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет»);

б) вероиспове´дание (православие);

в) обучение в пансионате у Ивана Штольца в Верхлёве;

г) служба и быстрая отставка;

д) любовь к Ольге Ильинской;

2) черты различий:

а) портрет;

б) родители;

в) воспитание;

г) отношение к учёбе в пансионате;

д) дальнейшее образование;

е) образ жизни;

ж) ведение хозяйства;

 з) жизненные стремления;

 и) взгляды на общество;

 к) отношение к Ольге;

 л) взаимоотношения и взаимовлияние;

 м) самооценка;

н) особенности характера.

III. Значение образов Обломова и Штольца:

  1. Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства;
  2. Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера;
  3. Штольцу отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя;
  4. Неясность представлений Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца.

III. Работа по написанию сочинения.

  1. Отбор цитатного материала к сочинению.
  2. Работа с черновиком. Проверка, правка.
  3. Переписывание сочинения в тетрадь.

IV. Домашнее задание: 1. Театр Островского. Сообщение.

                                         2. Драму «Гроза» прочитать.

                                         3. Стр. 3 – 10, 20 – 25.

  • План к сочинению бал в доме фамусова
  • План одной из частей сказки о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс
  • План к сказке шварца два брата
  • План о пушкине рассказ
  • План к сказке царь гвидон