План к сочинению отцы и дети в романе дубровский

­Пример сочинения 1

Во все времена теме отцов и детей отводится большое место в художественной литературе. Зачастую это борьба противоположностей, новых взглядов с прежними тенденциями. Взаимоотношения отцов и детей раскрываются в романе «Дубровский». Действие в нём разворачивается в эпоху, когда внутри дворянского сословия уже происходит дифференциация. Одни помещики богатеют, другие беднеют, ещё сильны сословные традиции. Они подразумевали обязательную передачу наследства от отцов детям, традицию дворянских браков, полное подчинение детей воле отцов. В дворянском обществе уже было заметно влияние французской революции. Повальное увлечение французским языком, гувернёры-французы, мода – всё это отражено в «Дубровском».

На таком общественно-историческом фоне представлены нам два помещика-отца — Троекуров и Дубровский, и их дети Маша и Владимир. Первый – очень богатый, влиятельный, даже могущественный. Вес ему придаёт не только богатство, но и сильный, властный характер, проявлений которого боятся все окружающие. Однако Кирила Петрович не отличается тонкостью ума и интеллектом, ему чужды просветительские идеи. Хотя он нанимает для своей дочери француженку-гувернантку, чтобы не отстать от модного увлечения, не придаёт большого значения её образованию. Для него будущее девушки очевидно – брак со знатным мужем. Безумно любя дочь, он в силу своей невоспитанности и грубости не может достойно выразить это чувство.

Зная буйный нрав Троекурова, Маша мало общается с ним, стремится лишний раз не попадаться ему на глаза. Между отцом и дочерью нет доверительных отношений. Строг он и с внебрачным сыном Сашей. Кирила Петрович из тех отцов, которые требуют беспрекословного подчинения себе со стороны детей. Невзирая на Машины слёзы, мольбы, он отдаёт её в жёны старому сластолюбцу, князю Верейскому. Желание стать родственником богатого аристократа с не совсем пристойной репутацией затмевает в нём сострадание к дочери. Однако мы видим, что в нежной, робкой девушке просыпается сильный характер и решительность, когда она идёт против воли отца, объявляя своим защитником Дубровского.

Рассматривая проблему отцов и детей на примере семьи Дубровских, мы делаем вывод, что их отношения строятся по-другому. Будучи человеком просвещённым, старый Дубровский приложил все усилия, чтобы сын получил хорошее образование, чтобы ни в чём не нуждался. Они живут в разлуке, редко видятся, обмениваясь письмами, но между ними прочная духовная связь родных людей. Андрей Гаврилович, ведя скромный образ жизни, не упрекает сына за светские развлечения и трату денег. По тому, с каким волнением Владимир перечитал письмо Егоровны, мы понимаем, как сильна его привязанность к отцу, как боится он его потерять. Владимир казнит себя за проявленное равнодушие, за то, что долго не писал Андрею Гавриловичу. Дальнейшее развитие драматических событий убеждает нас в том, что Владимир – любящий сын.

Тяжело переживая смерть отца, он даёт себе клятву, что отомстит виновнику их несчастий. Будучи благородным человеком, Владимир отказывается от мести во имя любви к Маше.


Пример сочинения 2

Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими.
Л. Моруа

После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя.

Дубровский Владимир Андреевич, сын Дубровского Андрея Гавриловича учился в кадетском корпусе Петербурга. Его отец был не был знатным богачом, но он хотел чтобы его сын учился в хорошем учреждении.

Андрей Гаврилович умер из за болезни, а его имения стали принадлежать Кириллу Троекурову.

Из за смерти отца, Владимир решил стать разбойником. Другого выхода у него не было. Он так же поставил перед собой цель: отомстить Троекурову.

Кирилла Троекуров имеет дочь, Марию Троекурову, которая любит своего отца. Он тоже любит её, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли.

Но они не понимают друг друга, гармонии в этой семье нет, воспитанием дочери Кирилла Петрович не занимается.

Владимир мечтал отомстить Кириллу, но эта цель пропала, когда он задумался о её дочери. Он любил её, и понял, что если он причинит вред Троекурову, то Маша почувствует ту же боль, что и почувствовал он, когда умирал от болезни его отец.

В этом романе автор нам дает понять, что главное в жизни — честность и чувство ответственности.


Пример сочинения 3

Отец и сын Дубровские во многом схожи. Это люди благородные и гордые, сдержанные в словах, но готовые на самые отважные, а порой и отчаянные поступки.

Андрей Гаврилович Дубровский – бедный помещик, дворянин. Несмотря на скромное благосостояние, был человеком уважаемым. Его любили соседи и особенно собственные крепостные и работники.

Дубровский был справедлив, решителен, не принимал фальши и лести. Андрей Гаврилович рано лишился супруги и очень любил своего единственного сына. Дубровский старший отправил маленького Владимира в Петербург, дал ему хорошее образование и, несмотря на скудные средства, ни в чем не отказывал.

Владимир Дубровский в начале произведения предстает перед нами типичным игроком и кутилой, человеком который “получал из дому более, нежели должен был ожидать”, прожигателем жизни. Однако это быстро меняется, когда он узнает о болезни отца. Владимир бросает все и едет в родное имение.

Он терзается раскаяньем и страхом не увидеть отца живым.

Несмотря на многолетнюю разлуку, отец и сын сохранили по-настоящему теплые чувства.

Автор немногословен в описании встречи Дубровских, однако каждое слово, каждый жест пропитан любовью и сопереживанием. Теперь перед нами предстает совсем другой Владимир Дубровский – человек честный, благородный, готовый постоять за себя и своих близких, достойный сын своего отца.

Отношения отца и сына Дубровских – внешне такие сдержанные и немногословные на самом деле полны любви, преданности и взаимопонимания.


Пример сочинения 4

Для большинства читателей проблема «отцов и детей» связана с одноименным романом «Отцы и дети», само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе. Но тема шире, прямо или косвенно данная проблема существует практически в каждом художественном произведении: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Одним из первых, кто затронул сверхъестественную, сверхъактуальную тему был наш гений .

Типичное решение темы у Пушкина – «Отец им не занимается, но любит» (из «Русского Пелама») – представлено в «Дубровском». Какие же проблемы подняты автором в повести?

На наш взгляд, одна из важных проблем, выдвинутых , слепая «животная» любовь, любовь родителей к своим детям, Троекурова и Маши. Несмотря на любовь к Маше, Кирила Петрович в обращении с ней так же своенравен, порой даже суров и жесток, поэтому меж­ду отцом и дочерью нет доверительных отношений. Чтение романов заменяет Маше живое общение с близким человеком. Мольбы и слезы дочери, принуж­даемой идти замуж за нелюбимого, но богатого стари­ка, не трогают Троекурова. Он остается, тверд в своем намерении и, вступив в сговор с Верейским, хладно­кровно отдает за него Машу. Ведь богатство – выс­шая ценность для Кирилы Петровича, и счастье един­ственной дочери по сравнению с этим – ничто. Разве не об этом говорит в повести «Тарас Бульба»: «Я тебя породил, я тебя и убью»?

Вторая проблема, которую выдвинул , проблема одиночества отцов, заброшенных своими детьми. Вспомним, ведь Дубровский приезжает к отцу только тогда, когда он смертельно болен. Владимир «лишился матери с малолетства, к отцу был «романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями». «Мысль потерять отца: тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного: ужасала его». Но всё же, «Владимир упрекал себя в преступном небрежении» и он срочно выезжает к отцу. Дубровский корил себя за то, что долго не получал письма от родителя, и сам не удосужился спросить о его здоровье.

И третью проблему, которую можно выдвинуть вмешательство отцов в жизни детей в прямой и косвенной форме. Отец, Троекуров, в полном могуществе и всячески принуждает дочь покориться его воле, выйти замуж за старика-князя. А сколько таких случаев в нашей жизни? И дочь готова бежать от отца, хотя потом и подчиняется, но – скорее самой судьбе, а не собственно отцовскому желанию, в котором, заметим, больше собственной спеси, чем заботы о дочери. Подавление личности, свободы подталкивает к разрыву с отцом. показывает преданность детей отцам наперекор своему счастью. Владимир Дубровский, как сказано, «почти не знал отца своего», а Маша совершенно противоположна генералу Троекурову. Тем не менее, отцы, не жалеют ничего плохого для своих детей. Однако Троекуров привык властвовать над своей дочерью, в то время как отец Дубровский предоставил своему сыну полную свободу. По способности видеть в своих детях особенную личность. Становление личности – безусловный авторский идеал, и это уже серьезный поворот темы.

Анализируя повесть «Дубровский» и данные социологического опроса, нами проведенный, можно посмотреть на проблему «отцов и детей» с двух позиций: взгляд на проблему молодого человека и взрослого человека. Молодые люди (возраст 16-20 лет) считают, что родители хотят, чтобы из них «вышел толк». Они сами могут решать свои проблемы. «Нам надоело, что каждый раз нас в чем-то упрекают, дают понять что мы – никто! Это несправедливо!». Мнение взрослых заключается в том, что в жизни каждого ребенка, подростка требуется помощь человека опытного, знающего толк в жизни. И в большинстве случаев таким человеком оказывается родитель или кто-то старше. Взрослые всегда готовы прийти на помощь. Но всегда ли эта помощь уместна, всегда ли старшее поколение способно помочь молодежи? Всегда ли «отцы» бывают правы? Наверное, не знает никто.

Еще (немецкий мыслитель) говорил, «родители продолжают жить в детях…».

Проблема «отцов и детей» — вечный вопрос взаимоотношений старшего и младшего поколений, который всегда будет волновать современного человека. Потому что сегодня он — ребенок (дети), а завтра он – родитель (отцы). Эта смена поколений – вечное философское движение жизни. Мы, современные люди, внимательно перечитав образцы лучшей классики, осмыслив поднятые авторами проблемы, может быть станем чуть-чуть умнее, терпеливее, а значит, и счастливыми?

Молодые люди (возраст 16-20 лет) считают, что родители хотят, чтобы из них «вышел толк». Они сами могут решать свои проблемы. «Нам надоело, что каждый раз нас в чем-то упрекают, дают понять что мы – никто! Это несправедливо!». Мнение взрослых заключается в том, что в жизни каждого ребенка, подростка требуется помощь человека опытного, знающего толк в жизни. И в большинстве случаев таким человеком оказывается родитель или кто-то старше. Взрослые всегда готовы прийти на помощь. Но всегда ли эта помощь уместна, всегда ли старшее поколение способно помочь молодежи? Всегда ли «отцы» бывают правы? Наверное, не знает никто.

Еще (немецкий мыслитель) говорил, «родители продолжают жить в детях…».

Проблема «отцов и детей» — вечный вопрос взаимоотношений старшего и младшего поколений, который всегда будет волновать современного человека. Потому что сегодня он — ребенок (дети), а завтра он – родитель (отцы). Эта смена поколений – вечное философское движение жизни. Мы, современные люди, внимательно перечитав образцы лучшей классики, осмыслив поднятые авторами проблемы, может быть станем чуть-чуть умнее, терпеливее, а значит, и счастливыми?

  • Сочинение по теме Отцы и Дети в повести Дубровский А.С.Пушкин

    Ответы:

    Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими. (Л. Моруа)
    После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года,  А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который  остался незаконченным и был напечатан только после его  смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени  главного героя.
    Дубровский Владимир Андреевич, сын Дубровского Андрея Гавриловича учился в кадетском корпусе Петербурга. Его отец был не был знатным богачом, но он хотел чтобы его сын учился в хорошем учреждении.
    Андрей Гаврилович умер из за болезни, а его имения стали принадлежать Кириллу Троекурову.
    Из за смерти отца, Владимир решил стать разбойником. Другого выхода у него не было. Он так же поставил перед собой цель: отомстить Троекурову.
    Кирилла Троекуров имеет дочь, Марию Троекурову, которая любит своего отца.  Он тоже любит её, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли.
    Но они не понимают друг друга, гармонии в этой семье нет, воспитанием дочери Кирилла Петрович не занимается.
    Владимир мечтал отомстить Кириллу, но эта цель пропала, когда он задумался о её дочери. Он любил её, и понял, что если он причинит вред Троекурову, то Маша почувствует ту же боль, что и почувствовал он, когда умирал от болезни его отец.
    В этом романе автор нам дает понять, что главное в жизни – честность и чувство ответственности.

  • Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими. (Л. Моруа)
    После “Повестей Белкина”, в октябре 1832 года, А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был “Дубровский”, названный так по имени главного героя.
    Дубровский Владимир Андреевич, сын Дубровского Андрея Гавриловича учился в кадетском корпусе Петербурга. Его отец был не был знатным богачом, но он хотел чтобы его сын учился в хорошем учреждении.
    Андрей Гаврилович умер из за болезни, а его имения стали принадлежать Кириллу Троекурову.
    Из за смерти отца, Владимир решил стать разбойником. Другого выхода у него не было. Он так же поставил перед собой цель: отомстить Троекурову.
    Кирилла Троекуров имеет дочь, Марию Троекурову, которая любит своего отца. Он тоже любит её, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли.
    Но они не понимают друг друга, гармонии в этой семье нет, воспитанием дочери Кирилла Петрович не занимается.
    Владимир мечтал отомстить Кириллу, но эта цель пропала, когда он задумался о её дочери. Он любил её, и понял, что если он причинит вред Троекурову, то Маша почувствует ту же боль, что и почувствовал он, когда умирал от болезни его отец.
    В этом романе автор нам дает понять, что главное в жизни – честность и чувство ответственности.

  • Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими. (Л. Моруа)
    После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года,  А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который  остался незаконченным и был напечатан только после его  смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени  главного героя.
    Дубровский Владимир Андреевич, сын Дубровского Андрея Гавриловича учился в кадетском корпусе Петербурга. Его отец был не был знатным богачом, но он хотел чтобы его сын учился в хорошем учреждении.
    Андрей Гаврилович умер из за болезни, а его имения стали принадлежать Кириллу Троекурову.
    Из за смерти отца, Владимир решил стать разбойником. Другого выхода у него не было. Он так же поставил перед собой цель: отомстить Троекурову.
    Кирилла Троекуров имеет дочь, Марию Троекурову, которая любит своего отца. Он тоже любит её, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли.
    Но они не понимают друг друга, гармонии в этой семье нет, воспитанием дочери Кирилла Петрович не занимается.
    Владимир мечтал отомстить Кириллу, но эта цель пропала, когда он задумался о её дочери. Он любил её, и понял, что если он причинит вред Троекурову, то Маша почувствует ту же боль, что и почувствовал он, когда умирал от болезни его отец.
    В этом романе автор нам дает понять, что главное в жизни – честность и чувство ответственности.

  • Два отца в прозе Пушкина — «старинный русский барин» Кирила Петрович Троекуров и станционный смотритель Самсон Вырин — воспитывают своих дочерей без матери.
    Разные отцы — разная и судьба у дочерей.
    Жива, раскованна Дуня Вырина. Рассказчик, увидев ее впервые, замечает: «…я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет».
    Маша Троекурова кажется слишком спокойной, холодной, одинокой. Пушкин говорит: «…ей было 17 лет, и красота ее была в полном цвете. Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверное, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении».
    Сводящий представления о счастье к понятию богатства,
    Троекуров полностью руководит жизнью дочери. Его властность сламывает всякие попытки ее противостояния. Троекуров, словно кукольник, водит свою дочь на ниточках, покоряет ее волю, а затем передает эти ниточки в руки князя Верейского.
    В отличие от Троекурова, Вырин не может навязывать свою волю дочери именно потому, что желает ей счастья. И обстоятельства ее бегства с гусаром («Дуня стояла в недоумении… «Что же ты боишься? — сказал ей отец. — Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви») подтверждают это.
    Маша Троекурова выезжает из отчего дома к венцу в слезах — но не по отцу, а из-за того, что именно отец выдает ее замуж за нелюбимого человека.
    Даже в сцене прощания она не обняла его, не поцеловала. Она прощалась с ним, как с тираном, повелителем: «Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала».
    Дуня же прощается именно с отцом — очень просто и горько: «…и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала…»
    Слова выбраны очень точно: Маша — зарыдала, Дуня — заплакала. «Зарыдала» выражает отчаяние, «заплакала» — горе.
    Разное отношение отцов к дочерям делает разными их судьбы. Отец, который может дать образование, состояние, не всегда делает своего ребенка счастливым. И напротив: отец, давший девочке только свою любовь, открывает ей возможность обрести счастье.

  • Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими. (Л. Моруа)
    После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года,  А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который  остался незаконченным и был напечатан только после его  смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени  главного героя.
    Дубровский Владимир Андреевич, сын Дубровского Андрея Гавриловича учился в кадетском корпусе Петербурга. Его отец был не был знатным богачом, но он хотел чтобы его сын учился в хорошем учреждении.
    Андрей Гаврилович умер из за болезни, а его имения стали принадлежать Кириллу Троекурову.
    Из за смерти отца, Владимир решил стать разбойником. Другого выхода у него не было. Он так же поставил перед собой цель: отомстить Троекурову.
    Кирилла Троекуров имеет дочь, Марию Троекурову, которая любит своего отца. Он тоже любит её, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли.
    Но они не понимают друг друга, гармонии в этой семье нет, воспитанием дочери Кирилла Петрович не занимается.
    Владимир мечтал отомстить Кириллу, но эта цель пропала, когда он задумался о её дочери. Он любил её, и понял, что если он причинит вред Троекурову, то Маша почувствует ту же боль, что и почувствовал он, когда умирал от болезни его отец.
    В этом романе автор нам дает понять, что главное в жизни – честность и чувство ответственности.

  • Сочинение на тему отцы и дети повести дубровского?

    Ответы:

    Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими. (Л. Моруа)
    После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя.
    Дубровский Владимир Андреевич, сын Дубровского Андрея Гавриловича учился в кадетском корпусе Петербурга. Его отец был не был знатным богачом, но он хотел чтобы его сын учился в хорошем учреждении.
    Андрей Гаврилович умер из за болезни, а его имения стали принадлежать Кириллу Троекурову.
    Из за смерти отца, Владимир решил стать разбойником. Другого выхода у него не было. Он так же поставил перед собой цель: отомстить Троекурову.
    Кирилла Троекуров имеет дочь, Марию Троекурову, которая любит своего отца. Он тоже любит её, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли.
    Но они не понимают друг друга, гармонии в этой семье нет, воспитанием дочери Кирилла Петрович не занимается.
    Владимир мечтал отомстить Кириллу, но эта цель пропала, когда он задумался о её дочери. Он любил её, и понял, что если он причинит вред Троекурову, то Маша почувствует ту же боль, что и почувствовал он, когда умирал от болезни его отец.
    В этом романе автор нам дает понять, что главное в жизни – честность и чувство ответственности.
    Удачи в учебе..!

    • Сочинения
    • По литературе
    • Пушкин
    • Внешность и портрет Дубровского

    Дубровский – благородный разбойник, чья судьба непроста. Он описывается как молодой человек весьма смелый, сильный и решительный. Приятной наружности. Справедливый. На момент начала произведения ему немногим больше 20-ти лет. А точнее, 23. Роста он среднего, лицо имеет чистое, карие глаза, русые волосы и прямой нос.

    Несколько раз автор упомянул о том, что лицо у героя бледное, но от смущения на нем был виден багрянец. Владимир имеет хорошее воспитание, он тактичный и образованный. Также он великодушный. Ведь прощает своего врага. Внешность у персонажа достаточно миловидная, но в то же время, мужественная.

    Дубровский обладает стойкими принципами, несгибаемой волей и природным обаянием. Голос его описывается как звучный, а вид – величественный. Сам по себе юноша, умный и спокойный. Тем не менее, иногда он описывается как балагур и повеса. Он хорошо танцует и знает толк в охоте. Умеет играть на фортепьяно. Как правило, живет на широкую ногу. Но не глуп. Обладает сообразительностью.

    Характер гордый. Дубровский немного честолюбив, но не тщеславен. Обладает жертвенностью и обостренным чувством справедливости. Был искренне привязан к отцу, тяжело справился со своей потерей. Ему дорого не только имение, не только память об отце, но и честь рода. Он решает мстить Троекурову, чтобы восстановить справедливость. Решается бросить обеспеченную и размеренную жизнь и окунуться в водоворот опасностей.

    Дубровский отзывчив, ценит прекрасное. Он умеет искренне любить. Но в то же время, он не собственник – ведь видя, что Маша отныне не хочет идти с ним, а остается с князем Верейским, он принимает ее выбор (хоть и понимает, что девушка поступает так не по собственной воле, а просто потому, что смирилась с ситуацией и больше не хочет никаких перипетий).

    Также Владимир обладает задатками неформального лидера. Он привык смотреть в лицо опасности и умеет вести за собой людей. Эрудирован и образован, о чем говорит ситуация с заменой Дефоржа. Роль французского учителя далась юноше более, чем достоверно.

    Дубровский человечен. Ему не чужда судьба простого люда. Отстаивать их права и свободы – его прямая обязанность.

    Дубровский:

    1. возраст 23 года;
    2. Карие глаза;
    3. Прямой нос;
    4. Русый цвет волос;
    5. Обаятелен, образован, смел и решителен;
    6. Справедливый лидер;
    7. Борец за права своей семьи и народа;
    8. Сопереживает крестьянам;
    9. Способен на любовь и великодушие

    Роман «Дубровский» создавался Пушкиным в 1832—1833 годах. Название Пушкину не принадлежит и дано издателями по имени главного героя. В основу сюжета этого произведения лёг рассказ близкого приятеля Пушкина П. В. Нащокина «про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других». Нащокин видел Островского в остроге. Пушкину были известны похожие дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова и Муратова, а также нравы владельца села Петровское П. А. Ганнибала.

    В первоначальном плане романа не было отца Дубровского и истории его дружбы с Троекуровым, не было разлада влюблённых, отсутствовала фигура князя Верейского, очень важная для идеи расслоения дворянства (аристократичные, но бедные; худородные, но богатые). Кроме того, в романе Дубровский становится жертвой предательства, а не сложившихся обстоятельств. В нём намечена история исключительной личности, дерзкой и удачливой, обиженной богатым помещиком, судом и мстящей за себя. В тексте, дошедшем до нас, Пушкин, напротив, подчеркнул типичность и обыкновенность Дубровского, с которым случилось событие, характерное для эпохи. Дубровский в повести не является исключительной личностью. Он связан со всем укладом и бытом тогдашней жизни. Дубровский и его крестьяне, как и помещик Островский в жизни, не нашли иного выхода, кроме разбоя, грабежа обидчиков и богатых дворян-помещиков. Эта тема получила широкое развитие в западной и русской литературе. Действие романа происходит в 1820-е годы. В романе представлены два поколения — отцы и дети. История жизни отцов сопоставлена с судьбами детей. История дружбы отцов — предвестье, «прелюдия трагедии детей». Первоначально Пушкин назвал точную дату, которая развела отцов: «Славный 1762 год разлучил их надолго. Троекуров, родственник княгини Дашковой, пошёл в гору». Слова эти значат многое. И Дубровский, и Троекуров — люди Екатерининской эпохи, вместе начинавшие службу и стремившиеся сделать хорошую карьеру. 1762 год — год екатерининского переворота, когда Екатерина II свергла с трона своего мужа Петра III и стала управлять Россией. Дубровский остался верен императору Петру III, как предок самого Пушкина (Лев Александрович Пушкин). Троекуров, напротив, встал на сторону Екатерины II, которая приблизила его к себе. С тех пор карьера Дубровского, не изменившего присяге, стала клониться к закату, а карьера Троекурова, изменившего присяге, пошла в гору. Троекуров принадлежал к той новой служилой дворянской знати, которая ради чинов, званий, титулов, поместий и наград не знала этических преград. Дубровский — к той старинной аристократии, которая почитала честь, достоинство, долг выше всяких личных выгод. Следовательно, причина размежевания дворянства и ссоры двух помещиков лежит в исторических обстоятельствах и в нравах героев. С той поры как Дубровский и Троекуров разошлись, прошло немало времени. Они встретились вновь, когда оба оказались не у дел. Троекуров и Дубровский не стали врагами. Напротив, их связывает дружба и взаимная привязанность, но эти сильные человеческие чувства не способны сначала предотвратить ссору, а потом и примирить людей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы, как не могут надеяться на общую судьбу их любящие друг друга дети — Маша Троекурова и Владимир Дубровский. Эта трагическая мысль романа о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа находит воплощение в завершении всех сюжетных линий. Она порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции: дружбе противостоит сцена суда, встреча Владимира с родным гнездом сопровождается уходом из жизни отца, сражённого несчастьями и смертельной болезнью, тишина похорон нарушена грозным заревом пожара, праздник в Покровском завершается ограблением, любовь — бегством, венчание — сражением. Владимир Дубровский неумолимо теряет всё: в первом томе у него отнята вотчина, он лишён родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он пребывал раньше. Во втором томе Верейский отнимает у него любовь, а государство — разбойничью волю. Так человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами. Чтобы встать над ними, нужно выйти из-под их власти. Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удаётся. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Цель таких попыток — изменить судьбу. Но сделать это не удаётся, потому что место героя в обществе закреплено навсегда: он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у отца, — бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности — слишком большая роскошь. Бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Все попытки Владимира отстоять своё право быть бедным и честным кончаются катастрофой, потому что душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением. Марья Кириловна внутренне родственна Дубровскому. Она, «пылкая мечтательница», видела во Владимире романического героя и надеялась на власть чувств. Она верила, что сможет смягчить сердце отца. Она наивно полагала, что тронет душу князя Верейского, пробудив в нём «чувство великодушия», но тот остался равнодушен к словам невесты. Он живёт холодным расчётом и торопит свадьбу. Социальные, имущественные и прочие внешние обстоятельства оказываются не на стороне Маши, и она вынуждена идти на уступки и согласиться с волей отца. Она ещё может перейти границу в отношениях богатой аристократической барышни с бедным учителем, но воспитание не позволяет ей связать жизнь с преступником, с отторгнутым от общества разбойником, хотя бы и «благородным». Границы, определённые жизнью, сильнее самых горячих чувств. Это понимают и герои: Маша твёрдо и решительно отвергает помощь Дубровского. Та же трагическая ситуация складывается и в народных сценах. Дворянин встаёт во главе бунта крестьян, которые преданы ему и исполняют его приказания. Но цели Дубровского и крестьян различны, ибо крестьянам в конечном итоге ненавистны все дворяне и чиновники, хотя крестьяне не лишены гуманных чувств. Они готовы любым способом мстить помещикам и чиновникам, даже если при этом придётся жить разбоем и грабежом, то есть пойти пусть на вынужденное, но преступление. И Дубровский понимает, что общество обрекло его и крестьян быть изгоями. Хотя крестьяне полны решимости принести себя в жертву и идти до конца, ни их добрые чувства к Дубровскому, ни его добрые чувства к крестьянам не меняют трагического исхода событий. Порядок вещей восстановлен правительственными войсками, Дубровский покинул шайку. Союз дворянства и крестьянства был возможен лишь на короткий срок и отразил несостоятельность надежд на совместное сопротивление произволу. Трагические вопросы жизни, которые встали в романе, не были разрешены. Вероятно, вследствие этого Пушкин воздержался от публикации романа, надеясь найти положительные ответы на жгучие жизненные проблемы, волновавшие его.

    Похожие материалы:

    • Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» — .
    • Женские образы в романе «Война и мир» — .
    • Женские образы в романе «Поднятая целина» — .
    • Юмор и ирония в романе «Поднятая целина» — .
    • Сочинение: Роль цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — .

    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

    В своём сочинение я хочу рассказать о жизни главного героя произведения А.С. Пушкина «Дубровский». Владимир Андреевич Дубровский родился в Кистенёвке, в семье небогатого помещика. Мама у него умерла рано, и воспитанием по большей части занимался отец. Чтобы обеспечить светлое будущее сына отец отправляет его в Петербург жить и учиться. Дубровский находится там до двадцати пяти лет, но однажды, получает письмо, которое изменяет всю его жизнь. Письмо было отправлено его старой няней. Говорилось в нём: «Государь ты наш, Владимир Андреевич,- я твоя старая нянька, решилась тебе доложить, о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается и сидит, как дитя глупое. Приезжай ты к нам соколик мой ясный …» Испугался Владимир, собрал вещи и отправился в Кистенёвку к отцу. По приезду он узнает о случившемся. А было вот что. Отец его встретил старого друга со службы – Троекурова. Был он очень важной персоной, однако мог себе позволить дружбу с не богатым дворянином. Однако дружба эта пользы не принесла. Мелкая ссора, переросшая в большой конфликт, лишила поколение Дубровских родового имения. Вернувшись, домой, попав к постели умирающего отца, лишенный родного дома Владимир разозлился на несправедливость жизни. Во всех бедах он обвинял Троекурова. Бороться со злом Дубровский решил по — своему. Уйдя жить в лес, он стал разбойником. Однако грабил только богатых помещиков. Но жизнь принесла ему новые испытания. В душе молодого человека вспыхнули нежные чувства к девушке, которая искала его помощи. Мария – дочь Троекурова оказалась в сложной ситуации. Её собирались выдать замуж, за старого князя Верейского. Дубровский договорился с Машей, что поможет ей, но не смог оправдать надежд. Не успел он вовремя отобрать её у Верейского. Схватил он карету с уже обручёнными супругами, однако не сдавался и предлагал Марии бежать. Но благородство девушки не позволило принять предложение любимого. С разбитым сердцем Владимир был вынужден отступить. В конце произведения Дубровский исчезает из родных мест. «По некоторым сведениям, он отправился за границу». Никто его больше не видел и оставшиеся годы его жизни более не описаны. Это трогательное произведение очень поучительно, в нём можно видеть потери и тяжесть переживаний связанных с ними. Владимир стал даже убивать и грабить, а всё из-за того, что не пощадили его отца. Возможно, Троекуров не хотел так жестоко поступать с Андреем Гавриловичем Дубровским, а сделал это неосознанно. Но не вернёшь совершенного. Одно событие может изменить жизнь человека безвозвратно. Вася.К. 6 класс 2013

    План конспект по литературе 6 класс Урок 14 Тема: Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын.

    Тема: Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын.

    Цель:

    продолжить работу над романом, вникнуть в суть взаимоотношений между героями.

    Оборудование:

    компьютер, экран, проектор, фильм А. Ивановского «Дубровский», слайд-фильм «Дубровский» (часть 1)

    Ход урока.

    I. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров Беседа

    Беседуем по вопросам к соответствующим главам (с. 146 учебника).
    Анализ 1 главы Слайды 7-18.
    — Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? «Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях». — Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях? — Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (2-й вопрос учебника). «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань…» Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей. Ответы на 3-й вопрос учебника попросим детей найти непосредственно в тексте: — Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»? «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых…» Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать двух соседей-помещиков, выявить их сходство и различие. Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца. Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак. Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести. — Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров? Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила. — Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б. М. Кустодиева (с. 68 учебника). — Какой способ мести избрал Троекуров? — Что было главным законом Кирилы Петровича? Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». — Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова? Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.
    Глава IIСлайд19-25
    Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности». Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке. — Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»? Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал. «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.
    I. Отец и сын. Просмотр фильма. Слайд 26-34. Начинаем смотреть с главы III. Сделаем необходимые комментарии. Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту. Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу. Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет». Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина. — Как встретил Дубровский-старший своего сына? Домашнее задание
    Прочитать главы III—VI. Ответить на вопросы учебника к этим главам (с. 146—147). Подготовить пересказ эпизода «Пожар в усадьбе Дубровского».
    Индивидуальное задание
    Подготовить выразительное чтение главы VIII.

    I. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров

    Беседа

    Беседуем по вопросам к соответствующим главам.

    Глава I

    — Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»?

    «Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».

    — Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?

    — Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (2-й вопрос учебника).

    «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань…» Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей.

    Ответы на 3-й вопрос учебника попросим детей найти непосредственно в тексте:

    — Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?

    «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых…»

    Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать двух соседей-помещиков, выявить их сходство и различие.

    Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.

    Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак.

    Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

    — Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?

    Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.

    — Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б. М. Кустодиева (с. 68 учебника).

    — Какой способ мести избрал Троекуров?

    — Что было главным законом Кирилы Петровича?

    Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».

    — Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова?

    Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.

    Глава II

    Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».

    Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.

    — Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»?

    Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал.

    «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.

    I. Отец и сын

    Комментированное чтение

    Начинаем читать с главы III: пушкинский текст прочитают вслух несколько учеников. Сделаем необходимые комментарии.

    Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту.

    Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу.

    Диалог Владимира Дубровского и кучера Антона можно прочитать по ролям.

    Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».

    Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.

    Читая описание Покровского и Кистеневки, спросим:

    — Какой прием использует автор, описывая две господские усадьбы?

    — Как встретил Дубровский-старший своего сына?

    Домашнее задание

    Прочитать главы III—VI. Ответить на вопросы учебника к этим главам.

    Подготовить пересказ эпизода «Пожар в усадьбе Дубровского».

    Индивидуальное задание

    Подготовить выразительное чтение главы VIII.

  • План к рассказу смородинка
  • План к рассказу ребята и утята 2 класс пришвина
  • План к рассказу пятеро из одного стручка андерсен
  • План к рассказу паустовского дремучий медведь
  • План к рассказу некрасивая елка пермяк