План к сочинению по картине шишкина корабельная роща 5 класс

Сценарий  урока  по теме: «Подготовка к сочинению по картине И.И.    Шишкина «Корабельная роща».

1.Оргмомент. Постановка целей урока

    Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству великого русского художника И.И. Шишкина, будем совершенствовать умение писать сочинения по картине, составлять простой план, и, конечно же расширим свой кругозор. Запоминайте то, что мы делаем, и в конце урока расскажете, что нового вы узнали о том,как писать сочинение по картине. (1-2 мин)

   Итак,И.И.Шишкин…

2.Индивидуальное сообщение  об  И.И. Шишкине. (приложение 1)   (3 мин)

  Слайд 1. Фотография художника,его годы жизни.

   -Вы все внимательно прослушали сообщение, а теперь проверим вашу внимательность.Ответьте, картины на какую тему принесли известность И.И.Шишкину.

 Ответы ребят.(картины,на которых изображена природа)

   -Сейчас я покажу вам несколько репродукций, а вы назовите, что их объединяет.

Слайд2 – 4 Репродукции картин  «Утро в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Лесные дали», «Лес вечером»

Ребята , рассмотрев  картины, отвечают на вопрос.

3. Работа по картине «Корабельная роща»

-Я не случайно подобрала вам картины с изображением леса, т.к. сегодня мы будем работать с картиной «Корабельная роща»

Слайд 5 Репродукция картины «Корабельная роща»

-Рассмотрите картину внимательно, не упуская деталей.(3 мин)

а) выразительное чтение стихотворений по картине.

-Домой вам было задано подобрать стихотворения о соснах , о лесе. Прочитайте их выразительно. Но  во время чтения стихотворений, вы ,ребята, не просто их слушайте, а запоминайте и записывайте эпитеты и словосочетания.(6 мин)

Чтение стихотворений( приложение 2)

-Ребята внимательно слушают, записывают, затем зачитывают то,  что получилось.

А сейчас попробуйте написать 2 строчки в рифму с этими словами.

Выполнение задания,чтение стихотворных строчек (3 мин)

б)работа над описанием картины

 Вопросы

1.Что изображено на картине?

ответы ребят

2..Посмотрите на верхнюю часть картины. Заметите ли вы что-то необычное?

Ребята отвечают, что  художник не написал верхушки сосен на переднем плане

-А почему?

Отвечают ,что для него было главным показать стволы сосен –ровные ,без повреждений.

-Да,действительно,это так. А теперь подумайте и скажите, почему картина названа «Корабельная роща?»

Ребята отвечают,что только из таких ровных стволов строились корабли, верхушки для этого были не нужны,еще и по-этому художник не написал их на переднем плане.

 -По дороге в школу вы проходите мимо небольшого соснового лесочка. Можно ли сосны, которые растут в нем , назвать корабельными?

Ответы ребят(Нет ,корабельными можно назвать только могучие ,ровные, высокие сосны, а в нашем лесочке сосны еще молоденькие, стволы тонкие, корабли из таких не построишь)

2.Что мы видим на переднем плане,в центре, на заднем плане?

Ответы ребят.

3.Можем ли мы сказать, какой день- пасмурный или ясный изображен на картине?

Ответы ребят

4.С помощью какого цвета передает художник это ощущение?

Ответы ребят

5.Мы сказали о цвете — желтом, теплом, ласковом. А как падает свет?

Ответы ребят.

в) работа с муз.композициями

-Если бы вы находились в таком лесу,что бы вы услышали?

ответы детей.

-Я предлагаю прослушать 3 музыкальные композиции и определить наиболее подходящую по характеру к этой картине. Маленькая подсказка- лишь одна из этих мелодий посвящена лесу. Запишите по 3 ассоциации с каждой мелодией

Проигрываются мелодии  (приложение 3)    (4мин)

ребята угадывают, что это третья мелодия.

-Почему вы так решили?

Отвечают,что она динамичная,радостная,веселая,больше всего подходит к этой картине.Остальные композиции не соответствуют настроению,которое вызывает эта картина.

-Действительно ,вы совершенно правы. Это мелодия композитора Штрауса,она называется «В лесу»Итак, мы видим,  что художники с помощью картин ,поэты с помощью стихотворений, композиторы с помощью музыки изображают красоту и величие родной природы.

4. Словарная работа.

-Я предлагаю небольшую творческую работу. Перед вами текст. Прочитайте задание ,затем выпишите те прилагательные –эпитеты, которые помогают описать картину. На вклейке в учебнике есть эта картина,(открывают) рассматривайте ее, выполняя задание.

Слайд 6. 1.Прочитайте текст, раскройте скобки, выберите выразительные и точные прилагательные, запишите словосочетания.

      На картине «Корабельная роща» И.И.Шишкина мы видим ( большая, лесная, солнечная, жаркая) опушку (большой, огромный, могучий) соснового бора.

         В (спокойная, безмолвная) тишине гордо застыли ( великие, величавые, высокие, стройные) сосны. Высоко вскинули они в (высокое, бездонное, синее) небо свои (зеленые,изумрудные, раскидистые , пышные) вершины.

         (Маленький, быстрый, прозрачный) ручеек лениво продолжает (быстрое,  медленное,  неторопливое) движение, прячется за деревьями, точно зовет нас за собой в эту (далекая, таинственная) даль.( 4мин)

Ребята читают  эпитеты,которые выписали.

-А сейчас другая работа. Теперь вы самостоятельно должны подобрать прилагательные. Я предлагаю 2 варианта- составить предложения или словосочетания. Затем обменяйтесь тетрадями, посмотрите, что написал ваш сосед.

Слайд 7. Подберите и запишите имена прилагательные к данным словам. Составьте  предложения, с этими словосочетаниями, помогающие описать картину

 Цвет(какой?)……….

 Стволы сосен( какие?)…….

 Песок на берегах ручья (какой?)…. (4 мин)

Ребята выполняют задание ,читают примеры.

5.Составление плана.

-Какова же главная мысль сочинения?

Ответы ребят.

-Конечно же, ни одно сочинение не может быть написано без плана. Давайте попробуем составить его коллективно. (6 мин)

Ребята составляют план, один человек у доски записывает ,затем план выводится на слайд.

Слайд 8     План

1.И.И.Шишкин-певец русского леса.

2.Стройные сосны.

3.Прозрачный ручеек.

4.Цвет и свет картины.

5.Отношение автора к изображаемому.

6.Мое отношение к картине

6.Итоги урока, рефлексия.

   — Что запомнилось каждому из вас больше всего на уроке, что каждый узнал нового, как работал?

Ответы ребят.

    -Я думаю, что вы теперь напишете замечательные сочинения по картине и, конечно же , легко узнаете «Корабельную рощу»  И.И.Шишкина  в картинной галерее.

Библиография:

Иванова Л.К. Живопись на уроках развития речи. 5-8 классы. Интегрированный курс : учеб.- метод. пособие.- СПб.: ЛОИРО, 2008.- 108с

Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя.- М.: Просвещение,1986.- 208с.

Русский язык .5 класс: поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской и др./ сост. Н.О. Крамаренко.- Волгоград: Учитель,2007.- 331с.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Сообщение ученика об И.И.Шишкине.

Шишкин (Иван Иванович) — один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер, сын купца, родился  25 по января в Елабуге (Вятской губ.) в 1832 г., двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником проф. С. М. Воробьева.  

Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях СПб, и на о-ве Валааме, Уже в первый год пребывания в академии  были присуждены две малые серебряные медали за рисунок и за вид в окрестностях СПб

После окончания академии Шишкин много путешествует за границей,.

Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения  на выставках. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину «Лесная глушь».

После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Шишкин был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Смерть настигла его ,когда он рисовал картину.

Всем своим творчеством он прославлял красоту мощь и богатство родной природы. Большинство полотен посвящено русскому лесу. Об этом говорят их названия: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дубы», «Лес весной». «Корабельная роща»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Самуил Маршак

Корабельные сосны

Собираясь на север, домой,

Сколько раз наяву и во сне

Вспоминал я о статной, прямой

Красноперой карельской сосне.

Величав ее сказочный рост.

Да она и растет на горе.

По ночам она шарит меж звезд

И пылает огнем на заре.

Вспоминал я, как в зимнем бору,

Без ветвей от верхушек до пят,

Чуть качаясь в снегу на ветру,

Корабельные сосны скрипят.

А когда наступает весна,

Молодеют, краснеют стволы.

И дремучая чаща пьяна

От нагревшейся за день смолы.

Замерзший бор шумит среди лазури,

Метет ветвями синеву небес.

И, кажется, — не буря будит лес,

А буйный лес, качаясь, будит бурю

А. Румянцев

Чем дольше живешь, тем дороже

Над крышей родной облака,

Столетний сосняк у дороги,

С росою обильной луга.

Чем дольше живешь, тем нежнее

К земле этой чувство твоё:

Богат и уверен ты с нею,

Бездомен и нищ без неё.

Светлана Агаркова

 Красные сосны

Ты видел когда-нибудь красные сосны?

Красные сосны на красном закате,

Уставшие за день?

Ты видел когда-нибудь солнце в заливе?

Красное солнце плескалось, как рыба,

И верило соснам…

Ты видел когда-нибудь красное лето

С красной землёю и красной травою,

С расплавленным небом?

Вздыхало таинственно красное небо,

Красные сосны манили устало…

Ты всё это видел?

Я эту страну для тебя создавала

На красном мольберте при помощи кисти,

Чтоб ты не остыл в ней!

           Владислав Крапивин.

           Высокие сосны

Высокие сосны, стволы вековые,

Прямые, как мачты больших кораблей.

Высокие сосны шумят, как живые;

Их ветер качает, шуршит меж ветвей.

Высокие сосны, не гнутся под ветром,

Лишь только верхушки кивают ему.

Стоят эти сосны, поют свою песню,

Гимн краю родному поют своему.

Поют гимн Сибири, широкой, как море,

Где вечно таёжный шумит океан,

Где дикие вьюги гуляют на воле,

Где плотной стеною поднялся урман.

Костёр освещает стволы золотые,

И капли смолы, как алмазы, горят.

Стоят эти сосны, как мачты прямые,

 И только верхушки под ветром

                Сергей Михалков  

         КОРАБЕЛЬНАЯ СОСНА

Она прислушивалась в страхе

К раскатам грома. И ждала…

Молчали две намокших птахи,

Прижавшись у ее ствола.

Зловеще молния сверкала

И озаряла свод небес, —

Казалось, что она искала

Ее, одну на целый лес.

Все лето грозовыми днями

Она той молнии ждала.

Бежать? Но ведь она корнями

К земле прикована была!

Ушла гроза. И ожил снова

В лесу нестройный гомон птиц.

И дышит влагой бор сосновый,

И меркнут сполохи зарниц.

А по коре сосны шершавой

Ползла смолистая слеза —

Сосна на страх имела право:

Могла и завтра быть гроза…

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Шишкин корабельная роща сочинение

Шишкин корабельная роща сочинение 5 класс

Корабельная роща сочинение 5 класс маленькое

Корабельная роща сочинение 8 класс

Корабельная роща сочинение по картине

корабельная роща сочинение по картине

7 ответов:



5



0

Сочинение пишем в трех частях плана. В первой части рассказываем об авторе, когда была картина написана, где она находится и т.д. Вторая часть у нас уже должна быть основная — описание картины, что видите на переднем и заднем планах. В третьей части делаем вывод, понравилась ли вам картина или нет, почему.

Пример сочинения.

Свою знаменитую картину под названием «Корабельная роща» Шишкин написал в далеком 1898 году. Художник запечатлел свою любимую рощу около Елабуги. Увидеть это полотно можно в Русском музее города Санкт-Петербурга. Краски художник больше использовал теплых тонов, потому что глядя на картину создается ощущение летнего дня. На переднем плане видим опушку и ручеек, и они освещаются солнечными лучами. Привлекают так же внимание и жерди из дерева, сразу понятно, что тут присутствовали люди и именно они сделали это сооружение. Сосны здесь нарисованы большими и могучими. Название картины происходит от того, что именно эти хвойные деревья использовались в то время в строительстве кораблей. Смотря на небо, понимаешь, что это вечер и закат. Глядя на эту чудесную картину, кажется будто сам находишься среди этих могучих сосен, просто дух захватывает от красоты русской природы.



4



0

«Корабельная роща» была написана в 1898-м году. На этой картине художник Шишкин изобразил одно из своих самых любимых мест — рощу, которая расположена недалеко от Елабуги.

Свое название картина получила от высоких и могучих сосен, которые изображены на ней. Именно из них строились корабли.

На переднем плане картины можно видеть небольшую опушку, которая освещена яркими лучами солнца, по ней бежит небольшой ручей. Около ручейка можно увидеть небольшие деревянные жердочки. Кажется, это единственный след, который оставил человек, все остальное — это творение природы.

На заднем плане мы видим высокие стройные сосны. Они символизируют собой могущество и красоту природы. Выделяется старая сосна, которая немного наклонилась в сторону и отличается от других молодых деревьев. Сосны настолько высоки, что даже не видно их верхушек. Сквозь сосны просматривается голубое небо.

Художник восхищается красотой природы, ее величием и могуществом.



3



0

Удивительно теплая, солнечная, радостная картина представляет собой лесной пейзаж. Это любимая тема художника. Для ее написания Шишкин выбрал два основных цвета — желтый и зеленый, ведь они преобладают в летнем лесу.

Сочинение описание по картине Шишкина «Корабельная роща» можно написать так:

На картине изображена сосновая роща. Стоит погожий солнечный день, все вокруг залито теплым летним солнцем. Тихо и безветренно.

На переднем плане изображена неглубокая речушка, она освежает картину и манит побродить в теплой воде. Через нее сооружен нехитрый переход — деревянная огорожа из прутьев, чтобы по камням можно было перейти с одного берега на другой. Левый берег более пологий, правый чуть выше. Он песчаный, золотистый, слегка порос травой.

На дальнем плане картины видны красавицы — корабельные сосны. Их стволы стройные, высокие, достают до самого неба. Светло-коричневая кора на них нагрелась от солнца, а вечнозеленые ветви образуют причудливые узоры из теней на земле. Роща простирается, сколько хватает взора. Лишь край светло-голубого неба виден из-за крон крепких деревьев.

Справа перед высокими деревьями подрастает молодое поколение -невысокие, невероятно пушистые сосенки. Они такие милые.

Картина производит очень приятное впечатление, она вызывает умиление. Так и хочется присесть на теплом берегу этой речушки, вдыхать приятный хвойный аромат, греться на теплом солнце и никуда не спешить.

Сочинение Шишкин Корабельная роща



3



0

Иван Иванович Шишкин, всемирно известный художник-пейзажист, известен своими картинами с изображением природы. Одной из самых знаменитых является картина «Корабельные сосны». Это последняя картина художника. Большая часть ее была написана на натурных съемках в родных местах художника.

На полотне изображена часть леса с корабельными соснами. Эти сосны называются корабельными, потому что данный вид сосны отличается особой крепостью, легкостью и упругостью и раньше их использовали для постройки кораблей, а самые высокие из них удостаивались чести становиться мачтами.

Цветовая гамма картины выполнена, в основном, в зеленых тонах. Солнечный день раскрасил деревья в свело-зеленые и изумрудные оттенки. В центре композиции — прямая, стройная, высокая сосна, за которой виден лес, стоящий плотной стеной.

На переднем плане расположена поляна, залитая солнцем, но чем дальше следует взор, тем краски становятся темнее и темнее.

Несмотря на всю незатейливость сюжета, эта картина, как и другие картины Шишкина, просто завораживает. Хочется смотреть и смотреть на красоту нетронутой природы.



3



0

Картина русского художника Ивана Шишкина «Корабельная роща» написана в 1898 году. Сюжет картины — лесной пейзаж. Шишкин был большим мастером по написанию природы, его картины очень походи на настоящие виды, они фотографические. Одна из таких картин — «Корабельная роща».

Ясный летний день и сосновый лес. На переднем плане течет небольшая речушка, немного заваленная камнями. Через нее даже есть небольшая деревянная переправа. Справа нахрдится небольшая полянка, густо залитая солнцем. Весь задний фон картины — высокие и мощные сосны. Такие деревья использовали для строительства суден, поэтому роща называется корабельной.

Хвоя сосен сочная, темно-зеленая, а на стволах играют тени. Деревья выглядят величественно и гордо.

Картина производит яркое впечатление. Простой лесной пейзаж манит, завораживает и притягивает.



2



0

Для того чтобы написать сочинение по этой теме нужно означиться с автором рисунка, о его творчестве и обязательно указать год, когда он нарисовать это красивое произведение. Предлагаю такой вариант сочинения:

Картина Шишкина «Корабельная роща» была выполнена в 1898 году, на ней изображена роща, расположенная возле Елабуги. Картина так названа из-за изображенных на ней массивных сосен, которые использовались для строительства кораблей.

На переднем плане изображены ручей и опушка. На картине царит спокойствие, чувствуется лишь природа и никаких посторонних предметов. Если долго вглядываться в детали картины, то может создаться впечатление, что ты и сам находишься в этой могучей роще.



2



0

Последняя работа русского художника- пейзажиста Ивана Шишкина «Корабельная роща» или, как писали критики, «лебединая песня художника», ведь это была действительно его последняя работа.

Родился Иван Иванович Шишкин в 1832 году, в семье купца, отец заметил тягу сына к рисованию и отдал его учиться живописи. Рисование и стало смыслом всей жизни Ивана Ивановича Шишкина. За свое творчество художник получил много заслуженных титулов и званий в мире художников.

На картине » Корабельная роща» изображен небольшой кусок сосновой рощи днём, когда почти не видно теней, а день теплый, солнечный. Деревья очень мощные, настолько, что верхушек не видно. Цвет стволов и большинства полотна картины в теплых золотистых тонах, трава уже подсыхает, но все же просматриваются отдельные пучки зелени. На переднем плане небольшая речушка, вытекающая из рощи, она не отражает небо, она сливается с травой берегов. Чуть виден сооруженный кем-то небольшой переход из камней и слабенькие хиленькие перила. Хотя, если присмотреться, то скорее всего это даже не перила, а ограждение, выходящее и на берег и уходящее в обе стороны.

Но это лишь подчеркивает массивность деревьев, растущих не десяток лет, а уже не менее столетия, огромные лапы веток, темно- зелёные, показывают зрелость деревьев, их красоту и величие. Кто знает, возможно скоро и они понадобятся человеку для мачт кораблей.

А на смену им, слева, уже подрастает подлесок- молодые сосенки.

Так и хочется зайти в эту свежесть рощи, посмотреть, нет ли там грибочков…

Насколько же величественна природа, как она манит человека к себе!

Таким был и сам художник, не зря его назвали «царь леса», » старик- лесовик», а ещё «крепкая сосна, мхом поросшая».

Сколько талантов родит наша земля!

Читайте также

Картина Морозова «за чаепитием» написана в тёмных тонах, но художнику удалось тем не менее передать тепло и спокойствие, какую-то радость. Дело, видимо в сюжете картины.

Мы видим мужчину, который удобно сидит на стуле и с удовольствием пьёт чай. Рядом с ним большой самовар, стоящий на столе с белой скатартью и красной полосой по краю. Мужчина пьёт чай из блюдца, поднеся его к лицу. Видно, что ему это очень нравится. Лицо у мужчины очень доброе, с лучиками улыбки в глазах. Одет он просто, в обычную будничную одежду. У него большая борода, длинные волосы, но уже есть лысина. Но седины нет. Трудно определить его возраст, но видно, что он умудрен опытом и немолод. Видимо, он небогат, но при этом не унывает и умеет получать удовольствие от маленьких радостей жизни, в данном случае от чаепития.

Картина очень выразительна, реалистична. Так и хочется присоединиться и выпить чашку горячего чая из самовара.

Мы видим избу на заднем плане из старых бревен. Но все-таки большую часть картины занимает человек.

Картина очень понравилась. Она излучает доброту и душевный покой.

Картина Юона настолько спорна, что пришлось посмотреть год создания полотна, что б понять, что хотел сказать художник.

Год создания картины-1921.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что этой картиной художник пытался показать свое видение Октябрьской революции 1917 года.

На небе сразу два солнца и три луны, и они слишком яркие, одно солнце красное, почти раскаленное.

С одной стороны-тьма побеждена, а с другой стороны-хорошо ли людям под этими раскаленными светилами.

Если рассмотреть фигурки людей, которые намеренно изображены очень мелко, лиц не видно, то можно понять, что им не хорошо, а очень плохо.

Кто упал, кто в мольбе простирает руки.

Фигурки намеренно маленькие, этим художник хотел показать их ничтожность.

Светилы намеренно велики и ярки-это говорит о том, что под этими светилами художник подразумевал определенные личности, сыгравшие роль в мировой истории.

Пришлось опять прибегнуть к историческим источникам.

Итак, красное солнце художник изобразил, однозначно, имея ввиду Ленина.

Насчет второго солнца можно только предполагать-скорее всего, он имел ввиду Сталина.

Сталин пришел к власти в 1924 году, то есть, карина была уже написана, но после 2017 года он уже имел большой вес в высшем эшелоне власти.

Итак-краткое содержание картины.

На небе взошли новые светила, к власти пришли новые люди, которые повергли тьму.

Но простой народ рядом с ними мелок и жалок (мелкие фигуры), и люди в ужасе смотрят на эти светила и заламывают руки.

Домик с красной крышей.

Ко времени написания этой картины, Аркадий Александрович Рылов, уже прославился, как классик пейзажной живописи, благодаря картинам «Зелёный шум» (1904) и «В голубом просторе» (1918).

Однажды, Рылов приехал к своим знакомым в Крюково и увидел там на берегу маленького пруда, утопающий в зелени домик с красной крышей, с участком земли, огородом и лугом.

Глаз художника по достоинству оценил всю прелесть этого пейзажа и Рылов и начал делать эскизы и наброски, зарисовывая умиротворение и покой этого уголка природы. Так созрел замысел картины, доминантой которой стали две огромных берёзы на фоне голубого неба с облаками и полускрытый кустами домик с красной крышей.

Картина была закончена в июле 1933 года в подмосковном Крюкове и хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Картина «Зима в лесу. Иней» является одним из многочисленных пейзажных шедевров Ивана Ивановича Шишкина. Кусочек леса написан с фотографической точностью. Каждая веточка, каждая сухая травинка кропотливо прорисованы талантливым художником. Благодаря такой тщательной работе с деталями, а также благодаря точной цветопередаче создается эффект объема, реалистичности пейзажа: зрителя будто вот-вот обдаст морозцем и он шагнет в этот тихий, нетронутый заснеженный лес. На картине не изображено солнце, но чувствуется, как его лучи освещают снег у подножия высоких, многолетних деревьев, которые уходят макушками в ясное лазурное небо. Глядя на эту картину, растворяешься в чудесном зимнем пейзаже, чувствуешь умиротворение и благодать.

В лесу графини Мордвиновой.

Эту картину, Иван Иванович Шишкин написал в 1891 году. Как и в большинстве своих произведений, художник изображает красоту и величие русской природы.

Густой и таинственный еловый лес опутал своими корнями всё окружающее пространство. Высокие ели растут плотно и в глубине создают ощущение почти полной темноты.

Зелёный мох и серый лишайник окутал всю землю, как паутина и уже подбирается к стволам деревьев.

Молодая поросль с трудом пробивается сквозь могучую гущу елового леса. Чахлые молодые деревца выглядят невзрачными и беспомощными. Между верхушками деревьев, проглядывает чистое небо освещённое солнечными лучами.

На переднем плане, мы видим небольшую поляну и пожилого человека, возможно вышедшего на прогулку. Создаётся ощущение, что человек специально пришёл в лес, чтобы насладиться запахом хвои и подумать о чём-то сокровенном.

Урок развития речи в 5 классе.

Тема урока «Сочинение по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща».

Цель: обучение словесному описанию картины; создание условий для формирования эстетического восприятия учащихся; привитие любви к родной природе.

Оборудование: репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща», музыкальное сопровождение, презентация материала.

Ход урока.

  1. Активизация базовых знаний.

— Какие типы текста вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)

— Какой тип текста используется, если потребуется передать цепочку последовательно развивающихся событий? Если требуется доказать какую-то мысль? Если необходимо сформировать представление о каком-либо предмете?

— Вспомните, какой тип текста называется описанием?

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться писать сочинение по картине. Скажите, пожалуйста, какой тип речи нам понадобится?

Для текста – описание природы характерно наличие трех частей: зачина, основной части, концовки.

В зачине обычно называется предмет речи (тема текста) или тема и главная мысль одновременно. Главная мысль обычно выражена в форме оценки, которая передает общее впечатление о предмете или явлении.

В основной части перечисляются существенные признаки, детали, дополняющие и углубляющие представление о предмете речи. Все эти признаки и детали помогают раскрыть тему и главную мысль, выраженную в зачине.

В концовке обычно выражено авторское отношение к предмету речи ( оценка), зачастую совпадающее с уже высказанным в зачине.

  1. Вступительная беседа.

Уроженец Елабуги – маленького городка на берегу Камы, Иван Иванович Шишкин ( 1823-1898) детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии. Он рано пристрастился к рисованию и стремился запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей.

— Что означает слово пейзаж?

Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 году юноша отправился учиться в Москву, в училище живописи и ваяния. Здесь он подружился с молодыми художниками В. Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 году Шишкин, окончив Академию художеств, получает Большую золотую медаль и право на заграничные командировки. В 1873 году он становится профессором Академии художеств. В 1894-1895 годах Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии.

3.Работа над картиной.

Шишкин – мастер изображения картин природы. Сегодня мы познакомимся с одним из лучших произведений Шишкина – «Корабельной рощей». Перед вами репродукция картины.

— Почему картина называется «Корабельная роща»? Что означает слово «корабельная»?

— Что означает слово репродукция?

— Где хранятся подлинники?

Это полотно знаменует пору творческой зрелости художника. В.Стасов называл его картины «пейзажами для богатырей» — именно к «Корабельной роще» такие слова подходят более чем в любому иному произведению.

Все в картине проникнуто чувством покоя – неподвижно стоящие огромные сосны, излучина реки у края опушки леса, летнее небо с медленно плывущими облаками, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Шишкин избирает здесь, как и во множестве других пейзажей, время дня – полдень. Полуденный пейзаж – это образ России. «Корабельная роща» — идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу. Покой и постоянство претворяются в четкой композиции.

Это полотно могло бы служить иллюстрацией к стихотворению И.А.Бунина «Детство»:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

Когда мы смотрим на картину Шишкина, то видим зрительные образы, когда слушаем стихотворение И.А.Бунина, что мы ощущаем?

Обратимся к картине Шишкина. Попробуйте «побродить» в «Корабельной роще», почувствовать то же самое… Что вы ощущаете? Запишите образы в среднюю колонку листа. А теперь попробуем составить зачин нашего сочинения. Он может начинаться словами «Когда я смотрю на картину И.И.Шишкина «Корабельная роща», я ощущаю ( чувствую,представляю…)

Запись наблюдений.

Формулирование проблемного вопроса – генерального тезиса. ( Как удалось художнику не только запечатлеть образы родной природы, но и заставить нас почувствовать радость жизни?)

4.Сбор материала к раскрытию основной части. Работа с таблицей.

микротемы

материалы

дополнения

Передний край картины

Сосны

Гигантские сосны, кора шершавая, смолистая. Кроны у ближних деревьев, растущих на опушке, раскидистые, у дальних деревьев – уходящие вверх, сучья, корявые сухие ветви

Ручей

Пересох от зноя, но все еще дает прохладу, отражает окружающие его деревья, едва струится, седые валуны и плесень на страже векового леса, песчаная коса.

Трава на опушке

Выжженная солнцем, покрытая слоем рыжеватой хвои.

Небо

Голубые (лазурные) просветы между деревьями, молочно-белое полуденное марево.

Свет

Полуденный, рыжими пятнами ложится на лес и опушку, на заднем плане освещает только верхушки деревьев, не проникает в чащу.

Задний план картины

Глубь леса

Не проникают солнечные лучи, густая зелень, полумрак и прохлада. Тайна. Отсутствие линии горизонта, но ощущение безбрежности лесных просторов сохраняется.

Вывод

Оценка мастерства художника.

Талантливое владение палитрой, интересные композиционные приемы ( размеры картины ориентированы горизонтально, но высокие и мощные стволы на переднем плане зрительно «вытягивают» ее вверх)

Удалось ли художнику воплотить свой замысел?

5.Демонстрация применения собранных материалов.

6.Написание сочинения.

На уроках русского языка в 5 классе пишут сочинение по картине «Корабельная роща». Но иногда ученики не знают, с чего начать, как развить мысль, какой вывод сделать. 

Чтобы получить хорошую оценку, надо помнить, что сначала идет короткое вступление. В нем можно рассказать о создании полотна, его значении, об авторе. 

Основная часть – это анализ: что и как изображено, какие приемы использованы, что хотел сказать автор. В заключении дается оценка холста самим учеником, рассказывается, что понравилось.

История создания картины

Иван Иванович Шишкин написал это полотно уже на закате своей жизни – в 1898 году. Он посвятил его лесам родного Прикамья, где прошло детство художника. 

Шишкин

Шишкин любил эти места и захотел увековечить их в красках, показать красоту и величественность русской природы. Картина нередко называется лебединой песней творца.

Описание картины Ивана Шишкина «Корабельная роща»

Тема произведения – красота русской природы. На холсте, длиной более двух метров, Шишкин воссоздал залитый солнцем бор из мачтовых сосен. Это высокие столетние деревья, которые используют для постройки судов.

Корабельная роща

Пересохший ручей, больше напоминающий мелкую речушку с песчаным дном, перегорожен покосившейся изгородью. И русло, и лес, и трава на опушке словно пронизаны мягким светом вечерних лучей. 

Спокойствие и величественность корабельной рощи показана Шишкиным с замечательным мастерством.

Анализ произведения художника

По своему жанру картина относится к пейзажам, так как на ней изображена природа. Видно, что показано не просто лето, а его макушка – июль или начало августа. 

Фрагмент картины Корабельная роща

Об этом говорит цвет травы, которая уже немного пожухла от жары. К тому же ручей обмелел из-за отсутствия дождей и жаркой погоды.

Очень тонко передано соотношение света и тени. Их сочетание дает ощущение знойного летнего вечера с притягательным запахом хвои и смолы. Но в самом бору много участков с долгожданной прохладой.

Смысл названия

Название «Корабельная роща» объясняется тем, что здесь шла заготовка деревьев для нужд кораблестроения. В частности, из почти столетних сосен делали мачты для парусных судов. 

Петр 1 строит корабли

Еще Петр I начал закладывать по всей стране такие рощи, чтобы строить собственные корабли. 

Шишкин был из этих мест, поэтому он дал географическую привязку сосновому бору – расположена эта роща около села Новое Афанасово и города Елабуги.

Главная мысль

Природа России величава и самодостаточна. В ней заложена красота, причем в самых обычных пейзажах. Надо только уметь разглядеть ее.

Сочинение по картине И. Шишкина «Корабельная роща» для 5 класса

Сочинение Корабельная роща

При написании сочинения обязательно нужен план. Воспользуемся таким:

  1. История картины.

  2. Красота русского леса.

  3. Замечательное полотно.

Иван Иванович Шишкин – известный мастер пейзажа. У него много замечательных картин о природе. Самое свое последнее полотно автор посвятил окрестностям Елабуги, где он провел свое детство. Художник очень любил эти места и смог показать их красоту.

Там находится изображенная на картине корабельная роща. Их зарождение связано с Петром Первым, который хотел превратить Россию в морскую державу. Сосны росли по сто лет, а потом из них делали мачты.

Шишкин с помощью красок показал свое восторженное отношение к лесу. Сосны выглядят натурально, как живые. Они стройные, высокие и величавые, словно сказочные. Видно, что за рощей следят: убирают упавшие ветки. Здесь нет кустарников, поэтому мало птиц. 

Наверное, в таком лесу очень тихо. Только шумят от ветра маленькие сосенки на опушке. Они являются выражением новой жизни.

Роща ограждена покосившейся изгородью. Ее сделали, чтобы показать, что деревья здесь рубить нельзя без разрешения.

На картине часть рощи и ручей залиты солнцем. Скорее всего, это вечер, так как утром в лесу бывает легкая дымка. Здесь ее нет. Чувствуется, что воздух теплый, прогретый за день.

Обмелевший от жары ручей с песчаным дном очень оживляет пейзаж. Но кажется, что вода в нем холодная, несмотря на жаркую погоду.

Эта полотно не может не нравиться. Картина замечательная, потому что красиво изображены сосны и ручей. Глядя на холст, хочется оказаться в этой корабельной роще. 

Заключение

Картина «Корабельная роща» является образцом пейзажного изобразительного искусства. В ней душа человека сливается с природой, становится с ней единым целым. 

Современники художника отмечали, что никто до Шишкина не мог так проникновенно изображать русские леса.

  • План к сочинению памятный день в школе
  • План к сочинению отзыву по картине иван царевич на сером волке
  • План к сочинению моя обломовщина
  • План ознакомления детей с русской народной сказкой в одной из возрастных групп
  • План к сочинению бал в доме фамусова