Слайд 1
Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 5 класс Урок развития речи Есина Лариса Анатольевна, Учитель русского языка и литературы, МАОУ лицей №64 г. Краснодара
Слайд 2
провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументировано раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в сказке Цель урока:
Слайд 3
Сопоставьте главных героинь сказки А.С.Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Найдите цитаты, характеризующие царевну и мачеху, проанализируйте прочитанное. Какое впечатление произвели на вас образы главных героинь сказки?
Слайд 4
Царица: Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива , Своенравна и ревнива. Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, 346 Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной? Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, 346 Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной? Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, 346 Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной? Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной?
Слайд 5
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. Царевна: Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась.
Слайд 6
Сравнение мачехи и царевны. Найдите, что именно в сказке противопоставлено друг другу? Противостояния: добро – зло жизнь – смерть любовь – равнодушие щедрость – жадность доброта – чёрствость память – забвение Силы добра и зла в сказке в образах главных героинь сказки.
Слайд 7
Составьте развернутый план сочинения; Запишите пункты плана и основную мысль каждого пункта, которую необходимо раскрыть и подтвердить свою мысль цитатой из текста. План сочинения: Введение: «Пушкин – большой поклонник женской красоты». Основная часть: «Добро и зло в сказке» Вывод: «Формула настоящей женской красоты по Пушкину»
Слайд 8
Введение: «Пушкин – большой поклонник женской красоты» Александр Сергеевич Пушкин: величайший русский поэт с детства проявлял необыкновенный интерес к народному творчеству. Он создал пять сказок Его неслучайно называют «Солнцем русской поэзии».
Слайд 9
Основная часть: «Добро и зло в сказке» Холодная красота Царицы. а) Красота как мотивация к злым поступкам: эгоизм, удовлетворение их личных желаний; игрушка, забава, а не личность. царица – мачеха считает себя самой красивой, завистливая, злая, ненавидит царевну, душа чёрная, только собой любуется. б) Красота внешняя смертна: мачеха умирает, не в силах пережить внешнего превосходства своей соперницы-царевны.
Слайд 10
Красота души Царевны а) Добрые поступки – признак красоты души: Милая, душевная, ласковая, заботливая, самоотверженная, мечтательная, трудолюбивая, красивая, любящая, скромная, хозяйственная. Животные чувствуют человека, видят его насквозь, потому они становятся ее помощниками… б) Красота души вечна: Мотив – живой возвращает умершего в мир людей – часто встречается в сказках, мифах. Почему это оказалось возможным в сказках Пушкина? Бескорыстная, горячая любовь. Основная часть: «Добро и зло в сказке»
Слайд 11
Вывод: «Формула настоящей женской красоты по Пушкину» Только та женщина по-настоящему красива, которая и внешне привлекательна, и добра душой.
Слайд 12
Беседа с учениками на тему « Чему вас научила сказка А.С.Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим… А чему научили вас сказка А. С. Пушкина и считаете ли вы себя добрыми? Какой путь выберете вы: путь добра или зла и почему?
Слайд 13
сочинение на тему: «Идеал истинной женской красоты на примере образов царевны и мачехи, героинь сказки А.С.Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Домашнее задание:
1.Александр Сергеевич Пушкин был известен всем: и большим, и маленьким. Читая,мы постигаем с их помощью добро и зло, учась различать хорошее и плохое. Поэтому можно с уверенностью сказать, что сказки — одни из первых наших учителей.Особенно хорошая Пушкинская сказка «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
2.Главная героиня сказки — юная царевна. Она очень красива и прекрасна, «белолица, черноброва», но это не её главные достоинства, ведь в общении с людьми зачастую бывают важны не столько внешние, сколько внутренние качества. Молодая царевна добра, щедра, не боится никакой работы (несмотря на свое положение). Оказавшись по воле своей злой мачехи в лесу, одна-одинешенька, девушка находит терем, в котором дружной семьей живут семь богатырей-братьев. Своим трудолюбием и кротким нравом царевна очень быстро завоевывает любовь и нежную привязанность хозяев терема, они называют ее «милой сестрицей». Но оказалось, что богатыри полюбили девушку не только как сестру, они готовы жениться на ней, да вот беда — всем семерым-то нельзя! И вот они входят в светлицу к царевне и просят ее рассудить их. Но и здесь действия молодой красавицы вызывают восхищение. Извиняясь, не желая обидеть добрых молодцев, она признается, что помолвлена и больше всех на свете любит своего жениха — королевича Елисея. И хотя ее положение кажется безнадежным, потому что злая мачеха ни за что по доброй воле не согласится пустить ее обратно во дворец, царевна остается до конца верной своему слову и чувствам.Злая мачеха — полная противоположность своей приемной дочери. Она тоже красива, но её красота обманчива, потому что у царицы злое и жестокое сердце. Не желая видеть ничего и никого, кроме себя, эта умная, но своенравная женщина без всяких угрызений совести готова устранить со своего пути молодую соперницу. Посылая царевну на верную смерть, царица раскрывает перед нами всю свою черную душу и коварное сердце. Эгоизм, зависть, ревность и т.д. не только характеризуют царицу не с лучшей стороны, но и служат прямой причиной ее смерти.
3.Сказка Пушкина учит нас отличать истинное душевное богатство и внутреннюю красоту от красоты ложной — внешней. Жестокость здесь противопоставляется доброте, скромность, поэтому мы и воспринимаем торжество царевны над кознями противной мачехи как закономерную победу добра над злом. Эта увлекательная и запоминающаяся сказка дает нам не меньше жизненных уроков, чем самый лучший учебник.
Оцени ответ
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 78 человек из 40 регионов
- Курс добавлен 14.12.2022
- Сейчас обучается 33 человека из 23 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Урок подготовки к сочинению по произведению А.С. Пушкина
« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» -
2 слайд
Сочинение. Что помогло королевичу Елисею спасти царевну.
-
3 слайд
Размышляем над темой
Что помогло королевичу Елисею спасти царевну:
обстоятельства;
внешние силы;
качества характера;
отношение к царевне. -
4 слайд
Почему королевич Елисей отправился в дорогу?
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой. -
5 слайд
Конструируем предложения
Королевич Елисей полюбил молодую царевну, ведь она была…
Когда царица приказала отвести царевну в глушь лесную, по всей стране разнеслась весть о ее исчезновении.
Королевич Елисей сразу…
Он переживает за свою невесту и молит…. -
6 слайд
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец. -
7 слайд
Странствия Елисея. Конструируем предложения
Сначала поиски Елисея….
Он отчаялся, …
Никто не мог….
И решил тогда Елисей обратиться…
С искренней мольбой…. -
8 слайд
Помощь сил природы
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил». -
9 слайд
Конструируем предложения
Королевич Елисей заклинает солнце, месяц и ветер…
Он ….. и ….. обращается к солнцу и месяцу, чтобы….
Ответы небесных светил оказались…. Они не знали, …. -
10 слайд
Как обращается Елисей к солнцу и месяцу?
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой? -
11 слайд
Отношение природы к доброму Елисею. Закончи предложения!
И солнце, и месяц, и ветер сочувствуют Елисею: …..
Ветер, бывающий везде, рассказал королевичу грустную правду: -
12 слайд
Почему королевич отправился к «пустому месту»?
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз. -
-
14 слайд
Любовь побеждает обстоятельства.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива! -
15 слайд
Размышляем над вопросами
Благодаря чему происходит чудо воскрешения?
За что вознаграждены герои?
Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? -
16 слайд
Любовь побеждает обстоятельства.
Чудо воскрешения происходит ….
Герои вознаграждены за умение …, за ….нрав, за…..
Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? (доброта души, уважение и любовь ко всем живым существам, доверие, безграничная любовь к прекрасной царевне) -
17 слайд
План сочинения.
1.Любовь к молодой царевне. Переживания Елисея о пропавшей невесте.
2. Королевич едет на поиски царевны.
3.Странствия Елисея. Преодоление трудного пути
4. Обращение к силам природы.
5. Сочувствие солнца, месяца и ветра доброму королевичу.
6.Всепобеждающая сила любви.
Краткое описание документа:
Данная презентация может быть использована на уроке развития речи по подготовке к сочинению по сказке А.С. Пушкина » Что помогло королевичу Елисею спасти царевну». Презентация содержит иллюстрации, фрагменты из сказки, вопросы и задания, план сочинения.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 061 273 материала в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 14.06.2022
- 1007
- 83
- 14.06.2022
- 56
- 0
- 14.06.2022
- 205
- 0
- 14.06.2022
- 152
- 0
- 14.06.2022
- 72
- 0
- 14.06.2022
- 50
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- План Сказки о мертвой царевне
План Сказки о мертвой царевне Пушкина
План:
- Отъезд отца, смерть царицы и рождение ребёнка.
- Поиски новой супруги для царя.
- Представление о зеркальце.
- Мачеха завидует красавице.
- Чернавка обманом оставляет царевну в лесу.
- Красавица попадает в терем к богатырям.
- Отравленное яблочко.
- Мачеха умирает, богатыри хоронят её.
- Поиски королевича Елисея.
- Елисей целует невесту, девушка оживает.
- Мачеха умирает и счастливый конец.
Краткое содержание
Царь оставляет свою жену и отправляется на войну. Любящей супруге только остается ждать его возвращения. За окном метель и она пытается в ней разглядеть своего любимого. Спустя время, одной ночью она рожает дочь. Царь не успел застать жену, так как она умерла. Проходит год, и он второй раз женится.
Новая жена отличается изящностью и красотой, но внутри она эгоистична и ревнива. Зависть и нечистота переполняют ее. Её достоинством было зеркальце, которое она очень любила. Оно умело говорить. Отвечала новой царите лишь на вопросы о её красоте. Сударыня часами спрашивала кто на свете самая красива. Зеркальце отвечало, что она.
Молодая царевна выросла и стала прекрасной девушкой, которая обладала небывалой красотой. Спустя время у неё появляется жених-королевич Елисей. Мачеха, задав зеркальцу вопрос о красоте получает ответ что теперь самая красивая её падчерица. В порыве злости она заставляет свою служанку отвести молодую царевну в лес в надежде, что её съедят волки. Прислужница не до конца выполнила веление государыне и не стала привязывать девушку.
Царевна, блуждая по чаще находит терем, в котором проживают семь богатырей. Они предлагают девушке остаться с ними и стать им сестрой.
Жених отправляется на поиски своей прекрасной невесты. Тем временем мачеха узнает, что царевна не умерла и решает убить ее самостоятельно. Она перевоплощается в дряхлую старуху и идет к терему. Подойдя к убежищу молодой царевны, она завет девушку и в благодарность протягивает ей яблочко. От одного укуса падчерица умирает.
Богатыри не зная как поступить, делают для нее хрустальный гроб. Они хоронят ее и покидают это место. Королевич тем временем ищет свою любимую и обращается к солнцу, ветру и месяцу. Ветер рассказывает молодому человеку, что видел мёртвую царевну и помогает добраться до пещеры. Елисей решает попрощаться с невестой, найдя её в хрустальном гробу целует. Девушка оживает, и они вместе возвращаются домой. Не медля, молодые играют свадьбу, а мачеха понимает, что все её старания были напрасны, поэтому она умирает.
Также читают:
Картинка к сочинению План Сказки о мертвой царевне
Популярные сегодня темы
- Анализ рассказа Трус Гаршина
В.М.Гаршин в своём рассказе Трус затрагивает много важных для каждого поколения тем. Какие мысли посещают человека, идущего на фронт и осознающего свою скорую смерть? Будет ли его жертва не напрасной?
- Анализ сказки Принцесса на горошине Андерсена
Произведение по жанровой направленности является авторской сказкой. Главным персонажем сказки является принцесса, представленная в образе обычной девушки, оказавшейся в непогоду перед королевским дворцом, выглядевшей не самым лучшим образом.
- Образ затерянного города в Грозе Островского
Автор произведения Гроза, Александр Островский, родился в городе Москве, и уже с самого детства был близко знаком, с тем что такое знатное купечество. Именно поэтому он, пытался изобразить в своих произведениях
- Сценическая история комедии Ревизор Гоголя
Стоит сказать, что великим классиком была представлена данная история, которая собрала в себе показательные элементы, говорящие о том, что в российской системе существует множество проблем, связанных с бюрократизмом и прочими недостатками
- Тема гибели человеческой души в рассказе Ионыч Чехова
Обычно говорят о том, что Ионыч потерял душу и человеческое обличие. Конечно, на это похоже. Но и другие герои этого произведения тоже потеряли часть души, по моему мнению.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- По произведению Сказка о мертвой царевне
Сказка рассказывает о борьбе добра со злом. В образе добра представлена молодая царевна. Девушка рано потеряла мать, воспитывается в семье отца и мачехи.
Зло олицетворяет собой жена царя. Это молодая, на редкость привлекательная женщина, но с очень плохим характером. Она высокомерная, строптивая и очень самолюбивая особа. В своём государстве царица — первая красавица. Это всё время подтверждает её волшебное зеркальце, в которое женщина постоянно любуется собой.
Между тем, падчерица подрастает и становится день ото дня всё краше. К тому же, в отличие от мачехи, у неё добрый и покладистый характер. Для такой славной девушки находится и жених соответствующий — королевич Елисей. Влюблённые готовятся к свадьбе, но их планы нарушает царица.
При очередном вопросе к зеркальцу о подтверждении своей красоты, царица получает неожиданно неприятный для неё ответ, что царевна красивее её. Разъярённая мачеха принимает решение устранить неугодную ей соперницу. Она отправляет падчерицу в лес на растерзание хищникам. Служанка, сопровождающая царевну, пожалев её, оставляет в лесу несвязанной, тем самым сохраняет девушке жизнь. Поплутав в лесу, царевна находит себе приют в тереме богатырей, которые принимают её в свою семью, как сестру. Девушке прекрасно живётся в лесу. Днём братья уходят на охоту, а царевна остаётся хозяйкой в доме. Они прекрасно ладят между собой.
В это время царица узнаёт от зеркала, что падчерица жива и по-прежнему является самой красивой в царстве. Крайне разгневанная женщина приглашает к себе служанку и требует от неё объяснений. Затем приказывает ей немедленно расправиться с царевной, иначе чернавке тоже не жить. Переодевшись в нищенку, служанка угощает царевну отравленным яблоком. Откусив от него, девушка скоропостижно умирает. Вернувшиеся домой братья, не могут поверить в случившееся, надеются, что царевна придёт в себя. Чуда не случается, и они вынуждены оставить девушку в хрустальном гробу, в пещере.
Между тем Королевич Елисей, не может смириться с пропажей невесты, ищет её по всему свету и находит в горах мёртвой. В отчаянии он разбивает гроб, и царевна оживает. Влюблённые счастливы и возвращаются в царство.
Коварная царица не может пережить возвращения царевны и от злости и зависти умирает. Королевич Елисей с царевной играют свадьбу. Всё заканчивается хорошо.
Таким образом, Пушкин даёт нам понять, что главная красота в человеке – его духовные качества.
Вариант 3
Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.
Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.
Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.
Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.
Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.
Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.
Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!
Сочинение 5 класс. Сочинение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
В этом году я перечитывал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина. Александр Сергеевич написал ее в традициях русских народных сказок. Именно поэтому она так легко читается. Основная схожесть этой сказки с народной заключается в том, что читатель сразу видит разделение на добрых и злых персонажей. И, конечно же, по традиции в этом произведении добро побеждает зло.
Да и как иначе? Сам конфликт, на котором построена сказка, мог придумать, именно придумать, только отрицательный персонаж. Царица решила погубить молодую царевну лишь потому, что та красивее и моложе. То есть из зависти.
Большинство персонажей сказки Пушкина олицетворяют добро: царевич Елисей, силы природы и, конечно же, молодая царевна. У добра всегда есть помощники. Жениху царевны, пустившемуся на поиски любимой, помогают и солнце, и месяц, и ветер. Такая сказочная помощь вполне заслужена добротой и верностью царевны и самоотверженностью Елисея.
Невозможно не полюбить «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Она учит верить в лучшее, даже когда оказываешься в сложной ситуации. Как и во всех русских народных сказках, здесь добро одерживает победу над злыми кознями хитрой и гордой царицы. Даже смерть отступает. Влюбленные венчаются, устраивают пир на весь мир. И, конечно же, в финале сказки Александра Сергеевича — традиционный пир. И автор завершает его описание такими знакомыми всем с раннего детства строчками из русских сказок: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».
Сочинение по сказке
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.
История начинается с того, как царица всё время смотрит на снег, ожидая своего мужа царя. Царь где-то воюет. Пока царица ждала мужа, у неё родилась дочь. Скоро после рождения девочки царь возвращается. Царица испытывает огромную радость. И в результате сильного волнения умирает. «Восхищенья не снесла. В тот же вечер умерла»- описывает автор сцену ухода царицы.
Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.
Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.
Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.
Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.
Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.
Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку — быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку — быть братом. А девушке — сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.
Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.
Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.
Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.
Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.
Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.
У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.
Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.
Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.
На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.
В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.
А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.
5 класс
Вариант 2
Произведение рассказывает читателю о борьбе двух героинь-женщин, добро борется со злом. Также в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви.
В сказке рассказывается об одной положительной героине, доброй и красивой девушке, которая случайно оказывается в густом лесу. В этом лесу она наткнулась на терем, в котором проживают братья-богатыри. У девушки очень доброе и открытое сердце, а по происхождению она является царевной. Молодые люди решили приютить девушку у себя в доме и полюбили ее. Девушка, несмотря на то, что она царевна, не пугалась никакой работы по дому, она готовила. Убиралась, стирала вещи. Относятся братья к ней тепло и ласково, также, как и девушка к ним.
В один день богатыри поняли, что полюбил царевну, как женщину, а не как сестру и попросили ее выбрать одного из них, а для других она будет оставаться сестрой, как и прежде. Царевна же на это попросила прощение и сказала, что не будет делать выбор, так как у нее уже имеется жених. Царевна очень любит своего жениха королевича Елисея и будет всегда любить, даже если они никогда больше не увидятся.
В произведении речь идет и о второй героине-отрицательном персонаже. Героиня также обладает красотой, но она очень злая, коварная и бессердечная. Царица всегда крутилась возле зеркала и любовалась своей красотой, зеркало же в ответ подтверждала ее слова, но до тех пор пока не выросла царевна, которая и была всех красивее на свете.
В произведении злая царица то и спровадила красавицу царевну в лес, она надеялась на то, что девушка больше никогда не вернется из этого леса и ее съедят дикие звери. Мачеха завидовала девушке, ведь та была моложе и красивее ее. Царевна своей молодостью и внешностью затмила завистливую мачеху. Хотя сама девушка никогда не приносила ей зла и вреда, а даже наоборот. Царица-мачеха так и не смогла смириться с царевной и ее красотой и пытается ее убить еще раз. Царица пришла в терем к красавице в облике бедной старушки и дала девушке яблоко, которое было содержало яд. На этой раз ей удалось это, и царевна умирает. Но возлюбленный девушки Елисей, оживил царевну, поцеловав ее. Любовь и верность Елисей и царевны помогли им все преодолеть.
В данной сказке, как и во всех, добро победило зло. И учит читателя тому, что всякое зло будет наказано и уничтожено. В конце сказки злая царица умерла, когда увидела, что молодая и красивая падчерица все же жива. Она умерла от своей досады, злобы. Злая мачеха получила по заслугам за свою злость и зависть.
Зачем нужен план?
Как вы будете собирать пирамидку? От большого к маленькому.
А дом строить ? Так, чтоб он не развалился.
Вот и сочинение строится по определенному плану, части его взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой. И каждый вид сочинения строится по своему, определенному плану, общему для всех сочинений этого вида.
Из каких же частей состоит сочинение рассуждение?
Сначала нам надо рассказать, о чем же мы будем рассуждать.
Смысл нашей первой части сводится к вопросу ПОЧЕМУ?
О чем мы здесь должны написать?
Конечно, о том , что в «Сказке о мертвой царевне…» есть силы добра и зла, что кто-то помогает царевне, кто-то наоборот. Что простое деление на добрых и злых героев не всегда правильно, что добрые и честные герои сказки иногда вместо помощи , оказывается, губят царевну. – так мы формулируем себе задачу –проблему, она еще называется – тезис.. О чем надо поразмышлять , порассуждать? В этой части мы не пытаемся ответить на вопрос, мы только формулируем сам вопрос, опираясь на тему сочинения.
Дальше мы должны объяснить нашу мысль. Наши доводы называются аргументы. Эту часть обычно называют доказательство .Смысл второй части можно свести к ПОТОМУ ЧТО
В ней нам важно объяснить наше мнение, обязательно опираясь на текст. Конечно ,мы скажем, что царица изо всех сил хотела погубить царевну, и поразмышляем, почему. Мы расскажем, как приютили царевну богатыри, подумаем, почему же они не смогли ее уберечь, вспомним, какой долгий путь прошел королевич Елисей, и как удивительно было пробуждение царевны. Мы не забудем о противоречивой роли честного зеркальца и о чернавке, которая , боясь за свою жизнь, губит царевну, хотя хорошо к ней относится.
Каждую мысль обязательно надо подкрепить словами автора, чтобы не казалось, что ваша точка зрения не имеет под собой оснований. Такое подтверждение обычно называют примером. В третьей части сочинения мы должны сделать выводы, подвести итог нашим размышлениям. Мы все обсудили, разобрались ,какие же силы помогают царевне, какие – хотят ее смерти, а какие совершают зло по отношению к царевне невольно, без злого умысла или из боязни.
Вот об этом мы и напишем в третьей части нашего сочинения. Смысл этой части содержится в слове ЗНАЧИТ