План к сочинению сыромятникова первые зрители

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №79

г.о. Тольятти

Конспект урока по русскому языку

в 6 классе

«Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Коновалова  Галина Васильевна

2012

Тема:  Подготовка к сочинению — описанию по картине

 Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Цель урока.

Образовательная

  1. Продолжить формировать умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.
  2. Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания картины.
  3. Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности.
  4. Уметь создавать рассказ-повествование на основе изображённого на картине.

Развивающая

  1. Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.
  2. Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.

Воспитательная

  1. Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В.Сыромятниковой.

Оборудование: репродукции картин Сыромятниковой  Е.В. на доске; репродукция картины «Первые зрители» в учебнике, памятки «Как работать в группе» и «Рабочий словарик», листы бумаги (формат А-4, А-3), фломастеры, магниты, учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), компьютер, аудиозапись музыки (длительность — 4 мин).

             Запись на доске:

а) число, тема урока;

б) запись слов: выставка, живопись, живописец, картина, кисть, мастерская, мольберт, палитра, подрамник, холст, этюдник, этюд;

в) план сочинения;

г) домашняя работа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, уважаемые зрители! Я не оговорилась! Именно «зрители»! Тот, кто смотрит концерт, спектакль, является зрителем. Я хочу, чтобы вы почувствовали себя не учениками и учителями, а актёрами и зрителями.

— Обратите внимание на то, что и картина, по которой мы будем работать,  называется «Первые зрители».

  1. Сообщение темы и цели урока.

— Тема урока:  Подготовка к сочинению — описанию по картине  Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

— Мы будем учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова, вспомним композицию рассказа-повествования.

— Но картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.

  1. Знакомство с творчеством художника.

— Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе, то есть о художнике.

— По сложившейся традиции познакомимся с самим автором. А познакомит нас с творчеством художницы Исаев Максим.

     Сыромятникова Екатерина Васильевна 24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года. Постоянный экспонент московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.

После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.

     Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение.

     Картина  Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена  творчеству, точнее, сотворчеству. Создателю любого произведения, будь то роман, музыкальная пьеса или живописное полотно, требуется зритель, который и смог бы оценить творение.

— Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.

— Вспомните, как называется первая часть сочинения?

(Вступление).

— Что будем писать в первом пункте плана?

( I. Екатерина Васильевна Сыромятникова – личность художника.

или: Е.В.Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»).

— Сначала я хочу, чтобы вы объяснили лексическое значение слов, которые используют в своей речи художники.

— Как называются слова, используемые людьми той или иной профессии? 

(Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности.)

— Сейчас мы будем рассматривать репродукцию картины «Первые зрители» и попутно объяснять лексическое значение слов, которые будем использовать в сочинениях. Вы можете пользоваться «Рабочим словариком».

  1.  Работа над репродукцией картины «Первые зрители».

Составление примерного плана сочинения.

а) — Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.

 (Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)

— Что такое мольберт?

(Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.)

— Что такое палитра?

(Палитра – небольшая  тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.)

— Как вы понимаете значение слова подрамник?

(Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.)

б) — Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.  

 (В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)

— Что такое этюдник?

(Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.

Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.)

в) — Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?

(Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, возможно, ту, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.)

— Что мог наблюдать художник из своего окна?

(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.)

г) — В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.

Что так заинтересовало ребят в комнате художника?

 (Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера.)

д) — Что изображено за окном?

(За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.

— Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

(Основная часть).

— Что запишем во второй части?

( II. Описание картины:

а) обстановка комнаты художника;

б) картина художника;

в) вид за окном;

г) первые зрители.)

е) — Попытайтесь передать общее настроение картины.

(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.)

— Что мы должны  отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения? 

(Пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)

— Как называется третий пункт плана?

(Заключение).

— Как мы его назовём?

( III. Общее настроение картины и её идея.)

— Из ваших высказываний можно сделать следующий вывод.

Во-первых, картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.

Во-вторых, мы можем придумать рассказ-повествование от трёх разных лиц: самой Е.В. Сыромятниковой; неизвестного художника, хозяина мастерской, и заглядывающих в окно мальчиков.

— Попробуйте придумать маленький рассказ-повествование от разных лиц:

1-я ряд – от лица Екатерины Васильевны Сыромятниковой,

2-я ряд – от лица художника,

3-я ряд – от лица мальчиков.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— У вас на столах лежат листы формата А-3 и фломастеры. Подумайте, что бы вы нарисовали на картине, если б были художниками?

— Нарисуйте, какую-нибудь деталь картины за время звучания мелодии.

Звучит спокойная музыка. Дети рисуют элементы картины.

— Я хочу обратить ваше внимание на то, что на страницах учебника рядом с репродукцией находятся фрагменты картины. Е.В. Сыромятникова изобразила на палитре те оттенки красок, которые использовала сама для написания картины «Первые зрители». Они создают светлое, радостное настроение.

— Теперь посмотрим, какое настроение вызовут ваши оттенки красок. Какие оттенки красок использует художница при написании картины (светлые, яркие, жизнерадостные).

VI Выставка рисунков детей (с комментарием)

— Мрачные, тёмные тона говорят о том, что художника что-то волнует, беспокоит, а может быть у него плохое настроение.

— По вашей цветовой гамме можно сказать, что у вас хорошее, радостное настроение.

— А вот что, ребята, увидел на этой картине поэт Игорь Брумер:

Картина. Комната. Мальчишки,                                     
                   почти залезшие в окно.
                   И не читают они книжки,
                  и не идут смотреть кино.

Картина в комнате и краски,
                 и кресло мягкое в углу,
                 но взгляд не оторвать от сказки,
                 от той прекраснейшей завязки,
                  что расплескалась по холсту.

В картине комната и тихо,
                и звука не произнести.
                Мы затаим дыханье, — слышишь,
                чтоб красоту не извести.

Чтоб свежесть красок не поблекла,
               ещё таких сырых, живых.
               Чтоб нам чудес открылась дверка,
               чтоб любоваться нам на них.

  1. Итог урока. Самоанализ детей.
  1. Что я сегодня узнал нового на уроке.
  2. Чему я сегодня научился.
  3. Какую информацию я хочу еще получить.
  4. Смогу ли я написать сочинение  — описание дома на черновике.

9. Домашнее задание.  Написать сочинение на черновике.


Список использованной литературы:

  1. Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Интернет-источники:
  1. Текст стихотворения Игоря Брумера  http://www.stihi.ru/2009/02/18/5905 
  2. Данные о художнике  http://oriolablog.ru/sochinenie-po-kartine-e-v-syromyatnikova-pervye-zriteli 

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Цели урока:

Образовательная

  1. Продолжить формировать умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.

  2. Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания картины.

  3. Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности.

  4. Уметь создавать рассказ-повествование, на основе изображённого на картине.

  5. Подготовить обучающихся к самостоятельному письменному сочинению по картине;

Развивающая

  1. Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.

  2. Ввести в словарь школьников слово «анималист», «акварель», «наводнение», «паводок»;

  3. Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.

Воспитательная

  1. Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В. Сыромятниковой.

Здоровьесберегающая:

  1. Создание ситуации успеха на уроке, положительного эмоционального настроя, физкультминутка, гимнастика для глаз

Оборудование: репродукции картин Сыромятниковой Е.В. на доске; репродукция картины «Первые зрители» в учебнике, памятки «Как работать в группе» и «Рабочий словарик», фломастеры, магниты, учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), компьютер.

Запись на доске:

а) число, тема урока;

б) карточки со словарём: выставка, живопись, живописец, картина, кисть, мастерская, мольберт, палитра, подрамник, холст, этюдник, этюд;

в) план сочинения;

г) домашняя работа.

Задачи урока:

• знать тип текста – повествование;

• знать композицию рассказа-повествования;

• уметь подбирать нужные для описания слова;

• уметь создавать рассказ-повествование;

• развивать речь учащихся, мышление и творческое воображение детей;

• способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства.

ХОД УРОКА

1.Орг.момент. «Минута доброты».

1.Психологический настрой.

Я хочу вам пожелать

  • Активности;

  • Усидчивости;

  • Удачи;

  • Самостоятельности;

  • Хороших успехов.

На экране картинка с надписью «Хорошего дня!»

-Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

2.Сообщение темы и цели урока.

Р а з г о в о р к у р о к у.

  1. — Что такое описание? (Тип речи).

  2. — Какие ещё типы речи знаешь? (повествование, рассуждение).

  3. — Над какими видами описаний мы работали в этом году?

  4. (Описание природы, помещения, предмета).

— Картина, по которой мы будем работать, называется «Первые зрители».

— Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

— Работа нам предстоит серьезная, но уже знакомая. Давайте вспомним, чем мы занимались раньше, описывая картины, и поставим перед собой цели. (Мы будем учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова, вспомним композицию рассказа-повествования и т.д.)

3.Знакомство с творчеством художника.

— Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе, то есть о художнике.

Сообщения заранее подготовленных учащихся.

Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года.

После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.

Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая.

Картина Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена творчеству. Создателю любого произведения требуется зритель, который и смог бы оценить творение.

— Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.

— Вспомните, как называется первая часть сочинения?

(Вступление).

— Что будем писать в первом пункте плана?

(I.Екатерина Васильевна Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»).

4.Работа над репродукцией картины «Первые зрители».

Составление примерного плана сочинения.

1).Словарно-орфографическая работа.

— Впишите в слова пропущенные буквы:

Жив..пись, п..йзаж, пр..изведение иску(?)тва, из.. бражен, м..льберт, п..драмник, п..литра, к..л..рит, восх.. тительный, заворожё(?)ый, п..ражённый.

2) — Картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.

— Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.

На переднем плане справа расположен…

Слева изображен…

Задний план занимает…

Вдалеке открывается…

(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)

Что такое мольберт?

Мольберт– подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.

— Что такое палитра?

Палитра– небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца.

— Как вы понимаете значение слова подрамник?

Подрамник– остов, на который натягивается холст для живописной работы.

а)- Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.

(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)

— Что такое этюдник?

Этюдник– специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда.

Этюд– рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.

) — Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?

(Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.)

— Что мог наблюдать художник из своего окна?

(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.)

в) — В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.

Что так заинтересовало ребят в комнате художника?

Герои картины — мальчики (ребята). Старший … (какой?). Младший парнишка … (какой?)…

(Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера.)

г) — Что изображено за окном?

(За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.)

— Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

(Основная часть).

— Что запишем во второй части?

( II. Описание картины:

а) обстановка комнаты художника;

б) картина художника;

в) вид за окном;

г) первые зрители.)

д)- Попытайтесь передать общее настроение картины.

— Выразите своё отношение к герою, к картине. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.

Дополните предложения:

Художник (живописец, автор) добивается … (какого?) настроения…

Чем? (яркостью красок, выбором палитры, четкостью деталей …)

(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.)

— Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?

(Пока у художника есть зрители, пусть даже такие легкомысленные и юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)

— Как называется третий пункт плана?

(Заключение).

— Как мы его назовём?

( III.Общее настроение картины.)

е). Вывод.

Картина Сыромятниковой «Первые зрители» необычна: здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.

  1. Возвращение к эпиграфу урока.

Итак, мы возвращаемся к нашему эпиграфу. Как вы считаете, достигли ли мы своих целей? Можем ли мы ответить на три вопроса: что писать, как писать и для чего писать?

  1. Рефлексия: (использование сигнальных карточек)

Понравился ли вам урок?

Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.

1.Довольны ли вы своей работой в течение урока?

2.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?

3..Какая форма работы вам понравилась больше?

4.Что вызвало затруднения?

5.Что нового и интересного узнали на уроке?

7. Выставление оценок. Объяснение домашнего задания: написать сочинение на черновике.

Примерное сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс

Письмо подруге

Дорогая Маша!

Недавно я побывала на выставке картин, где увидела чудесное полотно Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Эта картина произвела на меня огромное впечатление.

Когда смотришь на полотно, ты как бы попадаешь в комнату художника. В комнате просторно, нет ничего лишнего. Окно мастерской раскрыто, в него заглядывают два веселых мальчика. Мальчишка постарше внимательно рассматривает картину неизвестного нам художника. Что изображено на холсте, мы не знаем. Может, это высокие белоствольные березы. А может, это полевые ромашки, которые стоят на полу возле кресла. А возможно, на картине изображены те самые веселые мальчишки. Мальчика помладше больше интересует обстановка комнаты. Он с любопытством рассматривает палитру, необычные профессиональные кисти, мольберт, уже нарисованные картины.

Мне понравилось полотно Сыромятниковой «Первые зрители». Картина пронизана ярким, веселым настроением. Смотришь на картину, и самой очень хочется попасть в мастерскую художника, чтобы прикоснуться к тайне искусства.

Я советую тебе посетить эту выставку и обязательно посмотреть на это полотно.

До свидания, Алена.

Вступление. Жанр картины и история создания.

Екатерина Васильевна Сыромятникова. Первые зрители.

Работы художницы Екатерины Сыромятниковой высоко ценились в советское время, потому что, глядя на них, хотелось верить в то самое светлое будущее. Но и взгляд современного зрителя они продолжают радовать своей теплотой, правдоподобностью, красотой цветовой гаммы.

«Первые зрители» – одна из лучших картин талантливой художницы. Жанрово это сложная работа, так как соединяет в себе такие жанры, как: пейзаж, натюрморт и портрет. Но для зрителя она понятна и приятна. Екатерина Васильевна написала ее в 1929 году, еще на рассвете своего творческого пути. Вероятно, работа происходила на ее даче в селе Лигачево в Подмосковье. Сюжет картины подтверждает это предположение.

Краткий сюжет (что изображено)

На картине мы видим двух мальчиков, которые заглядывают в открытое окно дачного домика. Понятно, что это комната художника, потому что напротив окна стоят холст и краски. Рядом находится ведерце с ромашками. Внимание одного мальчика привлекла картина, а второго – большое кресло. Через открытое окно виден удивительный летний пейзаж.

Передний план

На переднем плане полотна слева изображены мольберт и этюдник. Картина развернута от зрителя, но можно предположить, что для ее написания художник использовал преимущественно зеленый и белый цвет, так как именно они остались на палитре. В подтверждение того, что художник профессионал, мы видим четыре разные кисточки.

Справа на картине изображен букет свежих ромашек. Возможно, он стал натурой для работы художника.

Средний план

На среднем плане изображено открытое окно. Занавеска сдвинута в одну сторону и слегка развевается на ветру. На деревянном полу под окном находится папка с эскизами. Простой интерьер комнаты украшает изысканное старинное кресло, стоящее справа.

Главными героями являются двое мальчишек, которые, вероятно, проходили мимо и решили заглянуть в открытое окно из любопытства. Оба светловолосые, румяные, пышущие здоровьем. На старшем мальчике надета светлая футболка. Он стоит выпрямившись, и с восхищением смотрит на картину, на что указывают его приоткрытый в легкой улыбке рот и внимательный взгляд. Благодаря этому первому зрителю можно с уверенностью сказать, что картина художника удалась, хотя мы ее и не видим. Младший мальчик одет в красную футболку. Он перегнулся через подоконник, и рассматривает красивое кресло. Возможно, ему хочется в нем посидеть и почувствовать себя художником, который любуется своей картиной

Задний план

На заднем плане полотна изображен прекрасный летний пейзаж, который мы видим через открытое окно. На поляне зеленеет трава, растут красавицы-березы. Их пушистые ветви греются под лучиками солнца. Вдалеке виден густой лес.

Цветовая гамма и ее роль

Реалистичность картины достигается благодаря хорошо подобранным натуральным цветам и оттенкам. В интерьере комнаты много белого, желтого, коричневого цветов. Из-за этого мастерская кажется уютной, теплой. Буйство зеленого цвета мы наблюдаем в пейзаже за окном, что передает колорит поздней весны или лета. Яркий акцент – синие каемки на футболке старшего мальчика и красная футболка младшего героя.

Настроение картины. Личное мнение.

Картина «Первые зрители» имеет мажорное настроение. В ней соединилось многое, и красота пейзажа, и творчество, и энергия детства. Мне нравится эта картина, потому что, глядя на нее, поднимается настроение. Так же интересно, что это «картина в картине».

Сочинение-описание по картине Екатерины Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители»

Среди раннего творчества советской художницы Екатерины Сыромятниковой выделяется картина «Первые зрители». Она написана в светлых тонах, что поднимает настроение. Главная особенность работы в том, что это «картина в картине». На ней изображено большое открытое окно, через которое мы видим красивый летний пейзаж, а напротив окна стоит картина, которую мы не видим, но можем догадываться, что на ней изображено. Возможно на картине тот же пейзаж, что и за окном. И таким образом на полотне два окна: в реальный и творческий мир.

Перед нами на полотне светлая мастерская художника. Интерьер комнаты простой, но изысканный. Пол обычный деревянный, но все дощечки чистые и ровные. На переднем плане слева мы видим развернутую от нас картину, краски и четыре кисточки. Справа стоит букет с красивыми ромашками.

В центре картины находится большое открытое окно с отдернутой светлой занавеской. В окно заглядывают двое мальчишек. Наверное, они случайно заметили открытое окно и решили заглянуть из интереса в дом к художнику. Старший мальчик, одетый в серую футболку с синей каймой, с восхищением смотрит на картину. Благодаря этому первому зрителю мы можем понять, что картина красивая. Младший мальчик, одетый в яркую красную футболку, заинтересовался старинным креслом, которое стоит рядом с окном. Под окном изображена папка с эскизами.

Картина «Первые зрители» полна светлой позитивной энергии, что привлекает взгляд каждого зрителя.

Виктория Шерстило | Просмотров: 20.6k

Многим школьникам кажется, что писать сочинения-описания по картинам – это очень сложно. Ведь такая работа предполагает не вольное рассуждение, а обращение к определенному сюжету, пейзажу или портрету.

Сочинение-описание по картине Сыромятниковой "Первые зрители" для 6 класса

Материалы для самостоятельного написания

31.06%

Готовый вариант сочинения

63.45%

Да я здесь как-то случайно оказался

5.49%

Проголосовало: 3480

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Однако именно сочинение-описание помогает нам глубже погрузиться в сам смысл искусства, ведь мы учимся не только анализировать саму картину, но и понимать свои эмоции и впечатления. Давайте посмотрим, как можно описать картину Екатерины Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители», используя художественные приемы и собственные размышления.

Содержание

  1. Примеры готовых сочинений
  2. Вариант 1
  3. Вариант 2
  4. Вариант 3
  5. Материалы для самостоятельного написания
  6. План сочинения
  7. Справочные данные

Примеры готовых сочинений

Предлагаю вам ознакомиться с несколькими примерами готового сочинения-описания по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители», подходящими для 6 класса общеобразовательной школы. В каждой работе полужирным шрифтом выделен тезис, вокруг которого и строится авторская мысль.

Вариант 1

Картина «Первые зрители» Е. В. Сыромятниковой демонстрирует нам комнату, залитую солнечным светом. Художница изобразила сразу несколько жанров на своем полотне: мы можем увидеть сюжет с двумя любопытными мальчиками, летний лесной пейзаж и натюрморт, изображающий бытовую обстановку. Все эти жанры хорошо гармонируют между собой и создают теплые впечатлению при просмотре. Я считаю, что гармония этих жанров также приводит нас к своеобразной загадке и заставляет задуматься о силе искусства.

Главной «героиней» картины мне представляется комната художника. В левом углу мы видим мольберт, а рядом с ним – яркие краски. Самого художника в комнате нет, так как он, скорее всего, куда-то вышел. Видимо, он все еще работает над своим новым произведением, так как мы видим мольберт и оставленную палитру с красками. Однако то, что он уже успел изобразить, очень заинтересовало случайных наблюдателей – двух мальчиков. Им стало настолько интересно рассмотреть незаконченную картину поближе, что они подошли ближе к окну и стали в него заглядывать.

Если мы рассмотрим задний план картины, то увидим зеленый лес, поляну и погожий летний день. На улице тепло, поэтому неизвестный художник распахнул окна в комнате, будто бы специально ждал своих первых зрителей. В то же время два мальчика проводили время на природе, но они оставили свои игры и развлечения для того, чтобы познакомиться с будущим произведением искусства поближе. Я вижу в этом доказательство того, что картина (хотя узнать, что на ней изображено, у меня так и не получится – ведь мольберт развернут) очень интересная, ведь она смогла привлечь тех, кто был занят чем-то увлекательным.

Я считаю, что «Первые зрители» Е. В. Сыромятниковой учит нас тому, чтобы находить позитивные эмоции в искусстве. Два мальчика, которые гуляли в летний день, прервали свои дела для того, чтобы познакомиться с неизвестной нам картиной, в то время как мы можем познакомиться с «Первыми зрителями». Удивительный прием «картина в картине» позволяет соотнести нас самих с изображенными мальчиками и задуматься о том, что такого интересного мог изобразить художник на своей загадочной работе.

Вариант 2

Я считаю, что в своей картине «Первые зрители» Е. В. Сыромятникова смогла создать действительно необычный сюжет. Дело в том, что он очень интригует нас, ведь художница использовала прием «картина в картине». Мы смотрим на картину, а на ней изображено еще одно полотно – вот только его мы уже не видим. Вместо этого мы можем наблюдать за тем, как увлеченно рассматривают работу художника два случайных зрителя, которые прервали свою прогулку ради знакомства с искусством.

Любопытно, что произведение «Первые зрители» не дает нам исчерпывающие ответы на все вопросы. Мы не знаем, что именно привлекло мальчиков, и не знаем, кто он – этот таинственный художник. Но мы можем составить эти образы у себя в голове, так как Е. В. Сыромятникова дала нам простор для фантазии. В этом состоит уникальность картины «Первые зрители», ведь большинство художественных произведений исчерпывающе детализированы. Но только не это.

Я думаю, что своим сюжетом Е. В. Сыромятникова хотела сказать, что истинное мастерство – это загадка. Оно должно оставлять недосказанность и возможность размышлять, а не давать четкую информацию. Именно поэтому картина «Первые зрители» вызывает такой живой интерес… Может быть, на скрытом от нас полотне тоже изображена какая-то загадка? Вполне возможно, что неизвестный художник тоже решил заинтриговать своих зрителей, и первыми стали два гуляющих во дворе мальчика.

Вариант 3

«Первые зрители» — самая известная работа русской художницы Е. В. Сыромятниковой. Екатерина Васильевна написала ее еще в начале своего творческого пути, вдохновившись атмосферой на своей собственной даче. Ей так понравилось работать в загородном доме, что она запечатлела этот процесс на картине с помощью оригинального сюжета. Композиция, цвета, сочетание жанров – все в картине «Первые зрители» вызывает светлые чувства и желание тоже заняться творчеством.

Когда я смотрю на это полотно, то первое, на что я обращаю внимание – это наполненная светом комната. Судя по всему, это мастерская, где постоянно работает художник (его самого на картине мы так и не увидим). Окно приветливо распахнуто, под ним стоят холсты, а на мольберте находится еще не законченная картина: я вижу кисточки, краски и палитру, но не вижу самой работы. Она развернута в сторону окна, где как раз появились первые зрители. Помимо рабочей обстановки, я хочу отметить тот уют, который создает художник в своей мастерской: рядом с окном стоит мягкое кресло, а на переднем плане я вижу букет ромашек. За счет этих элементов комната выглядит более живой и вдохновляющей, в ней было бы приятно творить.

Главными героями картины Е. В. Сыромятниковой являют два мальчика, которые, видимо, проходили мимо домика художника. Они из любопытства заглянули в открытое окно и увидели новую работу. Она настолько заворожила их, что мальчики решили задержать и подробнее рассмотреть ту загадочную картину, которая развернута в сторону окна. Я думаю, что если даже дети смогли оценить мастерство художника – значит, его творчество действительно впечатляет, и это мотивирует на то, чтобы тоже начать изучать искусство и делать что-нибудь самому.

Я думаю, что картина «Первые зрители» учит нас, что работа художника – это не просто рисовать определенные предметы на холсте. Это сложный процесс, для которого необходима уютная обстановка, определенное настроение, солнечный свет, «пойманное» вдохновение и многое другое. Занимаясь творчество самостоятельно, я могу сказать, что создавать что-то новое – тяжело, но в то же время приятно, ведь творцы получают внимание и восторг, как, например, мальчики на картине «Первые зрители» не смогли оторвать от полотна глаз.

Материалы для самостоятельного написания

В сочинении-описании вашей задачей станет рассказать о собственных эмоциях, которые вызвала у вас определенная картина. Вам нужно будет поделиться с учителем своими чувствами и наблюдениями – но делать это нужно структурировано, чтобы выражать свои мысли грамотно и понятно. Как раз для того, чтобы соблюдать правильную структуру сочинения, вам и потребуется план.

План сочинения

Сочинение – это поток мыслей, которым вы можете поделиться с учителем и другими читателями вашей работы. Однако для того, чтобы ваши размышления было легко понимать, их необходимо выстраивать в правильной последовательности, используя четкий план.

Рассмотрим структуру сочинения-описания на примере первого из готовых сочинений, представленных выше:

  1. Введение: в начале требуется кратко рассказать о самой картине и о том, что на ней изображено («Картина «Первые зрители» Е. В. Сыромятниковой демонстрирует нам комнату, залитую солнечным светом. Художница изобразила сразу несколько жанров…»).
  2. Тезис: так называется основная мысль, которую вы будете раскрывать и аргументировать в своем сочинении. Тезис всегда должен умещаться в одно предложение («Я считаю, что гармония этих жанров также приводит нас к своеобразной загадке и заставляет задуматься о силе искусства»).
  3. Аргументы: это доказательства вашей позиции, которые вы смогли найти в описываемой картине («…два мальчика проводили время на природе, но они оставили свои игры и развлечения для того, чтобы познакомиться с будущим произведением искусства поближе…»). Я рекомендую всегда использовать как минимум два аргумента в сочинении.
  4. Заключение: в финальной части работы вы возвращайтесь к первоначальному тезису и подтверждаете его («Я считаю, что «Первые зрители» Е. В. Сыромятниковой учит нас тому, чтобы находить позитивные эмоции в искусстве…»).

Вы можете писать о любой картине и доказывать любую позицию – главное, чтобы вы нашли необходимые вам аргументы и смогли логически правильно построить текст. Как раз для этого и нужен план: он помогает заранее построить структуру будущей работы и не отступать от основной мысли в ходе своего рассуждения.

Справочные данные

Небольшая справка с базовой информацией о картине «Первые зрители» поможет вам получить опору для написания самостоятельной работы, в которой вы поделитесь собственными впечатлениями и наблюдениями.

Автор Екатерина Васильевна Сыромятникова
Дата написания 1929 год
Жанр Смешанный, есть элементы портрета, пейзажа и жанровой сцены
Сюжет картины В залитую солнцу комнату два мальчика стараются влезть через окно, они хотят попасть к мольберту художника
Что изображено на переднем плане Развернутый мольберт, этюдник, палитра с красками, букет ромашек
Что изображена на заднем плане Два мальчика заглядывают в комнату через окно, за их спинами – зеленый летний пейзаж
Основные герои картины Два заинтересованных мальчика, ставшие первыми зрителями работы художника, и сама неизвестная нам картина
Базовые цвета Белый, желтый, коричневый, зеленый, яркие акценты синего и красного на футболках мальчиков
Выразительные и композиционные средства Сочетание разных жанров, интрига в развернутом мольберте, необычный ракурс
Основная идея картины В просторной комнате стоит мольберт, который очень привлек гуляющих на улице мальчишек – они стараются подобраться к нему поближе, но при этом сам зритель не знает, что изображено на мольберте

Василина Ермолаева

Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»

Задать вопрос

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

  • План к сочинению по картине шишкина корабельная роща 5 класс
  • План к сочинению по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс по плану
  • План к сочинению памятный день в школе
  • План к сочинению отзыву по картине иван царевич на сером волке
  • План к сочинению моя обломовщина