Перейти к содержанию
Лермонтов «Ашик-Кериб» План
На чтение 3 мин Обновлено 21 октября, 2022
Составить план «Ашик Кериб» рассказа Лермонтова на литературное чтение 4 класс можно используя разные варианты: краткий и детальный. План произведения «Ашик-Кериб» поможет подготовить пересказ.
1. Богатая девушка и бедный музыкант.
2. Встреча и уговор в саду.
3. План Ашик-Кериба.
4. Подлость попутчика.
5. Обман соперника
6. Ашик-Кериб достиг своей цели.
7. Помощь всадника на белом коне.
8. Незнакомец в доме матери Ашик-Кериба.
9. Чудеса на свадьбе Куршуд-Бека.
10. Свадьба Ашик-Кериба.
Лермонтов «Ашик-Кериб» план
1. Знакомством с Магуль-Мегери
2. Бедность Ашик-Кериба
3. Ашик-Кериб уезжает
4. Ложь Куршуд Бека
5. Ашик-Кериб встречает пашу
6. Ашик-Кериб богатеет
7. Отказ Ашик-Кериба возвращаться домой
8. Наказ Магуль-Мегери купцу
9. Возвращение юноши домой
10. Чудесный помощник
11. Встреча героев
12. Свадьба
Разделить на части рассказ можно так:
План рассказа «Ашик-Кериб» детальный
1.Магуль-Мегери влюбляется в Ашик-Кериба.
2. Гордость музыканта.
3. Обещание возлюбленной.
4. Отправление в дорогу.
5. Обман соперника Куршуд-бека.
6. Признание Ашик-Кериба пропавшим.
7. Странствия музыканта.
8. Служение паше
9. Поглощение богатством.
10. Проходит обещанный срок.
11. Напоминание Магуль-Мегери.
12. Ашик-Кериб мчит домой.
13. Помощь всадника на белом коне.
14. Возвращение в Тифлис.
15. Ослепшая мать и повзрослевшая сестра.
16. День свадьбы Магуль-Магери.
17. Хитрый план Ашика.
18. Излечение матери на свадьбе.
19. Свадьба Каршуд-бека и сестры Ашика.
20. Магуль-Магери и Ашир вместе.
Краткий план пересказа «Ашик-Кериб»
1.Бедность-препятствия свадьбе Ашика
2.Отъезд героя
3.Появление соперника и обман
4. Ашик разбогател
5.Трудное испытание
6. Помощь покровителя
7. Новые испытания
8.Исцеление матери
9.Свадьба
План произведения «Ашик-Кериб» 4 класс
- Встреча музыканта Ашик-Кериба и красавицы Магуль-Мегери
- Ашик-Кериб отправляется странствовать на 7 лет
- С ним едет соперник Куршуд-бек, который забирает одежду Ашика-Кериба и говорит всем в поселке, что тот утонул.
- Ашик-Кериб нанимается на работу к паше и становится богатым
- Под конец семи лет Магуль-Мегери отдает купцу золотое блюдо, чтобы оно напомнила о ней возлюбленому.
- Ашик-Кериб вспоминает невесту и мчит в Тифлис. У него есть всего три дня, а это очень мало.
- Он встречает странника, который переносит его сперва в Арзерум, потом в Кар и наконец Ашик-Кериб говорит правду и его переносит в Тифлис
- Всадник дает ему грязь из копыт коня и говорит, что эта грязь поможет прозреть слепой, а Ашик-Кериб понимает, что это святой Георгий.
- Ашик-Кериб возвращается домой, но слепая мать и сестра не узнают его. Музыкант берет свой сааз и идет во дворец
- Магуль-Мегери готова убить себя, она не хочет выходить за Куршуд-бека.
- Магуль-Мегери узнает Ашика-Кериба. Герой использует глину и его мать прозревает.
- Ашик-Кериб женится на Магуль-Мегери, а Куршуд-бек на сестре Ашик-Кериба.
7
Как составить план к сказке » Ашик-Кериб . «?
Как составить план пересказа сказки «Ашик- Кериб . » (4 класс) ?
10 ответов:
4
0
Сказка «Ашик Кериб» известна нам во многих вариантах, но видимо имеется в виду пересказ этой сказки выполненный Михаилом Лермонтовым. Лермонтов назвал сказку турецкой, хотя она характерна для многих народов Закавказья.
План пересказа сказки «Ашик-Кериб»:
- Представление героев, Ашик-Кериб и Магуль-Мегери
- Первая встреча Ашик-Кериба и Магуль-Мегери
- Ашик-Кериб отправляется странствовать на семь лет
- Его сопровождает соперник Куршуд-бек, который уносит одежду Ашика-Кериба и говорит, что тот утонул.
- Ашик-Кериб поступает на службу к паше и становится богатым
- Под конец семи лет Магуль-Мегери отдает караванщику золотое блюдо, чтобы оно напомнила о ней Ашику-Керибу.
- Ашик-Кериб вспоминает невесту и в отчаении бросается в Тифлис, ему осталось всего три дня и он падает от усталости.
- Он встречает странника, который переносит его сперва в Арзерум, потом в Кар и наконец Ашик-Кериб говорит правду и его переносит в Тифлис
- Всадник дает ему грязь из копыт коня и говорит, что эта грязь поможет прозреть слепой, а Ашик-Кериб понимает, что это святой Георгий.
- Ашик-Кериб приходит домой, но слепая мать и сестра не узнают его
- Ашик-Кериб берет свой сааз и идет во дворец
- Магуль-Мегери готовится убить себя, но не выходить за Куршуд-бека.
- Магуль-Мегери узнает Ашика-Кериба и тот мажет матери глаза грязью и мать прозревает
- Ашик-Кериб женится на Магуль-Мегери, а Куршуд-бек на сестре Ашик-Кериба.
1
0
План сказки «Ашик-Кериб»
1 Описание главных героев Ашик-Кериба и Магуль-Мегери
2 Магуль-Мегери согласна выйти замуж за бедняка, но Ашик-Кериб отказывается.
3 Ашик-Кериб отправляется в долгое путешествие.
4 Коварство Куршуд-бека
5 Ашик-Кериб забывает об обещании
6 Магуль-Мегери находит способ напомнить о себе.
7 Ашик-Кериб боится не успеть домой.
8 Помощь всадника на коне.
9 Подарок Ашику-Керибу от всадника на коне.
10 Ашик-Кериб пытается доказать матери , что он не умер.
11 Магуль-Мегери не хочет выходить замуж за Куршуд-бека.
12 Мудрое решение Куршуд-бека.
Приключения бедного юноши, которому пришлось доказать, что он верен своему слову и как любовь сметает все границы. Ашик-Кериб не остался жить в богатстве, но без любимой девушки, он бросил славу и деньги и бросился к своей любимой, поэтому Лермонтов вводит в действие Святого Георгия, как намек на то, что ради благоих намрений святые сходят с небес и творится чудо. Сказка заканчивается хорошо, враг Ашика-Кериба оказался не очень злым, он тоже боролся, но он не настоящий злодей, он помнит народную мудрость, что говорит об его уважении старших.
1
0
Ашик-Кериб — весьма своеобразная сказка, лично у меня она вызывает некоторые неприятные мысли. В частности, очень не нравится главный герой — балалаечник. Но с другой стороны, в сказке множество интересных и поучительных моментов. Пересказать ее поможет следующий план:
- Прекрасная Магуль-Мегери и бедный Ашик-Кериб.
- Ашик отправляется в дальние дали за богатством, остается без одежды.
- Жизнь балалаечника налаживается, на него сыпется злато и серебро.
- Послание от Магуль-Мегери.
- Ашик-Кериб спешит домой, ему помогает незнакомец-всадник.
- Путешественник вернулся к матери и сестре.
- Свадьба Магуль-Мегери и Куршуд-бека.
- Свадьба расстроилась, но влюбленные воссоединились.
1
0
План к сказке Ашик-Кериб лично по моему мнению можно составить следующий.Как известно по сюжету, Ашик Кериб отрправляется в странствие, чтобы заработать денег и жениться. Странствие длится довольно долго, но всё заканчивается хорошо.
-Бедный юноша, певец и исполнитель на саазе влюблён в дочь богача Магуль-Мегери.
-Ашик Кериб обещает своей избраннице стать богачом и вернуться к ней с деньгами через семь лет.
-Ашик Кериб разбогател, но на какое-то время забывает о своей невесте.
-Магуль-Мегери присылает блюдо, чтобы напомнить о себе , она на грани самоубийства.
-Всадник доносит Ашик Кериба домой за один день.
-Ашик Кериб возвращается домой.
-Свадьба молодых, возвращение зрения к матери.
1
0
План для этой сказки можно составить таким образом:
- Встреча бедного музыканта с богатой девушкой, их обоюдная симпатия.
- Музыкант отправляется в путешествие, чтобы добыть богатство и не жить за счет жены.
- Он находит желаемое, но забывает про невесту.
- Невеста удивляется и направляет послание-напоминание вернуться.
- Он хочет вернуться, не успевает, но ему помогает мистический всадник.
- Благополучное возвращение Ашик-Кериба.
- Свадьба Магуль-Мегери и Куршуд-Бека отменяется.
- Хэппи-энд, главные герои женятся, а Куршуд-Бек женится на сестре Магуль-Мегери.
Вот такая неоднозначная сказка, берущая начало в турецком эпосе, которую Лермонтов адаптировал на русском языке.
1
0
Краткий план к сказке Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик Кериб».
- Бедный музыкант Ашик Кериб и дочь богатого купца Магуль Мегери встречаются и влюбляются друг в друга.
- Ашик Кериб решает отправиться зарабатывать деньги по всему свету, чтобы разбогатеть и жениться на возлюбленной.
- Ашик Кериб разбогател, но забыл про свою невесту.
- Магуль-Мегери собирается замуж за Куршуд Бека, но не хочет жить с нелюбимым и напоминает о себе Ашик Керибу.
- Ашик Керибу помогает возвратиться к Магуль Мегери белый всадник.
- Ашик Кериб доказывает доказывает родным, что это именно он вернулся, прозрение матери.
- Отмена свадьбы Куршуд Бека и Магуль Мегери.
- Свадьба Ашик Кериба и Магуль Мегери.
1
0
План к созданной Лермонтовым сказке «Ашик Кериб»:
1) Зарождение взаимных чувств любви бедного музыканта Ашик Кериб и Магуль Мегери которая была из очень богаой семьи, но с золотым сердцем.
2) Ашик Кериб дабы быть достойным своей богатой невесты в материальном плане, идет в путешествие дабы найти себе прибыльное занятие и разбогатеть.
3) Ашик Кериб добивается материального благополучия, но теряет особые чувства к своей некогда возлюбленной..
4) Магуль-Мегери собирается выйти замуж не по любви за Куршуд Бека, однако при этом делает так, что бы об этом узнал Ашик Кериб, так как надеется возрадить в нем старые чувства.
5) Ашик Керибу воссоединяется с Магуль Мегери, за счет помощи белого всадника.
6) Ашик Кериб подтверждает полинность своей натуры, после чего, свадьба Куршуд Бека и Магуль Мегери отменяется, а он в последствии напротив, становися мужем прекрасной Магуль.
0
0
Можно написать такой план:
1.Бедный балалаечник и дочь богатого турка влюбились друг в друга.
2.Ашик-Кериб дает обещание стать богатым и вернуться к любимой через семь лет.
3.Предательство Куршуд-бека.
4.Ашик у паши.
5.Купец с верблюдами и невольниками, а также золотое блюдо.
6.Балалаечник хочет прыгнуть с утеса.
7.Загадочный всадник, перенесший Ашика в Тифлиз за один день.
8.Ашик — гость в своем родном доме.
9.На свадьбе Магуль-Мегери.
10.Влюбленные снова вместе, а ослепшая мать Ашика вновь обрела зрение.
0
0
Ашик-Кериб план сказки 4 класс
1). Бедный Ашик-Кериб и дочь богача Магуль-Мегери полюбили друг друга.
2). Юноша обещает девушке стать богатым за 7 лет.
3). Благодаря своему пению Ашик-Кериб становится богатым.
4). Блюдо-напоминание от невесты.
5). Всадник.
6). Возвращение в родной дом.
7). Ашик-Кериб доказывает, что это он.
8). Куршуд-бед уступает невесту Ашику-керибу.
0
0
Для учеников 4 класса план должен быть примерно таким.
- Встреча балалаечника и красавицы.
- Ашик-Кериб придумывает план.
- Ашик-Кериб сталкивается с подлостью.
- Ашик -Кериб неожиданно становится богатым.
- Всадник на белом коне помогает главному герою.
- Неожиданные чудеса на свадьбе Куршуд-Бека.
- Влюбленные вместе и свадьба Ашик-Кериба.
Читайте также
Произведения Михаила Лермонтова известны не только в России, некоторые из них покорили весь мир. За свою слишком короткую жизнь поэт успел сделать и повидать многое.
Судьба дважды отправляла его на Кавказ, причиной этого были ссылки. Молодой поэт обвинил российские власти в смерти Александра Пушкина. С одной стороны это произведение, написанное в 1837 году, принесло славу Лермонтову, но с другой, оно не понравилось императору Николаю I. Для усмирения пыла поэта было решено сверху отправить Лермонтова на Кавказ, где шли военные действия.
Несмотря на короткий срок первой ссылки на Кавказ поэт набрался впечатлений, которых хватило на большое количество стихотворений. Правильным ответом на вопрос за что Лермонтова сослали на Кавказ в первый раз будет стихотворение «Смерть Поэта».
Это слово поистине многонационально, поскольку в различных вариантах произношения встречается в турецком, армянском, грузинском, азербайджанском, туркменском и крымско-татарском языках и диалектах. Но оно еще и разное по значению в некоторых языках. Так, в турецком, армянском и грузинском языках это слово обозначает «певец, аккомпанирующий себе на народном щипковом инструменте» и произносится либо «ашык», либо «ашуг». А вот в азербайджанском слово «ашик» обозначает «влюбленный», и только в переносном значении употребляется как музыкант-певец-аккомпаниатор, близком по значению к русскому слову «балалаечник». Кстати, и имя Кериб (в вариантах других языков Гариб или Гериб) во втором значении можно перевести как «бедный странник». Такая игра слов в имени главного героя привносит в сказку дополнительный эпический колорит.
Ответ: Ашик
Михаил Юрьевич Лермонтов с детства был замкнутым и не очень общительным, демонстрировал одновременно доброту и жестокость, страсть к разрушению и острое чувство справедливости.
Его мама не смогла оправиться от нервного заболевания и умерла совсем молодой, в двадцать один год, когда сыну исполнилось два годика. Всё детство Лермонтов провел в имении своей бабушки в селе Тарханы. С малых лет он не отличался хорошим здоровьем, был нервозным, болел корью, рахитом и золотухой. Бабушка любила внука и не жалела денег на его здоровье, возила его три раза на Кавказ к минеральным водам и выписала для ухода за ним врача из Европы. Позже здоровье Лермонтова улучшилось и он уже не жаловался на него. Правильный ответ второй в списке.
Сказку Лермонтова «Ашик-Кериб» можно было бы смело отнести к бытовым сказкам, если бы не одно «но». Ведь что мы находим в этой сказке? историю любви бедного музыканта к богатой девушке. Его решение заработать деньги своим талантом, ради чего Ашик-Кериб на семь лет покидает Тифлис и отправляется странствовать. Далее следует стремительный взлет его карьеры, и как следствие некая забывчивость о сроках возвращения.
На первый взгляд никаких чудес, обычная бытовая история.
Но вот дело доходит до возвращения и нам встречается чудо. Появляется Хадерилиаз, который может моментально доставить героя в любой город, который дарит ему волшебную грязь. То есть мы сразу получаем и волшебный предмет (грязь) и волшебного помощника (Хадерилиаза), а это уже непременный атрибут волшебный сказки. То чего в принципе не может быть в сказке бытовой.
Поэтому можно утверждать, что сказка «Ашик-Кериб» волшебная.
Сааз, турецкий музыкальный инструмент, ну или в простонародье балалайка. Или по-другому ее название баглама, если я не ошибаюсь. Именно на ней играл Айшик-Кериб. Из рассказов моей подруги турчанки внешне инструмент напоминает домбру.
Класс 4 , предмет «Литературное чтение», Учитель начальных классов Первой квалификационной категории Мансурова Татьяна Валерьевна.
Тема урока: М.Ю. Лермонтов Турецкая сказка «Ашик-Кериб»
Тип урока: Урок чтения и коллективного анализа произведения.
Цели:
1. Дать представление о разнообразии жанров произведений Лермонтова М.Ю. (стихи, проза, сказка)
2. Закрепить знания об особенностях волшебных сказок.
3. Отрабатывать навык выразительного, выборочного чтения, чтения по ролям
4. Учить определять тему, идею произведения, героев положительных и отрицательных
Формировать УУД:
Личностные УУД
Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД
Целеполагание и планирование своей деятельности;
осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Познавательные УУД
Проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
определяют основную и второстепенную информацию;
строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
умеют передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
КоммуникативныеУУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;
действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Планируемые результаты.
Предметные.
Находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;
Называть основные события сказочного текста;
Знать основные особенности авторской сказки;
Метапредметные.
Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
Самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.
Личностные.
Проявлять интерес к чтению авторских русских сказок . Понимать, что в основе сказки лежит вера в себя, в других людей, умение не отступать, держать слово., о человеческой мудрости, находчивости, победе добра над злом, жадностью, глупость.
Используемые технологии: использование элементов технологии критического мышления;
— частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);
— информационно-коммуникативные технологии- моделирование.
— здоровьесберегающие технологии.
Методы и приемы: монолог, диалог, выборочное чтение, «Мозговой штурм» найти сравнение, «Кластер», ролевое чтение, выразительное чтение.
Формы обучения: фронтальная, работа в паре, индивидуальные задания.
Средства обучения: учебник, таблица определения положительных, отрицательных героев произведения, карта Турции для работы в парах, презентация.
Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, напольный планшет, персональный компьютер, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1
Этап урока |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
|||||
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 2 мин. |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
-Приветствие детей, проверим готовность к уроку, настраиваемся на работу. -На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи. — Какое сейчас время года? -Назовите приметы осени. -Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. -Наберите воздух. Сдуньте их с руки. Повторяем три раза. -Перед вами на столе лежат листья, давайте посмотрим с каким настроением вы пришли на урок. — Красный листик – обозначает «я пришел без настроения, мне не интересно» -Желтый листик – настроение отличное, я готов к работе» —Возьмите тот листочек, который соответствует вашему настроению. |
Организовывают рабочее место, приветствуют учителя. Осень. Называют приметы. Любуются ладонями. Выполняют дыхательную гимнастику. Садятся на места, принимают правильную позу ученика. Понимают учителя. Воспринимают учебную задачу. Стиль общения свободный, открытый. Выбирают листок настроения |
Личностные: проявлять интерес к учению называть любимых авторов, обосновывать свой выбор. управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
|||||
Актуализация знаний, проверка первичных знаний 2 мин |
На фоне презентации с портретом М.Ю. Лермонтова — Обратите внимание на презентацию, о ком мы с вами будем вести разговор сегодня? -Какие жанры произведений Лермонтова мы знаем? -А чем еще увлекался Михаил Юрьевич в детстве? -Михаил Юрьевич был еще и музыкально одаренным. -Композитор Варламов еще при жизни Михаила Юрьевича создал чудесную музыку к его произведениям. -Послушаем и мы один из романсов Понравился романс? -Как называется произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке? -К какому жанру мы отнесём это произведение? -Какие бывают типы сказок? -Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? -А как вы думаете, сказка Ашик-Кериб какая? |
О Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Стихи и проза, поэмы Рисовал акварелью, лепил из воска фигурки, любил устраивать домашние спектакли. Внимательно слушают романс «Парус» произведение. Ответы детей. «Ашик- Кериб» Сказка Народные и авторские Волшебные, бытовые, о животных Ответы детей. |
Личностные: проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома. проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Регулятивные: сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения; |
||||
Постановка целей и задач создание мотивационного поля 2 мин. |
-Какую цель ставим на уроке сегодня? — А для этого нам нужно знать характер и поступки: героев -Значит, мы будем давать характеристику героям. -Правильно, это еще одна важная задача на сегодня. |
Доказать, что сказка Ашик-Кериб волшебная. Героев сказки. Сказки Воспринимают учебную задачу. Внимательно слушают учителя. |
Личностные: умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; Регулятивные умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; знать правила школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме |
||||
Получение и первичное усвоение новых знаний 1 мин |
—Несмотря на то, что Лермонтов был русским поэтом и писателем, сказку назвали турецкой. Почему? |
Продолжает слова учителя (Оюна) — М.Ю.Лермонтов написал её в 1837 году в ссылке в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец. Потому что, среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким. |
Личностные: умение слушать сверстников, делать выводы, Познавательные: умение извлекать информацию из сообщения; Коммуникативные: умение слушать и понимать других; |
||||
Чтение и анализ произведения 15-20 мин. |
-О ком нам рассказывает сказка? — Чем занимался Ашик-Кериб? — Почему люди уважали его? — Как он познакомился со своей невестой? -Какое сравнение использует автор? — Почему? Докажите. Что предложила девушка Ашик-Керибу? -Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты? -О каких чертах характера говорит такой поступок? — Какое решение принял Ашик Кериб? -Почему девушка согласилась ждать его 7 лет, ведь это так долго? -Прочитайте о том, что совершил Куршуд-бек? -Почему он так поступил? -Прочитайте отрывок о том, как мать Кериба приняла страшную весть? -Почему она поверила Куршуд-беку? -Почему Магуль-Мегери не поверила в это? -Добился ли Ашик Кериб того чего хотел? -Кто помог разбогатеть Ашик Керибу? -Прочитайте, зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила. -Кто помог Ашик-Керибу вовремя добраться домой. |
о бедном музыканте балалаечнике Керибе Играл на саазе, веселил народ на свадьбах. Он очень хорошо пел. выразительное чтение отрывка (Даниил) как зимнее небо Доказывают, потому что зимнее небо тусклое, грустное, таким стал Кериб. (чтение отрывка по ролям) (Кериб – Саша, Магуль- Арина) Ответы детей. Он честный, самостоятельный, справедливый. Дал зарок странствовать 7 лет и нажить себе богатства, или погибнуть в пустыне Любовь и верность чувству она тоже дала обещание. стр 99 И вот догоняет –по гладкому полю (Найдан) Хотел взять в жены Магуль П рискакав в Тифлиз – любимую песню Ашик Кериба (ДашаА) Была добрая, верила всем, Кериба давно не было дома Внутреннее чувство, возможно знала Куршуда как хитрого, подлого человека. Да Паша высший титул генерала в Турции, турецкий генерал Стр 101 (Даша Б) От хорошей богатой жизни он стал забывать о невесте, о родине Всадник Хадерилиаз – св. Георгий это бог |
Личностные: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам; умение находить ответы на вопросы в тексте; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать других; |
||||
Физ-минутка 2-мин |
Мы очень активно поработали, сейчас немного отдохнем. Возьмите в руки листочки и встаньте. Поднимает руки класс- Это «раз», Повернулась голова — Это «два». Руки вниз, вперед смотри — Это «три». Руки в стороны пошире Развернули на «четыре». Листиками помахать — Это «пять». Всем ребятам тихо сесть — Это «шесть». |
(Потягивания под счет учителя, листочки в руках.) (Движения головой.) (Приседания:) (Повороты туловища.) (Легкие махи листочками) |
Коммуникативные: умение снять напряжение. |
||||
Систематизация полученных знаний 5 мин |
-Рассмотрите карту современной Турции. -Это –удивительная страна. Она находится в двух частях света в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, Эгейским и Средиземным. Столица Турции – город Анкара. -Давайте посмотрим , есть ли на карте современной Турции названия городов о которых упоминается в сказке, или города с похожим названием. — Рассмотрим названия турецких городов, через которые путешествовал Ашик-Кериб. — Мы видим, что без волшебства проделать такой путь за два дня невозможно. -Для чего сказка представила нам (св. Георгия) Хадерилиаза? – Кто первым узнал Ашик-Кериба в Тифлизе? Чем закончилась сказка? -Докажите, что сказка Ашик –Кериб волшебная. |
Работа с картой в парах Карс, Тифлиз –Тбилиси, столица Грузии, Арзурум, Арзиньян Тифлиз, Халаф, Арзинган, Арзерум, Арзиньян, Карс) Невозможно. Что бы сказка закончилась благополучно, что бы добро победило зло, Купец караванщик, Сестра Кериба. Кериб вернулся домой в Тифлиз Волшебник всадник Хадерилиаз, Три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза Исцеление слепой матери комочком земли |
Личностные: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам; умение находить ответы на вопросы в тексте; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать других; |
||||
-У вас на столах карточки с таблицей, в которой вам нужно распределить героев сказки по группам.
-Троих ребят я приглашаю к доске для составления кластера о главных героях сказки. Артем и Кирилл идут к планшету выполнять небольшой тест. Проверка: почему выбрали пашу, Хадерелиаза, брата Куршуд бека, |
Самостоятельная работа Индивидуальная работа у доски (Ананда – характеристика Кериба, Савелий – Куршуд бек, Дарья – Магуль Мегери) Интерактивный тест для детей с ОВЗ (Кирилл, Артем) Ответы детей. |
||||||
Вторичное закрепление и проверка усвоенных знаний 2 мин |
-Проверяем кластер, если согласны поднимаем руку. -Ашик Кериб – -Магуль Мегери – -Куршуд Бек – -Мальчики Кирилл Артем какую оценку получили? |
Озвучивание кластера добросердечный, одаренный, верный слову, талантливый, умный, свободный в мыслях, самостоятельный, смелый, решительный, влюбленный. умная, верная, трудолюбивая, терпеливая, проницательная, ласковая. подлый, бесчеловечный, жестокий. Молодцы! |
Личностные: умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам; Коммуникативные: умение работать в паре, в группах |
||||
Подведение итогов урока 2-мин |
— Ребята, мы доказали, что сказка волшебная? -Чему нас научила эта сказка? -Какой урок мы можем вынести из сказки для себя? -Может ли для нас это быть ценным? |
Да Добро побеждает зло! Ашик простил Куршуд бека, и даже предложил жениться на своей сестре, все счастливы. Надо быть добрым, не отступать от своих слов, уметь держать слово, и обещания. Не забывать своих близких. Да. |
Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме |
||||
Домашнее задание на выбор 1 мин |
-Я предлагаю вам написать небольшой отзыв о произведении, составить кроссворд или нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку. |
Записывают домашнее задание |
Личностные: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
||||
Рефлексия 1 мин |
Я благодарю всех за работу на уроке. Всем большое спасибо. Покажите листиком с каким настроением вы уходите с урока. Поделитесь мнениями: На доске появляется слайд: Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать… • Мне больше всего удалось… • А особенно удалось… • Что я получил от этого урока? • За что ты можешь себя похвалить? • За что ты можешь похвалить одноклассников? • За что ты можешь похвалить учителя? |
Спасибо за урок. Все дети показывают желтые листочки. Высказывают свое мнение. |
Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, |
||||
Ход урока:
- Организационный момент
3. Сообщение темы и целей урока
На этапе целеполагания, Учитель сообщает хронологические данные о начале литературной деятельности поэта М.Ю. Лермонтова, о выходе в свет его стихотворения –призыва против царизма, посвященного трагической гибели А.С.Пушкина..
Учитель сообщает о талантах Михаила Юрьевича (писал стихи, прозу, рисовал акварелью, лепил из воска, любил устраивать домашние спектакли). Данные сведения помогут обобщить знания учащихся о творчестве молодого поэта на следующем уроке обобщения знаний, позволят расширить коммуникативные возможности класса.
Ярким акцентом на этапе актуализации знаний звучит музыкальное произведение (романс) на стихи М.Ю. Лермонтова «Парус» композитора А. Варламова. Учащиеся внимательно слушают музыкальные строки, произведение понравилось. Использование музыкального сопровождения усилит интерес детей к восприятию в целом произведений М.Ю. Лермонтова, а также разнообразит и украсит ход урока.
Далее учитель начинает беседу о жанрах произведений М.Ю. Лермонтова, подводя учащихся к выводу о том, что поэт писал не только стихи, но и прозу, и даже сказку «Ашик-Кериб»
Учащиеся вспоминают виды сказок (народные и авторские), делают вывод о том, что сказка «Акшик –Кериб» авторская. Продолжается работа над развитием учебно-познавательных мотивов.
Вместе с учителем учащиеся определяют типы сказок народных и авторских (волшебные, о животных, бытовые), делают вывод — сказка «Ашик Кериб» волшебная. Раскрытие учебно-познавательных мотитвов.
Создание проблемной ситуации.
Лермонтов русский писатель и поэт, почему сказка турецкая? (ответы детей) Работа над развитием познавательных мотивов.
Подготовленная ученица дополняет: Лермонтов написал её в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец. Потому что, среди народов Закавказья азербайджанский язык в те времена называли турецким. Развитие мотива самоутвердиться в классном коллективе.
Работа над характеристикой героев и их поступками, анализ содержания текста.
Работа с текстом начинается с поиска и прочтения отрывка раскрывающего образ главного героя Ашик-Кериба. Учащиеся ищут литературное средство выразительности сравнение и поясняют, почему автор сравнивает героя с «зимним небом». (Потому, что небо зимой тусклое, грустное таким предстает перед нами Ашик). Идет поиск и раскрытие познавательных мотивов.
Описание образа Магуль –Мегери , единственной дочери богатого турка, которую он очень любит. Дороже золота была ему Магуль, лучше всех девушек Тифлиза. Здесь используется красивое сравнение красоты звезд с красотой ангелов. Подруга назвала Магуль газелью, грациозным животным, похожим на лань, которая славится у восточных народов и изысканностью форм, быстротой и легкостью бега. Девушка верит в слова любимого Кериба, и собирается ждать его 7 лет. Продолжается развитие коммуникативных, эстетических мотивов, учащиеся высказывают свое мнение, соглашаются с мнением других.
Далее учащиеся раскрывают образ отрицательного героя сказки Куршуд-бека. Анализируют его поступок, делают заключение о том, что злость, подлость, хитрость, обман, бесчеловечность не украшают человека.
Мать Ашик –Кериба это образ доброты. Кериб давно ушел из дома, получив благословение матери, от глубокой тоски она принимает весть о гибели сына, так как доверяет, верит Куршуд беку. От горя и пролитых слез мать в дальнейшем теряет зрение. Работаем над социальным мотивом – понятия милосердие и вера, доверие.
Вопрос о том кто же помог Керибу разбогатеть, так же помогает создать положительный образ – турецкий генерал (паша) хотя и гордый, но за красивое пение оставляет у себя бедного Ашик Кериба. Ситуация успеха сохраняется, интерес к работе над сюжетом сказки усиливается.
Кульминационный момент сказки — волшебное возвращение Кериба в Тифлиз. Без волшебства расстояние равное двум месяцам езды за два дня не преодолеть. Появляется новый положительный образ Хадерилиаз. Учащиеся с интересом пересказывают сюжет, убеждаясь, что благие дела рождают благие поступки, учатся искренности, честности в отношениях. На данном этапе использовала работу в парах. Беседа фронтальная.
Рефлексия:
На этапе рефлексии в ходе беседы делают вывод о том, чему научила сказка? Какой урок можем вынести из сказки?
Так как сказка прочитана, проведена словарная работа на прошлом уроке знакомства с произведением, про
Разбор типового контрольного задания
Подстановка элементов в пропуски в тексте.
Текст вопроса: Вставьте в текст пропущенные слова.
Между тем ______ Пришёл ______ и ______ в одну деревню; добрые люди _______ его и__________; он за то ______ им чудные песни; таким образом переходил он из _______ в деревню, из города в ______; и ____ его разнеслась ______.
Правильный вариант:
Между тем странник Пришёл бос и наг в одну деревню; добрые люди одели его и накормили; он за то пел им чудные песни; таким образом переходил он из деревни в деревню, из города в город; и слава его разнеслась повсюду.
Вашему вниманию был представлен урок с элементами самопознания «Жить по совести, любя друг друга».
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 4В класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.
Цель урока(предметная): научить оценивать поступки и принимать свою поведенческую позицию.
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования ключевых компетенций учащихся, которые составляют основу умения учиться.
Планируемые результаты:
Предметные:
• учащиеся усвоят понятия совесть», «жить по совести»
• научатся анализировать поступки героев
Метапредметные:
• Познавательные УУД: учащиеся делают выводы о результате совместной работы, обобщают полученные знания, осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме;
• Регулятивные УУД: учащиеся принимают и сохраняют заданную учебную цель, учитывают заданные учителем ориентиры, осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в свои действия, адекватно принимают оценку взрослого, взаимодействуют со взрослыми и сверстниками;
• Коммуникативные УУД: учащиеся оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение, слушают собеседника, задают вопросы, контролируют действия партнёра, эмоционально позитивно относятся к процессу сотрудничества;
Личностные:
• Осознают роль «совести»в поступках людей;
• осознают ответственность ученика за общее благополучие класса.
Тип урока: Урок систематизации знаний
(общеметодологической направленности)
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Методы: словесный, частично — поисковый, наглядный.
Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, аудиозапись.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является стратегия выхода из затруднения. На этом этапе использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
практические (работа с творческими тетрадями)
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.
Урок начинается с организационного момента. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил эмоционально настроить учащихся на урок, помог учащимся предположить тему урока .
На этапе актуализации знаний был проведен небольшой анализ произведения, который включал элементы самопознания. Учащиеся именно на этом этапе зафиксировали затруднение, сказав, что сложно было оценивать себя…
Следующий этап – постановка задач. На этом этапе учащиеся приняли и сохранили заданную цель. Универсальной целью стали слова, записанные на доске «Жить по совести, любя друг друга» Это был призыв. Но и на уровне обучения тема для размышления.
Следующий этап – составление плана, стратегии по разрешению затруднения и реализация выбранного проекта. Основной этап урока Задача данного этапа – формирование предметных, метапредметных и личностных УУД.
Для разрешения затруднений учащимся были предложены проблемные вопросы. На данном этапе основные формы работы –фронтальная. Здесь же учащиеся выполнили упражнение с шариками, которое позволило им освободить от чувства обиды.
На этапе самостоятельной работы с проверкой по эталону было предложено сочинить пословицы, работа проводилась в парах. Метод тестирования учащихся позволил каждому индивидуально оценить полезность урока, свою деятельность на уроке. Подвести итоги.
Этап рефлексии в конце урока прошёл в форме высказываний. Ребята по кругу высказывались одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к урок позволил учащимся раскрыться, поработать над собой . Создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
Тема: М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портрет писателя, карточки словарики восточных слов, схемы- таблицы, карта.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить особенности волшебных сказок;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
Воспитательные:
- воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.
Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Основные виды учебной деятельности:
- Излагать устно текст по плану.
- Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
- Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
- Анализировать поступки героев.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
- Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам.
- Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
Универсальные учебные действия:
- Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
- Характеристика персонажей в опоре кластеры, составленные дома.
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: Ноутбук, проектор, учебник «Литературное чтение», презентация.
1) Познавательные УУДД
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Ориентироваться на развороте учебника.
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
2) Личностные результаты
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
3) Коммуникативные УУД
- Развиваем умение слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- Умение работать в паре и в группах.
4) Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
уроками анализа произведения.
Количество этапов на уроке любого из трех типов ограничивается логикой достижения цели. При этом главное место на уроке занимает чтение. Остальные виды работы с текстом должны быть:
а) направлены на сознательность восприятия и усвоения идеи
произведения;
б) взаимосвязаны и взаимодополняемы;
в) доступны для выполнения каждым учеником.
творческий стиль обучения. Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности. А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных. При этом учитель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности. В процессе изложения проблемы он стремится выстроить отношения диалога с учениками. В этих условиях обучение обеспечивает «контекст открытия». Для творческого подхода к педагогическому процессу характерны следующие обращения учителя: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант», «объясни и сделай вывод». При таком стиле обучения деятельность учащихся носит частично-поисковый, поисковый, проблемный и даже исследовательский характер.
В тактике творческого стиля обучения просматриваются следующие линии поведения учителя:
- * первая заключается в умении поставить учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу и сравнению известных фактов, событий и явлений;
- * вторая состоит в стимулировании к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
- * третья предполагает поддержку ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Данный стиль обучения обладает большими преимуществами перед репродуктивным, поскольку стимулирует развитие творческих способностей. Однако данный стиль может давать повод к зарождению у учеников психологии неудачника: «Я все равно оригинальнее других не придумаю, так зачем же мне думать?» Обученный в таком стиле человек не может удерживать большой объем информации, необходимый для кропотливого и систематического труда. Как показывают опыт и результаты исследований психологов и педагогов, только систематическое освоение базовых знаний становится подлинной основой для проявления у учащихся творчества. Наиболее ярко творческий стиль обучения проявляется при: защите творческих проектов и заданий, проведении исследований и экспериментов, в процессе решения проблемных задач и ситуаций, в дискуссиях.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Объяснение учебного материала такой педагог строит логично и интересно, однако у него зачастую отсутствует диалогический контакт с учениками. Кроме того, педагог ориентируется на ряд сильных учеников, обходя вниманием остальных. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: он акцентирует внимание на более интересном материале, оставляя менее интересный для самостоятельной работы; он уделяет мало времени для контроля за освоением знаний учащимися; он не всегда может дать анализ проделанной работе. Вместе с тем такого учителя отличает высокая оперативность, использование целого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. По отношению к ученикам такой учитель чуток и проницателен.
Обращение учителя к мотивационным моментам урока в значительной степени способствует в целом повышению его эффективности. Анализ мотивационных ресурсов урока позволяет выделить наиболее часто встречающиеся ошибки и недочеты учителей-практиков:
1. Если учитель не уложился в отведенное время урока, то это чаще всего свидетельствует о плохом хронометраже урока, неоптимальности отбора содержания знания и видов работы на уроке. Как правило, под сокращение попадают наиболее важные, с точки зрения обеспечения мотивации обучения и качества достигаемых результатов моменты урока:
четкая работа с целью и задачами с позиций их практико-полезной и значимой для детей интерпретации;
· обобщение результатов каждого этапа урока в контексте формирования целостного образа знания или способа деятельности (мы сейчас сделали это для того, чтобы делать дальше мы получили продукт, который нам необходим для того, чтобы… и т. п.);
· рефлексия на разных этапах урока с активным включением самих учащихся в обсуждение результатов;
· четкое определение критериев оценивания, работа с оценкой как средством мотивации;
· работа с домашним заданием.
2. Наиболее существенные проблемы в работе педагогов проявляются на этапах целеполагания (формализация этапа, снижение его мотивационного ресурса и т. д.).
3. Значительная часть педагогов привержена однообразным формам урока (преимущественно комбинированный с незначительными вариациями) и видам работы учащихся на уроке, что снижает мотивационный фон в отличие от менее традиционных и принимаемых учащимися в качестве оригинальных форм проведения урока.
4. К сожалению, многие «традиционные» учителя стремятся подменить средства мотивации средствами контроля, «отмотивировать» ученика негодными средствами, смешивая таким образом две различные функции управления — стимулирование и контроль.
Приведем наиболее эффективные средства мотивации учащихся, часто встречающиеся в психолого-педагогической литературе:
1. Стиль обучения, начинающийся с первых секунд общения учителя с учащимися (на основе учета эффекта аттракции*).
2. Поощрение — открытое, объективное, справедливое и принимаемое в таком качестве большинством класса.
Ответ как «право свободно высказаться».
4. Закрепление материала как предоставление возможности освоить не усвоенное знание.
5. Психологическое состояние учителя, часто передающееся классу.
Основные компоненты урока |
Уровень реализации |
1. Организационно-мотивационный момент урока |
|
Эмоционально-мотивационная установка на урок и позитивное общение — психологическая комфортность (приветствие учителя, вступительное слово, установление контакта, интерес учителя к состоянию учащихся; эстетика кабинета) |
|
Обеспечение физиологической комфортности (проверка правильности посадки, осанки, обустройства места работы; проверка требований светового и температурного режима в кабинете; рекомендации по оптимальному режиму работы на уроке) |
|
Организация класса (дисциплинарный момент): отчет дежурного, проверка готовности учебных принадлежностей к уроку |
|
2. Целеполагание |
|
Обеспечение четкости цели урока на уровне понимания ее учащимися |
|
Определение практической значимости, полезности осваиваемого знания или способов деятельности на уровне принятия их учащимися (актуализация цели через вопросы: Как и зачем будем делать? Где и как это мне пригодится? и др.) |
|
Учет возрастных особенностей учащихся при реализации функции целеполагания (создание ситуации интриги, ближнесрочная перспектива) |
|
3. Выбор формы учебного занятия |
|
Нетрадиционность формы учебного занятия |
|
Нетрадиционное оформление учебного занятия, подкрепляющее его смысловую или ролевую нагрузку и повышающее интригу действия урока |
|
Дополнительные учебные ресурсы |
|
4. Содержание учебного материала |
|
Опора на уже известное и понятное знание |
|
Обращение к актуальным, повседневным и важным для учащегося вопросам и проблемам (актуализация) |
|
Доступность в сочетании с научностью |
|
Напряженность (знание развивающего характера, нарастание интереса) |
|
Пролонгированность (знание имеет перспективу своего развития и использования) |
|
Занимательность, интересная фабула (сценарная выстроенность) урока |
|
Внутри — и межпредметные связи |
|
Принцип гештальта (законченного образа) в работе со знанием или способом деятельности (каждый компонент знания или способа носит завершенный характер, имеет сформированный образ через предъявление — освоение — закрепление — обобщение — рефлексию — переход к следующему) |
|
Метапредметная направленность |
|
5. Деятельность на уроке |
|
Использование активных методов обучения, новых технологий |
|
Напряженность деятельности, темп урока |
|
Вариативность видов деятельности учащихся |
|
Включение учащихся в процесс выработки нового знания (исследовательский метод) |
|
Продуктивность обучения (получение конкретных осознаваемых и материализованных продуктов деятельности на уроке) |
|
Уровень самостоятельности учащихся на уроке |
|
Включение учащихся в коллективные, групповые виды работы |
|
Внутриклассная дифференциация, внимание учителя к отдельным учащимся |
|
6. Создание ситуаций рефлексии на уроке |
|
Рефлексия эмоционального состояния |
|
Рефлексия деятельности |
|
Рефлексия результатов |
|
Создание ситуаций рефлексии по ходу урока |
|
Организация общего обсуждения урока |
|
7. Контроль и оценка деятельности учащихся и ее результатов |
|
Управление деятельностью класса и каждого учащегося конкретно |
|
Уровень самоконтроля учащихся |
|
Характер контроля |
|
Организация этапа оценивания |
|
Использование бонусов для оценивания |
|
Объективность оценивания |
|
Комментирование оценки |
|
Фиксация оценки, достижений (продуктов) учащихся: формальная (дневник, журнал); публичная (в качестве примера другим) |
|
Домашнее задание |
|
Комментирование домашнего задания учителем с позиций его важности и полезности |
|
Ссылка на опыт, полученный в ходе урока, необходимый для выполнения домашнего задания |
|
Четкая фиксация домашнего задания |
|
Определение критериев оценки домашнего задания (меры поощрения и наказания) |
|
9. Эмоциональный фон хода урока |
|
Эмоциональность учителя |
|
Юмор учителя |
|
Создание ситуаций поддержки, успеха для отдельных учащихся |
|
Внимание учителя к учащимся |
|
Психологический контакт на уроке |
|
Создание ситуаций свободного общения при осуществлении учебной деятельности |
|
Использование физминутки для физической и эмоциональной разрядки |
|
Обращение учителя к учащимся |
|
Проявление учащимися интереса к уроку |
|
Дополнительно (общее впечатление об уроке и его итоговая оценка) |