Тема: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».
Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.
Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2.Активизация на познавательную деятельность.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка.
Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке». Познакомимся с героями этой сказкой.
3. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
А) Прочитайте название произведения.
— Что можно узнать из заголовка?
— Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Б) Первая часть (читает учитель).
Словарная работа до чтения.
Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод – рыболовная сеть.
Откуп – плата.
Простофиля – глупый, несообразительный человек.
В) Вторая часть (читают хорошо читающие дети).
Словарная работа до чтения.
Кликать – звать.
Пуще – больше.
Корысть – выгода.
( Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).
Дворянка — женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.
Работа над текстом.
— Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.
— Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.
-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.
— Как вы думаете, хорошо быть жадной?
— К чему приводит жадность.
-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?
Словарная работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют «корыстолюбивые».
— Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.
— Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.
— Объясните, кто такая дворянка.
Работа в паре.
— Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.
— Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?
— Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.
— Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.
4.ФИЗМИНУТКА.
Г) Чтение «по цепочке».
Словарная работа.
Чупрун – чуб.
Е) Чтение детьми вполголоса.
Работа над текстом.
Кем теперь захотела быть старуха?
— Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста. ( Работа в паре).
— Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?
— О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?
— Кто такая царица?
— Какой должна быть царица?
— Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.
— Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
— Почему народ над старичком насмеялся?
( Не садись не в свои сани!»
— Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
— Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?
— Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.
Обоснуйте сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)
Линия сравнения (на что обращаем внимание) |
Народная сказка |
Литературная (авторская) сказка |
Автор (известен или неизвестен) |
Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял) |
Автор известен |
Время создания |
Раньше, более древнее произведение |
Позже, может быть современным произведением |
Язык сказки: слова, выражения… |
Старинные слова… |
Может быть разным (в том числе и современным) |
Вид сказки |
Соответствует одному из трёх видов сказок |
Может сочетать признаки нескольких видов |
Композиция |
Соответствует виду сказки |
Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может внести свои изменения |
Смысл сказки (главная мысль) |
Добро побеждает зло |
Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие варианты. |
— Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.
5. Самооценка работы в паре.
6. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение сказки, рассмотреть иллюстрации и подобрать слова из текста к иллюстрациям.
УРОК 2.
Тема: «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке».
Задачи урока: формирование умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения% способствовать формированию потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме; способствовать развитию речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного выразительного и осознанного чтения.
1. Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
-Подберите к каждой иллюстрации соответствующие строки из сказки Пушкина и обоснуйте свое мнение.
3. Активизация на познавательную деятельность.
— А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»….
А любите ли вы читать сказки? Почему? (Рассуждение детей).
— Сегодня на уроке мы проследим за сюжетом и поговорим о главных героях «сказки о рыбаке и рыбке» А, С, Пушкина.
4. Подготовка к разбору сказки.
— Вы дома работали со сказкой.
Что понравилось в сказке? Что не понравилось? Почему?
_ Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведем игру. Все ученики делятся на 3 команды по рядам. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы золотой рыбки.
Вопросы.
1. Где жили старик и старуха? (у самого синего моря).
2. С чем первый раз пришел невод? (с тиной).
3. С чем второй раз пришел невод? (с травой морской).
4. Какая труба была на новой избе старика старухи? (кирпичная, беленная.
5. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые).
6. В чем стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона).
7.Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке).
8. Что держит стража царицы на плечах? (топорики).
9. Что ела за столом старуха-царица? (пряник).
10. Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню).
11. как встретила старика старуха-царица? (выгнала).
Проблемный вопрос.
Что общего у сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с другими сказками?
(Обсуждение в парах). ( Есть зачин, концовка, волшебство, повторение сюжета, магическое число, добро побеждает зло.)
5.Анализ героев литературного произведения.
— Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).
— В чем необычность рыбки? ( Рыбка золотая, умеет говорить человечьем голосом, исполняет желания).
-Есть ли повторение сюжет в сказке Пушкина? Прочитайте.
— Чем они похожи? (во всех идет разговор старика и рыбки).
— Чем они отличаются? (Меняются желания старухи и ее обращение к старику, меняется состояние моря).
— Как просит старуха?
— Меняется ли поведение старика возле моря? (молвит ласково, с поклоном).
— Почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?
_ попробуем выяснить какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать словами из текста.
— На доске характеристики героев. Какие черты характера относятся к старику, старухе? Характеристики: добрый, податливый, безвольный, смиренный, властный. Злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
— Кто из героев вам больше нравится? Почему?
-Почему автор наделил одного героя только отрицательными качествами, а другого положительными?
как была наказана старуха? (она осталась у разбитого корыта, в своей землянке. Кстати сказать, выражение «осталась у разбитого корыта» и сейчас употребляется в речи. Что оно означает?
— Можно ли назвать старика из сказки Пушкина смелым и щедрым? (работа в паре)
— Можно ли утверждать, что старуха изображена ненасытной и властной? (работа в паре)
— Почему старик бал наказан. Ведь он обладает мягким податливым характером? ( Дети приходят к выводу, что безвольность — отрицательная черта характера. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты. Если они оправданы. В сказке старику не хватило смелости противостоять старухе. Возразить ей и указать на ее неправоту. Остановит ее жадность. Он слепо подчинялся старухи.
— Случается ли такое в жизни?
Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок».
— Какой урок преподал нам А.С.Пушкин?
_ Работа с учебником. Выберите пословицу в которой заключена главная мысль сказки.
— Бывают ли ситуации когда необходимо проявить твердость характера.
5. Составление словесного портрета литературного героя. (Работа в паре)
Алгоритм составление словесного портрета литературного героя.
Для того чтобы представить героя литературного произведения надо
А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо)
Б) описать внешность
В) назвать (перечислить) самые яркие черты характера
Г) кратко рассказать о главных поступках героя
— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нем описан только внешний вид героя? Обоснуй свое мнение.
6 Рефлексия.
7. Дом. Задание. Перечитайте сказку и подумайте, кто еще является действующим лицом в сказке.
УРОК3.
Тема: «Работа над образом моря – как одного из героев сказки»
Задачи урока: проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами. Характерное для сказки: проследить смену эмоциональной окраски повторов, обсудить нравственный вывод сказки, развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного чтения.
1. Орг. момент.
2. Активизация на познавательную деятельность.
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина не просто повествует о жизни старика и его встречи с золотой рыбкой. В ней заложен глубокий смысл.
В конце урока мы должны ответить на вопрос «Чему каждого из нас научила сказка? Определим еще одно действующее лицо в сказке.
3.Анализ героев литературного произведения.
— Что просила старуха в первый раз? (корыто).
— Прочитайте, как автор описывает море, к которому пришел старик. ( Море слегка разыгралось. Слайд).
— Что во второй раз захотелось старухе?
Как изменилось море? Прочитайте (Помутилось синее море. Слайд)
-Какими словами обращается старик к рыбке?
-«Смилуйся, государыня рыбка»
— Как отзывается старик о своей старухе в первый раз и во второй?
«Разбранила меня старуха…»
«Избу просит сварливая баба..»
(Чтение отрывка по ролям)
— не успокоилась старуха. Чего теперь ей хочется. (Доказать словами из текста.)
— Как встретило море старика?
(Неспокойно встретило море старик в третий раз, знать, ведало. Что речь пойдет о том, с чем она на сможет согласится.)-
— И море дает старику об этом знак.
— Кем теперь захотела быть старуха? (Вольной царицей)
— Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху? Прочитайте в тексте.
— Как встретило старика море? (почернело Слайд.).
— Все беспокойнее становится синее море, но сама золотая рыбка с неизменным радушием встречает старика, успокаивает.
«Не печалься, ступай себе с богом».
_И вот старуха уже хочет быть вольной царицей.
— Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала быть владычицей морскою, а сама золотая рыбка была бы у нее на посылках (черную бурю. Слайд).
— Спокойное море превратилось в грозную стихию. От которой не будет пощады никому.
— Сдержанная, спокойная рыбка в последний раз:
Ничего не сказала
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
_ Почему рыбка не выполнила просьбу старика? (Потому что милость небезграничная. Ушла. Тем самым положила конец к стремлению страху властвовать не только на земле, но и на море).
— На какой вопрос мы должны были дать ответ сегодня на уроке?
_ Назовите еще одно действующее лицо в сказке. (Море_
— Чему научила вас сказка?
— Можно ли утверждать, что в сказке добро побеждает зло? Обоснуйте свое мнение.
Можно ли сказку назвать волшебной? Обоснуйте свое мнение.
4. Диагностическое задание.
. Определите героя «Сказки о рыбаке и рыбке» по его словам, вставьте ответ в предложение.
А) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто… — слова ……………..
Б) Добро! Будет старуха царицей! — слова …………
В) …Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство — слова ………
2. Восстановите порядок желаний старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке».
1) Хочет быть вольною царицей.
2) Хочет иметь новое корыто.
3) Хочет быть столбовою дворянкой.
4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках.
5) Требует избу.
6) Хочет быть владычицей морскою..
Ответ: __________________________
5. Самооценка деятельности на уроке.
6. Дом задание. Представь, что ты поймал золотую рыбку, что ты можешь попросить у золотой рыбки (Устно).
—
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс.
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цели:
1. Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей
композиции, языка, через характеристику образов.
2. Учить подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию.
3. Обогащать словарный запас учащихся и их речь.
4. Формировать навыки выразительного чтения.
5. Знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина
Оборудование:
экран, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Чтение стр.88-89
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта.
Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и
вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного
дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал
большую библиотеку.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на
балах, любила развлечения.
Отец разрешал пользоваться сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к
чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными
друзьями.
В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина
Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из—за любви к детям
оставшаяся в их доме.
Эти две замечательные сказочницы подарили Саше мудрость, заключённую в волшебных
образах. Образы перешли в сказки.
Сказки А.С. Пушкина — это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая
его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения,
не похожи одна на другую.
Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Давайте вместе вспомним эти сказки.
1.Сказка о золотом петушке. 2. Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях. 3. Сказка о попе
и работнике его Болде. 4. Сказка о рыбаке и рыбке. 5.Сказка о царе Салтане. 6. У
Лукоморья дуб зеленый.
ФИЗМИНУТКА
3.Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Используется видеозапись сказки.
А) Работа с текстом до
чтения.
— Прочитайте название
произведения.
— Что можно узнать из
заголовка?
— Перелистайте страницы
учебника, обратите
внимание, что сказка не
написана сплошным
текстом, а поделена на
части.
Каждая часть – это новая
картина или рассказ о новых
событиях.
Б) Чтение учителем первой
части.
Словарная работа:
Ветхая землянка — дом,
вырытый в земле, очень
старый.
Невод — сеть рыболовная.
Откуп – плата.
Простофиля — глупый,
несообразительный человек.
В) Чтение части детьми (
хорошо читающими).
Чтение по цепочке, по
рядам, и предложениям.
Словарная работа:
Кликать – звать.
Пуще – больше.
Корысть – выгода.
4.Рефлексия.
С каким настроение вы заканчиваете урок? Почему? Как бы вы поступили на месте
старика? Чему научились на этом уроке?
5.Домашнее задание.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки стр.90—93 (4 части).
УРОК 2.
Тема: Работа над образами главных героев сказки.
Задачи урока:
развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков
правильного, выразительного и осознанного чтения;
развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ,
основываясь на тексте произведения;
воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для
успешного существования в социуме.
Оборудование:
На доске портрет и высказывание А. С. Пушкина, пословицы, 11 картинок с
изображением золотой рыбки для игры;
выставка книг со сказками А. С. Пушкина;
экран, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
— А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»…
— А любите ли вы читать сказки? Почему? (Рассуждения учеников).
— Сегодня на уроке мы проследим за сюжетом и поговорим о главных героях «Сказки о
рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Г) Чтение «по цепочке».
Словарная работа.
Чупрун – чуб.
Вопросы:
— Кем захотела теперь быть старуха?
— Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?
— Найдите и прочитайте в тексте (стр.34).
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, не молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
Е) Чтение детьми вполголоса. Анализ содержания.
— Как встретило море старика?
— Найдите и зачитайте слова, с которыми обратилась к старику рыбка.
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!»
Ж) Чтение одним учеником.
— Почему народ над старичком насмеялся?
«Не садися не в свои сани!»
— Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
Словарная работа.
Невежа…
З) Начало читают дети по учебнику.
Далее просмотр фрагмента из видеофильма.
— Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху? (Рассуждения детей).
— Есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (Рассуждения
детей).
— Как вы думаете, почему? (Рассуждения детей).
— Какая есть другая русская народная сказка, где рыба исполняет желания?
3. Подготовка к разбору сказки.
Вы дома работали со сказкой.
— Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (Рассуждения учеников).
— Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
Все ученики делятся на 3 группы (по рядам). Каждая группа по очереди «вылавливает» с
доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За
правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).
Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная, белёная).
Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые).
В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (Соболья душегрейка, парчовая корона).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).
Что держит стража царицы на плечах? (Топорики).
Что ела за столом старуха—царица? (Пряник).
Куда отправила старуха—дворянка старика работать? (На конюшню).
Как встретила старика старуха—царица? (Выгнала).
Что общего у сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке» и других известных вам
сказок? (Работа в парах, обсуждение, затем высказывание детей).
(На экране открываются слова) Высказывание детей могут отличаться от слов,
высветившихся на экране.
Есть зачин, концовка
Волшебство
Повторение сюжета
Магическое число
Добро побеждает зло
4. Разбор сюжета.
— Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (Золотая рыбка).
— В чём необычность рыбки? (Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом,
исполняет желания).
— Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.
— Чем они похожи? (Во всех идёт разговор старика и рыбки).
— Чем отличаются? (Меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется
состояние моря).
— Как просит старуха?
— А меняется ли манера поведения старика возле моря?
«молвит ласковое слово, с поклоном»
— Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?
(Рассуждения учеников).
— Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать
примерами из текста.
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи.
Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные
ими отрывки. Ответы детей обобщаются).
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный,
неблагодарный.
— Кто из героев вам больше нравится? Почему?
— Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только
положительными?
— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать,
выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно
означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым
характером?
— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта.
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае,
если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять
старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей
перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
— Случается ли такое в жизни?
— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер,
настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят
тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
— Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам –
урок».
— Какой же урок преподал нам великий поэт? (Высказывание детей).
— Выберите наиболее точную формулировку:
Как здорово поймать волшебную рыбку!
Как плохо быть сварливым и жадным, жестоким.
Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.
Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь
пострадать.
5. Итог урока.
— Перечитайте «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и подумайте, кто ещё является в
сказке действующим «лицом».
УРОК 3.
Тема: Работа над образом моря – как одного из героев сказки.
Задачи урока:
проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися
моментами, характерное для сказки;
проследить смену эмоциональной окраски повторов;
обсудить нравственный вывод сказки;
развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков
правильного, выразительного и осознанного чтения.
Оборудование:
на доске портрет А. С. Пушкина;
детские рисунки «море»;
выставка книг со сказками А. С. Пушкина;
экран, компьютер.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
— «Сказка о рыбаке и рыбке» не просто повествует о жизни старика и его встрече с
волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. В конце урока вы должны мне
ответить на вопрос: Чему каждого из вас научила сказка?
А) Работа по содержанию (найти и зачитать ответы из текста).
— На уроке мы определим ещё одно действующее лицо в сказке.
— Что просила старуха в первый раз? (Корыто).
— Прочитайте как А.С. Пушкин описывает море, к которому пришел старик (Море слегка
разыгралось). Чтение сопровождается иллюстрацией моря на экране.
— Что во второй раз захотелось старухе?
— Как изменилось море? Найдите (Помутилося синее море). Чтение сопровождается
иллюстрацией моря на экране.
— Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.
— Какими словами обращается старик к рыбке?
«Смилуйся, государыня рыбка».
— Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз?
«Разбранила меня моя старуха…»
« Избу просит сварливая баба…»
Б) Чтение по ролям отрывка из сказки.
— Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется? (Зачитать из текста).
«Не хочу быть черной крестьянкой
Хочу быть столбовою дворянкой…»
«Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том,
что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто,
которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но
столбовой дворянкой старухе становиться негоже».
— И море дает старику об этом знак.
— Кем захотела теперь быть старуха? (Вольною царицей).
— Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху? Найдите и прочитайте в тексте
.
— Как встретило старика море? (Почернело синее море). Чтение сопровождается
иллюстрацией моря на экране.
— Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием
встречая старика, успокаивает:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!»
— И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она
просто «сидит царицей» — уселась на трон в роли царицы.
— Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей
морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках? (Черную бурю). Чтение
сопровождается иллюстрацией моря на экране.
— Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады
никому.
— Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:
Ничего не сказала,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
— Почему? (Потому что милость небезгранична).
— Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не
только на земле, но и на море.
— Я возвращаюсь к вопросу, который задала в начале урока.
— Назовите еще одно действующее «лицо» в этой сказке. (Море).
— Чему научила вас сказка А.С.Пушкина? (Ответы, рассуждения детей).
Спасибо за активное участие на уроке.
Проходят года. Но время не властно над памятью поэта. Во многих городах Росси
поставлены памятники великому поэту (На экране памятники А.С. Пушкину).
3. Домашнее задание: Представьте себя художниками—оформителями и оформите
обложку для книги «Сказка о рыбаке и рыбке».
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения
Цель: отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании положительных качеств характера для успешного существования в социуме; развивать память, речь, мышление.
Оборудование: учебник, карточки с заданием.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
-
Организационный момент.
— Здравствуйте! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, зовут меня Дарина Андреевна. Давайте проверим все ли необходимое есть у вас на партах! Нам понадобится учебник. Все остальное уберите в портфели! И так, начнем наш урок.
II. Актуализация знаний.
-
Разминка «Читалочка». (На доске чистоговорка)
Тара-тара-тараторка,
Быстрая чистоговорка,
Чистая чистоговорка.
Я её проговорю
И пятёрку получу.
1) Читаем глазками.
— Что это? для чего нужна чистоговорка?
2)Читаем хором.
— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?
3)Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.
4) Интонационное чтение (с точкой, ? ,с! ).
Вывод:
— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?
III. Сообщение темы и цели урока.
– Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?
(ксазак)
– Сказка.
– Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?
– «Сказка о рыбаке и рыбке».
– А кто автор этой сказки?
– Александр Сергеевич Пушкин.
– Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?
– Происходит волшебство.
– К какому виду сказок относится «Сказка о рыбаке и рыбке»
– Это волшебная сказка.
– Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?
– Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою «Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.
– Старик, Старуха, рыбка.
IV. Изучение нового материала.
-
Работа с карточками.
— В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.
Какой характер у старика и старухи? Соедини стрелками «Сказка о рыбаке и рыбке».
Характер старика Характер старухи |
сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный алчный податливый грубый неуживчивый |
-
Характеристика старика.
– Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.
План.
1. Где живёт герой?
2. Чем занимается?
3. Какие поступки совершает?
4. Какой характер у героя?
5. Что вам понравилось или не понравилось в герое?
— Первому характеристику мы дадим старику.
– Где живёт старик?
– Старик живёт у моря. В ветхой землянке.
– А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.
– Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
— Чем занимается старик?
– Старик ловил рыбу.
– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.
– Старик ловил неводом рыбу.
— Какие поступки совершает старик?
– Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.
— Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.
— Раз он в море закинул невод,
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
— Какой характер у старика?
— Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.
– Докажите, что характер у старика был добрый?
– Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.
– А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?
— Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.
— Что вам понравилось или не понравилось в старике?
(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.
-
Характеристика старухи.
– Где живёт старуха?
– Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.
— Чем занимается старуха?
– Старуха прядёт свою пряжу.
– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.
– Старуха пряла свою пряжу.
— Какие поступки совершает старуха?
– Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.
– Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.
Новая изба.
Столбовая дворянка.
Новое корыто
Владычица морская.
Вольная царица
— Какой характер у старухи?
— Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,
злобная, властная, грубая.
— Что вам понравилось или не понравилось в старухе?
4. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
5. Самостоятельная работа.
— Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке. (Выслушиваются ответы детей).
— Как мы можем узнать настроение рыбки?
— Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.
— Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.
Подбери к каждому рисунку цитату из сказки
– Почему так изменялось настроение моря?
— Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.
— А можно ли море считать четвёртым героем сказки?
– Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.
– Вспомните, как называется сказка?
— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?
Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?
— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.
— Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.
1. Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!
2. Как плохо быть сварливым и жадным.
3. Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.
V. Итог урока.
— Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?
Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
— Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?
Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»
— Кто испытывал трудности?
Закончи фразу « Мне было трудно…»
VI. Домашнее задание.
Тема “ Сказка о рыбаке и рыбке”.
Цели:
- познакомить с некоторыми страницами биографии
поэта; - обобщить и расширить знания учащихся о
творчестве А.С.Пушкина; - выявить, насколько они знакомы со сказками
великого русского поэта; - формировать у детей умение выразительно и
вдумчиво читать отрывки из сказок; - участвовать в конкурсах;
- развивать артистические способности;
- воспитывать умение видеть красоту окружающего;
- работать над техникой чтения;
- расширять кругозор детей и обогащать их
словарный запас; - воспитывать чувство любви к творчеству
А.С.Пушкина.
Оформление кабинета.
Портрет А.С.Пушкина; родословная поэта;
иллюстрации к сказкам. Цитата поэта “Что за
прелесть эти сказки! Каждая из них-поэма”;
“Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок!”
Высказывания писателей и поэтов об
основоположнике русской поэзии. Журнальный
столик, свечи в подсвечнике, чернильница, перо,
книги; реквизиты и костюмы для инсценировок;
корзинка с орешками; аудио- и видеоматериалы к
уроку; учебник “Маленькая дверь в большой мир” 1
часть (авт. Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.)
До звонка на урок звучит фонограмма “Как
упоительны в России вечера”
Ход урока.
1. Организационный момент
Прежде чем мы начнём серьёзную работу,
выполняем упражнения на развитие
артикуляционного аппарата.
— Упражнения для языка (вращение, “маятник”)
— Упражнения для губ (“пятачок- улыбка”)
— “Радиотеатр”: озвучиваем сказку (дует ветер,
жужжат насекомые, скачет лошадка)
Выполняем упражнения на развитие дикции:
произнесение одной и той же скороговорки с
разными интонациями (удивление, огорчение,
радость).
2. Сообщение темы и цели урока.
Звучит фонограмма “Как упоительны в России
вечера”, на фоне музыки
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди:
Кто-то год, а кто-то целый век,
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передаётся в поколеньях.
Тот огонь, что он зажёг у нас,
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспаляет от искры заветной. (Л.Преображенская)
Музыка продолжается громче
Выходят мальчик и две девочки в белых бальных
платьях. Они зажигают свечи памяти у портрета
Пушкина, которые будут гореть весь урок, согревая
и объединяя присутствующих. Дети садятся.
Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости!
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с
произведением нашего любимого писателя
Александра Сергеевича Пушкина.(Показывается
портрет) Прочитайте тему урока.
3. Информация об авторе
Звучит “Вальс” Штрауса
Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь
в самом начале и уже не покидает до конца.
Трудно найти человека, который не знал бы и не
любил этого замечательного поэта. Родился он 6
июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства
был окружён заботой и вниманием своих родителей.
Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного
дворянского рода. Он любил литературу, был знаком
со многими литераторами, собрал большую
библиотеку.
Мать поэта, Надежда Осиповна, урождённая
Ганнибал, внучка “арапа Петра Великого” была
остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь,
блистала на балах, любила развлечения.
Отец разрешал пользоваться своей библиотекой.
И маленький Саша пристрастился к чтению книг и
перечитал их великое множество. Он любил книги.
Они были верными друзьями.
В детстве рядом с ним были бабушка Мария
Алексеевна Ганнибал (показываю на родословной) и
няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи
Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к
детям оставшаяся в этом доме.
Эти две замечательные сказочницы подарили
мудрость, заключённую в волшебных образах.
Образы перешли в сказки.
Его сказки — это тайна, где каждая строчка
хранит частицу души поэта. Читая его
произведения, мы с вами становимся богаче душой,
щедрее, счастливее.
4. Конкурс
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые,
весёлые, они полны красоты и вдохновения, не
похожи одна на другую. Давайте вместе вспомним
эти сказки.
Показывается фрагмент из видеофильма “Сказка
о царе Салтане…” Песня Белочки “Во саду ли, в
огороде”.
*В какой сказке Пушкина мы встречаемся с такой
затейницей? (Ответы детей)
Этими непростыми орешками поделилась с вами
Белочка.
Ну-ка, возьмите по орешку и ответьте на вопрос
Белочки.
Звучит “Вальс” Штрауса.
Ребята берут орешки, раскрывают их и отвечают
на вопросы.
* Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с
золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой
Черномором, царевна Лебедь)
* В кого превращался князь Гвидон, чтобы
повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху,
шмеля.)
* Какими словами заканчивается “ Сказка о
золотом петушке”?
(“Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок”.)
* Как звали родителей поэта? (Сергей Львович,
Надежда Осиповна.)
* Где встретились поп и Балда? (На базаре.)
Белочке очень понравилось, ребята, как вы
отвечали на вопросы, и решила преподнести вам
сюрприз (раздаются грец. орехи)
5.Чтение сказки А.С.Пушкина.
Итак, домовой Афанасий Федорович приглашает
вас, ребята, к чтению.
Откройте, пожалуйста, стр. 30.
А) Работа с текстом до чтения.
У.- Прочитайте название произведения
Д.- “Сказка о рыбаке и рыбке”
У.- Из чего ясно, что это сказка.
Д.- Из заголовка
У.- Что еще можно узнать из заголовка?
Д.- О героях. Рыбак и рыбка.
У.- Кто изображен на иллюстрации?
Д.- Старик с неводом, старуха, которая прядет
пряжу.
У.- Где будут происходить события
Д.- Около моря
У.- Перелистайте страницы, посмотрите какая
большая сказка. Она не написана сплошным текстом,
а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о
новых событиях.
Б) Чтение с комментированием
Читает учитель, дети отмечают карандашом
ключевые слова по ходу чтения.
Звучит музыка.
1 ЧАСТЬ (стр. 30-31)
Словарная работа идет по ходу чтения.
Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень
старый.
Невод — сеть рыболовная
Откуп — плата
Простофиля — глупый, несообразительный человек
Вопросы после прочтения.
*** Где жили старик со своею старухой?
*** Как жили?
*** Сколько лет?
*** Чем занимался старик? А старуха?
*** Найдите, ребята сказочную примету
(Трижды закинул невод в море)
*** Еще есть сказочная примета?
(Золотая рыбка)
*** Где в ее словах обращение? Найдите.
(Отпусти ты, старче, меня в море)
*** Как разговаривает старик?
(Ласково, тепло)
*** А как он рассказывает о чуде старухе?
(С удивлением)
*** Как предстает море поначалу? Найдите.
(Как безбрежный синий простор)
*** Как отнеслась старуха к рассказу старика?
(Она забранила)
*** Определите тон чтения.
(Спокойный)
2 ЧАСТЬ
Словарная работа. Дети читают “ по цепочке”
Кликать — звать
Пуще — больше
Корысть — выгода
*** Что просила старуха в первый раз?
(Корыто)
Обратите внимание, ребята, на эффект повтора.
Передавая золотой рыбке слова старухи, старик
их полностью повторяет
*** Что заметил старик в этот раз?
(Море слегка разыгралось)
*** Что теперь захотелось старухе?
(Избы)
*** Как менялось море? Найдите.
(Помутилося синее море)
Но красоту свою природную не изменило, осталось
синим.
*** Какими словами обращается старик к рыбке?
(“Смилуйся, государыня рыбка”)
*** Как отзывается старик о своей старухе в
первый раз, во
второй раз?
(“Разбранила меня моя старуха…”
“ Избу просит сварливая баба…”)
6.ФИЗМИНУТКА
Чтобы старик не отчаивался, давайте мы его
поддержим.
(Дети танцуют под песню “ Задумал да старый
дед”) исп. Н.Кадышева
3 ЧАСТЬ
Чтение по ролям.
*** Не успокоилась старуха. Чего ей теперь
хочется?
Найдите ответ в тексте.
(“ Не хочу быть черной крестьянкой
Хочу быть столбовою дворянкой…”)
Неспокойно встретило море старика в третий раз,
знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не
приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое
в хозяйстве корыто, которое и в самом деле
развалилось или изба вместо обветшавшей
землянки – это одно, но столбовой дворянкой
старухе становиться негоже.
И море дает старику об этом знак
Старуха вздурилась.
Словарь. Чупрун- чуб
Старуха не обращает внимания на богатые
украшения, нисколько не радуется новому дворцу, а
начинает проявлять свою властную натуру.
Получив в подчинение слуг, на конюшне служить
старика посылает.
4. ЧАСТЬ.
Просмотр фрагмента из видеофильма “Сказка о
рыбаке и рыбке”.
*** Кем захотела теперь быть старуха?
(Вольною царицей)
*** Как старик пытался усовестить, урезонить
свою старуху?
Найдите и прочитайте в тексте (стр.34)
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, не молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”)
5 ЧАСТЬ
Чтение вполголоса. Анализ содержания.
*** Как встретило море?
(Почернело синее море)
Но старику пришлось отправляться к золотой
рыбке просить царский сан для своей старухи.
Но что было делать?
Знал, что все равно приведут его сюда силой.
Просмотр фрагмента из видеофильма “ Сказка о
рыбаке и рыбке”
Все беспокойнее становится море, но сама
золотая рыбка, с неизменным радушием встречая
старика, успокаивает:
“ Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!”
6 ЧАСТЬ
Громкое чтение. Обмен впечатлениями.
Властолюбие ненасытно.
И вот старуха уже хочет быть вольною царицей.
Описание самой царицы нет. Она просто “сидит
царицей” — уселась на трон в роли царицы. На
время.
*** А почему народ над старичком насмеялся и
говорил
“Не садися не в свои сани!”
Когда так говорят?
(Когда человек не соответствует месту, которое
занимает)
Словарь. Невежа
7 ЧАСТЬ
Начало читают дети по учебнику
Далее просмотр фрагмента из видеофильма.
*** Что увидел старик на море в последний раз,
когда старуха пожелала стать владычицей морскою,
а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?
(Черную бурю)
Спокойное синее море превратилось в грозную
стихию, от которой не будет пощады никому.
Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:
Ничего не сказала,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
*** Почему?
(Потому что милость небезгранична)
Ушла. Тем самым она положила конец желанию и
стремлению старухи властвовать не только на
земле, но и на море.
Чтение сказки завершено.
*** Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала
старуху?
(За жадность)
*** Ребята, как вы думаете, почему в названии нет
старухи, хотя сюжетная канва сказки строится
вокруг нее?
(Злые, корыстные, завистливые люди не достойны
присутствовать в названии)
*** Я, считаю, что старик не положительный герой
сказки? А ВЫ?
(Потому что он выполняет все приказы старухи,
тем провоцирует ее на большее зло).
Не имеет твердого характера, хотя добр и
простоват.
*** Какую ошибку, на ваш взгляд он допустил?
(Не проговорись он о диковинной говорящей рыбке
своей старухе, не видать бы ему таких
унижений, никто бы его на конюшню служить не
посылал, взашей не выталкивал).
*** Назовите еще одно действующее “ лицо ” в
этой сказке.
(Море)
А.С.Пушкин, как мы уже сказали, обращается к
эффекту повтора, чтобы привлечь наше внимание к
требованиям старухи.
А также принцип повтора у поэта сливается с
традиционным для народного творчества приемом
нарастания
На земле — от корыта до царского сана
На море — от синей безбрежности до черной бури.
*** Огорчился ли старик, увидев снова свою старую
землянку?
(Пожалуй, нет. Потому что он убедился, что все
злое, недоброе не приносит счастья)
7 Подведение итогов урока.
*** Какой же урок извлекли вы из сказки?
(Остался у разбитого корыта.
Все потерял, что было. Остался ни с чем.)
Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание: подготовить выразительное
чтение сказки; работать над архаизмами. Написать
мини сочинение(5-6 предл.)
Если бы вы вдруг оказались в этой сказке, о чем
бы вы попросили
Золотую рыбку?
Почему?
8.Заключительная часть урока.
Урок заканчивается. Свечи памяти гаснут, но
строки А.С.Пушкина никогда не гаснут в наших
сердцах.
Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с
нами.
Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное –
любите Пушкина.
Финальная песня.
Сказки Пушкина. (сл. и муз. О.Ященко)
Ночь придет, и в поднебесье
Звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье
Нас с тобою приведет!
Там на острове чудесном
Расписные терема!
Изумрудные орешки
Белка сыплет в закрома!
Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут и мне, и тебе
Оказаться опять в той волшебной стране!
Сказки Пушкина – чудо – страна!
Свои Двери открыла она!
Эти сказки опять и опять
Будут дети читать, будут дети читать,
Снова будут их дети читать!
Благодарю всех ребят за активное участие на
уроке, присутствующих гостей за добрую, милую
улыбку и поддержку. Всего самого доброго. До
встречи!