-Ребята, я очень рада всех вас видеть на нашем уроке.
-Сегодня наша встреча необыкновенная, волшебная. Мы с вами отправимся в путешествие. Подравняйтесь, все готовы? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в сказку.
Пойдём потихонечку на носочках, чтобы сказку не вспугнуть.
-Ребята, посмотрите, наш гномик горько плачет. (Дети видят гнома и две картинки с изображением двух мальчиков в народном и строгом костюмах).
-Гномик, расскажи нам, что с тобой произошло.
Гномик: Как же мне не плакать, пришли ко мне гости, Дима (картинка мальчика в народном костюме) и Антон (картинка мальчика в строгом костюме), принесли с собой инструменты. Хотели мы вечер музыки устроить, да прилетела злая колдунья, и все инструменты перемешала. Помогите, пожалуйста, Диме и Антону собрать свои инструменты.
– Какие инструменты мы будем собирать для Димы? (народные)
– Какие для Антона? (симфонические)
Музыкально-дидактическая игра « Музыкальные инструменты».
-Молодцы! Гномик нам в благодарность приготовил самый настоящий сюрприз, он приглашает нас в симфоническую сказку.
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка,
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажут о Пете и Волке,
скрипки, кларнет и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные – двери страницы,
В нее поскорей отвори.
-Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк», которую написал для детей С.С. Прокофьев. Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?. (Ответы детей)
-Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки.
-Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Обращение внимания детей на слайд «Симфонический оркестр».
-Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке.
-Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Характер темы может меняться в зависимости от действия, происходящего в сказке, но она всегда узнаваема. Сейчас мы с вами в этом убедимся сами. Я попрошу вас записать, какого персонажа изображает тот или иной инструмент.
Знакомство с персонажами сказки.
А теперь я познакомлю вас с экранизацией Диснея на нашу симфоническую сказку
Сказка (просмотр).
-Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.
-И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом,— каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет — крадется кошка; заворчал фагот — дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны — появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк — волк проглотил утку.
Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку.
-Ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка, что все персонажи сказки разбежались и побросали свои инструменты. Прошу вас помочь мне подобрать пару к каждому персонажу.
Музыкально-дидактическая игра «Подбери пару».
(Дети подбирают музыкальный инструмент, который исполняет главную партию каждого персонажа.)
-Ребята, сегодня мы много говорим о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого их персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.
Пластическая импровизация
Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.
-Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?
-А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая эмоционально насыщенной, волшебной?
-Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами.
-Итак давайте все вместе вспомним, чему был посвящён наш урок?
-Кто является автором симфонической сказки «Петя и волк»?
-Почему эта сказка является симфонической?
-Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.
-Всем спасибо за внимание, наше занятие окончено.
Урок музыки в 3 классе по теме:
«Тембры музыкальных инструментов на примере сказки С.С.
Прокофьева «Петя и волк»
Цель:
• дать представление детям о тембрах музыкальных
инструментов, их особенностях;
• развивать фантазию детей;
• воспитывать чувство партнерства, умение работаьб в группе.
Ход урока:
1. Стадия вызова
Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с тембрами
музыкальных инструментов. Кто знает, что такое «тембр»? Запишите в
тетрадях определение данного слова, как вы считаете. (1 минута).
Поделитесь своими догадками с соседом. Обсудите с соседом то, что
написали. (30 секунд)
Рассматривать нашу тему нам поможет сказка, которая называется
«Петя и волк». Как вы думаете, какие герои нам встретятся в этой сказке?
(рисуем кластер на основе детских предположений)
Например:
2. Стадия содержания.
Чтение с остановками:
Петя жил со своим дедушкой в деревянном доме. Вокруг дома рос
красивый сад.
Как—то раз собрался Петя погулять. Он вышел из сада, оставив калитку
открытой. Глядь, а следом за ним – утка. Она тоже решила пойти погулять, а
заодно искупаться в пруду.
Тут и маленькая птичка прилетела, села на бережку и ну смеяться наз
уткой:
—Утка, утка, ты всегда или плаваешь или ходишь. Ну что ты за птицаЮ
коли не умеешь летать?
—а ты что за птица, коли не умеешь плавать? –отвечала утка.
Так они спорили, и каждая стояла на своем.
В это время неподалеку гуляла кошка. Тихо, незаметно ступала она в
высокой траве.
Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше?
(предположения детей)
—какое прелестное чириканье! Какой несравненный щебет! – сказала
кошка, услышав пение маленькой птички. — Вот кто сгодится мне на завтрак, —
решила она и стала подкрадываться все ближе и ближе.
— Осторожно! – закричал Петя, поняв, что птичке грозит опасность.
Как вы думаете, кошка съест птичку? Почему? Что случится
дальше?
Птичка в тот же миг вспорхнула на ветку дерева, а утка уплыла на
середину пруда и стала недовольно крякать, поглядывая на кошку. А та
смотрела на птичку и думала: «Стоит ли мне лезть на дерево за этой птицей?
Пока буду карабкаться, она уже улетит».
В это время из дома вышел дедушка.
Как вы думаете, какой дедушка по характеру? Для чего он вышел из
дома?
— Петя! – закричал он. _ Я же просил тебя не выходить из сада.
Говорят, тут бродит волк. Как бы не заглянул к нам. А ты вон и калитку не
прикрыл. Давай—ка, возвращайся домой!
Дедушка подошел к Пете и, держа его за руку, повел к дому. Он
крепко—накрепко закрыл калитку. И кА раз вовремя: всего через несколько
мгновений большой серый волк вышел из леса.
Что случится дальше?
Испуганная кошка забралась на старое кряжистое дерево.
Бедная утка по неосторожности ушла далеко от пруда. Волк решил
поймать утку. Он проглотил ее одним махом и принялся кружить вокруг
огромного дерева, где пряталась кошка. С одной стороны меж ветвей он
видел кошку, которая дрожала всем телом от страха, а с другой –
неподвижно сидевшую на ветке птичку.
Петя внимательно наблюдал за происходящим, стоя рядом с домом.
Он вовсе не боялся волка. Высокий забор огораживал сад, а дерево стояло
прямо за забором. Одна из могучих ветвей перевешивалась через зебор.
У Пети возник смелый план.
Как вы думаете, что придумал Петя?
Петя ухватился за ветку, забрался на дерево и прошептал птичке:
— Слушай меня! Ты должна летать над волком, кружась в воздухе, как
ты умеешь это делать. Только будь осторожна, чтобы он не поймал тебя.
Поняла?
— Да, — ответила птичка.
Петя спрыгнул с дерева и побежал в дом за большой веревкой, потом
сделал на конце веревки петлю.
В это время птичка порхала прямо над волком. Как же она злила его!
Как ему не терпелось съесть бедную птичку!
Как вы считаете, удастся Пете схватить волка?
Петя забрался на дерево, раскрутил веревку с петлей и ловко
набросил ее на волка. И петля – вот чудо! – затянулась прямо на загривке у
серого. Петя потянул за веревку посильнее и конец ее привязал к ветке. Так
волк угодил в ловушку.
В это время три охотника показались из леса: они шли по следам
волка. Дни и ночи напролет они преследовали его.
Что же случится с волком?
— Не стреляйте! – закричал Петя. – Я уже поймал волка! Помогите мне
отвести его в зоопарк!
И вот Петя гордо идет по дороге, ведущей в зоопарк соседнего
большого города. За маленьким мальчиком следуют три охотника, а за ним –
дедушка и кошка. Над их головами радостно щебечет птичка:
— Вы видели, вы это видели! Мы с Петей поймали волка!
Дедушка бормочет себе под нос:
— Это все, конечно, хорошо, но что бы случилось, если бы он не
поймал волка?
А если прислушаться, то можно было услышать тихий голосок:
— Выньте, выньте меня отсюда!
Это утка кричала из живота волка. Он так торопился, что проглотил ее
живьем.
В зоопарке удалось спасти утку: волку пошире раскрыли пасть – и
кряква выпрыгнула из нее прямо на зеленую траву. Так друзья собрались все
вместе: дедушка и Петя, кошка, утка и птичка.
Ребята, мы с вами прослушали сказку и теперь знаем, что жде
случилось на самом деле. Обратим внимание на наш кластер. Посмотрите,
на нем написано очень много героев, которых нет в нашей сказке, и не
написаны те, кто там встречается. За одну минуту нарисуйте в ваших тетрадях
исправленный вариант кластера:
А теперь каждый из вас станет композитором. Ваша задача: каждому
герою вы должны подобрать музыкальный инструмент, который, по вашему
мнению, точно сможет передать характер героя.
(самостоятельная работа на 3 минуты)
Обсудите ваши варианты с соседом. Что у вас совпало, а что – нет.
( 1 минута)
Каждая парта называет по одному варианту инструментов ЧС
аргументацией, учитель записывает варианты в кластер.
А сейчас послушаем симфоническую обработку этой сказки так, как
решил Сергей Сергеевич Прокофьев. Подумайте, почему именно эти
инструменты использовал композитор для передачи характера того или
иного героя.
(слушание тем героев)
Дорисуйте свой кластер правильными тембрами инструментов по
мнению Прокофьева.
Как вы думает, почему голоса именно этих инструментов выбрал
композитор?
(ответы детей)
Совпали ваши предположения с его мнением?
Теперь я прошу вас вернуться к вашим определением, что такое
«тембр» и попробуйте добавить в него изменения, зная специфику звучания
многих музыкальных инструментов, услышанных на сегодняшнем уроке.
3. Рефлексия
Ребята, а что было бы, если бы Петя не поймал волка? Напишите свои
мысли в тетрадях.
Обсудите ваши мнения в парах. Заслушаем некоторые концовки сказки.
Скрипки, альт,
виолончель
Вашим домашним заданием будет сказка «Репка». Вы должны каждому
герою, по примеру сказки «Петя и волк», подобрать соответствующий по
вашему мнению, музыкальный инструмент.
Учебно-методический комплекс
Авторская программа «Музыка»
Авторы: Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Раздел: « В концертном зале»
Тема урока:
Симфоническая сказка. С. Прокофьев « Петя и волк».
Цель урока:
Знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева “Петя и волк”.
Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД
Познавательные УУД: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Коммуникативные УУД: выделять информацию исходя из собственных наблюдений, передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании.
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
работа в творческих листах (из тетради).
Личностные УУД: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к музыкальному наследию своей страны.
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью пластических движений, интонационных импровизаций; выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.
Основные понятия:
-
Музыкальные инструменты.
-
Симфонический оркестр.
-
Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра.
-
Музыкальные портреты в симфонической музыке.
-
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
-
Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Метапредметные связи:
Включение в контекст урока сведений из
-истории (биографические данные о С.С.Прокофьеве), произведений литературы («Сказка Петя и Волк»),
-изобразительного искусства (иллюстрации к сказке, картинки с изображением симфонического оркестра, музыкальных инструментов),
-театрального искусства,
-хореографии (пластические этюды).
Медиаобразование — зрительный ряд (презентация) выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Ресурсы:
Учебник «Музыки 2 класс»
Фонохрестоматия к урокам музыки
Методическое руководство к уроку Музыка 2 класс.
Фрагмент «Рабочей тетради», тест.
Современная мультимедиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия «Шедевры мировой культуры».
Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
Детям о музыке [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.muz-urok.ru/petya_i_volk.htm
Афиша «Симфоническая сказка Петя и волк», С.С.Прокофьева.
Рисунки к произведениям С.С. Прокофьева.
Плакат «Симфонический оркестр», карточки с изображением струнно-смычковых инструментов -скрипка, альт, виолончель, контрабас; деревянных духовых — флейта, гобой, кларнет, фагот.
Изображение дерева, картинки с изображением яблок (красных, оранжевых, зеленых) по количеству учащихся.
Кластер – герои сказки «Петя и волк» и надписями инструментов.
Ноутбук, проектор, презентация к уроку, флеш-тесты.
Фортепиано.
Этапы урока:
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент
Коммуникативные УУД — Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог
Регулятивные УУД – Формирование положительного отношения
к учению.
Музыкальное приветствие.
Настрой на урок с опорой на имеющиеся знания о композиторе С.Прокофьеве и его музыке
Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?
Проверка домашнего задания.
Назовите неизвестное нам произведение, которое есть на нашем стенде?
Сегодня мы познакомимся с новым произведением С.С.Прокофьева «Симфоническая сказка Петя и волк» Приложение1слайд 5
Рассказ о творчестве русского композитора и педагога С. Прокофьева (1891-1953).
Никто из современных композиторов не писал такого большого количества произведений для детей. Композитор родился на Украине в селе под звонким названием Сонцовка. Это был рыжий розовощекий мальчик, который начал сочинять в пять с половиной лет. Вместе с родителями он как-то побывал в Москве в Большом театре. Там впервые мальчик увидел балет П.И. Чайковского «Спящая красавица». Поездка в Москву придала его жизни новый смысл. Появляется первая опера «Великан». Мама Сергея Прокофьева очень бережно относилась к воспитанию сына. Она была его первой учительницей — строгой, заботливой и требовательной. Она научила сына оценивать каждый прожитый день, задавая ему вечером два вопроса: «Что ты сделал сегодня? Удовлетворен ли ты тем, что сделал?» Благодаря этому в композиторе удивительно сочетались серьезность, усидчивость, воля, любовь к труду и постоянная готовность к озорству, выдумке, шалостям.
Вход под музыку.
Эмоционально настраиваются на урок.
Отвечают на вопросы-
«Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет.
Рисунки, афиши к произведениям дети вывешивают на стенд с афишами.
Ответ— афиша «Симфоническая сказка Петя и волк» С.С.Прокофьев.
Целеполагание и мотивация
Коммуникативные УУД — проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач;
Познавательные УУД — узнавать тембры инструментов симфонического оркестра в звучании оркестровой партитуры, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Личностные УУД — волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока:
Будучи уже известным композитором Сергей Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку. Для них он и написал симфоническую сказку «Петя и волк». Исполняет ее чтец и симфонический оркестр.
Как вы думаете, какие герои нам встретятся в этой сказке?
Приложение1 слайд 6
Переворачивает карточки, на которых правильные ответы с именами героев.
Приложение1 слайд 7 (На экране Подтема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр» Приложение1).
Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
-Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Приложение1слайд 8
Перед вами две картины, сравним их: первая выполнена простым карандашом, вторая – красками. Вероятно, более выразительным является яркий, красочный рисунок. Чем пользуются художники для создания своих картин?
А как же в музыке? Какие краски есть у композитора, что помогает им создавать музыкальную палитру более разнообразной?
Приложение1слайд 9 Тембр
Создает условия для формирования понятия- тембровая окраска звука:
— Сегодня мы познакомимся с музыкальной краской – тембром. Я предлагаю сыграть в игру «Узнай по голосу!».
Приложение1 слайд 10
— И у каждого героя сказки «Петя и волк» есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.
Приложение1слайд 11
Подводит учащихся к определению темы.
Называет цель урока
У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.
Приложение1слайд 12
Ответы.
Записывают персонажей из сказок- (кластер на основе детских предположений) в фрагменте «Рабочая тетрадь» стр 2.
Ответы: Наверное, ее играет симфонический оркестр.
-Симфоническая, значит, от слова симфония.
-Это сказка, как симфония.
Ответ— красками.
Выбирают ведущего, он стоит спиной, учащиеся по просьбе учителя зовут его по имени. Тот определяет на слух голос зовущего. Самостоятельно дают определение «тембра». (определение на слайде -запись в лист,стр-1)
Дети с помощью учителя формулируют задачи:
-Будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.
Актуальность знаний
Познавательные УУД — расширение представлений о музыкальном языке
Ставит проблемный вопрос:
— Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?
— Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?
Привлекает учеников к слушанию музыки.
У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?
Приложение1слайд 14
Вступают в диалог, сотрудничество с учителем Ксюша: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (исполняет).
Данил: «Мне кажется Петя баловник и озорник, я хочу в своей мелодии показать Петю таким…» (Поет мелодию).
Андрей: «Я сочинил бы для него в стиле рэп, даже в нашем классе дети такие разные!» (Исполняет импровизацию).
Отвечают. Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
Отгадывают по музыкальному фрагменту жанр-марш.
«Открытие» нового знания детьми
Познавательные УУД — расширение представлений о средствах музыкальной выразительности, передавать настроение музыки в музыкально – пластических движениях.
Формулирует наводящие и проблемные вопросы.
— Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.
— Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Приложение1слайд 15 (гиперссылка)
-флеш тест-найди расположение струнных инструментов в схеме оркестра.
Приложение1слайд 16
Организует диалог с обучающимися:
— Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?
— Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
— Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»
Приложение1слайд 17
-Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.
-Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Приложение1слайд 18
На экране – Кошка, Утка, Птичка.
— Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).
-Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.
Приложение1слайд 19
-Какое настроение у Птички?
Приложение1слайд 20
— К какой группе инструментов относится флейта?
Продолжает диалог с обучающимися:
Приложение1слайд 21,22
На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк.
— Кому из героев сказки принадлежит эта тема?
Покажите жестами, движениями этого героя сказки.
-Почему вы решили, что это кошка?
Приложение1слайд 24 (Проверка ответов: на экране – Кошка)
-Тему Кошки исполнял инструмент кларнет.
-Какой тембр у кларнета?
-К какой группе инструментов относится? (Слушание).
Приложение1слайд 26 На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.
— Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
Приложение1слайд 28 (Проверка ответов: на экране – Уточка).
Приложение1слайд 29
-Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой.
-Какой тембр у гобоя?
-К какой группе инструментов относится гобой?
Приложение1слайд 29-флеш тест- (гиперссылка). Найди расположение деревянных духовых инструментов в схеме оркестра.
Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.
Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках.
На плакат «Симфонический оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов: «СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».
Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «2 скрипки, альт, виолончель».
Дискуссия в ходе беседы:
— Добрую, веселую, сердитую, нежную. 3-4 человека исполняют свои мелодии.
обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера дедушки
«Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.
— Сердитый, ворчливый, густой, низкий.
На плакат прикрепляется карточка с названием инструмента «ФАГОТ».
Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «фагот».
Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера птички.
— Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).
-Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
-Флейта – деревянный духовой инструмент.
На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ФЛЕЙТА».
Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «Флейта»
Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера кошки. Под музыку изображают кошку.
-Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.
-Низкий, бархатный, мягкий, спокойный.
Гобой – деревянный духовой инструмент.
На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «КЛАРНЕТ».
Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «Кларнет».
Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера утки.
-Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.
— Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.
-Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.
На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ГОБОЙ». Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «Гобой»
Обучающиеся выполняют задание.
Первичное закрепление
Приложение1слайд 30 (гиперссылка – Игра «Узнай инструмент»)
Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране.
Устно отвечают на вопросы.
Самостоятельная проверка
Регулятивные УУД формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация),
выполнять творческие задания.
Личностные УУД — эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам симфонической сказки.
Тестирование.
У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Получите, пожалуйста, приглашения на эту сказку. В них есть задания для вас, выполните их.
Приложение1слайд 30 (гиперссылка: ответы к тестам).
Детям выдаются «Приглашения» с заданиями – фрагмент рабочей тетради стр.3. (Работа в парах) оценивают правильность выполнения обмен тестами-взаимопроверка.
Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на экране.
Рефлексия
Регулятивные УУД – оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании
Коммуникативные УУД –инициативное сотрудничество с учителем.
Личностные УУД – рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах
Подводит итог:
Приложение1слайд 30
–Что вы узнали сегодня в результате нашего урока?
-Научились
А кто доволен своей работой? Почему?
Приложение1слайд 31 На экране появляются все герои сказки.
— Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.
Приложение1слайд 34 На экране остаются Волк, Охотники.
У: На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки. (гиперссылка)
— Совсем недавно был праздник 8 марта, к которому мы с вами готовили песни. Одна из них «Про бабушку». В сказке Петя гостил у дедушки. Мы можем с вами пофантазировать и представить, что бабушка этого мальчика похожа на героиню этой песни.
Предлагает исполнить песню с движениями
Приложение1слайд 35
Объясняет домашние задания
— Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.
— Сочинить сказку «Петя и волк
— Создать проект -«Симфоническая сказка Репка,… Колобок» Нарисовать героев выбранной сказки. Героям подобрать инструменты симфонического оркестра, которые смогут изобразить их, и подписать.
Приложение1слайд 36
Наш урок подошел к концу.
И я предлагаю вам помочь созреть яблочным плодам на дереве знаний.
Детям:
Красные -понравился
Наливные -хотелось бы почаще.
Зеленые — было трудно
Учителям — Если вам понравился урок и вы считаете, что такие уроки помогут развивать у детей творческие способности — наливные.
-Инструменты симфонического оркестра
-Героев симфонической сказки С.С Прокофьева «Петя и волк»
-Определять…
-Различать….
-Сочинять..
Оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании.
Определяют.
— Волк, Охотники.
Исполнение песни-«Про бабушку» (из репертуара М.Мудряк)
Инсценируют песню, импровизируя танцевальные движения – участвуют в создании музыкально –пластической композиции.
Коллективное исполнение песни.
Выбирают яблочко (возможно несколько) и прикрепляют к дереву.
Оценивают результаты работы на уроке.
конспект урока по теме: «С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Тема: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Цели урока:
Формировать потребность в общении с музыкой.
Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Обучение основам музыкальной грамоты.
Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.
Музыкальный материал урока:
С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание).
В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Работа по теме урока.
Беседа
-«Знакомство с деревянными духовыми инструментами».
-«Знакомство с ударными инструментами».
Знать:
-Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот;
-Сюжет симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева;
-Ударные инструменты: большой барабан, литавры.
Уметь:
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;
-Анализировать музыкальное произведение (Группа каких музыкальных инструментов начинает музыкальную сказку «Петя и волк»? Как звучит тема Птички, исполняемая флейтой? Какой показана Утка, «озвученная» гобоем? Что передают интонации кларнета (тема Кошки)? Почему тема Дедушки представлена звучанием фагота? Что изображают удары литавр в сказке? Какие интонации звучат в конце произведения?).
Приложение
Конспект
урока (3 класс)
Тема:
С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя
и волк»
Цели
урока:
-
Формировать
потребность в общении с музыкой. -
Учить
воспринимать музыку как важную часть
жизни человека. -
Формирование
эмоциональной отзывчивости, любви к
окружающему миру. -
Учить
видеть взаимосвязи между музыкой и
другими видами искусства. -
Обучение
основам музыкальной грамоты. -
Повышение
творческой активности, заинтересованности,
восприимчивости каждого ребенка,
формирование умения мыслить.
Музыкальный
материал урока:
-
С.
Прокофьев. Петя
и волк. Симфоническая сказка (слушание). -
В.
Шаинский, стихи Ю. Энтина. В
мире много сказок (пение).
Дополнительный
материал:
Ход
урока:
-
Организационный
момент. -
Сообщение
темы урока. -
Работа
по теме урока.
Беседа
-«Знакомство
с деревянными духовыми инструментами».
-«Знакомство
с ударными инструментами».
Знать:
-Деревянные
духовые инструменты: флейта, гобой,
кларнет, фагот;
-Сюжет
симфонической сказки «Петя и волк»
С.Прокофьева;
-Ударные
инструменты: большой барабан, литавры.
Уметь:
-Внимательно
слушать музыку, отвечать на вопросы
учителя, включаться в поисковую
деятельность;
-Анализировать
музыкальное произведение (Группа каких
музыкальных инструментов начинает
музыкальную сказку «Петя и волк»? Как
звучит тема Птички, исполняемая флейтой?
Какой показана Утка, «озвученная»
гобоем? Что передают интонации кларнета
(тема Кошки)? Почему тема Дедушки
представлена звучанием фагота? Что
изображают удары литавр в сказке? Какие
интонации звучат в конце произведения?).
Первая – стадия
вызова –
необходимо актуализировать и обобщить
имеющиеся знания, вызывать интерес,
мотивировать учащихся к активной учебной
деятельности.
Вторая – стадия
осмысления —
получение новой информации, её осмысление
и соотнесение с собственными знаниями.
Заключительная – стадия
размышления и рефлексии –
анализ процесса изучения материала,
целостное осмысление, обобщение
полученной информации.
Технология
развития критического мышления предлагает
определенные стратегии. Данный урок
предполагает использование двух
стратегий: “слушание (чтение) с
остановками” и “синквейны”. Непременное
условие для использования и приема
“слушание с остановками” найти
оптимальные моменты в сказке для
остановки, предлагая детям самим
определить дальнейшее развитие сюжета.
Можно задавать на остановке по два или
три вопроса, чтобы очевиднее стала
динамика изменения предположений на
основе новой порции информации. Дети
предлагают свои варианты ответов,
учитель кратко записывает их в таблицу.
Количество колонок по усмотрению
учителя.
Варианты
предложений.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Стратегия: “чтение
(слушание) с остановкой” предлагает
обсуждение заглавия произведения, его
содержания и проблематики.
На
заключительной стадии урока – рефлексии
— используется стратегия “синквейн”.
Строгие
правила составления “синквейнов”
таковы:
-
тема,
выраженная одним словом – существительным. -
описание
темы в двух словах – прилагательные. -
описание
действия тремя словами – глаголами. -
фраза
из четырех слов, выражающая отношение
автора к данной теме. -
одно
слово – синоним к первому, на эмоциональном
отклике автора.
Строгие
правила “синквейна” закрепляют за
каждой строкой не только определенное
количество слов, но и части речи, которыми
пользуется автор. Можно предложить
ребятам составить один “синквейн” на
двоих, что облегчит задачу. Составленные
“синквейны” обсуждаются всем классом.
Знакомство
с симфонической сказкой С. Прокофьева
“Петя и волк”.
Звучит
музыка в исполнении симфонического
оркестра. Можно использовать любое
знакомое произведение.
Учитель: В
чьем исполнении прозвучала музыка?
Дети: Эту
музыку исполнил оркестр.
Учитель: Какой
это был оркестр?
Дети: Это
симфонический оркестр.
Учитель: А
какие оркестры вы еще вы знаете?
Дети: Оркестр
народных инструментов и духовой оркестр.
Учитель: Верно,
посмотрим на таблицах эти оркестры и
вспомним названия некоторых инструментов.
Дети
называют знакомые инструменты.
Учитель: Давайте
вернемся к первой таблице, посмотрим
симфонический оркестр и вспомним
инструменты.
Дети
называют группы оркестра и названия
инструментов.
Учитель: Каждый
инструмент оживает в звучании, он также
как и актер на сцене играет свою роль.
И сегодня мы в этом убедимся, познакомившись
с симфонической сказкой Сергея Сергеевича
Прокофьева “Петя и волк”. Эта сказка
была написана в 1936 году.
О
том как рождалось это произведение
вспоминала Наталия Николаевна Сац: “Мы
с Сергеем Сергеевичем фантазировали
возможные сюжеты: я словами, он – музыкой.
Да, это будет сказка, главная цель которой
познакомить младших школьников с
музыкальными и инструментами; у нее
должно быть увлекательное содержание,
неожиданные события, чтобы ребята
слушали с непрерывным интересом – а
что будет дальше? Решили так: нужно,
чтобы в сказке были действующие лица,
которые могут ярко выразить звучание
того или иного музыкального инструмента.
Мы
решили, что в симфонической сказке для
самых младших слушателей должны быть
яркие образы с броскими характерами,
непохожими один на другой”.
II.
Стратегия “слушание с остановками”.
Стадия
осмысления
Учитель: Ребята
сказка называется “Петя и волк” как
вы предполагаете, какие ещё герои могут
присутствовать в этой сказке?
Варианты
ответов детей.
Учитель: Скажите,
о чем будет, эта сказка и как будут
развиваться события?
Дети
высказывают самые неожиданные
предположения.
Учитель: Ребята,
мы внимательно прослушаем вступление
и узнаем, с какими персонажами встретимся
в сказке.
После
прослушивания заполняется первые две
колонки: герой, инструмент.
Учитель: Мы
познакомились со всеми действующими
лицами сказки “Петя и волк”.
Слушание
начала сказки.
“Рано
утром пионер Петя открыл калитку и вышел
на большую зеленую лужайку…”
Здесь
можно сделать первую остановку и дать
ребятам возможность пофантазировать,
что произойдет дальше. Ответы детей
кратко записать в первую колонку.
Моменты
остановок учитель выбирает по своему
усмотрению. Заинтересованность детей:
“А что произойдет дальше?” предполагает
самые разнообразные, неожиданные и
противоречивые варианты ответов, которые
учитель записывает на доске в таблицу.
Затем ребята прослушивают фрагмент
сказки, сравнивают со своими ответами.
Ребята познакомятся с содержанием
сказки, когда таблица будет полностью
заполнена.
Ранним
утром пионер Петя выходит на большую
зелёную лужайку. На высоком дереве сидит
его знакомая Птичка, которая, заметив
Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку
пробирается Утка и направляется к пруду,
чтобы поплавать. Она начинает спорить
с птичкой о том, кому считаться настоящей
птицей ― Утке, которая не летает, но
плавает, или птичке, которая плавать не
умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая
поймать одну из них, однако птичка,
предупреждённая Петей, взлетает на
дерево, а утка оказывается в пруду, и
Кошка остаётся ни с чем.
Выходит
Петин дедушка. Он начинает ворчать на
внука, предупреждая его о том, что в лесу
ходит большой серый Волк, и, несмотря
на заверения Пети о том, что пионеры не
боятся волков, уводит его. Вскоре
действительно появляется Волк. Кошка
быстро залезает на дерево, а Утка
выскакивает из пруда, но волк настигает
её и проглатывает.
Петя
с помощью верёвки перебирается через
забор и оказывается на высоком дереве.
Он просит птичку отвлечь волка, и, когда
тот пытается её поймать, накидывает
волку на хвост петлю. Волк пытается
освободиться, но Петя привязывает другой
конец верёвки к дереву, и петля затягивается
на хвосте Волка ещё туже.
Из
леса выходят Охотники, которые давно
следили за Волком. Петя помогает им
связать Волка и отвести его в зоопарк.
Произведение завершается всеобщим
шествием, в котором участвуют все его
персонажи: впереди идёт Петя, за ним
Охотники ведут Волка, над ними летит
Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой,
продолжающий ворчать. Слышно тихое
кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая
в животе Волка, который так торопился,
что проглотил её живьём.
Герой |
Инструмент |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Птичка |
Флейта |
“Рано |
“Из |
“Волк |
“В |
“Они |
“Петя |
Утка |
Гобой |
||||||
Кошка |
Кларнет |
||||||
Петя |
Струнный |
||||||
Дедушка |
Фагот |
||||||
Волк |
Валторны |
||||||
Охотники |
Литавры |
Физминутка
отдыха “Оздоровительный этюд”
III.
Стадия рефлексии.
Анализ
прослушанного произведения, беседа по
вопросам:
-
Какое
впечатление произвел на вас Петя? -
Какие
инструменты исполняли тему главного
героя, помогали передать его характер? -
Какой
герой вам особенно понравился и
запомнился? -
Какой
инструмент характеризует его?
Стратегия
“синквейн”
Составить
синквейн.
Петя
птичка дедушка волк.
Например:
-
Петя
-
Любопытный,
храбрый. -
Гуляет,
спасает, ловит. -
Смелый
мальчик не боится волка. -
Герой.
Состав
оркестра: Флейта • Гобой • Кларнет
(in A) • Фагот • Три валторны •
Труба • Тромбон • Литавры •
Треугольник • Бубен • Кастаньеты •
Малый барабан • Тарелки • Большой
барабан • Первые скрипки • Вторые
скрипки • Альты • Виолончели •
Контрабасы
Каждый
персонаж представлен определённым
инструментом и отдельным мотивом:
-
Петя
― струнные инструменты (преимущественно
скрипки), C-dur, свободная и открытая
мелодия в духе пионерского марша; -
Птичка
― флейта в высоком регистре, G-dur,
виртуозные пассажи; -
Утка
― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия
в нижнем регистре; -
Кошка
― кларнет, G-dur, тема изображает грацию
и мягкую поступь кошки; -
Дедушка
― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в
нижнем и среднем регистре, имитирующий
ворчание; -
Волк
― три валторны, тема в g-moll; -
Охотники
― литавры и большой барабан (изображение
выстрелов), духовые инструменты
(финальный марш)
Выставление
оценок.
Вокально-хоровая
работа.
-
В.
Шаинский, стихи Ю. Энтина. В
мире много сказок (пение).
Разучить
и петь песню «В мире много сказок»
оживленно, радостно.
-
Итог
урока. -
Домашнее
задание. (29 урок)