План конспект урока по музыке 2 класс расскажи сказку

Урок музыки

2 класс

Раздел: «День, полный событий».

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен».
 
Расул Гамзатов

Дидактическая цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.

Задачи:

— познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

— вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

— воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.

Оборудование:

— компьютер, проектор, экран

— презентация к уроку;

— музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).

Примерный ход урока:

  1. Организационный момент.

        — Вход в класс под музыку.

        «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

        — Музыкальное приветствие.

  1. Актуализация знаний.

— Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке. 

— Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

— Кто композитор этого марша?

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Какие бывают марши? Где звучат марши?

— Приведите пример веселого марша и грустного марша.

— Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий шаг, четкий ритм)

         Вступительная беседа (введение в тему урока):

— Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

— Кто пел колыбельную?

— О чем обычно поется в колыбельных?

3. Основная часть:

Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд) 

— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями  двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

 — В сказках происходят разные чудесные события.

             — Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте,    о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

 — Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.

— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

 А что же такое колыбельная? (Слайд)

— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

            — Почему  эта песня не колыбельная?

— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)

«Спят усталые игрушки»  — слушание

— Узнали ли вы ее?

— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)

            — Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

            — Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы  выбрали именно эти инструменты?

— Попробуйте  передать характер колыбельной своим исполнением.

«Спят усталые игрушки» — исполнение +  игра на музыкальных инструментах.

— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства  выражены в ней?

«Мама» П.И.Чайковский – слушание

— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

— Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

— Как нужно исполнять эту песню?

«Колыбельная Медведицы» — исполнение (с солистами)

4.Закрепление изученного:

—  А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

  — Подводя итог нашего урока,  мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

— Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. (Слайд)

— Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

— Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

— Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация песни «Колыбельная Медведицы»

Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны  сбываются. Спасибо! До новых встреч!

5. Орг. момент:

— Музыкальное прощание

— Выход

Самоанализ урока музыки.

2 класс

Тема урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

Урок дан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной во 2 классе. В разделе «День, полный событий» это 5 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с музыкальными впечатлениями русских композиторов, П.И.Чайковского (пьесы из «Детского альбома») и С.С.Прокофьева (пьесы из сборника «Детская музыка»).

 По типу урок – комбинированный. При планировании данного урока учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе.

Программа предполагает формирование у учащихся понимания интонационно-образной природы музыкального искусства, песенности  в музыке, выразительности музыкальных интонаций.

Цель данного урока: познакомить учащихся с особенностями песни на примерах колыбельных песен.

На уроке решались  следующие задачи: 

— Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

 —  Вызвать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

— Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через восприятие колыбельных песен.

—  Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Для реализации задач урока было проведено следующее:

— подобран музыкальный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой на возможности детей;

— подготовлена яркая запоминающаяся презентация к уроку.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на этапе слушания музыки стремилась развивать целостность восприятия музыкальных произведений, что позволило ученикам проникнуться интонационно-образными особенностями колыбельных.

На уроке учащиеся находили характерные особенности колыбельной в сравнении с другими музыкальными произведениями, находили доказательства, выполняли мыслительную деятельность. Все это подготавливает учащихся к проявлению творческой активности при самостоятельном исполнении музыкальных произведений.

На уроке было рационально выделено место для устного опроса учащихся (на этапе повторения пройденного материала). Изучение нового материала занимало в уроке основную часть, где восприятие чередовалось с активным слушанием, выразительным исполнением колыбельной, а также игрой на детских музыкальных инструментах (музыкальных треугольниках). Закрепление изученного проводилось в форме выполнения тестового задания «Проверь себя». А также, на уроке было отведено время для подведения итогов работы и рефлексии учащихся. Все этапы урока были логично связаны. Четкая структурированность содержания урока позволяет говорить об усвоении изучаемого материала на достаточном уровне.

Средством для проверки мыслительной деятельности учащихся служило компьютерное обеспечение урока, что в свою очередь, наименее затратно по времени, зрелищно, хорошо запоминаемо детьми.

Применение ИКТ, профессиональное исполнение музыкальных произведений, «живое» исполнение учащимися и учителем – все это активизирует внимание и интерес учащихся на уроке музыки.

Высокая работоспособность школьников в течение всего урока достигалась за счет постоянной смены видов деятельности учащихся.

Положительно-эмоциональный настрой располагал  к «живому» общению детей и учителя. Похвала, одобрение со стороны педагога поддерживало благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Для эмоционального отзыва на уроке был предложен эпиграф к уроку (высказывание Расула Гамзатова).

Цели урока достигнуты, поставленные задачи удалось реализовать успешно. Удалось погрузить учащихся в творческую атмосферу, дать детям знания и найти эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создает условие для развития творческой активности детей.

Автор УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.
Шмагина.

Раздел 2. День, полный событий.

Цель урока: Создать условия для усвоения
ребёнком социально-культурного опыта
посредством знакомства учащихся со сказочными
образами в музыке.

Оборудование: компьютер, проектор,
фонограммы к используемым на уроке песням,
фортепиано, флейты, шумовые инструменты, учебник
“Музыка” для 2 класса . авторы Е.Д. Критская, Г.П.
Сергеева, Т.С. Шмагина. – М, : Просвещение, 2015 г.

Этап урока. Осуществление
деятельности учителя.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые универсальные
учебные действия
1. Мотивация к учебной деятельности. Орг.
момент.

2 мин.

Организация и включение учащихся в
учебную деятельность. Музыкальная игра —
приветствие.

С добрым утром второй класс! —
Здравствуйте, здравствуйте! С добрым утром
второй класс! — Здравствуйте, учитель наш.

Давайте проверим присутствие учащихся на
уроке.

— Я вижу, что все готовы к уроку!

— Давайте вместе послушаем тишину!

— Я чувствую ваше желание начать заниматься
музыкой!

Молодцы!

Приветствуют учителя.

Готовят рабочее
место.

Поют слова по принципу игры “Эхо”

Коммуникативные: решение учебных задач
в процессе взаимодействия с одноклассниками и
учителем.
2. Актуализация знаний и
фиксирование и затруднения в пробном учебном
действии.

3 мин.

Послушайте музыкальную загадку: звучит
фонограмма песни “Сказка будет впереди” (1
куплет)

Учитель: Ребята, вы догадались,
о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Учитель. Мы будем говорить о сказках и
сказочных героях. Я подойду к полке с книгами и
достану оттуда самую красивую книгу. А
называется она, как вы уже догадались — “Сказки”.

Отгадывают: о сказках. Коммуникативные: высказывание
своей точки зрения.

Регулятивные: умение четко
высказывать свою мысль, умение применить знания
на практике, постановка цели на уроке.

Вы думаете, сказки только читают?

???

Затрудняются ответить.
Бывает, что композиторы сочиняют
музыкальные сказки, в которых герои не только
говорят, но и поют…Можно обычную сказку озвучить
с помощью музыкальных инструментов… а можно
написать музыкальную пьесу, в которой средствами
музыки рассказать сказочную историю.

Давайте
послушаем, какую сказку наскажут нам композиторы
П.И. Чайковский и С. Прокофьев.

Откройте учебник.

 

Открывают учебник

3. Постановка учебной задачи.

2 мин

С. 30. Работа с учебником.

Откройте
учебник и скажите, как называются пьесы, которые
мы будем слушать на уроке?

Нам предстоит не только прослушать эти
произведения, но и соотнести их с рисунками из
учебника и попробовать угадать какую сказку
рассказал нам композитор.

Учащиеся: “Сказочка” С. Прокофьева и
“Нянина сказка” П.И. Чайковского.
Познавательные:

Смысловое чтение,

умение воспринять источник информации

4. Открытие нового знания. Слушание
музыки.

5 мин

П.И. Чайковский.

У маленького Пети
Чайковского была няня. Мальчик очень любил
слушать её сказки. А когда он стал композитором,
он эти сказки рассказал с помощью звуков и
музыкальных пьес.

“Нянина сказка”

С какой картинкой в учебнике можно соотнести
прослушанную музыку?

Какие музыкальные краски использовал
композитор? (темп, динамика, длина звуков)

Каков характер мелодии?

 

Дети слушают и отвечают на вопросы

Познавательные:

Структурирование
знаний.

Личностные: нравственно- этическое оценивание.

5. Первичное закрепление.

5 мин

Слушание “Сказочки” С. Прокофьева.

Задание:
провести анализ музыки и ответить на вопросы:

1. С какой картинкой можно соотнести эту пьесу?

2. Каков характер мелодии?

3. Какие музыкальные краски использовал
композитор?

Слушают, анализирую, отвечают на
вопросы.
Познавательные: умение строить
высказывание, анализировать и сравнивать
предложенный материал.

Личностные:
самоопределение

Прочитайте слова внизу страницы.
Поясняем их значение. Ответьте на вопросы:


Сразу ли начинается рассказ сказки или есть
музыкальное вступление?

 

Есть музыкальное вступление.

— Как называется музыка, которая звучит
в высоком регистре?
Мелодия
— Как называется музыка, которая звучит
в низком регистре?
Аккомпанемент.
— Так о чём же рассказали в своих
сказках композиторы?
О разных чудесных событиях, о борьбе
добра со злом.
— Oдинаковые это сказки или разные? Разные.
Одинаковые или разные музыкальные
краски использовали?
Разные.
А теперь поиграем в игру

“Проверь
себя”: я буду называть “музыкальные краски”, а
вы распределите, к какому из изученных
музыкальных произведений они относятся:

Медленно
С движением
Тихо
Активно
Спокойно
Плавно
Отрывисто
Постепенно усиливая звук

 

Соотносят музыкальный термин и название
произведения

Музыкальная зарядка для детей. 3 мин. Включить фонограмму. Делают зарядку под музыку.  
6. Самостоятельная работа

7 мин

Давайте поиграем в композитора.

Озвучивание
сказки “Теремок”

Учитель выступает в роли рассказчика —
поёт текст сказки.

Для озвучивания используются шумовые
инструменты: треугольники, колокольчики,
бубенчики, трещотки, ложки, бубны и т.д. Каждый
персонаж сказки озвучивается своим инструментом
и задача учащихся вовремя сориентироваться и при
упоминании героя сказки – издать
соответствующий звук.

Дети сами распределяют роли и выбирают
музыкальные инструменты.
Регулятивные: планирование работы в
паре.

Познавательные:

Умение найти герою сказки соответствующее
музыкальное воплощение.

Коммуникативные: умение управлять поведением
партнёра.

7. Включение нового знания в
систему знаний и повторение

7 мин.

Знакомство с героями сказки А. Толстого
“Буратино” на основе мюзикла “Наш друг –
Буратино”

Муз. А.Рыбникова, слова Б.Окуджавы и
Б.Энтина

Учитель выступает в роли рассказчика

Кто ещё хочет поиграть в исполнителя? Возьмите
шумовые инструменты. Все остальные-слушатели.

Учащиеся, посещающие кружок
внеурочной деятельности “Каждый ребенок –
музыкант” исполняют фрагмент музыкальной
сказки: поют, играют на флейте и шумовых
инструментах.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества.

Личностные: Нравственно
этическое оценивание.

Учитель дирижирует — Класс
дополняет звучание флейт звучанием шумового
оркестра.

Учитель побуждает класс
подпевать припев (это изменяемая или
неизменяемая часть песни?). Задание: При
наступлении припева — встать.

Музыкальные номера:
Песня Фонарщиков
Полька Карабас
Буратино
Познавательные: умение понять и
выполнять учебную задачу
А сейчас мы выучим песню, в которой
сказочные герои даже танцуют!

Вокально-хоровая
работа над изучением песни “Сказки гуляют по
свету” музыка Е.Птичкина, слова М.Пляцковского

Вокально-хоровая работа над
изучением песни “Сказки гуляют по свету”.
 
8 мин. А) изучение слов

Б) прохлопывание
ритмического рисунка мелодии

В) вокализация текста

Г) исполнение под музыку мелодии

Д) исполнение под фонограмму.

А) изучают слова

Б)прохлопывают
ритмический рисунка мелодии

В) пропевают текст

Г) исполняют под музыку мелодию

Д) исполняют под фонограмму.

Личностные: умение реализовать свой
творческий потенциал
Учитель: В этой песне
прозвучали слова, которые могут быть выводом
нашего урока. Какие это слова?
Дети отвечают:

Хоть зло на проделки
хитро, но всё ж побеждает добро!

Познавательные: анализ
8. Рефлексия учебной деятельности на
уроке.

2 мин.

Учитель: Прошу поднять
карточки красным цветом тех, кто узнал новое, но
не всё запомнил.

Прошу поднять карточки зелёным
цветом тех, кто всё запомнил и правильно отвечал
на вопросы.

Молодцы. Домашнее задание: читать с. 30-31.
Нарисуйте рисунок и сочините к нему сказку.

Поднимают карточки, большинство
зелёного цвета.

Записывают домашнее задание.

Личностные: самоопределение.

Урок музыки

2 класс

Раздел: «День, полный событий».

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

«Песня матери главная песня в мире;

начало всех человеческих песен».

Расул Гамзатов

Дидактическая цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных

песен.

Задачи:

познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и

П.И.Чайковского, развивать в детях интонационнообразное понимание музыкальных

произведений;

вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение

передавать собственные впечатления с помощью музыкальнотворческой деятельности

(исполнения, игры на музыкальных инструментах);

воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с

колыбельными песнями.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран

презентация к уроку;

музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).

Примерный ход урока:

1. Организационный момент.

Вход в класс под музыку.

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний.

Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам

вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

Кто композитор этого марша?

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Какие бывают марши? Где звучат марши?

Приведите пример веселого марша и грустного марша.

Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий шаг, четкий ритм)

Вступительная беседа (введение в тему урока):

Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

Кто пел колыбельную?

О чем обычно поется в колыбельных?

3. Основная часть:

Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

(Слайд)

Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся

композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки

о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

В сказках происходят разные чудесные события.

Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте,

о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня

маленькому Сереже.

Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте,

одинаковые эти сказки или разные?

Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка»

П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему

рисунку.

Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

А что же такое колыбельная? (Слайд)

Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

Почему эта песня не колыбельная?

Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)

«Спят усталые игрушки» слушание

Узнали ли вы ее?

Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)

Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной

песни?

Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти

инструменты?

Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.

«Спят усталые игрушки» исполнение + игра на музыкальных инструментах.

Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки,

прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая

малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в

ней?

«Мама» П.И.Чайковский – слушание

Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает

колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы

думаете?

Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

Как нужно исполнять эту песню?

«Колыбельная Медведицы» исполнение (с солистами)

4.Закрепление изученного:

А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. лайд)

Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими

исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация песни «Колыбельная Медведицы»

Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и

пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!

5. Орг. момент:

Музыкальное прощание

Выход

Самоанализ урока музыки.

2 класс

Тема урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

Урок дан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

во 2 классе. В разделе «День, полный событий» это 5 урок, на котором идет

углубление темы, где учащиеся знакомятся с музыкальными впечатлениями русских

композиторов, П.И.Чайковского (пьесы из «Детского альбома») и С.С.Прокофьева

(пьесы из сборника «Детская музыка»).

По типу урок комбинированный. При планировании данного урока

учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания

по программе.

Программа предполагает формирование у учащихся понимания интонационно

образной природы музыкального искусства, песенности в музыке, выразительности

музыкальных интонаций.

Цель данного урока: познакомить учащихся с особенностями песни на примерах

колыбельных песен.

На уроке решались следующие задачи:

Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и

П.И.Чайковского, развивать в детях интонационнообразное понимание музыкальных

произведений;

Вызвать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение

передавать собственные впечатления с помощью музыкальнотворческой

деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через восприятие

колыбельных песен.

Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Для реализации задач урока было проведено следующее:

подобран музыкальный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой

на возможности детей;

подготовлена яркая запоминающаяся презентация к уроку.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на этапе слушания

музыки стремилась развивать целостность восприятия музыкальных произведений,

что позволило ученикам проникнуться интонационнообразными особенностями

колыбельных.

На уроке учащиеся находили характерные особенности колыбельной в

сравнении с другими музыкальными произведениями, находили доказательства,

выполняли мыслительную деятельность. Все это подготавливает учащихся к

проявлению творческой активности при самостоятельном исполнении музыкальных

произведений.

На уроке было рационально выделено место для устного опроса учащихся (на

этапе повторения пройденного материала). Изучение нового материала занимало в

уроке основную часть, где восприятие чередовалось с активным слушанием,

выразительным исполнением колыбельной, а также игрой на детских музыкальных

инструментах (музыкальных треугольниках). Закрепление изученного проводилось в

форме выполнения тестового задания «Проверь себя». А также, на уроке было

отведено время для подведения итогов работы и рефлексии учащихся. Все этапы

урока были логично связаны. Четкая структурированность содержания урока

позволяет говорить об усвоении изучаемого материала на достаточном уровне.

Средством для проверки мыслительной деятельности учащихся служило

компьютерное обеспечение урока, что в свою очередь, наименее затратно по

времени, зрелищно, хорошо запоминаемо детьми.

Применение ИКТ, профессиональное исполнение музыкальных произведений,

«живое» исполнение учащимися и учителем все это активизирует внимание и

интерес учащихся на уроке музыки.

Высокая работоспособность школьников в течение всего урока достигалась за

счет постоянной смены видов деятельности учащихся.

Положительноэмоциональный настрой располагал к «живому» общению детей

и учителя. Похвала, одобрение со стороны педагога поддерживало благоприятную

психологическую атмосферу на уроке.

Для эмоционального отзыва на уроке был предложен эпиграф к уроку

(высказывание Расула Гамзатова).

Цели урока достигнуты, поставленные задачи удалось реализовать успешно.

Удалось погрузить учащихся в творческую атмосферу, дать детям знания и найти

эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создает условие для развития

творческой активности детей.

(урок № 8)

Раздел: «День, полный событий».

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов

Дидактическая цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.

Задачи:

— познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

— вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

— воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.

Оборудование:

— компьютер, проектор, экран

— презентация к уроку;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

— Вход в класс под музыку.

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

— Музыкальное приветствие. (Слайд)

  1. Актуализация знаний.

— Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке. (слайд)

— Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

— Кто композитор этого марша?

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Какие бывают марши? Где звучат марши?

— Приведите пример веселого марша и грустного марша. (слайд)

— Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий шаг, четкий ритм)

Вступительная беседа (введение в тему урока):

— Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

— Кто пел колыбельную?

— О чем обычно поется в колыбельных?

3. Основная часть:

— Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд)

— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

— В сказках происходят разные чудесные события.

— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.

— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

А что же такое колыбельная? (Слайд)

— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

— Почему эта песня не колыбельная?

— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)

«Спят усталые игрушки» — слушание

— Узнали ли вы ее?

— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)

— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

— Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти инструменты?

— Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.

«Спят усталые игрушки» — исполнение + игра на музыкальных инструментах.

— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?

«Мама» П.И.Чайковский – слушание

— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

— Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

— Как нужно исполнять эту песню?

«Колыбельная Медведицы» — исполнение (с солистами)

4.Закрепление изученного:

— А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

— Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. (Слайд)

— Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

— Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

— Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация песни «Колыбельная Медведицы»

Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!

5. Орг. момент:

— Музыкальное прощание

— Выход

  • План конспект по чтению 2 класс сказка о рыбаке и рыбке
  • План конспект в гостях у сказки
  • План как сочинить сказку 3 класс
  • План как пишется сочинение рассуждение и пример
  • План как пишется реферат