Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «В гостях у сказки».
Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.
Задачи:
Обучающие:
• Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей.
• Учить испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу.
• Учить эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству.
Развивающие:
• Развитие психологических качеств: внимания, мышления, воображения, произвольности поведения, мелкой моторики, зрительно–моторной координации, речи.
• Развивать личностно-смысловую сферу детей (отношение к действительности, переживание, взаимопомощь и взаимодействие).
• Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, навыки содружества педагога и детей.
• Развивать групповую сплоченность, координацию движений, навыки позитивного социального поведения.
• Развивать мотивационную сферу детей.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь.
• Учить детей выражать свое отношение к другим людям разными способами.
• Укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.
Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, Познавательно – исследовательное, развитие, Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.
Оборудование: корзинка с яблочками; магнитофон; карта-схема, мяч, ковер-самолет, заплатки (для ковра-самолета, Яблонька-деревце, яблочки из картона с загадками, домик (теремок, сундук, карандаши, листочки в клетку, разрезные картинки.
Ход занятия:
1.Психологическая игра «Здравствуй солнышко»
— Здравствуйте! Я рада видеть вас. Давайте начнем наше мероприятие с приветствия и поиграем в игру «Здравствуй солнышко». Мы будем называть друг друга ласково «солнышко» и здороваться с тем, кто стоит рядом при этом передавать ему мяч. (Приветствуют друг друга). Вот мы поздоровались, пожелали друг другу здоровья. Поприветствуйте солнышко, гостей. Всем стало приятно.
Воспитатель: Ребята, послушайте такие выражения и скажите, где вы можете встретить такие выражения: Жили-были; В некотором царстве, в некотором государстве; Давным-давно.
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, ребята, эти выражения встречаются в сказках.
— Ребята, мы сегодня вспомним сказки, которые вам знакомы.
Ребята, а есть у меня еще хитрые сказки, имена героев написаны неверно, только вы и сможете мне помочь. (Читает в книге)
1. .В этой сказке живут братец Козленочек, и сестрица Гуленушка. (Аленушка)
2. Как зовут закадычных врагов Ивана Царевича? Змей Равниныч и Кощей Бесстрашный? (Змей Горыныч и Кощей Бессмертный).
3. А вот эту сказку вы знаете? Называется «Царевна-индюшка» (Царевна- лягушка)
4. Очень советую вам послушать сказку «Сивка Будка» «Сивка Бурка»
5. А вот еще одна сказка «Курочка в полосочку». (Курочка Ряба)
6. А это моя самая любимая сказка «Мальчик с кулачок», неверно? (Мальчик с пальчик).
7. Есть в сказочной стране девица, кличут ее Василиса Преглупая! (Премудрая)
— Ой, конечно же, её зовут Василиса-Премудрая как я могла забыть я же ходила к ней в гости и взяла с собой книгу «Любимые сказки». Василисе Премудрой так понравились эти сказки. Но налетели ветры буйные, унесли книгу сказок в Тридевятое царство. А заколдовал книгу Кощей с Бабой-Ягой. Василиса дала мне карту, которая поможет нам найти дорогу в Тридевятое царство и попросила Вас помочь мне. Поможете? (ответы детей).
Воспитатель: Пора нам отправляться в дорогу. А как же нам туда попасть?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: читает загадку. Ковер-самолет! (достает ковер).
— Ой, ребята, да как же мы полетим на нем ведь он весь в дырках, А кто же нам эти дырки сделал, как вы думаете? (ответы детей)
— Правильно, это мышка? (А из какой сказки мышка? Теремок, Репка, Курочка Ряба)
— А давайте мы вместе отремонтируем наш ковер-самолет? Посмотрите на что похожи дырки на ковре? (Ответы детей)
-Правильно, они похожи на геометрические фигуры, вот у меня есть заплатки в виде геометрических фигур, давайте закроем все дырочки.
— Молодцы ребята, ковер-самолет теперь опять как новенький. Теперь мы можем на нем отправиться в Сказку. (Встаем все на ковер, и имитируем полет)
— И вот мы оказались в сказке. Давайте откроем карту и посмотрим, что же нам делать дальше, куда идти? (На карте изображена Яблоня)
Воспитатель: — Ой, ребята смотрите, что это нам карта показывает.
Дети: (смотрят на карту и говорят) — Яблоня.
Воспитатель: — Значит путь наш с вами к яблоньке. (подходят к яблоне)
Воспитатель:— Ребята если мы с вами в Тридевятом царстве, скажите мне, пожалуйста, в какой сказке яблоня помогла девочке и её брату спрятаться от тех, кто их догонял.
Дети: Гуси-лебеди.
Воспитатель: — Правильно. Давайте и мы у яблоньки дорогу спросим. Только не забывайте условие надо вести себя очень тихо, чтобы Кощей и Баба-Яга нас не услышали.
Записка на яблоньке — Отгадайте сначала загадки на моих яблочках по порядку, тогда и путь свой узнаете.
Воспитатель: Готовы загадки отгадывать?
Дети: Да
Воспитатель: (срывает яблочки и читает загадки).
— А теперь проверим, как вы знаете героев из сказок.
Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака.
(Дюймовочка)
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная шапочка)
На неведомых дорожках
Дом ее на курьих ножках.
Темный лес вокруг стоит,
Огонек в окне горит.
(Баба Яга)
Прибежище Мышки-норушки,
Зелёной Лягушки-квакушки
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название.
(Теремок.)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
На последнем яблоке написано: — Налево пойдете дорогу в лесу найдете.
Воспитатель: Ребята наш путь дальше налево. Подскажите мне, пожалуйста, в какую сторону мы пойдем?
Дети: (показывают в левую сторону)
Воспитатель: ну а прежде чем мы дальше пойдем, мы немного отдохнем.
Физминутка “Движения”
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз-два, раз-два,
Нам идти уже пора!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали
Руки кверху все подняли.
Отпустили, потрясли!
Дальше в путь мы все пошли!
Воспитатель: Идём тихо, не толкаемся. Помним, что мы должны помогать друг другу. Куда нам показывает дальше карта?
Дети: Высказывают свои предложения.
Воспитатель: правильно, печка. А в каких сказках была печка?
Дети: (ответы детей).
Подошли к печке, а на ней задание. Выполните лабиринты. Дети садятся за столы и выполняют лабиринты.
Воспитатель: ребята, куда же нам дальше идти…что показывает нам наша карта?
Дети: (ответы детей).
— Ребята, смотрите карта показывает нам домик. Значит наш путь лежит к домику. (подходят к домику)
Воспитатель: Домик, какой красивый, расписной. Скажите мне ребята, в какой сказке один из героев залез на домик и сломал его и всех жильцов распугал?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Записка на домике висит. Давайте её прочитаем. (читает записку)
— Добры молодцы и красны девицы! Мы герои сказки теремок, узнали одну тайну Кощея. Мы его боимся, поэтому спрятались. А вам сообщаем. Мы видели как Кощей и Баба-Яга резали фотографию и всё повторяли: «Теперь они свою книгу никогда не найдут». Когда они ушли мы кусочки все нашли, но собрать не смогли. Может быть у вас получится. Желаем вам удачи. Жители теремка.
Воспитатель: Ребята нам надо постараться собрать кусочки картинки, там наверное очень важная информация о том, где спрятали нашу книгу Кощей и Баба-Яга. Только нам надо быть очень тихо ведь мы подошли уже совсем близко к месту, где спрятана книга. Значит Кощей и Баба-Яга где-то рядом.
Дети: (Собирают разрезные картинки, на которых изображен Кощей с сундуком. На сундуке висит замок)
Воспитатель: ребята, а что общего у этих двух картинок?
Дети: сундук.
Воспитатель: Наверное Кощей и Баба-Яга спрятали книгу в сундуке.
Воспитатель: Ребята, давайте поищем его. (находят сундук)
Воспитатель: На сундуке висит замок, да какой большой. Чтобы открыть этот замок нужно выполнить задание.
Дети садятся за столы и выполняют графический диктант ключа.
(раздается щелчок открывания замка).
Воспитатель: — Молодцы! Нашли книгу «Любимые сказки». А как вы думаете, почему Кощей и Баба-Яга утащили «Книгу сказок»?
Дети: (ответы)
Воспитатель: правильно ребята, потому что в сказках много добра и волшебства. Мы сегодня с вами постарались и вернули «Книгу сказок», для этого нам пришлось преодолеть трудный путь, разгадать загадки и пройти все испытания. Мы победили потому что мы дружные ребята, правда?.
Воспитатель: — Пора возвращаться в детский сад к вашим друзьям и игрушкам. Для этого встанем на ковер-самолет, закроем глаза и скажем все вместе волшебные слова: «Раз, два, три – обратно в садик попади!».
Вот мы и очутились в группе детского сада!
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Куда мы летали сегодня?
— Ребята обратите внимание на корзину, в ней лежат красные и зеленые яблоки. Они означают какое настроение у вас сегодня после нашего путешествия. Красные яблочки – это веселое, радостное, хорошее настроение.
Зеленые – грусть, скука, это значит вам было не интересно сегодня. Я предлагаю взять яблочко, которое подходит вашему настроению.
Воспитатель: — Молодцы, ребята. Посмотрите, как много красных яблочек у вас в руках, значит мы отлично провели сегодня наше путешествие. (а если есть зеленые, можно предложить им взять красное яблоко и настроение поднимется).
Герои сказок Вас хотят отблагодарить, за то что Вы такие дружные и что Вы справились со всеми заданиями. И дарят Вам этот волшебный шарик.
Спасибо Вам за увлекательное путешествие. До свидания!
— А теперь проверим, как вы знаете героев из сказок.
Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака.
(Дюймовочка)
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная шапочка)
На неведомых дорожках
Дом ее на курьих ножках.
Темный лес вокруг стоит,
Огонек в окне горит.
(Баба Яга)
Прибежище Мышки-норушки,
Зелёной Лягушки-квакушки
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название.
(Теремок.)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
— Добры молодцы и красны девицы! Мы герои сказки теремок, узнали одну тайну Кощея. Мы его боимся, поэтому спрятались. А вам сообщаем. Мы видели как Кощей и Баба-Яга резали фотографию и всё повторяли: «Теперь они свою книгу никогда не найдут». Когда они ушли мы кусочки все нашли, но собрать не смогли. Может быть у вас получится. Желаем вам удачи. Жители теремка.
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«В гостях у русской народной сказки»
Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; воспитывать устойчивый интерес и любовь к русским народным сказкам и играм; развивать внимание, коммуникативные навыки, знакомство с изделиями гжельских мастеров.
Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстрации к сказкам, сундучок, яблочко, тарелочки с гжельской росписью.
Звучит музыка «В гостях у Сказки».
Выходит ведущая
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать, на вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
Ведущий: Здравствуйте ребята! Я — сказочница, зовут меня Надежда Александровна. Ребята, а вы любите сказки? (Да)
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам.
А кто же сочинил эти сказки? (Русский народ)
Наша жизнь скучна без сказок
Дорог день, как целый год,
Всех добрей и ярче краски,
Если сказка к нам придёт,
В гости сказочка идёт,
Она встречи с вами ждёт.
Много сказок есть на свете,
Сказки эти любят дети.
— Давайте, крепко возьмёмся за руки, улыбнемся друг другу и произнесём волшебные слова!
Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять.
Сказку будем начинать!
(Появляется сундучок.)
— Ой, ребята, смотрите волшебный сундучок. Что же в нём? (Открываем.)
В сундучке моём чудесном
Много сказок, много песен
Только сказки до поры,
Спрятались от детворы.
Тогда закроем глазки
И очутимся в сказке.
А сундучок поможет нам
Расставить всё по местам
Все готовы? Раз, два, три – в какой мы сказке, посмотри? (изображения сказок)
1. Что за сказка: кошка, внучка,
Да ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали
Корнеплоды собирали?
(«Репка».)
2. Все минуточку внимания!
Сказку я хочу начать.
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.
Не садись на пенёк
Не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!
(«Маша и медведь».)
3. Как настали холода,
Дом слепила изо льда.
Грело солнце день за днём
И растаял этот дом
Выгнала она косого
Из домика лубяного.
(«Заюшкина избушка».)
4. В сказке живёт
Он не ёжик и не кот,
Из муки он был печён,
На сметане был мешён
На дорожке он катился
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка,
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису
От неё уйти не смог
Что за сказка?
(«Колобок»)
Ведущий: Вижу, сказки вам читали
И героев все узнали.
Молодцы! Справились с заданием!
А теперь немножко поиграем! А ну-ка угадайте, что я спрятала в своей ладони. (Проводится игра «Горячо-холодно». Дети предлагают варианты ответов)
-Молодцы! Правильно, у меня в руке платочек. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру «Гори, гори ясно».(«Достань платок»)
-А можно поиграть и с большими платками. Проводится игра «Ручеек».
Ведущий: Отдохнули немножко. Посмотрим в наш сундучок. Что он еще скрывает?
В какую же сказку мы попадаем на этот раз?
Сундучок, открой секрет, знаешь зверя или нет?
Достать из сундучка героя сказки…. А из какой сказки этот герой мы сейчас с вами узнаем.
Разрезные картинки «Собери сказку»
Ведущий: Ребята, вы только взгляните вокруг,
Вся наша жизнь – дело наших рук. Давайте вспомним пословицы о труде.
— Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
— Терпенье и труд все перетрут.
— Кто не работает, тот не ест.
— Любовь к труду – у людей на виду.
— Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.
— Землю красит солнце, а человека – труд.
— Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
Ведущий: Ребята, в нашем сундучке есть еще что то очень интересное: по тарелочке катится волшебное яблочко и приглашает нас в село Гжель, там живут мастера, которые делают и расписывают замечательную посуду и статуэтки. Чем же они отличаются от других изделий? Конечно же своим цветом — он всегда бело-голубой. Гжельцы говорят: «Такого голубого неба, как над крышами их домов больше нигде нет», вот и задумали они сохранить синеву неба на века. Самые любимые узоры у гжельцев это чайная роза и её бутоны, а ещё синяя птица — птица счастья. (изображением изделий гжельских мастеров).
Ведущий: Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!!!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
В Гжеле вся душа России: белый снег и реки синие,
Травы, ягоды, цветы и прекрасные мечты.
Ну вот, наше путешествие заканчивается и если оно вам понравилось, то возьмите со стола «солнышко», а если нет-«тучку». Расскажите, чем оно вам понравилось? (ответы детей).
Ведущий прощается со всеми:
Пришло время расставания
Говорим вам: «До свидания!»
Дети уходят под музыку «В мире много сказок…»
План – конспект коррекционного – развивающего воспитательного занятия «В гостях у сказки»
Цель: обобщить знания обучающихся о русском народном творчестве. Прививать любовь к сказкам и их героям, к русскому народному творчеству.
Задачи:
Образовательные: расширять общий кругозор ребенка; познакомить детей с историей возникновения театра на Руси.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории своего народа; формировать представление о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков; развивать творческие способности; мелкую моторику рук.
Социальные: развивать способности к личному самоопределению и
самореализации в дальнейшей жизни.
Методические приемы: словесный, наглядный, практический.
Материал: основа для аппликации – дворец, теремок; цветик-семицветик, клей, салфетки, настольный театр; мультимедийное устройство (интерактивная доска, компьютер).
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель:
— Ребята, а у нас сегодня много гостей.
— Давайте поздороваемся с нашими гостями, и пожелаем им приятного просмотра нашего занятия! (Слайд 1, улыбнитесь, мы рады вам).
Рефлексия настроения
Воспитатель: Ребята, что вы видите на доске? (ответы детей). Какой таинственный замок!
Он был когда-то светлым, многолюдным
Жила в нем королевская семья.
Здесь день любой весёлым был и шумным,
И на турнирах раздавался звон копья.
А ныне замок мрачен и заброшен.
Стоит как тёмно-серый истукан,
Как будто чем-то сильно потревожен.
Лесной хранитель – старый великан.
— Давайте мы с вами вернем замку жизнь, а для этого надо зажечь свет в окнах. На столе лежат разноцветные окна замка. Выберите окно, цвет,
которого соответствует вашему настроению, и прикрепите его.
— Посмотрите, как преобразился замок, какие разноцветные окна! Молодцы ребята, рассаживайтесь по местам.
В мире много сказок – грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться!
Что-то ждет нас впереди?
Слышишь, сказка в дверь стучится?
Скажем сказке: «За-хо-ди!»
И сегодня мы зайдем в гости к сказкам. Сообщение темы занятия.
— Я знаю, ребята, что вы любите сказки, поэтому предлагаю вам провести различные конкурсы на знание русских народных сказок. А почему сказки называются русские народные?
— Потому что их придумал русский народ (ответы детей).
Воспитатель:
— Правильно, их сочинил русский народ и они передавались из уст в уста.
Ребята, а как вы понимаете это выражение «из уст в уста»?
(ответы детей) Правильно. В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали “из уст в уста”. Каждый что-нибудь свое в сказки добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века.
Вы прочитали много сказок. А сейчас я проверю как хорошо вы знаете сказки.
1 Конкурс «Узнай сказку»
— Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался … (колобок) картинка
— Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несет её домой.
Но отгадав загадку,
Тогда скорей ответь.
Название этой сказки … (Маша и медведь) картинка
— Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
Ох, никак не вытянуть!
Ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко?
Может, это … (репка) картинка
— Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте, без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя) картинка
— В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Печенька, спаси меня.
Реченька, спаси меня. (Гуси-лебеди) картинка
— Из копытца, из копытца, ну-ка кто хотел напиться.
Он напиться-то напился,
Но в кого он превратился.
Над рекой в кустах зеленых
Отчего кричит козленок? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
картинка (слайд №8)
— В чистом поле, где нет дорог,
Стоит не низок, не высок.
Всех приглашает за порог
Этот домик … (теремок) картинка
— Сами, сами едут сани.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что не знаю
Повезло лентяю. (По щучьему велению) картинка
— Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко.
Не послушал ты кота, выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса)
Картинка (слайд№11)
— Колотил, колотил по тарелке носом.
Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль) картинка
2 конкурс «Исправь ошибку»
— Дети, я хочу проверить, кто из вас самый внимательный? Для этого вы должны исправить ошибку в названии сказок.
«Петушок Ряба»
«Даша и медведь»
«Волк и семеро ягнят»
«Утки – лебеди»
«Заюшкин домик»
«Царевна Индюшка»
«Мальчик с кулачок»
3 конкурс «Добавь слово»
Мышка – норушка
Лягушка – квакушка
Зайчик – побегайчик
Лисичка – сестричка
Сестрица – Аленушка
Братец – Иванушка
4 Конкурс «Угадай героя сказки»
А) От кого смс?
— Дети, я получила несколько смс. Отгадайте от кого они?
— Спасите! Моих детей съел серый волк. (Коза) сказка «Волк и семеро козлят»
— Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. (Мышка) сказка «Курочка
Ряба»
— Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби.
(Волк) Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» (слайд 15)
— От дедушки ушел, от бабушки ушел. (Колобок) сказка «Колобок».
Б) Кого так называют и почему?
Серый…, косой…, косолапый…, рыжая… .
В) Назвать детенышей (ед. и мн. число).
Лиса – лисята, лисенок
Медведь – медвежата, медвежонок
Волк – волчата, волчонок
Белка – бельчата, бельчонок
Заяц – зайчата, зайчонок
5 Конкурс «Из какой сказки потеряны вещи?
— Ребята, я нашла несколько вещей. Они лежат у меня в корзине.
— Из какой сказки потерянные вещи?
Пирожок – «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»
Яблоко – «Гуси-лебеди»
Кружка – «Три медведя»
Яйцо – «Курочка Ряба»
6 Конкурс «Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок»
— Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)
— Любая сказка чему-то учит. Это придуманный рассказ.
— Правильно.
— А как называется этот цветок? (ответы детей)
-Сегодня мы говорили о русских народных сказках. А бывают сказки авторские, которые написаны писателем. Валентин Катаев автор книги «Цветик-семицветик».
А сейчас при помощи цветика-семицветика мы узнаем, чему учит сказка.
Игра «Цветик – семицветик» (на лепестках написаны качества, дети выходят, берут лепесток и читают)
Добру
Справедливости
Помощи другим
Трудолюбию
Дружбе
Выручать других
Слушаться старших
Честности
Правдивости
Не жадничать
Вежливости
— А сейчас, ребята, я вам расскажу о театре. Но прежде, чем послушать мой рассказ, отдохните.
7. Физминутка «Колобок»
8. Рассказ воспитателя детям о театре.
Много лет тому назад наша Россия называлась – Древняя Русь. Люди Древней Руси боялись грозных и загадочных явлений природы, таких как буря, гроза, ураган. А еще они боялись различных диких животных. Во время праздничных гуляний возник такой обычай – рядиться (переодеваться) животными. Люди хотели таким образом подчинить животных своей воле, добиться от них послушания, смирения. Русский театр получил начало в сюжетных игрищах.
— Ребята, а как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей).
Игрища (от слова игра) водились влево и вправо под хоровые песни, поэтому стали называться хороводами. В наше время тоже существуют обряды (проводы зимы, масленица, выкуп невесты, свадьба, сватовство, помолвка, святки, крещение…)
Постепенно, с течением времени, обряды превратились в представления. Представления эти давались на площади или просто на улице.
Еще такое гуляние называли ярмаркой. На ярмарке кроме развлечений можно было купить, все что хочется: разные сладости, игрушки, наряды. Обычно в игрищах всегда были заводилы. (Это такие люди, которые первые начинают или организовывают развлечение.) Их стали называть скоморохами, они высмеивали богачей, которые обманывают простых людей. В наше время о таланте скоморохов нам напоминает выступление клоунов в цирке. В тридцатые годы появился кукольный театр и получил название театра Петрушки. Петрушка ловкий, озорной и непобедимый герой Народной кукольной комедии (показ игрушки).
О театре можно говорить много. О них мы поговорим на другом занятии. О профессиях людей, которые работают в театрах, мы тоже с вами поговорим.
9. А сегодня я предлагаю посмотреть короткий фильм о настольном театре.
А сейчас вы покажете сказку.
Инсценировка сказки «Колобок».
Изготовление «Теремка»
На прошлом занятии мы посмотрели с вами мультфильм «Теремок».
Чем закончилась сказка? (Ответы детей).
Мы успели сделать с вами теремок. А сегодня – заселим жильцов в него.
Молодцы, ребята. Благодаря дружбе, трудолюбию, помощи друг другу звери построили большой дом. И стали в нем жить дружно и счастливо.
— Мы не прощаемся со сказками, мы будем продолжать их читать и изучать.
— Ребята, верьте в сказку!
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Итог (Рефлексия)
Вот и подошло наше занятие к концу. Вам понравилось оно?
А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
А что нового вы узнали сегодня? (Ответы детей)
Вновь посмотрим на наш замок. В окнах ярко горит свет. Значит, у вас сохранилось хорошее настроение. У вас хорошее настроение? (ответы детей).
Конспект занятия в старшей группе «В гостях у сказки»
Воспитатель Демко Т. В.
Задачи: Задачи:
1.Развивающие:
— Развивать у детей творческое мышление, фантазию, внимание; речь детей, инициативу.
2.Воспитывающие:
— Воспитывать любовь и интерес к сказкам, эмоциональную отзывчивость
3.Обучающе:
— Учить связно, последовательно излагать ход сказки;
— А
ктивизировать в речи детей: название сказок, имена сказочных героев;
— Закрепить знания детей о русских народных сказках.
Образовательные области:
— познавательное развитие;
— физическое развитие;
— речевое развитие;
— коммуникация, социализация.
Ход занятия
Организационный момент
Дети стоят в кругу.
— Ребята, вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, так как в сказках происходят чудеса. Давайте сегодня мы и отправимся в волшебный мир сказок. Вы согласны? Вы готовы? Только вот как нам попасть в страну сказок?
Дети называют разные виды транспорта
-А давайте поедем на поезде.
Игровое упражнение «Паровоз»
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я — ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колес!
Друг за другом мы пойдем
За вагончиком вагон.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
— Вот мы и приехали. Воспитатель: «Ну что же, предлагаю вам присесть на стульчики и послушать». (Дети садятся на стульчики). «Жили-были старик со старухой. И попросил старик старуху испечь колобок. Старуха намела муки, замесила тесто, испекла колобок и положила студиться. А колобок лежал, лежал на окне, да и укатился».
. Плачут дед да баба: «Где же наш колобок»».
Воспитатель: «Поможем найти колобок?»
Дети: «Да»
Воспитатель: «Так отправимся искать колобок. Вы готовы?»
Дети: «Да»
Воспитатель предлагает идти по дорожке (дорожку изображает канат). По дороге встречают зайца (кукла).
Воспитатель: «Зайка, ты не видел нашего колобка?»
Заяц: «Видел, но сначала поиграйте со мной, отгадайте загадки.
Загадывание загадок детям.
1.Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.
В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.
: Как называется эта сказка?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Правильно. Жители теремка хотят с вами поиграть. А вы хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо, игра называется: «Доскажи словечко» (с мячом). Для этого нужно построиться в кружок. Я начинаю, вы продолжаете. Мышка -…норушка, лягушка — …квакушка, зайчик — …побегайчик, лисичка — …сестричка, волк – зубами щелк, волчок — … серый бочок, мишка-…косолапый.
. 2 Игра называется «Скажи наоборот».
Большой – маленький, Мягкий – жесткий, Жара – холод, Тяжелый – лёгкий,
Светлый – тёмный, Ложиться – вставать, Грязный – чистый, Говорить – молчать,
Добро – добро,.
Воспитатель: Молодцы.
.3. Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.
Дети: «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Мама – коза приготовила для вас задание «Назовите детенышей» (по карточкам).
Медведь – медвежонок – медвежата; Ёж – ежонок – ежата; Лиса – лисенок – лисята;
Белка – бельчонок – бельчата; Лягушка – лягушонок – лягушата; Заяц – зайчонок – зайчата;
Волк – волчонок – волчата; Бобр – бобренок – бобрята; Олень – олененок – оленята;
Лось – лосенок – лосята.4. А дорога далека, а корзина нелегка.Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.Воспитатель: Что это за сказка?
Дети: «Маша и медведь».
Воспитатель: Маша придумала для вас задание «Найди пару». Нужно подобрать слова, отличающиеся друг от друга одним звуком.
Коза – коса- роса; Мишка – мышка — шишка; Крыша – крыса; Трава – дрова;
Уточка – удочка; Дом – дым; Сом – дом – ком; Мак – рак.
.??????5 Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
Сестрица Аленушка и братец Иванушка просят вас угадать сказки по картинкам «Угадай название сказки?»
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сказки.
После игры заяц показывает дорогу детям. Дальше на дорожке встречается волк. Воспитатель с детьми спрашивает у волка про колобка.
Волк: «Знаю, знаю, где колобок, только поиграйте со мной. Мне очень скучно в лесу, поэтому поиграйте со мной
Игра «Нам животных покажите»
Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает,
Шубу рыжую поглаживает.
Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся,
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел,
Бочку меда нашел.
После игры дети идут дальше по дорожке и встречают медведя. Медведь предлагает поиграть в игру «Что лишнее?»
Дети выполняют задание и идут дальше и встречают лису.
Лиса предлагает собрать разрезные картинки по сказкам.
Дети собирают. Среди героев сказки колобок.
Колобок: «Спасибо вам ребята за все, что вы делали, и поэтому я хочу вас наградить. Получите мой сюрприз».
Дарит листы раскрасок героев сказки.
Ну, а нам пора прощаться.
И со сказкой расставаться.
Закончились наши большие дела,
И нам в детский сад возвращаться пора.
Игровое упражнение «Паровоз»
Рефлексия. Где мы были? Что делали? Понравилось ли вам путешествие
Цель: вспомнить вместе с ребятами любимые сказки, развивать желание больше читать и пополнять свои знания о сказках.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказочных книгах.
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь.
- Использовать полученные знания в речевом общении.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность и удовольствие от игры-занятия.
- Формировать умение самостоятельно работать на занятии.
Методы обучения: словесные, наглядные.
Формы: групповая, фронтальная, коллективная.
Технологии: педагогическое сотрудничество, здоровьесберегающая, игровая, ИКТ.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход занятия
— Ребята, тема нашего необычного занятия звучит так: «В гостях у сказки». (Слайд № 1) Сегодня мы вспомним свои любимые сказки. Возможно, кто-то из вас узнает на этом занятии что-то новое, а кто-то после нашей игры захочет прочитать новые сказки.
Презентация
Для того чтобы узнать, кто из вас больше и внимательнее читает сказки, у нас есть три команды, которые будут соревноваться между собой.
1. Представление команд
— Первая команда будет называться «Колобок», вторая – «Теремок», а третья – «Репка».
Слайд № 2.
— Командам поочередно будут задаваться вопросы, на которые они должны быстро давать ответ. Вопросы слушайте внимательно.
За каждый правильный ответ – 1 очко.
2. Разминка
- Кто пел: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» (Колобок)
- В какой сказке средство передвижения – печка? (По щучьему велению) Слайд № 3
- Как звали женщину изо льда в сказке Г.Х. Андерсена? (Снежная королева) Слайд № 4
- Девочка из снега в русской народной сказке? (Снегурочка) Слайд № 5
- Как звали кота из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Матроскин) Слайд № 6
- В каких сказках рыбы исполняли желания? («О рыбаке и рыбке», «По щучьему велению») Слайд № 7
- Какого мальчика звали «дядей»? (Дядя Федор) Слайд № 8
- Кто ходит в гости по утрам? (Винни Пух) Слайд № 9
- Как звали поросят из сказки «Три поросенка»? (Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф)
- Средства передвижения Бабы Яги? (Ступа и помело) Слайд № 10
- В чем смерть Кощея Бессмертного? (Игла-яйцо-утка-заяц-сундук-дуб)
- Сказочные существа маленького роста? (Гномы, эльфы, тролли) Слайд № 11
- Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье) Слайд № 12
- Какой породы был пес Артемон в сказке «Золотой ключик»? (Пудель) Слайд № 13
- Как называется город, в котором жил Незнайка? (Цветочный) Слайд № 14
3. «Угадай сказку»
— Молодцы! В следующем конкурсе участники должны угадать название сказки (Слайд № 15)
- «Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?»
(«Красная Шапочка») - «Если ты опоздаешь хоть на минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице».
(«Золушка») - «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе».
(«Дюймовочка») - «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле, натянули луки и выстрелили…»
(«Царевна-лягушка») - «Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами».
(«По щучьему велению») - «Закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка».
(«Снегурочка»)
4. Игра: «А это что за сказка?»
(Слайды №16-27)
5. Физкультминутка
«Танец маленьких утят», «Телевизор»
6. Разгадай героя
(Слайд № 28)
Ответы: (Дюймовочка, Шапокляк, Печкин, Красная Шапочка, Кот Матроскин, дядя Фёдор).
7. Загадки
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор…(Айболит)Весел он как балалайка,
А зовут его… (Незнайка)В сумке у меня не киска,
В сумке у меня Лариска.
Вредной быть люблю страсть как
И зовусь я… (Шапокляк)Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Скорей подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)Вместе с Карлсоном прыгал с крыш
Шалунишка наш… (Малыш)Она красива и мила,
А имя ее от слова «зола». (Золушка)Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
(Дюймовочка)Он – кот – звезда экрана.
Практичен, мудр и деловит.
Сельскохозяйственными планами
На всю Россию знаменит.
(Матроскин)Была у злодея до пят борода.
В театре всех кукол он мучил всегда!
«Подайте мне плетку!», – гремел его бас.
Скажите скорее, кто он? (Барабас)В лесу жил в избушке смешной толстячок,
С ним был неразлучен сосед-Пятачок.
Читал он вопилки приятелю вслух.
Скажите, кто он? (Винни-Пух)
8. Кроссворд
(Слайд № 29)
— Если вы правильно ответите на вопросы, то у вас получится ключевое слово.
- Кличка сказочного коня.
- Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.
- Сестра Иванушки.
- Пресмыкающиеся с тремя головами.
- Смерть этого героя в яйце.
- Мужское имя в сказках.
— Молодцы, это слово «сказки»!
9. Итог
(Слайд 36)
— Наше занятие подошло к концу, и сегодня мы побывали в удивительном мире сказок. Желаю вам, чтоб эти добрые сказочные герои всегда жили в книжках на ваших полках дома.
(Подсчет очков, награждение).
— На прощание хочу прочитать вам небольшое стихотворение:
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей…
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Потянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
(Михалков С.В.)
Рефлексия
(Слайд 37)
Раскраски