План мамин сибиряк серая шейка 3 класс по сказке

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • План рассказа Серая шейка Мамина-Сибиряка

План рассказа Серая шейка Мамина-Сибиряка

  1. Подготовка птиц к отлету.
  2. Переживания Утки-мамы за свою больную дочь.
  3. Разлука с родными. 
  4. Знакомство с зайцем.
  5. Встреча с лисой.
  6. Охотник спасает Серую Шейку.

Пересказ по плану

Закончилось лето и наступили первые осенние холода. Все птицы, от мала до велика, начали готовиться к отлету в теплые края. Они переживали, потому что не все могли добраться до места живыми.

Селезень со своей Уткой-женой тоже собирались в путь. Готовили своих детей к перелету. Была среди них уточка – калека с переломленным крылом, на которую весной напала лиса. Звали её Серая Шейка. Старая Утка – мать жалела и утешала свою раненую дочь, переживала за неё. Даже хотела остаться вместе с ней зимовать, но она не могла бросить остальных детей.  

Тем временем осень вступала в свои права. С каждым днем становилось всё холоднее. Птицы потихоньку начали улетать на юг. И вот наступил тот страшный день, когда все птицы улетели с реки, оставив Серую Шейку совсем одну. Она долго провожала их взглядом и никак не могла поверить, что осталась одна.

От грусти она побрела в лес, где повстречала зайца. Он был очень удивлен, что она не улетела со всеми утками в теплые края. Но Серая Шейка объяснила, что не может летать, лиса сломала ей крыло, когда она была маленькой. Заяц тоже боялся лисы и советовал уточке остерегаться её.

Выпал первый снег, начала застывать вода. Только середина реки оставалась не тронутая морозами. Серая Шейка была в отчаянии, что с ней будет дальше. И тут появилась лиса, та самая, которая из уточки сделала калеку. Лед был ещё слишком тонкий, и это спасло Серую Шейку. Но лиса обещала вернуться, когда замерзнет лед, чтобы съесть её. С каждым днем становилось всё холоднее, а полынья становилась всё меньше. Лиса возвращалась снова и снова, в надежде, что река замерзла.

И наверно она съела бы уточку, не появись в лесу охотник. Он пришел в лес за шубой и воротником для своей старухи. Хотел подстрелить зайца, но когда косоглазые разбежались, увидел лису, которая, подкрадываясь, ползла по реке. Старик выстрелил, лиса испугалась и убежала. Он подошел и вместо лисы увидел уточку, которая плавала в маленькой полынье совсем одна. Серая Шейка поведала ему свою печальную историю. Охотник пожалел уточку, он понимал, что она погибнет одна. И потому достал её из полыньи и понес домой к внучкам. Старуха и без шубки не замерзнет, а внучки обрадуются уточке – думал старик, неся уточку домой.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Серая шейка Мамина-Сибиряка

План рассказа Серая шейка Мамина-Сибиряка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Куда приводят мечты? (Итоговое 11 класс)

    Люди мечтают о разном. Одни мечтают о материальном – съездить на море, купить машину, смартфон. Они долго копят, думают о своей мечте. Продвигаются к ней маленькими шажочками.

  • Образ и характеристика Эвелины в повести Слепой музыкант Короленко

    Эвелина — это единственная дочь семьи Яскульских. Внешне она была очень милой девочкой с русыми волосами и голубыми глазами. Как говорит сам автор, смотрела она

  • Герои сказки Щелкунчик Гофмана (характеристика)

    Сказка написана в 1816 году, и напечатана сборнике сказок, вышедшем в Берлине в этом же году. Сказка описывает превращения человека в уродливые игрушки по желанию злых персонажей

  • Анализ произведения Дед Архип и Лёнька Горького

    Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, основной тематикой которой является размышления о смысле человеческой жизни.

  • Главные герои сказки Конек-горбунок (характеристика героев)

    Главными героями сказки «конёк горбунок» является младший сын крестьянина Иван и его верный помощник «конёк горбунок».

Тема: Д. Н. Мамина — Сибиряк «Серая Шейка»

Тип урока: изучение новой темы

Цели:

1. Образовательные:

 — знакомство со сказкой Д. Н. Мамина — Сибиряка «Серая Шейка»;

 — формирование представления о жизни и творчестве писателя, его произведениях для детей;

 — формирование знаний о рассказе;

 — формирование навыка правильного, сознательного и выразительного чтения;

 — формирование основ правильной читательской деятельности.

2. Развивающие:

  1. Развитие личностных УУД:

 — осознание потребности в чтении рассказа;

 — формирование действия нравственно — этической ориентации при определении, хорошо или плохо поступили герои.

  1. Развитие регулятивных УУД:

 — осознание цели чтения;

 — формирование самоконтроля и контроля над правильностью чтения;

 — формирование действия самооценки;

 — формирование действия коррекции при исправлении собственных ошибок.

  1. Развитие познавательных УУД:

 — формирование действия анализа при анализе художественного текста;

 — формирование действия синтеза на итоговой беседе по произведению;

 — формирование действия обобщения на этапе формулировки идеи произведения;

 — умение извлекать информацию из текста;

 — понимать идею текста, авторский замысел.

  1. Развитие коммуникативных УУД:

 — формирование умения выразить и обосновывать свою точку зрения;

 — формирование умения выразить свои впечатления о прочитанном;

 — формирование умения выслушать и принять чужую точку зрения , при обсуждении идеи произведения.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы с вами будем читать очень интересную сказку. Но для этого нам понадобится учебник. Проверьте, все ли готовы к уроку. Начнем урок.

 Развитие внимания.

— Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

1. КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ                                         раб. в парах

2. ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН

3. МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ                                        

  1. Подготовительная беседа

У:Ребята, вы узнаете человека на портрете? Кто это?

У: Ребята, это автор произведения, которое мы сегодня будем читать.

Обратите внимание на взгляд. Какой он?

Грустный или веселый? А, может, суровый? Или загадочный?

У: Каким он вам представляется по характеру?

У:Дмитрий Наркисович Мамин — Сибиряк жил давно, в конце прошлого века, родился 6 ноября в заводском поселке Пермской губернии в семье священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог. Когда умер отец, вся тяжесть забот о семье легла на Мамина — Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь.

Цикл «Алёнушкины сказки» Мамин — Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нем так: «Это моя любимая книжка – её написала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное».

Мамин — Сибиряк много путешествует по Уралу, тщательно изучает экономику, историю края. Общение с местными жителями, погружение в самобытную жизнь простого народа дает огромный материал для произведений. Тогда же Мамин становится Маминым — Сибиряком. Свои произведения он часто подписывал литературным псевдонимом Д. Сибиряк, который Дмитрий решил присоединить к своей настоящей фамилии.

После публикации этих произведений становятся заметными основные мотивы творчества Мамина — Сибиряка: уникальное описание природы Урала, ее влияния на человеческую жизнь.

Детские произведения Мамина — Сибиряка уникальны: любовью и нежностью к маленьким людям пронизана каждая строчка прозы писателя. Он изначально задумывал не обычные сказки, а произведения, которые смогут воспитывать чувства ребенка, его разум.

Не менее ценными являются и произведения, в которых описывается природа. Писатель старался развить любовь читателей к родному краю, сделать их не уничтожителями, а защитниками своей природы. В честь писателя названо несколько улиц.

У:а сейчас проверим, как вы внимательно слушали. Ребята, какая настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича?

(Мамин)

У: Какой псевдоним он себе придумал?

(Мамин — Сибиряк)

У: В какой семье он родился?

(В семье священника и учительницы начальной школы. )

У: Как называется цикл сказок, который он написал для своей дочери?

( «Алёнушкины сказки»)

У:Молодцы, ребята, внимательно слушали.

Ребята, давайте подготовимся к чтению произведения.

Словарная работа

(Вопросы: вы можете объяснить, что обозначает слово. . . , что вы можете сказать о слове. . . , как вы понимаете смысл слова. . . )

Поросль – молодые побеги растений.

Бывалые – опытные; много видавшие и испытавшие.

Партии – много лиц, объединяющихся с какой — нибудь целью.

Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки.

Рок– означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже Боги.

Ключ – (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник.

Косяк – стая рыб, птиц.

  1. Первичное чтение произведения

(чтение учителя)

У: Понравился ли вам рассказ? Чем? Что чувствовали, когда слушали рассказ? Что особенно взволновало вас в рассказе? Кто главные герои рассказа? Кто из героев понравился больше?

 (ответы детей)

У: Чтобы лучше понять рассказ, прочитаем его по частям.

  1. Вторичное чтение произведения

У: начинай читать…

Достаточно. Где происходит действие?

(На реке)

У: Что делали лебеди, гуси, утки в последние дни перед отлетом?

(Начинали готовиться к отлету, объединялись в стаи)

У: Почему Серая Шейка не могла принимать участие в прогулке?

(У нее было сломано одно крылышко)

У: Что чувствовала перед разлукой Старая утка?

(Не спала всю ночь, переживала. )

У: Что она советовала Серой Шейке? Прочитайте.

 «Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, — советовала она. – Там вода не замерзает целую зиму».

У: Как вы думаете, что чувствовала Серая Шейка, когда провожала улетавший косяк?

 (ответы детей)

У:Обратимся к описанию природы. Катя, прочитай нам этот отрывок.

Какое настроение у вас вызывает это описание?

(Грустное, тоскливое, печальное)

У: Что чувствует Серая Шейка с приближением зимы?

 (ответы детей)

У:Ребята, давайте сравним состояние природы и состояние Серой Шейки. Обратимся к тексту.

У:«…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?

Страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая серая шейка одна.

У:«…среди голых берегов…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности?

(В камыши. )

У:Есть где спрятаться Серой Шейке?

(Нет, потому что берега оголилась. )

У: Получается, она беззащитна.

«…ветер обрывал листья и уносил их…» Листья улетают, и так же улетает кто?

Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.

У:«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним?

(Серая Шейка плачет, Старая утка. )

У:Скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?

(Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. )

У: Через описание природы показывает переживание Серой Шейки. Ребята, о чем говорилось в первой части?

(Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой, ей страшно. )

  1. Домашнее задание

У: Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание: страницы в учебнике 126 — 136 прочитать, ответить на вопросы

Творческое задание – сделать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки. Продолжить работу в рабочих тетрадях по произведению.

  1. Итог урока

Зимой не только Серой Шейке из сказки Мамина-Сибиряка грозит опасность. Может ли каждый из вас стать спасителем для птиц?

Закончите фразу:

— Я могу похвалить себя …

— Я доволен собой, потому что …

— Я не очень доволен собой, потому что …

У: Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Мне понравились ответы. Читали хорошо, без ошибок.

 Урок окончен. Всем спасибо.

Озаглавьте каждую часть произведения. Составьте план. Перескажите близко к тексту.

reshalka.com

ГДЗ Литературное чтение 3 класс (часть 1) Климанова. Вопросы и задания (стр.129). Номер №8

Решение

План к сказке «Серая Шейка»:
1. Одиночество Серой Шейки.
2. Знакомство с Зайцем.
3. Серая Шейка и Лиса.
4. Неудачная охота на лису.
5. Спасение Серой Шейки старичком.
6. Серая Шейка дома у старичка.
Пересказ текста:
1. Маленькая уточка по прозвищу «Серая Шейка» не могла улететь с остальными утками в тёплые края из−за того, что коварная лиса поранила ей крыло. Когда все улетели, Серая Шейка осталась зимовать на озере одна.
2. Уточке было скучно одной. Однажды она от скуки зашла в лес. Вдруг выпрыгнул из−под куста Заяц, и уточка перепугалась. Заяц сам испугался, а когда успокоился, спросил, почему она не улетела со всеми утками. Серая Шейка ответила, что не может летать из−за того, что Лиса ей перекусила крылышко. Заяц предупредил уточку, чтобы она береглась от Лисы, особенно когда речка покроется льдом.
3. Мороз сковал речку льдом, осталась только маленькая полынья. На берег стала приходить Лиса. Она ждала, когда замёрзнет вся речка. Ей хотелось съесть уточку.
4. Охотник пришёл в лес и хотел добыть зайцев на шубу для старухи, но зайцы кинулись в лес. Не разыскал старичок зайцев, хотел отдохнуть и снова идти искать. Вдруг он увидел, что по льду на реке ползёт Лиса. Старик обрадовался, что из неё будет хороший воротник к старухиной шубе. Но Лиса убежала и старик остался без воротника для шубы.
5. Он побежал к полынье. Но на льду Лисы не было, а в полынье плавала уточка. Старичок сказал, что впервые видит, как Лиса превратилась в утку.
Серая Шейка объяснила ему, что Лиса убежала. Старичок спросил её, почему она здесь плавает. Серая Шейка ответила, что у неё крылышко сломано.
6. Старичок подумал, что уточка может замёрзнуть или её Лиса съест. Решил он унести её внучкам, положил Серую Шейку за пазуху и направился домой. Старичок думал, что старуха будет довольна − ведь уточка весной снесёт яички и выведет утяток.

  • План литературного сочинения 11 класс
  • План конспект урока сказка о царе салтане 3 класс
  • План конспект урока сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • План конспект урока сказка гуси лебеди
  • План конспект урока по музыке 2 класс расскажи сказку