План местности по сказке красная шапочка

Построение плана местности по материалам литературного произведения.

Цель (образовательная): построить план местности по литературному описанию.

Цель (развивающая): продолжить развитие творческого потенциала у учащихся.

Цель (воспитательная): продолжить формирование правильного поведения на улице.

Для того чтобы материал был хорошо усвоен обучающимися необходимо осознание ими его практической значимости.

Сказки способствуют  созданию позитивной эмоциональной атмосферы на уроке,  мотивируют  на деятельность. Кроме того любая сказка опирается на жизненные реалии и несет воспитательный аспект.

Для того чтобы урок прошел успешно, необходимо заинтересовать учащихся. Для этого:

Была создана проблемная ситуация, с опорой на жизненный опыт учащихся (для того чтобы учащиеся увидели практическую значимость урока в повседневной жизни)

На уроке присутствовали элементы игры, что соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Практическая часть работы была направлена на закрепление навыков по построению плана местности, в то же время каждый обучающийся мог проявить свое творчество при выполнении этого задания. С моей точки зрения любой ребенок обладает творческим потенциалом, поэтому важно на уроках создавать условия для развития их способностей.

Составление простейшего плана местности и описание маршрута  предусмотрено примерной государственной программой. До этой практической работы учащиеся уже должны знать, что такое план местности, условные знаки, масштаб (т.к. это темы первых уроков курса географии). В этом случае можно опираться на знания предыдущих уроков. И тогда это – урок, закрепление пройденного материала. Если же по каким-то причинам предыдущие темы не были пройдены, то на данном уроке сразу идет изучение новой темы «План местности», практическая работа. В этом случае можно опираться на знания начальной школы, т.к. первичное знакомство с планом и картой происходит в 3-4 классе.

Данный урок связан межпредметными связями с литературой (используется сказка «Красная шапочка»), ОБЖ (правила поведения с незнакомыми людьми на улице).

«Нетрадиционные приёмы работы с планом местности»

Система практических работ на местности — необходимое условие обучения географии. Назначение этих работ — закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека.

Цель практических работ – выработать у учащихся элементарные умения и навыки практического характера. В результате выполнения практических работ ребята самостоятельно совершенствуют полученные ранее знания, находят свои приемы в выполнении поставленных задач.

Наиболее интересны для шестиклассников практические работы с планом местности в нетрадиционной форме с использованием сказочных персонажей. В ходе которых формируются умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Представляю один из приёмов проведения Практической работы «Определение направлений и расстояний по плану местности» в теме «План местности».

Цель работы: научиться наносить маршрут по заданному пути и самостоятельно составить путь следования по плану местности.

Оборудование: картонный планшет, компас, цветные карандаши (два цвета), линейка, ластик, план местности.

Ход работы:

  1. Определите исходную точку маршрута согласно заданному пути.

  2. С помощью компаса сориентируйте планшет с планом местности.

  3. Рассмотрите масштаб плана местности.

  4. С помощью компаса и масштаба плана нанесите на план местности опорные точки согласно заданному пути следования Красной Шапочки.

  5. Соедините опорные точки с помощью линейки красной линией.

  6. Творческая часть: самостоятельно составьте путь следования Серого Волка так, чтобы он не встретил на своём пути Красную Шапочку и пришёл в дом бабушки раньше её (нанесите опорные точки пути следования Волка и соедините их коричневой линией; запишите свой путь по примеру маршрута Красной Шапочки).

Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие, да не по реальному миру, а в самый любимый мир всех детей – сказочный. Где дружно живут сказочные персонажи разных народов. А остановимся мы в европейской народной части сказочной страны, где живет Красная Шапочка. Я думаю, что вы все эту сказку знаете с раннего детства и без труда сможете вспомнить её сюжет. Даже в сказке географические знания помогут нам не заблудиться в лесу и безошибочно найти путь, по которому Красная Шапочка ходит в гости к своей бабушке. А применив все свои практические навыки, вы сможете самостоятельно определить и записать на всякий случай маршрут хитрого Серого Волка.

Для нашего сказочного путешествия нам понадобится планшет с планом Сказочной местности, компас, два карандаша, линейка и ластик. У меня есть приложение к сказке с подробным описание пути следования Красной Шапочки.

И так, для начала нам с вами надо определить исходную точку маршрута, затем сориентировать план местности и согласно заданному пути нанести на план Европейской сказочной части страны опорные точки, при соединении которых красным карандашом вы получите маршрут пути Красной Шапочки.

Путь Красной Шапочки.

Жила-была Красная Шапочка с мамой в , на западе от него раскинулся
. В пятидесяти метрах к востоку от него рос старый дуб, от которого Красная Шапочка ежедневно начинала свой путь к бабушке, а голодный Волк сидя на высотой 40м всегда наблюдал за ней.

Сегодня ей пришлось идти по , которая вела на север, вдоль живописного. Пройдя 450м и собрав красивые цветы она быстро перешла по и по левой стороне пошла к ближайшей . Свернув по тропинке на восток и пройдя 200м Красная Шапочка подошла к . Заказав у мельника муки для мамы и подарив ему собранные луговые цветы она поспешила к бабушке. Следующие 150 метров она с легкостью преодолела и под она остановилась, чтобы перейти по пешеходному переходу. Продолжая движение на восток, через 200м Красная Шапочка добралась до бабушки. А что случилось дальше, вы знаете.

Далее вам нужно, внимательно изучив план местности, составить путь следования Серого Волка так, чтобы он не встретил на своём пути Красную Шапочку и пришёл в дом бабушки раньше её (нанесите опорные точки пути следования Волка и соедините их коричневой линией; запишите свой путь по примеру маршрута Красной Шапочки).

Путь Красной Шапочки.

Жила-была Красная Шапочка с мамой в собственном доме, на западе от него раскинулся фруктовый сад. В пятидесяти метрах к востоку от него рос старый дуб, от которого Красная Шапочка ежедневно начинала свой путь к бабушке, а голодный Волк сидя на пригорке высотой 40м всегда наблюдал за ней.

Сегодня ей пришлось идти по лесной тропинке, которая вела на север, вдоль живописного луга. Пройдя 450м и собрав красивые цветы, она быстро перешла реку по металлическому мосту, затем по левой стороне шоссе пошла к ближайшей тропинке. Свернув по тропинке на восток и пройдя 200м Красная Шапочка подошла к мельнице. Заказав у мельника муки для мамы и подарив ему собранные луговые цветы она поспешила к бабушке. Следующие 150 метров она с легкостью преодолела и под ЛЭП она остановилась, чтобы перейти шоссе по пешеходному переходу. Продолжая движение на восток, через 200м Красная Шапочка добралась до дома бабушки. А что случилось дальше, вы знаете.

Далее вам нужно, внимательно изучив план местности, составить путь следования Серого Волка так, чтобы он не встретил на своём пути Красную Шапочку и пришёл в дом бабушки раньше её (нанесите опорные точки пути следования Волка и соедините их коричневой линией; запишите свой путь по примеру маршрута Красной Шапочки).


4

Пж помогите нарисовать план местности по сказке Ш.Перро Красная Шапочка и написать условные знаки

1 ответ:



0



0

Ответ:

///////////////////

Читайте также

<span>условия на Восточно-европейской равнине. Она имеет выгодное ЭГП. Да и температура значительно выше,чем на Западно-сибирской равнине. </span>

При масштабе 1 см: 100м нужно нарисовать линию 4 см (т. е. 400м разделить на 100м) , а во втором случае нужно нарисовать линию 10 см (т. е. 400 м разделить на 40 м)

1. Волга,находится в Европейской части России.
2.Валдайская возвышенность
3.характер течения-равнинный
4.В верховье река Волга протекает с северо-запада на юго-восток, далее от города Казань направление реки меняется на южное. Около Волгограда русло реки поворачивает на юго-запад. Река Волга начинается на Валдайской возвышенности из ключа в поселке Волговерховье Осташковского района Тверской области.
5.Волга впадает в Каспийское море.
6.Основное питание Волги осуществляется снеговыми (60 % годового стока), грунтовыми (30 %) и дождевыми (10 %) водами. Естественный режим характеризуется весенним половодьем (апрель — июнь), малой водностью в период летней и зимней межени и осенними дождевыми паводками (октябрь).
7.Энергетика, мелиорация, водная артерия транспорта, источник снабжения водой населения, рыбные ресурсы, туризм.

Ядро
горячее ,большое
горит ,греет ,восхищает
шар

Конкурсная работа Сказочная география

Предмет: Другое
Категория материала: Презентации
Автор:

      Ещё до появления географической науки люди прекрасно умели ориентироваться в окружающем их мире, на практике познавали особенности природы своей местности. От наблюдательности  и практической смекалки зависела жизнь первобытного человека. Представления древних людей о природе и человеке, исходили из практического опыта, а их осмысление уходило в область мифа, сказки, то есть было фантастическим.

Есть удивительная наука– география.  Но  первое знакомство с основами этой науки происходит задолго до поступления в школу.  В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных  сказок…

Слайд 1ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» (МБОУ СОШ № 8) Выполнила работу : Пугачук Яна ,6а класс МБОУ СОШ №8 Г.Новый Уренгой Руководитель : Рыбакова Елена Анатольевна
Слайд 2СКАЗОЧНАЯ ГЕОГРАФИЯ
Слайд 3Цель нашей работы – выявить раскрытие особенностей географических объектов, процессов, приборов по средствам сказок. Задачи: — сопоставить возможные вымышленные (сказочные) предметы, персонажи с географической информацией; — составить описание сравниваемых объектов; — бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к  воде -источнику всего живого, научить любить свой край ;   -воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
Слайд 4В разных сказках широко встречаются волшебные предметы: ступа Бабы –яги, летающий конек –горбунок, сапоги скороходы, ковер – самолет, объединяет их все способность летать, большая скоростью, удобство в использовании. Возможно, в далеком будущем, будут существовать и аналогичные виды, а в настоящее время эти предметы отдаленно напоминают воздушные виды транспорта
Слайд 5Всем известна сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок». Здесь главный герой указывал на приближающуюся опасность. В точности как метеорологический прибор для измерения направления и скорости ветра- флюгер. Флюгер часто служит декоративным элементом — для украшения дома.
Слайд 6Давайте вспомним, сказку «Гуси –лебеди» и составим план местности, обозначив на нем маршрут движения девочки в поисках братца. При изучении темы, мы знакомимся и с условными знаками, с их помощью и составим и план местности данной сказки. Объекты которые мы будем изображать: лес, река, поле, дерево и придуманные знаки — печка, избушка. На основе сюжета сказки «Три поросенка» составьте план местности, в которой происходило действие сказки. Вспомните, из каких материалов поросята строили свои домики? Можно ли предположить, что домик, построенный из веток, находился в лесу, а домик из соломы – в поле? Изобразите на плане возможное расположение домиков поросят и окружающей их местности. План необходимо сориентировать по сторонам горизонта и выполнить в масштабе, определив при этом расстояния между домиками и азимуты движения от домика из соломы к домику из веток и от домика из веток к домику из камней. Вот такие задания мы получали на уроках географии при изучении «План и местность»
Слайд 7План местности по сказке « Красная шапочка » Условные знаки: Деревня Красной шапочки Деревня бабушки Домик бабушки Мельница Лес Короткая дорога в лесу Длинная дорога длинная дорога в лесу Дорога из деревни Красной шапочки в лес Дорога из леса в деревню бабушки Место встречи Красной шапочки и Волка Маршрут Красной шапочки Маршрут Волка Место работы дровосеков д. Красной шапочки д. бабушки
Слайд 8В русских народных сказках, главные герои прибегают к помощи волшебной тарелочки для того, чтобы увидеть то, что их наиболее интересует. Для этого нужно чтобы яблочко катилось по тарелочке. Это волшебное приспособление имеет некоторые общие признаки с географическим изобретением Сравнивая волшебную тарелочку с глобусом, можно выделить следующие общие черты: — форма (круглая); — движение (совершают движение); — назначение (показывает объекты).
Слайд 9Атмосферная циркуляция в теме “Атмосферная циркуляция” изучаем циклоны и антициклоны. Обучающиеся не всегда видят разницу между ними. Для большей иллюстративности антициклона я использую следующий отрывок из русской народной сказки “Лисичка – сестричка и Серый волк”: “Отыскал волк на реке прорубь, сунул туда хвост, сидит и бормочет: – Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше ловись большая, да и побольше! А Лисица прибежала, стала бегать вокруг да приговаривать: – Ясни, ясни на небе звезды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост! – Что ты говоришь? – забеспокоился Волк. – То же, что и ты, куманёк: «Ловись рыбка, большая и маленькая!»” Зимой антициклон приносит похолодание, идёт сильное выхолаживание территории. Длинной зимней ночью на безоблачном небе отчётливо видны звёзды, усиливается мороз и … “замерзает волчий хвост”.
Слайд 10Следующий сказочный «герой» — это волшебный клубок ниток. Он как правило хранится у Бабы – Яги, которая помогает главному герою в поисках нужного пути, так как клубок бежит по лесной тропинке в нужном направлении. Это чудо приспособление, по моему мнению, явно дальний родственник, известный каждому школьнику прибору. Конечно, это компас, устройство, облегчающее ориентирование на местности. И так же как и волшебный клубок ниток, всегда имеет одно направление, а точнее всегда указывает на север.
Слайд 11В замечательной сказке А.С.Пушкина «О царе Салтане », которая имеет глубокий смысл, мы рассмотрим следующий момент: … Где-то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря…   Думаю, что здесь можно рассмотреть действие цунами .
Слайд 12Дивной могучей силой свиста, обладал другой герой Соловей – разбойник. Одно его дуновение могло вызвать страшный ветер, который поднимал в воздух различные предметы, целые войска. Прозвище «разбойник» вполне оправдано. С точки зрения географии, аналогичными свойствами обладает атмосферный вихрь, возникающий в кучево –дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, в виде облачного рукава диаметром в десятки и сотни метров. Слово «смерч» происходи от   древнерусского   смьрчь ,  смърчь  — «облако».
Слайд 13При изучении атмосферы : сказка про Иван-царевича. Вот мчится Иван – царевич на своём быстром и могучем коне: “Конь бежит, земля дрожит. Из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, следом горячие головешки летят”. – Какие стихии изображены в могучем коне? (гром, молния и ветер)
Слайд 14Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя Широко развилось, как боевое знамя, Земля волнуется – с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом, Под каменным дождём бежит из града вон. Извержение вулкана – грозное и страшное явление природы. И это явление сумел реалистично описать Пушкин. Несколько строк он посвятил извержению вулкана Везувий, которое произошло в Италии в 79 году нашей эры.
Слайд 15Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков: эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону от полнолуния к новолунию ***. «Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва) в Сварожьем круге. Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля полностью закрывает Месяц от Солнца. Таким образом, дети получали начальное знание в астрономии и изучении звездной карты (заметьте, практически с пеленок). Подтверждение такой интерпретации Колобка можно найти в русских народных загадках из собрания В.Даля: Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается (движение солнца по небосводу).
Слайд 16Одно из главных богатств каждой страны – минеральные ресурсы, описывается в сказках Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка горы медной», «Серебряное копытце».
Слайд 17Сказка «Снегурочка», действие происходит в деревне, слепили из снега бабка и детка себе внучку. Пошла Снегурочка гулять и играть с подружками, прыгнула через костер и растаяла, превратилась в облако, но конец у сказки не печальный ведь весной с дождем пролилась Снегурочка на полянку и превратилась в красивые цветы. В данном действии описывается «Круговорот воды в природе». В интересной форме сказка знакомит нас с этим удивительным природным процессом.
Слайд 18Викторина Как называется одно из стихотворений Бориса Заходера ? «География всмятку» 2. Упоминание о какой реке встречается в русской народной сказке «История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и о Соловье-разбойнике»? Смородина 3. В каком направлении плыли корабельщики в сказке А. С. Пушкина «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана »? на восток 4. На берегу какого моря жил столяр Джузеппе из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? Средиземного
Слайд 19«С высокого холма открывался вид на удивительный город со множеством разноцветных зданий. Нарядные люди гуляли вокруг фонтана. Брызги падали на землю и превращались в стекло. Все искрилось в ярком солнечном свете. И повсюду на площади были расставлены зеркала, которые все искажали». Королевство кривых зеркал». В. Губарев «Где-то в глубине необъятного североамериканского материка, окруженная обширной пустыней и кольцом неприступным гор лежала Волшебная страна». Изумрудный город. А. Волков «Волшебник Изумрудного города» В каком городе есть улица Колокольчиков, аллея Ромашек и бульвар Васильков? В Цветочном городе. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» На каких островах происходят такие чудеса: «… Ходят все на головах! Там живет трехголовый кашалот, По горам на самокате Ездят там бычки в томате! А один ученый кот Даже водит вертолет!»? На Горизонтских островах. Б. Заходер К онкурс « Узнай сказочную страну ».
Слайд 20Конкурс «Как попасть в волшебную страну»? Кто из героев воспользовался этими средствами передвижения, чтобы попасть в сказочную страну? Верхом на божьей коровке? (В страну Чуланию Вася Неумыткин. А.Моисеев «Приключения Васи Неумыткина в стране Чулании »). На машине, кот…

Тип материала: Презентация Power Point (pptx)
Размер: 9.4 Mb
Количество скачиваний: 7

Скачать

Просмотров: 78

Похожие материалы

  • Презентация на тему «Методы обучения» (1-11 классы)
  • Учебное пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы экономики». Тема: Заработная плата.
  • Презентация «Деятельностный подход к организации самостоятельной работы студента»
  • Деньги. История возникновения денег. Виды денег. Свойства и функции денег.
  • Презентация родительского собрания на тему «Итоги года»
  • Презентация Ваша победа -наша жизнь
  • Презентация к занятию кружка по теме «Как создать пресс-релиз»
  • Абайдың табиғат лирикасы
  • С.Мұқанов «Есіл бойында» 7-сынып
  • Презентация по самопознаниии на тему » Өнеге отбасынан » ( 8 сынып)

Сказочная география

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Рузанкина Э.С. 1


1МБОУ «СОШ №5» г.Усинска

Канева Н.Б. 1


1МБОУ «СОШ №5» г.Усинска


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

1 Введение

Кто не любит сказки? Таких людей, наверное, нет, среди детей – это уж точно. В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных сказок, которые учат нас простым истинам. В этом мы ещё раз убедились на уроках литературного чтения. С каким интересом мы слушали рассказы друг друга о коварстве Бабы Яги и смекалке Ивана-дурака, о капризах царевны-Несмеяны и мудрости Василисы Премудрой. Мы смеялись и переживали, сочувствовали героям русских народных сказок и восхищались их чудесам.

Сказки появились в древности как образный свод законов отношений человека с природой, другим человеком, божеством, обществом — сначала сказки о животных, потом волшебные. Сказки — это закодированные послания человечества, а вообще СКАЗ — это говорить, рассказывать –то есть переносить информацию. Люди, сочиняя сказки, заключали в них мудрость, которую хотели передать.  

Ещё до появления географической науки люди прекрасно умели ориентироваться в окружающем их мире, на практике познавали особенности природы своей местности. От наблюдательности и практической смекалки зависела жизнь первобытного человека. Представления древних людей о природе и человеке, исходили из практического опыта, а их осмысление уходило в область мифа, сказки, то есть было фантастическим. В сказках все необычно. Они вводят нас в мир приключений и учат ценить труд каждого, распознать добро и зло.

Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географической знаниями. К такому выводу я пришла, сопоставив некоторые моменты из сказок с реальными научными данными, изученными на уроках географии.

Актуальность: Я считаю, что, несмотря на сказочность, моя работа актуальна. Сказки – это начало будущих знаний географии, астрономии, биологии

Цель: – выявить особенности  географических объектов, процессов, приборов посредством сказок; показать взаимосвязь географии с литературными произведениями, узнать, где живут герои русских народных сказок.

Задачи:

сопоставить возможные вымышленные (сказочные) предметы, персонажи с    географической информацией;

составить описание сравниваемых объектов;

узнать о существовании Сказочной картой России;

выяснить, где и как живут сказочные герои;

бережно относиться к природным ресурсам; 

научить любить свой край;  

воспитывать чувство причастности к благополучию в природе

Методами исследования являются:

поисковый;

описательный;

метод анализа и обобщения.

Гипотеза: В сказках наши предки предугадали появление в будущем карт, навигационных приборов, приборов видения и т.д.

В разных сказках широко встречаются волшебные предметы: ступа Бабы – яги, летающий конёк – горбунок, сапоги — скороходы, ковер – самолет, объединяет их все способность летать, большая скорость, удобство в использовании. Возможно, в далеком будущем, будут существовать и аналогичные виды, а в настоящее время эти предметы отдаленно напоминают воздушные виды транспорта.

Всем известна сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок». Здесь главный герой указывал на приближающуюся опасность. В точности как метеорологический прибор для измерения направления и скорости ветра — флюгер. В России до XVIII века употреблялись

слова прапор, прапорица. Флюгер представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра. Противовес флага направлен в сторону, откуда дует ветер. Флюгер часто служит декоративным элементом — для украшения дома. Он может использоваться и для защиты дымовой трубы от задувания. Часто садоводы применяют флюгер с пропеллером для избавления от кротов, землероек и прочих подобных вредителей. Вибрации, передающиеся в землю от вращения пропеллера, отпугивают грызунов, и они покидают участок.

В сказке «Гуси – лебеди» речь идёт о девочке, которая в поисках своего братца, проходит трудный путь, прокладывая маршрут через лес, реку, прося помощи у яблоньки. При изучении темы «План местности», мы знакомимся с условными знаками, которые встречаются в сказке.

В сказке «Красная шапочка» также прослеживается сказочный маршрут девочки по плану местности.

Роль универсального навигатора в сказках играет волшебный клубочек ниток. Он лучше компаса ориентируется в географии волшебных царств и никогда не сбивается с пути.

Такой сказочный гаджет можно получить, например, от Бабы-Яги за хорошее поведение и уважение старших, словом, пройдя какое-то испытание,
она помогает главному герою в поисках нужного пути, так как клубок бежит по лесной тропинке в нужном направлении. Это чудо приспособление — дальний родственник прибору компасу, устройству, облегчающее ориентирование на местности. Компас так же, как и волшебный клубок ниток, всегда имеет одно направление, а точнее всегда указывает на север.

Очень часто в сказках встречается указательный камень — это либо топографический план, ориентир, либо указатель сторон горизонта. В «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» речь идёт как раз об этом: «Кто поедет от камня сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мёртв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется».

В русских народных сказках, главные герои прибегают к помощи волшебной тарелочки для того, чтобы увидеть то, что их наиболее интересует. Для этого нужно чтобы яблочко катилось по тарелочке, поверхность тарелки обращается в экран с изображением. Это волшебное приспособление имеет некоторые общие признаки с географическим изобретением под названием глобус, который был создан около 150 л. до н.э. Сравнивая волшебную тарелочку с глобусом, можно выделить общие черты: форма (круглая), движение (совершают движение), назначение (показывает объекты).

В замечательной сказке А.С. Пушкина «О царе Салтане», прослеживается следующий момент:

…Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря…

Думаю, что здесь можно рассмотреть действие цунами.

Цунами — длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. В сказке 33 богатыря обладают мощной силой и выходят из моря на сушу, так же как и мощное цунами вырывается на сушу на расстояние до 10 км.

Дивной могучей силой свиста, обладал другой герой Соловей – разбойник. Одно его дуновение могло вызвать страшный ветер, который поднимал в воздух различные предметы, целые войска. Прозвище «разбойник» вполне оправдано. С точки зрения географии, аналогичными свойствами обладает атмосферный вихрь, возникающий в кучево–дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, в виде облачного рукава диаметром в десятки и сотни метров.

При изучении темы «Атмосфера» мы видим действия, описанные в сказке про Ивана-царевича: вот мчится Иван – царевич на своём быстром и могучем коне: «Конь бежит, земля дрожит. Из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, следом горячие головешки летят». В могучем коне изображены три стихии — гром, молния и ветер.

Много сказок имеют сюжет со Змеем в своём повествовании. «Налетела туча чёрная, скрыла Ярило Красное, поднялся ветер великий. Налетел той тучей чёрною Трёхглавый змей Горыныч. Избы разломал, стога разметал, людей и скот в полон увёз». Это образное описание смерча. Он круглый, как змей да размером с гору – Горыныч, громовая туча с тремя хоботами смерча.

Извержение вулкана – грозное и страшное явление природы. И это явление сумел реалистично описать Пушкин. Несколько строк он посвятил извержению вулкана Везувий, которое произошло в Италии в 79 году нашей эры.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя,

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом,

Под каменным дождём бежит из града вон.

Скатерть-Самобранка – кухни народов мира. В сказках поход в тридесятое царство за царевной превращается в многотрудный и утомительный квест. Чтобы не растерять сил, герою надо время от времени подкрепляться. Роскошные яства всегда готова сотворить из ничего скатерть-самобранка, работающая по принципу «все включено». После окончания трапезы объедки и грязную посуду можно аккуратно сложить в скатерть и идти дальше. Иногда волшебную скатерть называли также «хлебосолкой». 

Очень интересным примером, показывающим «космические путешествия наших предков» является сказка «Финист – Ясный Сокол». Сказ повествует о путешествии девушки Настеньки на большом торговом космическом корабле – Вайтмаре, за тридевять Земель в тринадесятое царство к своему жениху. За тридевять Земель – это за пределы Солнечной системы, в которой тогда было тридевять, т.е. 27 планет. За время путешествия Настеньки совершилось шесть прмежуточных посадок на различные Земли возле самых необычных Солнц. Настенька за это время износила семь пар железной обуви и съела семь железных хлебов: в современном мире – аккумуляторы её обуви с металлическими подошвами для передвижения по металлическому кораблю в невесомости подзаряжались шесть раз при посадках. А железные хлеба – это тюбики с едой, какие и сегодня используют космонавты.

Сказка «Колобок», знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков: эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону от полнолуния к новолунию. «Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва) в Сварожьем круге. Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) – «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля полностью закрывает Месяц от Солнца.

Таким образом, здесь идёт речь об изучении звездной карты.

Одно из главных богатств каждой страны – минеральные ресурсы, описывается в сказках Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка горы медной», «Серебряное копытце».

Издавна Урал славится драгоценными (аметист, изумруд, сапфир, алмазы, дымчатый топаз, александрит) и поделочными (яшма, мрамор, малахит, гранит, гипс) камнями. По разнообразию минералов, горных пород и полезных ископаемых Урал — один из богатейших районов мира.Бажов передает удивительную красоту нарядов Хозяйки Медной горы. Платье её «из шёлкового, слыш-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить». Хозяйка красива и мудра, великодушна и справедлива, в ней заключена мощь самой природы, её богатство, 

Любимая нами с детства сказка «Снегурочка», действие происходит в деревне, слепили из снега бабка и детка себе внучку. Пошла Снегурочка гулять и играть с подружками, прыгнула через костер и растаяла, превратилась в облако, но конец у сказки не печальный ведь весной с дождем пролилась Снегурочка на полянку и превратилась в красивые цветы. В данном действии описывается «Круговорот воды в природе». В интересной форме сказка знакомит нас с этим удивительным природным процессом.

Особое внимание в сказках уделяется взаимоотношению человека и природы. Здесь можно выделить целый блок сказок. Например, «Аленький цветочек», в дивном саду был сорван этот цветок героем сказки, печальные последствия ждали героев, к счастью в сказке добро побеждает зло.
В жизни мы имеем более печальные последствия, ряд растений занесён в Красную книгу и список этот пополняется ежегодно. Другой сказочный цветок «Цветик семицветик», обладает волшебными свойствами, его лепестки были потрачены героиней напрасно, и только последний принес пользу, он был потрачен на благое дело и благодаря этому, цветок был сохранен.

В самой известной сказке А.С. Пушкина.

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом….

Там чудеса там леший бродит

Русалка на ветвях сидит

Там на невиданных дорожках

следы невиданных зверей…

Так описывает это волшебное место автор. В наше время, когда природа подвергается сильнейшими натиску цивилизации, естественных участков практически не остаётся. Уникальный мир сохраняется на специально отведенных участках заповедниках и национальных парках.

Лукоморье из сказок А.С. Пушкина существовало не в сказках, а в реальности. Лукоморьем наши предки называли побережье Белого моря, потому что форма линии побережья напоминала лук. Находится Лукоморье за Уральским хребтом.

Проблемы рационального природопользования рассматриваются и в таких сказках как: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Царевна лягушка», подводят к тому, что природа очень щедрая, она даёт нам свои богатства, которыми человек может пользоваться в полной мере, но пользование это должно быть рациональным, без ущерба для самой природы. Иначе человечество рискует «остаться у разбитого корыта».

Мало кто из нас знает, что герои любимых детских сказок живут среди нас. Где живёт тот или иной сказочный герой? Раньше на такие вопросы ответов не было, но с появлением «Сказочной карты России» всё изменилось. Несколько лет назад в России была создана карта, которая объединяет регионы страны в единое сказочное пространство. Благодаря огромной исследовательской работе стала известна родина не одного десятка персонажей русских сказок и легенд.

Проект по созданию необычной – сказочной карты России существует несколько лет. Авторами проекта стали представители Московской ассоциации землячеств; автором карты — Алексей Козловский. В этом ему помогали и помогают специалисты – историки, филологи, краеведы. И сейчас уже 25 регионов России зовут в гости к своим сказочным героям. Лидер среди них – Ярославская область. На Сказочной карте России уже много сказочных героев обрели свою прописку, но еще многие кочуют в поисках пристанища. Вот те, кто уже поселился на сказочной карте: Алеша Попович, Царь Берендей, Водяной, Змей Горыныч, Добрыня Никитич, Емеля и Щука, Золотая Рыбка, Иванушка – дурачок, Илья Муромец, Соловей-разбойник, Кикимора Вятская, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Леший, Колобок, Конёк-Горбунок, Курочка Ряба, Мышка – Норушка, Садко, Чебурашка, Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик и другие. Эти герои сказок не только помогают запомнить географические названия городов, но и их положение на карте нашей страны.

2 Сказочные герои

2.1 Дед Мороз

Родиной Деда Мороза стал Великий Устюг, находящийся в северных широтах, окруженный зимним великолепием природы, город искусных мастеров по дереву и серебру, бережно сохраняющих древние традиции предков. В Великом Устюге открыт офис Деда Мороза, куда входят тронный зал, музей, мастерские, почта и сувенирная лавка. Здесь можно побеседовать и сфотографироваться с Дедом Морозом в тронном зале, отправить праздничные открытки и письма родным и друзьям с печатью и автографом Деда Мороза, погашенные специальным штемпелем, приобрести оригинальные сувениры или самостоятельно изготовить поделку в мастерской.

2.2 Снегурочка

Родилась внучка Дед Мороза в имении Щелыково, которое принадлежало знаменитому драматургу А.Н. Островскому, написавшему сказку о холодной красавице.

На живописном берегу реки Волги в Костромской губернии в усадьбе «Щелыково» стоит сказочный Терем Снегурочки. В «Щелыково» можно погулять по тихим аллеям, посетить Голубой дом Снегурочки, подняться в двухэтажную «Снегурочкину беседку», зачерпнуть ледяной воды из Голубого ключика. Сама хозяйка встречает гостей у себя в тереме, знакомит их со своими сказочными друзьями, показывает свое волшебное зеркало и рабочий стол, где она отвечает на письма детей. А уж если, прощаясь, Снегурочка посыплет Вас волшебным снежком, то ждет Вас удача весь следующий год. Самым любимым праздником сказочной внучки Деда Мороза остается День рождения. Каждый год 7 апреля со всей России съезжаются к Снегурочке в гости ее друзья — сказочные персонажи. В этот день проходит множество конкурсов, концертов, выставок на любой вкус, как для детей, так и для взрослых.

В Костроме в парке «Берендеевка» на берегу двух прудов стоят сказочные избушки Берендеева царства. В них проживает Царь Берендей.

Так что приезжая в Кострому, попадаешь в настоящую волшебную сказку, которая ребятишек приводит в неописуемый восторг, а взрослых возвращает в забытое детство … хотя бы на миг, зато в душе остается навсегда!

2.3 Баба-Яга

Не так давно у известнейшего персонажа русских сказок — Бабы-Яги — появилась своя Родина. В 2004 году родиной Бабы Яги было объявлено небольшое село Кукобой. Село Кукобой расположено в Ярославской области. Затерянный в лесах Кукобой — единственное место в России, где живет настоящая Баба-Яга. Как и положено, во владениях Бабы-Яги начинается аномальная зона – перестаёт работать мобильная связь, а у машин перегревается двигатель. Говорят, это шалят лесные и болотные жители: лешие, кикиморы и русалки.

В центре села расположен великолепный сосновый бор, в нем то и расположился музей Сказки. Главная героиня музея – Баба-Яга со своей знаменитой избушкой на курьих ножках. Жители села не считают Бабу-Ягу злым символом язычества, для них она символ домовитости, хранительница обычаев и традиций рода.

День рождения Бабы Яги — 25 июня.

2.4Кощей Бессмертный и Змей Горыныч

Создатели сказочной карты России «обнаружили» следы пребывания двух главных злодеев русских волшебных легенд — Змея Горыныча и Кощея Бессмертного в Тверской области.

Тверская область станет самым «сказочно-коварным» регионом — здесь обнаружены «историко-сказочные» следы пребывания двух самых популярных представителей сказок, против которых и борются русские богатыри — Змея Горыныча и Кощея Бессмертного, причем на родине Горыныча уже открылся и работает «Музей гада». По словам авторов проекта, Тверская область была выбрана родиной злодеев на основании легенд и местного фольклора. Обоих сказочных персонажей официально пропишут недалеко друг от друга. Кощея — в деревне Старица, и живет этот сказочный персонаж, конечно, в подземельях. Существуют небылицы и о том, что монастыри и храмы Старицы соединяются между собой подземными ходами, и что ходы эти проходят прямо под Волгой-рекой.

А Змея Горыныча поселили в селе Приволжском, которое когда-то называлось Гадово. В Старице для сказочного образа уже подобрали соответствующую пещеру, а в Приволжском — открыли Музей гада, где выставлены различные экспонаты, посвященные змеям — от Змея Горыныча до Змея-искусителя.

2.5Кикимора

На «Сказочной карте России» город Киров официально обозначен как родина Кикиморы. Яркость образа и активность сделали бесподобную Кикимору Вятскую символом «Сказочной карты России».

По утверждению авторов проекта, Кикимора – «шумная и задорная девчонка, любит игры и катание с горок». В кировском «Заповеднике сказок» построен «Дом кикиморы».

Кроме того Кировская область стала родиной сестрицы Алёнушки и братца Иванушки. Их прописали в селе Рябово – на родине братьев Васнецовых.

2.6 Леший

Ле́ший (хозяин леса, лесной дух, лешак, лесовик, дедушка-лесовой) — дух, хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила и справедливый дух. Лешие не столько целенаправленно вредят людям, сколько проказят и шутят, но делают они это грубо и зло: пугают хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивают с пути, прячут предметы и др.. Леший может наказать человека за ненадлежащее поведение. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо заключить с ним договор. Леший может похищать скот и людей. Он способен предсказывать будущее. Иногда леший принимал помощь от человека. Леший  поселился в Ярославской области в селе Кукобой.

2.7. Водяной

В славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью.   Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. С левой ягодицы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего). Водяному приписывают то же значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, ундинами и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества. Обитает Водяной в Пошехонье, её не зря называют ярославской Венецией, ведь он стоит сразу на пяти реках, есть здесь пруды и, конечно, Рыбинское водохранилище. И поэтому пошехонцы надумали поселить у себя водяного. Его официальная резиденция находится в детской библиотеке. Квартира водяного украшена портретами хозяина, статуями симпатичных подружек-лягушек, аквариумом с маленькими сомиками, водяной мельницей и прочими атрибутами водного царства. Идею закрепить за Пошехоньем место жительства повелителя рек и озер придумали сотрудники библиотеки, собравшие богатую историю Хозяина рек.

3 Заключение

На сегодняшний день, всего на «Сказочную карту» занесено 42 героя из 27 городов и регионов. Новых персонажей на Сказочную карту» будут добавлять только 2 раза в год: в Международный день сказки 7 июня и зимой в день приезда в Москву Российского Деда Мороза. У нас уже прошла первая волшебная «Олимпиада», она состоялась 18-20 мая 2012 года в Кировской области. В ней участвовали сказочные герои России и других стран (Германия, Украина, Скандинавские страны). На Олимпиаде были включены соревнования по озорным сказочным видам спорта: колобоулинг, бег по неведомым дорожкам, метание волшебного клубочка, репинг, шмякобол, крокет, сказочная регата и сказочный биатлон. В рамках данного проекта планируется выпустить «Сказочный календарь», на котором будут отмечены все значимые в жизни сказочных героев даты, например, 2 марта – День рождения Кикиморы, 15 мая – годовщина свадьбы Кикиморы Вятской и Домового, 10 февраля – день рождение Домового. Календарь станет отличным подспорьем для тех, кто захочет отправиться по «Сказочному кольцу России», сказочным туристическим маршрутам и узнать что-то новое об этих населённых пунктах.

Выводы

В своей работе я показала взаимосвязь географии с литературными произведениями, со сказочными героями.

Я провела исследование и узнала, где живут герои русских народных сказок. Это помогло мне познакомиться со многими интересными фактами, о географических приборах, о местах рождения и существования сказочных героев.

Я поняла, что изучать историю своего народа и географию страны можно по сказкам. И это очень интересно! Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географическими знаниями.

Великому поэту А.С. Пушкина принадлежат слова: «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!..» И на самом деле, рассказывая о самых важных в жизни моментах сказка оказывается самой настоящей правдой.

Есть удивительная наука – география.  Но  первое знакомство с основами этой науки происходит задолго до поступления в школу.  В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных  сказок…

Список литературы

Бердышев С.Н. Большая энциклопедия природы 12 томов, Москва.: Мир книги 2003г.

Летягин А.А. Начальный курс: 6 класс: учебник.: Вентана – Граф, 2012

Круглов Ю.Г. Русские народные сказки.: Москва Просвещение 1983 г.

Пушкин А.С. Сказки.

Ершов П. Конек Горбунок., М.: Просвещение 2011

рисунки, фотографии, использованные для создания презентации – ресурсы интернет.

Приложения

Викторина

Как называется одно из стихотворений Бориса Заходера?
(«География всмятку»)

2. Упоминание о какой реке встречается в русской народной сказке «История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и о Соловье-разбойнике»?
(Смородина)

3. В каком направлении плыли корабельщики в сказке А. С. Пушкина «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана»? (на восток).

4. На берегу какого моря жил столяр Джузеппе из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?
Средиземного

Конкурс «Узнай сказочную страну».

со множеством разноцветных зданий.

Нарядные люди гуляли вокруг фонтана.

Брызги падали на землю и превращались в стекло.

Все искрилось в ярком солнечном свете.

И повсюду на площади были расставлены зеркала, которые все искажали».

Королевство кривых зеркал». В. Губарев

«Где-то в глубине необъятного североамериканского материка, окруженная обширной пустыней и кольцом неприступным гор лежала Волшебная страна».

Изумрудный город. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

В каком городе есть улица Колокольчиков, аллея Ромашек и бульвар Васильков?

В Цветочном городе. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

На каких островах происходят такие чудеса:

«… Ходят все на головах!

Там живет трехголовый кашалот,

По горам на самокате

Ездят там бычки в томате!

А один ученый кот

Даже водит вертолет!»?

На Горизонтских островах. Б. Заходер

Конкурс «Как попасть в волшебную страну»?

Кто из героев воспользовался этими средствами передвижения, чтобы попасть в сказочную страну?

— Верхом на божьей коровке?

(В страну Чуланию Вася Неумыткин. А.Моисеев «Приключения Васи Неумыткина в стране Чулании»).

— На машине, которая может ездить, плавать и летать?

(Незнайка в Солнечный город. Н. Носов).

— В домике, поднятом с земли ураганом, или на летучих обезьянах?

(Элли в Изумрудный город. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»).

— На автобусе?

(Дядя Фёдор и кот Матроскин в деревню Простоквашино. Э. Успенский «Дядя Фёдор, пес и кот»).

Просмотров работы: 3777

Похожие вопросы:

Иконка предмета

География, 02.03.2019 18:30

Какое растение можно считать символом россии? ? и почему?

Ответов: 2

Иконка предмета

География, 06.03.2019 18:00

Предумайте кроссворд или ребус на тему океан

Ответов: 2

Иконка предмета

География, 07.03.2019 18:00

Между какими меридианами и параллелями находится чукотское

Ответов: 2

Иконка предмета

География, 07.03.2019 21:50

Какие отрасли входят в транспортное машиностроение?

Ответов: 2

Иконка предмета

География, 08.03.2019 07:10

Определите средняя суточная температура и суточную амплитуду температуры по данным : в 7 ч — -3 градуса , в 13 — +5 градусов , в 19 — -1 градус

Ответов: 3

Иконка предмета

География, 09.03.2019 05:40

Перечислить природные зоны евразии при движении с запада на восток вдоль 40 меридиана северной широты и назвать причины их смены.

Ответов: 4

Иконка предмета

География, 09.03.2019 09:20

Нужно примеры озер евразии 1) ледникво-тектанического происхождения 2) тектанического происхождения 3)осадочного происхождения 4)вулканического происхождения 5)кастового происхождения 6) запрудные озера нужно
как можно ! нужно !

Ответов: 4

Иконка предмета

География, 09.03.2019 17:00

На какие виды делится воздушный транспорт

Ответов: 3

Иконка предмета

География, 10.03.2019 02:10

Какие отрасли хозяйства развиты в октябрьском районе?

Ответов: 2

Иконка предмета

География, 10.03.2019 07:20

Устойчивый ветер, направление которого резко меняется на противоположное два раза в год

Ответов: 2

Иконка предмета

География, 03.03.2019 07:00

Спроектом про лебединые озера казаченско-ленского района. введение (пояснительная записка – актуальность, цель, , назначение). нужно придумать введение моего проекта.

Ответов: 1

Иконка предмета

География, 03.03.2019 11:06

Почему природа островов уязвима и зависит от вида и интенсивности хозяйственной деятельности в островных государствах? ​

Ответов: 1

Вопросы по другим предметам:

Категория

Математика, 30.11.2020 17:13

Категория

Математика, 30.11.2020 17:13

Категория

География, 30.11.2020 17:13

Категория

История, 30.11.2020 17:13

Категория

Информатика, 30.11.2020 17:13

Категория

Алгебра, 30.11.2020 17:13

Категория

Математика, 30.11.2020 17:13

Категория

История, 30.11.2020 17:13

Категория

Русский язык, 30.11.2020 17:13

Категория

Литература, 30.11.2020 17:13

  • План местности по сказке гуси лебеди по географии 6 класс
  • План мастер али казахская народная сказка
  • План к сказке принцесса лгунья 3 класс
  • План к рассказу филипок 2 класс литературное чтение
  • План к сказке о сером волке и иване царевиче