План на тему сказка о рыбаке и рыбке

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)

План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке) Пушкина

  1. Жизнь стариков около моря.
  2. Старик поймал рыбу.
  3. Старуха желает новое корыто.
  4. Новый дом.
  5. Желание – стать дворянкой.
  6. Жена стала царицей.
  7. Новое желание –  стать повелительницей морей.
  8. Остались ни с чем.

Краткий пересказ по плану

Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода.  Но каждый раз безрезультатно, только в последний раз он выловил одну рыбку. Эта рыба оказалась волшебной. Она могла говорить и просила ее отпустить. А за это обещала выполнить все желания. Удивился старик, он никогда не видел таких удивительных рыб. Отказался от выкупа и отпустил рыбку.

Вернулся старик домой и поведал о происшествии жене. Стала она ругаться. Нужно было попросить корыто. Пошел старик к морю, вызвал рыбку и попросил новое корыто. Рыбка ответила, что бы он не печалился, а шел домой, будет ему корыто.

Отправился дед домой, а жена опять недовольна, хочет уже новую избу. И идет он опять к рыбке, стал просить новый дом, ведь старуха опять ругает его. Рыбка упокоила и пообещала все выполнить.

Не узнал старик новый большой дом. А бабка недовольна, опять мужа ругает.  Не хочет она быть простой крестьянкой, желает стать дворянкой

И опять идет старик к морю, кланяется рыбке, рассказал о мечте жены стать дворянкой. И опять рыбка  обещала исполнить его просьбу.

Старик вернулся, увидел, что вместо дома стоит огромный терем, а жена в дорогой одежде  сидит. Закричала она и послала мужа служить конюхом.

Прошло время, опять жена отправляет его к рыбке, теперь хочет стать вольной царицей.

Заплакал старик, но старуха не желает его слушать. Отправился старичок опять к рыбке, просит исполнить новое желание стать царицей.

Рыба снова исполнила волю старика. И стала бабка царицей.  Как увидел он ее, в ноги бросился, но жена на него и не глянула, только приказала выгнать. Схватили стражники старика и вытолкали прочь.

Вот прошло две недели, царица отправляет опять деда к морю. И желание у нее теперь новое. Чтобы жить в океане, а рыбка, чтобы ей служила. Не стал старик перечить, отправился опять к берегу. Старик просит рыбку исполнить его просьбу. Желает, чтобы старуха стала владычицей морской, а рыбка прислуживала бы ей.

Махнула рыба хвостом и уплыла.

Не дождался дед ответа, а когда вернулся, увидел свою старую избу и жену с расколотым корытом.

Также читают:

Картинка к сочинению План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)

План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Внутренний мир человека рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭ

    Есть много шуток и забавного интеллектуального юмора про богатство внутреннего мира и наличие этого мира как такового. Люди, которые считают человека не более чем просто немного более развитым приматом, вообще не видят в нем

  • Анализ повести Двойник Достоевского

    Произведение «Двойник» относится к жанру фантастической повести. Достоевский закончил её в 1846 году и после еще год дорабатывал ее перед выпуском в печать.

  • Сочинение Сербский сражатель в рассказе Старый гений Лескова

    Сербский сражатель — важный герой в рассказе «Старый гений» талантливого и всем известного писателя Н.С Лескова. События в рассказе происходят в конце 19 века. Сражатель (воитель) своим образом характеризует участника Сербско-турецкой войны

  • Сочинение на тему Плохое настроение 11 класс ЕГЭ

    В музыке есть понимание гармоничного строя, согласно которому настраиваются музыкальные инструменты. Если, к примеру, пианино хорошо настроено, то оно великолепно звучит и позволяет музыканту извлекать разнообразные гармоничные мелодии

  • План рассказа Как я ловил человечков Житкова 4 класс

    Будучи в гостях у своей бабушки, автор увидел на полке интересную вещь: модель пароходика. На просьбу поиграть вещицей бабушка дала резко отрицательный ответ, взяв с мальчика честное слово

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 17

УКМ «Перспектива»

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Можно ли назвать рыбку благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

3. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало всё сильнее чернеть.

4. Какова основная (главная) мысль сказки? Обсудите с другом, соотнесите её с пословицами.

Главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке»: умей довольствоваться тем, что имеешь.

Много захочешь — последнее потеряешь. Старуха захотела много и опять оказалась у разбитого корыта.

Много желать — добра не видать. Она хотела стать морской владычицей и вернулась в ветхую лачугу.

Жадность всякому горю начало. Жадность старухи не дала ей стать счастливой.

Ненасытному всё мало. Сколько бы не давала рыбка старухе, той всё было мало.

5. Обсудите с друзьями, чему учит сказка? Что больше всего в ней понравилось? Составьте план вашей беседы.

Сказка учит двум основным вещам: уметь быть благодарными и не быть жадными.

Мне больше всего понравилось, что рыбка терпеливо исполняла капризы старухи, потому что чувствовала благодарность к старику.

6. Рассмотрите рисунки. Соотнесите их с текстом. Озаглавь каждый рисунок строчками из сказки. Достаточно ли рисунков, чтобы пересказать текст? Составь план. Расскажи об основных событиях сказки.

Дадим заглавия рисункам по порядку:

  1. В третий раз закинул он невод.
  2. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
  3. Смилуйся, государыня рыбка!
  4. Дурачина, ты, простофиля!
  5. Старуха сидит под окошком.
  6. Высокий терем. На крыльце стоит старуха.
  7. В палатах видит свою старуху.
  8. А перед ней разбитое корыто.

Этих рисунков достаточно, чтобы пересказать текст.

План пересказа «Сказки о рыбаке и рыбке» для 2 класса

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Рассказ об основных событиях «Сказки о рыбаке и рыбке» для 2 класса.

У синего моря жили старик и старуха.

Однажды старик поймал золотую рыбку и отпустил её.

Старуха поругала старика и отправили его просить у рыбки новое корыто.

Рыбка дала старику новое корыто, но старуха опять стала ругаться. Она потребовала новую избу.

Рыбка дала старикам новую избу, но старуха не унималась. Она захотела стать дворянкой.

Рыбка сделала так, чтобы старуха жила в тереме, но старухе захотелось быть царицей.

Рыбка сделала старуху царицей, но та захотела быть морской владычицей.

На этот раз промолчала рыбка, а когда старик вернулся домой, он увидел ветхую избушку и разбитое корыто.

Пересказ этой сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

        План-конспект урока литературного чтения        

Класс: 2 «Д»

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель:  познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», совершенствовать навыки выразительного чтения.

Задачи:

Дидактические: анализируют сказку, определяют жанровые особенности «Сказки о рыбаке и рыбке», понимают аллегорический смысл сказки.

Развивающие: способствовать совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развитию связной речи, умению анализировать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы, умению выделять жанровые особенности сказки.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, отрицательного отношение к лени, высокомерию, тщеславию; воспитывать читательского интереса к тексту и любовь к сказкам на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.

Планируемые результаты

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата;

      Метапредметные:
      Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

      Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными  задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
     Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.

      Предметные: правильно, сознательно, выразительно читают, анализируют текст, выделяют отличительные признаки авторской (литературной) и народной сказки, отвечают на вопросы  по содержанию прочитанного, определяют особенности авторской сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», понимают смысл сказки, определяют тему, сказочного героя, образы, основную мысль.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация.

Ход урока

  1. Организация начала урока.
  1. Приветствие.

У.: Здравствуйте!

2) Проверка готовности к уроку.

У.: Проверьте, у всех ли на столе лежит учебник, тетрадь, дневник и пенал? Молодцы! Теперь я вижу, что все готовы начать урок. Садимся на свои места и начнём наш урок.

3) Мотивация к учебной деятельности.

У.: Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.

II. Актуализация знаний обучающихся.

У.: Давайте вспомним, что такое сказка?

О.: Сказка – это вымышленная история со счастливым концом.

У.: Правильно. Сказка — это произведение устного народного творчества, в котором изображается чудесное, необычное, раньше передавалась из уст в уста, позже стала печататься в специальных сборниках, собраниях подобных произведений. 

У: С каким разделом мы заканчиваем работать? (подсказка на слайде)

О: Мы заканчиваем работать с разделом «Русские народные сказки». 

У.: Верно. Сейчас проведём литературную игру. Я читаю слова, по которым вы должны определить сказку.

1. Служивый, котёл, варево, горсточка крупы.

О.: «Каша из топора»

У.: 2. Куманёк, окрошка, каша, тарелка, кувшин.

О.:«Лиса и журавль»

У.: 3. Яблоня, печка, речка, пирожок.

О.: «Гуси – лебеди»

У.: Молодцы. На прошлом уроке вы знакомились с русскими народными сказками.

Сегодня мы будем знакомиться с ещё одним видом сказки, которую написал не народ, а автор. Какая это сказка?

О.: Это авторская сказка.

У.: Верно. По-другому она называется литературная.

У.: Среди авторов, писавших сказки есть особенный. Догадайтесь, о ком идёт речь:

Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.

О.: Речь идёт об А.С. Пушкине.

У.: Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость русской литературы — Александр Сергеевич Пушкин.

У.: Давайте вспомним жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.

У.: Краткие биографические сведения об авторе.

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 г. В Москве. Его родители: отец – Пушкин Сергей Львович, мать – Надежда Осиповна были дворяне, но не богатые. Грамоте Пушкина обучала его бабушка Мария Алексеевна. Воспитывала будущего поэта и прививала любовь к сказкам няня – Арина Родионовна. Настоящим кладом для Пушкина была каждая сказка его доброй и  талантливой няни. Многие её сказки впоследствии Пушкин использовал как сюжеты собственных сказок. В 12 лет Александр Сергеевич Пушкин оказывается в Царскосельском лицее благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 8 января 1815 г. Пушкин с успехом прочёл на экзамене своё стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Державин был сражен: «Ему лиру передаю. Теперь и умереть можно!»  

У.: А.С.Пушкин  написал большое количество произведений, среди которых были и сказки.  Какие вы знаете сказки А.С. Пушкина?

О.: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом Петушке», «Руслан и Людмила». 

У.: А.С. Пушкин писал свои сказки для взрослых, но очень быстро они стали любимыми и среди детей. Он был очень талантливым писателем, таких сказок больше никто не написал.

Особенности сказок Пушкина заключаются в быстро развивающихся событиях, необычных ситуациях, сценах, полных чудес и роскоши, конфликт между злом и добром. А. С. Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: царевну Лебедь, Золотого петушка и затейницу белку, Черномора и морских богатырей. И так как в его сказках каждая деталь естественна, реальна, тесно связана с жизнью, то читать и понимать их очень просто. Сказки Пушкина обычно в стихах, но написаны они простым и понятным языком.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Сейчас  я вам  прочитаю загадку, а вы определите, что это за сказка.

Тридцать три года жил он у моря,

Рыбу ловил со стихиями споря,

Невод тянул, выбиваясь из сил,

Но чудесный улов все же он отпустил.

(На слайде изображены главные герои – это старик на берегу моря).

Что это за сказка?

О.: Это «Сказка о рыбаке и рыбке».

У.: Правильно. Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?

О.: Тема нашего сегодняшнего урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

У.: Верно. Произведение было написано осенью 1833 года. Известно, что Пушкин при создании сказки опирался на произведение братьев Гримм «О рыбаке и его жене». Также Пушкин опирался на русскую народную сказку «Жадная старуха», где вместо рыбки фигурировало волшебное дерево.

У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить задачи урока.

— вспомним …

— узнаем о …

— познакомимся с особенностями…

 — будем учиться…

 О.: Сегодня на уроке мы вспомним, что такое сказка и её виды, биографию А.С. Пушкина, узнаем о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Познакомимся с особенностями его сказок. Научимся выразительно читать и понимать смысл «Сказки о рыбаке и рыбке».

IV. Открытие новых умений, знаний.

У.: Теперь мы проведём словарную работу.

1 часть.

Ветхая землянка — старый дом, вырытый в земле.

Невод — большая рыболовная сеть.

Прясть пряжу – крутить нить из волокон.

Тина – скопление живущих в воде растений, в основном водорослей.

Взмолится – просил, умолял.

Молвит – говорит.

Старче – старик.

Откуп – плата.

2 часть.

Простофиля — глупый, несообразительный человек.

Корыто — большой открытый сосуд, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних дел.

3 часть

Кликать – звать.

Разбранила – разругала.

4 часть.

Воротился – вернулся.

Пуще – больше.

Бранится – ругается.

5 часть.

Сварливая баба – ворчливая, склонная к ссорам.

Землянка – углублённое в землю жилище.

Изба со светёлкой – светлая комната, отделённая сенями от кухни.

Тесовые ворота – сделанные из теса, из тонких досок.

Чёрная крестьянка – простая крестьянка.

Столбовая дворянка – дворянка старинного и знатного рода.

6 часть.

Вздурилась – без толку рассердилась.

7 часть

Душегрейка — верхняя женская одежда для праздников наподобие кофты.

Парчовая ткань – плотная узорчатая шёлковая ткань.

Кичка – старинный женский головной убор.

Перстень – кольцо, надеваемое на безымянный палец.

Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб.

8 часть.

Белены объелась – обезумела, одурела.

Осердилась – рассердилась.

Поведут поневоле – вопреки желанию.

9 часть

Бунтует – возмущается.

10 часть.

Царские палаты – большие красивые комнаты, в которых жили бояре и цари царевны.

Заморские вина –  вина, привезённые из-за границы.

Пряник печатный – пряник с отпечатанным рисунком или буквами.

Вкруг – вокруг.

Очи – глаза.

Поделом – справедливо, заслуженно.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

11 часть.

Царедворцы – лица, занимающие должность при царском дворе, придворный.

Морская владычица – морская царица.

Была на посылках – служить кому-нибудь, исполняя мелкие и простые поручения.

12-13 часть.

Перечить – возражать кому-нибудь, говорить (или делать) наперекор.

Глядь – смотри. 

У.: Давайте прочитаем сказку и узнаем, как развивались события. Но перед чтением мы с вами  проведём физ.минутку. 

V. Физкультминутка.

У.: Проведём физкультминутку.

1.  Стоя возле парты, руки поднять вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторит 4 раза, темп средний. Расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд.

2. Следующее упражнение. Стоя руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс; 2 — левую руку на пояс; 3 — правую руку на плечо; 4 — левую руку на плечо; 5 — правую руку вверх; 6 — левую руку вверх; 7-8 — хлопки руками над головой; 9 — опустить левую руку на плечо; 10 — правую руку на плечо; 11 —левую руку на пояс; 12 — правую руку на пояс. Повторить. Молодцы!

3. Молодцы! Последнее упражнение для наших глаз. Голова остаётся неподвижной. 1 – посмотреть влево; 2 – посмотреть вправо; 3 – посмотреть вверх; 4 – посмотреть вниз. Повторить 6 раз.

VI. Первичное чтение «Сказки о рыбаке и рыбке». Учитель читает. По Объясняются слова и выражения. Анализ первичного восприятия.

У.: Ребята, откройте учебник на странице 90. Сейчас мы прочтём вам «Сказку о рыбаке и рыбке». Вы внимательно слушаете.

Чтение сказки учителем.

У.: Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой урок мы возьмём из этой сказки?

О.: Когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.

У.: Ребята, а чтобы вы попросили у золотой рыбки?

О.: Куклу, машинку…

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Скороговорка:
Четыре чёрненьких
Чумазеньких  чертёнка
Чертили чёрными
Чернилами чертёж.
У.: (Проговаривает скороговорку быстро).
У.: Проговорим все вместе скороговорку медленно.
У.: Проговорим скороговорку быстро.
У.: Молодцы! Проговорим скороговорку ещё быстрее
У.: Хорошо.

VII.  Вторичное чтение «Сказки о рыбаке и рыбке». Анализ содержания сказки.

Обучающиеся находят в тексте ответы на вопросы.

У: Ребята, сейчас вам будут заданы вопросы по содержанию, ваша задача, найти и прочитать в тексте ответ.

У.: Где жили старик со старухой?

О.: «Жил старик со своей старухою

      У самого синего моря».

(По тексту)

У.: Сколько лет они жили? 

О.: «Ровно тридцать лет и три года».

(По тексту)

У.: Какое чудо произошло?

О.: Рыбка заговорила.

О.: «Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, – золотою.

Как взмолилась золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:        

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».  

(По тексту)

У.: Как отнеслась старуха к рассказу старика? 

О.: «Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, простофиля!

Не сумел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть ты взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».

(По тексту)

У.:  Какой вам представляется старуха?

О.: Мне старуха представляется ворчливой, постоянно недовольной, неблагодарной, капризной, она много хочет.

У.: Каким вам представляется старик?

О.: Старик мне представляется добрым, он подчиняется старухе, не может ей возразить, покорный.

У.: Зачитайте из текста. Что попросил старик у рыбки и что она ему ответила? 
О.:
«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто». 

(По тексту)

У.: Что потом захотелось старухе? 

О.: «Ещё пуще старуха бранится:

«Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу».

(По тексту)

У.: Была ли рада старуха избе?

О.: Нет, старуха не была рада избе.

У.: Найдите в тексте, кем захотела быть старуха?

О.: «Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

(По тексту)

У.: Отблагодарила ли старуха старика?

О.: Нет, старуха не отблагодарила старика.

У.: Куда, отправила его старуха?

О.: «Говорит старик своей старухе:

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна».

На него прикрикнула старуха,

На конюшне служить его послала».

(По тексту)

У.: Найдите в тексте, кем теперь хочет быть старуха?

О.: «Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей».

(По тексту)

У.: Выполнил ли старик приказ старухи?

О.: Да, старик выполнил приказ старухи.

У.: Как изменилась старуха?

О.: Стала алчной, жадной, злой, корыстной, скупой, завистливой.

У.: Почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!» Когда так говорят?

О.: Так говорят, когда человек не соответствует месту, которое занимает.

У.: Кем же потом захотела стать старуха?

О.: «Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках».

(По тексту)

У.: Как заканчивается сказка? Исполнила ли рыбка желание старика?

О.: Рыбка махнула хвостом и уплыла, не исполнив желание старика.

О.: «Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился —

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

(По тексту)

У.: Почему рыбка ничего не сказав, ушла в глубокое море?

О.: Терпению волшебной рыбки пришел конец, и она всё вернула на свои места, проучив старуху.

У.: Вспомните, как постепенно меняется море. Проследим за изменениями и свяжем с тем, что требовала старуха (на доске).

Море слегка разыгралось – корыто;

Помутилось синее море – изба;

Не спокойно синее море – дворянка;

Почернело синее море – царица.

У.: Почему так происходит?

О.: С каждым желанием старухи море становится суровее, героиня не знала меры и на это реагировала морская стихия.

Литературная игра «Определи характер героев»

У.: Сейчас закрепим прочитанный материал. Кто является главными героями сказки?

О.: Старик, старуха и золотая рыбка.

У.: Определите характер старика и старухи.

О.: Характер старухи: сварливый, злобный, властный, жадный, грубый.

Характер старика: добрый, мягкий, смиренный, податливый.

У.: Кто из героев вам больше нравится? Почему?

О.: Больше всего из героев мне нравится рыбка, потому что она добрая и исполняет желания.

У.: А кто из героев вам не понравился? Почему?

О.: Больше всего из героев мне не понравилась старуха, потому что все черты её характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят, их поступки осуждаются.

У.: Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?

О.: Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке.

У.: Что означает выражение «остаться у разбитого корыта»?

О.: Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.

У.: Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, добрым характером?

О.: Потому что старик выполнял все приказы старухи.

У.: Являются ли положительными такие качества, как безвольность, смиренность?

О.: Нет, это отрицательные качества.

(Обучающиеся приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта. Смиренность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.)

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы  выполнили задачи, поставленные в начале  урока.

— вспомнили  …

— узнали о …

— познакомились с особенностями…

— учились…

О.: Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое сказка и её виды, биографию А.С. Пушкина, узнали творчестве А.С. Пушкина. Познакомились с особенностями его сказок. Учились выразительно читать и понимать смысл «Сказки о рыбаке и рыбке».

У.: «Лесенка успеха» (Учитель на доске рисует лесенку, обучающиеся в тетрадях повторяют рисунок).

У.: Если ты успешно справлялся со всеми заданиями, нарисуй человечка на самой верхней ступеньке. Если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу – нарисуй человечка на средней ступеньке. Если тебе было трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя – нарисуй человечка на нижней ступеньке.

У.: Вот и подошёл к концу наш урок. Я хочу сказать, что вы — большие молодцы, вы внимательно слушали, много думали и правильно отвечали, поэтому работа получилась успешной!

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У.: Подготовить выразительное чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Структура урока и содержание

Метапред

метные УУД

  1. Организационный момент

Регулятив

ные

Познаватель

ные

Коммуника

тивные

Здравствуйте, ребята!

Приготовьтесь слушать меня внимательно и не отвлекаться. Проверьте, у всех ли на парте есть учебник, ручка и тетрадка.

Давайте вспомним правила поведения на уроке.

Скажите, как должен вести себя ученик на уроке? (При ответе поднимать руку, не выкрикивать, не мешать соседу, слушать внимательно учителя и тд)

Верно, я думаю, что сегодня каждый из вас будет следовать этим правилам и не нарушать их.

А теперь, внимание, посмотрите на меня, выпрямите спинки, сложите аккуратно руки на парту.

Покажите мне, что вы все готовы.

Принимать и уважать требования учителя. Самостоятельно организовать свое рабочее место .

Учить самоконтролю готовности к уроку.

  1. Постановка темы и задач урока

На доске высказывание «Что за прелесть эти сказки»…

Ребята, посмотрите на это высказывание.

Скажите, кто его автор?

(А.С. Пушкин)

Как вы понимаете это высказывание? (Сказки – это волшебство, радость, поэтому Пушкин так говорит)

Скажите, а любите ли вы читать сказки?

Почему? (Сказки любят читать и взрослые, в сказках есть волшебные герои, сказки учат мудрости, всегда добро побеждает зло)

Какие сказки А.С. Пушкина вам известны?

На доске выставка книг.

«Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…»

Есть такие ребята, которым знакомы эти сказки?

Если вы ещё не читали этих сказок, то вы обязательно с ними когда-нибудь познакомитесь.

У А.С. Пушкина много сказок, это всего лишь небольшая часть его сказок.

Внимательно послушайте, а я вам сейчас загадаю загадку о сказке, которую мы будем сегодня читать.

Эта сказка, где герою – старику помогают волшебные силы. (На обложке изображены главные герои – это старик на берегу моря)

Кто уже догадался, что это за сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке)

Чему будем учиться?

(Прочитаем сказку «Сказка о рыбаке и рыбке», поймем о чем она, поговорить о героях сказки)

Давайте найдем сказку в учебнике на стр.30

Формировать мыслительные операции.

Способствовать развитию логического мышления.

Формировать умение взаимодействовать.

Учить строить устное высказывание.

  1. Работа с текстом до чтения.

Антиципация чтения

Предугадывание.

А теперь давайте тихонько договоримся, кто читал уже эту сказку, подсказывать нам не будут.

Прочитайте название сказки. (А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Кто главные герои? (Рыбак и рыбка)

Как думаете, что будет происходить между главными героями? (Рыбак поймает рыбку)

Работа с иллюстрацией.

Теперь мы поработаем с иллюстрацией, она тоже поможет догадаться о чем сказка.

О чем может быть эта сказка? ( О жизни старика и старухи)

Где происходят события? (На берегу моря, в давние времена)

Посмотрите внимательно, что делает старик? (Несет сеть, идя с моря)

Полистайте следующие страницы, посмотрите на иллюстрации.

Какие еще герои появляются? (Старуха, золотая рыбка)

Кто сумел точнее всех предугадать содержание сказки?

Давайте прочитаем сказку и узнаем как развивались события.

Способствовать развитию логического мышления, воображения.

Формировать умение предполагать, выдвигать свою точку зрения и обосновывать ее.

Учить анализировать данный учителем материал.

Формировать умение участвовать в беседе. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы.

  1. Работа с текстом во время чтения.

Первичное восприятие текста

1) Чтение 1-ой части вслух.

Анализ содержания сказки.

Где жили старик со старухой? Найдите слова в тексте и прочитайте. (Жил старик со своей старухой у самого синего моря, они жили в ветхой землянке)

Кто скажет, что значит «Ветхая землянка»?(Выкопанное в земле жилище)

(Слайд) Пояснение: Землянка –это ветхий домик, она находится на половину в земле.

Чем занимался старик? (Ловил неводом рыбу)

Что значит слово «Невод»? (рыболовная сеть)

(Слайд) Пояснение: Невод – это рыболовная сеть.

Чем занималась старуха? (Пряла свою пряжу)

Что значит «Прясть пряжу»? (крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена)

(Слайд)Пояснение: Прясть пряжу – это крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена.

С чем пришел невод в первый раз? Найдите слова и прочитайте. (Раз он в море закинул невод – пришел невод с одной тиной)

Что значит слово тина?

(Слайд) Пояснение: Тина – это скопление водорослей в воде.

Что значит слово «Взмолиться»? (Просит, умоляет)

Что сделал старик с золотой рыбкой? (Отпустил)

2) Чтение 2-ой части вслух.

Что сделала старуха, когда воротился старик? (Забранила его)

Что значит «Забранила»? (Ругаться, выражать свое не довольствие)

Что велела попросить старуха у золотой рыбке? (Новое корыто)

А что случилось со старым корытом? (Раскололось)

Что значит раскололось? (Сломалось)

3)Чтение 3-ей части вслух.

Что стал делать старик, когда пришел к морю во второй раз? (Стал он кликать золотую рыбку)

Что значит «Кликать»? (Звать)

Прочитайте, что происходило с морем. (Видит – море слегка разыгралось)

4)Чтение 4-ой части вслух.

Как вела себя старуха, когда старик воротился? Найдите слова в тексте. (Еще пуще старуха браниться)

Как вы понимаете «Пуще браниться»? (Сильнее злиться, ругается)

Что велела выпросить старуха старика у золотой рыбки во второй раз? (Избу)

Физминутка.

Вот мы руки развели, 
Словно удивились. 
И друг другу до земли 
В пояс поклонились! 
Наклонились, выпрямились, 
Наклонились, выпрямились. 
Ниже, ниже, не ленись, 
Поклонись и улыбнусь. 

5)Чтение 5-ой части в полголоса.

Что происходит с морем? (Помутилось синее море)

Найдите и прочитайте только те слова, что старик просит у золотой рыбки. («Смилуйся, государыня рыбка, еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою. Избу просит сварливая баба»)

Как вы понимаете «Сварливая баба»? (Всегда чем-то недовольная)

6)Чтение 6-ой части в полголоса.

Какими словами старуха сидела под окошком и ругала мужа? Найдите слова из текста. Прочитайте.

Что значит слово «Простофиля»? (Глупый)

Какие незнакомые слова вы встретили в этой части? (Светелкой, вороты)

Обратите внимание, в конце страницы у вас есть сноски. Прочитайте, что значат эти слова.

7) Чтение 7-ой части в полголоса.

Каким стало море, когда старик пришел? (Неспокойное синее море)

Почему море стало неспокойным? (Старик пришел в 3 раз)

Кем захотела быть старуха? (столбовой дворянкой)

(Слайд) Столбовая дворянка — дворянка старинного и знатного рода.

8)Чтение 8-ой части в полголоса.

Что увидел старик, когда воротился к старухе? (Высокий терем. На крыльце стоит его старуха. Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает)

(Слайд) Пояснение: Терем – высокий дом.

Что означает слово «Чупрун»?

Посмотрите сноску в конце страницы(Это чуб, хохол)

(Слайд) Пояснение: Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб.

9) Чтение 9-ой части про себя.

Кем захотела быть столбовая дворянка? Найдите слова в тексте. (Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей)

Что спросил, старик, когда испугался? (Что ты, баба, белены объелась?)

Что значит «Белены объелась»? (Обезумела, одурела)

10)Чтение 10-ой части про себя.

С какой просьбой старик обратился к золотой рыбке?

Найдите слова в тексте.

Как изменилось море? (Почернело синее море)

Формировать умение удерживать собственную мысль.

Формировать умение ориентироваться в тексте.

Формировать умение работать с текстом. Способствовать развитию мышления.

Формировать умение извлекать точные ответы, на поставленные вопросы.

Формировать умение извлекать нужную информацию.

Учить воспринимать информацию через чтение про себя.

Формировать умение точно отвечать на поставленные вопросы, умение полно и ясно выражать свои мысли.

Формировать умение связно выражать свои мысли.

  1. Работа с текстом после чтения

1) Словарная работа в парах.

А сейчас, ребята, давайте посмотрим, кто у нас был внимательным. Выполнять задание будем в парах. Давайте вспомним, как надо работать в парах? (Работать сообща, разговаривать шепотом, не мешать друг другу)

Возьмите карточку.

Прочитайте слова в первом столбике.

Прочитайте слова во втором столбике.

В первом столбике это слова из сказки.

Во втором столбике их значение.

Вы должны соединить слова из первого столбика со значением слова со второго столбика.

Давайте первое слово соединим вместе.

Найдем первое слово в первом столбике – Невод.

Что значит слово невод, найдите значение во втором столбике.(Невод – рыболовная сеть)

Соедините линией.

невод

землянка

забранить

кликать

пуще

прясть

пряжа

чупрун

сильнее

ругаться

крутить нить из шерсти овец

полученные нитки

прядь волос, спадающая на лоб

звать

ветхий домик

рыболовная сеть

Давайте проверим. (Правильные ответы на доске)

Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.

Поднимите руку, те кто сделал одну-две ошибки.

Где возникли ваши ошибки?

2)Обобщение

Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)

Какое впечатление у вас сложилось о старухе? Какая она? (Скупая, жадная, просит все только для себя)

Есть ли у вас желание дочитать эту сказку до конца и узнать чем же она закончилась?

Что же произошло дальше, вы узнаете, когда прочитаете сказку до конца.

3)Творческая работа.

А) Составление викторины.

Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину.

Ваша задача, в паре, по прочитанным частям составить интересный вопрос. Посмотрим, чей вопрос в викторине, класс признает самым интересным.

Б)Требования к составлению вопросов.

Какими должны быть вопросы? (Слайд)

1. Вопрос должен быть трудным. (Ведь на легкий вопрос отвечать будет не интересно)

2. Вопрос должен быть интересным

3. Не должно быть вопроса, на кот который ответ «Да», «Нет»

В)Самостоятельная работа в парах по созданию вопроса.

У каждого на парте есть листок, для того, чтобы вы записали свой вопрос. Сначала каждый придумывает вопрос, записывает его на листок, затем вы вместе в паре обсуждаете и выбираете тот вопрос, который подходит по всем требованиям.

Г) Проверка.

А сейчас мы с вами превратимся в рыбаков и будем вылавливать с доски золотую рыбку и отвечать на вопрос, который будут задавать нам ваши товарищи. Кто верно ответит на вопрос, получает рыбку. Ответы принимаются только по поднятой руке.

Посмотрим, у кого будет большой улов.

Д) Проведение викторины.

Вопросы, которые будут задавать ваши товарищи, слушаем внимательно. Потом определим, какой вопрос будет лучшим.

Е)Подведение итогов. Награждение победителя.

Сосчитайте своих рыбок.

Какой рыбак поймал больше всего рыбок? Почему? (Были внимательны, читали выразительно)

(Ученик выходи к доске)

Посмотрите ___ больше всех поймал рыбок!

Скажите, тяжело ли вам было ловить рыбок?

А теперь каждый получит по золотой рыбке, загадает желание и оно обязательно у вас исполниться. Эту золотую рыбку вы положите в книжку на то место сказки, где вы остановились.

Ё) Определение самого интересного вопроса.

Какой вопрос, по вашему мнению, самый интересный и соответствует всем требованиям?

(Возможно выбор нескольких вопросов)

Далее обсуждение по требованиям к вопросам.

Формировать умение удерживать собственную мысль.

Формировать умение верно отвечать на поставленные вопросы.

Формировать умение четко и полно отвечать на вопросы учителя.

Способство-

вать формированию умения контролировать свою деятельность на уроке.

Формировать умение делать выводы

Формировать умение извлекать нужную информацию для составления вопроса.

Формировать умение связно выражать свои мысли.

Формировать нравственно-эстетическую ориентацию. (уважать друг друга)

Учить договариваться и приходить к общему мнению.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Наш урок подошел к завершению.

С каким произведением мы сегодня познакомились? (Сказка о рыбаке и рыбке)

Кто его автор? (А.С. Пушкин)

Какую задачу в начале урока мы перед собой ставили? (Прочитать, познакомиться со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Смогли мы выполнить эту задачу?

Как могли бы развиваться события дальше? (Предположения детей)

Если вам сегодня было интересно на уроке, хлопните в ладоши.

Соотнести результат своей деятельности с задачами.

Формировать умение делать обобщение, делать выводы

  1. Домашнее задание

Прочитать сказку до конца.

По желанию можно к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.

  • План на рассказ о царе салтане
  • План к сказке погорельского черная курица или подземные жители
  • План максимум как пишется
  • План к сказке о рыбаке и рыбке для 2 класса литературное чтение составить план
  • План конспект по теме своеобразие восточнославянской мифологии сказания и сказки