Как написать отзыв
Отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?
Примерный пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)
1. Автор
2. Название произведения
3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказки)
4. Основная тема произведения (о чём?)
5. Какое впечатление произвело на нас прочитанное произведение?
6. Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?
7. Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку.
8. Вывод (или рекомендация).
Во вступлении вы указали автора, название и жанр произведения. Знаком ли вам автор произведения? Какие его книги вы ещё знаете?
Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга?
В чем главная мысль истории? Чему она учит? Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.
Например:
«Каштанка» А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.
Желательно, конечно, писать кратко, но, не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.
Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему? Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет, подходящий для кого-то из действующих лиц книги.
Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга?
Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Шпаргалка в помощь при написании отзыва
Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:
— книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)
— эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
— интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
— автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
— особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)
Возможно, также пригодятся такие выражения: эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод.., читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком …
Материал обновила Елена Озоль.
Когда в книге нравится все, лишние слова не требуются. Когда в ней есть спорные моменты, прописные истины или новое и пугающее, нужно нечто большее, чем «палочка с точкой». Речь о рецензии, дамы и господа!
Далее – теория, без которой не обойтись.
Определение
Рецензия книги – это критический анализ или оценка произведения, написанного в научном, художественном, публицистическом стиле для формирования мнения о нем у целевой аудитории. Рецензировать можно любое произведение: художественное, публицистическое и так далее.
Что это дает рецензенту:
- помогает разобраться в прочитанном;
- подходит для публикации в блоге и привлечения трафика;
- возможность показать экспертность → обратить на себя внимание издательств → начать рецензировать на коммерческой основе.
Рецензия – это ответственность. Писать ее нужно скрупулезно и вдумчиво, ведь мы формируем окончательное мнение о книге и создаем первичное представление у других людей. Правильно ли мы это делаем?
Теперь можно определить критерии правильной рецензии. Подумайте, сможете ли вы добавить что-то свое в список ниже.
Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа
Интересно и эффективно
Подробнее
Критерии правильной рецензии
- Краткие библиографические сведения об авторе, информация о годе издания или переиздания, тема, ключевые моменты повествования, анализ названия.
- Особенности композиции.
- Разбор книги с ориентиром на конкретную целевую аудиторию.
- Личные впечатлении о прочитанном.
- Анализ хороших и неудачных сторон.
- Достаточный объем информации для формирования мнения о книге (от 1 000 до 3 000 печатных знаков).
- Анализ новой книги рецензент делает с чистого листа, опираясь только на собственное мнение.
- Упоминание предыдущих работ и регалий автора, без подобострастия или предвзятости.
- Тактичность по отношению к автору.
- Отсутствие ошибок.
Классификация рецензий
В завершении теоретической части предлагаю рассмотреть 2 самых емких, на мой взгляд, варианта классификации рецензий, которые внесут дополнительную ясность.
- по объекту: музыка, фильмы, театральные постановки, книги;
- по субъекту, т. е. автору рецензии: эксперт, читатель или заказной рецензент, положительный отзыв которого был оплачен;
- по количественному признаку, т. е. числу и объему рецензируемых произведений;
- по типу: развернутый профессиональный анализ произведения, короткая рецензия, написанная читателем, эссе с доминирующим личным мнением, в котором рецензент высказывает свое отношение к книге, авторская рецензия, книжные обзоры.
С необходимой теорией покончено. Теперь…
Готовимся к рецензированию
Сейчас будет воистину «капитанский» совет.
Начать работу необходимо с досконального изучения книги. При этом прочесть ее нужно не один, а несколько раз. Сначала с позиции обычного читателя, потом – для проведения тщательного анализа, позволяющего сделать критический обзор.
В процессе работы можно вооружиться ручкой с блокнотом, бумажными закладками или стикерами.
Теперь вы готовы к рецензированию. Не торопитесь, проверьте себя.
- Не читайте других отзывов о книге, иначе вы рискуете написать рецензию чужими словами.
- Не смущайтесь, если ваше мнение разительно отличается от мнения большинства. Не бойтесь «холиваров» – пишите. Грамотная рецензия будет только в плюс: думающая аудитория это оценит.
- Чем более негативное мнение у вас сложилось, тем больше аргументов нужно приводить в его пользу. Рецензия в этом случае выйдет объемнее.
- Логику и эмоции используйте в равных пропорциях.
- Не испытывайте мысленного, а порой и животного физического, страха перед автором. Если вы купили книгу, а не «спиратили», имеете право аргументированно высказаться.
Составляем план рецензии
Никто не мешает сделать свой план, но можно воспользоваться типовым.
- Библиографическое описание: название книги, автор, год выхода (если переиздание – указать, какое по счету), издательство.
- Небольшой пересказ содержания в одно-три предложения.
- Непосредственно отзыв (личные впечатления).
- Аналитическая часть – разбор названия, содержимого, структуры, практических примеров и т. п.
- Выделение всех преимуществ и недостатков книги.
- Итоговая оценка и личные выводы об актуальности и качестве книги, рекомендации читателям.
Отлично! Теперь начинаем…
Процесс рецензирования
Есть поговорка «Не суди о книге по обложке». Я с ней не согласен, потому что физические данные книги напрямую влияют на удобство чтения и первое впечатление. В связи с этим условно разделяю процесс рецензирования на две части, первая из которых…
Рецензия формы
Она хороша тем, что:
- не требует чтения;
- довольно быстро составляется;
- объективнее, чем рецензия содержания.
Плоха тем, что:
- должно пройти время, чтобы дать оценку по некоторым критериям;
- все равно не лишена субъективизма, ведь есть еще одна поговорка про «на вкус и цвет…».
Когда делают обзор на гаджеты, всегда вставляют изображения в тексты. Я отобрал и сфотографировал несколько «подопытных» книг из домашней библиотеки, чтобы показать, какие составляющие формы можно рецензировать.
Формат книги
Карманная книга «Pocket book» – отличное решение для путешественников, но дома лучше читать в стандартном формате:
Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» издательств «Эксмо» (сверху) и «Москва» (снизу)
Ориентация книги
Да, в нашем толерантном мире она и у книг разная – книжная или альбомная:
А. Мильчин «Как надо и как не надо делать книги» – в классической книжной ориентации
Ли Лефевер «Искусство объяснять» – книжка-альбом
Ширина в 213 миллиметров делает книжку-альбом «Искусство объяснять» практически нетранспортируемой в большинстве сумок. Еще она сильно выделяется на книжной полке. Вероятно, ее нужно хранить в лежачем виде.
Габариты и вес книги
Посмотрите на эти «книжки-малышки»:
М. Портер «Конкурентное преимущество», У. Паундстоун «Это дорого или дешево?»
При габаритах 236x163x36 мм работа Портера весит 916 г. У Паундстоуна книга с габаритами 240x161x31 мм тянет «всего» на 648 г. «Конкурентное преимущество» (715 стр.) в мягкой обложке лежит в руке и чувствуется заметно тяжелее, чем «Это дорого или дешево?» в твердой обложке (432 стр.). Обе читать в общественном транспорте будет затруднительно.
Дизайн обложки
Сейчас будет созерцание прекрасного:
Энн Ламотт «Птица за птицей»
Присмотритесь к обложке той книги, которую собираетесь рецензировать: что в ней притягивает, что отталкивает. Удачный дизайн помогает книге выделиться на полке и рассказывает о содержании произведения.
Цвет обложки
Какую книжку на полке вы заметили первой?
Сокровищница копирайтера
Цвет обложки – тоже маркетинговый ход. Он работает для привлечения внимания покупателей в книжном магазине или гостей, хищно изучающих вашу домашнюю библиотеку.
К слову, я первой заметил «кислотные» обложки книг Дмитрия Кота «Продающие тексты» и Тимура Асланова «Копирайтинг. Простые рецепты продающих текстов». Издательство «Питер» хорошо поработало – дизайн получился заметным и продающим!
Суперобложка
О, мое самое любимое! Сейчас будет кейс по эффекту хорошей упаковки.
Как-то я купил книгу Михаила Ахманова «Литературный талант. Как написать бестселлер». Кто не знает, Михаил – маститый писатель-фантаст, автор «Большой энциклопедии диабетика». Через некоторое время увидел на «Озоне» его же произведение «Как писать книги» и тоже купил. Смотрим на иллюстрацию:
Две книги по писательскому мастерству
Ничего удивительного в том, что у одного и того же автора вышли две книги по писательству, не увидел. Например, у Юргена Вольфа есть «Школа литературного мастерства» и «Литературный мастер-класс»…
Потом я снял суперобложку:
Это одна и та же книга по писательскому мастерству издательства «Эксмо»
У книги со снятой суперобложкой ISBN 978-5-699-82148-8, у другой – ISBN 978-5-699-70076-9. Объем одинаковый – 384 стр. Круто, да?
Это к вопросу о маркетинге упаковки и маркетинговой политике издательства для вашей будущей рецензии.
Кликбейт в книжном магазине: как обложки привлекают внимание и делают продажи
Мягкая или твердая обложка
Обе книжки в мягкой обложке хранились только дома при комнатной температуре. На оранжевую я даже дышать боялся. Как видите, клеенчатый слой начал отходить от бумажного:
Снизу – «Пиши, сокращай» М. Ильяхова, сверху – «Логика и жизнь» М. Литвака
Теперь о твердой обложке. Она придает книге устойчивость на полке и защищает страницы от механических повреждений. Кто бы спас от повреждений и термического воздействия саму обложку! Небольшой разрыв корешка, перепады влажности, и книга расслаивается на пятьдесят оттенков серого:
Майкл Гоулстон «Я слышу вас насквозь». И рвусь так же…
Размер шрифта
Мне повезло – стопроцентное зрение. Могу читать хоть со спичечного коробка. Есть люди, которым нужны большие буквы в тексте. Сравните:
Снизу – М. Поташев «Путь решения». Сверху – А. Ивин «Искусство мыслить правильно»
Вы мне можете возразить, мол, габариты у книг разные. Я вам отвечу: когда держишь их в руках, понимаешь, какие здоровые буквы в «Пути решения», как они раздувают объем, количество затраченной на печать бумаги и конечную стоимость книги.
Будем объективны: у Александра Ивина «буковки-малышки», но и книжка-маломерка. Удобно возить в транспорте, но при не самом ярком освещении читать трудно.
Иллюстрации
Помните, как в детстве листали страницы в надежде увидеть картинки?.. А там один сплошной текст! В книгах хочется обнаружить визуальную составляющую. Когда она цветная – вообще восторг:
Фил Барден «Взлом маркетинга»
В художественной литературе достаточно иллюстраций, раскрывающих текст, в нон-фикшене не будут лишними инфографика и схемы.
Качество бумаги
Раньше книжки печатались на серой газетной бумаге. Она невзрачная и хрупкая. Белоснежная мелованная бумага на ее фоне выигрывает:
Сверху – К. Муздыбаев «Психология ответственности», снизу – К. Сьюэлл «Клиенты на всю жизнь»
Обе книжки – стопроцентные шедевры, но читать «Психологию ответственности», в том числе из-за шрифта, намного сложнее, а еще без труда можно помять или порвать страницы.
На мелованной бумаге хорошо видны отпечатки пальцев, как яблоки на снегу – красные на белом. Или черные?
Персонализация книги
Ноу-хау издательства «МИФ» и его конкурентное преимущество:
Игорь Манн «Маркетинг на 100 %. Ремикс. Как стать хорошим менеджером по маркетингу»
Признаюсь, не люблю писать в книгах даже карандашом. Если дам почитать одну из «мифовских» книжек, быстренько заполню поля:
- «Эта книга принадлежит»;
- «Контакты владельца».
Закладка
Она же ляссе. Очень сильно облегчает жизнь читателю и избавляет от необходимости засовывать календарики, фантики и кусочки фольги между страниц:
Дамир Халилов «Маркетинг в социальных сетях»: благодаря закладке можно вспомнить, для кого эффективен SMM
Вот как много можно сказать о книге, даже не читая ее! Естественно, речь идет о бумажном варианте, а не электронном.
4 способа издать и продать свою книгу
Рецензия содержания
Чтобы выдать достойный критический разбор, рецензент должен владеть материалом минимум на том же уровне, что и автор, а лучше – на более высоком.
После изучения нескольких вариантов рецензирования выделил общие моменты.
- В работе можно следовать одной из стратегий: взгляд со стороны, анализ без выставления оценки, критический разбор или открытая полемика с автором.
- Не допускать банального пересказа. Можно разобрать название, содержание, способ построения книги, авторский стиль и мастерство, но сделать это грамотно и интригующе.
- Высказывать свое впечатление от книги, обосновав все негативные и позитивные моменты.
- Отмечать актуальность произведения и степень его попадания в целевую аудиторию.
- Указывать на стилистические, фактические, грамматические ошибки, допущенные автором. Перепроверять их наличие.
От ошибок, похоже, не застрахована ни одна книга. Даже в замечательной (кроме шуток) книге Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай» прокрались досадные опечатки:
Ошибка в аннотации к книге
Ошибка в тексте-примере на стр. 161
Максим Ильяхов: Люди, которые упрекают инфостиль в бездушности, ничего не знают ни об инфостиле, ни о душе
Дополнительно к вопросу о том, что нет безупречных сервисов, редакторов и редактуры (и рецензентов, разумеется).
Продолжаю список требований к рецензии:
- Следить за собственной стилистикой: не использовать жаргонизмы, просторечные высказывания и канцеляризмы.
- Делать предложения лаконичнее и проще в зависимости от объема рецензии. Не допускать двусмысленных оценок.
- Стараться разделять свой опыт изучения других книг по теме и реальную полезность рецензируемой.
- Закончить рецензию обращением к будущим читателям.
Составляя обращение, помните: вы не инквизитор. Безапелляционные высказывания и выраженное нежелание идти на контакт с автором рецензией не являются.
Этика рецензирования
- Проверяйте все даты, факты, цифры, названия и имена.
- Выдерживайте деловой и доброжелательный тон послания.
- Не навязывайте свое видение автору.
- Не позволяйте влиять своему отношению к автору на мнение о книге.
- До публикации рецензии предупредите создателя произведения, чтобы он подготовил аргументированный ответ.
Итак, вы сделали критический анализ произведения. Не спешите публиковать, сначала проверьте себя на…
Ошибки рецензирования
- Отсутствие достаточных знаний по теме произведения.
- Пересказ книги вместо подробного анализа.
- Полная подмена логики эмоциями.
- Приоритет личного мнения над объективной оценкой, общие оценочные суждения.
- Малое количество аргументов или их низкое качество.
- Фамильярное отношение к автору.
- Чрезмерная самоуверенность или неуверенность рецензента в себе.
- Подмена рецензии отзывом. Односложные отзывы типа «хорошая книга», «полное г%?но» – это не рецензии. В своем отклике важно ответить на вопросы:
- Что за книга рассматривается, кто ее автор, когда ее написали и опубликовали?
- В каком жанре она написана?
- В чем основная идея произведения?
- Какова структура повествования?
- Какое впечатление оказала книга на читателя?
Безусловно, среди откликов на книги на сайтах «Лабиринта», «Читай-города», «Озона» есть полноценные рецензии, из которых становится ясно, покупать книгу или нет.
Примеры рецензий
Текстовые рецензии
- Рецензии в блоге студии Дениса Каплунова.
- Вдумчивая рецензия-обзор, посвященная прозе Владимира Шарова.
- Агрегатор рецензий на книги издательства «Альпина нон-фикшн».
- Рецензии на книги издательства «МИФ».
- Сборник рецензий Виссариона Белинского.
- Рецензии на книги по маркетингу и рекламе от Александра Павловича Репьева.
- Рецензия Даниила Шардакова на книгу «Нейрокопирайтинг» Дениса Каплунова и ответ Дениса.
- Литературный сайт Библиогид с рецензиями критиков и писателей.
- Очень интересная и грамотная рецензия Евгения Штейнера на книгу американского профессора Нэнси Сталкера о культуре Японии.
- Ника Соколова размышляет над прочитанным в блоге Babybooker. Рецензия на книгу «Мама на нуле».
Видеорецензии
- Как читать людей, как рассуждать, и ВЕСЬ нон-фикшн в 4 книгах на канале «Читалочка».
- Видеорецензия Артема Черепанова: Рэй Брэдбери.
- Книги нон-фикшн на канале GetPublishED.
- Отклики на книги от Михаила Халецкого.
- Наглядно о том, как написать рецензию.
Классические рецензии
- Писарев Дмитрий Иванович;
- Белинский Виссарион Григорьевич;
- Ходасевич Владислав Фелицианович;
- Мережковский Дмитрий Сергеевич;
- Карамзин Николай Михайлович;
- Плеханов Георгий Валентинович;
- Розанов Василий Васильевич;
- Тынянов Юрий Николаевич;
- Чернышевский Николай Гаврилович;
- Герцен Александр Иванович.
Заключение
Вы поняли, что рецензирование книги – процесс столкновения двух противоречий: собственное мнение нужно соединить с беспристрастным профессиональным взглядом.
Когда пишешь рецензию, важно не утонуть в эмоциях. Сугубо восторженный отклик всегда будет смотреться как предвзятый и даже проплаченный. Полный негатива – как личная неприязнь рецензента к автору и нежелание видеть дальше своего носа.
Абсолютно в каждой книге можно найти жемчужину мысли. Рецензирование помогает сделать это быстрее.
Вы наверняка сталкивались со словом «рецензия» на уроках литературы, когда говорили о критиках. Их писали Белинский, Гончаров, Добролюбов — и рано или поздно настанет ваш черед 😊 Как написать рецензию, от которой учитель будет в восторге?
Что такое рецензия?
Рецензия — это разновидность сочинения, которое предполагает:
- анализ художественного произведения (книги, фильма и проч.),
- указывает на его сильные и слабые стороны,
- дает оценку,
- раскрывает идею и неочевидные моменты.
Проще говоря, это критический отзыв на какую-либо работу. Однако рецензия не должна быть похожа на эссе (сочинение свободной формы). Она строится по четким критериям и предполагает своего рода научное исследование, а не просто развернутое высказывание своего мнения.
Хотите грамотно и убедительно аргументировать свою точку зрения и не делать ошибок в текстах? Записывайтесь на наши курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, и вы научитесь писать сочинения, к которым не придерется ни один эксперт. Мы объясним все критерии оценивания и покажем, как составлять планы и правильно оформлять работу. Кстати, вы знали, что эти навыки пригодятся вам и для написания выпускного сочинения в 11 классе?
Зачем школьнику уметь писать рецензию?
Помимо того, что этот жанр включен в школьную программу (то есть является обязательным), с ней точно столкнуться те, кто будет поступать в гуманитарные вузы, и тем более сдавать литературу. Ведь рецензия предполагает анализ текста, то есть те навыки, которые необходимы для разных заданий из ЕГЭ по литературе: 5, 10, 6 и 11, 12.
Навык писать рецензии — хорошая тренировка для других предметов и заданий, в которых нужно уметь рассмотреть проблему с разных сторон и аргументировать свою точку зрения (русский язык, обществознание, МХК).
Структура рецензии
Как написать рецензию? Собрать ее из четырех разделов:
1. Аннотация
Краткий пересказ основных моментов произведения, раскрытие композиции. Здесь важно не переусердствовать: нет смысла давать развернутое изложение, ведь суть рецензии не в пересказе, а собственных аргументированных впечатлениях, поэтому достаточно упоминания нескольких основных моментов, на которые вы сможете опираться в дальнейшем.
2. Авторская позиция
Какую проблему поднимает автор данным произведением, какую мысль он хочет передать читателю? Чаще здесь возникают так называемые вечные темы: дружба, любовь, судьба, предательство и проч. Однако важно также указать и видение/мнение автора относительно данного вопроса.
3. Рассуждения ученика
Здесь указываются особенности произведения, может даваться оценка — обязательно с аргументами и логическими выводами, без эмоциональной окраски. В качестве пунктов для рассмотрения можно взять: персонажей, методы, стиль, особенности композиции — словом, все, что вас удивило/показалось важным и способствовало раскрытию темы.
4. Заключение:
Чаще всего содержит общие выводы или рекомендации учащегося — стоит или не стоит читать/смотреть данное произведение.
Как написать рецензию? 12 советов
1. Работайте с произведением
Так как рецензия — исследовательская работа, важно не просто «пробежаться» по произведению или прочитать в сжатом варианте, а действительно углубиться в детали, чтобы рецензия получалась максимально глубокой и содержательной, с логическими выводами и опорой на теоретический материл. Желательно, чтобы текст был прочитан несколько раз, иначе вы рискуете упустить важный аспект.
2. Составляйте план рецензии
Рецензия не должна быть похожа на поток сознания, сочинения, следует придерживаться структуры и соблюдать логику повествования, о которой я писала выше. Помните: структура и четкость — то, что отличает научный текст (к которому относятся даже сочинения ЕГЭ и ОГЭ), а вам нужно добиться именно его.
3. Анализируйте и достоинства, и недостатки
Не бывает только хорошо или только плохо. Поэтому вам нужно проанализировать все нюансы, которые и позволят сделать логические выводы и добавят вашему исследованию глубины и информативности/смысла.
4. Высказывайте собственное мнение
Рецензия предполагает ваш взгляд, в этом суть жанра. Поэтому не забывайте делиться своим видением, прописывать рекомендации в заключении и даже строить гипотезы, которые позволят читателям лучше понять идею или особенности произведения (тем более если оно сложное и неоднозначное).
5. Аргументируйте выводы
Любое ваше высказывание (будь то собственное мнение или разбор идеи, персонажей, упоминание плюсов и минусов) должно быть аргументировано. Без этого работа опять же скатывается в эссе и не имеет отношения к исследованию. Помните, в рецензии — как на суде: нельзя ничего говорить без доказательств! 😊
6. Придерживайтесь научного стиля
Так как рецензия — это больше научная работа, стиль и язык написания должны быть соответствующими. Избегайте использования разговорных и эмоционально окрашенных слов/фраз, это возведет вашу работу в разряд любительских сочинений, которые не подходят ни для школы, ни для экзаменов.
Не стоит также приукрашать текст средствами художественной выразительности (например, эпитетами «прекрасная», «чудесная» и проч.). Это не имеет смысловой нагрузки и выглядит субъективно и даже наивно.
7. Проверяйте текст на отсутствие ошибок
Это касается всех типов ошибок — логических, грамматически, фактических, речевых. Ничто так не снижает уровень вашей работы, как ошибки. И вы точно рискуете потерять за них балл, если речь идет об экзамене.
8. Относитесь критически
Вам нужно только критиковать — нужно смотреть на произведение с разных сторон. Это добавляет вашей работе глубины. Во многих экзаменах, где есть критерии оценки, именно глубина — важнейшее требование.
9. Расширяйте кругозор
Без читательского опыта и навыков анализа невозможно написать достойную рецензию, поэтому тренируйтесь, вырабатывайте насмотренность. Это поможет построить аргументированные выводы и разбираться в предмете исследования.
10. Помните об идее произведения
Идея — это то, что хотел сказать автор своим произведением, его суть. Согласитесь, странно, если вы обойдете данный аспект стороной? К тому же, зачастую идея лежит не на поверхности произведения, и именно ваша рецензия может помочь лучше понять ее, раскрыть правильно.
11. Опирайтесь на другие критические работы, теоретический материал
Это не только добавит вашему языку научности, но и позволит выстроить логические аргументы, добавит веса и убедительности.
12. Не пишите рецензию, если вам нечего сказать
Рецензия должна быть информативной для читателя, иначе в ней нет смысла. Вода и абстрактные суждения здесь точно не к месту.
Записывайтесь на наши курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, чтобы научится писать грамотные сочинения в соответствии со всеми требованиями экспертов. На занятиях вы узнаете все критерии оценивания работ, поймете, как составлять планы и правильно оформлять работу, и наконец-то освоите все сложные правила пунктуации и синтаксиса. И все эти навыки пригодятся вам и для написания выпускного сочинения в 11 классе!
Писать рецензии приходится не только критикам для оценки различных художественных произведений (книг, кинофильмов, театральных постановок), но и компетентным профессионалам, чтобы высказать аргументированное и объективное мнение о научных работах.
Содержание
- Что такое рецензия
- Как писать
- Структура
- Особенности содержания
- Оформление
- Пример рецензии на эссе
- Видео по теме
- Комментарии
Что такое рецензия
Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе, магистерской диссертации, курсовой или дипломного проекта и т. д.
Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.
Формально рецензия может представлять собой:
- развернутую аннотацию, в которой раскрывается основное содержание материала, особенности его композиции;
- критическую или публицистическую статью с параллельным рассмотрением затронутых в первоисточнике актуальных общественных проблем;
- эссе – рассуждения рецензента, сделанные на основе прочтения материала;
- обзор – анализ нескольких произведений, объединенных тематикой, сюжетом, хронологией или по другому признаку.
Как писать
Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.
Структура
Приблизительный план написания рецензии:
- Данные об авторе, названии и т. д.
- Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
- Отзыв-впечатление о прочитанном.
- Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
- Аргументированная оценка всего произведения.
Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:
- Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
- Основная часть:
- оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
- анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
- соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
- степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
- Достоинства и недочеты.
- Научная и практическая ценность работы.
- Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
- Рекомендации:
- по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
- о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
- о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
- Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.
Особенности содержания
Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.
При написании следует:
- Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
- Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
- Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.
Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.
Оформление
При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.
Пример рецензии на эссе
Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.
Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.
РЕЦЕНЗИЯ
на эссе Васильевой Н. Н.
на тему «_____________»
Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.
Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.
Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.
Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.
Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.
Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.
Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.
Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.
Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.
Как написать рецензию: пошаговый план, советы, примеры
- Рецензия
- это короткий текст нон-фикшн, в котором автор оценивает произведение: например, фильм или книгу. Раньше это был жанр для печатных изданий, куда писали признанные критики. В нашу эпоху рецензии пишут все, и к жанру можно отнести даже развернутые комментарии зрителей на «Кинопоиске» и посты букблогеров.
–
Зачем это начинающему писателю или сценаристу? Во-первых — отточить свое писательское мастерство в написании короткой публицистической формы. Во-вторых — показать экспертность, продвинуть свое видение и привлечь внимание читателей к собственному творчеству.
В статье мы рассмотрим, как писать рецензию на произведение, все этапы от подготовки до публикации, приведем пример плана (структуры) текста и расскажем, чем вдохновляться и кого можно взять за образец, если хотите составить компанию профессиональным критикам.
Какие бывают рецензии
По жанру. Есть рецензии на научные сочинения, а есть — на художественные произведения. В первом случае эксперты анализируют и дают объективную оценку дипломной работе, монографии, диссертации. Их мы касаться не будем.
По поджанру. Художественные произведения тоже бывают разными: это сериалы, кино, книги, музыкальные альбомы, спектакли. Классификация распространяется и на сами рецензии, поэтому говорят про театральную или кинорецензию как отдельные поджанры.
По объему. Тут все понятно: тексты бывают большими и маленькими. Но обычно объем составляет не более 4000 знаков — если размер больше, правильно говорить уже о критической статье.
По количеству рецензируемых произведений. Текст может быть посвящен одной работе (так чаще всего и бывает), но их пишут и на несколько — например, на ряд книг одного автора или даже разных, которые рецензент решил составить в единый обзор.
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
По рецензенту. По этому критерию выделяют потребительские и экспертные рецензии, они отличаются между собой по качеству оценки. В первом случае автор — потребитель, который оценивает произведение как полученный товар или услугу (вроде отзыва на купленный смартфон или на посещение барбершопа). Во втором случае автор — эксперт, который может продемонстрировать обстоятельный анализ.
В типологии по рецензенту часто выделяют еще третий тип — заказные отзывы. Но их тоже можно написать на уровне потребителя или эксперта.
В этой статье мы показываем, как составить рецензию экспертного типа.
Как писать рецензию: советы и пошаговый план
Автору важно с самого начала внимательно отнестись к исходному материалу, подготовиться к написанию текста и позаботиться о его структуре: потребуется уделить время, чтобы конечный результат получился интересным.
Шаг 1. Готовимся
Еще перед началом нужно понимать, где будет публиковаться текст. Если рецензент уже знает, куда и зачем он собирается писать, это определит:
Объем текста
Есть ли на площадке ограничения по размеру? Instagram, например, не пропускает больше 2200 символов — нужно иметь в виду, что рецензию длиннее лимита придется или сокращать, или резать на куски и последние размещать в карусели или комментариях.
Тон, стиль, язык
Какая аудитория прочитает текст? Как лучше общаться с ней — профессиональными терминами, попроще? Правильно будет оперировать фактами или показывать больше личного отношения? Если автор хочет быть услышан, ему стоит задуматься о читателях и их ожиданиях. Скажем, если автор привык писать смачно, эмоционально и с обсценной лексикой в личный блог — такое может быть уместно на личной странице, но рецензию вряд ли возьмут в толстый олдскульный литературный журнал.
Если же автор плохо знаком с площадкой (например, он хочет писать кинорецензии на Кинопоиск, но сам не постоянный его посетитель) площадку сначала нужно изучить: ее формальные правила, что там публикуется и какие рецензии наиболее популярны.
Просмотреть несколько десятков страниц будет хорошей практикой: так можно будет изучить, какие подходы уже используют авторы, какая там аудитория, что для нее правильно, что недопустимо.
Это не значит, что вы должны писать только так, как делают другие комментаторы. Скорее предварительный анализ площадки — это разведка, чтобы составить план местности, изучить неписаные правила, которые вы сможете осознанно соблюдать или нарушать.
Шаг 2. Изучаем произведение
Вдумчиво изучить то, чему будет посвящен текст, — это очевидное условие, но необходимое. Перед тем как написать рецензию на книгу, ее нужно прочитать полностью и внимательно, если на прочитанную давно — правильно будет ее перечитать. Фильм стоит посмотреть минимум дважды: один раз просто как зритель, второй раз — анализируя, подмечая детали, раньше упущенные.
Независимо от того, что вы собираетесь рецензировать, полезно взять блокнот и отмечать все мелочи, которые кажутся значимыми, все говорящие цитаты. Сюда же можно написать собственные мысли, которые возникают в процессе.
Важно не замыкаться на одном виде фактуры — скажем, только персонажах и диалогах или сюжете и языке. Постарайтесь охватить всё: в кино — цвет, свет, звук, игру актеров, ракурсы… в книге — структуру повествования, слова, которые выбирает автор… Все детали не войдут в рецензию, но важны для анализа.
Задавайте произведению и себе вопросы. Почему в кино использовали «дрожащую камеру»? Длинные планы? Почему герой романа постоянно курит? Как это влияет на восприятие зрителя или читателя?
Шаг 3. Собираем материал
Нет единственного верного ответа на вопрос, как правильно писать рецензии — основываясь в первую очередь на личных эмоциях или сухих фактах. Но знание предмета для хорошего рецензента обязательно, поэтому полезно будет изучить бэкграунд произведения. Значит — узнать о его создателе (или создателях) и обстоятельствах творческого процесса.
Это позволит посмотреть на объект системно, в более общем контексте. Например, можно оценивать «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика отдельно от книги Энтони Бёрджесса, но если рецензент их сравнит — это добавит его голосу веса, а рецензию сделает глубже.
Будет правильно изучить критику, опубликованную о произведении раньше. Если оно вышло давно, тем интереснее: узнайте, какие отзывы преобладали сначала и какие — сейчас.
Упомянутый «Заводной апельсин» ужаснул маститых критиков, когда вышел на экраны, в следующем году номинировался на «Оскар» (безуспешно), а теперь его считают классикой киноискусства. Можно составить краткий обзор разных отзывов, сравнить их между собой.
Это тоже динамика, тоже сюжет, который рецензент может проанализировать — сюжет не самого кинофильма, а его восприятия аудиторией.
Что еще почитать по этой теме:
Шаг 4. Продумываем структуру
Перед тем как начать писать рецензию на книгу или любое другое произведение, будет правильно составить план.
Здесь нет единственно верной и обязательной структуры. Главное — исходить из целей: что вы хотите сообщить читателям? И что они захотят узнать?
Однако существует типичная структура. Ее стоит использовать не как образец, а скорее как основу, которая в ходе написания может поменяться:
Общее описание
Название произведения, имя создателя или имена основных создателей (в случае кино — режиссера, исполнителей главных ролей). Если речь о книге, можно упомянуть издательство и другие характеристики издания, для музыкального альбома — лейбл.
Пересказ содержания
Здесь можно описать главную тему, без раскрытия определяющих сюжетных поворотов — некоторые читатели могут не простить спойлеров.
Личные впечатления и общая оценка
Переход к центральной части плана — автор дает от себя общую характеристику.
Анализ
Рецензент иллюстрирует конкретными примерами сказанное выше, анализирует произведение и аргументирует свою точку зрения.
Описание преимуществ и недостатков
Даже если рецензия исключительно положительная или негативная, правильно будет взглянуть и под иным углом — добавить ложку дегтя или меда.
Выводы
Можно подытожить рекомендациями: кого может заинтересовать это произведение и что о нем нужно знать.
Эта классическая структура кажется логичной, но недостаточно гибкой, временами даже устаревшей. Поэтому план можно модернизировать и составить новый на его основе.
Например, если вы размещаете рецензию на LiveLib, нет нужды повторять автора и название книги в теле текста. И даже в соцсетях этого можно избежать — просто разместив фотографию.
А что мешает рассказать о главных преимуществах и недостатках вместе с оценкой, а затем написать о них подробнее, с примерами и аргументами?
Можно даже начинать с личных впечатлений: если вы хотите со старта зарядить и заинтриговать читателей эмоциями или рассказать личную историю, которая связана с книгой или фильмом, — почему не поэкспериментировать?
Шаг 5. Пишем
Итак, время превратить черновики из блокнота, всю скопившиеся мысли и собранную фактуру в текст. Сначала можно — и это даже будет правильно — писать не редактируя, отступая от плана, как пишется.
Закончив, отложить — потом вернуться, посмотреть свежим взглядом и поправить неудачные места. Может быть, составить текст по новой структуре или добавить что-то упущенное из первоначального плана.
Чего не должно быть в готовой рецензии:
Фактических ошибок
Все факты, упомянутые в тексте, нужно проверить.
Ошибок правописания
Поверхностную проверку можно провести даже в обычном Word или онлайн-редакторе, существуют и специальные сервисы.
Предвзятости
Так, не стоит смешивать личное отношение к автору с оценкой рецензируемого произведения, не стоит ссылаться на опыт чтения других его работ как аргумент в пользу того, что и нынешняя книга плоха.
Общих оценочных фраз без аргументов
Оценка должна присутствовать, но ее тоже нужно аргументировать. Не просто «проработанные персонажи», а «персонажи детально проработаны, потому что каждый показан в своей внутренней противоречивости, например…»
Если вы посмотрели текст глазами редактора и просто стороннего читателя, которому интересно составить мнение о произведении, и остались довольны, все факты приведены правильно, ошибок нет — можно публиковать.
Курс «Как писать нон-фикшн» научит переводить личный опыт и экспертные знания в текст. После него вы сможете:
— писать легко, с интересом, чувством, драйвом;
— создавать личный бренд в социальных сетях и медиа;
— писать и редактировать тексты, которые будут влиять на людей.
Где размещать рецензии
На своих страницах в соцсетях. Даже если на них подписаны только друзья, они могут заинтересоваться вашим мнением о произведении. Но если у вас в планах вести блог в Instagram, канал в Telegram или Яндекс.Дзен, где вы будете публиковать рецензии и обзоры — это перспективная идея.
На специальных площадках. Для кино это, в первую очередь, «Кинопоиск», «Афиша» и IMDb (для англоязычных пользователей). Можно пойти на форумы сценаристов, самый посещаемый в рунете — Сценарист.ру. Есть тематические сообщества в соцсетях, куда предлагают отправлять отзывы для публикации, например, «Достойные фильмы» во «ВКонтакте».
У того, чтобы размещаться в профессиональных комьюнити, есть еще преимущество — у коллег всегда можно чему-то научиться.
Чем вдохновиться: примеры хороших рецензий
Перед тем как писать рецензию на книгу или кино, стоит прочитать статьи о них у профессиональных критиков — понять, не упустили ли вы важные факты. Но у экспертов можно читать вообще всё — чтобы учиться мастерству и вдохновляться.
Профессиональные рецензии на книги, например, публикует сайт «Горький». Одна из самых популярных сегодня критиков — Галина Юзефович, и у нее можно прочитать и книги, и размещенные в интернете тексты. Другой известный автор — Дмитрий Быков, зачастую более резкий и пристрастный в суждениях. У него можно посмотреть серию лекций о литературе ХХ века и отдельную книгу — о советской литературе.
Если же говорить об известных кинокритиках, то рекомендуем публицистику Антона Долина — в том числе его книги. Печатный журнал «Искусство кино» также публикует профессиональные рецензии, и вы можете увидеть их на сайте.
Писать рецензии можно научиться, если учиться, практиковаться — и гореть тем, о чем пишешь.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.