Как составлять план к изложению
Изложение, в отличие от сочинения, не требует от ученика полета фантазии и знаний литературных произведений, но это не означает, что писать изложение проще. Изложение – это пересказ текста своими словами, с сохранением общей стилистики, структуры и основных мыслей автора. Чтобы структурировать информацию в голове и все запомнить правильно, необходимо составлять план предстоящего изложения.
Инструкция
Запоминайте на слух. Первый раз прослушайте изложение, не записывая ничего, и просто старайтесь запомнить как можно больше. Если текст совершенно незнакомый (а именно такие тексты, как правило, предлагаются для изложений), лучше всего внимательно с ним ознакомиться, не отвлекаясь ни на что. Во время паузы, которую делает учитель после прочтения, напишите на бумаге основные моменты, которые вам запомнились.
Когда слушаете текст изложения во второй раз, делайте записи более подробно. Как правило, именно во время второго прослушивания происходит узнавание текста и запоминается все то, что ускользнуло из памяти в первый раз. Опять же, не стоит строчить за учителем под диктовку, стараясь уловить каждое слово и знак препинания. Ваша задача – поймать структуру текста и передать ее, сохраняя индивидуальный авторский стиль изложения. Точное копирование исходного текста не вызовет у преподавателей ничего кроме сомнения в вашей честности. Разбейте текст на абзацы, стараясь разделить их по смыслу и дать каждому название. Составляя собственный опорный план, можете записывать отрывки предложений, которые запомнились, или даже отдельные фразы, чтобы ярче отобразить в памяти каждый абзац.
Итоговый план изложения не должен быть слишком подробным, но и из двух слов, одно из которых – название текста, тоже составлять его не нужно. Добейтесь того, чтобы каждая часть вашего плана отражала и видеть, что вы умеете работать с полученной информацией.
Обратите внимание
Никогда не следует писать в плане отрывки фраз из текста или части диалогов. Лучше всего дайте абзацам названия, отражающие их общий смысл, и составьте план из них.
Полезный совет
План можно составить и в самом конце работы, когда весь текст уже будет написан. Чернового варианта набросков и плана, который вы составляли только для себя, для пересказа может быть вполне достаточно, а вот красивый структурный план иногда бывает проще сделать уже после того, как работа закончена.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Изложение – это определённый способ
письменного пересказа исходного текста. Этот
учебный жанр можно обогатить, если ввести в
изложение элементы сочинения. Вариантов работы
с этим типом изложения в начальной школе может
быть много. Вот некоторые из них:
- придумать развязку описываемого события. Это
незавершённые тексты, которые школьник должен
“досочинить” сам. Для этого нужны такие тексты,
о которых с большой степенью вероятности можно
предположить, что они неизвестны школьникам.
Обрывается текст там, где повествование
достигает наивысшего напряжения. - придумать начало изложения. Дан текст, в котором
нет первых предложений. Из них должно быть ясно, о
ком и о чём говорится, где и когда произошёл
случай. - написать среднюю часть.
- изложить текст от имени другого лица.
- ввести в текст элементы описания (внешности,
времени, места, события) - рассуждение по затронутому в тексте вопросу.
- когда основное задание “перескажи текст”
сопровождается заданием типа “вырази своё
отношение…”, “ изложи своё мнение…”. - “я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического
пера)
В зависимости от задания оригинальный текст
учащегося или вписывается в структуру исходного
текста при пересказе, или продолжает основной
текст изложения, или представляет собой
отдельную самостоятельную часть работы.
Дополнение к изложению в виде сочинения — это
самостоятельный анализ прослушанного и
пересказанного текста. Дополнение требует
развитого чувства стиля и умения проникнуть в
подтекст, понять глубину писательской мысли,
найти опору в тех словах, словосочетаниях,
предложениях, в которых проявляется основная
мысль. Характер выполнения задания (объём, жанр,
тип речи и др.) избирается самим учащимся. В
зависимости от задания сочинение ученика может
быть разным по сложности и объёму и представляет
собой:
- элементарный ответ на вопрос в виде двух-трёх
предложений; - небольшое описание интересного для учащегося и
важного для понимания проблемы объекта; - небольшое рассуждение по проблеме, затронутой
автором исходного текста; - небольшое повествование, являющееся
доказательством своей точки зрения; - несколько тезисов (от двух и более)
аргументированного плана, подтверждающих
согласие или несогласие с позицией автора
исходного текста; - развёрнутое исчерпывающее рассуждение с
обозначением проблемы, поднятой в исходном
тексте.
Эта работа не должна никак направляться
учителем. Школьникам ничего не предлагается, не
подсказывается и тем более не навязывается.
Авторское завершение текста или другие формы
ответов сообщаются детям только на этапе анализа
работ. От учащегося совсем не требуется, чтобы их
ответы совпадали с текстом оригинала. Иногда
молодые авторы раскрывают по сравнению с
авторской концовкой, интересные и ценные аспекты
ситуации, делают другие, не менее верные выводы.
Главная трудность при подготовке изложения с
элементами сочинения – подбор текста.
Поэтому возникает необходимость определить
качественные характеристики текста,
предполагающего дополнения:
- текст должен быть органическим компонентом
системы учебных текстов, ориентированных на
программный материал, на школьников
определённой возрастной группы, на целостное
усвоение текстовой информации,
характеризоваться новизной и проблемностью; - в тексте присутствуют два пласта информации:
поверхностный (точный, образный, одинаково
понятный всем школьникам) и глубинный, скрытый
пласт, который возникает из-за того, что автор
преднамеренно или случайно допускает пропуск в
изложении мыслей, пунктиром намечает смысловые
опоры, помогающие ребёнку “развернуть” текст.
Именно глубинный пласт текста активизирует
мыслительную деятельность, образы памяти и
воображение ребят, пробуждает их к поиску новых
знаний, высказыванию догадок, фантазированию; - текстовая информация должна соединять то, что
редко сочетается вне данного речевого
произведения, в нём заложены неожиданное
наложение планов, “смена голосов”, персонажей.
Следующий этап работы – сопоставление
ответов школьников друг с другом и с текстом
оригинала. Он имеет огромный развивающий
потенциал, и его реализация целиком зависит от
мастерства и такта учителя. Создание собственных
частей изложения, которое ставит школьников
перед необходимостью самостоятельного решения
поставленных задач, гораздо больше способствует
их духовному росту, чем обычные работы,
основанные на восприятии готового содержания. А
для учителя такие работы дают яркую картину
уровня интеллектуального, нравственного и
речевого развития каждого из учеников. При
желании и умении учителя обсуждение этих работ
может стать настоящей школой культуры речевого
общения. Беседа с детьми показала, что такое
задание вызывает большой интерес и к самой
работе, и к ответам друг друга.
Изложение с элементами сочинения является
работой комплексного типа и оценивается как
одна работа двумя отметками: первая – за
содержание и речевое оформление, вторая – за
грамотность. Отметка записывается дробным
числом. Качество содержания и речевого
оформления, уровень орфографической,
пунктуационной и языковой грамотности
определяются по соответствующим критериям,
отражённым в “Нормах оценки знаний, умений и
навыков учащихся по русскому языку”. План при
выставлении отметки не учитывается. Оценка может
быть повышена на балл, если объём изложения
значительно превышает средний уровень (в 1,5 – 2
раза) или понижена на балл, если объём не
достигает среднего уровня. К объёму изложения
всегда следует относиться как к примерному,
более всего учитывать качество выполнения
коммуникативно-речевой задачи, принимая во
внимание точность, ясность мысли, адекватность
её речевого оформления. Не следует принижать
роль второй части работы – сочинение. Для
оценки сочинения важно учитывать:
— соответствие работы ученика типу речи,
преимущественному для данного высказывания;
— выдержанность стиля, избранного учеником для
своего высказывания;
— достаточность аргументации в связном
тексте-рассуждении;
— адекватность содержания ученического
высказывания к исходному тексту;
— точность и глубина оценок в высказываниях
учащихся.
Важен также гибкий подход учителя к работе
каждого ученика (“бухгалтерский” подсчёт
ошибок здесь неуместен). Комплексный характер
работы может вызвать некоторые сложности,
связанные с оценкой содержания и речевого
оформления (первая оценка). Как быть, если,
пересказывая текст, ученик успешно справился с
поставленной задачей, а вторую часть работы
написал довольно беспомощно? Это
свидетельствует о том, что основная проблема,
поставленная в тексте, понята неверно или ученик
не нашёл точные слова, чтобы выразить свои мысли
и чувства. Как оценить работу, в которой вторая
часть написана слишком кратко, однако ученик
сумел при этом выразить правильное понимание
основной мысли? Отвечая на эти вопросы, многие
учителя пришли к выводу, что отметка “5” за такие
работы не может быть поставлена, даже если
изложение отвечает всем требованиям,
предъявляемым к отличным работам. Если же с
задачей написать небольшое сочинение ученик не
справился совсем, то за такую работу первая
оценка не может быть выше, чем три балла (при
условии, если изложение написано вполне
удовлетворительно). Та часть работы, которая
является небольшим сочинением, особенно ярко
выражает творческие возможности ученика,
уровень его речевого и интеллектуального
развития. Поэтому оценка работы в целом в большей
степени определяется успешностью написания
сочинения.
Успех работы над изложением с элементами
сочинения определяется тем, какая подготовительная
работа к изложению проводится учителем. На
подготовительных уроках следует создать
психологический настрой на предстоящую
творческую работу. Обучение изложению обычно
начинается с устного пересказа. При обучении
изложению с элементами сочинения различают
следующие виды работ:
- воспроизведение прочитанного по вопросам;
- связный пересказ прочитанного;
- придумывание заглавий;
- составление плана к прочитанному;
- дополнение, продолжение, вставка эпизодов,
творческие работы по прочитанному.
Воспроизведение содержания прочитанного по
вопросам следует начинать в начальных классах с
небольших по объёму и лёгких по содержанию
прозаических произведений. После прочтения
всего рассказа учитель задаёт детям несколько
вопросов, чтобы убедиться в том, что они
правильно поняли содержание прочитанного. Затем
останавливается на самых существенных моментах.
Таким образом, ученики уже с первых шагов
приучаются выделять в тексте главное.
Целям обучения детей охватывать содержание
прочитанного и его обобщать служит составление
плана. Навыки составления плана требуют умения
в двух-трёх словах обобщать основное содержание
прочитанного отрывка, части целого. Именно этой
цели служат такие упражнения, как придумывание
заглавий к текстам или частям текста, нахождение
в книге отдельных предложений, которые могли бы
служить подписью под картинкой, заглавием и
части прочитанного рассказа.
Для обучения учащихся написанию изложения
может проводиться такая подготовительная
работа:
Прочитай рассказ и скажи, какой части (начала,
средней части или конца) недостаёт в каждом из
них? Что непонятно без этой части? “Вдруг из
копны соломы выскочил большой серый заяц и
пустился наутёк. Мы закричали и побежали за ним,
но заяц вскоре скрылся в кустах. А мы ещё долго
смотрели вслед ему, а потом все стали говорить,
какой был заяц и кто его первым увидел”.
Проводится работа над начальной частью рассказа.
В тексте непонятно без начала, кто именно из
ребят оказался на поле около леса, как спугнули
зайца; может быть, они были на прогулке, громко
разговаривали.
“Ребята сели на бережок и стали разговаривать,
играть. Про утят они забыли. Вдруг, откуда ни
возьмись, показался ястреб и как бросится на
утят. Он схватил одного и полетел. Мальчики
вскочили, закричали. Сеня даже запустил в ястреба
палкой. Но разве это так просто – попасть в
летящую птицу? Ястреб унёс утёнка. Вася заплакал,
ему было жаль утёнка”. Без начала неясно, как
ребята оказались на берегу, какое у них было
задание (а их послали стеречь утят). Учитель
должен обратить внимание детей на то, что из
начала рассказа должно быть ясно, о ком и о чём
говорится дальше, где и когда произошёл случай.
Озаглавьте рассказ.
Прочитай начало двух рассказов. Как ты думаешь,
что может случиться дальше? Придумай и расскажи
продолжение этих историй. “Мне очень нравится
отдыхать в деревне у бабушки. Там всегда
приключается что-нибудь весёлое. Вот однажды со
мной произошёл такой случай…”. “Однажды ребята
позвали меня с собой на речку купаться. Плавать я
тогда ещё не умел, но ребятам об этом постеснялся
сказать и полез вместе с ними в воду…”.
Подробно ли говорится в средней части этого
рассказа о том, что случилось с рассказчиком? О
чём можно рассказать подробнее? “У Алёши был
ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша
и не нашёл ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать
сапог и уколол ногу. Вытряхнул он сапог, а из
сапога ёж выкатился. Ну и домик облюбовал себе
ёжик!”
На подготовительных уроках нужно обратить
внимание детей на то, что, слушая текст, следует
“настроится” не только на восприятие его
содержания, но и на анализ его построения: как
начинается текст; как завершается; какие
языковые средства использует автор, чтобы
выразить своё отношение; как осуществляется
связь между предложениями, абзацами; какие слова
в тексте можно считать ключевыми; как
используется повтор; в каких случаях
употребляются синонимы и т.д. Можно посоветовать
учащимся, чтобы, делая на черновике наброски
после первого прослушивания текста, они не
только стремились составить план, но и
записывали те слова, словосочетания, которые
показались им особенно яркими, выразительными.
Слушая текст второй раз, ученики могут кое-что
записывать. Надо сказать ученикам, что не следует
записывать многое, возможно использование
условных графических обозначений.
Известно, что внимание младших школьников
непроизвольно, недостаточно устойчиво,
ограничено по объёму. Чтобы помочь школьнику
развить своё внимание, память, научить быстро
запоминать и воспроизводить большое количество
слов и предложений, учитель при обучении
написанию изложения может использовать приём
активного слушания. Вот как построена классическая
схема обучения изложению:
- учитель читает текст
- ученики составляют план, записывают опорные
слова по памяти - устное изложение по плану выполняет один или
несколько учеников - ученики приступают к самостоятельной работе
над изложением в черновике - учитель повторно читает текст
- ученики вносят дополнения и записывают
изложение в тетрадь
Такая схема – ловушка для учеников с
неразвитой памятью и недостаточным вниманием.
Для этих учеников и используется приём
активного слушания, предполагающего
использование памяток. Детям с развитой речью
можно предложить приём рисования по ходу
слушания текста (памятки — зарисовки). Этот приём
развивает память, внимание, мышление. Ученики,
прошедшие обучение по памяткам – зарисовкам,
быстро осваивают технику написания изложения и
становятся активными учениками на этапе
обучения изложению с элементами сочинения.
Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками,
выбран следующий алгоритм обучения изложению:
- возьми черновик и простой карандаш
- начинай активно слушать с первого чтения текста
учителем - слова – памятки каждого предложения записывай
- между предложениями делай промежуток в две
строчки для дополнений - окончив первое активное слушание, закрой глаза
и восстанови по памяти воображаемые картинки,
возникающие у тебя при чтении текста - помоги себе рисунками или схемой, сделав их на
обратной стороне листа - из слов составь все предложения
- активно слушай второе чтение текста, вноси
изменения и дополнения на оставленной первой
строчке - закончи работу над изложением в черновике:
исправленное или дополненное предложение запиши
на второй строчке - прочитай написанное, исправь ошибки
- запиши изложение в тетрадь
Работая по этому алгоритму, ученики выполняют
несколько упражнений на развитие памяти:
упражнение на словесную память, упражнение
“разрезанное предложение”, “от слова к
рассказу”, “картинка – слово – рассказ”. Вы
почувствуете, когда можно легко и доступно
перейти к написанию изложения с элементами
сочинения. В результате нет боязни не справиться
с изложением, работа идёт легко и увлекательно.
На подготовительных уроках по написанию
изложения с элементами сочинения нужно обратить
особое внимание на ту часть работы, которая
следует после изложения. Создавая небольшое
сочинение, ученик должен подумать, как начать
текст, как выразить в нём свою точку зрения, своё
мнение, чувства. С этой целью можно предложить
ученикам памятку (она составляется совместно
с учащимися), включающую те слова, сочетания слов,
речевые обороты, которые помогут высказать своё
отношение. Например:
- Нельзя не согласиться с точкой зрения автора…
- Мне близка мысль о том что…
- Я согласен с тем, что…
- На мой взгляд…
- По-моему…
- По моему мнению…
Так можно предупредить вопросы учеников,
продуманно снабдив их подходящими концовками и
сберечь немало сил школьников, которые вынуждены
пока находить средство завершение текста по
интуиции.
Школьник хорошо излагает устно или письменно
лишь при условии, когда ему самому интересно,
когда у него есть реальный ли воображаемый
читатель, поэтому должна быть обеспечена
обратная связь, создающая ситуацию диалога. План
письменного изложения с элементами сочинения
может быть такой:
- постановка цели, выбор типа изложения, выбор
текста - чтение текста
- беседа
- план (составляется школьниками)
- языковая подготовка (опорные слова, трудные
слова, обороты речи). В старых методиках
рекомендован устный рассказ 2-3 человек до его
записи. В новых – не рекомендуется из опасения,
что рассказ ребёнка, как бы он ни был хорош, может
помешать прямому влиянию на пишущих - составление текста учащимися, запись,
расположение текста на страницах. Коллективное
составление текста допустимо лишь тогда, когда
ставится задача коллективно работать,
редактировать или когда учитель знакомит
школьников с новым для них типом текста, стилем,
жанром - самопроверка, саморедактирование
К сожалению, в большинстве случаев изложения
пишутся без черновиков, из экономии времени, ведь
дети пишут очень медленно. С черновиками пишут не
более 2-3 раз в году, с целью обучения
редактированию. В остальных случаях детям
разрешается делать аккуратные исправления прямо
в чистовом варианте, причём исправления не
считаются помарками и не приводит к снижению
оценки.
В работе над изложением с элементами сочинения
есть свои правила. Целесообразно школьникам
предложить следующую памятку:
- мобилизовать свою память
- рассчитать время, успеть написать намеченное,
оставить время на самопроверку и редактирование - попытаться представить себе своих читателей
- подготовить письменные принадлежности,
рассчитать симметричное расположение заглавия,
плана, следить за почерком, орфографией - стараться внутренне проговаривать
составляемые предложения до их записи, в
необходимых случаях делать аккуратные
исправления - продумать ту часть работы, которую надо
сочинить самому - делить текст на абзацы, делая “красную строку”
- проверить самостоятельно написанное, в случае
необходимости обратиться к учителю
Учитель должен время от времени проходить
вдоль рядов, наблюдая за работой учащихся,
помогать тем, кто нуждается, а иногда предлагать
свою помощь, особенно на этапе редактирования.
Представляем конспекты уроков, посвящённых
написанию изложения с элементами сочинения (3
класс).
Тема: Изложение – сочинение “Собака на
плоту”
Цель: Написать изложение и придумать конец.
Сегодня на уроке мы с вами будем писать
изложение. Но это будет не простое изложение. Это
изложение – сочинение. Вы должны будете написать
изложение и придумать, сочинить его недостающую
часть. Послушайте текст изложения. О чём он? Как
можно его озаглавить? Какой части недостаёт?
“Однажды моряки увидели в море плот. Издалека он
казался пустым. Но, подплыв поближе, они увидели в
нём собаку. Моряки взяли её на корабль. Животное
очень исхудало, и смотрело на всех жалобными,
голодными глазами. Моряки накормили собаку. Как
же она оказалась в море?” Далее работа по
вопросам:
— как можно озаглавить текст?
— на сколько частей можно разделить?
— как озаглавим каждую часть?
— составление плана, опорных слов
План | Опорные слова |
1 Собака на плоту | Однажды, плот, издалека, подплыв, поближе, моряки, корабль |
2. Животное накормили | Исхудало, жалобные, голодные глаза, накормили, как же |
3. История собаки |
— какой части недостаёт? Что непонятно без неё?
(недостаёт третьей части, в которой
рассказывается, как собака оказалась в море)
— запишите по плану текст изложения, используя
опорные слова и свой вариант истории. Помните о
памятке к работе по написанию изложения с
элементами сочинения.
В этом изложении – сочинении может быть и
другой вариант работы: недостающую часть
написать в начале изложения, изменив последнее
предложение. При первичном знакомстве детей с
текстом можно предложить приём активного
слушания. Перед глазами детей должна висеть
памятка, которую они повторяют до прочтения
изложения. И учащиеся уже при первом прочтении
текста начинают записывать, зарисовывать слова
– памятки. Потом из этих слов составляют
предложения, после второго чтения текста
учителем, вносят изменения и дополнения, только
потом записывают изложение – сочинение в
тетрадь.
Проведённый нами урок по написанию изложения с
элементами сочинения “Собака на плоту” был
первой пробой пера учеников в этом виде работы. С
заданием справились все учащиеся. Этому
способствовали подготовительные уроки. Вот
некоторые варианты концовок детей: “Мальчики
строили на берегу плот. Они взяли с собой собаку.
Она резвилась рядом, играла. Когда плот был готов,
они спустили его на воду и привязали, чтобы не
уплыл. Дети ушли домой. Собака запрыгнула на плот,
верёвка развязалась. Так она оказалась в море”.
“Деревенские ребятишки пошли купаться. С ними
увязалась собака. На берегу они увидели плот,
решили подшутить над собакой. Заманили её,
отвязали верёвку. Собака попыталась спрыгнуть,
но было поздно. Так она оказалась в море”.
Мы не остановились на достигнутом и нами была
проведена дальнейшая работа с учащимися по
написанию этого вида изложения.
Тема: Изложение – сочинение “Мёд в
кармане”
Цель: Написать изложение, придумать и
дописать концовку
Детям сообщается тема и цель урока. Учитель
напоминает, что пользуемся приёмом активного
слушания, вспоминаем соответствующую памятку.
Далее учитель читает текст. “Дима, Вася и Юра
собрались в лес. Мамы дали им по пирожку. Друзья
завернули пирожки в бумагу и положили в карманы.
А Юре мама налила ещё маленькую бутылочку мёда.
Мальчик подумал, что не будет хвалиться ребятам,
а где-нибудь сядет один и съест. Положил Юра
бутылочку в карман. Пришли ребята в лес, сели на
полянку отдохнуть. Захотелось есть. Достали
пирожки, едят. Вдруг к Юре подлетела пчела. Села
на штанину, лезет в карман. За ней вторая, третья…”
Беседа по вопросам: О чём рассказ? Как можно
озаглавить? На сколько частей можно разбить
текст? Как озаглавить каждую часть? Назовите
опорные слова каждой части, используя свои
записи, рисунки.
Составление плана, опорных слов.
План | Опорные слова |
1. Мальчики собрались в лес | пирожки, мамы, завернули в бумагу, положили в карман |
2. Что мама дала Юре и что Юра подумал? | маленькая бутылочка мёда, сяду один и съем |
3. Мёд в кармане | пришли в лес, достали пирожки, вдруг, пчела, за ней вторая, третья… |
4. Чтоже дальше? |
Вот один из вариантов детского творчества в
написании концовки: “Мальчики очень удивились,
почему это к Юре так пчёлы липнут? Спросили у
него. Мальчику ничего не оставалось, как вытащить
бутылочку мёда и поделиться с друзьями”.
Для написания следующего типа изложения –
сочинения от детей потребуется умение
анализировать текст и интерпретировать его.
Тема: Изложение – сочинение “Муравей”
Цель: Написать изложение, выразить своё
отношение к поступку человека
Сообщение детям темы, цели урока, настрой на
активное слушание, чтение текста. “Муравей тащил
ягоду. Тяжёлую. Красную. Из неё капал сок, и у
муравья щипало глаза. Весь день тащил он ягоду и
на закате солнца оказался на тропинке, а за ней
уже была видна острая крыша муравейника. По
тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал:
“Гляди-ка, ягода”. Потом увидел муравья и
щелчком сбил его на землю: “Поди прочь, привык на
готовенькое!” Засунул ягоду в рот и пошагал
дальше”. А. Приставкин. Муравей.
Анализ работ показывает, что учащиеся
справляются с этим заданием успешно. Например,
вот как выразила своё отношение к человеку
ученица: “Мне жаль, что муравей, трудясь весь
день, пришёл в муравейник ни с чем. Человек
оказался злым и жестоким. Он отобрал ягоду у
муравья, и он теперь должен вернуться к своей
семье с пустыми руками. Его семья осталась
голодной. Если бы я встретила муравья с ягодой, то
никогда бы не взяла её”. Такие задания нужны,
полезны. В содержание текста “Муравей” можно
заглянуть глубже: речь идёт о внимательном,
бережном отношении человека к природе. “Человек!
Не будь так равнодушен и жесток к братьям нашим
меньшим. Жестокость в малом рождает жестокость в
большом. Бережно относись ко всему сущему на
земле. О тебя лично зависит сохранение
равновесия на земле”. Это текст, заложенный в
подтексте, без специальной подготовки не
осознаётся учениками. Так, глагол “тащил”
ученики заменяют “нёс”, опускают определение
“тяжёлую” и заменяют его на “большую”. А ведь
большой не всегда тяжёлый. Для того, чтобы
ученики глубже поняли смысл этого изложения
можно предложить им такие вопросы и задания:
Как иначе мог поступить человек в этой
ситуации?
Как, по-вашему, автор относится к поступку
человека? Выражено ли это отношение в рассказе
прямо, открыто?
Какие слова и выражения помогают понять
отношение автора к происходящему?
Наиболее удачные работы: “Человек поступил
неправильно. Он оказался злым и жестоким по
отношению к муравью и всему его семейству. Нужно
бережно и с любовью относиться ко всему живому на
Земле”. Подобные задания способствуют
формированию умений, необходимых для вдумчивого,
аналитического чтения, пониманию и
интерпретации текста.
Написание изложения с элементами сочинения не
совсем привычное в повседневной школьной
практике творческое упражнение. Оно поможет
детям проникнуться творческим настроением,
испытать первые муки речевого творчества, может
стать для ребят праздником неожиданностей,
удивления, радости. Каждое итоговое творческое
задание в многообразной работе по развитию
связной письменной речи в начальной школе,
каждая детская работа – это результат
осмысления какой-либо темы, связанной с
грамматикой, с изучением конкретного раздела
науки о языке. И качество этого результата
определяется глубоко продуманным, комплексным
подходом учителя к речевому развитию своих
учеников на творческом уровне.
Школьники (особенно те, кому вскоре предстоит сдача таких важных экзаменов, как ОГЭ и ЕГЭ) не понаслышке знают, что такое изложение. По некоторым причинам эта письменная работа часто вселяет в детей неподдельный страх: им тяжело запоминать и излагать мысли другого человека. Поэтому очень важно учить ребенка писать изложения с самой начальной школы и давать ему достаточно практики в этом не самом простом виде письменной работы.
Что такое изложение
В целом, изложение представляет собой особый вид письменной (реже устной) работы, при которой ученику предстоит воспроизвести по памяти услышанный текст, часто в подробностях и с сохранением авторского стиля.
Главное в данной работе – верно запомнить и передать содержание услышанного произведения.
Какие задачи стоят перед учеником
В процессе написания подобных работ человек формирует множество важных навыков не только с точки зрения уроков по русскому языку или литературе, но и в целом для своего успешного развития как личности.
В частности, ребенок учится:
-
воспринимать информацию и концентрироваться на ней;
-
писать логически стройные и последовательные тексты;
-
анализировать информацию;
-
выделять основные мысли рассказов;
-
воспринимать и соблюдать те или иные особенности стиля речи;
-
запоминать большие объемы информации.
Поэтому во время работы над изложением важно, чтобы ребенок был сконцентрирован на внимательном прослушивании произведения и мог беспрепятственно воспринимать ключевые мысли.
Виды изложения
Изложения бывают нескольких видов. Но прежде, чем перейти к этому вопросу, важно обозначить, какие существуют типы текстов вообще.
Повествование
Этот вид текста представляет собой последовательный пересказ каких-либо событий. Грубо говоря, повествование является рассказом, в котором присутствует сюжет и события логически следуют одно за другим.
С точки зрения построения, этот тип текста является самым простым, и именно их учителя берут в качестве первого опыта написания как изложений, так и сочинений.
Описание
В этих текстах упор автора идет на то, чтобы дать словесный портрет какого-либо человека, описать пейзаж, явление и тому подобное. В развитии детей изложения-описания являются следующим после повествования шагом.
Если в случае с повествованием не составляет особого труда по памяти воспроизвести ход событий, то у описаний структура несколько свободнее. Кроме того, тексты-описания насыщены различными эпитетами, что затрудняет запоминание.
Рассуждение
Самый непростой вид текстов, в том числе для изложений. Здесь важно обратить внимание, как автор выдвигает суждение и, подкрепляя свое мнение примерами, доказывает его и делает вывод. Этим рассуждение сильно отличается от других типов текста.
Сложность составляет определение учащимся главной мысли автора. Кроме того, в текстах-рассуждениях очень много риторических размышлений, различных умозаключений, сравнений. Такие тексты пишут ученики старших классов.
Итак, по форме текста изложения можно поделить на изложения-повествования, изложения-описания и изложения-рассуждения. При этом редко текст представляет собой чистую форму того или иного типа. Обычно это синтез двух, а то и сразу трех форм, например, повествование с элементами описания и рассуждения.
По размеру конечного результата изложения также делят на следующие виды:
-
подробное – то есть максимально приближенное к исходному тексту с сохранением характерного стиля автора;
-
краткое – здесь задачей учащегося является передача только главного смысла рассказа;
-
выборочное – изложение только заданного учителем фрагмента.
Основные правила написания изложений
При написании изложений следует опираться на следующий алгоритм действий:
-
Определить тип текста – повествование, описание, рассуждение.
-
Определить стиль текста – деловой, научный, публицистический, художественный.
-
Выявить особенности авторского стиля, будь то сложные предложения, инверсивный порядок слов в предложениях или обилие риторических конструкций.
-
Выявить главную мысль текста.
-
Определить второстепенные мысли и фрагменты текста.
-
Грамотно составить план изложения.
Как составить план изложения
Для того, чтобы написать план изложения, при первом прослушивании текста необходимо мысленно разбить текст на три составляющие: вступление, основную часть и заключение.
Основную часть, как правило, можно разбить еще на два и более пунктов.
Пример плана изложения
Каждый получившийся смысловой пункт плана следует озаглавить. Делать это лучше при помощи тезисов, а не кратких заголовков – так учащийся значительно повысит вероятность в подробностях вспомнить, о чем был тот или иной фрагмент текста.
Как только план составлен, текст воспроизводится во второй раз. Здесь ученику важно выделить главные мысли каждого из пунктов и законспектировать смысловые куски: слова и фразы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия данного фрагмента.
Как писать сжатое изложение
При написании сжатого изложения ученику предстоит передать смысл текста и сжать его объем примерно на одну треть. В данной работе ценится умение ребенка вычленить из рассказа главную мысль и донести ее, не меняя местами фрагменты и сохраняя авторский стиль.
Следующая памятка поможет ребенку овладеть техникой написания кратких изложений:
-
Определить главную мысль в тексте, отбросить второстепенное.
-
Вычленить микротемы (абзацы или смысловые фрагменты) и составить план.
-
Избавиться от малозначительных деталей: лирических отступлений, риторических конструкций.
-
Обобщить материал: некоторые эпизоды текста можно передать одним предложением.
-
Упростить языковые конструкции: заменить сложные предложения простыми, убрать однородные члены и синонимичные конструкции, повторы, прямую речь.
Ни в коем случае нельзя менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными и менять авторский стиль. Это может существенно отразиться на итоговой оценке за изложение.
Как научиться быстро писать изложение по аудиозаписи
Этот вопрос особенно актуален для учащихся девятых и одиннадцатых классов, которым предстоит сдача государственных экзаменов. Основная сложность написания изложений по аудио заключается в том, что запись невозможно «попросить» повторить фрагмент или читать медленнее, и ученику приходится подстраиваться под обычно неторопливый, но все-таки достаточно бодрый темп диктора.
Для того, чтобы научить ребенка писать изложение по аудиозаписи, необходимо предоставить ему очень много практики. Здесь придется проявить настойчивость – из-за большого количества требований дети не любят этот вид работы.
Писать изложения можно не только с помощью специально озвученных квалифицированными педагогами текстов для тренировки перед экзаменами, но и прослушивая, например, подкасты, новости или аудиокниги.
Во время прослушивания аудиозаписи очень важно писать конспект. При этом ученику нужно не бояться делать большие отступы между тезисами: при втором прослушивании в них будет удобно вписывать дополнительную, пропущенную при первом прослушивании, информацию.
Как написать изложение на 5: советы и рекомендации специалистов
Итак, наступил момент проверочной работы, и ребенок уже сидит за столом и готовится слушать текст. Важным этапом работы является подготовка к ней – ученику нужно сделать глубокий вдох (или дыхательную гимнастику, если ситуация и время позволяют), взять удобную и хорошо пишущую ручку, приготовить несколько листов чистой бумаги. Все это поможет сосредоточиться на тексте.
Во время прослушивания ученик должен с использованием сокращений записывать тезисы, делая большие отступы между записями. При первом прослушивании важно понять главные мысли и значимые слова в тексте, а также определить тип и стиль излагаемого текста.
Между первым и вторым прослушиванием учащийся должен составить план изложения.
При втором прослушивании ученик дополняет тезисы и план добавочной и второстепенной информацией, уточняет, правильно ли он понял главную мысль и не упустил ли он какие-либо важные для понимания и передачи авторского стиля слова и фразы.
Как только ученик напишет черновой вариант работы, нужно проверить текст на логичность и последовательность, убедиться, что главная мысль текста полностью раскрыта, и текст написан согласно составленному ранее плану, сохранен стиль автора и отсутствуют орфографические ошибки.
После исправления возможных ошибок изложение нужно переписать в тетрадь.
Соблюдение этих простых правил поможет ребенку написать изложение максимально близко к исходному тексту и сохранить все важные детали и нюансы. Важно обеспечить себя исправными письменными принадлежностями, не отвлекаться на посторонние мысли и внешние раздражители в классе.
В случае, если у ребенка есть сложности с написанием изложений, ему нужно уделить внимание развитию концентрации через различные письменные упражнения и тренажеры памяти.
Целенаправленная подготовка в данном случае поможет и придаст уверенности. Например, дать ему написать свободное сочинение для развития логики повествования или попросить его выучить какой-нибудь текст для развития запоминания.
>
Как подготовиться
к изложению.
1. Прочитай
внимательно текст.
2. Определи
его тему (о чём говориться в тексте).
3. Определи
его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
4. Составь
план.
1) Раздели текст на части.
2) Выдели главное в каждой части.
3) Озаглавь каждую часть.
5. Найди в тексте опорные слова и
словосочетания.
6. Выпиши трудные слова. Найди слова на
правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Ещё раз внимательно перечитай текст.
Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напиши изложение.
9. Проверь работу.
Как
написать элемент сочинения
Элемент
сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного
вами изложения.
1.
Внимательно
прочитайте вопрос.
2.
Продумайте
и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)
3.
Подберите
и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на
каждый пример-аргумент)
4.
Сформулируйте
и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)
5.
Еще
раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения,
исправьте допущенные ошибки.
6.
Запишите
элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.
Речевые клеше для элемента сочинения
Речевые
клише для вступления:
- Наверное,
каждый человек не раз задумывался о том, … - Я
не раз задумывался о том, …
Речевые
клише для введения аргументов:
- Во-первых,…во-вторых,…
- С
одной стороны…, с другой стороны… - Следующий
/ еще один пример… - Приведем,
например, такой факт… - Насколько
я знаю,… - По
данным специалистов…. - Как
говорится в пословице…
Речевые
клише для вывода
- Исходя
из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:… - Исходя
из приведенных аргументов… - Таким
образом … - Следовательно
…
Как подготовиться
к изложению.
5. Прочитай
внимательно текст.
6. Определи
его тему (о чём говориться в тексте).
7. Определи
его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
8. Составь
план.
1) Раздели текст на части.
2) Выдели главное в каждой части.
3) Озаглавь каждую часть.
5. Найди в тексте опорные слова и
словосочетания.
6. Выпиши трудные слова. Найди слова на
правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Ещё раз внимательно перечитай текст.
Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напиши изложение.
9. Проверь работу.
Как
написать элемент сочинения
Элемент
сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного
вами изложения.
7.
Внимательно
прочитайте вопрос.
8.
Продумайте
и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)
9.
Подберите
и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на
каждый пример-аргумент)
10. Сформулируйте
и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)
11. Еще
раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения,
исправьте допущенные ошибки.
12. Запишите
элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.
Речевые клеше для элемента сочинения
Речевые
клише для вступления:
- Наверное,
каждый человек не раз задумывался о том, … - Я
не раз задумывался о том, …
Речевые
клише для введения аргументов:
- Во-первых,…во-вторых,…
- С
одной стороны…, с другой стороны… - Следующий
/ еще один пример… - Приведем,
например, такой факт… - Насколько
я знаю,… - По
данным специалистов…. - Как
говорится в пословице…
Речевые
клише для вывода
- Исходя
из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:… - Исходя
из приведенных аргументов… - Таким
образом … - Следовательно
…
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
С изменением объёма и качества потребляемой информации изменяются приоритетные цели образования. На первое место выходит личностное развитие ребёнка. Важнейшими задачами становятся формирование коммуникативных умений и развитие творческих способностей, поскольку общение – это деятельность, обеспечивающая и сопровождающая все другие виды деятельности. Работа по развитию речи является приоритетным направлением в системе обучения русскому языку в начальных классах. Основная задача – научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, которые регламентируются программой по русскому языку. Работа с текстом идёт в двух направлениях:
✓ формирование умений анализировать готовый текст;
✓ обучение пересказу текста в устной и письменной форме (написание изложений), составлению собственных высказываний (написание сочинений).
Систематическая работа над текстом даёт учащимся возможность наблюдать, всесторонне анализировать изучаемые лексические и грамматические явления в их органической взаимосвязи.
Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержание и грамотность, на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку. В методических рекомендациях по формированию культуры устной и письменной речи обозначено количество и объём обучающих работ данного вида на первой ступени общего среднего образования:
Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложения свидетельствует о его усвоении. Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к изложению проводится устный орфографический разбор соответствующих слов. После написания изложения учащимся даётся задание – проверить написание слов, в которых имеются орфограммы на изучаемое правило.
Начинать обучение изложению нужно с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.
Требования к изложению:
✓ самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);
✓ использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;
✓ полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости основных фактов.
Методика проведения изложения
- 1.Знакомство с текстом.
Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан учащимися. Определение темы текста.
- 2.Беседа по содержанию текста по вопросам учителя.
Ставится 3 – 4 вопроса по содержанию текста с целью определения, всё ли правильно поняли учащиеся, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи. Определение типа текста, его структуры.
- 3.Повторное прочтение текста.
Текст прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.
- 4.Составление плана текста.
Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложение записывается на доске.
- 5.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.
Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.
- 6.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов.
Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости – фрагменты текста. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.
- 7.Устный пересказ текста.
Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.
- 8.Анализ устного пересказа и его совершенствование.
Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.
- 9.Самостоятельное написание изложения.
При необходимости оказывается индивидуальная помощь.
- 10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.
- 11. Проверка изложения учителем.
Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:
✓ точности и последовательности передачи содержания текста;
✓ ошибок в построении предложений;
✓ неправильного употребления слов;
✓ наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.
- 12. Работа над ошибками.
Проводится на следующем уроке. Необходимо сравнить написанные учащимися изложения с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских работ, разобрать орфографические ошибки. Работа организуется следующим образом:
✓ учитель зачитывает первоначальный текст изложения;
✓ учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;
✓ учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
✓ учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
✓ осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
✓ организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.
На электронном носителе представлена в помощь педагогу методика проведения изложения и памятка для ученика.
Методика проведения урока написания сочинения
Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме. Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:
- понять и раскрыть тему сочинения;
- подчинить своё сочинение определённой мысли;
- собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;
- определить границы сочинения;
- составить план и писать по плану;
- создать текст и записать его;
- использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
- совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.
Классификация сочинений по источникам материала:
- 1)на основе личного опыта учащихся:
- сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учащимися;
- сочинения на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и др.
- 2)на основе опосредованных источников информации:
- сочинения по картинам, которые делятся на три основных вида:
— повествовательные сочинения по серии сюжетных картинок или по картинному плану;
— повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;
— описание картины.
- сочинение на основе прочитанного;
- сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;
3)на материале разных источников – книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;
4)на основе творческого воображения – по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п. (при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).
Работа над сочинением делится на 3 этапа:
1.Накопление материала.
Наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы.
2.Отбор и систематизация материала.
Беседа, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.д.
3.Словесное, речевое оформление сочинения.
Составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.
Таким образом, урок написания сочинения – своего рода итог проделанной работы. Первый и второй этапы выходят за рамки написания сочинения. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней (недель) до написания и может проводится во внеурочное время или на других уроках. Наблюдения на экскурсии организуется за несколько дней, наблюдения в природе – за неделю или месяц. Картина рассматривается непосредственно перед сочинением. Возможно предварительное составление плана сочинения. Подготовительная работа до написания сочинения даёт возможность на уроке организовать более глубокую работу над текстом, его совершенствование.
Методика проведения урока включает:
1.Сообщение темы и задач предстоящего сочинения.
На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.
2.Беседа с целью упорядочения или накопления материала.
Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти накопленный материал или обеспечить его получение.
3.Составление плана или его уточнение.
В начальных классах рекомендуется простой план из 3 – 5 пунктов (без подпунктов). План сочинения записывается на доске.
4.Речевая подготовка текста.
Составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.
5.Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста.
Коллективное или индивидуальное (1 – 2 ученика), учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.
6.Орфографическая подготовка.
Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.
7.Самостоятельное написание сочинения.
Занимает основную часть урока и составляет в 3 классе – 20-25 минут, в 4 классе – 25-30 минут. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
8.Самопроверка.
Совершенствование написанного текста, исправление ошибок.
9.Проверка сочинений учителем.
Анализ и классификация допущенных ошибок для организации работы над ошибками:
- несоответствие содержания сочинения его теме;
- нарушение композиции построения текста, неправильная связь между отдельными частями целого рассказа или отсутствие связи;
- неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие связи;
- неправильная связь между отдельными словами в предложении, неправильный или неудачный порядок слов в предложении;
- лексические недочёты: неправильное употребление слов и выражений;
- грубые и типичные орфографические и пунктуационные ошибки.
- 10. Работа над ошибками.
Проводится на следующем уроке и включает в себя:
- зачитывание лучших сочинений;
- коллективный анализ сочинений:
содержания;
построения целого текста и связи его частей;
построение отдельных предложений и способов связи предложений в целое;
порядка слов в предложении;
связи между словами в предложении;
употребление отдельных слов и выражений;
коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.);
индивидуальная работа над ошибками.
Начиная со второго класса, ведётся работа по составлению высказываний по серии сюжетных картинок, по картине в устной форме, затем эта работа продолжается в 3 – 4 классах в письменной форме. Обращение к картине развивает чувства, культуру речи, образное мышление. Умение «видеть» картину – целая наука и она постигается постепенно, в системном подходе. Описание картины – самая трудная форма сочинения. В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя тему картины (что на ней изображено), её композицию (передний, задний план, расположение предметов), действие и действующих лиц, идейный смысл и «настроение» картины. Восприятие произведения искусства требует определённой аналитической работы. Внимательное рассмотрение всех подробностей и деталей приводит к трём главным вопросам: «Что изображено? Как это сделано? Почему?» Вместо простого пересказа сюжета учитель создаёт поисковую ситуацию, которая играет развивающую роль. Опорные категории при анализе картины: цвет, форма, пространство, композиция, образ. На электронном носите в помощь педагогу представлена методика проведения урока написания сочинения и памятка для ученика.
Написание изложений и сочинений – одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи учеников, которое наряду с другими видами работ в начальной школе учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности.