Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)
Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.
Что значит «характеристика литературного героя»?
Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры и т. д. Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.
Анализ героя литературного произведения: план характеристики
Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.
Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?
Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).
Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.
Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?
Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.
Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит и т. д.
Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?
Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?
Мир чувств героя. Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?
Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?
Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.
Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?
Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие и т. д.
Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.
Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?
Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.
Анализ готов, приступаем к технической части.
Как написать сочинение-характеристику литературного героя
Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.
Прочти произведение
Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.
Проанализируй и выбери самое важное
Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.
Цитаты
Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.
Не бойся своих мыслей
Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.
Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Курсы подготовки к ЦТ 2022 в образовательном центре Адукар
Курсы подготовки к ЕГЭ 2022 в образовательном центре Адукар
Каталог учебных заведений Адукар
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
Как написать характеристику героев
Групповая характеристика героев.
1. Вступление (место героев в произведении).
2. Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.
2.1. Внешний облик.
2.2.Социальное и материальное положение героев;
2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героев:
• профессия, занятия;
• цель в жизни;
• уровень развития.
2.4. Мир чувств героев:
• отношения с окружающими людьми;
• внутренние переживания, чувства, эмоции героев.
2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:
• с помощью портрета;
• в речевой характеристике героев;
• через поступки героев;
• с помощью предыстории и биографии героев;
• через окружающую обстановку;
• через характеристику других действующих лиц;
• в авторской характеристике.
3. Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они помогают решать в произведении.
Индивидуальная характеристика героя.
1. Вступление (место героя в произведении).
2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.
2.1. Внешний облик.
2.2.Социальное и материальное положение героя;
2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героя:
• профессия, занятия героя;
• цель в жизни;
• уровень развития героя.
2.4. Мир чувств героя:
• отношения с окружающими людьми;
• внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:
• с помощью портрета;
• в речевой характеристике героя;
• через поступки героя / героев;
• с помощью предыстории и биографии героя;
• через окружающую обстановку;
• через характеристику других действующих лиц;
• в авторской характеристике.
3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.
Сопоставительная характеристика героев.
1. Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.
2. Что общего между героями:
• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
• в социальном (материальном, профессиональном) плане;
• в отношении с окружающими людьми.
3. Что отличает двух героев.
4. Для чего автор сопоставляет этих героев.
5. Отношение автора к героям.
6. Ваше отношение к данным персонажам.
Сравнительная характеристика героев.
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.
2. Что общего между героями:
• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
• в социальном (материальном, профессиональном) плане;
• в отношении с окружающими людьми.
3. Что отличает двух героев.
4. Для чего автор сравнивает этих героев.
5. Отношение автора к героям.
6. Ваше отношение к данным персонажам.
Характеристика литературного героя |
Примерный план характеристики героя |
Вариант 1 (для младших школьников). |
1. Описание внешности (портрет*). 2. Поведение, поступки героя. 3. Чувства, переживания, мысли. 4. Речь – о чем и как говорит герой. 5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу. 6. Отношение к герою других действующих лиц. |
Вариант характеристики литературного героя (по очерку И.С.Тургенева «Бежин луг») |
1. Возраст и портрет мальчика. 2. Его роль среди товарищей. 3. История, которую рассказывает герой. Верит ли он в то, что рассказывает? 4. Поведение и поступки мальчика. 5. Авторское отношение к герою. 6. Кто из мальчиков вам запомнился и почему? |
Вариант 2 (для средней школы). |
1. Определение места героя среди других персонажей. 2. Степень участия и его роль в конфликте. 3. Анализ имени. 4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 5. Речевая характеристика. 6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя. 7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий. 8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета. 9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко. 10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора. 12. Оценка литературного персонажа его современниками. 13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое. 14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни. |
Вариант характеристики литературного героя Характеристика Митрофана (по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль») |
I. Вступление. 1. Эпоха, изображённая в произведении. 2. Проблематика комедии. II. Основная часть. 1. Всеохватывающая лень. 2. Обжорство. 3. Тупость мысли. 4. Невежество. 5. Умение притворяться. 6. Раболепие перед имеющими власть. 7. Грубость по отношению к бесправным людям. 8. Способность к насилию. 9. Трусость. 10. Бессердечие. III. Заключение. 1. Митрофан – характерное явление эпохи крепостничества. 2. Значение образа Митрофана в наши дни. |
План сравнительной характеристики Онегина и Татьяны |
|
Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. |
вернуться в начало страницы |