План отзыва о сочинении 5 класс русский язык

Отзыв о прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепередаче выражает оценку, взгляды, интересы автора отзыва. Характер этой оценки определяется его литературным развитием, кругозором, интересами. 

 Сочинение-отзыв — жанр речевого высказывания о художественном произведении, в котором содержится оценка произведения, а также выражено личное отношение к нему, даётся описание настроения, вызванного произведением. Отзыв даёт самую общую характеристику работы без подробного анализа и пишется, как правило, в свободной форме.
С сочинением-отзывом школьников знакомят в начальной школе, а самостоятельное написание подобных работ начинается преимущественно в 5-6 классе.

Сочинение-отзыв в 5,6 классах

Чаще всего сочинение-отзыв пишется о прочитанной книге.
Отзыв может быть написан в виде рассуждения, тогда он обычно содержит тезис (мнение читателя о книге), доказательства справедливости этого мнения, вывод (общая оценка книги), рекомендации (кому прочитать данную книгу).
Нередко в отзыве автор говорит о том, где, когда и при каких обстоятельствах он впервые узнал о книге, когда её прочитал, как складывались его впечатления о прочитанном и др. Иногда отзыв содержит в себе описание внешнего вида книги, её иллюстраций.
В отзыве могут сочетаться разные типы речи.

Примерный план сочинения-отзыва: 

  1. Вступление обозначает автора, название произведения, по которому пишется отзыв, в нём кратко описано место и время действия.
  2. Основная часть выражает мнение о прочитанном тексте: эмоциональное восприятие.
  3. Заключение должно включать оценку произведения: совет прочитать, рекомендация с объяснением своей позиции.

 
Как писать сочинение-отзыв? Алгоритм написания:

1. Вспоминаем и перечитываем те части и эпизоды книги, которые произвели на вас большее впечатление, отмечая, чем привлекли вас герои книги, почему запомнились те или иные эпизоды.
2. Пишем вступление.Указываем автора, название произведения, рассказываем историю прочтения книги: по совету, по устному или письменному отзыву, выбор книги по обложке и др.), указываем жанр, тему, выражаем основную мысль.
3. Пишем  основную часть отзыва.
В основной части необходимо отразить вашу оценку прочитанного: каким образом содержание прочитанного повлияло на ваши взгляды, характер, отношение к чтению и т.д.
4. Пишем заключение отзыва.
Не забываем, что в начале и концовке отзыва должно проявиться единство вашего высказывания: важно подтвердить мысли, высказанные в начале отзыва: чем обогатила вас книга, над какими проблемами и вопросами заставила задуматься, порекомендуете ли вы прочитать другим эту книгу.
5. Проверяем и переписываем отзыв.

  Вспомогательные вопросы для написания отзыва о прочитанной книге:
 
Почему я выбрал именно эту книгу?
Что можно сказать об оформлении книги: об обложке, иллюстрациях?
Какова тема и основная мысль произведения?

  • Где и когда происходят изображённые в нём события?
  • Какие языковые средства усиливают впечатление от прочитанного?

Кто из героев особенно понравился и почему?

  • Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

Какова моя общая оценка книги? Чем меня обогатила эта книга, над какими вопросами заставила задуматься?
Кому я могу посоветовать прочитать эту книгу?

 Клише для написания отзыва о прочитанной книге:

  • это произведение о …
  • особенно понравилось …
  • запомнился эпизод …
  • автор хотел показать …
  • читается легко, …,
  • советую прочитать …

Шаблон (клише) для написания отзыва.

Во избежание появления речевых ошибок при написании отзыва можно использовать следующие синонимы и выражения:

  • книга (произведение, роман, рассказ, сказка, повесть, история);
  • эта книга понравилась (запомнилась, оставила впечатление/яркий след, глубоко тронула, привлекла моё внимание, обратила на себя внимание, впечатлила, взяла за душу);
  • интересная книга (увлекательная, захватывающая, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, занимательная);
  • автор рассказывает (показывает, описывает, изображает жизнь, представляет, говорит, иллюстрирует, знакомит с проблемами…, очерчивает круг таких вопросов, как…);
  • особенно мне нравится главный герой истории (он интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, запоминающийся, колоритный, необычный, тронул меня…);
  • эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод …;
  • читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые, яркие, запоминающиеся) иллюстрации; 
  • автор пишет простым (доступным) языком.

Сочинение-отзыв в 1,2 классе

В 1-2-м классах , как правило, не пишутся развернутые отзывы. 
Сочинения-отзывы в 1-2 классе дети пишут о прочитанном и ограничиваются следующим планом:

  • Название прочитанной книги
  • Фамилия автор
  • Очень краткое изложение содержания книги или какого-то эпизода 
  • Оценка книги: понравилась книга или нет. 

 Постепенно школьников подготавливают к 3-му классу, где впервые проводится урок обучения написанию отзывов.

Сочинения-отзывы в 3-4 классе

Сочинение отзыв дети начинают писать с 3-4 классов, поскольку уже имеют значительный читательский опыт. Цель отзыва в том, чтобы ребенок смог глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали произведения.
Сначала класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во II полугодии проводится еще один такой урок, но каждый пишет о том произведении, которое он прочитал, т.е. сочинения становятся самостоятельными. Допускаются и домашние сочинения-отзывы, если проведена подготовительная работа на уроке. В обучении написанию сочинений на основе прочитанного может помочь школьная библиотека, где ведется журнал читательских мнений.

Обучение сочинениям на основе прочитанного в 3-4-м классах проводится в определенной последовательности. Учитель прослеживает, чтобы к моменту написания отзыва о книге, отдельной повести, рассказе и т.п. они были прочитаны всеми учащимися. Для отзыва следует выбирать произведение, которое нравится большинству учеников, высокохудожественное, имеющее воспитательное значение. Учащимся заранее сообщается о том, что они будут составлять письменный отзыв (сочинение) о данной книге.

На уроке внеклассного чтения проводится подробная беседа о книге: кратко излагается ее сюжет, описываются главные действующие лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное содержание произведения. Учащиеся говорят о том, что им особенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно готовят небольшую выставку: портрет автора, иллюстрации художников к изучаемому произведению, рисунки самих учащихся. Детей следует ознакомить с несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, проанализировать их.

На следующем уроке составляется коллективный отзыв, который обсуждается, как правило, записывается на доске, редактируется, а затем дети переписывают его в тетради с возможными дополнениями и изменениями.

Сочинение. Рассказ о событии Урок в 5 классе Перечень вопросов, рассматриваемых по теме: Сочинение о памятном событии. План сочинения. Отзыв о сочинении.

Сочинение. Рассказ о событии

Урок в 5 классе

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Сочинение о памятном событии.

План сочинения.

Отзыв о сочинении.

Сочинение   – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме. Отзыв   – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.  Аргумент   – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения. Аргументировать   – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения. 

Сочинение   – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

Отзыв   – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта. 

Аргумент   – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.

Аргументировать   – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения. 

При подготовке к сочинению используется памятка «Как работать над сочинением». 1. Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении. 2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения. 3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно. 4. Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли? 5. Внесите исправления.

При подготовке к сочинению используется памятка «Как работать над сочинением».

1. Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении.

2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения.

3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.

4. Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли?

5. Внесите исправления.

Приблизительная схема сочинения Опорные фразы 1) Где и когда произошло событие? Кто его участник? Это случилось... Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно! Случай этот произошёл со мной... Можно ли забыть такое происшествие?! Таких встреч у меня раньше никогда не было... 2) Как всё происходило, в какой последовательности? Всё начиналось как обычно... – С чего всё началось? Однажды, как-то раз, в один прекрасный день...; – Как развивались события? сначала, потом, после этого...; – Чем они закончились? в конце концов, наконец... 3) Почему этот день остался в памяти? Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что... Невозможно забыть... Ещё долго буду я вспоминать...

Приблизительная схема

сочинения

Опорные фразы

1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?

Это случилось…

Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной…

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было…

2) Как всё происходило, в какой последовательности?

Всё начиналось как обычно…

– С чего всё началось?

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;

– Как развивались события?

сначала, потом, после этого…;

– Чем они закончились?

в конце концов, наконец…

3) Почему этот день остался в памяти?

Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что…

Невозможно забыть…

Ещё долго буду я вспоминать…

Проанализируем схему , которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы: Это случилось... Этого события я никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно! Случай этот произошёл со мной... Можно ли забыть такое происшествие?! Таких встреч у меня раньше никогда не было... Всё начиналось как обычно... Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы: Однажды, как-то раз, в один прекрасный день...; сначала, потом, после этого...; в конце концов, наконец... пишем заключение: почему этот день остался в памяти?

Проанализируем схему , которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы:

Это случилось…

Этого события я никогда не забуду!

Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной…

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было…

Всё начиналось как обычно…

Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы:

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;

сначала, потом, после этого…;

в конце концов, наконец…

пишем заключение: почему этот день остался в памяти?

Используем опорные фразы: Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что... Невозможно забыть... Ещё долго буду я вспоминать... Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения . Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.

Используем опорные фразы:

Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что…

Невозможно забыть…

Ещё долго буду я вспоминать…

Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения . Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.

  Сочинение «Памятный день». Задача – рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое). Прочитаем пример сочинения о памятном дне. Осенью мы с мамой ходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики. Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись! На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках. По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились! Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.

  Сочинение «Памятный день». Задача – рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое).

Прочитаем пример сочинения о памятном дне.

Осенью мы с мамой ходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.

Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!

На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.

По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!

Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.

Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека.  План отзыва о сочинении выглядит так: Определить, раскрыта ли тема сочинения? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее? Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она? Удачно ли названо сочинение?  Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?

Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека.

План отзыва о сочинении выглядит так:

Определить, раскрыта ли тема сочинения?

Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать?

О чём следовало бы написать больше, полнее?

Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?

Удачно ли названо сочинение?

Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?

Выберите отзыв на сочинение. Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки. Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам. Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.

Выберите отзыв на сочинение.

Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки.

Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам.

Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм: Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. 

Для выполнения задания нужно

применить алгоритм:

Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. 

Варианты ответа: А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам. Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад. В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.

Варианты ответа:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад.

В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.

Правильный ответ: наиболее полно соответствует этому плану текст А) А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Правильный ответ:

наиболее полно соответствует этому плану текст А)

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Сочинение   – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме. Отзыв   – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.  Аргумент   – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения. Аргументировать   – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения. 

Сочинение   – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

Отзыв   – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта. 

Аргумент   – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.

Аргументировать   – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения. 

Русский язык

5 класс

Урок № 17

Сочинение о памятном событии

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Сочинение о памятном событии.
  2. План сочинения.
  3. Отзыв о сочинении.

Тезаурус

Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

Отзыв – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта. 

Аргумент – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.

Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения. 

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.

Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

При подготовке к сочинению используется памятка «Как работать над сочинением».

  1. Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении.
  2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения.
  3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
  4. Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли?

5. Внесите исправления.

Приблизительная схема

сочинения

Опорные фразы

1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?

Это случилось…

Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной…

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было…

Всё начиналось как обычно…

2) Как всё происходило, в какой последовательности?

– С чего всё началось?

– Как развивались события?

– Чем они закончились?

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;

сначала, потом, после этого…;

в конце концов, наконец…

3) Почему этот день остался в памяти?

Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моейпамяти, потому что…

Невозможно забыть…

Ещё долго буду я вспоминать…

Проанализируем схему, которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы:

Это случилось…

Этого события я никогда не забуду!

Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной…

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было…

Всё начиналось как обычно…

Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы:

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;

сначала, потом, после этого…;

в конце концов, наконец…

пишем заключение: почему этот день остался в памяти?

Используем опорные фразы: Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что…

Невозможно забыть…

Ещё долго буду я вспоминать…

Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения. Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.

Первая тема – «Памятный день». Задача – рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое).

Вторая тема – «Весёлое происшествие». Задача – рассказать о происшествии, которое запомнилось радостным настроением, было связано с неожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др.

Третья тема – «Интересная встреча». Задача – рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с интересным человеком (интересными людьми), с необычным животным, о наблюдении за ним и др.

Прочитаем пример сочинения о памятном дне.

Осенью мы с мамойходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.

Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!

На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.

По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!

Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.

Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека. План отзыва о сочинении выглядит так:

  1. Определить, раскрыта ли тема сочинения? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
  2. Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
  3. Удачно ли названо сочинение?
  4. Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите отзыв на сочинение.

Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки.

Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам.

Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.

Варианты ответа:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад.

В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. Наиболее полно соответствует этому плану текст А)

Правильный ответ:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Подчёркивания элементов

Выберите из списка заголовок сочинения.

Самым памятным днём стал день, когда я пошёл в новую школу в 5 класс. Я очень хотел в эту школу. Её недавно построили, и некоторые мои друзья перешли в неё учиться.

Первого сентября мама разбудила меня, я позавтракал, надел костюм и взял букет цветов для учительницы. Мне стало немного страшно, но мама сказала, что в новом классе нет ничего страшного, и там я заведу хороших друзей.

Я долго буду помнить этот день. Такой красивой школы с бассейном я никогда раньше не видел.

Варианты ответа:

Первый день в новой школе

Школа

Я испугался

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Проанализировать текст, выделить то, о чем говорится в тексте и его главную мысль. В тексте говорится о первом дне в школе и эмоциях от этого события. Из всех заголовков ближе всего заголовок «Первый день в школе».

Правильный ответ:

Первый день в новой школе.

Конспект урока русского языка в 5 классе

«Учимся писать отзыв»

Цель. Знакомство со структурой и особенностями отзыва как аналитического жанра  

            сочинения-рассуждения, обучение созданию отзыва.

Задачи.

1. Образовательные: — начать формировать умение писать отзыв;

2. Развивающие: — научить выделять главное в изученном материале;

                             — составлять алгоритм решения поставленной задачи;

                             — развивать связную письменную речь.

3. Воспитательные: — воспитывать стремление к самостоятельной творческой  

                                     деятельности, корректному оформлению своих чувств и эмоций    

                                     в письменной речи;

                                  — опираясь на текст рассказа карельского детского писателя

                                  В. Данилова воспитывать любовь и бережное отношение к родной  

                                        природе.

Сопровождение и оборудование урока: распечатанный текст рассказа для каждого ученика, презентация, мультимедийная аппаратура.

Ход урока.    Организационные вопросы, вступительное слово учителя, создание

             эмоционального настроя на урок.

  • Здравствуйте! Все готовы к уроку, на партах тетради, ручки, рабочий материал. Но для начала хочу у вас узнать, любите ли вы походы, путешествия, спектакли, нофые фильмы для детей, знакомства с новыми людьми, книги? (Идут ответы ребят. Важно выслушать каждого)
  • Замечательно! Интересы ваши разносторонние. Вы попытались мне это объяснить. По глазам вижу, что ждёте чего-то нового. Слайд 1.Наш урок называется «Учимся писать отзыв». Как ваши ответы связаны с темой урока, чему мы должны научиться, как нам эти знания могут пригодиться? ( Обсуждая ответы с ребятами, приходим к выводу: уметь писать отзыв важно, это необходимо для написания сочинения в 9 классе на экзаменах)
  • Слайд 2. На экране вы читаете слова «Сухо. Длинно. Немолодо. Хотя талантливо». Как вы думаете, к чему или к кому могут относиться эти слова? (Обсуждение. Затем открывается ответ. Это телеграмма, которую отправил А. П. Чехов  Б. Зайцеву по поводу его очередного рассказа)  Вот это пример самого короткого отзыва, но очень точного, ёмкого, содержательного. Чехов умел кратко рассказать о самом главном.
  • Для того чтобы научиться писать отзывы, нужно понять, что означает это слово. Подберите к слову «отзыв» синонимы и запишите их в тетрадях. (Дети работают в тетрадях, затем идёт обсуждение синонимов, сравниваем с тем, что записано на Слайде 3.)
  • Опираясь на синонимы, попробуйте составить своё определение слову «отзыв». Запишите в тетрадях: «Отзыв — это…» (После непродолжительной работы обсуждаем записи ребят, делаем вывод, сравниваем его со Слайдом 4.)
  • Как, по-вашему, должен строиться отзыв? Давайте определим, что обязательно должно быть в начале? (Слайд 5. Части отзыва открываются на слайде постепенно, по мере обсуждения, делаются записи в тетрадях)

1. Вступление.

2. Мнение.

3. Мнение должно быть подкреплено доказательствами (Д1, Д2, Д3 и т.д.)

4. Доказательства сопровождаются словесными иллюстрациями.

5. Заключение. Вывод.

  • С какой целью мы будем писать отзыв, зачем, для чего? (Обсуждения, затем как итог Слайд 6. На нём прописаны цели написания отзыва, которые, возможно, были и в обсуждении ребят. Цели: высказать своё мнение, убедить, заинтересовать, разобраться в прочитанном или увиденном)
  • Кому мы пишем отзыв? (Адресат зависит от цели)
  • У вас на партах текст рассказа В. Данилова «Порог на Шуе». Наверно, многие из вас сейчас впервые с ним познакомятся. (На фоне Слайда 7 идёт чтение рассказа учителем или подготовленным учеником — в зависимости от уровня подготовки класса. Приложение №1)
  • Какое мнение, впечатление оставил у вас этот рассказ? (Краткий обмен)
  • А теперь мы почитаем отзыв об этом рассказе одного из учеников совсем другого класса и попытаемся определить, все ли части отзыва там присутствуют. Опираясь на схему строения отзыва, карандашом укажите все его части. (Приложение №2 — отзыв на рассказ ученика Шаргина Сергея)
  • Что получилось у ребят: 1 абзац — вступление, 2 абзац — мнение, 3-5 абзацы — доказательства, 6-7 абзацы — вывод.    Удачный ли это отзыв?

Рефлексия.

 В конце урока творческое задание — написать короткий отзыв об уроке. (Слайд 8)

Чтение отзывов по уроку, обсуждение.

Домашнее задание. Прочитать любой рассказ В. Данилова для внеклассного чтения по литературе.

Приложение №1.

Владимир Данилов

Порог на Шуе

     Как-то уж само собой получилось, что мои свидания с Виданским порогом на Шуе происходили в грибную пору золотой осени. Впервые я пришёл сюда лет двадцать назад. И не береговой тропой, а через леса и вырубки.

     Охотничьи вёрсты не меряны. Из одной куртины я входил в другую, сгонял с брусничников рябчиков, которые тотчас замирали в лохматых лапах ёлок… А когда солнце согрело лес, я вышел к Шуе.

     У самой реки остановился. Здесь широкий спокойный плёс обрывался. И вода начинала бурлить и пениться на каменных уступах.

     В эту октябрьскую пору с Онежского озера поднимается в Шую на нерест царь-рыба лосось. А у каждого лосося свой дом-стоянка, и обязательно под порогом. Здесь в мелкой гальке будет зарыта икра и крупные рыбины станут её охранять.

     Одни лососи своим домом считают Виданский порог. Другие поднимаются к Матросам, третьим — путь в самые верховья Шуи.

     …Много воды унесла Шуя после моей первой встречи с порогом. Совсем другой стала река. Уже давно не сплавляют по ней люди лес. Очистили речное ложе от брёвен-топляков, а чтобы разнообразить рыбье население, запустили в Шую стерлядь. И стала река заповедной. Не только лосось, но и форель, и хариус, и стерлядь взяты здесь под охрану. А я до сих пор добрым словом поминаю стариков лососятников, уже тогда ловивших под порогом царь-рыбу на кручёную нитяную леску.

    И вот спустя двадцать лет нежданно-негаданно я снова попал на Виданский порог. Юрий Александрович — известный ихтиолог — пригласил меня в экспедицию на Шую.

     Нам предстояло «процедить» порог с помощью «корабликов» — нехитрой снасти. «Кораблик» течением отбивается к противоположному берегу и уносит длинный шнур. А на шнуре полощутся по воде крючки с мушками.

    Первым заводит свой «кораблик» Юрий Александрович. За ним с такой же снастью иду я. Мушки царапают воду, подпрыгивают — и уже начинают выскакивать из воды харьюсята.

    Мы медленно движемся вверх по порогу. Смотрю, Юрий Александрович хватается за подсачник и начинает выбирать шнур «кораблика». Затем снимает с крючка маленькую рыбёшку и отпускает обратно в реку.

     В этот миг один на редкость нахальный харьюсёнок хватает мушку на моём «кораблике». Подвожу к себе и снимаю с крючка рыбку величиной с мизинец.

  • Для пробы сгодится! — кричит Юрий Александрович.

    Нам надо было выяснить, нет ли на пороге лососей карликовой формы, которые не покидают реку и не скатываются в озеро. Но на крючки «кораблика» садились лишь молодые, похожие на форельку, пёстрые лососята. Их мы сразу же отпускали в реку.

    Когда пришло время возвращаться, я решил добраться до берега по скальному выступу, перегородившему порог… До берега было ещё довольно далеко, как вдруг по глазам полоснул острый солнечный зайчик. Чтобы не сорваться в воду, я сел на выступ. Под ногой лежала странная блесна. Её ржавые крючки намертво засели в трещине скалы. На ушке блесны висел обрывок толстой жилки. Я подобрал находку и сунул в карман, чтобы получше рассмотреть на берегу.

   …Блесна была сделана из латунной пластинки. По форме она напоминала трёхгранную призму-стекляшку, какие вешают на люстры. Но в одну грань этой призмы был вделан кусочек зеркала.

  • Да-а,- протянул Юрий Александрович. — До чего же изобретателен нынешний браконьер. Такая блесна даже ночью засверкает. И знают же, что река запретная, а всё равно лезут и лезут…

    Я сунул блесну в карман курки и направился к машине. Переваливая через борт, вдруг почувствовал резкую боль в бедре. Это крючок браконьерской блесны пробил куртку и уколол меня. Я тотчас достал блесну и в сердцах ударил вделанным в неё зеркальцем по металлической обшивке кузова. Серебристые блёстки брызнули в разные стороны. Размахнувшись, я забросил браконьерскую снасть далеко в кусты.

     Машина тронулась. Неторопливо проплыли мимо стройные сосны. Я с высоты бросил прощальный взгляд на порог. Его седые буруны разметались на каменных уступах. Шуя продолжала свой вечный бег.

 Приложение №2.

Отзыв о рассказе В. Данилова «Порог на Шуе»

     Самый интересный рассказ, прочитанный мной из сборника «Брателки»,-это «Порог на Шуе». Даже захотелось побывать в тех местах.

     Этот рассказ очень познавательный по своему содержанию. Из него я узнал много интересного о лососе, который живёт в одной из красивых наших рек Шуе. Вместе с героем рассказа узнал о том, ка изучаются ценные породы рыб, как их нужно ловить.

     Автор очень ярко описывает природу, чувства героя от встречи с рекой. Начинаешь понимать и гордиться тем, что у нас в Карелии есть такие интересные реки.

      Данилов показывает, как человек может заботиться о сохранении разных рыб, разводить их, охранять и беречь водоёмы.

     Больше всего мне понравилось место, где ихтиолог и герой рассказа выясняли при помощи «корабликов», есть ли в Шуе лососи карликовой формы.

     После чтения этого рассказа я понял, что нельзя применять браконьерские средства для ловли рыбы, особенно в запретных реках.

     Рассказ произвёл на меня большое впечатление, захотелось узнать ещё о разных рыбах, об их повадках. Обязательно посоветую прочитать его папе, он заядлый рыбак.

                                                                                              Шаргин Сергей, 6 класс.

Литература.

1. Данилов В.М. Брателки: Рассказы.- Петрозаводск: Карелия, 1987.-96 стр.

Цели урока:

  • Обучающая: познакомиться с понятием “отзыв”; формировать навык
    написания отзыва; повторить основные признаки текста.
  • Развивающая: развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению
    художественной литературы; развивать воображение, литературно-творческие
    способности и речь учащихся.
  • Воспитывающая: формировать навыки сотрудничества со сверстниками.

Ход урока

Обращаться с языком кое-как –
значит и мыслить кое-как:
неточно, приблизительно, неверно.
А.Н. Толстой

Вступительное слово учителя.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

  • На что обращает внимание А.Н. Толстой?

1. Повторение.

  • Вспомните, что такое текст.
  • Можно ли назвать текстом данные предложения?

Но если ты (не) опр…вдал высокого доверия, то помни: могут п…страдать
невинные. Ска…ка, не похожая на ска…ку… Ибо путь в тот мир открыт лишь
избранным, лишь луч…шим из нас… Это пут…шествие в т…инственный мир, л…жащий за
пределами нашего в…сприятия… Пут..шествие, полное опас…ностей и сюрпризов.

  • Переставьте предложения так, чтобы получился текст.
  • Запишите в тетрадь слова с пропусками, объясните их написание.

(1) Сказка, не похожая на сказку… 2) Это путешествие в таинственный мир,
лежащий за пределами нашего восприятия… 3) Путешествие, полное опасностей и
сюрпризов. 4) Ибо путь в тот мир открыт лишь избранным, лишь лучшим из нас…
5)Но если ты не оправдал высокого доверия, то помни: могут пострадать невинные.

  • Какова тема текста? (Путешествие.)
  • Какова основная мысль этого текста? (Ты всегда должен помнить, что от
    твоих поступков зависит жизнь других людей.)
  • Как связаны между собою предложения в этом тексте?
  • Подумайте, чем является слово “ибо” из 4 предложения?
  • Как вы думаете, о каком путешествии идет речь? (Путешествие в мир
    книги А. Погорельского “Черная курица, или Подземные жители”.)

2. Работа по теме урока.

Человеку свойственно делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванными
прочитанной книгой, увиденным фильмом, спектаклем, картиной и т.д. Иногда одно и
то же произведение вызывает у разных людей разные чувства. Разные мнения рождают
споры, однако интересны эти споры только в том случае, если собеседники не
только высказывают своё мнение, но и могут обосновать его, то есть доказать,
подтвердить с помощью аргументов.

  • Что такое аргумент?

Аргумент – довод, основание, приводимые в доказательство.
Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в
доказательство чего-либо.

  • Составьте предложения, используя данные слова.

Высказать своё мнение о том или ином прочитанном произведении можно в отзыве.

Отзыв о прочитанной книге – это обмен впечатлениями о ней, выражение своего
отношения к поступкам героев, изображаемым событиям, своего мнения о том, как
относится к героям автор: сочувствует им или их осуждает, высмеивает их или ими
восхищается.

Словарная работа.

  • Давайте подумаем над значением слова “отзыв”.
  • Сколько значений у этого слова? Какие вы знаете?
  1. Отзвук, эхо. (Отзвук грома в горах.)
  2. Ответное чувство на что-нибудь (Найти отзвук в душе.)
  3. Мнение о ком(чём)-нибудь, оценка кого(чего)-нибудь. (Критический
    отзыв о книге)
  4. Условный секретный ответ на пароль.
  • Как называются слова, имеющие несколько значений?
  • С каким значением слова мы будем работать? (3)


Отзывы бывают нескольких типов:

  • Отзыв, содержащий анализ художественных особенностей произведения,
    называется рецензией. Написать рецензию – значит дать критический
    разбор
    произведения. Сделать это непросто, ведь для создания рецензии
    необходимы знания по теории литературы и умение анализировать художественный
    текст. Научиться писать рецензии вам предстоит в старших классах.
  • Сжатый отзыв-характеристика называется аннотацией. Её вы можете
    встретить в начале или в конце большинства книг. Аннотация сообщает о том, к
    какому жанру принадлежит книга, на какой круг читателей она рассчитана,
    кратко характеризует сюжет художественного произведения.

Структура отзыва.

Отзыв о прочитанной книге, в отличие от рецензии, может не содержать анализа
художественных средств, главное в нём – это ваше впечатление от прочитанного,
отношение к произведению и его героям, а также умение обосновать собственную
точку зрения, то есть объяснить, почему вы так считаете.

Отзыв включает две части:
1-я часть, в которой высказывается мнение
о том, понравилось или не понравилось
2-я часть, в которой обосновывается
 (аргументируется) высказанное произведение мнение

 Пример:

Книга А. Погорельского “Черная курица, или Подземные жители” напоминает
нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо
воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и
уважение других — для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может
грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее
Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его… Замечательная
книга.

  • Когда, с какой целью мы прибегаем к отзыву?


Цели отзывов могут быть различны:

  • поделиться впечатлением о книге,
  • поспорить с чьим-то мнением об авторе и героях,
  • повлиять на мнение других людей,
  • привлечь внимание к произведению.

В отзыве не стоит подробно пересказывать содержание книги. Можно пересказать
что-то особенно интересное, чтобы заинтриговать других людей, если вам хочется,
чтобы они тоже прочитали книгу, о которой вы пишете.

3. Закрепление темы.

Задание 1. Прочтите фрагменты отзывов и по их стилю определите, кому
они могли бы быть адресованы. Учтите, что у одного и того же послания могут быть
несколько адресатов.

А) Я тут взялся читать “Денискины рассказы” Виктора Драгунского. Так здорово!
Ужасно смешно. Просто оторваться не могу.

Б) “Черная курица, или Подземные жители” – рассказ о десятилетнем мальчике.
Ему преподан хороший урок: он вдруг понял, как это плохо – жить бездумно и
желать все получить даром, не трудясь…

В) Мне очень понравился рассказ Юрия Яковлева “Рыцарь Вася”. В нем говорится
о неудачнике Васе, который мечтает стать рыцарем. На рыцаря Вася совсем не
похож: толстый, неуклюжий. Учился он не очень хорошо и вообще был невезучим.
Ребята смеялись над Васей и даже не предполагали, на что он способен. И вот
однажды… Но не буду рассказывать, что произошло с Васей. Лучше прочитайте,
ребята, этот рассказ, он очень интересный и заставит вас о многом задуматься.

Задание 2 (по группам). Составить отзыв на стихотворение М.Ю.
Лермонтова “Бородино” так, чтобы оно было адресовано

  1. учителю,
  2. лучшему другу,
  3. маме и папе,
  4. редакции школьной газеты,
  5. однокласснику,
  6. библиотекарю.

При написании отзыва вам могут пригодиться следующие
словосочетания-помощники:


  • в произведении повествуется (говорится, идёт речь)…
  • повествование ведётся от лица…

  • я думаю, что; я считаю, что; на мой взгляд; по моему мнению…

  • в произведении поднимается такой важный вопрос, как…

  • автор ярко (убедительно, увлекательно)…

4. Итог урока.

Итак, отзыв о прочитанной книге – это обмен впечатлениями о
ней, выражение своего отношения к поступкам героев, изображаемым событиям,
своего мнения о том, как относится к героям автор.

Отзыв должен включать в себя часть, в которой высказывается мнение
о том, понравилось или не понравилось произведение, и часть, в которой
высказанное мнение обосновывается.

5. Рефлексия.

Продолжить на листочках предложение:

Сегодня на уроке
– меня особенно заинтересовало…
– для меня было особенно значимо…
– я получил знания, которые мне помогут…
– мне было не совсем понятно…

Домашнее задание: написать отзыв на книгу, которую в данный момент
читаешь.

5
класс, русский язык

                                                                                           
Дата проведения:

Урок

Тема
урока: Развитие речи №3. Как писать отзыв.

Тип урока:
урок развития речи.

Цель: познакомиться с понятием «отзыв»; формировать навык
написания отзыва; повторить основные признаки текста, развивать устойчивый и
осознанный интерес к чтению художественной литературы; развивать воображение,
литературно-творческие способности и речь учащихся,
формировать навыки сотрудничества со сверстниками.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: проводить наблюдение под руководством
учителя; давать определение понятиям; учиться основам ознакомительного,
изучающего, усваивающего и поискового чтения.

Регулятивные УУД: умение осуществлять целеполагание, включая
постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться
к координации различных позиции в сотрудничестве; умение устанавливать и
сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные,
практические, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная
работа учащихся.

Оборудование: рабочая
тетрадь по русскому языку, учебник.

Ход урока:

1.   Проверка
домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к
уроку. Выявление отсутствующих
.

2.      
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели,
задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Формулировка темы урока учениками.

3.  
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей
и отношений в объектах изучения.

  — Как вы думаете, зачем
нужно читать книги? ( для получения знаний,
нахождения идей, книги формируют мировоззрение, ценности, убеждения, личную
философию)

— Прочитайте тексты и составьте
кластер, в центре которого будет слово «книга» (каждая
группа представляет свой кластер, записывая на доске)

Люди читают
по разным причинам.

· 
Читают для того, чтобы получить новую информацию, необходимую для
жизни, для работы.

· 
За чтением отдыхают от повседневных забот, отвлекаются, расширяют
свой кругозор.

· 
Чтение обогащает эмоционально.

· 
Настоящая литература помогает жить полнее. Человек ищет в книгах
часто то, чего ему не хватает в жизни. Или в книге находит отражение того, что
происходит в его душе, в его жизни.

· 
Чтение — это образование, учёба.
Когда нужный материал выложен на бумаге, его можно перечитать несколько раз,
запомнить. Книга хранит в себе научные открытия, исторические факты,
всевозможные, необходимые сведения. 

· 
Чтение книг — образовывает, развлекает, дает духовную
пищу. Чтение книг делает человека разумным.

Что дает
чтение книг?

· 
В книгах содержится огромный опыт и знания других людей, масса
идей, методик, стратегий.

· 
Книги формируют мировоззрение – читая правильные книги, человек
постепенно формирует мировоззрение, расширяет и углубляет взгляд на мир, свои
убеждения.

· 
Книги развивают мышление, воображение, умение мыслить и
рассуждать. Читая книги, можно найти идеальный образ самого себя в виде
каких-либо героев или реальных людей и впоследствии воплотить этот образ в
своей жизни.

· 
Чтение книг позволяет найти ответы на многие вопросы.

· 
Книги вдохновляют и мотивируют на улучшение себя и достижение
больших результатов.

· 
Книги открывают новые грани восприятия мира, о которых прежде мы
могли не знать.

· 
 Помогают найти решение какой-либо проблемы.

Для того чтобы научиться
писать отзывы, нужно понять, что означает это слово. 

Человеку свойственно
делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванными прочитанной книгой,
увиденным фильмом, спектаклем, картиной и т.д. Иногда одно и то же произведение
вызывает у разных людей разные чувства. Разные мнения рождают споры, однако
интересны эти споры только в том случае, если собеседники не только высказывают
своё мнение, но и могут обосновать его, то есть доказать, подтвердить с
помощью аргументов.

· 
Что такое аргумент?

Аргумент –
довод, основание, приводимые в доказательство. 
Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в
доказательство чего-либо.

Высказать своё мнение о том или
ином прочитанном произведении можно в отзыве.

Отзыв о прочитанной
книге – это обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношения к поступкам
героев, изображаемым событиям, своего мнения о том, как относится к героям
автор: сочувствует им или их осуждает, высмеивает их или ими восхищается.

Структура
отзыва.

Отзыв о прочитанной книге, в
отличие от рецензии, может не содержать анализа художественных средств, главное
в нём – это ваше впечатление от прочитанного, отношение к произведению и его
героям, а также умение обосновать собственную точку зрения, то есть объяснить,
почему вы так считаете.

Отзыв включает две части:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/596170/img1.gif

1-я часть, в которой высказывается мнение
о том, понравилось или не понравилось

2-я часть, в которой обосновывается
 (аргументируется) высказанное произведение мнение

 Пример:

Книга А.
Погорельского “Черная курица, или Подземные жители” напоминает нам о главном:
все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть
благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других — для всего
этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и
тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только
однажды, и надо быть достойными его… Замечательная книга.

·  Когда, с какой целью мы прибегаем к отзыву?

Цели отзывов могут быть различны:

·  поделиться
впечатлением о книге,

·  поспорить
с чьим-то мнением об авторе и героях,

·  повлиять
на мнение других людей,

·  привлечь
внимание к произведению
.

«Советы помощника» — «Как писать отзыв о рассказе»
(с.105).

Физкультминутка.

4.  
Первичная проверка понимания
усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Упражнение 476

А

Б

1.    
У
тебя, наверно, флюс!

(повествовательное)

Ах, какой флюс
был у меня летом!

(повествовательное)

Целый
нарыв! (повествовательное)

Мне
тоже давали полоскание!

(повествовательное)

И
стало лучше (повествовательное)

А
еще мне помогала грелка! (повествовательное)

Нет,
это. Верно, дождик!

(повествовательное)

Хорошо,
что я в галошах пришла!

(повествовательное)

А
то можно простудиться!

(повествовательное)

Выздоравливай,
подружка!

(побудительное)

Я
еще к тебе приду! (повествовательное)

Обязательно
приду! (повествовательное)

Так
и есть, дождик! (повествовательное)

2.    
Муся,
принеси мне горячей воды!

Восклицательная
интонация предложений, употребление междометий, обращений.

5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение
домашнего задания.

Давайте обобщим, что мы узнали на уроке.

Итак, отзыв о прочитанной
книге
 – это обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношения
к поступкам героев, изображаемым событиям, своего мнения о том, как относится к
героям автор.

Отзыв должен включать в себя
часть, в которой высказывается мнение о том,
понравилось или не понравилось произведение, и часть, в которой высказанное
мнение обосновывается.

Выставление оценок.

Домашнее задание: упражнение
476 (задание 3).

  • План отзыва о прочитанном произведении 4 класс сказка ашик кериб
  • План отзыва на рассказ 8 класс
  • План отзыв о сказке ашик кериб 4 класс
  • План описания героя сказки
  • План мамин сибиряк серая шейка 3 класс по сказке