«Воспоминание о друге» (конспект урока)
Марина Олеговна ГУЛЮГИНА, учитель начальных классов
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
—
ВОСПОМИНАНИЕ О ДРУГЕ (КОНСПЕКТ УРОКА)
—
Урок проведен: 20 ноября 2015 года
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
УМК: «Начальная школа ХХI века»
Тема: Воспоминание о друге
Произведение: С. Образцов «Дружок» (2ой урок)
Цель: создать условия для развития у детей навыка чтения больших по объёму текстов.
Задачи:
- Совершенствовать навык чтения;
- Восстанавливать нарушенную последовательность событий в тексте;
- Развивать умение составлять план пересказа;
- Создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы учащихся.
УМК ученика:
- Учебник Н. Ф. Виноградовой «Литературное чтение. 2 класс» (1-ая часть);
- Карточка и разрезные сюжетные картинки;
УМК учителя:
- Учебник Н. Ф. Виноградовой «Литературное чтение. 2 класс» (1-ая часть);
- SMART-доска и персональный компьютер;
- Слайды к уроку в программе Notebook;
- Видеоролик к уроку.
Результаты:
На уроке дети научатся :
- Читать большой по объёму текст;
- Восстанавливать нарушенную последовательность событий в тексте;
- Составлять план текста;
- Различать вымышленные и реальные события, описываемые в тексте;
- Работать с аппаратом учебника.
На уроке дети получат возможность научиться:
- Доказывать свою точку зрения;
- Вести диалог;
- Способам обогатить словарный запас;
- Адекватно оценивать свою деятельность;
- Соединить эмоциональный личностный опыт каждого ученика с эмоциональной составляющей изучаемого произведения.
Материал для интерактивной доски
—
План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
1
Носов. Дружок. Читательский дневник-как заполнить по пунктам?
<h2>Носов. Дружок. Читательский дневник-как заполнить по пунктам?</h2>
Носов. Дружок. Дневник читателя
1 Имя автора.
2 Жанр произведения.
3 Главные герои рассказа «Дружок»
4 План для пересказа рассказа «Дружок»
5 Краткое содержание для читательского дневника рассказа «Дружок» 5-6 предложений.
6 Главная мысль рассказа «Дружок»
7 Чему учит рассказ «Дружок»
8 Как нарисовать рисунок к рассказу «Дружок»
9 Пословицы к рассказу «Дружок»
10 Краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Дружок»
11 Отзыв к рассказу «Дружок»
3 ответа:
1
0
- Имя автора: Николай Николаевич Носов.
- Жанр: рассказ.
- Герои: Мишка; его друг (рассказчик); Дружок.
- План для пересказа:
Мишка с другом проводили лето в деревне;
У их собаки Дианки появились щенки;
Мальчики захотели взять одного щенка себе;
Щенка засунули в чемодан и сели в поезд;
Отвлекая попутчиков от подозрительных звуков в чемодане, они всю дорогу читали стихи;
Соседи по купе ошиблись и забрали чемодан в котором сидел Дружок;
Приятели расклеили по городу объявления;
Начались занятия в школе, в класс пришла другая учительница;
Учительница узнала попутчиков по стихотворению и попросила их вернуть чемодан;
Дружок обрадовался старым знакомым, а дочке учительницы они пообещали привезти через год другого щеночка.
5 Краткое содержание.
Двое друзей наслаждались летним раздольем на даче. Когда у собаки Дианки появились щенки, они надумали забрать одного из них с собой в город. Но в поезде соседи перепутали багаж и унесли собачонка. Ребята принялись его разыскивать, развешивая по городу записки. Поиски ни к чему не привели, а осенью в их классе появилась новая учительница, она припомнила Мишку по его любимому стихотворению. Мальчики вернули им их вещи и забрали Дружка. А расстроенной Леночке предложили привезти на будущий год еще одного Дианкиного щенка.
6.Главная мысль.
Маленький Дружок кинулся к ребятам, узнал их и очень обрадовался, принялся лаять и прыгать. Между человеком и животным может возникнуть большая привязанность. А может и не возникнуть. Настоящие чувства нужно ценить и беречь, не предавать, не забывать.
7.Чему учит.
Эта история показывает, как нужно поступать в трудных ситуациях – не теряться, а искать способы решения.
8.Пословицы.
Дружба – очень важное в нашей жизни явление. Поэтому и пословиц на эту тему сложено немало, например: «Старый друг лучше новых двух».
9.Отзыв.
Автор любил и тонко чувствовал героев своих произведений. Его книги полезны и для родителей, они способны показать и объяснить интересы и проблемы их подрастающих детишек.
1
0
Рассказ Николая Николаевича Носова «Дружок» написано в жанре рассказов.
Герои рассказа:
- Мальчики.
- Мама.
- Дружок.
План пересказа:
- Ребята едут на дачу.
- Мальчики просят маму оставить их с ночевой у тёти.
- У тёткиной собаки родились щенки.
- Мальчики хотят забрать одного щенка.
- Ребята везут щенка в чемодане.
- Попутчик перепутал чемоданы и забрал чемодан с щенком.
- Мальчишки нашли адрес попутчика и вернули ему чемодан, а щенка забрали.
Краткое содержание для читательского дневника:
Мальчишки очень любят проводить время на даче у тётки и едут туда вместе с мамой. Ребята весело проводят время, ходят за грибами. Маме нужно возвращаться домой и выходить на работу, но мальчишкам не хочется возвращаться и они просят маму остаться ещё на несколько дней.
Тёткина собака ощенилась и принесла шестерых щенят. Ребята приглядели одного щенка и решили забрать его с собой. Мальчики посадили щенка в чемодан и сели в поезд. В вагон зашёл мужчина и вскоре вышел, перепутав чемоданы забрал чемодан с щенком.
Дома мальчики обнаружили что у них совсем другой чемодан. Мальчики стали искать своего щенка и мужчину, который перепутал чемоданы. Время шло, а мужчина так и не объявился и ребята уже отчаялись отыскать его, но однажды учительница заговорила на эту тему, оказалось это был её муж. Мальчики в этот же день отправились за своим щенком. Щенок радостно вилял хвостом, увидев мальчиков, а девочка учительницы расстроилась, что его забирают. Мальчики пообещали на следующий год привезти ей другого щенка.
Главная мысль рассказа:
Автор пытается донести до нас историю дружбы двух мальчиков и их желание во что бы то ни стало найти своего маленького друга — щенка, которого по ошибке забрал попутчик поезда.
Чему учит:
Рассказ учит нас дружбе, верности, а так же ответственности за того, кого мы приручили.
Пословицы к рассказу подходят такие:
- Дерево держится корнями, а человек друзьями.
- Где дружба, там и согласие.
- Товарища в беде не оставляй.
- Один за всех, и все за одного.
- Нет друга зови, потерял – ищи.
Отзыв о рассказе:
Мне очень понравился рассказ Носова «Дружок». Автор рассказал интересную историю о дружбе двух мальчиков, которые потеряли щенка и не опустили руки, а попытались отыскать его и им это удалось. История поучительная, думаю нам всем есть чему поучиться у двух ребят из рассказа.
1
0
«Дружок».
1) Автор — Носов Н.
2) Жанр — рассказ.
3) Главные герои:
- Два мальчика, автор (рассказчик) и его товарищ Мишка.
- Дружок — рыжий, с чёрным ухом щенок, которого искали вместе с чемоданом.
- Тетя Наташа — женщина, присматривавшая за мальчиками, от её собаки Динки родился Дружок.
- Тётя Надя (Надежда Викторовна — учительница), дядя Федя и Ленка — попутчики мальчиков, с которыми и был перепутан чемодан.
4) План:
- Мальчики остаются в деревне
- Динка рожает щенков, они подрастают, мальчики раздают их, а Дружка Мишка оставляет себе.
- Мальчики посадили щенка в чемодан и повезли его в город.
- Чтение стихов и песен в вагоне, чтобы заглушить звуки, которые издавал щенок.
- Чужой чемодан и расклеивание объявлений по городу в поисках своего.
- Мальчики узнают в учительнице тётеньку из поезда и спешат вернуть ей чемодан.
- Возвращение Дружка.
5) Краткое содержание:
Тетя Наташа уговаривает Мишкину маму оставить их в деревне. У тёти Наташиной собаки рождаются щенки, она их хочет утопить, но мальчики уговаривают оставить щенков. Когда щенки выросли мальчики раздали всех щенков, кроме одного, его себе оставил Мишка и назвал Дружком.
Когда пришло время ехать в город, приятели просверлили в чемодане дырку и повезли щенка в город. Когда вагон наполнился пассажирами, щенок стал скулить и царапаться. Мишка и рассказчик читали стихи и песни, чтобы пассажиры не слышали звуков из чемодана. Выйдя из вагона, мальчики удивились, что в чемодане тихо, когда они его открыли, то поняли, что чемоданы перепутаны. Расклеив объявления о потерянном чемодане, мальчики стали ждать, потерявших было много, но не один не был хозяином чемодана.
Когда мальчики пришли в школу, в новой учительнице они узнали тётеньку из вагона. Получив от неё адрес, они с чемоданом идут к ней домой. Там они встречают дружка. Леночке жаль расставаться с дружком, но мальчики обещают следующим летом привести ей щенка.
6) Главная мысль рассказа «Дружок»:
Рассказать, как дети любят и переживают за своего нового друга. Как они не теряют надежды и не опускают руки в поисках щенка. Ещё в том, что собака отвечает взаимностью, ведь она обрадовалась мальчикам.
7) Учит рассказ «Дружок»:
Прежде всего любви к животному и ответственности. Это видно по тому, как мальчики сдержали слово и раздали щенков, упорно искали владельцев чемодана, при этом очень переживали за друга.
Отзыв:
Рассказ очень занимательный и интересный. Он вызывает радость, улыбку, а местами и смех. Прочла его с удовольствием, он поднял мне настроение.
9) Пословицы к рассказу:
«Верному другу цены нет».
«Где дружба, там и свет».
«Хочешь дружбы — нужно быть другом».
10) Рисунки (иллюстрация) к рассказу «Дружок»:
Читайте также
Этот рассказ я прочитала быстро, он короткий и в тоже время интересный и поучительный. Больше всего мне здесь понравились ребята, которые своими усилиями построили горку. Они были сплоченные даже тогда, когда им Котька Чижов песком испортил горку. Они преподали ему хороший урок по трудолюбию и ему работать даже понравилось. Он не только исправил содеянное, но еще и дополнительно ступеньки к горке сделал. Я сделала с этого рассказа вывод, что прежде чем что-то сделать, надо хорошенько подумать к чему может привести поступок, к каким последствиям, чтобы не получилось как у Котьки. Рассказ «На горке» советую всем к прочтению.
Читательский дневник рассказа «Фантазёры»:
1) Автор — Николай Носов.
2) Жанр — рассказ.
3) Главные герои рассказа «Фантазёры»:
- Миша и Стасик — закадычные друзья.
- Игорь — мальчик, присоединившийся к разговору.
- Ира — младшая сестрёнка Игоря.
4) План для пересказа рассказа «Фантазёры»:
- Друзья сидят на лавочке и сочиняют небылицы.
- К ним присоединяется Игорь.
- Мальчики прогоняют Игоря.
- Покупка одной пачки мороженого.
- Мороженое разделено на три порции.
5) «Фантазёры», краткое содержание рассказика для читательского дневника:
В саду на лавочке Стасик и Мишутка рассказывают друг другу фантастические рассказы, про то, как они переплывали моря и океаны, сколько им много лет, про откусанную голову акулой и другие. К ним присоединяется Игорь и рассказывает, как он съел варенье, а губы сестричке намазал, чтобы её мама поругала. Друзья прогоняют Игоря, не желая общаться с подлецом. Возвращаясь домой, они видят палатку с мороженым, у них денег хватает всего на одну пачку. На лестнице они встречают плачущую Иру и решают отдать ей мороженое, но девочка предлагает разделить лакомство на троих.
6) Главная мысль рассказа «Фантазёры»:
Есть вымысел и правда, и не всегда одно может быть лучше другого. В рассказе подчёркнута именно эта мысль. Лучше глупо фантазировать, чем обвинять невиновного в том, что он не делал.
7) Чему учит рассказ: быть добрым и справедливым, защищать и утешать того, кто слабее тебя.
Отзыв к рассказу «Фантазёры»:
Рассказ понравился тем, что друзья не прошли мимо чужой беды, а помогли девочке справиться с обидой, а вредного Игоря прогнали.
9) Пословицы к рассказу «Фантазёры»:
«Соврать — ничего, было бы про кого».
«С другом лучше пить воду, чем с неприятелем мёду».
«Слабого обидеть — двойной грех».
10) Рисунки и иллюстрации к рассказу «Фантазёры»:
Заполняем читательский дневник на рассказ «Что любит Мишка»
- Автор — Виктор Драгунский
- Жанр — юмористический рассказ
- Главные герои — Денис Кораблев, Мишка Слонов, учитель музыки Борис Сергеевич
- План пересказа: 1) Музыка Шопена 2) Что любит Дениска 3) Хвастовство Мишки 4) Продукты питания 5) Бабушка и котята
- Краткое содержание: Дениска и Мишка зашли в класс пения и услышали музыку Шопена. Учитель сказал, что очень любит этого композитора. Он спросил ребят, что любят они. Дениска рассказал о своих мечтах. Мишка стал рассказывать о еде. Мишка признался, что любит бабушку и котят
- Главная мысль — нельзя думать только о еде. Мечтать нужно о чем-то возвышенном.
- Рассказ учит иметь мечту и стремится к ее осуществлению
- Пословица к рассказу: У медведя много песен, но все про мед.
- Отзыв: Очень смешной рассказ, который мне сильно понравился. Мне показалось, что мечты Мишки слишком приземленные, а вот Дениска молодец, он умеет мечтать.
- Рисунок к рассказу:
Рассказ Носова «Клякса» очень смешной и легко читается, но в него автор вложил глубокий смысл. В рассказе мы встречаемся с неугомонным весельчаком Федей Рыбкиным, который любил позабавиться в школе. Иногда он развлекает одноклассников прямо на уроках, а однажды умудрился измазаться в туши и в таком виде он находился на занятиях.
Федя Рыбкин, главный герой рассказа, мальчик веселый и озорной, но он совершенно не понимает, что забавы на уроках не уместны. В озорствах ему помогает друг Гриша, именно он является участником потасовки, а затем предлагает Феде убрать пятна туши ластиком.
Гораздо больше мне понравилась учительница Зинаида Ивановна, она проявила себя опытным педагогом и сумела найти верный подход к непоседе Феде. Учительница обрисовала мальчику возможные последствия на лице от туши, чем привела его в чувства. Рыбкин испугался того, что клякса на лбу приведет к волдырям, и это свело на «нет» его веселье.
Главная мысль рассказа состоит в том, что глупые выходки на уроках мешают получать знания. Шутить можно, но нужно знать, когда это делать уместно. Школа — это не место для глупостей и забав, развлекаться нужно после уроков.
Рассказ показался мне поучительным, поскольку автор призывает нас серьезно относиться к занятиям в школе. Рекомендую всем, кто еще не читал рассказ, обязательно с ним ознакомиться.
Действие в рассказе Николая Носова «Огородники» происходит в пионерском лагере, где ребята проводили время с пользой: занимались огородом. Витя, вожатый отряда, предложил ребятам разбиться на маленькие бригады из двух человек и обрабатывать участок земли. На каждом участке нужно было проводить весь комплекс работ: перекопку земли, посадку растений и уход за ними.
Ребята с радостью согласились, ведь была учреждена премия в виде красного знамени, которое должно было передаваться лучшей бригаде после каждого вида работ. Мальчики Мишка и Коля ставят перед собой цель — бороться за получение знамени. Правда, они еще не знали, с какими трудностями столкнутся.
Дальше мы наблюдаем, как Коля и Мишка работают, причем Коля работает старательно, в то время как непоседа Мишка суетится, бегает по участками и хвастается перед другими ребятами, что их бригада победит в соревновании.
Мишка много времени потерял в борьбе с корнем, который оказался очень длинным. Пришлось Коле его обрубить, а он оказался длиною в шесть метров. После этого Миша сбегал к Ване Ложкину и к Сене Боброву и стал над ними посмеиваться, что они будут отстающими.
Ребята соорудили флаг с надписью: «Лучшему огородику», а еще было сделано пугало, дабы вороны не склевали урожай.
А дальше Мишка уговаривает Колю совершить ночную вылазку на участок, чтобы сделать работу побыстрее. Ночью, когда отряд спал, мальчики убежали и стали на участке корчевать пень. Работа была тяжелой и ребята с трудом справились с корягой, после чего они сбросили пень в реку.
На следующий день ребята обнаружили, что пень, который они вытаскивали ночью, находился на участке Вани и Сени. Получилось, что они ошиблись и выкорчевали не свой пень, а пень на чужом участке. В результате Мишка и Коля попали в разряд отстающих, а Сеня и Ваня получили переходящее красное знамя. А на участке расстроенных ребят появилось пугало, которое простояло здесь до конца лета.
Все лето Коля и Миша работали, правда, Мишка все время что-то путал: сажал свеклу рядом с морковкой, выдергивал петрушку, думая, что это сорняки. Однако знамя ребята все-таки получили, поскольку они вырастили самый лучший урожай. А все благодаря пугалу, которое стояло на участке и мешало воронам лакомиться овощами.
В конце рассказа ребята избавляются от пугала, бросив его в реку. А Лешка сфотографировал Мишку и Колю рядом со знаменем.