План пересказа рассказа дружок образцова

«Воспоминание о друге» (конспект урока)

Марина Олеговна ГУЛЮГИНА, учитель начальных классов
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

ВОСПОМИНАНИЕ О ДРУГЕ (КОНСПЕКТ УРОКА)

фестиваль открытых уроков в начальной школе - гимназия 56

Урок проведен: 20 ноября 2015 года

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

УМК: «Начальная школа ХХI века»

Тема: Воспоминание о друге

Произведение: С. Образцов «Дружок» (2ой урок)

Цель: создать условия для развития у детей навыка чтения больших по объёму текстов.

Задачи:

  • Совершенствовать навык чтения;
  • Восстанавливать нарушенную последовательность событий в тексте;
  • Развивать умение составлять план пересказа;
  • Создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы учащихся.

УМК ученика:

  • Учебник Н. Ф. Виноградовой «Литературное чтение. 2 класс» (1-ая часть);
  • Карточка и разрезные сюжетные картинки;

УМК учителя:

  • Учебник Н. Ф. Виноградовой «Литературное чтение. 2 класс» (1-ая часть);
  • SMART-доска и персональный компьютер;
  • Слайды к уроку в программе Notebook;
  • Видеоролик к уроку.

Результаты:

На уроке дети научатся :

  • Читать большой по объёму текст;
  • Восстанавливать нарушенную последовательность событий в тексте;
  • Составлять план текста;
  • Различать вымышленные и реальные события, описываемые в тексте;
  • Работать с аппаратом учебника.

На уроке дети получат возможность научиться:

  • Доказывать свою точку зрения;
  • Вести диалог;
  • Способам обогатить словарный запас;
  • Адекватно оценивать свою деятельность;
  • Соединить эмоциональный личностный опыт каждого ученика с эмоциональной составляющей изучаемого произведения.

Материал для интерактивной доски

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.


1

Носов. Дружок. Читательский дневник-как заполнить по пунктам?

<h2>Носов. Дружок. Читательский дневник-как заполнить по пунктам?</h2>

Носов. Дружок. Дневник читателя

1 Имя автора.

2 Жанр произведения.

3 Главные герои рассказа «Дружок»

4 План для пересказа рассказа «Дружок»

5 Краткое содержание для читательского дневника рассказа «Дружок» 5-6 предложений.

6 Главная мысль рассказа «Дружок»

7 Чему учит рассказ «Дружок»

8 Как нарисовать рисунок к рассказу «Дружок»

9 Пословицы к рассказу «Дружок»

10 Краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Дружок»

11 Отзыв к рассказу «Дружок»

3 ответа:



1



0

  1. Имя автора: Николай Николаевич Носов.
  2. Жанр: рассказ.
  3. Герои: Мишка; его друг (рассказчик); Дружок.
  4. План для пересказа:

Мишка с другом проводили лето в деревне;

У их собаки Дианки появились щенки;

Мальчики захотели взять одного щенка себе;

Щенка засунули в чемодан и сели в поезд;

Отвлекая попутчиков от подозрительных звуков в чемодане, они всю дорогу читали стихи;

Соседи по купе ошиблись и забрали чемодан в котором сидел Дружок;

Приятели расклеили по городу объявления;

Начались занятия в школе, в класс пришла другая учительница;

Учительница узнала попутчиков по стихотворению и попросила их вернуть чемодан;

Дружок обрадовался старым знакомым, а дочке учительницы они пообещали привезти через год другого щеночка.

5 Краткое содержание.

Двое друзей наслаждались летним раздольем на даче. Когда у собаки Дианки появились щенки, они надумали забрать одного из них с собой в город. Но в поезде соседи перепутали багаж и унесли собачонка. Ребята принялись его разыскивать, развешивая по городу записки. Поиски ни к чему не привели, а осенью в их классе появилась новая учительница, она припомнила Мишку по его любимому стихотворению. Мальчики вернули им их вещи и забрали Дружка. А расстроенной Леночке предложили привезти на будущий год еще одного Дианкиного щенка.

6.Главная мысль.

Маленький Дружок кинулся к ребятам, узнал их и очень обрадовался, принялся лаять и прыгать. Между человеком и животным может возникнуть большая привязанность. А может и не возникнуть. Настоящие чувства нужно ценить и беречь, не предавать, не забывать.

7.Чему учит.

Эта история показывает, как нужно поступать в трудных ситуациях – не теряться, а искать способы решения.

8.Пословицы.

Дружба – очень важное в нашей жизни явление. Поэтому и пословиц на эту тему сложено немало, например: «Старый друг лучше новых двух».

9.Отзыв.

Автор любил и тонко чувствовал героев своих произведений. Его книги полезны и для родителей, они способны показать и объяснить интересы и проблемы их подрастающих детишек.



1



0

Рассказ Николая Николаевича Носова «Дружок» написано в жанре рассказов.

Герои рассказа:

  • Мальчики.
  • Мама.
  • Дружок.

План пересказа:

  • Ребята едут на дачу.
  • Мальчики просят маму оставить их с ночевой у тёти.
  • У тёткиной собаки родились щенки.
  • Мальчики хотят забрать одного щенка.
  • Ребята везут щенка в чемодане.
  • Попутчик перепутал чемоданы и забрал чемодан с щенком.
  • Мальчишки нашли адрес попутчика и вернули ему чемодан, а щенка забрали.

Краткое содержание для читательского дневника:

Мальчишки очень любят проводить время на даче у тётки и едут туда вместе с мамой. Ребята весело проводят время, ходят за грибами. Маме нужно возвращаться домой и выходить на работу, но мальчишкам не хочется возвращаться и они просят маму остаться ещё на несколько дней.

Тёткина собака ощенилась и принесла шестерых щенят. Ребята приглядели одного щенка и решили забрать его с собой. Мальчики посадили щенка в чемодан и сели в поезд. В вагон зашёл мужчина и вскоре вышел, перепутав чемоданы забрал чемодан с щенком.

Дома мальчики обнаружили что у них совсем другой чемодан. Мальчики стали искать своего щенка и мужчину, который перепутал чемоданы. Время шло, а мужчина так и не объявился и ребята уже отчаялись отыскать его, но однажды учительница заговорила на эту тему, оказалось это был её муж. Мальчики в этот же день отправились за своим щенком. Щенок радостно вилял хвостом, увидев мальчиков, а девочка учительницы расстроилась, что его забирают. Мальчики пообещали на следующий год привезти ей другого щенка.

Главная мысль рассказа:

Автор пытается донести до нас историю дружбы двух мальчиков и их желание во что бы то ни стало найти своего маленького друга — щенка, которого по ошибке забрал попутчик поезда.

Чему учит:

Рассказ учит нас дружбе, верности, а так же ответственности за того, кого мы приручили.

Пословицы к рассказу подходят такие:

  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  • Где дружба, там и согласие.
  • Товарища в беде не оставляй.
  • Один за всех, и все за одного.
  • Нет друга зови, потерял – ищи.

Отзыв о рассказе:

Мне очень понравился рассказ Носова «Дружок». Автор рассказал интересную историю о дружбе двух мальчиков, которые потеряли щенка и не опустили руки, а попытались отыскать его и им это удалось. История поучительная, думаю нам всем есть чему поучиться у двух ребят из рассказа.



1



0

«Дружок».

1) Автор — Носов Н.

2) Жанр — рассказ.

3) Главные герои:

  • Два мальчика, автор (рассказчик) и его товарищ Мишка.
  • Дружок — рыжий, с чёрным ухом щенок, которого искали вместе с чемоданом.
  • Тетя Наташа — женщина, присматривавшая за мальчиками, от её собаки Динки родился Дружок.
  • Тётя Надя (Надежда Викторовна — учительница), дядя Федя и Ленка — попутчики мальчиков, с которыми и был перепутан чемодан.

4) План:

  1. Мальчики остаются в деревне
  2. Динка рожает щенков, они подрастают, мальчики раздают их, а Дружка Мишка оставляет себе.
  3. Мальчики посадили щенка в чемодан и повезли его в город.
  4. Чтение стихов и песен в вагоне, чтобы заглушить звуки, которые издавал щенок.
  5. Чужой чемодан и расклеивание объявлений по городу в поисках своего.
  6. Мальчики узнают в учительнице тётеньку из поезда и спешат вернуть ей чемодан.
  7. Возвращение Дружка.

5) Краткое содержание:

Тетя Наташа уговаривает Мишкину маму оставить их в деревне. У тёти Наташиной собаки рождаются щенки, она их хочет утопить, но мальчики уговаривают оставить щенков. Когда щенки выросли мальчики раздали всех щенков, кроме одного, его себе оставил Мишка и назвал Дружком.

Когда пришло время ехать в город, приятели просверлили в чемодане дырку и повезли щенка в город. Когда вагон наполнился пассажирами, щенок стал скулить и царапаться. Мишка и рассказчик читали стихи и песни, чтобы пассажиры не слышали звуков из чемодана. Выйдя из вагона, мальчики удивились, что в чемодане тихо, когда они его открыли, то поняли, что чемоданы перепутаны. Расклеив объявления о потерянном чемодане, мальчики стали ждать, потерявших было много, но не один не был хозяином чемодана.

Когда мальчики пришли в школу, в новой учительнице они узнали тётеньку из вагона. Получив от неё адрес, они с чемоданом идут к ней домой. Там они встречают дружка. Леночке жаль расставаться с дружком, но мальчики обещают следующим летом привести ей щенка.

6) Главная мысль рассказа «Дружок»:

Рассказать, как дети любят и переживают за своего нового друга. Как они не теряют надежды и не опускают руки в поисках щенка. Ещё в том, что собака отвечает взаимностью, ведь она обрадовалась мальчикам.

7) Учит рассказ «Дружок»:

Прежде всего любви к животному и ответственности. Это видно по тому, как мальчики сдержали слово и раздали щенков, упорно искали владельцев чемодана, при этом очень переживали за друга.

8) Отзыв:

Рассказ очень занимательный и интересный. Он вызывает радость, улыбку, а местами и смех. Прочла его с удовольствием, он поднял мне настроение.

9) Пословицы к рассказу:

«Верному другу цены нет».

«Где дружба, там и свет».

«Хочешь дружбы — нужно быть другом».

10) Рисунки (иллюстрация) к рассказу «Дружок»:

Читайте также

Этот рассказ я прочитала быстро, он короткий и в тоже время интересный и поучительный. Больше всего мне здесь понравились ребята, которые своими усилиями построили горку. Они были сплоченные даже тогда, когда им Котька Чижов песком испортил горку. Они преподали ему хороший урок по трудолюбию и ему работать даже понравилось. Он не только исправил содеянное, но еще и дополнительно ступеньки к горке сделал. Я сделала с этого рассказа вывод, что прежде чем что-то сделать, надо хорошенько подумать к чему может привести поступок, к каким последствиям, чтобы не получилось как у Котьки. Рассказ «На горке» советую всем к прочтению.

Читательский дневник рассказа «Фантазёры»:

1) Автор — Николай Носов.

2) Жанр — рассказ.

3) Главные герои рассказа «Фантазёры»:

  1. Миша и Стасик — закадычные друзья.
  2. Игорь — мальчик, присоединившийся к разговору.
  3. Ира — младшая сестрёнка Игоря.

4) План для пересказа рассказа «Фантазёры»:

  1. Друзья сидят на лавочке и сочиняют небылицы.
  2. К ним присоединяется Игорь.
  3. Мальчики прогоняют Игоря.
  4. Покупка одной пачки мороженого.
  5. Мороженое разделено на три порции.

5) «Фантазёры», краткое содержание рассказика для читательского дневника:

В саду на лавочке Стасик и Мишутка рассказывают друг другу фантастические рассказы, про то, как они переплывали моря и океаны, сколько им много лет, про откусанную голову акулой и другие. К ним присоединяется Игорь и рассказывает, как он съел варенье, а губы сестричке намазал, чтобы её мама поругала. Друзья прогоняют Игоря, не желая общаться с подлецом. Возвращаясь домой, они видят палатку с мороженым, у них денег хватает всего на одну пачку. На лестнице они встречают плачущую Иру и решают отдать ей мороженое, но девочка предлагает разделить лакомство на троих.

6) Главная мысль рассказа «Фантазёры»:

Есть вымысел и правда, и не всегда одно может быть лучше другого. В рассказе подчёркнута именно эта мысль. Лучше глупо фантазировать, чем обвинять невиновного в том, что он не делал.

7) Чему учит рассказ: быть добрым и справедливым, защищать и утешать того, кто слабее тебя.

8) Отзыв к рассказу «Фантазёры»:

Рассказ понравился тем, что друзья не прошли мимо чужой беды, а помогли девочке справиться с обидой, а вредного Игоря прогнали.

9) Пословицы к рассказу «Фантазёры»:

«Соврать — ничего, было бы про кого».

«С другом лучше пить воду, чем с неприятелем мёду».

«Слабого обидеть — двойной грех».

10) Рисунки и иллюстрации к рассказу «Фантазёры»:

Заполняем читательский дневник на рассказ «Что любит Мишка»

  1. Автор — Виктор Драгунский
  2. Жанр — юмористический рассказ
  3. Главные герои — Денис Кораблев, Мишка Слонов, учитель музыки Борис Сергеевич
  4. План пересказа: 1) Музыка Шопена 2) Что любит Дениска 3) Хвастовство Мишки 4) Продукты питания 5) Бабушка и котята
  5. Краткое содержание: Дениска и Мишка зашли в класс пения и услышали музыку Шопена. Учитель сказал, что очень любит этого композитора. Он спросил ребят, что любят они. Дениска рассказал о своих мечтах. Мишка стал рассказывать о еде. Мишка признался, что любит бабушку и котят
  6. Главная мысль — нельзя думать только о еде. Мечтать нужно о чем-то возвышенном.
  7. Рассказ учит иметь мечту и стремится к ее осуществлению
  8. Пословица к рассказу: У медведя много песен, но все про мед.
  9. Отзыв: Очень смешной рассказ, который мне сильно понравился. Мне показалось, что мечты Мишки слишком приземленные, а вот Дениска молодец, он умеет мечтать.
  10. Рисунок к рассказу:

Рассказ Носова «Клякса» очень смешной и легко читается, но в него автор вложил глубокий смысл. В рассказе мы встречаемся с неугомонным весельчаком Федей Рыбкиным, который любил позабавиться в школе. Иногда он развлекает одноклассников прямо на уроках, а однажды умудрился измазаться в туши и в таком виде он находился на занятиях.

Федя Рыбкин, главный герой рассказа, мальчик веселый и озорной, но он совершенно не понимает, что забавы на уроках не уместны. В озорствах ему помогает друг Гриша, именно он является участником потасовки, а затем предлагает Феде убрать пятна туши ластиком.

Гораздо больше мне понравилась учительница Зинаида Ивановна, она проявила себя опытным педагогом и сумела найти верный подход к непоседе Феде. Учительница обрисовала мальчику возможные последствия на лице от туши, чем привела его в чувства. Рыбкин испугался того, что клякса на лбу приведет к волдырям, и это свело на «нет» его веселье.

Главная мысль рассказа состоит в том, что глупые выходки на уроках мешают получать знания. Шутить можно, но нужно знать, когда это делать уместно. Школа — это не место для глупостей и забав, развлекаться нужно после уроков.

Рассказ показался мне поучительным, поскольку автор призывает нас серьезно относиться к занятиям в школе. Рекомендую всем, кто еще не читал рассказ, обязательно с ним ознакомиться.

Действие в рассказе Николая Носова «Огородники» происходит в пионерском лагере, где ребята проводили время с пользой: занимались огородом. Витя, вожатый отряда, предложил ребятам разбиться на маленькие бригады из двух человек и обрабатывать участок земли. На каждом участке нужно было проводить весь комплекс работ: перекопку земли, посадку растений и уход за ними.

Ребята с радостью согласились, ведь была учреждена премия в виде красного знамени, которое должно было передаваться лучшей бригаде после каждого вида работ. Мальчики Мишка и Коля ставят перед собой цель — бороться за получение знамени. Правда, они еще не знали, с какими трудностями столкнутся.

Дальше мы наблюдаем, как Коля и Мишка работают, причем Коля работает старательно, в то время как непоседа Мишка суетится, бегает по участками и хвастается перед другими ребятами, что их бригада победит в соревновании.

Мишка много времени потерял в борьбе с корнем, который оказался очень длинным. Пришлось Коле его обрубить, а он оказался длиною в шесть метров. После этого Миша сбегал к Ване Ложкину и к Сене Боброву и стал над ними посмеиваться, что они будут отстающими.

Ребята соорудили флаг с надписью: «Лучшему огородику», а еще было сделано пугало, дабы вороны не склевали урожай.

А дальше Мишка уговаривает Колю совершить ночную вылазку на участок, чтобы сделать работу побыстрее. Ночью, когда отряд спал, мальчики убежали и стали на участке корчевать пень. Работа была тяжелой и ребята с трудом справились с корягой, после чего они сбросили пень в реку.

На следующий день ребята обнаружили, что пень, который они вытаскивали ночью, находился на участке Вани и Сени. Получилось, что они ошиблись и выкорчевали не свой пень, а пень на чужом участке. В результате Мишка и Коля попали в разряд отстающих, а Сеня и Ваня получили переходящее красное знамя. А на участке расстроенных ребят появилось пугало, которое простояло здесь до конца лета.

Все лето Коля и Миша работали, правда, Мишка все время что-то путал: сажал свеклу рядом с морковкой, выдергивал петрушку, думая, что это сорняки. Однако знамя ребята все-таки получили, поскольку они вырастили самый лучший урожай. А все благодаря пугалу, которое стояло на участке и мешало воронам лакомиться овощами.

В конце рассказа ребята избавляются от пугала, бросив его в реку. А Лешка сфотографировал Мишку и Колю рядом со знаменем.

  • План пересказ сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса
  • План пересказ сказки о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс
  • План пересказ сказки морозко 3 класс
  • План пересказ сказки иван царевич и серый волк 3 класс
  • План пересказ сказка о царе салтане о сыне его славном и могучем богатыре план