План по литературному чтению 4 класс сказка о мертвой царевне и семи богатырях

«Мертвая царевна и семь богатырей» план сказки

На чтение 4 мин Обновлено 27 июня, 2021

План к сказке о «Мёртвой царевне и семи богатырях» составить можно используя разные варианты: краткий, цитатный, детальный и др.

Содержание

  1. План сказки «Семь богатырей и мертвая царевна»
  2. Цитатный план «Мертвая царевна и семь богатырей»
  3. План пересказ «Мертвая царевна и семь богатырей»
  4. Краткий план сказки Пушкина
  5. Детальный план сказки Пушкина
  6. План для пересказа сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»

План сказки «Семь богатырей и мертвая царевна»

1) Рождение дочери. Смерть царицы.

2) Горе царя. Женитьба на другой.

3) Описание волшебного зеркальца.

4) Красавица молодая царевна.

5) Зеркальце говорит, что молодая царевна красивее мачехи. Мачеха замышляет зло.

6) Чернавка бросает царевну в лесу.

7) Царевна встречается с семью богатырями.

8) Появление старухи. Она дарит яблоко царевне.

9) Царевна откусила яблоко и умерла. Богатыри кладут ее в хрустальный гроб.

10) Королевич Елисей едет искать и спасать свою любимую. Его приключения в дороге.

11) Елисей находит гору и царевну в хрустальном гробу. Ударился о гроб, разбил его, и царевна ожила.

12) Смерть злой мачехи. Пир и свадьба Елисея и царевны.

Цитатный план «Мертвая царевна и семь богатырей»

  1. Бог дает царице дочь.
  2. Царь женился на другой.
  3. Свойство зеркальце имело:
    Говорить оно умело.
  4. Но царевна молодая,
    Тихомолком расцветая,
    Между тем росла, росла,
    Поднялась — и расцвела,
  5. «А царевна все ж милее,
    Все ж румяней и белее».
  6. Дочка царская пропала!
  7. Видит девица, что тут
    Люди добрье живут;
  8. Молодое, золотое,
    Прямо яблочко летит…
  9. Головой на лавку пала
    И тиха, недвижна стала…
  10. Вот они во гроб хрустальный
    Труп царевны молодой
    Положили — и толпой
    Понесли в пустую гору, 
  11. И огроб невесты милой
    Он ударился всей силой.
    Гроб разбился. Дева вдруг
    Ожила. Глядит вокруг 
  12. Свадьбу тотчас учинили,
    И сневестою своей
    Обвенчался Елисей;

План пересказ «Мертвая царевна и семь богатырей»

1.Смерть царицы.
2.Зеркальце новой царицы.
3.Прекрасная царевна.
4.Злость царицы в зеркальцу.
5.Царица решила сгубить царевну.
6.Терем.
7.Семь богатырей.
8.Братья милую девицу полюбили.
9.Царица вспомнила о царевне.
10.Чернявка в гостях у  царевны.
11.Смерть царевны.
12.Королевич Елисей ищет царевну.
13.Свадьба царевны и Королевича Елисея.

Краткий план сказки Пушкина

1 Царица ждёт царя
2 Рождение царевны
3 Зеркальце признаёт царевну самой красивой
4 Мачеха хочет погубить царевну
5 Чернавка отпускает царевну на волю
6 Царевна живёт и помогает богатырям
7 Мачеха узнаёт, что царевна жива
8 Царевна отпровляет Чернавку за царевной
9 Чернавка даёт отравленное яблоко царевне
10 Царевна откусила яблоко и умерла
11 Королевич Елисей ищет царевну
12 Ветер помогает Елисею
13 Царевна оживает
14 Смерть царицы
15 Свадьба царевны и Елисея

Детальный план сказки Пушкина

1.Ранняя смерть матери царевны.
2.Злая мачеха.
3. Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
4.Больше всего она любила себя и ценила свою красоту.
5.Злой замысел царицы.
6. Приказание Чернавке отвести царевну в лес «на съедение волкам» .
7. Странствие королевича Елисея в поисках царевны.
8.Жизнь царевны у семи богатырей.
9. Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
10. День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
11.Появление царицы.
12.Переодевшись монахиней, царица появляется у семи богатырей
13.Смерть царевны и прощание с ней семи богатырей.
14.Семь богатырей не стили хоронить царевну
15.Королевич отправляется на поиски пропавшей невесты.
16.Королевич находит невесту.
17.Увидев мертвую царевну, королевич в отчаянии ударяется о хрустальный гроб, гроб разбился и царевна ожила.
18.Смерть злобной мачехи. Узнав, что царевна жива, мачеха умирает от тоски и злости.
19.Свадьба царевны и королевича Елисея.

План для пересказа сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»

  1. В отсутствие царя у царицы рождается дочь, а сама она умирает.
  2. Царь женится повторно.
  3. Новая царица была хороша собой и имела волшебное зеркальце, которое говорило ей, что краше царицы нет никого не белом свете.
  4. Молодая царевна подросла, стала настоящей красавицей.
  5. Зеркальце сообщает царице, что есть та, кто красивее её — и это царевна-падчерица.
  6. Царица задумала уничтожить падчерицу, которую при помощи служанки завели в лес и там оставили одну.
  7. Царевна встречается в лесу и семью богатырями и остается у них жить.
  8. Царица узнает, что падчерица жива, и хитростью передает ей отравленное яблоко.
  9. Царевна отравилась и умерла.
  10. Богатыри укладывают царевну в хрустальный гроб.
  11. Королевич Елисей ищет царевну и узнает где она.
  12. Елисей находит невесту, гроб разбивается, царевна оживает.
  13. Злая мачеха от злости умирает.
  14. Царевна и королевич Елисей играют свадьбу.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • План Сказки о мертвой царевне

План Сказки о мертвой царевне Пушкина

План:

  1. Отъезд отца, смерть царицы и рождение ребёнка.
  2. Поиски новой супруги для царя.
  3. Представление о зеркальце.
  4. Мачеха завидует красавице.
  5. Чернавка обманом оставляет царевну в лесу.
  6. Красавица попадает в терем к богатырям.
  7. Отравленное яблочко.
  8. Мачеха умирает, богатыри хоронят её.
  9. Поиски королевича Елисея.
  10. Елисей целует невесту, девушка оживает.
  11. Мачеха умирает и счастливый конец.

Краткое содержание

Царь оставляет свою жену и отправляется на войну. Любящей супруге только остается ждать его возвращения. За окном метель и она пытается в ней разглядеть своего любимого. Спустя время, одной ночью она рожает дочь. Царь не успел застать жену, так как  она умерла. Проходит год, и он второй раз женится.

Новая жена отличается изящностью и красотой, но внутри она эгоистична и ревнива. Зависть и нечистота переполняют ее. Её достоинством было зеркальце, которое она очень любила. Оно умело говорить. Отвечала новой царите лишь на вопросы о её красоте. Сударыня часами спрашивала кто на свете самая красива. Зеркальце отвечало, что она.

Молодая царевна выросла и стала прекрасной девушкой, которая обладала небывалой красотой. Спустя время у неё появляется жених-королевич Елисей. Мачеха, задав зеркальцу вопрос о красоте получает ответ что теперь самая красивая её падчерица. В порыве злости она заставляет свою служанку отвести молодую царевну в лес  в надежде, что её съедят волки. Прислужница не до конца выполнила веление государыне и не стала привязывать девушку.

Царевна, блуждая по чаще находит терем, в котором проживают семь богатырей. Они предлагают девушке остаться с ними и стать им сестрой.

Жених отправляется на поиски своей прекрасной невесты. Тем временем мачеха узнает, что царевна не умерла и решает убить ее самостоятельно. Она перевоплощается в дряхлую старуху и идет к терему. Подойдя к убежищу молодой царевны, она завет девушку и в благодарность протягивает ей яблочко. От одного укуса падчерица умирает.

Богатыри не зная как поступить, делают для нее хрустальный гроб. Они хоронят ее и покидают это место. Королевич тем временем ищет свою любимую и обращается к солнцу, ветру и месяцу. Ветер рассказывает молодому человеку, что видел мёртвую царевну и помогает добраться до пещеры. Елисей решает попрощаться с невестой, найдя её в хрустальном гробу целует. Девушка оживает, и они вместе возвращаются домой. Не медля, молодые играют свадьбу, а мачеха понимает, что все её старания были напрасны, поэтому она умирает.

Также читают:

Картинка к сочинению План Сказки о мертвой царевне

План Сказки о мертвой царевне

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Образ Моисейки в повести Палата № 6 Чехова

    Моисейка — один из второстепенных персонажей в произведении. Персонаж страдает психическим расстройством, проводит время в палате №6. Двадцать лет назад жизнь нанесла по нему сокрушительный удар

  • Анализ рассказа Толстый и тонкий Чехова 6 класс

    А.П.Чехов повествует нам о встречи двух давних друзей, уже позабывших друг о друге, у одного из них появилась семья. Они с восторгом вспомнили себя в детстве, рассказывали друг о друге

  • Герои повести Один день Ивана Денисовича Соженицына

    Иван Денисович Шухов — главный герой рассказа А. И. Солженицына — отбывает наказание в одном из лагерей огромной страны ГУЛАГ. Минута за минутой автор описывает день Шухова

  • Сочинение на тему Что такое история? рассуждение

    Что такое история? В книгах и учебниках мы можем встретить достаточно короткое определение, которое говорит, что история – это наука о прошлом. История, чаще всего в письменном, но иногда и в устном виде

  • Анализ рассказа Хорь и Калиныч Тургенева (6 класс)

    Произведение «Хорь и Калиныч» один из рассказов, который входит в цикл рассказов Тургенева «Записки охотника». Как известно, местность проживание влияет на людей, которые там проводят свои дни.

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части

Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализи­ровать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чте­нию; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное

произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, куль­туру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать крат­кую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пони­мание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изуче­нию темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целена­правленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе ху­дожественного текста учебника, осмысление правил взаимодей­ствия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность челове­ческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению твор­чества А. С. Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипли­кационного фильма по сказке А. С. Пушкина.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

— Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы позна­комились на прошлом уроке. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

— Скажите, что мы можем узнать из названия. (Мы можем узнать, что это сказка; герои в ней: царевна и семь богатырей.)

— Кто такой богатырь? Найдите значение этого слова в сло­варях. (Словарь СИ. Ожегова: богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, со­вершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

— Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки. (1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выра­жения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло. 7. Концовка.)

— Прочитайте тему урока, выберите те пункты, над которыми нам нужно поработать сегодня. (Борьба добра и зла, добро побеждает зло.)

— Давайте вспомним значение слов «добро» и «зло».

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понима­ем значение этих слов, затем находят их значение в словаре СИ. Ожегова.)

Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

III. Работа по теме урока

— Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои ца­рица и царевна.)

— Разберемся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

(Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молода?…» на с. 73.)

— Что вы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»? Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Лом­лива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — уп­ряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)

— Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)

— Что значит быть кроткого нрава? (Нрав — характер, душев­ные качества. Кроткий — незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне?

Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадеб­ном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.) Что узнала царица от зеркальца?

зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются?

Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке?

— Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)

— Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревни­вая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)

— Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто от­рицательный? (Царица — отрицательная героиня, а царев­на — положительная.)

— Что такое положительные и отрицательные черты харак­тера? (Положительные (хорошие) черты характера, прису­щие положительному герою: доброта, любовь, верность, кро­тость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

— Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступ­кам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если по­ступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» нас. 80.)

— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в те­реме. Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

— Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать го­лосом характеры героев.

— Составьте характеристику любого героя сказки по следу­ющему плану.

План характеристики героя сказки

1. Где живет герой?

2. Внешний облик героя.

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Как к герою относится автор?

6. Свое отношение к герою.

(После подготовки заслушивают несколько ответов.)

VI. Рефлексия

С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

Как, в виде кого представлено зло?

Подумайте и распределите героев по группам: положитель­ные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники. (Дети называют героев и заполняют соответствующую таб­лицу.)

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют? Как автор относится к главным героиням? Докажите.

Домашнее задание

Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам к нос и равный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумленный»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»; выписать наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к кото­рым они относятся. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      аноним

    • Создано:

      1 год назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    2 минуты назад

    Помогите с русским

  • fizika
    Физика

    26 минут назад

    Задача по Физики

  • himiya
    Химия

    27 минут назад

    100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    27 минут назад

    Кто может помочь ,за ранеее благодарю

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    27 минут назад

    2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Самовецкая средняя общеобразовательная школа »

Конспект урока литературного чтения

                                       А.А.Пушкин 

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».  

 Разработала:

Попова Елена Александровна

учитель 4  класса

2014г

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Класс: 4

Предмет: литературное чтение

УМК: Школа России

Автор УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.

Тип урока:  урок закрепления изученного.

Цели: обучать грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные позиции на определение истинной  красоты; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красот человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
  • Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Основные понятия: сказка, добро и зло.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С. Пушкина, толковые словари, листы самооценки.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно. 
Зло подолгу не живет.

                    Шота Руставели

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

— Какой сейчас урок? Давайте проверим готовность. Какое нужно настроение, чтобы наш урок получился удачным? Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке? (Высказывания учащихся) Предлагаю взять для урока такой девиз: «С малой удачи начинается успех».

Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Я желаю вам много «маленьких удач» на уроке.

II. Вступительное слово учителя

—  Ребята, сказку какого писателя мы с вами читаем? Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

   III. Проверка домашнего задания. (дети перечитывали сказку)

    Демонстрация слайдов. Дети находят строки, соответствующие иллюстрациям, в тексте, зачитывают наиболее точные слова к каждому слайду. (слайд 2 – 12 ).

( Учащиеся сверяют найденное со строками после щелчка)

— Иллюстрации, которые вы посмотрели, сделал художник Куркин Александр Михайлович.

 Самооценка за работу. ( листы самооценки)

IV. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

— Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на прошлом уроке. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

— Скажите, что мы можем узнать из названия. ( Главные герои в сказке: царевна и семь богатырей)

— Кто такой богатырь? Давайте найдём значение этого слова в словарях. (работа со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь – человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

— Ребята, скажите, к какому литературному жанру относится наше произведение? (Сказка) Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )

— Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Борьба добра и зла, добро побеждает зло)

— Правильно, ребята, цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И. Ожегова)

Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих слов. ( работа в парах)

(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )

Добро — 1) всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

Зло – 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

— Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные понятия.)

— Можем ли мы  четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?

(Ученики перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным)

— А сейчас определим задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить? ( Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?)

V. Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации

— Итак, какие герои сказки главные, без которых не было бы описанных событий. (Главные герои — царица и царевна)

— Разберёмся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

( Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая…» на стр. 75)

— Что мы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

— Как вы понимаете выражение « и умом и всем взяла»?

— Объясните значение слов «ломлива», «своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна- упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)

— Как автор показывает характер молодой царевны? (Ответы учащихся)

— Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.)

— Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

( Ненависть, зависть.)

— Обладает ли добрый человек такими чувствами? (Нет, эти чувства характерны для злых людей.)

— А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить)

—  И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? ( Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.)

—  С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”? ( С цветком. Она так же прекрасна, как роза.)

— Что узнала царица от зеркальца?

— Зеркальце сказало правду, а нужно ли было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

— Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли она вообще в жизни?

— Как вы понимаете значение выражения «чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?

— Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?

— К чему привела чёрная зависть в сказке?

— Что можно сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)

— Какая была царица?( Царица- мачеха красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)

—  Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.71, царевну — стр.72.

 (Ученики зачитывают определения и сравнивают с таблицей.)

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет

черный

белый

красный

— Подумайте кто из наших героев положительный, а кто отрицательный?

(Царица- отрицательная героиня, царевна – положительная)

— Что такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

— Ребята, а как можно определить , злой или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим. ( По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

VI. Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Прогнозирование содержания сказки.

— Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.

( Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» стр. 80)

— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

-Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев

— Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.

План характеристики героя сказки.

  1. Где живёт герой?
  2. Внешний облик героя.
  3. Какие поступки совершает?
  4. Какой характер у героя?
  5. Как к герою относится автор?
  6. Своё отношение к герою

( Работа в парах)

( После подготовки заслушивают несколько ответов)

Оценивается работа в группах.

— Молодцы, потрудились на славу.

— Какими предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не понравились?

— Как силы природы помогали героям сказки?

— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот вопрос.

VIII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

— За что бы вы себя похвалили сегодня.

— Как вы себя бы оценили.

IX. Подведение итогов урока

— Как, в виде кого представлено зло?

— Подумайте и распределите героев по группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники

(Обучающиеся называют героев и заполняют таблицу)

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют?

— Как автор относится к главным героям? Докажите.

— Царица была не только злой, но и очень завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

— Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

— Спасибо за урок!


4

Как написать план сказки «Мёртвая царевна и семь богатырей»?

Как написать план сказки мертвая царевна и семь богатырей?

Цитатный план сказка о мертвой царевне?

Составить план к сказке о мертвой царевне?

10 ответов:



2



0

Цитатный план отличается от простого плана, потому предложу два варианта плана в замечательной сказке Александра Сергеевича Пушкина.

**

План простой:

1). Отъезд царя. Ожидание царицы. Рождение дочери. Смерть царицы.

2). Горе царя. Женитьба на другой.

3). Описание волшебного зеркальца.

4). Красавица молодая царевна.

5). Зеркальце говорит, что молодая царевна красивее мачехи. Мачеха замышляет зло.

6). Чернавка бросает царевну в лесу.

7). Царевна встречается с семью богатырями.

8). Появление старухи. Она дарит яблоко царевне.

9). Царевна откусила яблоко и умерла. Богатыри кладут ее в хрустальный гроб.

10). Королевич Елисей едет искать и спасать свою любимую. Его приключения в дороге.

11). Елисей находит гору и царевну в хрустальном гробу. Ударился о гроб, разбил его, и царевна ожила.

12). Смерть злой мачехи. Пир и свадьба Елисея и царевны.

**

А теперь план цитатный:

zDVF1uVe68KqiBxhXRHh2AU270lB0n.png

*

kfjjV6af4LAUypkzd9ClthKyVkpaKSP.png

*

7erT5hYrr6Qys9OaFquL2vNaxF5514.png

*

jetLwt4VN6bedmIYVzpYgMvLYvrUO4MN.png

**

Q3MnIJ8Yl0oigrR3J47p6zgyPJK6eaR3.png

*

HncgFfElEJwjzfUJNka4ZGABj5kwSU.png

*

ns5qxItWQvg716UBkmXRRQf1pFDyZORm.png

*

m8LhKM2dnjeUm6hhcYx8NwLVAGjYN9Rh.png

*

J0JVGT3twlybRHyiHLcdVjuQI4DZXiM.png

*

VEBhcXPswZRcfkPCC9Z7xrokEa86COe9.png

*

Ax5AUWbd3n1lQvfwm2bLufoYv90Q1i.png

*

jtvhTaVc2H9rP35LDfxu0wbPCzImCEfm.png



1



0

1) Царь уехал по делам, а через 9 месяцев:

nxu3ezdc01dzd17dtjeWIUnUQOh5EfT.png

2) Царь возвращается из дальних странствий, царица, едва дождавшись его, умирает. Не долго горюя, он берет в жены другую. Новая царица

qNlODQIF4cVAzk3wlXTICTciHdBwYrU8.png

3) У царицы было волшебное зеркальце, которое всегда говорило ей, что она самая красивая.

4) Но время шло и молодая царевна подросла, превратившись в статную красавицу. Однажды зеркало сказало царице, что царевна «румянее и белее». Тогда царица:

jLRjMo7jpSl1obClLCRL6Xegy9UNKw8.png

5) Чернавка не стала связывать царевну, а просто оставила ее в лесу.

6) Царевна набрела на терем семи богатырей. Они встретили ее ласково, потом предложили выбрать любого из них себе в женихи. Но царевна им ответила так:

u5NTR9WQYwqmyPXykVYoHF0izFLBEYf.png

7) Царица узнала от зеркальца, что царевна не погибла и послала к ней опять служанку. Служанка дала царевне отравленное яблоко, царевна укусила его и:

GMDLHIUsWHFRVMeAekLKOSE4C0oCo2.png

8) Зеркальце опять стало говорить царице, что она самая красивая.

9) Жених царевны Елисей отправился на ее поиски. Ветер подсказал Елисею, где искать его невесту:

geFXJx06OvksyUT3biwAdjDYlmgNd6L.png

10) Елисей находит свою невесту, гроб разбивается и она оживает. Узнав, что падчерица жива, царица умирает со злости. А Елисей и царевна сыграли веселую свадьбу:

YBFvSrS6axXW3xkVQgSpLl4gPCbnpN8.png



1



0

Сказка О мертвой царевне и семи богатырях

1 Возвращение царя, дочь осталася одна

2 Волшебное зеркальце.

3 Злая царица .

4 Чернавка пожалела царскую дочь

5 Царевна в лесу нашла избушку

6 Знакомство. Семь богатырей приняли царевну как сестру

7 Царевна живет в избушке

8 Царевна ждет царевича Елисея

9 Зеркальце не смогло соврать

10 Злая царица подкралась к избушке

11 Отравленное яблоко

12 Царевна в гробу

13 Елисей и Красно Солнышко

14 Елисей и Лунный Месяц

15 Елисей и ветер

16 Елисей целует мертвую царевну

17 Добро восторжествовало.

Сказки Пушкина учат побеждать препятствия на своем пути, верить в добро, ведь зло в сказках Пушкина всегда наказано. Злая царица получила по заслугам, Пушкин наделил злую царицу неземной красотой, но она не оценила дар небес, ее характер убил ее саму. Человек должен научиться жить в радости о своими возможностями, иначе можно закончить как злая царица. Сказка о Мертвой царевне учит не завидовать чужому богатству, чужое никогда не будет твоим и принесет одни несчастия.

Доброму человеку помогают не только окружающие люди, доброму человеку благоволят сами небеса, а трудности даются каждому, чтобы человек научился понимать, в чем смысл его жизни и как стать счастливым, не имея ничего



1



0

План по сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях

  1. Царь уезжает, в это время царица рожает дочь
  2. Возвращение царя. Царица, не дождавшись его, умирает
  3. Женитьба царя, появление мачехи
  4. Волшебное зеркало новой царицы
  5. Ненависть мачехи к молодой красивой царевне
  6. Царевну бросают в лесу
  7. Царевна встречает семерых богатырей
  8. Отравленное яблоко
  9. Елисей ищет возлюбленную
  10. Елисей находит царевну и оживляет ее
  11. Мачеха умирает со злости, Елисей с царевной играю свадьбу.



1



0

На мой взгляд, план к чудесному литературному произведению Александра Сергеевича Пушкина под названием » Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях » , может содержать следующие разделы, каждый из которых, согласно требованию автора вопроса, должен быть оформлен в виде отдельно взятой цитаты. Однако, т. к . система не желает принимать его в данном виде, я вынужден сделать всё наоборот, т. е. составить обычный простой план и дополнить его цитатами из сказки.

Как составить план к "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях".

.

I. Рождение царевны.

1aUaiodXpfrgr5oakjL3BZoRouqlTAf4.png

II. Упокоение царицы.

25XyabODxCyRZpuPjF58oqI7TAjhHyL.png

III. Появление мачехи-колдуньи.

3skD8rUKkcwXQgAbOSCN2l96379Sfc.png

IV. План мести за красоту.

cHM7z6IxcnFBMQGEvdqMTnQTzfoJOXY.png

V. Новое жилище — новая семья.

DkiiUpj562uO3GzjzW3g0utQmAAtUiOb.png

VI.Гибель царевны и её погребение

ujKArpZAvH6AWP1C0gE6sMhppFr6hpew.png

VII. Поиски пропавшей невесты Елисеем.

nqAdqq2QJaTN3HoF3jKg6maaRQ0CI7mx.png

VIII. Смерть царицы.

NgwTQzBykiURCJQuEvYzTwvutYR9l6av.png

IX. Свадьба царевны и королевича.

Y4vdQDiGk6EzfLvJIqSXkpMlqpB9UtFa.png



1



0

План к сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» может быть такой:

1). Отъезд царя.

PR0phullgGsB86ODZoPJmo86Z4CaMOeP.png

2). Рождение царевны.

p6TSinLPk8Rx2NR7E0rlGpTEQaysdlj.png

3). Смерть царицы.

ZG88TfglkYYYcETKxRucYvPgycDUtf.png

4). Царь женится.

awmlrqeO1KZoViz3ofzwu6zdMubd4.png

5). План расправы мачехи с царевной.

17Tj3sKm0HXmoPRrFdz79UDmUx7k2FfX.png

6). Встреча с семью богатырями.

V1OWCS2GochieYvCNQWMqlaV6YAs9jU4.png

7). Царевна съедает отравленное яблоко.

eJNjebARIOMkC0etgfgHUfMP8hq3zoTo.png

8). Захоронение царевны.

wiNoAHjpdkMtrtQWbXx5d9XNiiACvSu.png

9). Королевич Елисей ищет невесту.

usqrOdbptLZEmTp4X4T0qRxqnLvLNpml.png

10). Елисей оживляет царицу и везет ее домой.

oPc23QUmIG4tSHQSrz2Wj6BEGGLFg2a.png

11). Смерть царицы — мачехи.

2rv5HtpUoK3w4feQWVeg8Y70khPwGgNK.png

12). Свадьба королевича Елисея и царевны.

gwiZ7E0ZohHo6e5rBExJW1oVc9qg72d.png



1



0

Напишите такой план:

1) Смерть царицы и рождение дочери.

2) Царь-отец женится на другой женщине.

3) Волшебное зеркальце.

4) Молодая царевна растет и хорошеет.

5) Юная девушка красивее мачехи — так говорит зеркало, мачеха решает сгубить падчерицу.

6) Чернавка отводит молодую царевну в лес.

7) Царевна начинает хозяйничать в доме семи богатырей.

8) Волшебное зеркальце рассказывает мачехе, что падчерица жива.

9) Старуха и отравленное яблоко.

10) Приключения Елисея в дороге.

11) Елисей находит свою суженую в гробу, разбивает его, девушка оживает.

12) Мачеха погибает, Елисей и молодая царевна женятся.



1



0

План сказки: о мертвой царевне.

1) Дочь сидит одна. Возвращение царя.

2) Магическое зеркало.

3) Зло царицы и ее первая характеристика. Описание царицы.

4) Жалость царской дочери чернавкой.

5) Нахождение избушки в лесу.

6) Богатыри нашли девушку в лесу.

7) Принятие девушки в семью.

8) Ожидание Елисея.

9) Зеркало не лжет.

10) Злые умыслы царицы.

11) Злой подарок.

12) Красно Солнышко и Елисей,действия.

13) Лунный месяц и Елисей, действия.

14) Ветер и Елисей, действия.

15) Поцелуй мертвой царевны.

17) Добро победило зло.

Всегда помните о том, что добро всегда побеждает зло и только добро сможет спасти мир в трудную минуту!



0



0

  1. Отъезд царя;
  2. Рождение ребенка
  3. Смерть царицы и появление мачехи;
  4. Волшебное зеркальцо;
  5. Царевна выросла и стала красавицей;
  6. Оставление царевны в глухом лесу;
  7. Встреча с семью богатырями;
  8. Царевна пробует отравленное яблоко;
  9. Королевич Елисей в поисках своей пропавшей невесты;
  10. Королевич находит царевну, разбивает гроб и царевна оживае;
  11. Смерть злой мачехи и свадьба Елисей и царевны.



0



0

План сказки может быть таким:

  1. Рождение царевны, женитьба отца на злой мачехе.
  2. Злая мачеха хочет изжить молодую царевну руками служанки.
  3. Встреча молодой царевны и семи богатырей, девушка начинает вести хозяйство в их доме.
  4. Царевич Елисей ищет свою любимую.
  5. Волшебное зеркальце раскрывает тайну о чудесном спасении царевны.
  6. Злая мачеха дает девушке отравленное яблоко.
  7. Царевна и хрустальный гроб.
  8. Елисей находит любимую и пробуждает ее от глубокого сна.

Читайте также

Чернавка верная служанка злой Царицы и не смеет её ослушаться. Царица отправляет Чернавку завести Царевну в далеко в лес, привязать её к дереву и оставить её в таком положении одну, чтобы она не смогла вернуться и погибла там от лесного зверя. Чернавка так и сделала, как велела Царица — отвела Царевну в самую глубину леса. Но, когда Царевна взмолилась перед Чернавкой, не причинять ей зла, то та сжалилась над ней и не стала её привязывать к сосне. Это говорит о том, что Чернавка знала злую натуру мачехи и не принимала её.

fWLzmkX0OWYS4vYEts1QUNgoWsZ5l40.png

Но когда Царица узнаёт с помощью зеркальца, что Царевна всё-таки жива, то угрожает Чернавке смертью и та покорно отправляется в лес, чтобы завершить начатое.

Hc93AAWiW64hJgW6te9zYkdqXlgwCCGm.png

Чернавка, представ перед Царевной в виде нищенки, благодарит Царевну за поданный ей хлеб, золотым яблочком, которое отравлено, после того как Царевна откусывает кусочек отравленного яблока, она засыпает и всем показалось, что она умерла.

Этот жестокий поступок Чернавки говорит о том, что она боится Царицы, боится за свою жизнь и поэтому делает зло Царевне.

Характеристика Чернавки в сказке о мертвой царевне, Пушкина

Сказка о мертвой царевне читательский дневник

Автором сказки является известный поэт А. С. Пушкин.

Главные ее герои — молодая царевна, царь, царица-мачеха и ее служанка Чернавка, семь богатырей, приютивших царевну, жених царевич Елисей.

План сказки о мертвой царевне для пересказа:

1). У царицы родилась дочь.

2). Мачеха.

3). Молодая царевна краше всех.

4). Чернавка отводит царевну в лес.

5). Семь богатырей.

6). Отравленное яблоко.

7). Похороны царевны.

8). Поиски невесты Елисеем.

9). Царевна оживает.

10). Свадьба царевны с королевичем Елисеем.

А цитатный план можно посмотреть тут.

<hr />

Краткое содержание сказки о мертвой царевне в 5,6 предложений:

1). После рождения дочери царица умирает, а царь женится вновь, но царица оказалось злой и завистливой.

2). Царица не может пережить, что молодая царевна краше ее, поэтому отправляет свою служанку Чернавку, чтобы та отвела царевну в лес и связала.

3). Чернавка отпускает царевну и та попадает к семи богатырям и живет у них как сестра.

4). Узнав, что царевна жива, царица отправляет Чернавку в виде старухи-странницы убить царевну с помощью отравленного яблока и царевна, взяв яблоко, умирает.

5). Богатыри хоронят царевну, но Елисей находит ее по совету ветра в хрустальном гробу в горе.

6). Королевич Елисей женится на ожившей царевне.

<hr />

Эта сказка, как и многие другие, учит добру и тому, что злость, зависть могут послужить во вред человеку, который их проявляет.

В сказке есть волшебные предметы — зеркальце, которое разговаривало с царицей и говорило, кто милее всех.

То, что царевна оживает, тоже признак волшебной сказки.

Иллюстрации, картинки, рисунок к сказке

Еще до встречи с богатырями мы узнаем от автора, что молодая царевна был «нраву кроткого». Ее поведение в гостях у богатырей только подтверждает эти слова. Царевна прежде всего все прибрала и спокойно легла спать.

Это говорит о том, что царевна была работящей и спокойной. Она не сильно волновалась о своей судьбе, видя, что в тереме живут достойные люди. При богатырях она вела себя скромно, но с достоинством. И сразу сообщила богатырям, что у нее есть жених.

Богатыри же вели себя как богатыри — тешили свою богатырскую силу, охотились и воевали. К царевне они относились с любовью, очень дорожили ей, берегли ее, но узнав про жениха не позволяли себе никаких вольностей. Считали царевну своей сестрой.

Замечательные иллюстрации к сказке «Мёртвая царевна и семь богатырей» в стиле Палех нарисовал известный советский художник — иллюстратор Александр Куркин. Вы можете посмотреть эти иллюстрации ниже — их всего пятнадцать. Иллюстрации Куркина — это настоящая классика, но я не могла не показать ещё и иллюстрации современного художника Вячеслава Назарука, который так же очень красиво иллюстрировал сказку, но в своей манере — его иллюстрации находятся ниже иллюстраций Александра Куркина и имеют красивую рамочку. Надеюсь, что вам понравятся оба варианта иллюстраций.

Иллюстрации к сказке «Мёртвая царевна и семь богатырей художника Вячеслава Назарука

Сказку «О мертвой царевне» написал Пушкин и в ней рассказывается о том, как злая царица-мачеха очень хотела оказаться самой красивой на всем свете, а потому мечтала погубить молодую царевну, свою падчерицу. Она с помощью Чернавки отправляет царевну в лес, но та не умирает, а напротив находит новых друзей и прекрасно проводит время в гостеприимном доме семи богатырей.

Царица не успокаивается и прикинувшись монашкой подает царевне отравленное яблоко. Царевна умирает и ее кладут в хрустальный гроб. Но настойчивость королевича Елисей, жениха царевны, приносит свои плоды. Царевна оживает, а злая мачеха гибнет.

Поберем к этой замечательной и уже классической истории иллюстрации с цитатами, поясняющими каждую иллюстрацию:

  • План по литературному чтению 3 класс сказка о царе салтане
  • План по литературному чтению 2 класс сказка о рыбаке и рыбке
  • План по литературе рассказ дубровский
  • План по литературе 4 класс сказка мальчики
  • План по литературе 3 класс сказка о царе салтане о сыне его славном