План по рассказу бедная лиза 9 класс

logo

  • Напишите план(подробный) по произведению Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      zaragates425

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    2 минуты назад

    Помогите с русским

  • fizika
    Физика

    26 минут назад

    Задача по Физики

  • himiya
    Химия

    27 минут назад

    100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    27 минут назад

    Кто может помочь ,за ранеее благодарю

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    27 минут назад

    2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

План пересказа

1. Жизнь Лизы в доме ее матери.
2. Лиза встречает Эраста.
3. Молодой, человек приходит в дом Лизы.
4. Переживания героев.
5. Герои начинают встречаться каждый день.
6. Эраст лишает Лизу невинности, и его отношение к ней меняется.
7. Лиза встречает Эраста в Москве и узнает, что он должен жениться на богатой вдове.
8. Самоубийство Лизы.
9. Смерть матери девушки от горя. Муки совести Эраста.

Пересказ

Лиза жила вместе со своей старушкой-матерью в хижине около березовой рощи. Ее отец был довольно зажиточным поселянином, но после его смерти Лизе и ее матери пришлось сдавать землю в аренду. Доход от аренды был совсем небольшой, поэтому Лиза вязала и вышивала покрывала и салфетки, а потом продавала их. Летом она еще собирала цветы и ягоды, продавала их в Москве. Мать ее только и мечтала о том, чтобы отдать дочь за хорошего человека, тогда она могла бы умереть спокойно.

Однажды Лиза пошла в город с букетом ландышей. К ней подошел молодой хорошо одетый человек. Вместо пяти копеек он предложил ей рубль, но Лиза не взяла лишнего. Тогда молодой человек попросил ее, чтобы она никому, кроме него, не продавала цветов, узнал, где она живет. Лизе очень понравился этот юноша. Она рассказала о нем своей матери, но старушка попросила ее быть осторожнее, так как на свете много злых людей, которые могут причинить вред бедной честной девушке.

На следующий день Лиза снова пошла в Москву с ландышами, но тот человек не появился. Тогда Лиза бросила цветы в реку со словами: «Никто не владей вами!»

На следующий день Лиза сидела у окна и пряла. Глянув в окно, она неожиданно снова увидела того молодого человека. Он с обожанием смотрел на нее. У него было такое доброе лицо, что мать Лизы не могла подумать про него ничего плохого. Он попросил молока, и пока Лиза бегала в погреб, ее мать рассказывала незнакомцу про своего мужа и его смерть. После этого незнакомец попросил, чтобы Лиза только ему продавала свою работу, и тогда он сможет приходить к ним, а девушке не придется покидать свою мать надолго. На прощание незнакомец назвал свое имя: Эраст. После его ухода Лизина мать стала мечтать о таком муже для своей дочери, только чтобы он оказался простым человеком, а не таким благородным, как их гость.

Эраст и в самом деле был очень богатым молодым человеком, при этом добрым, но слабым и ветреным. «Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но не находил». В Лизе он увидел воплощение того, о чем читал в романах и идиллиях. Он на время решил оставить большой свет.

Лиза же после встречи с ним не спала всю ночь. На следующий день она пошла гулять, увидела пастуха и стала мечтать, что Эраст такой же простой пастух. Будь он таким, он смог бы подойти к ней, взять ее за руку и сделать своей женой. В это мгновение к берегу причалила лодка, в которой сидел Эраст. Он подошел к Лизе и взял ее за руку, поцеловал и признался в любви. Они стали встречаться каждый вечер, только матери Лиза ничего не рассказывала. «Все блестящие забавы большого света представлялись Эрасту ничтожным в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Он решил, что будет жить с Лизой как брат с сестрой, и никогда не употребит ее любви во зло. Так прошло несколько недель.

Однажды вечером Лиза сказала Эрасту, что мать хочет выдать ее за сына богатого крестьянина. Она не соглашается на такой брак, но только очень жалеет свою мать. «Она бросилась в его объятия — и в сей час надлежало погибнуть непорочности». Лиза не понимала своих чувств, а Эраст не знал, что ей сказать. Внезапно на небе блеснула молния, и Лиза решила, что это дурной знак. С тех пор их отношения изменились. «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и душу». Если раньше их чувства были для него чем-то новым, то теперь он получил то, что у него столько раз уже было. Теперь они не виделись каждый день. И вот однажды Эраст сказал, что ему надо ехать на войну, и если он этого не сделает, то его имя покроется позором. Лиза плакала, даже хотела поехать вместе с ним, но потом вспомнила свою старую мать и осталась.

Через два месяца Лиза пошла в Москву и увидела там Эраста. Она бросилась к нему, но он привел ее в свой кабинет и сказал, что между ними все кончено. Он любит ее по-прежнему, но долг заставляет его жениться на другой женщине. Оказывается, на войне Эраст не сражался, а играл в карты и проиграл почти все свое состояние. Теперь ему надо жениться на богатой старой вдове, которая уже давно влюблена в него. Лиза пришла в себя только на улице. Она решила, что он выгнал ее, потому что теперь любит другую. С такими мыслями она пошла из города и оказалась на берегу пруда, где прежде встречалась со своим возлюбленным. Там она встретила свою подругу, отдала ей деньги и сказала, чтобы та отнесла их матери Лизы, да передала, что она любила одного человека, который предал ее, и теперь ей незачем жить. С этими словами она бросилась в пруд. Когда из деревни прибежали, чтобы вытащить ее, она была уже мертва.

Старушка не смогла вынести такого горя и тоже умер». Эраст же до конца своей жизни не был счастлив. Когда он узнал о судьбе Лизы, то решил, что он ее убийца. За год до своей смерти он встретился с рассказчиком и поведал ему эту печальную историю.


Главная

План по рассказу бедная Лиза



  • 0




?




Эрик Бицин


Вопрос задан 25 сентября 2019 в


5 — 9 классы,  

Литература.

  • Комментариев (0)

Добавить

Отмена


  • 1
    Ответ (-а, -ов)

    • По голосам
    • По дате



    • 0


    1 Описание окрестностей Москвы
    2 жизнь Лизы
    3 знакомство с Эрастом
    4 признание в любви
    5 случайная встреча с Эрастом в Москве
    6 гибель Лизы
    7 дальнейшая судьба Эраста

    Отмена




    Ангелина Шавленкова


    Отвечено 25 сентября 2019

    • Комментариев (0)

    Добавить

    Отмена

  • Ваш ответ

    Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс.

    Урок №1.  Тема:  Понятие о сентиментализме. Н.М.Карамзин – писатель и историк. 

    Цели: Н.М.Карамзин: биография; журналист, писатель, филолог. Понятие о сентиментализме.

    Эпиграф: 1. «К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории» (В.Г.Белинский)

    2. «Неужто ни одна русская душа не принесет достойной дани его памяти? Отечество вправе того требовать. Карамзин принадлежит истории». (А.С.Пушкин)

    Оборудование: тексты, учебники, портрет Карамзина. (1766—1826)

    Ход урока:

    1. Записать тему урока. Эпиграфы.
    2. Работа с  эпиграфами.
    3. Индивидуальное сообщение: «Карамзин – писатель». 

    В помощь учителю: Карамзин родился в семье небогатого помещика. Его детство прошло под Симбирском, в имении отца. Трех лет он лишился матери и рос под надзором нянюшки и дядьки, учился грамоте у сельского дьячка, а немецкому языку — у семейного врача и домашнего воспитателя.

    Самые яркие впечатления детства — от прочитанных книг и родной природы. Об этом вспомнит Карамзин в автобиографической повести «Рыцарь нашего времени». Ее герой читает романы, в которых перед ним открывается «множество разнообразных людей <…>, чудных действий, приключений — игра судьбы, дотоле ему совсем неизвестная». В зрелом возрасте писатель не раз вернется к  своим детским впечатлениям.

    13-летний Карамзин был привезен в Москву, чтобы продолжить образование в частном пансионе немецкого профессора И.М. Шадена. За три года он стал знатоком немецкой литературы и философии, освоил несколько языков. По настоянию отца будущий писатель переезжает в Петербург и поступает на военную службу, которая прерывается в связи со смертью отца. Вскоре он оставляет ее и целиком отдается литературе.

    Карамзин сближается с членами «Дружеского ученого общества», в котором большую роль играл просветитель, книгоиздатель и общественный деятель Н.И. Новиков. Особенно близки Карамзину стали идеи человеколюбия, «братства всех людей», дружбы, нравственного воспитания, проповедуемые «Дружеским ученым обществом». Эти идеи находят отражение в статьях и рассказах журнала «Детское чтение для сердца и разума», который по поручению Новикова редактирует Карамзин. В нем он опубликовал свои первые стихотворения, повесть «Евгений и Юлия», лирический рассказ «Прогулка». Важным в его творчестве становится интерес к внутреннему миру человека.

    Продав доставшееся в наследство после смерти отца имение, Карамзин совершает путешествие в Германию, Швейцарию, Францию, Англию. Он посещает музеи, картинные галереи, встречается с известными писателями, философами, наблюдает народную жизнь. В Париже становится свидетелем первых триумфов Великой французской революции, слушает выступления ее ораторов, видит ее героев.

    Путешествие длилось два года, с 1789 по 1790. Он вернулся в Россию спустя три месяца после осуждения Радищева. В 1792 г. по указу Екатерины II арестовали Новикова. Именно на эти годы приходится расцвет литературной деятельности Карамзина. Он издает «Московский журнал», где помещает свои повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», лирические миниатюры, стихотворения, переводы, статьи философского содержания, рецензии на книги и спектакли. В журнале из номера в номер он публикует произведение нового для России жанра — «Письма русского путешественника», в которых рассказывает о своих заграничных впечатлениях. «Письма русского путешественника» прославили Карамзина. «Московский журнал» имел огромный успех у читателей. По-своему Карамзин продолжил дело Новикова, поместив в журнале в его защиту оду «К милости», обращенную к Екатерине. Царица стала самым недружелюбным читателем Карамзина. Он прекратил издание журнала и уехал в деревню. К литературной работе Карамзин вернется через два года, когда начнет один за другим издавать сборники своих произведений. Большой интерес у читателей вызвали повести Карамзина, которые были, по словам Пушкина, «у нас в диковинку…». Они привлекали внимание к жизни обыкновенных, незнатных людей, утверждали их близость природе, погружали в мир чувств и переживаний, до этого неизвестных русской литературе, пробуждали сочувствие читателей.

    В 1802 г., уже во время правления Александра I, Карамзин основывает новый журнал «Вестник Европы», в котором большое место занимают статьи на общественно-политические и исторические темы. Интерес к истории становится главным в этот период творчества писателя. Наибольший успех выпал на долю самого крупного, последнего прозаического произведения Карамзина — повести «Марфа-посадница». В ее центре образ русской женщины, поднявшей новгородцев на борьбу против деспотизма московского царя Ивана III. Главной задачей литературы Карамзин считает патриотическое воспитание. «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях», — писал он. В любви к отечеству Карамзин видел счастье каждого гражданина.

    4. Работа с портретом Карамзина.

    Вот милый всем творец! /Иль сердцем, иль умом/ Грозит тебе он пленом! / В Аркадии б он был/ счастливым пастушком,/ В Афинах — Демосфеном.

    Эти стихи были напечатаны в 1803 году, и принадлежат они другу Карамзина, известному поэту и государственному деятелю Ивану Ивановичу Дмитриеву. Мадригал верен: с миниатюры, которая хранится в Государственном Литературном музее, на нас смотрит нежное юное лицо, внимательный и спокойный взгляд устремлен на зрителя и одновременно куда-то вдаль, мягкие кудри темных волос слегка припудрены. По одежде, по манере изображения портрет относится к самому началу XIX века, такие высокие белые галстуки-косынки носили в 1801— 1802 годах. Вероятно, миниатюра предназначалась в подарок невесте: на оборотной стороне серебряными нитями и мелким жемчугом подпись: Amor (то есть по-французски «любовь»):

    К 1802 году Николай Михайлович Карамзин уже достаточно известный писатель: «Письма русского путешественника» вышли отдельным изданием и принесли автору заслуженную славу. Его повесть «Бедная Лиза» настолько покорила читателей, что сентиментально настроенные москвичи ходили к пруду Симонова монастыря вздыхать о несчастной судьбе простой девушки, умеющей столь тонко чувствовать, так любить. Однако и его журнальная мистификация не случайна: Карамзин стремился объединить вокруг своего журнала лучших литераторов своего времени, показать читателю, что его журнал наполнен сочинениями разных авторов — в отличие от журналов XVIII века, часто сочиненными одним человеком. Стихотворение носило биографический характер: под именем Эмилии скрывалась его первая жена, Елизавета Ивановна, утрату которой ему суждено было пережить в том же 1802 году — она умерла при рождении дочери Софьи, в будущем друга Пушкина и хозяйки карамзинского салона после смерти отца. Елизавета Ивановна приходилась родной сестрой Настасье Ивановне Плещеевой — с этой семьей Карамзина связывала дружба, Настасье Ивановне и ее мужу Александру Алексеевичу Плещееву посвятил Карамзин свои «Письма русского путешественника», в их доме он встретил свою Эмилию. В юности Карамзин был очень чувствителен. Г.Р.Державин в 1801 году так и характеризовал молодого автора: //Любезных прелестей любезный обожатель / И русских звучных дел правдивый описатель.//

    О внешности Карамзина сохранилось несколько высказываний его современников. «Карамзин был красив собою и весьма любезен, — вспоминал Д.П.Рунич, один из тех, кто не одобрял перемены в характере Русского Путешественника, — по возвращении из чужих краев он напускал на себя немецкий педантизм, много курил, говорил обо всем, любил засиживаться далеко за полночь, беседовать, слушать рассказы, хорошо поесть и всласть попить чаю». С этой скептической характеристикой не согласен другой знакомый Николая Михайловича: «Он роста высокого. На его лице написано нечто такое, что привлекает к нему всякого человека. Он говорит много, но приятно и разумно».

    Таким мы видим его на портрете работы итальянского художника Ортолани Дамона (1805), работавшего в Москве в начале XIX века. В это время Карамзин живет в Остафьеве, с 1804 года он женат на Екатерине Андреевне Колывановой, побочной сестре князя П.А.Вяземского, и, после смерти отца, фактически становится самым близким другом и опекуном молодого князя. Здесь, в Остафьеве, Карамзин начинает заниматься русской историей. Человек чрезвычайно талантливый, он удивляет не только друзей, но и наших современников, настолько быстро он освоился с умением читать и понимать летописи, разбираться в сложнейшем написании скорописи XVII века, в хитросплетениях боярских родословных, в сложнейших проблемах становления русской государственности. Работал он каждый день с чрезвычайной настойчивостью. Вяземский вспоминал, что вставал Карамзин всегда в 9 утра и сразу отправлялся на пешую или верховую прогулку: «Возвратившись с прогулки, завтракал он с семейством, выкуривал трубку турецкого табаку и тотчас после уходил в свой кабинет и садился за работу вплоть до самого обеда <…>, во время работы отдохновения у него не было, и утро его исключительно принадлежало истории…» В 1811 году Карамзин ездил в Тверь, где при дворе великой княгини Екатерины Павловны читал отрывки из своей «Истории…» посетившему любимую сестру императору Александру Павловичу. «Историю мою слушал он, кажется, с непритворным вниманием и удовольствием, никак не хотел прекратить нашего чтения», — писал Карамзин И.И.Дмитриеву.

    1812 год потряс Карамзина. «Я рад сесть на своего серого коня и вместе с Московской удалой дружиной примкнуть к нашей армии», — писал он Дмитриеву. До последнего Карамзин оставался в столице. Он не верил, что французы вступят в Москву: «Обстоятельства таковы, что всякий может быть полезен или иметь эту надежду: обожаю подругу, люблю детей; но мне больно издали смотреть на происшествия, решительные для нашего отечества». Здесь слышится голос историка, который хотел бы быть не только старательным летописцем, но и участником событий. И тут же Карамзин с горечью пишет: «Вся моя библиотека обратилась в пепел, но история цела…» Отправляя жену с детьми из Москвы, Карамзин дал ей на сохранение экземпляр своего труда. Он, конечно, глубоко переживал потерю своей библиотеки, но, «как ни жаль наших мирных жилищ и книг, обращенных в пепел», он радовался, «что отечество уцелело и что Наполеон бежит зайцем, пришедши тигром». Лишенный книг и летописей, он не может работать. «Невольная праздность изнуряет душу», — жалуется Карамзин. Только летом 1813 года ему удалось вернуться в Москву и вновь приняться за работу.

    Однако Москва разорена, и Карамзин решается перебираться в Петербург. Для этого надо добиться официального статуса историографа, получить оплачиваемую работу, потому что иначе ему, человеку небогатому, очень трудно будет в столице с семьей. В конце января 1816 года, после рождения сына Александра, Карамзин вместе с Жуковским и Вяземским выехал в Петербург. Он надеялся на встречу с императором, хотел хлопотать об издании своей «Истории…», для чего нужны деньги. 2 февраля 1816 года Николай Михайлович прибыл в столицу. Описывая жене свою жизнь в Петербурге, живой интерес, который проявили в обществе к его сочинению, маскарад во дворце и посещение Эрмитажа, Карамзин сообщал ей между прочим и бытовые подробности: «Ты хочешь знать мой туалет: распудрен, причесан славно за 30 рублей в месяц, большей частью в черном фраке, в башмаках — и хоть куда! Находят, что я не так стар. Дай Бог, чтобы ты по возвращении то же обо мне сказала!» В конце марта Карамзин вернулся в Москву.

    О том, как выглядел он позднее, читаем в воспоминаниях Ф.В.Булгарина: «Лицо его было продолговатое; чело высокое, открытое, нос правильный, римский. Рот и губы имели какую-то особенную приятность и, так сказать, дышали добродушием. Глаза небольшие, крепко сжатые, но прекрасного разреза, блестели умом и живостью. Вполовину поседелые волосы зачесаны были с боков на верх головы. Физиономия его выражала явственно душевную простоту и глубокую проницательность ума. Отличительные черты его лица были две большие морщины при окончании щек, по обеим сторонам рта». Таким изображен Карамзин на портрете работы А.Г.Венецианова. Перед нами уже не сентиментальный молодой человек, каким он представлен Дамоном; Карамзин изображен в темном сюртуке, с аннинским крестом на шее и звездой ордена Св. Владимира; с плеча спущена шуба, на шее галстук-косынка. Он как-то тихо задумчив, как будто в нем совершается та огромная внутренняя работа, без которой не поднять такого огромного труда, каким была «История государства Российского».. Пушкин называл «Историю…» Карамзина «подвигом честного человека», указывая на то, что он не был политически ангажирован в своем труде; говорил, что Карамзин открыл Россию, как Колумб Америку: никто до него не раскрыл так полно картину становления и развития огромного государства, каким была Россия. (Уроки литературы 2002-№7,смотри портрет позднего Карамзина)

    4. Творчество Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы. А.С.Пушкин, с малых лет ценивший и отличавший его от всех других писателей, говорил: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…». Индивидуальное сообщение: Карамзин – историк. 

    В помощь учителю: Творческие поиски привели Карамзина к труду по истории России — его он считал делом всей своей жизни. В 1803 г. царь назначил его российским историографом. Двенадцать лет жизни, «уединившись в ученый кабинет во время самых лестных успехов» (А.С. Пушкин), Карамзин посвятил «безмолвным и неутомимым трудам». В 1818 г. вышли первые восемь томов «Истории Государства Российского». Работу над ней Карамзин продолжал до последнего часа жизни. Его «История…» состоит из двух частей: увлекательного рассказа об исторических событиях и их участниках, пронизанного нравственными оценками автора, и примечаний, выписок, ссылок на исторические документы, которые занимают большую часть труда. Это позволило А.С. Пушкину сказать: «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец». «История Государства Российского» стала одновременно и историческим трудом, и художественным произведением, привлекшим внимание тысяч читателей.

    Работа над «Историей…» не уводила писателя от современных проблем и событий. Приближенный к царю, Карамзин пытался высказывать ему свое мнение о современном положении страны. Защитник монархической власти, он боролся против ее злоупотреблений. «Я не безмолвствовал о налогах в мирное время, о нелепой <…> системе финансов, о грозных военных поселениях, о странном выборе некоторых важнейших сановников, о министерстве просвещения или затемнения, о необходимости уменьшить войско, воюющее только Россию, о мнимом исправлении дорог, столь тягостном для народа, наконец, о необходимости иметь твердые законы, гражданские и государственные», -записывал он в своем дневнике.

    Следя за развитием событий, Карамзин предсказывает военное столкновение России с Наполеоном. В июне 1812 г. армия Наполеона вторглась в Россию, стала приближаться к Москве. В начале августа 1812 г. Карамзин отправил семью из Москвы, а сам решил вступить в ополчение. Писатель выехал из Москвы с последними отрядами русской армии, твердо уверенный в разгроме врага.

    Последние годы жизни он провел в Петербурге. Когда произошло восстание декабристов, Карамзин, будучи противником революционного насилия, назвал это восстание «нелепой трагедией безумных либерал истов». Писатель, однако, пытался спасти его участников от грозящего им наказания. В эти горькие дни он простудился, тяжело заболел и, не дожив до завершения суда над декабристами, умер.

    Позиция Карамзина как человека и писателя ярко выражена в словах, сказанных им в беседе с немецким путешественником: «Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастие или умалять в своем изложении бедствия; он должен быть прежде всего правдив; но может, даже должен все неприятное, все позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии говорить с радостью и энтузиазмом. Только таким образом может он сделаться национальным бытописателем, чем прежде всего должен быть историк».

    1. Хочу зачитать вам отрывок из статьи «Что нужно автору?» Н.М.Карамзина. 

    «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто — против воли своей. <…>

    Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо…

    Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских …»

    6. Чтобы познакомиться с самим произведением «История государства Российского», вам понадобится много сил и времени. Немного из предисловия к этому произведению.

    «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

    Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна…

    Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях,  свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.

    Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума!.. На славных играх олимпийских умолкал шум, и толпы безмолвствовали вокруг Геродота, читающего предания веков. Еще не зная употребления букв, народы уже любят историю: старец указывает юноше на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя… История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая царства и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; еще не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувствительность…

    …Пусть греки, римляне пленяют воображение: они принадлежат к семейству рода человеческого и нам не чужие по своим добродетелям и слабостям, славе и бедствиям; но имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципиона. Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает отечество, где живем и чувствуем. Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятник ми и немые предметы красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами…

    …Иноземцы могут пропустить скучное для них в нашей древней истории; но добрые россияне не обязаны ли иметь более терпения, следуя правилу государственной нравственности, которая ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному?..

    Благодаря всех, и живых и мертвых, коих ум,  знания, таланты, искусство служили мне руководством, поручаю себя снисходительности сограждан. Мы одно любим, одно желаем: любим отечество; желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не изменится никогда твердое основание нашего величия… да цветет Россия… по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой.»  Декабрь 7, 181

    1. Карамзин – основатель русского сентиментализма.  

    Карамзин стал в России главой литературного направления, получившего на Западе название сентиментализм (от французского слова sentiment — чувство). В основу этого направления был положен новый взгляд на человека как существо чувствительное, на новое для литературы представление о его счастье. Принципы сентиментализма нашли воплощение в повестях и поэзии Карамзина, в его статьях на литературные темы.

    Вот несколько высказываний писателя:

    • «Кто думает, что счастье состоит в богатстве и избытке вещей, тому надобно показать многих здешних Крезов, осыпанных средствами наслаждаться, теряющих вкус ко всем наслаждениям и задолго до смерти умирающих душою». («Письма русского путешественника»)
    • «Чувствительное сердце есть богатый источник идей; ежели разум и вкус помогают ему, то успех несомнителен». («Повесть «Чувствительный и холодный: Два характера»)

    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РОССИИ

    Само название «сентиментализм» (от англ, sentimental — чувствительный, фр. sentiment — чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство (sentiment) сентименталисты сознательно противопоставляли разуму (ratio) классицистов. Зародился он в Западной Европе в XV1I1 столетии. Русские читатели познакомились с ним по произведениям Лоренса Стерна, английского писателя, чье «Сентиментальное путешествие» оказало на русскую литературу огромное воздействие. 

    Представители сентиментализма.

    Англия: Лоренс Стерн — автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристрам Шенди», Ричардсон — автор «Клариссы Гарлоу», одного из любимых Татьяной Лариной романа.

    Франция: крупнейший писатель-сентименталист Жан-Жак Руссо -автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

    Появился в России в 60-70 гг. XVIII в. (М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, Н.А. Львов, молодой В.А. Жуковский).

    Сентиментализм как направление в искусстве сложился в эпоху кризиса Просветительства. Как очевидно уже по названию направления, доминантой «человеческой природы», в отличие от классицизма, сентиментализм избирает чувство. В противовес сословному искусству классицизма, избравшего идеалом человека аристократического происхождения, сентиментализм обращается к жизни простолюдина, показывая его богатый внутренний мир, мир его чувств и переживаний.

    Основная идея — мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои — «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок — созвучен личному переживанию.

    Автор сочувствует героям, его задача — заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.

    Основная тематика — любовная.

    Если основными жанрами классицизма были жанры поэтические, то сентиментализм вводит в литературу прозаические жанры: эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы и интонации. Сентиментализм пробудил и интерес к личности писателя, сделав особенно популярными жанры, в которых автор мог с наибольшей полнотой выразить свой взгляд на мир, свои представления о людях, о событиях, рассказать о себе самом. Писатель-классицист, подражая книжным образцам, мог творить, не выходя из кабинета. Для сентименталистов же предпочтительнее путешествие, обогащавшее впечатлениями, дававшее обширное поле наблюдений над нравами и характерами. Неслучайно поэтому особенно широкое распространение в литературе сентиментализма получил жанр путешествия.

    Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике — идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (жанр письма).

    Вершиной русского сентиментализма стала повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Ниспровергая все каноны классицистической поэтики, героиней своей повести писатель делает «добродетельную поселянку», утверждая идею «естественного равенства людей»: его восклицание «И крестьянки любить умеют!» поистине произвело переворот в сознании современников и в литературе.

    В центре повествования — образ автора. Н. Карамзин утверждал, что «творец всегда изображается в творении и часто против воли своей», что всякое произведение — «портрет души и сердца автора». Как в любом произведении сентиментализма, действительность представлена у Н. Карамзина через призму авторского восприятия, авторской эмоции.

    Идейная основа — протест против испорченности аристократического общества.

    Основное свойство — стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

    Ставя своей целью максимально приблизиться к читателю, сентименталисты изменили представления о художественном пространстве произведения. Если в произведении классициста оно было весьма условно, то сентименталисты впервые вводят реальное, легко узнаваемое описание ландшафта. В «Бедной Лизе» — это окрестности Симонова монастыря, ставшие впоследствии местом паломничества пораженных новой художественной реальностью читателей.

    Используют сентименталисты и прием прямого обращения к читателю, вовлекая его в события, описываемые в произведении, заставляя его сочувствовать героям, сопереживать происходящему.

    Впервые в сентиментализме появился эмоционально окрашенный пейзаж. Причем в отличие от классицистического, это не условный, а вполне конкретный и узнаваемый пейзаж средней полосы России. Пейзаж становится лирическим аккомпанементом к происходящим событиям и переживаниям героев, помогает раскрыть их эмоциональное состояние. Не менее важна и языковая практика сентиментализма.

    Черты:

    — уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;

    — подчеркнутая субъективность подхода к миру;

    — культ чувства;
    — культ природы;

    — культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности; утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

    Особенности русского сентиментализма.

    — сильная дидактическая установка;
    — выраженный просветительский характер;

     — активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

    Более полные представления о сентиментализме вы получите, читая повесть Карамзина «Бедная Лиза».

    1. Карамзин внес большой вклад в развитие русского литературного языка. Отказавшись от обилия церковнославянизмов и просторечных слов, он обогатил язык лексикой чувства и создал легкую, изящную фразу, правда, далекую от народной речи, но понятную всем, даже читателям из народа. Н.М. Карамзину мы обязаны такими словами, как промышленность, общественность, человечный, образ (применительно к искусству) и др. по словам В.Виноградова, Карамзину удалось «образовать доступный широкому читательскому кругу один язык «для книг и для общества», чтобы «писать, как говорят, и говорить, как пишут».
    2. Сегодня мы очень много говорили о Карамзине, многое о нем узнали.
    3. Д/З: 1.наизусть Ломоносова, Державина. 2. «Бедная Лиза» — читать.3. стр. уч. 103, вопр.2,  

    Урок №2. Тема: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новое в русской литературе.

    Название урока: «И крестьянки любить умеют…».

    Эпиграф:  «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо…»; «О человечество! …я стенаю о твоих заблуждениях!» (Н.М.Карамзин).

    Цель: сюжет и композиция повести; стилевые особенности текста; Эраст и Лиза: психологизм в раскрытии внутреннего мира героев через любовные переживания.

    Ход урока:

    1. Повторение ранее изученного.

    — Расскажите об основных периодах жизни и творчества Н.М.Карамзина.

    — Перечислите основные черты сентиментализма как литературного направления.

    — Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма?

    2. Работа над текстом.

    • Вы прочитали прославившую Карамзина повесть «Бедная Лиза». Написанная более 200 лет назад, она вызывала раньше и вызывает сейчас споры и прямо противоположные оценки.

    В конце XVIII и в первое десятилетие XIX в. повесть читалась с восторгом, выдержала шесть изданий, стала предметом подражания и в жизни и в литературе (появились повести А.Е. Измайлова «Бедная Маша», А. Попова «Бедная Лилия» и др.). В конце 20-х и начале 30-х годов XIX в. она казалась уже данью ушедшей моде.

    Однако современный ученый (В. Муравьев) убежден, что повесть «Бедная Лиза» «не знала за два века ни забвения, ни утраты читательской любви». А это значит, что и сейчас повесть читается с интересом. Выскажите свое мнение и вы как читатели. Интересна ли вам эта повесть? Если да, то чем? Что привлекает в ней? Правдива ли она, на ваш взгляд? Что, по-вашему, в ней правда, а что — нет? Попытайтесь понять свои чувства и переживания, испытанные при чтении, и объяснить их.

    • Сравните эти высказывания Карамзина (эпиграфы) . Что говорят они нам о писателе?

    Карамзин не может пройти мимо бед, несчастий человека.  Он наделен добрым сердцем, чувствиельностью.

    —  Что  значит «стенаю»?  (Стенать — стонать,кричать со стоном. Стон — от боли душевной.)

    • Послушайте слова Карамзина. Актуальны ли эти слова Карамзина для нашего времени?

    -«Мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того и другие уважать не будут… Станем смело наряду с другими народами, скажем ясно свое имя и повторим его с благородною гордостью».

    -«Как человек, так и народ начинает всегда подражанием, но должен со временем быть самим собою. Хорошо и должно учиться, но горе и человеку, и народу, который будет всегда учеником!»

    • Слово учителя. Повесть «Бедная Лиза» (1792) была с восторгом принята современниками. В основу ее положен сюжет, широко распространенный в литературе сентиментализма: молодой богатый дворянин добился любви бедной девушки-крестьянки, оставил ее и тайно женился на богатой дворянке. При случайной встрече с возлюбленным все раскрывается, он пытается деньгами загладить свой проступок. Бедная девушка не перенесла горя и утопилась. Причина популярности «Бедной Лизы» заключалась в том, что в традиционный сюжет о несчастной любви автор внес живую жизнь, на место героев, произносящих патетические фразы о любви, поставил героев подлинно любящих, страдающих, показал любовь как многогранное, но изменчивое чувство.

    От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика.)

    Исчерпывается ли только этим роль повествователя? Докажите по тексту присутствие рассказчика. (Рассказчик душевно вовлечен в отношения героев. Ребята отмечают характерные для сентиментализма незримое присутствие автора, лиризм. Повествователь кажется им даже излишне чувствительным, они улыбаются, читая повторяющиеся «Ах!», но видят в нем благородного, гуманного человека, ранимого, остро ощущающего чужую беду. Повествователь  бывает  печален,   радостен, гневен).

    — О чем эта повесть?

    — Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить её отец с матерью?  Как называла Лизу мать?

    — Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? (по тексту)

    — Проследим, какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят.  Прежде всего чувства главной героини повести — Лизы. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

    (Можно  выявить  внутренние переживания, говорящие о любви Лизы: смущение, волнение, грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эраста, и даже дважды говорит об этом в повести: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между крестьянами…», «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка…» Но любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может и не хочет скрыть. Героиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому).

    Как автор передает то или иное состояние Лизы? (Лиза «еще более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала…», «тихим голосом пела жалобные песни», «провожала его глазами», «все жилки в ней забились», «встала, хотела идти, но не могла» и т.д.  Делаем вывод о том, что точно найденные писателем внешние проявления переживаний позволяют понять, что происходит в душе героини. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!»)

    —        Как вы думаете, почему Лиза выражается таким правильным и поэтичным языком?

    (Карамзин в повести решал вопрос о внесословной ценности человека, хотел раскрыть красоту и благородство чувств своей героини, потому такой язык.)

    — Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?

    — А какое мнение сложилось у вас о нем? Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

    (Самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Лиза привлекла его прежде всего своей внешностью. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Отметим, что подобное воздействие женской красоты на мужскую душу — постоянный мотив сентиментальной литературы. Первоначально он думал «о чистых радостях», намеревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Чувствуется авторская ирония. Но все же Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем. По словам автора, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии…». Предательство его ненамеренное, но тем более коварное).

    — Значить, любовь стала испытанием для героя?

    (Он плохо знал свой характер, слишком переоценил свои нравственные силы. Сентиментальные идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам <…> и в счастливой праздности все дни свои провождали». Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть <…> одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. В его чувстве нет глубины, оно эгоистично).

    —        В «Бедной Лизе» существенное место занимает тема денег. Как все, связанное с деньгами, освещает человеческие отношения’?

    (Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких своекорыстных помыслов. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься?» — настораживается Эраст. «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» — упрекает его Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их (он положил ей деньги в карман) — позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и пойди домой». Он женится на богатой вдове, чтобы поправить свои дела.)

    — Как можно назвать в этот момент Эраста? Какой он? Подберите слова для характеристики.

     (Словарная работа: корыстный — стремящийся к личной выгоде,  наживе, жадный меркантильный — скупой в мелочах, излишне расчетливый, торгашеский)

    —        А как расценить поступок Лизы? Этими ста рублями не «откупается» ли она от матери?

    (В  сентиментальной литературе деньги всегда вызывали осудительное отношение к себе. Искренняя, настоящая помощь должна  выражаться в поступках, в непосредственном участии в судьбе людей. Деньги же создаю лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений. «Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо и слеза катится по лицу моему») .

    — Как проявляется здесь отношение автора к герою?

    — Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста?  (Человек в литературе сентиментализма лишен боевого духа, не борется за свои чувства, подчиняясь обстоятельствам. Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки).

    — Как, по-вашему, относится автор к самоубийству героини?

    — Что  узнаем мы об Эрасте из финала повести? Произошло ли очищение души?

    (Да, он понял свои ошибки, «не мог утешиться», жестоко корит себя, ходит на могилу Лизы. Карамзин говорит о встрече и примирении их душ в ином мире) .

    — Делаем вывод: на примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности, но и предупреждает о необходимости рассудка в любви.

    В чьи уста вкладывает писатель эти размышления? ( Матери Лизы и Повествователя. Они люди зрелые, мудрые, лучше знают жизнь, понимают, что человек строит свое счастье на гармонии чувства и разума…)

    — Как понимать финальную фразу повести?

    — Для достижения максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Эраста и Лизы происходили возле Симонова пруда, который после повести Карамзина получил название Лизиного пруда. В духе сентиментализма автор соединяет описание природы с изображением мыслей и настроений человека.

     Обратимся к пейзажу, как он связан с другими сторонами повествования?

    (Ребята анализируют пейзажные зарисовки, дают толкование символам весны, ландыша, тумана, осени; отмечают связь природы с Лизой («Печальная горлица соединила жалобный голос свой с ее стенаниями» и прочие примеры) и отсутствие такой связи с Эрастом. Говорят о свете и мраке в повести. Автор, по их мнению, наделяет природу разумом.

    — Подведем итоги: как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?

    — В чем смысл заглавия? (Бедная — несчастная.  Как отметил Ю.Лотман, в эпитете бедная — эмоциональная реакция повествователя на события повести. Заглавие «построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим отношение к ней Повествователя. Таким образом, в заглавие оказывается введен не только мир объекта повествования, но и мир Повествователя, между которыми установлено отношение сочувствия». Для рассказчика речь идет не только о факте, требующем морализаторства, но о судьбах людей, один из которых был ему знаком, а могила другой становится излюбленным местом его прогулок и размышлений).

    —        Какие, на ваш взгляд, «чувства добрые» воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?

    (Карамзин учит ценить человека не по сословной принадлежности, а за душевное богатство, проявляемое в любви. Учит ответственности за свои поступки)

    — Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?

    Д/З:  1. Большую роль в повести играют описания природы. Ее жизнь включается в отношения героев, помогает понять душевное состояние героини. Проследите, как общение с природой передает чувство Лизы.

    1. Напишите сочинение на тему: «Почему свою повесть Карамзин назвал «Бедная Лиза».

    История создания произведения

    Где бы не встречалось имя Н. М. Карамзина, сразу приходит на ум его повесть «Бедная Лиза». Прославив молодого поэта, она является одним из ярких произведений в русском . Это произведение считают первой сентиментальной повестью, принесшей автору славу и популярность.

    В 1792 году Николай Карамзин, которому было 25 лет, работал редактором «Московского журнала». В нем впервые была опубликована повесть «Бедная Лиза». По словам современников, в ту пору Карамзин жил в окрестности Симонова Монастыря на даче Бекетова. Он хорошо знал те места и перенес все их красоты на страницы своего произведения. Сергиев пруд, якобы вырытый С. Радонежским, впоследствии стал центром внимания влюбленных пар, которые приходили туда на прогулки. Позже пруд был переименован в «Лизин пруд».

    Анализ произведения Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», план пересказа

    Анализ произведения

    Эта повесть является одним из первых сентиментальных про­изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран­ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг­рают чувства.

    Одним из главных героев произведения становится повество­ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествова­теля оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заг­лавии данной повести сочетается имя собственное с определен­ным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не собы­тие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет но­сит психологический характер.

    Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помо­щи в лютых бедствиях.

    Завязкой становится встреча Лизы, бедной девушки, с моло­дым дворянином Эрастом.

    Далее следует развитие сюжета — любовь Эраста и Лизы, которые дают друг другу обещание верности. Но когда страсть берет верх над чувствами Эраста, он, добившись желаемого, охладевает к девушке.

    Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.

    Развязка — гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разре­шить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком. Для Лизы жизни без Эраста не существует.

    Очень важным для писателя-сентименталиста было обраще­ние к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился. Материал с сайта //iEssay.ru

    Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тон­кий и ранимый внутренний мир представительницы низшего со­словия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы — сострадание к простым людям, сочувствие их ра­достям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных. Та­ким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.

    План пересказа

    1. Описание окрестностей Москвы.
    2. Жизнь Лизы.
    3. Знакомство с Эрастом.
    4. Признание в любви.
    5. Случайная встреча с Эрастом в Москве.
    6. Гибель Лизы.
    7. Дальнейшая судьба Эраста.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

    На этой странице материал по темам:

    • самый интересный эпизод в рассказе » бедная лиза
    • из рассказа н м карамзин биография бедной лизы
    • упражнения определение темы и проблемы произведения
    • карамзин о произведении бедная лиза
    • цитатный план по произведению бедная лиза

    Творческий метод и стиль

    Новаторским подходом в повести является сам образ рассказчика. Повествование ведётся от имени автора, человека, которому не безразличны судьбы главных героев. Его сопереживание и участие передается в манере изложения, что делает повесть соответствующей всем законам сентиментализма. Рассказчик сочувствует героям, переживает за них и никого не осуждает, хотя в ходе повествования он даёт волю своим эмоциям и пишет, что готов проклинать Эраста, что плачет, что сердце его обливается кровью. Описывая мысли и чувства своих героев, автор обращается к ним, спорит с ними, страдает с ними – всё это тоже было новым в литературе и тоже соответствовало поэтике сентиментализма.

    Карамзин смог также по-новому показать в повести пейзаж. Природа в произведении уже не является просто фоном, она гармонирует и соответствует чувствам, которые переживают герои повести. Становится активной художественной силой произведения. Так, после признания Эраста в любви вся природа ликует вместе с Лизой: поют птицы, ярко светит солнце, благоухают цветы. Когда же молодые люди не смогли противостоять зову страсти, грозным предупреждением шумит буря, и дождь льётся из чёрных туч.

    Проблематика произведения

    • Социальная: история влюбленных, принадлежащих к разным социальным слоям, несмотря на всю красу и нежность чувств, приводит к трагедии, а не к счастливому финалу, к которому привыкли в старых романах.
    • Философская: борьба разума с сильными естественными чувствами.
    • Моральная: нравственный конфликт повести. Прекрасные чувства между крестьянкой Лизой и дворянином Эрастом. В итоге после недолгих моментов счастья чувствительность героев приводит Лизу к гибели, а Эраст остаётся несчастным и будет вечно корить себя за смерть Лизы; именно он, по словам рассказчика, поведал ему эту историю и показал Лизину могилу.

    Тема

    Проводя в «Бедной Лизе» анализ произведения, можно выделить несколько главных тем, которые затрагивает автор. В описании жизни крестьян, писатель идеализирует крестьянский быт и жизнь крестьян в близком общении с природой. По Карамзину главная героиня повести, выросшая на природе, по сути не может быть отрицательным персонажем, она чиста и высоконравственна, обладающая всеми добродетелями девушки, выросшей на свято чтимых традициях крестьянской семьи.

    Основной мыслью рассказа является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. Забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. Но Лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве Эраста, от отчаяния бросилась в озеро.

    Многогранная проблематика произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне. Образы деревни и города сопоставимы с образами главных героев. Город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и Эраст поступает с Лизой. Как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает. Это вся та же тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев. Напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как Эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и Лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.

    Чартков – портрет в повести “Портрет”, описание художника

    Главная проблема Лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. Скорее всего, Лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни, и дала волю своим чувствам. Когда она потеряла Эраста, она потеряла и смысл жизни.

    Характеристика героев

    Лиза. Главная героиня – девушка крестьянка. Автор показал ее истинный образ, не похожий на всеобщее представление о крестьянках: «прекрасная телом и душой поселянка», «нежная и чувствительная Лиза», любящая дочь своих родителей. Она трудится, оберегает мать от беспокойства, не показывая своего страдания и слез. Даже перед прудом Лиза вспоминает о матери. Она решается на роковой поступок, уверенная, что помогла матери, чем смогла: передала ей деньги. После знакомства с Эрастом Лиза мечтала о том, чтобы ее возлюбленный был рожден простым пастухом. Это подчеркивает всю бескорыстность ее души, а также то, что она реально смотрела на вещи и понимала, что между крестьянкой и дворянином не может быть ничего общего.

    Эраст. В романе его образ соответствует социальному обществу, в котором он вырос. Богатый дворянин, в чине офицера, который вел разгульную жизнь в поисках утех в светских забавах. Но не находя желаемого, скучал и жаловался на судьбу. Карамзин в образе Эраста показал новый тип героя – разочарованного аристократа. Он не был «коварным соблазнителем» и искренне влюбился в Лизу. Эраст также является жертвой трагедии, и у него свое наказание. Впоследствии еще многие герои произведений русской литературы представлены в образе «лишнего человека», слабые и неприспособленные к жизни. Автор подчёркивает, что Эраст был добрым от природы, но слабым и ветреным человеком. Он был мечтательным, представлял жизнь в розовом цвете, начитавшись романов и лирических стихотворений. Поэтому его любовь не выдержала проверки реальной жизнью.

    Мать Лизы. Образ матери Лизы часто остаётся вне поля зрения, так как основное внимание читателя приковано к главным действующим лицам. Тем не менее не следует забывать, что знаменитые слова Карамзина «и крестьянки любить умеют» относятся не к Лизе, а к её матери. Это именно она преданно любила своего Ивана, прожила с ним в счастье и согласии долгие годы и очень тяжело перенесла его смерть. Единственное, что удерживало её на земле – дочь, которую она не могла оставить одну, поэтому она и мечтает выдать Лизу замуж, чтобы быть спокойной за её будущее. Старушка не выдерживает обрушившегося на неё горя – известия о самоубийстве Лизы – и умирает.

    Изучение повести «Бедная Лиза» в 9 классе

    Изучение повести «Бедная Лиза» в 9 классе

    Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), имевшую необыкновенный успех у читателей, затем «Письма русского путешественника» (1791—92), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям.

    В основу повести «Бедная Лиза»положена просветительская идея внесословной ценности человеческой личности.

    Крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры каждого из них раскрываются в любовном сюжете.

    Лиза Эраст
    осталась после отца пятнадцати лет,- одна Лиза, не щадя своей нежной

    молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала

    холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве.

    довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от

    природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем

    удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и

    жаловался на судьбу свою.

    Психологически точно показывает Карамзин взаимоотношения героев: влюбленная Лиза принимает Эраста не за того, кем он является на самом деле, она говорит возлюбленному: «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!..» – «Почему же?» – «Я крестьянка…». Эраст отвечает : «»Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная невинная душа,- и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».Это не решение вопроса, но Лиза этого не почувствовала, потому что надежда на то, что она останется с Эрастом, будет жить в сердце до последней минуты, пока Эраст не выставит девушку за дверь. И когда Лизины иллюзии рухнут, ей ничего не останется, кроме смерти.

    Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. «Что принадлежит до Лизы, – пишет Карамзин, – то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала… и в удовольствии его полагала свое счастие». Она отказывает сыну богатого крестьянина из соседней деревни, потому что любит Эраста, не задумываясь о последствиях своей страсти — это скорее уже романтическая героиня, которая становится сильной и решительной. Лиза готова ждать, верит в скорейшее счастливое возвращение Эраста назад, к ней.

    Она готова бороться за свою любовь: в последнюю их встречу « Эраст вышел и хотел уже идти на крыльцо огромного дома, как вдруг почувствовал себя в Лизиных объятиях».

    Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем, это герой сентиментальной повести, Эраст, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным… Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии…», он был наказан тем, что после смерти Лизы всю жизни был несчастлив и вскоре умер. Именно он рассказал повествователю историю бедной Лизы.

    Таким образом, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков.

    Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Первоначально он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою, как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть… одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог».

    Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Следует заметить, что образу Эраста в повести сопутствует весьма прозаический лейтмотив. Это – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывают к себе, в большей или меньшей степени, осудительное отношение.

    Искренняя, настоящая помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках, в непосредственном участии в судьбе страдальцев. Что касается денег, то они создают лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений.

    Показательна сцена в кабинете: Эраст побледнел — потом, не отвечая ни слова на ее восклицания, взял ее за руку, привел в свой кабинет, запер дверь и сказал ей: «Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня, Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра, Вот сто рублей — возьми их,- он положил ей деньги в карман,- позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и поди домой».

    Прежде нежели Лиза могла опомниться, он вывел ее из кабинета и сказал слуге: «Проводи эту девушку со двора». Пройдёт время, и в «Станционном смотрителе» Пушкина граф Минский точно также, вручив деньги, выставит за дверь Самсона Вырина, который придёт защитить свою любимую дочь.

    Лиза в какой-то степени является «заблудшей овечкой»,не оправдавшей надежды своей матери, которая приглашает уезжающего Эраста по возвращении прийти на будущую свадьбу и даже на крестины будущих Лизиных детей — «Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на нее. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту». Для Лизы потеря Эраста равноценна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки.

    Получить полный текст

    Репетиторы

    ЕГЭ

    Дипломная

    Трагический финал повести свидетельствует о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего благополучной развязкой унизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы.

    Там, где большое, сильное чувство вступает в противоречие с социальными барьерами, идиллии быть не может.

    Материалы к урокам по «Бедной Лизе Карамзина».

    «Бедная Лиза»,1827

    Как и мои уважаемые коллеги, к работе над уроками по «Бедной Лизе Карамзина »я выбираю именно эту картину художника Кипренского.

    Вопросы и задания на уроке:

    -Создайте портрет Лизы как героини повести Карамзина и сравните его с портретом кисти Кипренского.

    -Сравните, как относится к Лизе автор-повествователь и как относится к своей героине художник.

    — В какой момент показал бедную Лизу художник(подобрать цитаты).

    Варианты, предложенные учениками:

    «Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! Она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою…»

    «Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?»

    «Наконец пришла она, но так невесела, что он испугался; глаза ее

    от слез покраснели. «Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» — «Ах, Эраст! Я

    Получить полный текст

    Курсовая

    ЕГЭ

    Дипломная

    плакала!» — «О чем? Что такое?» — «Я должна сказать тебе все. За меня

    сватается жених, сын богатого крестьянина из соседней деревни; матушка

    хочет, чтобы я за него вышла».— «И ты соглашаешься?»- «Жестокий! Можешь ли об этом спрашивать?»

    «Она пришла в себя — и свет показался ей уныл и печален. Все приятности

    натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу. «Ах! — думала она.-Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом?»

    «Мне нельзя жить,- думала Лиза,- нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!»

    Удивительным образом показал Кипренский бедную Лизу –чувствительную героиню Карамзина-любая из цитат подходит к портрету, и мои ученики это убедительно доказывают: Лизе до слёз жалко мать, ей не страшно отдать своё сердце другому, страшна жизнь без возлюбленного Эраста.

    Но всё же ребята приходят к общему выводу, что самое большое потрясение — это осознание того, что Эраст её больше не любит и незачем ей жить. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит в пустоту: в ее дрожащей руке красный цветок, лепестки которого как бы опалены печалью, горестным вздохом героини— это символ любви, но любви уже нет, и жизнь потеряла смысл.

    -Подготовьте презентации с видами (репродукции, фото) Симонова монастыря, а также видами старой Москвы, московских святынь.

    Симонов монастырь в Москве. Из акв. альбома «Виды Москвы», 1846 г. Л. (1801–1850)

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. . Бедная Лиза. Повести. – М., 1976.

    2. Карамзин . – М., 1991.

    3. Косулина честного человека. // «Литература в школе», № 6, 1995.

    4. Писатели нашего края 18–19 в. в. – Ульяновск, 1977, с. 5–17.

    5. , Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 12–15.

    6.Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.

    7. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель . – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 88.

    9. Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 72.

    10. Писатели нашего края 18–19 в. в. – Ульяновск, 1977, с. 65–76.

    Сюжет и композиция

    Все события повести происходят на протяжении трех месяцев. Однако автор повествует о них как о событиях тридцатилетней давности. Кроме психологии героев, которая до мелочей раскрыта в повести, на концовку влияют и внешние события, толкнувшие главную героиню на решительный шаг.

    Начинается и заканчивается повесть описанием окрестностей Симонова монастыря, которые напоминают рассказчику о плачевной судьбе бедной Лизы. Возле её могилы он любит сидеть в задумчивости под сенью деревьев и смотреть на пруд. Это описание было сделано Карамзиным настолько точно и живописно, что началось паломничество поклонников повести к монастырю, поиски места, где была хижина, поиски могилы Лизы и т. д. Читатели поверили в то, что эта история действительно произошла на самом деле.

    Новым и непривычным было в повести то, что вместо ожидаемого (по привычным романам) счастливого финала читатель встречался с горькой правдой жизни.

    Как говорил Карамзин о повести «Бедная Лиза»: «Сказка весьма не замысловатая». Эраст – молодой, богатый дворянин, влюбляется в дочь поселенца Лизу. Но из-за сословного неравенства брак их невозможен. Он ищет в ней друга, однако дружеское общение перерастает в более глубокие взаимные чувства. Но он быстро охладел к девушке. Находясь в армии, Эраст проигрывает свое состояние и, чтобы поправить финансовую ситуацию, женится на богатой пожилой вдове. Случайно встретив в городе Эраста, Лиза решает, что сердце его принадлежит другой. Не в силах смириться с этим, Лиза топится в том самом пруду, возле которого они когда-то встречались. Эраст до конца дней своих остаётся несчастным, он долгие годы страдает от мук раскаяния и открывает эту историю рассказчику за год до своей смерти. «Теперь, может быть, они уже примирились!» – такими словами завершает свою повесть Карамзин.

    Роль в повествовании московского пейзажа как психологической характеристики героев

    Образ автора-рассказчика, его позиция

    У Карамзина впервые появляется особого рода пейзаж, не просто отражающий описания полюбившихся автору-рассказчику мест и «милых сердцу» времен дня и года, эти пейзажные зарисовки служат для отражения состояния его души. Он пишет, что любит бесцельно бродить «куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам» и находит «новые приятные места» или замечает в «старых новые красоты». Ему полюбились окрестности Симонова монастыря, там он в уединении радовался приходу весны, а осенью «горевал вместе с природою».

    Эти места у стен овеянного легендами мрачного заброшенного древнего монастыря с готическими башнями на высоком берегу Москва-реки связаны с трагической жизнью и смертью Лизы: неподалеку стояла ее хижина, здесь она погибла. С высокого холма открывался вдалеке «величественный амфитеатр» Москвы,«ужасная громада домов и церквей», Воробьевы горы, Данилов монастырь, Коломенское, видны окрестные деревеньки и бесчисленные золотые купола в лучах заходящего солнца, зеленые луга с многочисленными стадами, река с плывущими судами, доставляющими хлеб в «алчную» отставную столицу. Здесь рассказчику часто вспоминается история монастыря, Москвы и плачевная судьба бедной девушки, похороненной под дубом у пруда. Это место хранит не только московские тайны, но и тайну бедной Лизы. Впервые судьба вымышленного персонажа привязана к реальному месту.

    Еще до развития любовного сюжета, в пейзажной зарисовке определяются средства психологической характеристики главных героев и среда, в которой воспитаны. Эраст – порождение города,который представляется и «алчным» и гибельным. Почти каждое упоминание о герое связано с мотивом денег: за ландыши пытался заплатить вместо пятака рубль, хотел скупать всю работу девушки и платить вдесятеро больше, состояние проиграл в карты, из-за денег женился, выпроваживая возлюбленную, сунул ей сто рублей в карман. Не умея зарабатывать, он лишь с удовольствием тратит, Лиза же к деньгам относится щепетильно, зарабатывая гроши, она за свой труд отказывается брать более положенного.

    Героиня «Бедной Лизы» – дитя деревенской природы, пространства естественности, искренности. Матушка Лизы, словно предчувствуя беду, всегда молилась перед иконой и зажигала свечу, когда Лиза уходила в город, стараясь оберечь ее от «всякой беды и напасти». Пейзажные детали характеризуют главную героиню, подчеркивая ее близость к окружающему миру. В чертах Лизы присутствует природное начало: ее щеки горели «как заря в ясный, тихий вечер», ее улыбка была «как майское утро», «розы на щеках ее освежались». Ее облику присуща свежесть и чистота, в деталях, связанными с нею, много белого цвета: держит ландыши в руках, молоко наливает из «чистой кринки», вытирает белым полотенцем стакан, смотрит перед восходом солнца на белые туманы.

    Природа откликается на состояние души девушки. Лиза смотрит на восходящее солнце, и в ее душе зарождается еще неведомое ей чувство. После объяснения с Эрастом она, как никогда ранее, радуется прекрасному утру, пению жаворонков, сиянию солнца, запаху цветов. На вечерних свиданиях лунным светом серебрятся ее волосы, которыми играет ветер. Природа предстает умиротворенной, как и ее чувства. После грехопадения Лиза считает себя преступницей, природа вторит ее душевому состоянию, предвещая беду: шумит буря, в черных тучах сверкает молния, гремит гром. Описания природы в повести выполняют не просто эстетическую функцию, они помогают понять внутренний мир героини.

    Авторская позиция в «Бедной Лизе» проявляется в сочувствии героям: он оплакивает несчастную участь Лизы; Эраста, хоть и осуждает, все же жалеет, ведь тот, раскаявшись, поведал ему историю своей любви. Автор-рассказчик, изложивший печальную повесть о бедной Лизе и Эрасте, предстает благородным и чутким человеком. Незримо присутствующий при развитии событий, наблюдая за своими героями, он делится тем, как тронули его душу сложные оттенки человеческих чувств, заставляя читателя сопереживать героям, что и составляет основную идею «Бедной Лизы».

    Только усвоенная информация становится знанием. В этом вам помогут онлайн-курсы

  • План по произведению пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • План по образу пугачева из рассказа капитанская дочка
  • План по написанию отзыва о рассказе
  • План по литературному чтению 4 класс сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • План по литературному чтению 3 класс сказка о царе салтане