-
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
Русский язык2 минуты назад
Помогите с русским
-
Физика26 минут назад
Задача по Физики
-
Химия27 минут назад
100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути
-
Английский язык27 минут назад
Кто может помочь ,за ранеее благодарю
-
Русский язык27 минут назад
2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Пересказ
КРЕМЛЕВСКИЕ ПАЛАТЫ (1598 г., 20 февраля). Князья Шуйский и Воротынский разговаривают о Борисе, который заперся в монастыре с сестрою и отказывается от «благословения на державу». Все его уговаривают: и патриарх, и бояре, и народ. Оба горюют о зря убитом маленьком царевиче Димитрии, если Годунов отказывается от престола. Они почти уверены в том, что злодеяние совершено по его приказанию. Но «царь на все глядел глазами Годунова, всему внимал ушами Годунова». Шуйский поражается тому, что «Вчерашний раб, татарин, зять Ма-люты, / Зять палача и сам в душе палач, / Возьмет венец и бармы Мономаха…» Потом думают, что и они могли бы взойти на престол. Они ведь князья «Природные, и Рюриковой крови». Видят в окно, что народ разошелся. Наверное, что-то произошло.
КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ. Народ волнуется: «О, Боже мой, кто будет нами править? О горе нам!» Потом выходит дьяк Щелка-нов и говорит: «Завтра опять «Мы все пойдем молить царицу вновь, / Да сжалится над сирою Москвою / И на венец благословит Бориса»».
ДЕВИЧЬЕ ПОЛЕ. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ. Народ шумит, прислушивается к тому, что творится в монастыре. Поднимается вой и плач: «Ах, смилуйся, отец наш! властвуй нами! Будь наш отец, наш царь!», а одна баба бросает своего ребенка на землю, чтобы тот плакал. Одни плачут, другие выжимают из себя слезы. Потом вдруг народ восклицает: «Венец над ним! он царь! он согласился!»
КРЕМЛЕВСКИЕ ПАЛАТЫ. Новый царь говорит, что принял власть «со страхом и смиреньем». Потом все собираются поклониться гробам «почиющих властителей России» и устроить пир. И бояре с Борисом уходят. Остаются Шуйский и Воротынский. Воротынский напоминает Шуйскому об их разговоре насчет того, что они могли бы взбунтовать народ и сами взяться за царствование. Шуйский, «хитрый царедворец», отказывается.
НОЧЬ. КЕЛЬЯ В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ (1603 г.). Отец Пимен заканчивает свою летопись, Григорий спит. Потом просыпается встревоженный и повествует свой сон: «Мне снилося, что лестница крутая / Меня вела на башню; с высоты. / Мне виделась Москва, что муравейник; / Внизу народ на площади кипел / И на меня указывал со смехом,.. / И три раза мне снился тот же сон». Пимен успокаивает его, говоря, что дело все в его молодой крови, рассказывает ему, что он видел за все годы, покуда писал летопись. А Григорий интересуется смертью Димитрия-царевича, поскольку Пимен был в то время в Угличе.
Пимен рассказывает: «Привел меня Бог видеть злое дело, / Кровавый грех… Наутро в час обедни / Вдруг слышу звон, ударили в набат, / Крик, шум. Бегут на двор царицы. / Я спешу туда ж -а там уже весь город. / Гляжу: лежит зарезанный царевич; / А тут народ, остервеняеь, волочит безбожную предательницу-мамку… / Вдруг меж их, свиреп, от злости бледен, является Иуда Битяговский…» Пимен гасит лампаду, а Григорий про себя: «Борис, Борис! все пред тобой трепещет, / Никто тебе не смеет и напомнить / О жребии несчастного младенца… / Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда».
ПАЛАТЫ ПАТРИАРХА. Игумен Чудова монастыря докладывает о том, что из монастыря сбежал Григорий Отрепьев, который был поручен отцу Пимену. «Он был весьма грамотен: читал наши летописи, сочинял каноны святым…» Патриарх в бешенстве: «Уж эти мне грамотеи! что еще выдумал! буду царем на Москве! Ах, он сосуд диавольский!.. Поймать и сослать на вечное покаяние!»
ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Один стольник другому говорит, что царь заперся с каким-то колдуном. Входит царь: «Достиг я высшей власти; / Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет в моей душе… / Предчувствую небесный гром и горе… Я думал свой народ / В довольствии, во славе успокоить, / Щедротами любовь его снискать — / Но отложил пустое попеченье: / Живая власть для черни ненавистна, / Они любить умеют только мертвых». Бориса Годунова мучает совесть за убийство царевича.
КОРЧМА НА ЛИТОВСКОЙ ГРАНИЦЕ. Григорий Отрепьев в облике мирянина в доме у хозяйки вместе с бродягами-чернецами Михаилом и Варлаамом. Бродяги просят мирянина выпить с ними вина, тот отказывается. Григорий интересуется у хозяйки: «А далече ли до Луевых гор?» Хозяйка отвечает, что недалеко, но пройти к ним будет сложно, так как везде «заставы царские да сторожевые приставы».
Мимо избы идут приставы, самозванец волнуется, хочет спрятаться, да негде. Приставы входят, спрашивают у всех, кто кем является, достают царский указ о поимке Гришки Отрепьева. Приставы подозревают, что беглец — Мисаил. Просят кого-нибудь из грамотных прочитать указ, Григорий отзывается и читает: «Чудова монастыря недостойный чернец Григорий… впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями… царь повелел изловить его…» Приставы добавляют: «И повесить».
Потом Григорий начинает описывать внешность Мисаила, как будто это написано в указе. Тут Варлаам, перепугавшись, вспоминает грамоту: «Я давно не читывал и худо разбираю, а тут уж разберу, как дело до петли доходит… А лет ему от роду двадцать… А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая». Все смотрят на Григория, тот вынимает кинжал, а потом бросается в окно, приставы за ним.
МОСКВА. ДОМ ШУЙСКОГО. В доме ужин и множество гостей, все поднимают бокалы за государя. Потом все уходят, остаются хозяин дома и Афанасий Михайлович Пушкин. Пушкин говорит: «Странную племянник пишет новость. Сын Грозного… / По манию Бориса убиенный… Димитрий жив». Шуйский удивляется, Афанасий Михайлович продолжает: «Да слышно, он умен, приветлив, ловок, / По нраву всем. Московских беглецов / Обворожил. Латинские попы с ним заодно. / Король его ласкает / И, говорят, подмогу обещал». Шуйский уверен, что это самозванец.
ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Царевич Феодор чертит географическую карту, Ксения, царевна, тоскует по убиенному царевичу. Входит царь, а через некоторое время — Семен Годунов. Он провожает Ксению с мамкой в свои покои и сообщает, что прибыл гонец Пушкина из Кракова и что Пушкин после этого уже разговаривал с Шуйским. Царь приказывает гонца схватить, а за Шуйским послать.
Входит Шуйский, докладывает, «Что в Кракове явился самозванец / И что король и паны за него». Государь не понимает, тогда Василий Шуйский продолжает: «Конечно, царь: сильна твоя держава… / Но знаешь сам: бессмысленная чернь изменчива, мятежна, суеверна… / Для истины глуха и равнодушна, / А баснями питается она… / Так если сей неведомый бродяга / Литовскую границу перейдет, / К нему толпу безумцев привлечет / Димитрия воскреснувшее имя».
Царь в бешенстве. Он провожает за дверь царевича Феодора и спрашивает, был ли по правде убит царевич Димитрий или произошла подмена? Шуйский искренне отвечает, что он сам видел его труп в соборе. Годунов успокаивается и просит его удалиться, а сам переводит дух: «Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась — и тяжко опускалась… / Так решено: не окажу я страха, — / Но презирать не должно ничего. / Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»
КРАКОВ. ДОМ ВИШНЕВЕЦКОГО. Григорий уверен, что русский народ его поддержит, а pater Черниковский благословляет его. Входит толпа русских и поляков. Самозванец говорит всем: «Товарищи! мы выступаем завтра / Из Кракова. Я, Мнишек, у тебя / Остановлюсь в Самборе на три дня… / Прелестную Марину я надеюсь увидеть там… / Сыны славян, я скоро поведу / В желанный бой дружины ваши грозны». Потом у него «просят меча и службы» Курбский, Хрущев, Карела, казак с Дона, присланный от вольных атаманов.
ЗАМОК ВОЕВОДЫ МНИШЕКА В САМБОРЕ. Мнишек и Вишневецкий говорят, что мнимый Димитрий влюбился в Марину Мнишек (дочь Мнишека) и что, кроме нее, никого не видит. Отец радуется за дочь, ведь он и не думал, что она будет царицей: «Я только ей промолвил: ну, смотри! / Не упускай Димитрия!., и вот / Все кончено. Уж он в ее сетях». Марина во время танца тихо назначает Димитрию свидание в аллее у фонтана. Некие дама и кавалер обсуждают их. Кавалер: «Что в ней нашел Димитрий?.. Да, мраморная нимфа: глаза, уста без жизни, без улыбки…»
НОЧЬ. САД. ФОНТАН. Самозванец трепетно ждет Марину: «Мне вечная неволя угрожала, / За мной гнались — я духом не смутился… / Но что ж теперь теснит мое дыханье?»
Появляется Марина, она холодна: «Я требую, чтоб ты души своей / Мне тайные открыл теперь надежды, / Намеренья и даже опасенья…» Димитрию не до этого, он хочет забыть обо всех трудностях и опасностях в объятиях девушки. Марина напоминает ему: «Стыдись; не забывай / Высокого, святого назначенья: / Тебе твой сан дороже должен быть…» Самозванец начинает сомневаться в чувствах Марины: «Не говори, что сан, а не меня / Избрала ты… Нет! полно: / Я не хочу делиться с мертвецом. / Нет, полно мне притворствовать!.. / твой Димитрий давно погиб, зарыт — и не воскреснет… / я бедный черноризец… Что скажешь ты, / надменная Марина?»
Димитрий падает на колени перед ней. Марина гневно просит встать «бедного самозванца». И он дает зарок: «Клянусь тебе, что сердца моего / Ты вымучить одна могла признанье. / Клянусь тебе, что никогда, нигде… / Сих тяжких тайн не выдаст мой язык». Марина его пугает, говорит, что сама откроет тайну. Самозванец, переступая через чувства: «Не мнишь ли ты, что я тебя боюсь? / Что более поверят польской деве, / Чем русскому царевичу?.. / Димитрий я иль нет — что им за дело? / Но я предлог раздоров и войны,… и тебя, / Мятежница! поверь, молчать заставят». Марина отвечает: «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа… / Но — слышит Бог — …/ Пока тобой не свержен Годунов, / Любви речей не буду слушать я».
ГРАНИЦА ЛИТОВСКАЯ (1604 г.). Курбский радуется русской границе: «Святая Русь, Отечество! / Я твой! Чужбины прах с презреньем отряхаю…» Самозванец идет с поникшей головой: «Как счастлив он! как чистая душа / В нем радостью и славой разыгралась…» Полки скачут вперед через границу.
ЦАРСКАЯ ДУМА. Царь посылает Трубецкого и Басманова «смирить безумца». Патриарх благословляет его. Потом рассказывает тайну, которую ему поведал старец в год, когда Годунов взошел на трон. В «младых летах» старец ослеп, затем долго и напрасно лечился. Но однажды, когда он уже привык к своей | слепоте, ему во сне явился голос царевича Димитрия, который сказал: «Встань, дедушка, поди / Ты в Углич-град, в собор Преображенья; / Там помолись ты над моей могилкой, / Бог милостив… Царь небесный / Приял меня в лик ангелов своих, / И я теперь великий чудотворец!» И когда старец пришел туда и помолился перед гробом, он прозрел. Патриарх посоветовал перенести святые мощи в Кремль. Общее смущение, царь отирает лицо платком и соглашается.
РАВНИНА БЛИЗ НОВГОРОДА-СЕВЕРСКОГО (1604 г., 21 декабря). Битва между «самозванским» и «царским» войсками. Димитрий побеждает: «Довольно: щадите русскую кровь. Отбой!».
ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД СОБОРОМ В МОСКВЕ. Народ ждет царя. Мальчишки смеются над юродивым. Потом царь выходит из собора, вокруг него бояре. Царь приказывает подать милостыню юродивому. Юродивый кричит: «Борис, Борис! Ни-колку маленькие дети обижают. Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». Царь просит его помолиться за его душу, юродивый отказывается: «…молиться за царя Ирода -Богородица не велит».
СЕВСК. Войска самозванца схватили пленника. Димитрий допрашивает его, спрашивает о Годунове, о Москве. Тот отвечает: «…о тебе / Там говорить не слишком нынче смеют. / Кому язык отрежут, а кому / И голову…» Димитрий назначает бой на завтра. Многие сомневаются в успехе, так как царских войск больше.
ЛЕС. Все войско Лжедимитрия «побито в прах». Царевичу предлагают бежать.
МОСКВА. ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Царь сетует на то, что побежденный Лжедимитрий снова угрожает ему. Он хочет послать Басманова командовать царской дружиной. Царь уходит принимать «иноплеменных», просит Басманова подождать его. Через некоторое время бегут бояре: «Царь занемог… Царь умирает!.. На троне он сидел и вдруг упал — / Кровь хлынула из уст и из ушей». Царя выносят на стуле. Борис просит оставить с ним только царевича: «…я достиг верховной власти… чем? / Не спрашивай. Довольно: ты невинен, / Ты царствовать теперь по праву станешь. / Я, я за все один отвечу Богу…» Он советует сыну мудро управлять страной. Требует, чтобы бояре поклялись служить «усердием и правдой» Феодору. Начинается обряд пострижения Бориса. Он умирает.
СТАВКА. Басманов вводит Пушкина. Пушкин призывает пойти под власть Лжедимитрия. Басманов стоит за юного царя и отказывается. Пушкин уходит. Басманов переживает: «Он прав, он прав; везде измена зреет — / Что делать мне? Ужели буду ждать, / Чтоб и меня бунтовщики связали / И выдали Отрепьеву? Не лучше ль / Предупредить разрыв потока бурный / И самому… Но изменить присяге! / Но заслужить бесчестье в род и род!». Задумывается и, наконец, принимает решение: «Коня! трубите сбор».
ЛОБНОЕ МЕСТО. Пушкин сообщает народу: «Московские граждане, / Вам кланяться царевич приказал. / Вы знаете, как промысел небесный / Царевича от рук убийцы спас; / Он шел казнить злодея своего, / Но Божий суд уж поразил Бориса. / Димитрию Россия покорилась; / Басманов сам с раскаяньем усердным / Свои полки привел ему к присяге… / Подымите вы руку на царя / Законного, на внука Мономаха?» Народ послушен. Крики: «Да здравствует Димитрий, наш отец!., вязать Борисова щенка! Да гибнет род Бориса Годунова!»
КРЕМЛЬ. ДОМ БОРИСОВ. Стража у крыльца. Нищий просит милостыню у Феодора, тот отвечает: «Поди, старик, я беднее тебя, ты на воле». Кто-то из народа жалеет пленную семью Годунова, кто-то проклинает. Ксения в страхе замирает. В дом Бориса входят Голицын, Мосальский, Молчанов, Шерефединов, за ними стрельцы. Слышится шум в доме, женский крик. Мосальский является на крыльце и говорит народу: «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы». Народ в ужасе молчит. Мосальский продолжает: «Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» Народ безмолвствует.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
6
Пушкин борис Годунов составить план
1 ответ:
0
0
«Борис Годунов»
План
1. Борис с сестрой в монастыре.
2. Ожидание на согласие принять венец.
3. Народ умоляет Бориса.
4. Принятие великой власти.
5. События в келье.
6. Разочарование царя.
7. Действия Григория Отрепьева.
8. Самозванец и Марина.
9. Самозванец на границе с Литвой.
10. Неистовая борьба.
11. Борис занемог и умер.
12. Народ: «Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»
13. Народ безмолвствует.
Читайте также
Мне тоже показался мультик три толстика
Гремят раскаты молодые<em>, </em>громокипящий кубок,<span>в небе голубом, весенний, первый гром, проворный поток, раскаты молодые, проворный поток</span>
Ответ:
Чарльз Дарвин (1809-1882)
Наверное, нет нужды никому объяснять, что именно Чарльз Дарвин стал основоположником современной теории эволюции. Конечно, все началось не сразу. Первые мысли на эту тему начали формироваться у Дарвина еще в тот период, когда он отправился в кругосветное путешествие в качестве натуралиста на судне королевского флота под названием «Бигль» (1831-1836). И уже остаток всей своей жизни Дарвин посвятил развитию этих идей. Главный труд его жизни, опубликованный в 1859-ом году – «Происхождение видов» – вызвал жесткую реакцию консервативного общества. И это неудивительно: фактически, Дарвин выступил открыто против Библии и версии божественного сотворения окружающего мира, заменив это теорией эволюционного развития всех живых существ. Именно тогда человечеству впервые пришлось пытаться осмысливать тот факт, что прямыми предками людей были человекообразные обезьяны (по мнению Дарвина).
Объяснение:
4,5,1
по моему так)но я не уверенна
1. Кто такой дубровский?
2. Какой характер у Владимира Дубровского?
3. Смысл имени и фамилии героя.
4. Интерьер и вид Дубровского.
5. Особенность его речи и внутренних монологов.
6. Поступки раскрывающие его характер.
7. Авторское отношение к герою.
8. Какие обстоятельства заставили его стать разбойником?
9. Возраст Дубровского.
10. Изменение в жизни Дубровского.
Тема урока: «А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)».
Класс: 7
Учебно-методический комплект (УМК) «Литература. 7 класс. Коровина В.Я.»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: интегрированный ( литература – история – музыка).
Метод обучения: комбинированный.
Технологии: речевого развития, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.
Приемы: «Мозговой штурм», «Осмысление эпиграфа», «Система «толстых» и «тонких» вопросов», «Синквейн».
Цель урока: познакомить учащихся с отрывком из драмы А. С. Пушкина, с особенностями драмы.
Задачи урока:
- Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к литературе;
- воспитывать ценностное отношение к слову;
- развивать коммуникативные УУД:
- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- Развивающие:
- развивать внимание;
- развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развивать творческие, речевые способности учащихся;
- формировать логическое мышление;
- развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- Образовательные:
- развивать умение формулировать определение понятий;
- формировать умение отличать особенности литературных жанров;
- развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать технику чтения.
Формируемые УУД:
Личностные ( внутренняя позиция учащегося, учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке) ;
Коммуникативные (умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на вопросы, аргументировать);
Познавательные ( поиск и выделение необходимой информации, умение воспроизводить простые логические действия);
Регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование.
Принципы системно-деятельностного подхода:
-принцип психологической комфортности;
-принцип деятельности;
-принцип непрерывности, вариативности, творчества.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийная презентация к уроку;
- УМК;
- Словари;
- Карточки с заданием.
Структура урока:
I.ПОДГОТОВКА К ПОГРУЖЕНИЮ В ТЕКСТ:
1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной цели.
II.ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ:
1.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
2.Физминутка.
3.Закрепление изученного материала.
III. ПОСТКОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП:
1.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
2.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
I.ПОДГОТОВКА К ПОГРУЖЕНИЮ В ТЕКСТ.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
— Добрый день, дорогие ребята. Известный педагог Я.А.Коменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я думаю, сегодняшний урок пройдет с пользой для нас всех и каждый усвоит что-то важное для себя. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами очень дружно и активно поработаем.
Актуализация знаний. Постановка учебной цели.
Проверка Д/З. ( прием – «Мозговой Штурм»)
— Ребята, с творчеством какого писателя вы познакомились на последних уроках?
— Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знаете?
— Назовите героев произведений А.С.Пушкина, которые вам запомнились.
— Как вы думаете, почему именно эти образы Александр Сергеевич выбрал для своих произведений?
— А сейчас я бы хотела прочитать вам отрывок из стихотворения Кондратия Федоровича Рылеева. Послушайте его и подумайте, какое произведение мы будем сегодня проходить, и как будет звучать тема нашего урока:
Москва-река дремотною волной
Катилась тихо меж брегами;
В нее, гордясь, гляделся Кремль стеной
И златоверхими главами.
Умолк по улицам и вдоль брегов
Кипящего народа гул шумящий.
Всё в тихом сне: один лишь Годунов
На ложе бодрствует стенящий.
Пред образом Спасителя, в углу,
Лампада тусклая трепещет,
И бледный луч, блуждая по челу,
В очах страдальца страшно блещет.
Тут зрелся скипетр, корона там видна,
Здесь золото и серебро сияло!
Увы! лишь добродетели и сна
Великому недоставало! ‹…›
( учащиеся называют тему урока)
— Откройте тетради, запишите число и тему урока. ( «А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.)
— Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать его главную цель: что сегодня предстоит нам выполнить?
( Цель – знакомство с отрывком из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)
— Правильно, в ходе урока мы познакомимся с фрагментом трагедии, углубим представление о драматическом жанре; будем совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умения давать характеристику героям произведения, развивать навыки выразительного чтения, свои творческие способности.
II.ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ.
— Итак, сегодня мы знакомимся с новым для вас произведением А.С.Пушкина «Борис Годунов». И начнем мы с истории. (Выступление ученика с использованием подготовленных слайдов для презентации к уроку)
— Чему же посвящена трагедия «Борис Годунов»
Работа с эпиграфом.
— Ребята, перед вами два эпиграфа. Давайте прочитаем каждый и выберем, какой нам подходит к уроку больше.
Металися смущенные народы,
И высились, и падали цари,
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари…
А.С.Пушкин.
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробом.
А.С.Пушкин.
— Выберете и запишите тот эпиграф, который, по вашему мнению, подходит к нашему уроку.
— Мы с вами не раз упомянули на уроке слово «трагедия». Давайте же отыщем в толковом словаре определение трагедии и запишем его в тетрадь.
— Ребята, летом вы читали произведение «Борис Годунов» полностью, а дома вы вспоминали отрывок, относящийся к событиям в Чудовом монастыре. Сейчас я хотела бы зачитать вам один из монологов в данной трагедии. (Читает учитель)
— При чтении отрывка вам встретились незнакомые архаизмы. Зачитайте их. А теперь найдем их значение в словаре В.И.Даля.
Физкультминутка.
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения
Исходное положение – сидя на стуле.
1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение; 3-голову наклонить влево; 4-исходное положение; 5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-исходное положение. Темп медленный. Повторить 3-4 раза.
— Ребята, использую систему «Толстых и тонких вопросов», давайте с вами дадим характеристику главным героям сцены.
— Назовите героев сцены в Чудовом монастыре.
— Когда происходит эта сцена?
— Как Пимен относится к труду летописца? Докажите примерами из текста.
— Где происходят события, описанные автором в данном отрывке?
— Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?
— Как он относится к Григорию?
— Какое событие изменило судьбу Пимена?
— Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»?
— Только ли царей винит в преступлениях Пимен?
— Что приснилось Григорию в ночь, описанную автором?
— Можно ли назвать сон Григория вещим?
— Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?
Работа с карточками.
— Ребята, на карточках записаны различные эпитеты и слова, обозначающие черты характера. В карточке № 1 подчеркните те, которые, по вашему мнению, относятся к летописцу, а в карточке №2 черты, характеризующие Григория. (Дети подчеркивают)
Карточка № 1
Простодушие, гордость, жадность, смиренность, спокойный, жестокий, мудрый, верный Богу, злой, мстительный, усердие, умилительная кротость.
Карточка № 2
Доброта, жажда власти, стремление к богатству, страх, жалость, самозванец, мудрость, простодушие, беглый инок, жалость, хитрость, наивность.
Закрепление изученного материала.
— И сегодня драма Пушкина востребована: кино, театр, музыка. Переводы.
В завершении урока хочу предложить вам послушать музыку величайшего композитора Модеста Петровича Мусоргского, который тоже обратился к этой исторической теме и написал оперу «Борис Годунов».
— Ребята, какие эмоции и ассоциации возникли у вас при прослушивании музыки?
III. ПОСТКОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП
Рефлексия.
— Проверим, как вы усвоили полученные на уроке знания. Продолжите фразы:
— Среди героев трагедии я запомнил…
— В произведении «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) нашли свое отражение мысли о…
-Драматические произведения отличаются от ряда других тем, что…
— Отличительные черты трагедии в том, что…
-А сейчас я хотела бы предложить вам составить синквейн. С этим понятием вы уже знакомились не только на уроках русского языка, но и других. С технологией составления синквейна вы уже знакомы. Попробуйте самостоятельно в тетрадях выполнить это задание, а потом мы зачитаем ваши варианты.
— Ребята, наш урок подошел к концу, и перед тем, как вы получите домашнее задание, давайте попробуем дать оценку нашей с вами работе.
— Как вы считаете, достигнута ли главная цель урока?
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Все ли вам было понятно на сегодняшнем уроке и на что бы вам хотелось обратить внимание?
— Перед вами листы самооценки, я предлагаю вам их заполнить, чтобы оценить вашу работу на уроке.
Домашнее задание:
- Выразительное чтение отрывка.
- Сообщение «История России в произведениях Пушкина»