Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
2
Как написать план к русской народной былине «На заставе богатырской»?
Как составить план к былине «На заставе богатырской»?
Какой подойдет план к былине, сказке «На заставе богатырской»?
План для пересказа произведения, книги, былины «На заставе богатырской»?
2 ответа:
3
0
Былина «На заставе богатырской» о том, как богатыри служили на заставе и охраняли нашу русскую землю от нашествия вражеских сил.
План пересказа сказки можно составить такой:
- Застава, которую охраняют сильные и могучие богатыри.
- Богатыри покинули заставу по своим делам.
- Добрыня увидел следы хазарского богатыря и поднял тревогу.
- Илья Муромец принял решение сам идти в бой с хазарским богатырём.
- Встреча с сильным богатырём.
- Честный бой двух богатырей.
- Илья Муромец падает и хазарский богатырь сел ему на грудь.
- Нахвальщик усмехается над богатырём русским.
- Илья просит сил у земли и побеждает чужеземца.
- Илья Муромец проявляет великодушие и дарит жизнь нахвальщику.
- Запрет Ильи чужестранцу ступать на землю русскую
2
0
События, описанные в этой былине, начинаются с того, что некий неизвестный богатырь, просочился, проник на Русь мимо богатырской заставы, на которой несли дозор русские богатыри. Опомнились богатыри, решили в погоню за нахвальщиком пуститься. Решали-рядили, кого послать и выпало гнаться Добрыне Никитичу. Но тот как увидел могучего иноземного богатыря, испугался и со стыдом на заставу вернулся.
И пришлось ехать вдогонку самому Илье Муромцу.
Но даже Илья был поражен, увидел могучего богатыря. Но не дрогнул, а бой принял. И победил чужеземного нахвальщика в честной битве. А победив, отпустил на все четыре стороны, да на заставе о богатыре этом подивился.
Составим план пересказа былины «На заставе богатырской»:
- Застава в чистом поле
- Богатыри по делам разъехались
- Добрыня видит чужой след
- Споры о том, кто поедет за чужаком
- Добрыня в погоне
- Страх Добрыни
- Решение Ильи Муромца
- Удивительной силы богатырь
- Богатыри бьются на конях
- Богатыри бьются пешими
- Падение Ильи Муромца
- Насмешки нахвальщика
- Победа Ильи Муромца
- Судьба нахвальщика
- Возвращение Ильи на заставу.
Читайте также
В былине «Соловей Будимирович» поется о том, как прибывает в Киев богатый гость заморский, купец Соловей Будимирович, и поражает воображение молодой княжны Забавы. Зовет Соловей Забаву замуж, и Забава отвечает согласием. Но Соловью надо продать товар и он отправляется за море, а пока его нет, Забаву сватает другой купец, некий Попов. И только возвращение Соловья останавливает свадьбу и Забава все-таки выходит за своего любимого жениха.
План для пересказа к былине «Соловей Будимирович»:
- Богатые корабли на Днепре
- Соловей решает вопрос с подарками
- Соловей прибывает в Киев
- Соловей одаривает князя
- Позволение разбить шатер в саду
- Утро Забавы Путятишны
- Встреча с Соловьем в шатре
- Совет матушки
- Давыд Плопов и его обман
- Расстроенная свадьба.
- Счастливые молодые.
Рассказ «Здоровая мысль «Драгунского повествует о двух мальчишках, которые играются с корабликом и спешат затем домой. Но им так тяжело найти именно свой дом, свою квартиру среди многих схожих подъездов.
План к рассказу «Здоровая мысль» можно написать так:
- Витя и Миша после школы идут домой. но на улице целые потоки воды.
- Мальчики мастерят кораблик из бумаги и пускают его на воду.
- Мишка вспоминает, что ему пора домой, ведь сегодня дежурит папа и ждет его.
- Он рассказывает, что ему очень тяжело найти свою квартиру.
- Витя сознается, что и он не может отыскать свое парадное, пока его мама не выйдет на балкон.
- Соседка забирает Мишу, а Витя начинает искать свою квартиру.
- Его принимают за сборщика макулатуры, в другой квартире слышен лай.
- В третьей вартире девушка сообщает, что он уже шестой потерявшийся, угощает яблоком и указывает мальчику наегоподъезд.
- Миша возвращается домой и просит папу установить на подъезде опознавательный знак — портрет мамы.
- Мама смеется, а папа считает, что это здравая мысль. Все знают, что мама у Вити — настоящая красавица.
План к мифу Древнего Египта «Как боги играли в шашки».
- Описание богини неба Нут
- Рассказ о Боге солнца Ра
- Обида Ра и его указ
- Тот, бог мудрости, помог Нут.
- Богиня Луны и игра в шашки
- Нут стала матерью
- Дней в году стало 365.
- Вывод
К сказке Туве Янссон «Маленькие тролли и большое наводнение» может подойти такой план:
- Муми — тролль и его мама решили найти местечко, где можно построить новый дом.
- Они забрели в дремучий бор, а в темном лесу все кажется еще опасней, чем на самом деле.
- Маленький зверек не любит ходить по болоту.
- Когда Муми — мама была ребенком, муми- тролли обычно обитали у людей за печками. А потом печек почти не осталось.
- Пожилой господин пригласил всех в гости и показал свой удивительный сладкий сад.
- На морском берегу можно встретить злобного муравьиного льва и безразличных хатифнаттов.
- Морской тролль, азартный мореход и путешественник, привел лодку в спокойную гавань.
- Мальчик из большой башни вспомнил про муми — тролля с особенной привычкой засовывать хвост в карман.
- Проливной дождь, ужасное наводнение и господин Марабу, принесший их прямо к папе.
- Вода спала, а построенный папой дом нашелся в чудесной долине.
Сказка «Муми-тролль и комета» довольно большая по объему, в ней десять глав и множество приключений, запомнить которые полностью совершенно невозможно. Поэтому можно составить план, в котором отразить самые важные события сказки, чтобы опираясь на него, можно было пересказать ее содержание.
План сказки «Муми-тролль и комета»:
- Муми-тролль и Снифф на бергу моря находят грот
- Ондатр предсказывает гибель Земли
- Муми-тролль и Снифф отправляются на плоту в обсерваторию
- Друзья знакомятся со Снусмумриком и он плывет вместе с ними.
- Плот терпит крушение и друзей спасает Хемаль-энтомолог
- Друзья посещают обсерваторию и узнаю время падения кометы
- Муми-тролль спасает фрекен Снорк, в которую влюбляется
- Друзья возвращаются домой, но сперва попадают на танцы
- Друзья на ходулях переходят высохшее море
- Жители муми-долины спасаются бегством
- Друзья знакомятся с Хемалем-филателистом и на его платьях летят домой
- Друзья возвращаются в муми-дом
- Эвакуация в грот
- Спасение котенка
- Комета пролетает мимо.
Технологическая
карта урока литературного чтения.
Тема урока.
Читальный зал. Былина «На заставе
богатырской»
Тип урока.
Урок изучения нового материала.
Цель:
Создать
условия для ознакомления учащихся с былиной «На заставе богатырской»
Задачи:
продолжить знакомство с былинным творчеством народа,
формирование представлений о былине, особенностях его построения;
расширение представлений учащихся о русских богатыре Илье Муромце,
его подвигах перед землей русской;
совершенствование навыков чтения;
учить сравнивать, обобщать, делать выводы;
развитие связной речи, памяти, творческого воображения учащихся
средствами художественной литературы;
воспитание любви к родине, уважения к ее защитникам; внимательности,
любви к поэтическому слову.
Результаты:
Личностные.
осознавать смысл
приобретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение.
Метапредметные.
РУУД:
формулировать учебную задачу урока, планировать своё высказывание; оценивать
свои речевые высказывания и высказывания сверстников
ПУУД: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из
текста; выделять основную мысль и тему эпизода
КУУД: строить своё речевое высказывание, воспроизводить
спланированное высказывание, передавая чувства героев и своё отношение к ним.
Предметные: знать, что такое былина, общие признаки былин.
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
Орг. момент.
Вхождение в урок
Включение учащихся в деятельность на
личностно-значимом уровне.
-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок
литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас! (Слайд № 1)
-Каким вы хотите видеть наш урок?
-Улыбнитесь друг
другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем
настроение радости.
-Пусть этот урок принесёт нам радость
общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Оценивают свою готовность и настрой на
работу.
ПР-Самооценка
готовности к уроку.
Учебно-познавательный интерес к данному
уроку.
Актуализация знаний
Повторение изученного материала,
необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в
индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Сильна и могуча Русь. Крепко любит по всей
Руси простой народ богатырей – любит, славит, чествует. Ржаным хлебом с ним
делится, на лучшее место сажает и поёт песни про их славные подвиги, про то,
как берегут и защищают богатыри родную
Повторение пройденного
Задание 1
-С какой темой начали знакомиться в прошлой
четверти?
-Что такое былины?
-О чем рассказывается в былинах?
-Кого на Руси называли богатырями?
-Где исполнялись былины?
-Кто исполнял былины и как?
-С какой былиной мы с вами познакомились на
предыдущем уроке?
Задание 2. Форма работы: парная
Учитель. В
тетради для проверочных работ найдите 3 варианта определения былины и
выберите правильный.
Ответы уч-ся.
Познавательные УУД: умение структурировать
знания.
Коммуникативные УУД: речевая деятельность,
планирование учебного сотрудничества.
Фиксирование затруднения и формулирование темы урока
Обсуждение затруднений («Почему возникли
затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.
Картина «Три богатыря» (Слайд 12)
-Как зовут богатырей?
-О каком богатыре
мы изучали произведения?
-Назовите произведения об Илье Муромце.
-На какие две группы мы можем их
разделить?
-Сегодня у нас на уроке произведение, в
котором говорится о трех богатырях. Название его вы прочтете на стр.89
-Сформулируйте тему урока.
-Обратите внимание, в каком разделе общей
темы находится данное произведение.
-Определите цели урока.
(Ответы учащихся.)
Об Илье Муромце
Авторские и народные
Формулирование темы урока
Мотивационный:
учащиеся участвуют в диалоге-побуждении, соблюдая нормы речевого этикета.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.
Личностные УУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого.
Открытие нового знания
Познакомиться с былиной
Первичное
самостоятельное чтение произведения (стр.89-93)
— Определите
жанр и вид произведения
— Что понравилось и запомнилось?
— Кто главные герои? Кто из них
положительный, а кто — отрицательный?
— Какие
характерные черты Ильи Муромца заметили? (Храбрый, сильный, серьезный,
мудрый, сдержанный, прямодушный)
Повторное чтение вслух и деление былины
на части.
План
1.На богатырской заставе
2.Добрыня увидел след
3.Кому ехать за чужим богатырем?
4.ПоездкаДобрыни.
5.В путь едет Илья
6.Битва с чужим богатырем
Былина, народная
Отвечают на вопросы
Читают по абзацам, составляют план
Познавательные
УУД: воспроизводить
по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и
решение проблем.
Коммуникативные:
уметь
выражать свои мысли.
Регулятивные:
оценивать
уровень владения тем или иным учебным действием
Физминутка
Формирование ценностного отношения к своему
здоровью.
Выполняют упражнение для снятия усталости и
напряжения.
Выполняют
упражнение для снятия усталости и напряжения.
Закрепление
(включение новых знаний в систему знаний ребенка)
Работа в группах.
Задание: 1группа – Почему собрались богатыри на заставе? Подтвердите свой ответ словами
из текста?
2группа – Какие качества Ильи проявились во время боя?
3группа – Как изменилось отношение врага к Илье Муромцу?
— Учащиеся работают по группам.
Познавательные:
Умение
работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.
Личностные:
выражать
положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.
Регулятивные:
оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений
Рефлексия
Осознание учащимися своей учебной деятельности,
самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
С каким произведением познакомились?
-Чему
научила нас эта былина? (доброте, терпению, мужеству, умению любить близких)
-Хотелось
бы вам изменить конец былины?
-У меня в руках Сердечко. Мне хочется,
чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам
понравилось, что запомнилось или что не удалось.
Дополните фразы:
- Я узнал…
- В ходе работы удалось научиться…
- Порадовался тому, что…
Высказывания учащихся.
Коммуникативные: умение
выражать свои мысли
Русская народная сказка «На заставе богатырской»
Жанр: былина
Главные герои сказки «На заставе богатырской» и их характеристика
- Илья Муромец. Славный и великий русский богатырь, защитник границ. Бесстрашный и могучий.
- Нахвальщик. Хазарский богатырь. Злой, язвительный, насмешник.
- Добрыня Никитич. Сильный богатырь, но трусоват.
План пересказа сказки «На заставе богатырской»
- Застава в степи
- Богатыри в разъездах
- Хазарские следы
- Возмущение Добрыни
- Выбор героя
- Возражения Ильи Муромца
- Страх Добрыни
- Бесстрашие Ильи.
- Добрый бой
- Насмешки нахвальщика
- Победа Ильи
- Признание Ильи.
Кратчайшее содержание сказки «На заставе богатырской» для читательского дневника в 6 предложений
- На заставе сторожили границы Руси русские богатыри.
- Однажды Добрыня увидел чужой след и поднял заставу по тревоге.
- Послали Добрыню в погоню, но испугался Добрыня чужого богатыря
- Поехал в погоню Илья и сшибся в поле с богатырем.
- Бились они врукопашную и победил Илья нахвальщика, но отпустил.
- Признался Илья, что за всю жизнь такого сильного богатыря не видел.
Главная мысль сказки «На заставе богатырской»
Все спокойно в родной земле будет, пока богатырская застава стоит.
Чему учит сказка «На заставе богатырской»
Сказка учит беречь и защищать свою Родину. Не боятся врага, смело идти ему навстречу. Учит верить в победу, верить в поддержку родной земли. Учит быть милосердным к поверженным врагам, и беспощадным в бою.
Отзыв на сказку «На заставе богатырской»
Очень красивая русская былина об очередном подвиге Ильи Муромца. Мне понравилось, что Илья Муромец не испугался, как Добрыня, что он боролся до конца и победил нахвальщика-злодея. А вот отпустил он его зря. Впрочем, в оригинальной версии былины, Илья убивает нахвальщика, и правильно делает.
Пословицы к сказке «На заставе богатырской»
Славна богатырями русская земля.
Богатыря узнаешь на поле брани.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
Не говори «Гоп» пока не перепрыгнешь.
Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «На заставе богатырской»
Стоит в степи под Киевом богатырская застава. Атаманом на ней был Илья Муромец, были там и остальные богатыри — Алеша Попович, Добрыня Никитич, Гришка — боярский сын.
Крепко держали границу богатыри, мышь мимо не проскочила. Но вот как-то разъехались они по делам. Алеша в Киев поехал, Добрыня на охоту, а Илья просто спать лег.
Возвращается с охоты Добрыня, видит следы в поле чужие, хазарские.
Прискакал Добрыня на заставу, шум поднял. Возмущается, как смогли они чужого богатыря в землю русскую пропустить. Стали богатыри выбирать кого за нахвальщиком послать.
Ваську Долгополого Илья Муромец не велит посылать — говорит, что тот погибнет почем зря. Гришку, боярского сына, также не пускает. Тот сильно хвастливый, а хвастать в бою нельзя. Алешу Поповича тоже не пускает — тот завидущий, сын поповский, золото увидит, погибнет.
Послали Добрыню.
Догнал Добрыня нахвальщика. Кричит ему, ответа требует. А нахвальщик коня оборачивает и на Добрыню устремляется. А озера-реки волнуются, земля дрожит, конь Добрыни на колени падает.
Испугался Добрыня, ускакал. На заставу вернулся. Пришлось самому Илье Муромцу вслед за нахвальщиком гнаться.
Смотрит Илья, в поле чужой богатырь с палицей забавляется, под небеса ее подбрасывает и ловит словно перышко. Кричит Илья богатырю, требует отвечать, почему тот пошлину не платил, ему, как атаману, не кланялся.
Услыхал его нахвальщик, навстречу поскакал. Земля дрожит, но не дрогнет Илья. Ударились богатыри булавами — разломились булавы. Сшиблись копьями — сломались копья. Ударились саблями — разлетелись сабли.
Сошлись богатыри врукопашную биться.
С рассвета до заката бьются, никто верх не берет. Но вот поскользнулся Илья, на землю упал. А нахвальщик ему на грудь сел, ножом играет, насмехается, стариком называет.
Обратился тут Илья к матери-сырой земле, силы попросил. И прибыло ему силы вдвое больше прежнего. Подкинул Илья нахваьщика, да о землю грохнул. Но убивать не стал. Отпустил, как богатыря великого. Только на Русь запретил являться.
А вернувшись на заставу, Илья сказал, что за тридцать лет такого богатыря не видывал.
serdeayltli382
Вопрос по литературе:
План на заставе богатырской
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
aveaic388
Гипербала:
«А что есть люди-то все мертвы лежат.
«Прямоезжаю дороженькой-пятьсот есть верст.
«А и окольной дорожкой-цела тысяча.
Гипербала:
Его добрый конь, да богатырский
С гор на голову стал перескакивать
С холма на холмы стал
Пиремахивать.
Эпитеты:
Добрый молодец
Славный град
Добрый конь
Чисто поле.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
Цицулина Татьяна Евгеньевна
ГБОУ школа-интернат с. Обшаровка, Приволжского района, Самарской области.
Учитель русского языка и развития речи
Тема: Былина. «На заставе богатырской»» II часть.
Цель:продолжение знакомства с былиной.
Задачи:
— формировать знания о художественном жанре и его особенностях: обучать выявлению жанровых отличий былины;
-способствовать развитию интереса к литературному чтению, обогащению словарного запаса;обеспечить условия дляразвития наблюдательности, зрительной памяти;
-формировать представление о русском воине-богатыре как о защитнике Отечества; помочь воспитанникам воспринять образ русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу;
-воспитывать любовь к родной земле, её истории, чувство гордости за её героев на основе текстов былин и сказок.
Оборудование: фонотека, учебник, карточки с пословицами, карандаши.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка д/з. стр. 13 —14 отв. на вопросы.
III. Изучение нового материала.
1.Чтение учителем II части былины.
Почему Илье удалось победить врага?
В чём проявилось великодушие русского богатыря?
2. Словарная работа.
Застава – пост на границе страны. ( Широка и необъятна земля русская. И лесами, и реками богата. Но и воевать приходилось часто. То с юга, то с востока, то с запада жди нападения. А для того строили князья русские «заставы богатырские» ).
Атаман– начальник, глава казачьего войска.
Податаман– старший помощник казачьего войска.
Есаул– помощник атамана.
Палица – вид древнего оружия, очень тяжёлая дубина, окованная железом; вес палицы более 100 кг.
Чело – лоб.
Пошлина – денежный сбор за вывоз и ввоз товаров из одной страны в другую.
Казна – деньги, имущество, доходы государства.
3. Описание богатырей.
— Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам – священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательны, но вместе с тем в каждом богатыре есть что-то свое, особенное.
Илья Муромец принадлежит людям труда. Для его характеристики в былинах используются слова «добрый», «славный», «удалый», а эпитет «старый» подчеркивает его мудрость.
Добрыня Никитич сдержанный, внимательный и образованный.
Алеша Попович самый молодой, находчивый, озорной и веселый.
Все они защитники родной земли, лучшие сыны русского народа.
IV. Закрепление.
1. Прослушивание аудиозаписи былина (IIчасть).
2.ЧтениеII части былины учащимися.
3. Ответьте на вопросы:
— Найдите в тексте и прочитайте описание сборов Добрыни Никитича на бой. Почему Добрыне не удалось сразиться с врагом. Докажите свой ответ словами из текста.
— Прочитайте описание боя Ильи Муромца с врагом. Обратите внимание:
а)Как насмехался во время боя над Ильёй Муромцем захватчик?
б)Почему Илье удалось победить врага?
4. Выборочное чтение.Для того чтобы ярче показать силу богатырей и значимость их подвигов, народ в былинах использовал много преувеличений. Найдите в тексте и прочитайте те выражения. Где есть такие преувеличения.
5. Игра «Собери пословицу». Постарайтесь объяснить смысл выражений из первого столбика. Подберите для этого слова из второго столбика:
бить челом смотреть, приложив ко лбу руку
удаль молодецкая ходить хвастаться
бродить по Руси нахвалыцико отвага, храбрость
смотреть из кулака отдать поклон
на покой пора пора отдыхать
6.Объясните смысл пословиц.
1.Смелость города берёт.
2.Бой отвагу любит.
3.Дома и стены помогают.
4.В поле — две воли: чья сильнее.
-Подходят ли они к содержанию былины? Докажите правильность своего ответа.
-Скажите, почему так дорожат Родиной все богатыри. Что хотел сказать нам народ своей былиной?
7. Подготовьте пересказ былины по плану.
План —
Жизнь на заставе.
Враг на родной земле.
Неудача Добрыни.
Победа Ильи Муромца.
V. Итог урока.
VI. Дз. стр. 16-17 пересказ по плану.