План по рассказу пересолил

logo

  • Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    2 минуты назад

    Помогите с русским

  • fizika
    Физика

    26 минут назад

    Задача по Физики

  • himiya
    Химия

    27 минут назад

    100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    27 минут назад

    Кто может помочь ,за ранеее благодарю

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    27 минут назад

    2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day


4

нужно написать план для пересказа, примерно около 7 пунктов

10 ответов:



4



0

Этот юмористический рассказ о том, как землемер нанял извозчика и испугавшись, что кучер является разбойником, собственно сам напугал последнего, что тот спрыгнул с повозке и спрятался в лесу.

План к этому небольшому рассказу можно предложить такой:

  • Землемеру Смирнову, нужно проехать до усадьбы и он пытается найти почтовых лошадей;
  • По совету станционного жандарма , землемер обращается к мужикам;
  • Землемер едет со здоровым кучером на повозке, запряженной худой лошаденкой;
  • землемер, решивший, что кучер его хочет ограбить, начинает сам его запугивать;
  • кучер Клим , с испугу, прячется в лесу;
  • Землемер два часа уговаривает кучера вернуться;
  • Землемер и кучер Клим продолжили путь и землемеру уже не так страшно.



2



0

Сюжет рассказа незамысловат: в деревню Гнилушки приезжает землемер, Глеб Гаврилович Смирнов, и просит довезти его до назначенного места. Помочь ему вызвался здоровенный и угрюмый мужик, Клим. На тощей, измождённой лошадёнке они едут через тёмный лес.

Землемер с перепугу начинает стращать Клима, будто он под присмотром больших чиновников, что у него и пистолет есть.

Клим от страха свалился с телеги и спрятался в лесу. А Смирнов, поняв, что пересолил, переборщил, перегнул палку, умоляет его вернуться. И дальше едут уже спокойно.

План к рассказу может быть таким:

z87OA4qXAlDOSAz2DtBCtDpw3pHBfodv.png



2



0

План рассказа Чехова «Пересолил» может быть таким:

  1. Землемер Глеб Смирнов собрался межевать соседнюю усадьбу, но не может найти лошадей для преодоления пути через лес.
  2. Жандарм дает ему совет нанять кого-нибудь из местных мужиков, которые иногда подрабатывают извозом.
  3. Землемер договорился за сто целковых с крепким мужиком Климом, и сел в его повозку, запряженную тощей клячей.
  4. Путь через лес показался Смирнову мрачным, он нафантазировал несчастья, которые могут с ним произойти в безлюдном месте, и стал запугивать мужика.
  5. Наслушавшись страшных рассказов землемера, с виду здоровенный мужик Клим выскочил из повозки и скрылся в чаще.
  6. Ошарашенный Смирнов в течение двух часов искал Клима и уговаривал его вернуться.
  7. На остальном протяжении пути землемер успокоился, и его возница, и путь через лес уже не казались Смирнову таящими опасность.



2



0

Рассказ «Пересолил» написанный Чеховым повествует историю когда один трус умудрился напугать другого.

Главного героя землемера Глеба Смирнова подвозил до усадьбы генерала большой и хмурый мужчина Клим. Землемер вдруг начал бояться извозчика и стал того запугивать, говоря, что у него есть револьвер…

Здоровый мужик, понаслушавшись рассказов Смирнова, испугался и убежал в лес.

После этого, землемер осознал ничтожность и беспочвенность своего страха и с трудом смог вернуть Клима из леса.

План рассказа таков:

  • Землемер, Глеб Смирнов в поисках возможности добраться до усадьбы.
  • Землемер просит подвести его мужиков, на что соглашается

извозчик Клим.

  • Землемер начинает панически бояться Клима и сочиняет различные рассказы о себе чтобы устрашить его.
  • Клим напугался и убегает в лес.
  • Смирнов понимает беспочвенность своих страхов и уговаривает Клима вернуться и ехать дальше.
  • Путники продолжают свой путь, больше ни кому не страшно.



1



0

Сюжет рассказа Чехова «Пересолил» о том, как однажды землемер Глеб Смирнов отправился в усадьбу генерала обратился к мужикам подвезти его, на его просьбу отозвался здоровенный, хмурый мужик по имени Клим. Смирнов по дороге почему-то стал бояться извозчика и стал «заливать» ему байки про то, какой он храбрый, но переборщил, «перегнул палку» или как называет это сам автор «пересолил».

Клим, несмотря что намного крупнее Глеба испугался его рассказов и бросился бежать в лес. Глебу стоило больших усилий вернуть Клима назад. После этого Смирнов уже не боялся здоровяка Клима и спокойно доехал до места назначения.

План рассказа можно написать так:

  • Глеб Гаврилович Смирнов ищет повозку для того, чтобы добраться до места назначения.
  • Жандарм даёт землемеру совет — обратиться к мужикам.
  • Подвезти соглашается извозчик по имени Клим.
  • Смирнов боится Клима и начинает перед ним храбриться.
  • Рассказы Смирнова пугают Клима и тот убегает в лес.
  • Уговоры вернуться и продолжить путь дальше были долгими.
  • Продолжение пути и осознание того, что бояться не чего успокоили Глеба Гавриловича.



1



0

Написать план к рассказу «Пересолил» можно такой:

  1. Землемер ищет повозку, чтобы добраться до дальнего хутора.
  2. Смирнову советуют обратиться за помощью к мужикам.
  3. Отвезти землемера соглашается мужик Клим.
  4. Смирнов испугался Клима, но не показывает этого, он начинает ему хвалится, какой он храбрый.
  5. Землемер насколько приукрасил свои небылицы, что Клим испугался.
  6. Клим бросает землемера и бежит в лес.
  7. Землемер рассказывает Климу, что он все придумал.
  8. Смирнов и Клим и дальше продолжают свой путь, теперь они оба спокойны.

Рассказ написан в юмористической манере, когда читаешь рассказ, то сразу понимаешь, до чего может довести страх человека.



0



0

Например план к этому знаменитому рассказу А. П. Чехова можно составить вот такой:

  1. Глеб Смирнов ищет повозку, чтобы добраться туда, куда ему нужно.
  2. Ему дают совет обратиться у мужикам.
  3. Отвезти Смирнова соглашается Клим.
  4. Землемер боится своего извозчика, и начинает говорить что он очень храбрый.
  5. После таких слов Клим испугался и бросает Смирнова.
  6. Тогда Смирнов говорит Климу что все придумал.
  7. Далее Клим и Смирнов следуют по маршруту. Смирнов понимает что боятся уже нечего.

Вот такой краткий план можно составить к этому произведению. Из плана понятно, о чем это произведение.



0



0

  1. Землемеру (фамилия Смирнов) надо добраться до усадьбы и он заказывает повозку.
  2. Обращается по совету, к мужикам.
  3. Клим соглашается отвести Глебюа Смирнова.
  4. Смирнов боится извозчика и начинает врать о своей храбрости.
  5. Клим (извозчик) испугался и бросил землемера.
  6. Смирнов признаётся Климу в своём вранье.
  7. Они продолжают свой путь, они оба спокойны.



0



0

Можно составить по этому произведению такой план —

  1. Землемер пытается найти способ прибыть в усадьбу
  2. Мужики советуют землемеру выход
  3. Кучер Клим везет землемера
  4. Землемер накручивает себе то, что его могут ограбить.
  5. Землемер решает сыграть на упреждение и рассказывает о себе небылицы.
  6. Кучер пугается и оставляет повозку.
  7. Землемер, чувствуя что дорога не продолжится, раскрывается.
  8. Оба они благополучно доезжают до места назначения.



0



0

  1. Смирнов ищет лошадей с целью доехать до усадьбы.
  2. Землемер решает обратиться к мужикам за помощью.
  3. На худой лошадке с немаленьким кучером.
  4. Запугивание кучера.
  5. Клим, испугавшись немало, прячется в лесу.
  6. Смирнов упрашивает кучера вернуться.
  7. Землемер и кучер едут вместе.

Читайте также

Начать следует с высказывания о широкой сфере использования грибов в деятельности человека.

Во-первых, большинство грибов люди используют как продукт питания, поскольку грибы содержат много белка: в сухом веществе доля белка достигает 20-30 процентов.

Грибы также содержат микроэлементы

k8pCXczSylPOTfbbsjo3Ey5Vl6qBuyV.png

а еще — витамины и минеральные вещества. Грибы варят, жарят, маринуют, консервируют, сушат, запекают, начиняют, добавляют в салаты, в первые и вторые блюда.

Следует добавить, что распространенные в домашней выпечке дрожжи тоже являются грибом.

И кисломолочное брожение (кефир, творог, сметана, йогурт) также вызывается грибками. Благодаря грибкам происходят процессы брожения, используемые при производстве вина и пива.

Кроме пищевой сферы, некоторые виды грибов используют в фармацевтической промышленности (пенициллин, благодаря которому изобрели антибиотики), ветеринарии, а также в агропромышленном секторе как средства защиты растений от болезней и вредителей.

По плану можно пересказать все произведение.

Глава первая.

1 Лето закончилось. Невыполненное обещание.

2 Воспоминания о Феде. Встреча одноклассников 1 сентября.

3 Новенький в классе.

Глава вторая

1 Первые успехи и неудачи.

2 Игра в футбол. Непоседа Шишкин.

3 Папа и мама. Вечером за уроками.

Глава третья.

1 Шишкин удивляет.

2 Директор школы.

3 В гостях у Шишкина.

4 Витя, Шишкин и Лика

Глава четвертая

1 Стенгазета. Ссора

2 Кто такой Шишкин?

Глава пятая

1 Собрание в классе. Обещание

Глава шестая.

1 Как Витя вырабатывал силу воли

2 Алик Сорокин, шахматы и арифметика

Глава седьмая

1 Подготовка к концерту

2 Представление на концерте

3 двойка в четверти

Глава восьмая

1 7 ноября. Новое обещание

2 Баскетбол и новое обещание

Глава девятая

1 Как Витя решал задачу

2 Витя помогает Лике решить задачу

3 Одноклассник Юра смеется над Витей

Глава десятая

1 Шишкин, уроки и Лобзик

Глава одиннадцатая

В цирке

Глава двенадцатая

1 В гостях у Шишкина. Диктант

Глава тринадцатая

1 Шишкин не хочет учиться

Глава четырнадцатая

Может ли друг быть ябедой.

Глава пятнадцатая

1 Обман Шишкина.

2 Витя стал понимать. Стыд

Глава шестнадцатая

1 Разговор с директором школы

Глава семнадцатая

1 Шефство над Шишкиным

Глава восемнадцатая

1 успехи Шишкина, Вити и Лобзика

Глава девятнадцатая

1 Как Лобзик решал задачу.

Глава двадцатая

1 Общественная работа

Глава 21

1 Как Витя и Шишкин стали отличниками

В рассказе Н.Носова «Заплатка» главный герой мальчик Бобка очень гордился своими штанами. Они были похожи на солдатские, защитного цвета. Все ребята завидовали ему. Но вот однажды он порвал свои штаны и попросил у мамы зашить их. Мама отказалась и сказала, чтобы он сам это сделал, раз сам их порвал. Тогда Бобка сел, взял иголку и нитку и начал зашивать штаны. Он очень торопился, поэтому заплатка вышла некрасивой. Потом он оторвал ее и пришил заново, более аккуратно и теперь у него все вышло. Тогда Бобка стал гордится своей работой.

<hr />

План рассказа Н.Носова «Заплатка»:

  1. У мальчика Бобки замечательные штаны;
  2. Он лезет через забор и штаны рвутся;
  3. Мама отказывается зашивать штаны;
  4. Ребята смеются над порванными штанами;
  5. Бобка плохо пришил заплатку;
  6. Бобка пришивает заплатку аккуратно;
  7. Ребята восхищаются умением Бобки;

<hr />

Пример рассказа про Катю с Сашей и умную собаку

Наступило лето, школьников распустили на каникулы и Сашка с Катей договорились, что в понедельник мальчик придет к подружке домой, и они вместе подумают, как лучше его провести.

Около 12 часов раздался звонок, и Катя побежала открывать дверь. На пороге стоял Сашка со своей овчаркой по кличке Веста. Оказалось, что родители уже нашли для него занятие на лето — заботиться о собаке, потому он и притащил ее с собой, чтобы десять раз не возвращаться домой.

Т.к. родители Кати были на работе, то Веста вместе с Сашкой была допущена в квартиру, и ребята приступили к разработке своего плана.

За разговорами и спорами время бежало быстро, ребята даже проголодались и хозяйка дома — Катя предложила согреть чай и нарезать бутербродов, чтобы Сашка не сбежал домой на обед. Она включила плиту, взяла спички, зажгла газ, а спичку выбросила в пластиковое ведро для мусора.

Знала бы Катя, что ведро и не до конца потушенная спичка обернутся пожаром…

Ребята продолжали болтать, есть колбасу с сыром, пить чай, а спичка в это время потихоньку хозяйничала в ведре. Вот уже старая газета занялась огнем, с газеты поползла на молочные пакеты, и ведро скоро стало напоминать вулкан, проснувшийся и рассыпающий свои огненные искры по сторонам.

Веста неожиданно заволновалась, ее тонкий нос первым уловил запах гари, и она начала повизгивать и рваться из комнаты. Сашка только прикрикнул на нее и погнал прочь, чтобы она не мешала им думать.

Но Веста, оказавшись в коридоре, уже поняла, что в доме беда. Дым, валивший из кухни, стал пробиваться в комнату к Сашке с Катей, и дети увидав эти синие клубы, страшно испугались. Тут Веста храбро набросилась на дверь и вышибла ее своим могучим телом, потом она зубами, вцепившись в платье девочки, потащила ее к выходу, а за Сашкой вернулась, когда Катя была уже в безопасности. Взрослые, увидав дым, выходящий из квартиры, позвонили пожарным, а когда те приехали, то спасать им никого не пришлось, это уже сделала Веста, а вот с огнем пришлось побороться, т.к. без пены и воды Весте его потушить вряд ли удалось.

Через неделю Сашка пришел к подружке с собакой, на шее которой висела огромная медаль — «лучший пожарный месяца среди собак».

<hr />

Но можно написать совсем коротенький рассказик, например такой.

Шалость

Родители оставили Катю и Сашу одних дома, но предупредили, что со спичками играть нельзя. За старшую в доме осталась овчарка Веста, которая была очень умной и грамотной собакой.

Детям очень скоро стало скучно, игрушки им надоели, мультфильмы показывали старые, и они решили нарушить запрет. Особенно сильно брата с сестрой интересовал вопрос «как спички зажигаются». Проводя опыты по зажиганию спичек, они испортили половину коробка. Но, наконец-то, маленький факел зажегся.

Но, что интересного, когда горит только одна спичка? И тогда дети решили устроить костер индейцев. Они нарвали бумаги, положили ее в тарелку и подожгли. Тут неожиданно распахнулось окно, ветер подул с невероятной силой, и плошка с горящей бумагой опрокинулась на ковер.

Огонь стал быстро расползаться по комнате, дети завизжали от страха. Однако силы окинули их, и они не двигались с места, а только с ужасом взирали на происходящее. Тут Веста, которая все это время сидела на кухне, почуяв неладное, ворвалась в комнату. Ее смелостью и находчивостью позже восхищались пожарные, приехавшие тушить пламя и спасать детей. Собака вытолкала малышей на балкон и стала громко лаять, призывая людей обратить на них внимание. Благодаря Весте, взрослые узнали о происшествии в квартире и вызвали пожарных.

Короткий рассказ Солженицына «Утенок» имеет глубокий смысл, а мы, читая его, начинаем задумываться о хрупкости всего живого на планете. Речь идет о маленьком утенке, которого высиживала курица, и именно она и заменила птенцу родную мать.

Корзинку с утятами перед непогодой унесли в дом, а один малыш потерялся. Вот его и нашел автор, и с удивлением его рассматривает. Он видит, что утенок маленький и беспомощный, а создать его с помощью механизмов человек не способен. Автор миниатюры отмечает, что только природа может сотворить живое существо, а искусственным путем создать его невозможно.

План к рассказу «Утенок» может быть таким:

  1. Маленький утенок ищет маму.
  2. Мама потерявшегося утенка — курица.
  3. Утенок в руках автора.
  4. Человек не способен создать утенка.

План пересказа

1. Землемер Смирнов едет для межевания (определения границ земельных участков) в дальнюю деревню.
2. Смирнов, боясь разбойников и здоровенного возницы, рассказывает выдуманные истории о своей смелости.
3. Возница Клим, испугавшись, скрывается в чаще.
4. Смирнов понимает, что увлекся хвастливыми рассказами. Уговорами ему удается успокоить Клима, чтобы продолжить путь.

Пересказ

Землемер Смирнов приехал на станцию Гнилушки. До деревни, в которую он был вызван для межевания, осталось еще верст тридцать—сорок. На станции землемер обратился к жандарму с просьбой помочь найти ему почтовых лошадей для продолжения пути. Станционный жандарм посоветовал Смирнову идти за станцию, где стоят иногда мужики, которые возят пассажиров. После долгого обсуждения ему удалось договориться со здоровенным мужиком.

Смирнов сел в старую телегу. Лошадь была молодая, но тощая, поэтому она медленно тронулась с места. Возница пояснил, что кобылка молодая, шустрая, ей надо только разбежаться, и тогда ее не остановишь. Когда телега выехала со станции, были сумерки. Впереди уже ничего не было видно. Землемер вдруг подумал, что на него могут напасть разбойники, ограбить его. И возница вызвал у него тревогу, потому что выглядел подозрительно. Чтобы как-то успокоить себя, Смирнов спросил у возницы, как его зовут, да не шалят ли в этом лесу разбойники? Возница ответил, что зовут его Климом, а места здесь довольно спокойные.

Но на этом землемер не успокоился. Он стал рассказывать Климу выдуманную историю о том, как он один справился с десятью разбойниками. И сейчас тоже взял с собой три револьвера. Совсем уже стемнело. Телега вдруг заскрипела, завизжала, задрожала, и нехотя повернула налево. Землемер насторожился. Он опасался, что этот мужик завезет его в лес и ограбит. Стал он рассказывать историю, как он с тремя разбойниками расправился. Возница испугался, погнал лошадь еще быстрее. Смирнов просит попридержать лошадь, объясняя, что за ним еще четыре товарища должны выехать со станции. И велит вознице не оглядываться, ничего в нем нет интересного. Разве что револьверы в кармане. И Смирнов стал рыться в карманах.

Тут Клим и вовсе струсил, вывалился из телеги и на четвереньках побежал к чаще. Испуганным голосом он стал кричать: «Караул! Бери, окаянный, и лошадь, и телегу, только не губи ты моей души!..» Не ожидая такого поворота событий, землемер остановил лошадь, уселся поудобнее в телеге и задумался, как быть? Ехать одному дальше нельзя, он не знал дороги.

И пришлось ему тогда Клима звать. Часа два он все кричал в лесу, пока вдруг не услышал чей-то стон. Клим испуганно сказал, что боится, вдруг он его убьет? Землемер начал успокаивать возницу, говорил, что он пошутил насчет револьверов. Клим сел в телегу и они отправились дальше.

Светило науки — 6 ответов — 0 раз оказано помощи

Антон Павлович Чехов — известный русский писатель. В основном он писал короткие юмористические рассказы. В основе таких рассказов лежит юмористическая ситуация.
В рассказе «Пересолил» простой сюжет. Землемеру Глебу Гаврило-ничу Смирнову надо попасть в деревню генерала Хохотова. Он нанимает телегу и по дороге разговаривает с кучером Климом.
Для создания юмора в этом рассказе Чехов использует своих персонажей. Сначала он показывает, как они выглядят. Автор дает портрет Клима. Эго здоровый мужик, угрюмый, рябой, плохо одет. А вот авторского описания внешности землемера Смирнова нет. Я думаю, это сделано специально. Все, что происходило в дороге, дается только со слов Глеба Гавриловича. Он не является рассказчиком, но все показано как бы «через него» . Глеб Гаврилович говорит, что он хотя и худой, но сильный. Сразу предстают образы здоровенного деревенского мужика и щуплого городского человека.
Потом Чехов постепенно раскрывает их характеры. Сначала характер Глеба Гавриловича: землемер всего боится. Поэтому он сначала выдумывает, будто у него есть три пистолета. Но чем дальше они едут, тем страшнее ему становится. Он начинает рассказывать Климу разные истории о себе, потом об урядниках, которые сидят в засаде. А в самом конце он будто бы вспоминает о друзьях, которые его должны догнать. Так постепенно раскрывается характер Глеба Гавриловича. Он трусоват, ему везде кажется, что его обкрадут или ограбят.
Клим молчалив. Что бы у него ни спрашивал землемер, он отвечает неохотно. Поэтому не ожидаешь, что он так поступит, когда его попутчик решил «показать» ему револьверы. Когда давалось его описание внешности, казалось, что это очень сильный и смелый мужик. На самом деле он оказался еще большим трусом, чем Глеб Гаврилович. Клим просто все бросил и убежал. Он испугался маленького городского человека, хотя я думаю, что Клим был сильнее Глеба Гавриловича.
Юмористическая ситуация рассказа образуется из-за трусости двух людей. Они боятся друг друга. Один прячет свой страх за молчанием, а другой, наоборот, за разговором. В итоге они оба были испуганы

Урок литературы в 5 р1 классе

учителя русского языка и литературы Казанцевой Н.В.

Тема урока: «Пересолил» А.П.Чехова как образец юмористического рассказа

Цели урока:

Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения.

Метапредметные:

Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие малой родины.

Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Познавательные: умение работать со словарями и другими источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное, логически завершенное высказывание, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.

Ход урока:

                                               Тогда человек станет лучше,

 когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П.Чехов    

1. Актуализация знаний. Решение кроссворда

1. Произведения, написанные не стихами

2. Самый известный псевдоним А.П.Чехова

3. Город, в котором родился писатель

4. Кем был отец писателя?

5. Остров, который посетил Чехов , чтобы провести перепись населения.

6. Профессия Чехова

7. Название подмосковного имения Чехова

8. Рассказ Чехова, который вырос из домашней сценки

9. Приморский город, в котором жил Чехов из-за болезни.

— Что получилось у нас в результате?

2. Постановка целей и задач урока

На предыдущем уроке я спросила у вас, ещё не читавших произведение, о чём, может идти речь в рассказе под названием «Пересолил».

 — Совпало ли содержание произведения с возникшими в связи с его названием читательскими ожиданиями?

— Было ли интересно читать? Смешно? Какие моменты показались особенно смешными?

Чехов закончил медицинский факультет Московского университета.
Врач по профессии – Чехов, когда писал произведения, старался указать на те недостатки, которые он видел в людях. То есть писатель всегда оставался врачом и лечил он своих читателей от их плохих качеств. «Смех — лучшее лекарство». «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть» (эпиграф)
— Ребята, как вы считаете, каким образом Антон Павлович Чехов мог лечить своих читателей?

-А чему вы бы хотели научиться у писателя? (рассказывать весело и интересно) как мы можем назвать наш урок?

— Что нам надо сделать, что научиться рассказывать весело? (поработать с текстом, посмотреть, благодаря чему рассказы Чехова такие смешные)

3. Словарная работа

Чтобы нам лучше понять содержание произведения, давайте объясним некоторые слова. Прошу группы, используя учебник или интернет найти толкование слов, которые я вам раздала на листиках: землемер, межевание, возница, почтовые лошади, жандарм, верста.


4.
Изучение нового материала.        

Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и попытаться приоткрыть тайну его творчества.

                            Работа с текстом  в группах
Карточка №1                                                                            
Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. Кто описывает возницу? А землемера? Подготовьте рассказ о них.
.                                                
Карточка №2
Проследите по тексту, как менялись поведение и настроение землемера? От чего они зависели? Как вел себя Клим? Составьте  небольшую сравнительную таблицу: что делают герои, как их поступки взаимосвязаны

Землемер

Клим


Карточка №3
Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе — именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

Они отметили прежде всего фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов), названия станции Гнилушки и деревни Девкино. Привлекли внимание ребят и несоответствия, связанные с возницей. Во-первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во-вторых, казалось бы, богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!” На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Вывод учителя: писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении. Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение.

Карточка №4
Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его ,выразительно прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера. Проведите языковой эксперимент: замените пейзаж на прямо противоположный. Что получится?

Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал — исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.

Карточка № 5
На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

Впечатление, что основной формой речи в рассказе является диалог, обманчиво. Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Речь героя условно можно разделить на две части: это собственно враньё и прямое обращение к вознице. Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.

        В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую. Например: “Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.

        Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера: “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикаетсяКарточка №6. Творческое задание.

     Инсценирование отрывка

— Время подготовки -5  минут
Ответы учащихся по заданиям карточек

Физкультминутка:

1. Вертим головой, как землемер осматривался по сторонам.

2. Клим боится и все быстрее стегает лошадей то правой, то левой рукой ( вращательные движения руками)

3. Землемер говорит о пистолетах — Клим в страхе поворачивается всем корпусом вправо и влево.

5. Знакомство с литературоведческими терминами.
Определите элементы композиции  рассказа А.П.Чехова «Пересолил»: завязку, развитие действия, кульминацию, развитие действия, развязку.1.Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение.    (Завязка)                

2. Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать. (Развитие действия)

3. Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает. (Пересолил.)   Кульминация

4. Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.(Развитие действия) 

5.Землемер и возница продолжают путь. (Развязка)

Учитель:  Особенностями чеховских новелл являются двойная развязка (это понятие вводим, давая его описательную характеристику и попутно называя термин) и кольцевая композиция. Характерны ли такие приёмы для рассказа «Пересолил»? Если учащиеся затрудняются в ответе, формулируем вопрос по-другому: где можно было бы закончить рассказ? Обращаясь к сюжетному плану, выясняем: можно было бы ожидать, что рассказ на эпизоде бегства возницы в чащу и закончится, ведь анекдотическая ситуация разрешилась. Но действие рассказа продолжается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом с “здоровеннейшим мужиком”, ведёт себя уже по-другому, и мы слышим его слова: “Климушка! Голубчик!”, “Сделай милость, поедем!”.

Интересен и финал рассказа, контрастно обёрнутый к началу: вновь, как и во второй части, подробно описан процесс троганья телеги с места. Спросим ребят, как каждый раз реагирует на это действие землемер, в процессе беседы выясним: если первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чувство тревоги и недоверия, то теперь “дорога и Клим ему уже не казались опасными”.

6. Этап закрепления изученного материала
— Ребята, конечно, вы знаете, что литературное произведение нас чему-то учит. Подумайте, чему учит нас рассказ Антона Павловича «Пересолил»?
-Скажите, а вы знаете пословицу, которая подходила бы по смыслу к этому рассказу?
-Подумайте, могли бы вы оказаться в такой ситуации, как герои рассказа Чехова?
-Вам было бы смешно? А почему же когда вы читали рассказ, вам было смешно?
— Подумайте, это просто смех или смех сквозь слёзы? А в чём их отличие?

— Как называются рассказы, которые высмеивают недостатки характера людей?

Кто быстрее найдет определение Юмористического рассказа.


7. Рефлексия

— Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Как бы вы объяснили его использование?

8. Домашнее задание:  (на выбор)

  • Используя полученные знания о способах создания юмористического рассказа, написать миниатюру о смешном случае из вашей жизни
  • Записать рассказ Клима своим товарищам о том, что с ним произошло
  • Нарисовать иллюстрацию к рассказу

  • План рассказа антона павловича чехова мальчики
  • План рассказа дубровский том 1 глава 1
  • План по рассказу незагойная рана
  • План рассказа ангелочек андреев
  • План рассказа дубровский пушкин