0
Жуковский «Светлана». Как составить, написать план?
план к балладе Светлана
цитатный план
план произведения
1 ответ:
2
0
План к балладе Василия Андреевича Жуковского «Светлана» лучше писать так: сначала прочесть внимательно произведение, понять его, а потом вновь читать и составлять план к абзацам или частям. План может быть составлен таким образом:
1). Девушки гадают в Крещенский вечер, способы гадания.
2). Светлана грустит, подруги ее успокаивают.
3). Светлана рассказывает, что грустит о любимом.
4). Девушки уговаривают Светлану погадать у зеркала со свечой.
5). Светлана сидится гадать, ей страшно.
6). Появление милого Светланы.
7). Он приглашает ее в церковь для венчания.
8). Страшные видения Светланы, гроб с мертвецом.
9). Пробуждение. Появление жениха.
10). Страшный сон сменяется счастливым пробуждением.
**
Цитатный план:
**
**
**
**
**
**
**
**
**
Читайте также
В балладе Жуковского «Кубок» важное место занимает эпизод борьбы пажа с морской стихией, грозной и беспощадной. Автор намеренно вставил в произведение описание морского волнения, дабы подчеркнуть, что только отчаянный храбрец может рискнуть погрузиться в черную и опасную морскую бездну.
Вот как Василий Жуковский описывает бунтующее море:
В высокие морские волны отваживается прыгнуть юный паж — он решил преодолеть свой страх и достать брошенный царем кубок. Смельчак погружается в бушующую стихию и вступает с ней в борьбу.
Конечно, герою было страшно, а особенно его напугали морские обитатели: безобразные огромные чудища, уродливые скаты, млаты, морские зубастые гиены и ужасный однозуб.
Позже юноша опишет морских чудищ таким образом:
Автор неспроста ввел чудовищ в подводную картину — он хотел показать, что жизнь пажа висела на волоске, ведь вокруг были «страшные жильцы подземелья».
Юноша чудом избежал гибели — многоногое чудище уже было готово его сожрать:
Судьба оказалась благосклонной к храбрецу — в самый опасный момент волной прилива паж был выброшен на поверхность. Юноша с кубком выбрался на берег — в этот раз он сумел справиться с водной стихией.
А далее царь велит пажу прыгать в море повторно, и снова он швыряет кубок в воду. Автор рисует извергающиеся морские волны и таким образом он нагнетает ситуацию. Юноша, воодушевленный возможностью взять в жены царскую красавицу-дочь, выполняет каприз царя и погружается в ревущие и стонущие волны. На этот раз судьба отворачивается от безумца и он погибает в морской пучине.
Юноша, бросивший дерзкий вызов необузданной морской стихии, проиграл. Таким грустным финалом Жуковский заставляет нас задуматься о том, что человек пока еще не может покорить могучие природные силы. А нас он призывает беречь свои жизни и думать, перед тем, как совершать рискованные поступки.
Здравствуйте.
<hr />
Жуковский много занимался переводом романтиков Шиллера, Гете, В. Скотта. Но задача поэта была в том, чтобы баллада была именно русской. Для этого он и вносит русские фольклорные мотивы в её сюжет.
Кстати, предшественницей баллады «Светлана» является баллада «Ленора», которую перевел немецкий романтик Бюргер; у Жуковского она называется «Людмила», и имеет трагический конец.
Но вернемся к «Светлане». Русские фольклорные мотивы, то есть, русский национальный колорит, помогли показать нам героиню с русской душой, это было замыслом поэта. Не зря сюжет разворачивается в
А на Руси он считался таинственным временем, и народ верил, что это время всевозможных чудес. Также различные верования в приметы, традиции, дополняют замысел Жуковского. В тексте есть немало примеров: это и гадание с башмаком, со свечкой и зеркальцем, а также, «подблюдные» напевы.
Образ Светланы сочетает в себе, как религиозный так и народный характер: с одной стороны она не ропщет, и весьма надеется на милость Господа, молится о том, чтобы жених вернулся, появляется даже образ белого голубка, он оберегает её ( религиозная сторона, в коей проявляется её вера ). А в конце, её та встреча с мертвым женихом оказывается лишь сном, ибо он появляется уже живым, целым да невредимым. Всё происходит, как в сказке, в которой добро смогло одержать победу над злом!
Считаю, что Жуковский справился со своей задачей и смог чётко реализовать через образ Светланы самый настоящий русский характер! В дальнейшем, данный образ раскрывается и в характере Татьяны Лариной, после — Наташи Ростовой.
<hr />
Представляю цитатный план к балладе Жуковского «Кубок»:
1). Царь, стоящий на краю высокой скалы, бросает в бушующее море кубок и приказывает достать его со дна:
2). Латники и рыцари не решаются прыгать в морскую пучину и только юный паж устремляется к краю скалы — он принимает царский вызов:
3). Перед глазами юноши вскипает и бурлит разъяренное море:
4). Храбрец прыгает в пучину с молитвой на устах:
5). Волнение на море не унимается:
6). Вдруг на поверхности моря появляется паж, а в его руке — царский кубок:
7). Юноша выходит на берег и кладет найденный золотой предмет к ногам царя:
8). Паж рассказывает о своем пребывании в подводном мире и о счастливом спасении:
9). Царь, заинтересованный повествованием пажа о подводном царстве, вознамерился разгадать еще больше морских тайн. Поэтому он подбивает юношу прыгнуть в море еще раз и снова швыряет кубок в пучину:
10). А чтобы у пажа был стимул прыгнуть в море повторно, царь обещает отдать смельчаку свою красавицу-дочь в жены:
11). Юноша, воодушевленный обещаниями царя и находящийся под взглядом царевны, отступить не мог — он бросается в морскую пучину:
12). На этот раз храбрецу не удалось выбраться на берег — паж погибает в морской бездне:
В балладе В.А. Жуковского «Светлана» переплетаются реальное и фантастическое. Чтобы отделить вымысел от яви вспомним содержание баллады.
В начале поэт описывает, как девушки гадают на суженного на крещение. Лишь одна Светлана не участвует в традиционных обрядах, потому что тревожится из-за отсутствия вестей от своего жениха. Тогда подруги советуют девушке провести особый ритуал, чтобы прозреть свое будущее. И после того, как Светла ночь одна садится перед зеркалом реальность переходит в сновидение.
________________<wbr />_________________<wbr />__
В видении к девушке возвращается жених. Они едут в церковь венчаться, но, прибыв на место они видят посреди толпы прихожан стоит черный гроб. Далее ей является черный ворон — символ печали. Светлана осталась одна посреди вьюги. Тут пред ней оказалась избушка. Внутри к девушке подлетает голубь (символ надежды) и садится к ней на грудь и обнимает крыльями, будто хочет защитить. В избушке стоит гроб накрытый белым полотном, под накидкой шевелится мертвец, который оказывается женихом Светланы…
________________<wbr />____________
Очнувшись ото сна, девушка думает, что видение было навеяно гаданием. Тут к ней возвращается ее возлюбленный.
В конце Жуковский говорит о том, что нужно верить не снам и гаданиям, а в лучшее, светлое будущее.
Таблицу «Сочетание реального и фантастического» по балладе В.А. Жуковского «Светлана» составил следующим образом:
Произведение Жуковского «Кубок» является балладой, поэтому главное в ней — это действия героев. События сменяются очень быстро, и все внимание автора направлено на их описание, в то время как характеристики главных персонажей оказываются на втором плане.
Главная особенность композиции произведения — это разделение сюжета на две неравные по размеру части. Причем сначала идет кульминация, а после этого следует развязка. Напряжение в балладе возрастает постепенно, что сопровождается возрастающим волнением моря. В тексте имеется множество выражений и словосочетаний, подчеркивающих нагнетание ситуации, и они повторяются по нескольку раз.
Мы видим, что в первый раз юноша выполняет задание царя, после чего правитель жаждет получить новые сведения об обитателях морского дна. Он повторно швыряет кубок в море — паж принимает вызов и снова бросается в страшную бездну.
Наступает печальная развязка — храбрец погибает в морской пучине. А сама развязка сюжета — это лишь две заключительные строчки:
-
Цитатный план по балладе «Светлана»
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
аноним
-
Создано:
2 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык2 минуты назад
Помогите с русским
-
Физика26 минут назад
Задача по Физики
-
Химия27 минут назад
100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути
-
Английский язык27 минут назад
Кто может помочь ,за ранеее благодарю
-
Русский язык27 минут назад
2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Тема: В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»
Цель урока: углубить представления о балладе, расширить читательский интерес учащихся
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с балладой В.А.Жуковского «Светлана»
- Выявить характерные признаки жанра на примере изучаемой баллады
- Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
- Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными В.А.Жуковского
- Провести словарную работу над терминами баллада, композиция, романтизм
- Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей у учащихся
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа стихотворного текста.
Оборудование: презентация «В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»»
Этапы урока :
- Организационный момент урока
— Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.
- Сообщение темы урока
— Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса (СЛАЙД № 1). Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (В.А.Жуковскому)(СЛАЙД № 2)
— Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)
3. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового.
— Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский?
— Вспомните, каковы особенности русского романтизма? (СЛАЙД № 3)
— Вспомните жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)
—Что такое баллада? (Небольшое стихотворное произведение исторического, мифического или героического содержания) (СЛАЙД № 4)
— С какими балладами Жуковского мы уже знакомы? («Лесной царь», «Кубок») (СЛАЙД № 5)
- Сообщение темы и целей урока.
— К сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с текстом баллады В.А. Жуковского «Светлана». (СЛАЙД № 6) И сегодня на уроке мы с вами займемся анализом этого произведения.
- Проверка индивидуальных домашних заданий
— Два ученика получили индивидуальные домашние задания, дадим им слово.
— Первое задание — найти информацию о том, кому В.А. Жуковский посвятил это произведение. (1 ученик: «Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка) (СЛАЙД № 7)
— Второе задание – вспомнить характерные признаки баллады. (СЛАЙД № (запись в тетрадь)
- Анализ произведения
- Исследовательская работа
— А теперь поработаем с текстом баллады «Светлана». Задание первому варианту – найти в тексте баллады 1 и 3 признаки, второму – 2 и 4 признаки.
— Ответ 1 варианта на 1 вопрос (СЛАЙД № 9,10,11,12,13). (Дети называют части композиции, попутно вспоминаем, что они обозначают)
— Что такое экспозиция? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?
(Ответ учащихся)
— В тексте:
Экспозиция- действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.
Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.
Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…
Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.
Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым
— Каков символический характер пространства и времени. (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)
— Ответ 2 варианта. В чем состоит напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет? (В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется. Что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.)
— В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами. Как она просыпается и возвращается к исходной реальности.) (СЛАЙД № 14)
— Символом чего является голубь? (В народе — символ счастья, любви, нежности, защиты, символ благословения господа?
— А какие еще птицы встречаются в балладе? (Петух и ворон)
— Что обозначают эти символы? (Петух – некий часовой, заступник, ворон – предсказывает плохое, страшное)
2. Анализ поэтического текста.
—Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Слово, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителе которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить.
— Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.
— как вы думаете, почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? (Потому что цель Жуковского – создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями)
— Как представляли Россию раньше? Это холодная страна, с вечной зимой. А чем занимались в зимнее время девушки на Руси?
— Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и Крещение, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке. (СЛАЙД № 15,16)
— Почему не испытывает веселья Светлана? (Она обручена, это время ожидания замужества, время перемен, это всегда волнительно. Впереди – неизвестность. Как сложится ее жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить ее? Что ее ждет: счастье или несчастье?
— Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)
— В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? (Дорога – традиционный образ путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.) (СЛАЙД № 17)
— До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? (Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель, смятение чувств к свету, к счастливому завершению путешествия)
— Каком образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию – счастливым завершение, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад – надеждой на радостную, полную любви жизнь? (Все неспокойные события произошли во сне. Жуковский отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах)
—Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу – это птицы.
— Почему ворон не так страшен Светлане? Это происходит во сне, поэтому пророчество не так страшно)
— Почему защитником выбран голубь? (Светлана верит в Бога, верит. Что он ее защитит)
— Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. В этот момент Светлана просыпается, и мы понимаем, что наяву ничего плохого не случилось. Вера Светланы в бога спасла ее от трагического конца- это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твердость духа Светланы, ведь она героиня русой баллады.
— Еще один символ – свет. Что можно сказать про него? (Свет несет добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком. И пробивающимся сквозь метель. И искрящимся. И исходящим от луны, даже имя героини отождествляется со светом.)
— Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта вера на дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждении, к любимому суженому.
— Немаловажную символику несет собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении. (СЛАЙД № 18)
цвет |
значение |
доводы |
местоположение |
белый |
печаль |
снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона |
сон Светланы |
белый |
чистота |
белая скатерть, белый голубь |
И наяву (до сна) и во сне Светланы |
чёрный |
печаль |
чёрная даль, чёрный ворон |
сон Светланы |
алый |
теплота, забота, нежность |
«пар алеет топкий» (на рассвете); сладостные уста любимого |
пробуждение Светланы |
— Вообще краски присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует. Найдите примеры в тексте. (Гадание, после пробуждения, встреча с женихом)
— Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живет, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций не было, кроме печали, как будто жизнь приостановилась, а если так, то ничего произойти с героиней не могло.
— И свет, и звуки, и краски. И эмоции, которые вдруг окутывают Светлану после сна, говорят нам о том, что жизнь прекрасна. И, несмотря на то, что мы еще помним страшный сон, но мы знаем: добро и счастье победят! (СЛАЙД № 19)
4. Подведение итогов
— Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?
— В.г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии..» (СЛАЙД № 20) Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве)
7. Домашнее задание — Выучить отрывок из баллады
8. Выставление оценок, подведение итогов.
9. Организационный конец урока.