План по рассказу светлана 6 класс


0

Жуковский «Светлана». Как составить, написать план?

план к балладе Светлана

цитатный план

план произведения

1 ответ:



2



0

План к балладе Василия Андреевича Жуковского «Светлана» лучше писать так: сначала прочесть внимательно произведение, понять его, а потом вновь читать и составлять план к абзацам или частям. План может быть составлен таким образом:

1). Девушки гадают в Крещенский вечер, способы гадания.

2). Светлана грустит, подруги ее успокаивают.

3). Светлана рассказывает, что грустит о любимом.

4). Девушки уговаривают Светлану погадать у зеркала со свечой.

5). Светлана сидится гадать, ей страшно.

6). Появление милого Светланы.

7). Он приглашает ее в церковь для венчания.

8). Страшные видения Светланы, гроб с мертвецом.

9). Пробуждение. Появление жениха.

10). Страшный сон сменяется счастливым пробуждением.

**

Цитатный план:

3WHm9xhdl5pqcLzo04AHpocFlXCkRzF.png

**

b6W4hm5EQv1aYl4p0I4KY7HDeBwwun.png

**

ICJ4NVyEaogr2sKzNz7CJpkwWcaLmUQW.png

**

dSYsvmiWkJKH5RafOmqoxASYjyzI9Ok7.png

**

i9TTizFrSdsFB7d6ZIjVWaqAxC2Ap8u.png

**

UE1jpsCt5KH48KXfLAVn8es42mFuUqcX.png

**

6vVHEeTnDr6jDSKQvrbHY3f6bPbTskCW.png

**

xHjzkAqXmSoN5ymYg1HIdQ0U9EtCdAM.png

**

UckU0lEAZ9Y1Te98spxfRlgfIUheGL.png

**

sGIaPB5srBw0xJUXCMByhidOSCwO9p.png

Читайте также

В балладе Жуковского «Кубок» важное место занимает эпизод борьбы пажа с морской стихией, грозной и беспощадной. Автор намеренно вставил в произведение описание морского волнения, дабы подчеркнуть, что только отчаянный храбрец может рискнуть погрузиться в черную и опасную морскую бездну.

Вот как Василий Жуковский описывает бунтующее море:

В высокие морские волны отваживается прыгнуть юный паж — он решил преодолеть свой страх и достать брошенный царем кубок. Смельчак погружается в бушующую стихию и вступает с ней в борьбу.

Конечно, герою было страшно, а особенно его напугали морские обитатели: безобразные огромные чудища, уродливые скаты, млаты, морские зубастые гиены и ужасный однозуб.

Позже юноша опишет морских чудищ таким образом:

Автор неспроста ввел чудовищ в подводную картину — он хотел показать, что жизнь пажа висела на волоске, ведь вокруг были «страшные жильцы подземелья».

Юноша чудом избежал гибели — многоногое чудище уже было готово его сожрать:

jH3jdAGzLwZnzImcm8uOG5gdhdLxcsrX.png

Судьба оказалась благосклонной к храбрецу — в самый опасный момент волной прилива паж был выброшен на поверхность. Юноша с кубком выбрался на берег — в этот раз он сумел справиться с водной стихией.

А далее царь велит пажу прыгать в море повторно, и снова он швыряет кубок в воду. Автор рисует извергающиеся морские волны и таким образом он нагнетает ситуацию. Юноша, воодушевленный возможностью взять в жены царскую красавицу-дочь, выполняет каприз царя и погружается в ревущие и стонущие волны. На этот раз судьба отворачивается от безумца и он погибает в морской пучине.

Юноша, бросивший дерзкий вызов необузданной морской стихии, проиграл. Таким грустным финалом Жуковский заставляет нас задуматься о том, что человек пока еще не может покорить могучие природные силы. А нас он призывает беречь свои жизни и думать, перед тем, как совершать рискованные поступки.

Здравствуйте.

<hr />

Жуковский много занимался переводом романтиков Шиллера, Гете, В. Скотта. Но задача поэта была в том, чтобы баллада была именно русской. Для этого он и вносит русские фольклорные мотивы в её сюжет.

Кстати, предшественницей баллады «Светлана» является баллада «Ленора», которую перевел немецкий романтик Бюргер; у Жуковского она называется «Людмила», и имеет трагический конец.

Но вернемся к «Светлане». Русские фольклорные мотивы, то есть, русский национальный колорит, помогли показать нам героиню с русской душой, это было замыслом поэта. Не зря сюжет разворачивается в

mTeqZlL3RgJbRWITeoehxeRU1oHsBIb6.png

А на Руси он считался таинственным временем, и народ верил, что это время всевозможных чудес. Также различные верования в приметы, традиции, дополняют замысел Жуковского. В тексте есть немало примеров: это и гадание с башмаком, со свечкой и зеркальцем, а также, «подблюдные» напевы.

Образ Светланы сочетает в себе, как религиозный так и народный характер: с одной стороны она не ропщет, и весьма надеется на милость Господа, молится о том, чтобы жених вернулся, появляется даже образ белого голубка, он оберегает её ( религиозная сторона, в коей проявляется её вера ). А в конце, её та встреча с мертвым женихом оказывается лишь сном, ибо он появляется уже живым, целым да невредимым. Всё происходит, как в сказке, в которой добро смогло одержать победу над злом!

Считаю, что Жуковский справился со своей задачей и смог чётко реализовать через образ Светланы самый настоящий русский характер! В дальнейшем, данный образ раскрывается и в характере Татьяны Лариной, после — Наташи Ростовой.

<hr />

Представляю цитатный план к балладе Жуковского «Кубок»:

1). Царь, стоящий на краю высокой скалы, бросает в бушующее море кубок и приказывает достать его со дна:

ElfMknzd7r2A73EHdfJnQQAoFBj1FcIG.png

2). Латники и рыцари не решаются прыгать в морскую пучину и только юный паж устремляется к краю скалы — он принимает царский вызов:

ImgMfVfy6bN2MNPYFp0SPcUG8yXPa3pE.png

3). Перед глазами юноши вскипает и бурлит разъяренное море:

m2bqerttNEfEj8GwQPu0QExQx2X3UmM.png

4). Храбрец прыгает в пучину с молитвой на устах:

QjtMmmHAH9U6r6bug2QQEnOAkTBl3qJJ.png

5). Волнение на море не унимается:

Yt2YbL2G3ifDSiDYNy2CbshqemWtSJtt.png

6). Вдруг на поверхности моря появляется паж, а в его руке — царский кубок:

dF3MwkmaT60ayAVUi0ncU5aYGT5zMAb.png

7). Юноша выходит на берег и кладет найденный золотой предмет к ногам царя:

XpnyOZ7Qnt5nwhTXqhAeruE3Pq3FBF.png

8). Паж рассказывает о своем пребывании в подводном мире и о счастливом спасении:

eh9adQq4ZlIPpNQCWKI72uoKuSBElKeL.png

9). Царь, заинтересованный повествованием пажа о подводном царстве, вознамерился разгадать еще больше морских тайн. Поэтому он подбивает юношу прыгнуть в море еще раз и снова швыряет кубок в пучину:

dt9xcBLZFK3JX0fSGZoP4bvZyvqVh90.png

10). А чтобы у пажа был стимул прыгнуть в море повторно, царь обещает отдать смельчаку свою красавицу-дочь в жены:

9rwxUnKaGaI48mwRsM52CncGUhzR0PB.png

11). Юноша, воодушевленный обещаниями царя и находящийся под взглядом царевны, отступить не мог — он бросается в морскую пучину:

gDl1PUq9Vq7idxPLLze1tlpUlr7b50y.png

12). На этот раз храбрецу не удалось выбраться на берег — паж погибает в морской бездне:

GZla6I7HIQb4NEy0nhhkqALdxGmJ2rMM.png

В балладе В.А. Жуковского «Светлана» переплетаются реальное и фантастическое. Чтобы отделить вымысел от яви вспомним содержание баллады.

В начале поэт описывает, как девушки гадают на суженного на крещение. Лишь одна Светлана не участвует в традиционных обрядах, потому что тревожится из-за отсутствия вестей от своего жениха. Тогда подруги советуют девушке провести особый ритуал, чтобы прозреть свое будущее. И после того, как Светла ночь одна садится перед зеркалом реальность переходит в сновидение.

________________­<wbr />_________________­<wbr />__

В видении к девушке возвращается жених. Они едут в церковь венчаться, но, прибыв на место они видят посреди толпы прихожан стоит черный гроб. Далее ей является черный ворон — символ печали. Светлана осталась одна посреди вьюги. Тут пред ней оказалась избушка. Внутри к девушке подлетает голубь (символ надежды) и садится к ней на грудь и обнимает крыльями, будто хочет защитить. В избушке стоит гроб накрытый белым полотном, под накидкой шевелится мертвец, который оказывается женихом Светланы…

________________­<wbr />____________

Очнувшись ото сна, девушка думает, что видение было навеяно гаданием. Тут к ней возвращается ее возлюбленный.

В конце Жуковский говорит о том, что нужно верить не снам и гаданиям, а в лучшее, светлое будущее.

TRM2G2m7MRYLVn2eGmKgQdtOYZ6tvQut.png

Таблицу «Сочетание реального и фантастического» по балладе В.А. Жуковского «Светлана» составил следующим образом:

Произведение Жуковского «Кубок» является балладой, поэтому главное в ней — это действия героев. События сменяются очень быстро, и все внимание автора направлено на их описание, в то время как характеристики главных персонажей оказываются на втором плане.

Главная особенность композиции произведения — это разделение сюжета на две неравные по размеру части. Причем сначала идет кульминация, а после этого следует развязка. Напряжение в балладе возрастает постепенно, что сопровождается возрастающим волнением моря. В тексте имеется множество выражений и словосочетаний, подчеркивающих нагнетание ситуации, и они повторяются по нескольку раз.

Мы видим, что в первый раз юноша выполняет задание царя, после чего правитель жаждет получить новые сведения об обитателях морского дна. Он повторно швыряет кубок в море — паж принимает вызов и снова бросается в страшную бездну.

Наступает печальная развязка — храбрец погибает в морской пучине. А сама развязка сюжета — это лишь две заключительные строчки:

wsfLejDqc1ZQjnVgboj5dR22AeXHHVp.png

logo

  • Цитатный план по балладе «Светлана»

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      аноним

    • Создано:

      2 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    2 минуты назад

    Помогите с русским

  • fizika
    Физика

    26 минут назад

    Задача по Физики

  • himiya
    Химия

    27 минут назад

    100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    27 минут назад

    Кто может помочь ,за ранеее благодарю

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    27 минут назад

    2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Тема:  В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

Цель урока: углубить представления о балладе, расширить читательский интерес учащихся

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с балладой В.А.Жуковского «Светлана»
  2. Выявить характерные признаки жанра на примере изучаемой баллады
  3. Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
  4. Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными В.А.Жуковского
  5. Провести словарную работу над терминами баллада, композиция, романтизм
  6. Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей у учащихся

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа стихотворного текста.

Оборудование: презентация «В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»»

Этапы урока :

  1. Организационный момент урока

— Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

  1. Сообщение темы урока

— Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса (СЛАЙД № 1). Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (В.А.Жуковскому)(СЛАЙД № 2)

— Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)

3. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового.

Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский?

 Вспомните, каковы особенности русского романтизма? (СЛАЙД № 3)

 Вспомните жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)

Что такое баллада? (Небольшое стихотворное произведение исторического, мифического или героического содержания) (СЛАЙД № 4)

 С какими балладами Жуковского мы уже знакомы? («Лесной царь», «Кубок») (СЛАЙД № 5)

  1. Сообщение темы и целей урока.

К сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с текстом баллады В.А. Жуковского «Светлана». (СЛАЙД № 6) И сегодня на уроке мы с вами займемся анализом этого произведения.

  1. Проверка индивидуальных домашних заданий

— Два ученика получили индивидуальные домашние задания, дадим им слово.

— Первое задание  — найти информацию о том, кому В.А. Жуковский посвятил это произведение. (1 ученик: «Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка) (СЛАЙД № 7)

— Второе задание – вспомнить характерные  признаки баллады. (СЛАЙД № 8) (запись в тетрадь)

  1. Анализ произведения
  1. Исследовательская работа

— А теперь поработаем с текстом баллады «Светлана». Задание первому варианту – найти в тексте баллады 1 и 3 признаки, второму – 2 и 4 признаки.

— Ответ 1 варианта  на 1 вопрос (СЛАЙД № 9,10,11,12,13). (Дети называют части композиции, попутно вспоминаем, что они обозначают)

— Что такое экспозиция? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?

(Ответ учащихся)

В тексте:

Экспозиция- действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.

Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.

Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…

Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.

Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым

— Каков символический характер пространства и времени. (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)

— Ответ 2 варианта. В чем состоит напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет? (В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется. Что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.)

— В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами. Как она просыпается и возвращается к исходной реальности.) (СЛАЙД № 14)

— Символом чего является голубь? (В народе  — символ счастья, любви, нежности, защиты, символ благословения господа?

— А какие еще птицы встречаются в балладе? (Петух и ворон)

— Что обозначают эти символы? (Петух – некий часовой, заступник, ворон – предсказывает плохое, страшное)

2. Анализ поэтического текста.

Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Слово, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителе которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить.

 Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.

 как вы думаете, почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? (Потому что цель Жуковского – создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями)

— Как представляли Россию раньше? Это холодная страна, с вечной зимой. А чем занимались в зимнее время девушки на Руси?

— Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и Крещение, когда можно было не только  показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке. (СЛАЙД № 15,16)

— Почему не испытывает веселья Светлана? (Она обручена, это время ожидания замужества, время перемен, это всегда волнительно. Впереди – неизвестность. Как сложится ее жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить ее? Что ее ждет: счастье или несчастье?

— Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)

— В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? (Дорога – традиционный образ путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.) (СЛАЙД № 17)

До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? (Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель, смятение чувств к свету, к счастливому завершению путешествия)

— Каком образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию – счастливым завершение, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад – надеждой на радостную, полную любви жизнь? (Все неспокойные события произошли во сне. Жуковский отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах)

Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу – это птицы.

 Почему ворон не так страшен Светлане? Это происходит во сне, поэтому пророчество не так страшно)

— Почему защитником выбран голубь? (Светлана верит в Бога, верит. Что он ее защитит)

— Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. В этот момент Светлана просыпается, и мы понимаем, что наяву ничего плохого не случилось. Вера Светланы в бога спасла ее от трагического конца- это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твердость духа Светланы, ведь она героиня русой баллады.

— Еще один символ – свет. Что можно сказать про него? (Свет несет добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком. И пробивающимся сквозь метель. И искрящимся. И исходящим от луны, даже имя героини отождествляется со светом.)

— Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта вера на дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждении, к любимому суженому.

— Немаловажную символику несет собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении. (СЛАЙД № 18)

цвет

значение

доводы

местоположение

белый

печаль

снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона

сон Светланы

белый

чистота

белая скатерть, белый голубь

И наяву (до сна) и во сне Светланы

чёрный

печаль

чёрная даль, чёрный ворон

сон Светланы

алый

теплота, забота, нежность

«пар алеет топкий» (на рассвете); сладостные уста любимого

пробуждение Светланы

— Вообще краски присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует. Найдите примеры в тексте. (Гадание, после пробуждения, встреча с женихом)

— Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живет, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций не было, кроме печали, как будто жизнь приостановилась, а если так, то ничего произойти с героиней не могло.

— И свет, и звуки, и краски. И эмоции, которые вдруг окутывают Светлану после сна, говорят нам о том, что жизнь прекрасна. И, несмотря на то, что мы еще помним страшный сон, но мы знаем: добро и счастье победят! (СЛАЙД № 19)

 4. Подведение итогов

— Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?

— В.г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии. (СЛАЙД № 20) Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве)

7. Домашнее задание — Выучить отрывок из баллады

8. Выставление оценок, подведение итогов.

9. Организационный конец урока.

  • План по рассказу путешествие алисы
  • План рассказа белолобый 3 класс
  • План рассказа дубровского все главы
  • План по рассказу повести белкина
  • План рассказа барсучий нос паустовского 3 класс по частям