План по самообразованию роль сказки в развитии речи детей 3 4 лет

План самообразования педагога на 2016-2017 учебный год

Воспитатель группы «Колобок»: Крышун Анна Олеговна

Категория: без категории

Тема: «Роль сказки в развитии
речи дошкольников»

Проблема: В настоящее время наблюдается
тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной
литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям
книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных
программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии
детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников
понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать
сказки в общении с ребенком.

Актуальность: На сегодняшний день тема
очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень
важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей –
это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи
человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной
речи детей, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас,
делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.

Цель: Определить роль сказки в
развитии речи детей среднего дошкольного возраста и внедрить сказку в
повседневную жизнь дошкольников в детском саду.

Задачи:

1)    Образовательные: развивать и
совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, расширять словарный
запас; учить связно пересказывать небольшие сказки»учить воспитанников высказывать
свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной
форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение
поддерживать беседу; обучать детей играм-драматизациям по сказкам.

2)    Воспитательные: прививать
воспитанникам любовь и интерес к русским народным и зарубежным сказкам;
воспитывать в детях доброжелательное и уважительное отношение к героям сказок.

3)    Развивающие: развивать у
воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие
способности воспитанников среднего дошкольного возраста путем использования
метода сказкотерапии.

Месяц и название темы

Содержание работы

Формы обобщения опыта

Сентябрь

«Введение»

1.Постановка проблемы и определение
актуальности выбранной темы самообразования.

2.Определение цели и задач самообразования.

3.Подбор и изучение методической литературы
по теме самообразования.

4.Работа с родителями: составление памяток
для родительского уголка по развитию речи дошкольников.

5.Работа с детьми: диагностика воспитанников
по образовательной области «Речевое развитие».

Диагностика воспитанников на самооценку и
уровень тревожности(для сказкотерапии).

Составление
библиографии по теме самообразования.

Октябрь

«Знакомство с русскими народными сказками»

1.Изучение
методической литературы по теме самообразования; разработка методов работы по
развитию речи сказкотерапией.

2. Работа с
родителями: консультации «Роль сказки в развитии детей», «Воспитание сказкой»

Анкетирование
«Сказка в воспитании ребенка»

3. Работа с детьми:
чтение русских народных сказок («Три медведя», «Заюшкина избушка», «Лисичка
со скалочкой», «Журавль и цапля», «Вершки и корешки»).

Просмотр
мультфильмов: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса
Патрикеевна».

Инсценирование
сказок «Репка», «Колобок»

Составление
картотеки пальчиковых игр и подвижных игр по теме самообразования.

Создание картотеки
народных сказок: русские народные и сказки народов мира.

Ноябрь

«Знакомство с зарубежными сказками»

1.Изучение
методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с
родителями: составление для родителей списка рекомендуемых зарубежных сказок

Консультации «Почитай
мне сказку, мама», «Как выбрать полезную сказку для малыша»

3.Работа с детьми: тематические
занятия «Рисование сказочной страны», «Сказочное путешествие».

Настольно-печатные
игры: «Угадай сказку», «Сказочные герои», «Три медведя»

Прослушивание
аудиосказок.

Чтение зарубежных
сказок: «Принцесса на горошине», «Пряничный домик», «Горшочек каши»

 Составление
картотеки дидактических игр по теме самообразования.

Составление
мнемотаблиц по сказкам.

Консультации для
воспитателей по теме «Роль сказки в развитии речи дошкольников»

Декабрь

«Устное народное творчество в жизни ребенка»  

1.Изучение
методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с
родителями: консультации по теме «Роль фольклора в познавательном развитии
детей»

Беседы по созданию
книжек-«малышек»

3.Работа с детьми:
использование потешек в режимных моментах

Чтение и заучивание
считалок, потешек

Инсценирование
русских народных сказок: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят»

Дидактические игры:
«Узнай сказку», «Расскажи сказку по героям».

Пересказ сказок от
первого лица «Курочка Ряба», «Колобок».

Составление
сборника аудиосказок.

Создание книжек-«малышек»
(родители совместно с детьми)

Январь

«Влияние сказки на психику ребенка»

1.Изучение
методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с
родителями: консультации «Справиться с детским непослушанием помогут
потешки!»

Информация по теме
«Сказкотерапия»

3.Работа с детьми: тематические
занятия: «Валеологические сказки», «Экологические сказки», «Путешествие в
Желтую сказку»

Беседы по сказкам
«По щучьему велению», «Три поросенка», «Пузырь, соломинка и лапоть»

Просмотр
мультфильмов по сказкам.

Составление
картотеки психокоррекционных сказок.

Конкурс рисунков
детей и родителей «Моя любимая сказка»

Составление памяток
для воспитателей по теме «Сказкотерапия»

Пополнение
предметно-развивающей среды в группе играми, дидактическим материалом по теме
самообразования

Февраль

«Театрализованные игры как средство развития речи
детей»

1.Изучение
методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с
родителями: обсуждение и создание атрибутов к спектаклю «Теремок»

Анкетирование
«Театр в жизни нашей семьи»

Консультации по
использованию театрализованных игр дома

3.Работа с детьми:
театрализация сказок «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Зимовье
зверей»

Пальчиковый театр
«Колобок»

Тематическое
занятие «Куклы-марионетки»

Игра в перчаточный
театр «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»

Подвижные игры по
теме «Сказки»

Составление
картотеки театрализованных игр.

Совместный с детьми
спектакль «Теремок»

Пополнение
театрального уголка в группе атрибутами и театрами

Март

«По страницам сказок русских писателей»

1.Изучение
методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с
родителями: создание для родителей рекомендованного списка русских
писателей-сказочников

Опрос родителей
«Книги каких русских писателей-сказочников есть у Вас  дома»

Консультация «Роль
сказки в развитии и воспитании ребенка»

Рекомендации «Как
сделать сказку другом для Вашего ребенка»

3.Работа с детьми:
тематические занятия «Сказка в нарисованной стране», «Сказки на песке»,
«Путешествие в Оранжевую сказку»

Чтение сказок
русских писателей: В.Сутеев «Три котенка», Н.Сладков «Трое на одном бревне», Г.Остер
«Котенок по имени Гав», Э.Успенский «В гостях у Чебурашки»

Просмотр
мульфильмов «Котенок по имени Гав», «Крокодил Гена и Чебурашка»

Настольно-печатные
игры «Угадай сказку», «Сказочные герои»

Дидактические игры:
«Встречи героев», «Новые сказки»

Рассказывание
сказок по картинкам.

Составление
картотеки сказок русских писателей.

Пополнение детской
библиотеки в группе авторскими сказками

Апрель

«Знакомство со сказками зарубежных писателей»

1.Изучение
методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с
родителями: опрос родителей «Книги каких зарубежных писателей-сказочников
есть у Вас  дома»

Индивидуальные
беседы с родителями о терапевтических сказках, сказках, воспитывающих в детях
трудолюбие, аккуратность

3.Работа с детьми:
тематические занятия «Путешествие в Красную сказку», «Путешествие в Голубую
сказку»

Чтение сказок
зарубежных писателей: Ш.Перро «Кот в сапогах», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»,
братья Гримм «Госпожа Метелица», «Бременские музыканты»
Игры-драматизации «Гуси-лебеди», «Петушок-золотой гребешок»

Рассказывание
сказок по мнемотаблицам

Рисование любимых
сказочных героев, аппликация по теме

Дидактические игры:
«Собери сказку», «Узнай сказку».

Составление
картотеки сказок зарубежных писателей.

Открытое занятие
для воспитателей по развитию речи «В гостях у сказки»

Оформление уголка
«Детская библиотека»

Май

«Заключение»

1.Самоанализ по теме самообразования.

2.Работа с родителями: рекомендации по использованию дидактических
игр по теме «Сказки»

Конкурс совместных работ родителей и детей «Мой любимый сказочный
герой» (поделки)

Консультации по принципам работы со сказками

3.Работа с детьми: беседы о любимых сказках и любимых сказочных
героях.

Диагностика самооценки детей(для сказкотерапии)

Диагностика по образовательной области «Речевое развитие»

Чтение сказок по выбору детей

Рассказывание сказок по иллюстрациям, отгадывание загадок о сказочных
героях

Игры с разными видами театров (по выбору детей)

Презентация опыта
работы «Роль сказки в развитии речи дошкольников»

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Ф.И.О. педагога Семынина Валерия Валерьевна

Образование Высшее

Специальность педагог дошкольного образования

Стаж педагогической работы 1 год

Квалификационная категория________________

Курсы повышения квалификации________________

Тема: «Сказка, как средство развитие речи дошкольников»

Дата начала работы над темой 03.09.2018 год.

Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2019 год.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие связной речи дошкольников посредством русской народной сказки.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи детей раннего возраста).

  • Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.

  • Систематизировать опыт работы по теме.

  • Подготовить материал для работы с детьми.

  • Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

  • Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

  • Разработать картотеки по развитию речи.

  • Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

  • Разработать систему мероприятий для детей младшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Пояснительная записка.

« У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота »

Ирина Токмакова

Актуальность данной тему заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Условия реализации:

В группе «Дружная семейка» — средний дошкольный возраст 4-5 лет.

Применение:

Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детского образовательного учреждения и в кругу семьи.

Ожидаемый результат

  • овладение детьми грамматической структурой язык;

  • сформирована диалогическая и монологическая речь;

  • обогащен и активизирован словарный запас ребенка;

  • сформирован устойчивый интерес к русскому народному творчеству;

  • проявление активности детьми на всех этапах ознакомления детей с фольклором.

Срок работы по теме самообразования: 1 год

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь-Ноябрь

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции.

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку». Дидактические игры «Расскажи сказку по картинке».

ООД «Путешествие в сказочную страну».

ООД по сказке «Пузырь, Соломенка и Лапоть» : Занятие 1. Слушаем сказку «Пузырь Соломенка и Лапоть»; Занятие 2. Рассказываем сказку «Пузырь, Соломенка и Лапоть»; Занятие 3. Показываем сказку «Пузырь, Соломенка и Лапоть.

ООД по сказке «Два жадный медвежонка». Моделирование сказки.

Пальчиковые игры «Теремок», «Про курочку Рябу».

Изучение нормативных документов;

Выбор и определение темы самообразования;

Планирование работы по теме самообразования.

Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников».

Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, сказок,т.д.).

Пополнение книжного уголка русско-народными сказками.

Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр.

Подготовка к проекту «Метод моделирования сказок» (Изучение методического материала, сбор информации).

Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС».

Консультация для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку».

Декабрь-Февраль

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

ООД по сказке «Гули-лебеди». ООД по сказке «Лисичка со скалочкой». Моделирование сказки.

ООД «Приключения в стране сказок».

ООД по сказке «Смоляной бычок»: Занятие 1. Слушаем сказку «Смоляной бычок»; Занятие 2. Рассказываем сказку «Смоляной бычок»; Занятие 3. Читаем и показываем сказку «Смоляной бычок».

Пальчиковые игры «Любимые сказки», «Дождь прошел», «Кот петух и леса», «Зимовье».

Дидактическая игра «От сказки к сказки». Дидактическая игра «Кто за кем». Дидактическая игра «Отгадай из какой сказки».

Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию.

Изготовление дидактических игр по сказкам.

Изготовление масок для героев сказок. Пополнение книжного уголка.

Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам.

Пополнение книжного уголка русско-народными сказками.

Изготовление дидактических игр.

Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр.

Подготовка к проекту «Метод моделирования сказок» (Изучение методического материала, сбор информации).

Презентация на тему «Метод моделирования сказок».

Рекомендации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях».

Март-май

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Творческий вечер «Перевирание сказки». Беседа «Сказка, но по-новому».

Дидактические игры «Расскажи сказку» по серии картинок, «Назови героя сказок». «Чья песенка?», «Отгадай-ка», «Расскажи сказку по героям».

Пальчиковые игры «Репка», «Руковица», «Заюшкина избушка».

ООД по сказке «Зимовье зверей». Моделирование сказки. ООД по сказке «Лиса и кувшин»: Занятие 1. Слушаем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 2. Рассказываем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 3. Показываем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 4. Рисуем сказку «Лиса и кувшин».

Итоговый мониторинг «Речевое развитие».

Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию.

Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Изготовление масок для героев сказок.

Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр.

Создание альбома «Волшебный мир сказок». Оформить карточки схемы и картинки для разучивания русско-народных сказок.

Организовать вечер сказок.

Оформление работы по самообразованию в полном варианте.

Оформление проекта «Метод моделирования сказок» в полном варианте.

Изготовление папки передвижки «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников».

Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях».

Консультация для родителей: «Сказка в жизни ребенка».

Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»

Изучение методической литературы по теме СО

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155

  2. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.

  3. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

  4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

  5. Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

  6. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

  7. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.

  8. https://www.maam.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.

  9. https://nsportal.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.

Влияние малого фольклорного жанра на развитие речи детей раннего возраста.

Задачи: Приобщение детей к русскому фольклору- увлечь народными сюжетами

  • Обогащение чувств детей, воображения и речи

  • Воспитание чуткого отношения к устному народному творчеству

Построение работы с учетом следующих принципов:

  • Наглядности

  • Последовательности

  • Деятельности  

  • Возрастной адресованности

  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи

Формы:
образовательная деятельность, обыгрывание режимных моментов, развлечение, рассказывание сказок, потешек, закличек, чтение художественной литературы, настольно-печатные,
дидактические игры.

 Методы:
Словесные – беседы, рассказывание, чтение художественной литературы,
прослушивание аудиозаписей.
Наглядные –  рассматривание книг, иллюстраций, альбомов
Практические – дидактические игры, показ тематических театрализованных  постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках.

ПЛАНИРОВАНИЕ

 по теме: «Влияние малого фольклорного жанра на развитие речи детей»

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему «Влияние малого фольклорного жанра на развитие речи детей» Постановка цели и задач по данной теме

Рассказывание детям русских народных сказок, потешек.

создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками, потешками

Октябрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми

Разучивание и проговаривание потешек, закличек

Участие в досугах, развлечениях

Ноябрь

Изучение темы «Настольно-печатные игры по русским народным сказкам

Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок, творческих работ  «Моя любимая сказка»  

Конкурс совместных творческих работ «Моя любимая сказка»

Декабрь

Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Помогать драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок

Обогащение  уголка  ряжения

Январь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Консультация «Роль фольклора в развитии детей»

Февраль

Консультация «Почитай мне сказку, мама»

Март

Консультация «Воспитание трудолюбия»

Апрель

Изучение темы «знакомство с закличками,  потешками о солнышке»

/со специалистами ДОУ: логопед, инструктор по ФК/

Развлечение «Маленькие солнышки-помощники большого солнца» С участием учителя-логопеда

Май

Самоанализ плана по самообразованию.

Открытое занятие по развитию речи с использованием макета»Домашние животные и их детеныши»

Развлечение «Наша дружная семья» с участием музыкального работника

Презентация проекта «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора

Предполагаемый результат

  • Словарь детей к концу году обогатился  новыми словами, оборотами, выражениями

  •  Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи

  •  Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

  •  Сформируется положительное отношение к режимным моментам

  •  У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей

Используемая литература

  • «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

  • «Приобщение детей к истокам народной культуры» /под.ред.Князевой  О.Л.,  Маханевой Д.М.

  • «Знакомим дошкольников с народной культурой»./Чебан А. Я. ,Бурлакова Л. Л.

  • «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».

  • Планы занятий/ Гербова В.В.

  • Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,1990г. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста»,с.8;

  • Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,1990г.«Фольклор для маленьких»,с.51

  • Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,1995г «Русский фольклор в жизни малышей»,с.9

  • Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,2004г «Фольклор в познавательном развитии», с.46

  • Журнал «Дошкольное воспитание»: №12,2007г. «Занятие для детей раннего возраста» ,с.122

  • Журнал «Дошкольное воспитание»: №2,2013г «Фольклорно-музыкальный калейдоскоп»,с. 73

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №96»

План по самообразованию на 2018-2020гг

по теме:

«Развитие связной речи детей

раннего возраста посредством

русских народных сказок».

Подготовила воспитатель

Фадеева Зинаида Эдуардовна

Дата начала работы над темой

01 сентября 2018 г.

Предполагаемая дата

окончания работы

31 мая 2020г.

2018г-2020г

Проблема: В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя его компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Актуальность: На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.

Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития

ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего

возраста помочь им в освоении разговорной речи родного языка. Речь чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от

достаточной речевой практики, нормального социального и речевого

окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых

дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных

социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс

развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Цель: развитие связной речи детей раннего возраста посредством русской народной сказки.

Задачи:

-повысить профессиональную компетентность педагога в области речевого развития детей раннего возраста посредством русских народных сказок.

-проанализировать педагогический опыт по развитию речи дошкольников посредством русских народных сказок;

-создать условия для речевого развития детей раннего возраста, пополнить предметно-развивающую среду;

-систематизировать профессиональные знания о современных формах, методах и приемах по речевому развитию детей раннего возраста;

-формировать умение применять полученные знания на практике;

-разработать и оформить в виде консультаций и рекомендаций материалы для родителей.

-привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

-разработать картотеки по развитию речи.

— разработать систему мероприятий для детей раннего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Работа была построена на основе следующихпринципов:

Наглядности

Последовательности

Деятельности

Дифференцированного подхода

Возрастных особенностей

Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи

Принцип вариативности

Формы:
образовательная деятельность, обыгрывание режимных моментов, развлечение, рассказывание сказок, потешек, закличек, чтение сказок, настольно-печатные, дидактические игры.

Методы:
Словесные – беседы, рассказывание, чтение, прослушивание аудиозаписей.
Наглядные – рассматривание книг, иллюстраций.
Практические – дидактические игры, показ тематических театрализованных постановок.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

— повышение уровня педагогической компетенции в «Развитие связной речи детей

раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

— разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.

Ожидаемые результаты:

Сформируется первоначальный интерес к русским народным сказкам,;

Сформируется положительное отношение к режимным моментам

У родителей сформируется понимание необходимости чтение русских народных сказок для развития речи детей.

Способ представления результата: май 2019г.

Открытое занятие для педагогов по развитию речи детей раннего возраста (1,5-2 года) «В гостях у сказки».

Способ представления результата: май 2020г.

Видео презентация о проделанной работе.

Перспективный план работы с детьми

План работы по самообразованию на 2018-2019 год.

Сроки

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2018 г.

Изучение методической литературы по теме «Развитие речи детей посредством русских народных сказок».

1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой М.2015г.

2.Ильин И.: «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5. «Занятия по развитию речи» В.В.Гербова (младшая группа). «Мозаика-синтез» Москва 2008 г.

6. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М., 2004.

Анкетирование, самоанализ

Отбор необходимой литературы

Октябрь

2018 г.

Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Апробация форм работы с родителями

Повышение педагогической компетенции.

Повышение педагогической компетенции родителей по теме.

Создание предметно-развивающей среды в группе

Консультация для родителей «Расскажи мне сказку мама!»

Ноябрь

2018 г.

Изучение методической литературы по теме «Развитие речи детей посредством русских народных сказок».

Апробация форм работы с детьми

Повышение педагогической компетенции.

Беседа с детьми.

Подбор и оформление консультаций и информации для родителей.

«Что такое сказка?»

Декабрь

2018 г.

Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи детей раннего возраста»

Апробация форм работы с детьми

Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001

НОД

— Оформление картотеки игр на «Развитие речи детей 2-3 лет»

1.Чтение сказки «Репка».

2.Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка».

Январь

2019 г.

Обобщение педагогического опыта на уровне ДОУ

Апробация форм работы с детьми

Повышение педагогической компетенции воспитателей по вопросу сказка, как средство развития речи.

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Консультация в печатном виде на сайте ДОУ

«Роль сказки в развитии связной речи дошкольников».

Выставка книг «Моя любимая сказка»

Февраль

2019 г.

Разработка программно-методического обеспечения пед. процесса.

Апробация форм работы с родителями

Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам.

Повышение педагогической компетенции родителей по теме.

— Оформление картотеки «Пальчиковые игры – герои сказок».

— Брошюра для родителей «С пальчиками играем- речь развиваем».

Март

2019г

Подбор литературы для родителей.

Апробация форм работы с детьми

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1999

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

Знакомство детей с настольным театром.

Рекомендации для родителей «Читайте детям вслух!».

Показ настольного театра «Колобок»

Апрель

2019 г.

Разработка программно-методического обеспечения пед. процесса

Апробация форм работы с родителями

Подбор подвижных игр по сказкам.

Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.

— Оформление картотеки « Подвижные игры со сказочными героями».

Пополнение уголка сказки масками на голову.

Май

2019 г.

Апробация форм работы с детьми

Обобщение опыта

Разработка конспекта, подбор игрового материала.

Отчёт о проделанной работе. Открытое занятие для педагогов по развитию речи детей раннего возраста (1,5-2 года) «В гостях у сказки».

Показ настольного театра- сказки «Репка»

Инсценировка и показ детям раннего возраста сказки «Репка» при помощи настольного театра.

2.Составление плана работы на следующий год по теме самообразования

План работы по самообразованию на 2019-2020 год.

Сроки

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2019 г.

Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников»

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 1997.

2.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

3.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004

5.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — М: Фолио, 2000, 464 с.

Отбор необходимой литературы

Октябрь

2019 г.

Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Апробация форм работы с родителями

Повышение педагогической компетенции

Повышение педагогической компетенции родителей по теме

Пополнение предметно-развивающей среды в группе

Консультация «Сказка в жизни ребенка».

Ноябрь

2019 г.

Апробация форм работы с детьми

Разработка конспектов, подбор игрового материала.

Чтение и обсуждение сказки «Теремок»

Дидактическая игра «Узнай сказку » по картинке.

Декабрь

2019 г.

Изучение методической литературы и периодической печати

Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

Консультация «Какие сказки читать ребенку на ночь»

Январь

2020 г.

Апробация форм работы с детьми

Разработка конспектов, подбор игрового материала.

Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Февраль

2020 г.

Апробация форм работы с родителями

Организация акции

Акция для родителей «Подари книгу детскому саду».

Март

2020 г

Апробация форм работы с родителями

Приобретение в группу раскрасок с героями русских

Пополнение РППС группы.

Апрель

2020 г.

Апробация форм работы с детьми и родителями

Повышение профессионального уровня.

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Май

2020 г.

Обобщение опыта

Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете Организация выставки.

Видео презентация о проделанной работе.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/407167-plan-po-samoobrazovaniju-razvitie-svjaznoj-re

Организация: МАДОУ «Детский сад комб. вида №28» д. Лупполово

Населенный пункт: Ленинградская область, д. Лупполово

Актуальность темы: Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание, выражает свое отношение к происходящему. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей стоит на первом плане. Работая в группе раннего возраста, я отметила, что чем лучше развита речь у ребенка, тем легче он идет на контакт с воспитателем, со сверстниками, тем легче проходит его адаптация к условиям детского сада. Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить развитию речи детей раннего возраста. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы. Доказано, что в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Так, например, к концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года 300-400 слов, а в 3 года – 1000 слов.

Для успешного решения задачи развития речи детей в своей работе я использую сказки. Сказки передаются из поколения в поколение на протяжении веков, они играют большую роль в становлении личности ребенка, играют большую роль в модели его поведения. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать, любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Однако в последнее время наметилась тенденция к тому, что читать детям стали значительно реже. Сказки есть почти в каждом доме, но читать их стали значительно меньше. Ведь можно включить ребёнку телевизор или компьютер и спокойно заниматься своими делами. Смотреть легче и интереснее, поэтому нет таких просьб, как раньше о прочтении любимой сказки. Исчезло почти совсем семейное чтение с рассматриванием и обсуждением, беседой по содержанию, желание найти в ней мораль и нравственный урок. Исчезает хорошая традиция – общение с книгой. Почему чтение сказок для детей намного полезнее, чем просмотр мультфильмов? Ведь волшебное повествование, как и мультфильм, рассказывает детям готовую фантастическую историю. Но, в отличие от последнего, сказка оставляет простор для воображения и таким образом развивает у детей умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это является основой для творческой деятельности. Эти наблюдения обусловили выбор моей методической темы «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста».

Своей целью я ставлю развивать активную речь детей, вызвать живой интерес к сказкам.

Задачи:

Образовательные:

— Побуждать у детей интерес к сказкам.

— Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

— Способствовать обогащению речи, активизировать словарь детей, развивать

грамматический строй речи, навыки диалогической, монологической речи.

Развивающие:

— Развитие у детей художественно – речевые исполнительские способности

выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные

интонации, выражающие характер сказки.

— Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое

воображение, память, фантазию.

— Развивать совместную творческую деятельность детей и родителей.

Воспитательные:

— Воспитывать интерес к живому слову.

— Воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости,

доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в

процессе общения.

— Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании и

развитии детей.

— Способствовать приобщению родителей к жизни детей в группе, созданию

атмосферы сотрудничества, реализации художественно-речевых способностей

родителей;

Ожидаемые результаты.

Дети знают и умеют:

— С интересом слушают сказку.

— Самостоятельно проговаривают слова, фразы.

— В самостоятельной игре, режимных моментах сопровождают свои действия речью.

— По просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказывают об изображенном на картине, об игрушке, о событии из личного опыта.

— Проявляют интерес к книгам, бережно к ним относятся.

— Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения.

— Эмоционально и заинтересованно следят за развитием действий в играх-драматизациях, кукольных спектаклях, сами принимают участие в них.

— Свободно общаются в диалоге с воспитателем и со сверстниками.

В своей работе по ознакомлению детей со сказками я опираюсь на общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста: принцип активности и посильной самостоятельности, принцип познавательной выразительности, принцип наглядности, действенного соучастия, поэтапности.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития всех видов деятельности ребёнка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Сказка помогает ребенку открыть новый, неведомый и огромный мир. Она учит его думать, тренирует память, внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, тянет-потянет, бил-бил, не разбил) – это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых еще плохо развито слуховое внимание. Шаг за шагом малыши усваивают новые слова, фразы.

В своей работе по ознакомлению детей со сказками я опиралась на список рекомендованных произведений для чтения в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы В.Е. Сказки я расположила в определенной последовательности: каждая последующая сказка сложнее предыдущей.

1. «Курочка ряба»

2. «Репка»

3. «Колобок»

4. «Теремок»

5. «Как коза избушку построила»

6. «Маша и медведь»

7. «Волк и козлята»

Очень важным считаю донести до каждого ребенка правила бережного отношения к книгам. Ежедневно объясняю детям правила:

— Посмотрел книгу – положи на место.

— Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки – чистые ли они.

— Книгу можно рассматривать только за столом.

— Учу не сминать страницы, не рвать, не бросать.

Условно свою работу со сказкой я разделила на три этапа:

1 этап – «Знакомство со сказкой».

2 этап – «Творческие дидактические игры по сказке».

3 этап – «Рассказывание эпизодов сказки».

1 этап – «Знакомство со сказкой».

Цель данного этапа: познакомить детей с содержанием сказки. Формировать у детей умение внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего; отвечать на простые вопросы воспитателя по содержанию сказки. Расширять активный и пассивный словарь детей.

На первой неделе месяца провожу работу по знакомству с новой сказкой. Сначала я читаю сказку целиком. Даю время малышам, чтобы они внимательно рассмотрели иллюстрации. Во время рассматривания задаю вопросы по тексту сказки. Отвечая на вопросы, дети лучше запоминают ее содержание. Ребенок раннего возраста усваивает знания при условии многократного повторения, поэтому текст сказки детям преподносится не один раз, в разных формах: беседа по иллюстрациям к сказке, театрализованный показ разных видов театра.

Можно поставить на стол всех героев сказки – фигурки настольного кукольного театра (или картинки, с изображением персонажей), закрыть их красивой тканью. Поднимаю ткань,потом прошудетей рассмотреть спрятавшихся под тканью гостей, назвать их и сказать, из какой сказки они пришли.

Можно попроситьдетей взять в руки по одному герою сказки, сесть на ковер и поставить фигурку (картинку) перед собой. Предложить детям вспомнить начало сказки. Попросить их сказать первую фразу и выложить соответствующего героя (картинку). Если у ребенка достаточно хорошо развита речь, предложить ему повторить небольшой отрывок из сказки. Если же речь у ребенка развита недостаточно, то достаточно ему только закончить начатую фразу. Продолжаю рассказывать сказку совместно с детьми по аналогии до того момента, пока все герои (картинки) не будут выложены на ковре.

Но возникает другая проблема: бывает достаточно сложно регулировать речевую активность детей. Один ребенок еще не понял вопроса, а другой – уже ответил на него. Решить эту проблему помогают творческие игры по сказкам, которые являются промежуточным этапом для подготовки к рассказыванию сказки.

2 этап – «Творческие дидактические игры по сказке».

Цель данного этапа: закреплять содержание сказки. Расширять представление об окружающем мире. Обогащать пассивный и активный словарь ребенка. Совершенствовать общую и мелкую моторику. Развивать зрительное и слуховое восприятие детей. Учить соотносить предметы по признакам формы, величины, цвета.

Превалирующей чертой этого этапа является то, что у детей закладываются элементарные представления о сочинительстве. С помощью взрослого они учатся отрываться от знакомого текста и развивать события сказки на другой лад.

После того, как дети хорошо запомнили содержание сказки, можно переходить к играм по сказке. Занимаясь с детьми, я чутко прислушиваюсь к их настроению – никогда не настаиваю на продолжении игры, если малыш устал, не в настроении или если игра ему не нравится.

Приведу примеры игр по сказке «Колобок». Можно напомнить детям начало сказки: «Жили-были дед и баба». Совместно с детьми пересказать сказку до того момента, когда бабка положила Колобка на окно студиться. Дальше следует взять инициативу на себя: «Полежал-полежал Колобок на окне, скучно ему стало. С окна – на завалинку, с завалинки – на дорожку и прикатился Колобок на огород». Здесь я представляю вниманию детей импровизированный огород: стол, накрытый тканью, на котором выложены разнообразные овощи и фрукты. Предлагаю детям перечислить их, рассказать какого они цвета, какие на вкус, выбрать самый вкусный, самый полезный и т.д.

Маленькие дети любят задавать вопросы: «Зачем? Почему? Отчего?». Их интересуют свойства предметов, их качества. Малышей завораживает явления живой и неживой природы. Сам для себя ребенок тоже загадка.

Дети любят экспериментировать с водой, песком, растениями, бумагой и другими предметами живой и неживой природы. Опытная деятельность стимулирует речевую активность малышей.

Творческая интерпретация сказки позволяет организовать игры-экспериментирования, которые понятны и доступны для детей раннего возраста.Это игры с водой, песком. Например, мышка из сказки «Курочка Ряба» махнула хвостиком, а яичко упало в воду и утонуло, а потом ей стало интересно, утонет ли камешек в воде, карандаш и т.д.

Незаменима сказка и в организации конструкционных игр. Детям можно предложить выполнить любую постройку (домики, дорожки, корзиночки, тележки, мостик, лесенку) для героев сказки и обыграть ее.

Строительная игра способствует воспитанию зрительного и слухового внимания, запоминанию текста сказки.

Детям раннего возраста свойственно поглощать большой объем информации. Нервная система малышей еще не очень стабильна, они быстро возбуждаются и долго не могут успокоиться. Задача педагога создать условия не только для активизации мыслительныхпроцессов, но и для релаксации малышей. Для этой цели я использую игры-имитации с малой двигательной активностью. Эти игры становятся еще интересней, если в них присутствует звукоподражание.

Например, можно использовать такую игру по мотивам сказки «Колобок». Катился-катился Колобок и попал на красивую цветочную полянку. Здесь я включаю спокойную музыку, предлагаю понюхать растущие на полянке цветы, озвучить, как жужжит пчела, как подул ветерок и т.д.

Для того, чтобы ребенок мог рассказать о чем-либо, ему необходимо помочь увидеть объект, его основные качества, подобрать слова для выражения мысли.

Для подготовки детей к обучению рассказыванию я использую такие методические приемы, как целенаправленное рассматривание, договаривание детьми начатой воспитателем фразы, ответы на поставленные вопросы.

Ну и какая же сказка без продуктивной деятельности. Творческие игры с лепкой, рисованием очень нравятся детям. Они имеют общеразвивающий эффект и совершенствуют мелкую моторику.

После выполнения всех игр по сказке предлагаю детям поиграть в игру-драматизацию. Дети выбирают шапочки героев по своему желанию. Первое разыгрывание сказки не похоже на театрализованное действие. Шапочек приготавливаю в избытке, может случиться так, что в сказке будут две бабки, три мышки. Каждый ребенок говорит, что хочет и когда хочет, не по порядку, не по очереди. В это время моя работа направлена на отработку ролевых диалогов. И эта игра может вылиться в представление для зрителей.

Игра-драматизация – эта подлинная самодеятельность детей, импровизация в самостоятельной деятельности малышей.

Лишь после этого этапа опробования легко и свободно возникает игра-драматизация с импровизацией ролевых диалогов.

3 этап – «Рассказывание эпизодов сказки»

Цель данного этапа: обогащать словарь ребенка за счет новых слов. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

Последний этап самый трудный. Проходят три недели кропотливой работы, в течение которой ребенок учится слушать и понимать сказку, запоминать ее героев и содержание, добавлять отдельные слова и фразы в совместный с воспитателем пересказ.

На этом этапе я учу детей пересказывать отдельные эпизоды сказки. С помощью шапочек дети перевоплощаются в героев сказки и от их имени ведут диалог.

Сказка – это кладезь для творческого педагога, умеющего и желающего сформировать в своих воспитанниках креативную личность, развить у них интерес к познанию.

Через систему увлекательных игр со сказками у ребенка развиваются психические процессы:

восприятие – через умение анализировать предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина;

внимание – через развитие умения сосредотачиваться на предметах, явлениях, действиях;

память – через умение произвольно запоминать;

мышление- от наглядно-образного к наглядно-действенному и логическому.

С целью определения эффективности моей работы, я провела диагностическоеисследование детей раннего возраста, которое проводила два раза в год (в начале и вконце учебного года) (Приложение).

По результатам диагностики было выделено 3 группы: дети с низким уровнем, со среднимуровнем и с высоким уровнем речевого развития.

Для каждой категории детей (низкий, средний, высокий уровни) были обозначены своизадачи и задания.Чтение фольклорных произведений, рассматривание иллюстраций в книгах, игры и др. предлагались детям в любое свободное время: после завтрака, на прогулке, перед сном, ввечернее время.

С детьми низкого уровня развития работа проводилась индивидуально. Наиболее эффективными для них стали приемы многократного повторения, вопросы детям по содержанию текста, словесное поощрение, совместная деятельность взрослого и ребенка, др.

С детьми среднего уровня развития задания, игры и др. предлагались в подгруппе (3-4человека). Эффективно использовался метод повторения задания самими детьми, анализрезультата, сюжетно- ролевые игры, др. Детьми с высоким уровнем развития предлагалсяматериал с усложнением, устная инструкция педагога и др.

Родителям в индивидуальных беседах были предложены соответствующие рекомендации, пожелания.

В своей группе я пытаюсь создать условия для самостоятельных игр в сказку, самостоятельной театрализации, чтобы дети могли подражать игровым образам, общаться друг с другом через сказку, изображая персонажей данной сказки.

Рядом с книжным уголком я поместила уголок театрализации, который плавно переходит в уголок ряженья, где дети могут использовать костюмы, маски в создании персонажей для нужной сказки, рядом фланелеграф. На нём дети могут смоделировать сказку, сюжет из сказки.

В свободное время дети рассматривают знакомые книжки, вспоминают их содержание и у них возникает желание поиграть в сказку. Для этого в уголок театрализации я поместила несколько видов театра: пальчиковый, фланелеграф, театр игрушек, картинки на картоне, театр из конусов. Подбирая персонажей для этих театров, я выбираюяркие, красивые, чтобы они оказывали на детей эстетическое влияние, развивали их вкус, воспитывали в них чувство прекрасного.

Диагностика

Приложение

Консультация для родителей

Домашнее чтение для сердца и разума.

Всем известен интерес детей к книге. Это увлечение возникает на пути от простого любопытства – к удивлению, от удивления – к активной любознательности, а от нее – к знанию.

Природную любознательность ребёнка полнее всего удовлетворяют книги. Очень многое зависит от того, как относятся к книге в семье.

Родители сами должны быть начитанными и уметь пересказать содержание произведения, передать свое мнение о книге.

Очень важно правильно отбирать материал для чтения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Пусть ребёнку прочитают немного, но каждая страница может оставить глубокий след в его сердце и сознании.

Важный способ приобщать детей к книге – чтение вслух. Можно создать определенный ритуал перед чтением: включить спокойную музыку, занять удобное, уютное место. Это создаст своеобразную обстановку, психологически подготовят детей к прослушиванию произведения.

Способствует развитию интереса к чтению и циклическое чтение, т.е. в течение некоторого времени книга читается по частям или отдельными главами. Во время вынужденного перерыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги.

Важно уметь раскрыть воспитательный потенциал книги, донести ее до ума и сердца ребёнка. Именно процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, устанавливается взаимопонимание, близость, доверительность, без которого немыслимо воспитание.

Лучшие детские книги представляют собой лучшие образцы художественного слова, воспитывают у детей чувство прекрасного, нравственно-патриотические чувства и делают жизнь полнее и интереснее.

В книгах содержится большой жизненный опыт, а взрослый помогает ребёнку воспринимать его осмысленно. Сказанное относится к детям всех возрастов, благодаря книге они обретают «умное детство».

Родителей интересует вопрос о формировании интереса к книге и культуры чтения. Здесь важно соблюдать такт, без нажима, без принуждения и запретов влиять на выбор книги. Культура же чтения тесно связана с понятием сознательного отношения к книге, умения внимательно и вдумчиво слушать.

В семьях, где на это не обращают внимания, где книга не в почете либо ее читают нетерпеливо, поверхностно, можно встретить подмену чтения просмотром телевизора или игрой в компьютерные игры.

Книга создает важнейшие предпосылки для дальнейшего развития ума ребенка, нравственности, патриотизма и эстетического восприятия мира.

Дома хорошо иметь библиотечку детской художественной литературы. Ребёнку дают 2-3 книги на определённый отрезок времени, затем заменяют новыми. Делают это для того, чтобы не рассеивать внимание ребенка на множество книг, чтобы он глубоко осваивал содержание литературного произведения, мог осмыслить его, пересказать, детально рассмотреть иллюстрации.

В дальнейшем хорошо посещать детскую библиотеку вместе с ребенком, что даст ребенку самому выбирать понравившиеся книги.

Уважаемые родители! Приучайте детей бережно относиться к книгам. Объясните детям правила:

Посмотрел книгу – положи на место

Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки – чистые ли они

Книгу рассматривать только за столом, учите ребёнка правильно листать книгу с правого верхнего угла, не смачивая палец слюной, не сминать страницы

Не разрешайте обращаться небрежно даже с ненужной книгой. А тем более вырезать картинки из нее.

Помните, если сын или дочь привык обращаться с книгой аккуратно, то, став школьником, он перенесет этот навык и на учебники, тетради, другие принадлежности.

Когда знакомите детей с художественной литературой, постарайтесь решить разнообразные задачи, связанные с развитием речи детей. Вопросы по содержанию рассказа, стихотворения или сказки могут задаваться в самой разнообразной форме.

Любите книги и прививайте любовь к чтению своим детям!

Консультация для родителей.

Речевое развитие детей раннего возраста.

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов — это вызывает тревогу у родителей, и они обращаются к врачу. Речевое развитие ребенка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большее место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет) и очень быстро растет запас активно употребляемых слов. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие речи, окажут вам полноценную помощь.

1. Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».

2. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: Что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.

3. Провокация или искусственное непонимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится (глухим и глупым). Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

4. Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», вы же предлагаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.

5. Продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности.

6. Музыкальные игры. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Сначала ребенок проговаривает только окончания или последние слова, но вскоре начнет пропевать небольшие песенки целиком.

Чтобы развить речевую активность ребенка, можно:

-сжимать и разжимать кулачки – махать в воздухе только пальцами;

-кистями рук делать фонарики;

-хлопать в ладошки тихо и громко;

-нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

-наматывать нитки в клубок, играть с конструктором, мозаикой, кубиками.

Консультация для родителей

Значение изготовления театральных кукол детьми совместно со взрослыми.

У ребенка всегда есть желание сделать что-то новое, оригинальное.

Все рекомендуемые материалы вполне доступны, инструменты имеются в каждом доме, а технология изготовления не превышает возможностей обычной квартиры. И никогда не жалейте времени, которое вы потратите на общение с ребенком, на то что Вы будете заняты с ним одним делом. В Вашем доме всегда будет интересно бывать друзьям Вашего ребенка, а у него повысится самооценка, он научится уважать труд, уважать и ценить Вас, поскольку Вы так много знаете и умеете и многому можете научить его.

Изготавливая куклы, родители могут провести свободное время с детьми не только интересно, но и с большой пользой, могут показать им, на что способны человеческие руки и фантазия, помочь раскрыть в ребенке что-то новое. У взрослых появляется возможность лучше понять ребенка, занимаясь с ним общим делом и общаясь с ним на равных, что способствует развитию у ребенка уважения и доверия к взрослым.

Общая работа во время изготовления кукол и декораций для театра, игра в кукольный театр формируют и развивают у детей следующие навыки и способности:

Мелкая и крупная моторика.

Память.

Образное мышление.

Чувство уважения и такта, навыки общения.

Творческие способности.

Творчеством пронизан весь процесс создания кукольного представления. От идеи создания куколы до игры в «отчетном спектакле», от сценарного плана до готовых декораций, так как дети с радостью принимают участие во всех видах игровой активности.

«Шагающая плоскостная кукла»

Материалы и оборудование:

Цветной или белый прямоугольник 1/4 листа А4 (в нижней части отверстия для пальцев D =1,5 см.)

Цветная бумага,

Ножницы,

Клей, скотч,

Фломастеры, карандаши, мелки

Мелкий бросовый материал.

Последовательность изготовления.

Основным элементом этой куклы является прямоугольник (1/4 часть листа А4)

В нижней части листа взрослым вырезаются два круга диаметром примерно 1,5 см. (или больше) который позволяет вставить в них указательный и средний пальцы.

Это будут ноги куклы-персонажа, затем в соответствии с пропорциями дорисовывается силуэт персонажа и прорисовываются детали (или выполняются в технике аппликации).

Украсить бумажно- картонных шагающих п альчиковых кукол и тем самым придать им немного объема можно бисером или тесьмой, нитками и мехом.

«Стержневая кукла на основе ложки» (пластмассовой).

Материал и оборудование:

Пластмассовые ложки,

Скотч,

Ножницы,

Нитки для изготовления шевелюры,

Самоклеющаяся бумага,

Салфетки разноцветные.

Последовательность изготовления

Две пластмассовые ложки соединить друг с другом вогнутой стороной и закрепить у основания скотчем.

Нитки, нужного для цвета волос куклы намотать несколько раз вокруг сомкнутых 4-х пальцев (с указательного по мизинец). Чем больше ниток намотать, тем пышнее будет шевелюра персонажа.

Пасму ниток крепко перевязать отдельной ниткой сверху. Завязанную пасму ниток разделить на две равные части и вставить между верхних частей ложек (часть из них спереди можно выделить в челку персонажа и обрезать нужной длины)

Разделенные две части оформляем в шевелюру персонажа (заплетаем в косы или стрижки до нужной длины)

Сверху ложки и вставленных ниток приклеиваем соответствующий кукле-персонажу головной убор.

Для изготовления костюма можно воспользоваться бумажной салфеткой или цветной бумагой соответствующего цвета и размера. Лист цветной бумаги складываем, как бумажную салфетку, центр сгибов слегка надрезаем и вставляем в него основу — ручки ложек.

Отводим часть костюма (бумаги, салфетки) на голову куклы и закрепляем у основания ложек плотно скотчем. Опускаем костюм обратно на ручки ложек, расправляем, получая треугольную форму. Правый и левый угол этого треугольника можно закруглить, обозначив таким образом правую и левую руки (лапы) персонажа.

«Кукла варежка из бумаги».

Материал и оборудование:

Белая и цветная бумага, клей,

Степлер, скобы,

Ножницы,

Карандаши, фломастеры.

Последовательность изготовления.

Положить перед собой лист белой бумаги формата А4 горизонтально и сложить его пополам слева направо.

Положить руку на лист (все пальцы сомкнуты) и обвести её по контуру.

Прибавить с левой и правой стороны по 1,5 — 2 см. (на толщину руки и склеивание куклы).Вырезать основу — варежку по новому контуру (получится две детали).Склеить (или закрепить степлером) две детали, оставив свободным (не заклеенным) нижний край.В соответствии с выбранным персонажем вырезать и наклеить детали (уши, лапы, хвост и т. п.), стараясь соблюдать пропорции куклы.Окончательно оформить куклу, ее лицо (мордочку) или использовать для этой цели технику аппликации.

Консультация для родителей

«Поиграйте в кукольный театр дома»

Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. При этом нужно помнить: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Для этого очень подойдёт кукольный театр.

Для того, чтобы организовать кукольный театр дома, необходим не только набор кукол (перчаточные куклы, фигурки на палочках, теневой театр, театр игрушек и т. д.), простейшие декорации и ширма, но самое главное-желание заняться интересным делом. Дети любят играть с уже готовыми куклами, но ещё с большим удовольствием они любят их делать сами. Используя подручные средства, сделать их совсем не сложно.

Куклы – напёрстки.

Куклы-напёрстки- куклы маленького размера, одевающиеся на указательный палец. Кукольные представления с их участием можно разыгрывать при чтении стихотворений, сказок в лицах. Укладывая малышей спать, эти куклы помогут вам образно рассказать сказку. Они изготавливаются из полосок бумаги, накрученных на указательный палец, из пластмассовых шариков или мячиков, из старых перчаток. Путём рисования или аппликации, используя цветную бумагу или плотные ткани, создаётся нужный образ.

Забавные носки.

Из обычных носков, картона, пуговиц, бусин и обрезков ткани получаются очень забавные персонажи для кукольного театра. Куклы, созданные по этой технологии, имеют очень необычный вид. Мы привыкли видеть игрушки, голова которых имеет форму шара. У этих игрушек шаровидной головы нет, зато есть вытянутая мордочка, которая напоминает образы животных, имеющих такую же форму головы: лошадь, мышь, собака и т. д.

Кукольные фантазии.

Из предметов домашнего обихода, бросового материала (пустые коробки, бутылки) можно сделать замечательных кукол. Для оформления лиц героев кукольного представления можно использовать фотографии в журналах, предварительно наклеив их на картон.

При использовании элементов кукольного театра, манипуляции с куклами должны быть предварительно отработаны, чтобы во время показа не фиксировать на этом внимание. При подборе куклы для спектакля, изготавливая её, необходимо учитывать, что внешний облик куклы должен отвечать возрастной и психологической характеристикам персонажа.

Особый всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с ребёнком, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. В этой ситуации взрослый берёт на себя функцию советчика. От лица героя сказки родитель преобразовывает сложные ситуации в педагогические задачи, подводит к решению проблемы. Ребёнок вместе с героем ищет альтернативные способы действия, спорит с ним или соглашается, предлагает свои решения.

Чувства, испытываемые ребёнком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Положительные герои вызывают у ребёнка сочувствие. Стремясь защитить любимого героя, он возмущается поступками отрицательных персонажей.

В процессе рассказа и показа сказки важно не увлечься описанием второстепенных моментов, игрой кукольных персонажей, а донести до ребёнка идею сказки, основное её содержание, выделив при этом основные моменты нужной интонацией голоса, громкостью или паузой.

Не стесняйтесь играть в театр кукол вместе с детьми!

Желаем Вам приятных часов и прекрасного отдыха всей вашей семье!

Использованная литература:

1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа (2-3 года).

2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.

3. Художественное творчеств: комплексные занятия. Первая младшая группа / О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.

4. Развитие речи в детском саду В.В. Гербова. Издательство Мозаика — Синтез Москва, 2015.

5. Книга для чтения в детском саду и дома. Москва ОНИКС – 2011.

6. Наглядно-дидатические пособия: Серия «Играем в сказку»: «Репка»,

«Теремок», «Колобок », «Курочка Ряба». Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

.7 Шиян О.А. Развитие творческого мышления.

Работаем по сказке (2-7 лет).

  • План по самообразованию роль сказки в воспитании детей раннего возраста
  • План по самообразованию воспитателя старшей группы детского сада по сказкам
  • План по самообразованию воспитателя детского сада средняя группа по сказкам
  • План по самообразованию воспитателя в средней группе на тему русские народные сказки
  • План по золотой рыбке 2 класс учебник сказки