МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ТЕМА
«Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Составила:
Занина Н.А.
Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Задачи:
1.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
6. Воспитывать бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой.
Актуальность: В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка.
Срок реализации: начало работы по теме ________________
Предполагаемый срок окончания______________________
Этапы: подготовительный, основной и заключительный
Ожидаемые результаты:
1. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.
2. Дети различают полярные понятия «хороший» — «плохой», «красивый» — «некрасивый», «правда» — «ложь», «добро» — «зло» и т. д. в сказке и в жизни.
3. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.
4. Дети распознают настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.
5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.
6.Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
7.Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.
Этапы |
Месяц |
Формы работы |
Практические выходы |
||
Работа воспитателя |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
|||
сентябрь |
Подбор и изучение методической литературы. Подбор материала необходимых для работы с детьми. Постановка целей и задач по данной теме. |
Чтение и пересказ сказки «Курочка Ряба» Рассматривание иллюстраций к сказкам. |
Консультация «Сказка в жизни вашего ребенка» |
||
октябрь |
Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы воспитания нравственных качеств дошкольников. |
Знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок»; |
Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям». |
||
ноябрь |
Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми» Создание картотеки сказок для работы с детьми. |
Прослушивание звукозаписей детских сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. |
Конкурс среди детей и их родителей «Мой любимый сказочный герой» |
||
декабрь |
Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками и дисками. |
Чтение сказки «Теремок» и дидактическая игра «Найди знакомого героя сказки» |
Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек» Привлечь родителей пополнить библиотеку, «Новыми книгами, дисками». |
||
январь |
Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка» Применять цитаты из сказок в режимных моментах. |
Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба». |
Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей». |
||
февраль |
Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба» |
Настольно- печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки) «Парные картинки». |
Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра |
||
март |
Обустроить уголок ряженья Изготовление настольно –печатных игр по мотивам сказок. |
Беседы «Какие сказки я знаю» |
Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу» |
||
апрель |
Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей». |
Рассматривание иллюстраций к сказкам. Д/И «Назови меня» |
Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных». |
||
май |
Самоанализ плана по самообразованию. |
Обыгрывание сказки «Репка» |
Презентация: «Какая прелесть эти сказки» |
Используемая литература:
- Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012, 2013.
- Гурович Л.М. Ребёнок и книга. (Пособие для воспитателя детского сада). С Пб.: Детство — Пресс, 2000.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание.2005.- №1. – с. 18-28.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). — М.: Педагогика, 1999.
- Нравственное воспитание на современном этапе. (Материалы конференции). — М.: МГПУ, 2001.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под ред.Веракса Н.Е. 2014 – 368с.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозайка-Синтез, 2010.
Подласый И.П. Педагогика. — М., 1999г.
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Ф.И.О. педагога Семынина Валерия Валерьевна
Образование Высшее
Специальность педагог дошкольного образования
Стаж педагогической работы 1 год
Квалификационная категория________________
Курсы повышения квалификации________________
Тема: «Сказка, как средство развитие речи дошкольников»
Дата начала работы над темой 03.09.2018 год.
Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2019 год.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие связной речи дошкольников посредством русской народной сказки.
Задачи:
-
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи детей раннего возраста).
-
Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.
-
Систематизировать опыт работы по теме.
-
Подготовить материал для работы с детьми.
-
Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.
-
Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.
-
Разработать картотеки по развитию речи.
-
Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.
-
Разработать систему мероприятий для детей младшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.
Пояснительная записка.
« У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота »
Ирина Токмакова
Актуальность данной тему заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Условия реализации:
В группе «Дружная семейка» — средний дошкольный возраст 4-5 лет.
Применение:
Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детского образовательного учреждения и в кругу семьи.
Ожидаемый результат
-
овладение детьми грамматической структурой язык;
-
сформирована диалогическая и монологическая речь;
-
обогащен и активизирован словарный запас ребенка;
-
сформирован устойчивый интерес к русскому народному творчеству;
-
проявление активности детьми на всех этапах ознакомления детей с фольклором.
Срок работы по теме самообразования: 1 год
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Месяц |
Формы работы |
||
с детьми |
с педагогами |
с родителями |
|
Сентябрь-Ноябрь |
Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции. Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку». Дидактические игры «Расскажи сказку по картинке». ООД «Путешествие в сказочную страну». ООД по сказке «Пузырь, Соломенка и Лапоть» : Занятие 1. Слушаем сказку «Пузырь Соломенка и Лапоть»; Занятие 2. Рассказываем сказку «Пузырь, Соломенка и Лапоть»; Занятие 3. Показываем сказку «Пузырь, Соломенка и Лапоть. ООД по сказке «Два жадный медвежонка». Моделирование сказки. Пальчиковые игры «Теремок», «Про курочку Рябу». |
Изучение нормативных документов; Выбор и определение темы самообразования; Планирование работы по теме самообразования. Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников». Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, сказок,т.д.). Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр. Подготовка к проекту «Метод моделирования сказок» (Изучение методического материала, сбор информации). |
Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС». Консультация для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку». |
Декабрь-Февраль |
Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. ООД по сказке «Гули-лебеди». ООД по сказке «Лисичка со скалочкой». Моделирование сказки. ООД «Приключения в стране сказок». ООД по сказке «Смоляной бычок»: Занятие 1. Слушаем сказку «Смоляной бычок»; Занятие 2. Рассказываем сказку «Смоляной бычок»; Занятие 3. Читаем и показываем сказку «Смоляной бычок». Пальчиковые игры «Любимые сказки», «Дождь прошел», «Кот петух и леса», «Зимовье». Дидактическая игра «От сказки к сказки». Дидактическая игра «Кто за кем». Дидактическая игра «Отгадай из какой сказки». |
Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию. Изготовление дидактических игр по сказкам. Изготовление масок для героев сказок. Пополнение книжного уголка. Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам. Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Изготовление дидактических игр. Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр. Подготовка к проекту «Метод моделирования сказок» (Изучение методического материала, сбор информации). Презентация на тему «Метод моделирования сказок». |
Рекомендации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста». Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях». |
Март-май |
Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Творческий вечер «Перевирание сказки». Беседа «Сказка, но по-новому». Дидактические игры «Расскажи сказку» по серии картинок, «Назови героя сказок». «Чья песенка?», «Отгадай-ка», «Расскажи сказку по героям». Пальчиковые игры «Репка», «Руковица», «Заюшкина избушка». ООД по сказке «Зимовье зверей». Моделирование сказки. ООД по сказке «Лиса и кувшин»: Занятие 1. Слушаем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 2. Рассказываем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 3. Показываем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 4. Рисуем сказку «Лиса и кувшин». Итоговый мониторинг «Речевое развитие». |
Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию. Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Изготовление масок для героев сказок. Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр. Создание альбома «Волшебный мир сказок». Оформить карточки схемы и картинки для разучивания русско-народных сказок. Организовать вечер сказок. Оформление работы по самообразованию в полном варианте. Оформление проекта «Метод моделирования сказок» в полном варианте. |
Изготовление папки передвижки «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников». Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях». Консультация для родителей: «Сказка в жизни ребенка». Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?» |
Изучение методической литературы по теме СО
-
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
-
Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
-
Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
-
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
-
Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
-
Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
-
Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
-
https://www.maam.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.
-
https://nsportal.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №96»
План по самообразованию на 2018-2020гг
по теме:
«Развитие связной речи детей
раннего возраста посредством
русских народных сказок».
Подготовила воспитатель
Фадеева Зинаида Эдуардовна
Дата начала работы над темой
01 сентября 2018 г.
Предполагаемая дата
окончания работы
31 мая 2020г.
2018г-2020г
Проблема: В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя его компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.
Актуальность: На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.
Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития
ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего
возраста помочь им в освоении разговорной речи родного языка. Речь чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от
достаточной речевой практики, нормального социального и речевого
окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых
дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных
социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс
развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Цель: развитие связной речи детей раннего возраста посредством русской народной сказки.
Задачи:
-повысить профессиональную компетентность педагога в области речевого развития детей раннего возраста посредством русских народных сказок.
-проанализировать педагогический опыт по развитию речи дошкольников посредством русских народных сказок;
-создать условия для речевого развития детей раннего возраста, пополнить предметно-развивающую среду;
-систематизировать профессиональные знания о современных формах, методах и приемах по речевому развитию детей раннего возраста;
-формировать умение применять полученные знания на практике;
-разработать и оформить в виде консультаций и рекомендаций материалы для родителей.
-привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.
-разработать картотеки по развитию речи.
— разработать систему мероприятий для детей раннего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.
Работа была построена на основе следующихпринципов:
Наглядности
Последовательности
Деятельности
Дифференцированного подхода
Возрастных особенностей
Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи
Принцип вариативности
Формы:
образовательная деятельность, обыгрывание режимных моментов, развлечение, рассказывание сказок, потешек, закличек, чтение сказок, настольно-печатные, дидактические игры.
Методы:
Словесные – беседы, рассказывание, чтение, прослушивание аудиозаписей.
Наглядные – рассматривание книг, иллюстраций.
Практические – дидактические игры, показ тематических театрализованных постановок.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
— повышение уровня педагогической компетенции в «Развитие связной речи детей
раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
— разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.
Ожидаемые результаты:
Сформируется первоначальный интерес к русским народным сказкам,;
Сформируется положительное отношение к режимным моментам
У родителей сформируется понимание необходимости чтение русских народных сказок для развития речи детей.
Способ представления результата: май 2019г.
Открытое занятие для педагогов по развитию речи детей раннего возраста (1,5-2 года) «В гостях у сказки».
Способ представления результата: май 2020г.
Видео презентация о проделанной работе.
Перспективный план работы с детьми
План работы по самообразованию на 2018-2019 год.
Сроки |
Форма работы |
Содержание работы |
Практический выход |
Сентябрь 2018 г. |
Изучение методической литературы по теме «Развитие речи детей посредством русских народных сказок». |
1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой М.2015г. 2.Ильин И.: «Духовный мир сказки». 3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии». 4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г. 5. «Занятия по развитию речи» В.В.Гербова (младшая группа). «Мозаика-синтез» Москва 2008 г. 6. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г. 7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М., 2004. |
Анкетирование, самоанализ Отбор необходимой литературы |
Октябрь 2018 г. |
Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Апробация форм работы с родителями |
Повышение педагогической компетенции. Повышение педагогической компетенции родителей по теме. |
Создание предметно-развивающей среды в группе Консультация для родителей «Расскажи мне сказку мама!» |
Ноябрь 2018 г. |
Изучение методической литературы по теме «Развитие речи детей посредством русских народных сказок». Апробация форм работы с детьми |
Повышение педагогической компетенции. Беседа с детьми. |
Подбор и оформление консультаций и информации для родителей. «Что такое сказка?» |
Декабрь 2018 г. |
Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи детей раннего возраста» Апробация форм работы с детьми |
Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии». Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001 НОД |
— Оформление картотеки игр на «Развитие речи детей 2-3 лет» 1.Чтение сказки «Репка». 2.Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка». |
Январь 2019 г. |
Обобщение педагогического опыта на уровне ДОУ Апробация форм работы с детьми |
Повышение педагогической компетенции воспитателей по вопросу сказка, как средство развития речи. Рассматривание иллюстраций к сказкам |
Консультация в печатном виде на сайте ДОУ «Роль сказки в развитии связной речи дошкольников». Выставка книг «Моя любимая сказка» |
Февраль 2019 г. |
Разработка программно-методического обеспечения пед. процесса. Апробация форм работы с родителями |
Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам. Повышение педагогической компетенции родителей по теме. |
— Оформление картотеки «Пальчиковые игры – герои сказок». — Брошюра для родителей «С пальчиками играем- речь развиваем». |
Март 2019г |
Подбор литературы для родителей. Апробация форм работы с детьми |
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1999 Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003. Знакомство детей с настольным театром. |
Рекомендации для родителей «Читайте детям вслух!». Показ настольного театра «Колобок» |
Апрель 2019 г. |
Разработка программно-методического обеспечения пед. процесса Апробация форм работы с родителями |
Подбор подвижных игр по сказкам. Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных. |
— Оформление картотеки « Подвижные игры со сказочными героями». Пополнение уголка сказки масками на голову. |
Май 2019 г. |
Апробация форм работы с детьми Обобщение опыта |
Разработка конспекта, подбор игрового материала. Отчёт о проделанной работе. Открытое занятие для педагогов по развитию речи детей раннего возраста (1,5-2 года) «В гостях у сказки». |
Показ настольного театра- сказки «Репка» Инсценировка и показ детям раннего возраста сказки «Репка» при помощи настольного театра. 2.Составление плана работы на следующий год по теме самообразования |
План работы по самообразованию на 2019-2020 год.
Сроки |
Форма работы |
Содержание работы |
Практический выход |
Сентябрь 2019 г. |
Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников» |
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 1997. 2.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003. 3.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004 5.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — М: Фолио, 2000, 464 с. |
Отбор необходимой литературы |
Октябрь 2019 г. |
Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Апробация форм работы с родителями |
Повышение педагогической компетенции Повышение педагогической компетенции родителей по теме |
Пополнение предметно-развивающей среды в группе Консультация «Сказка в жизни ребенка». |
Ноябрь 2019 г. |
Апробация форм работы с детьми |
Разработка конспектов, подбор игрового материала. |
Чтение и обсуждение сказки «Теремок» Дидактическая игра «Узнай сказку » по картинке. |
Декабрь 2019 г. |
Изучение методической литературы и периодической печати |
Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок». |
Консультация «Какие сказки читать ребенку на ночь» |
Январь 2020 г. |
Апробация форм работы с детьми |
Разработка конспектов, подбор игрового материала. |
Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) Чтение сказки «Волк и семеро козлят» |
Февраль 2020 г. |
Апробация форм работы с родителями |
Организация акции |
Акция для родителей «Подари книгу детскому саду». |
Март 2020 г |
Апробация форм работы с родителями |
Приобретение в группу раскрасок с героями русских |
Пополнение РППС группы. |
Апрель 2020 г. |
Апробация форм работы с детьми и родителями |
Повышение профессионального уровня. |
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». |
Май 2020 г. |
Обобщение опыта |
Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете Организация выставки. |
Видео презентация о проделанной работе. |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/407167-plan-po-samoobrazovaniju-razvitie-svjaznoj-re
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 181 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
План по самообразованию воспитателя младшей группы «Цыплята»
Николайчук О.В.
по теме: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок»
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
«Сказка – это зёрнышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребёнком жизненных явлений»
В.А. Сухомлинский.
Каждый человек, независимо от возраста, любит сказки. Ведь они – неотъемлемая часть нашего детства, дверь, через которую все мы в детстве попадали в волшебный мир, где добро всегда побеждало зло, где царили чудеса, а честность и справедливость всегда вознаграждались.
Ребенок, читая или слушая сказку, входит в многогранный и сложный мир, где сталкивается не только с верной дружбой, справедливостью и героизмом, но и с ложью, предательством и жестокостью. Поэтому при помощи сказок маленький человек учится отличать хорошее от плохого, нравственное поведение – от безнравственного. А ведь известно, что воспитание нравственности в подрастающем поколении – это одна из главных задач общества, реализуемая, в частности, и через сказки. В детстве личность человека только начинает формироваться, поэтому этот период жизни – самый благоприятный для формирования моральных принципов и убеждений.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Цель сказки – не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить младшего дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Актуальность:
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Цель:
Раскрыть сущность патриотического воспитания через сказки, литературное наследие В.А.Сухомлинского. Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи
Задачи:
— побуждать у детей интерес к сказкам;
— создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (В.А.Сухомлинского, К.И. Чуковского);
— способствовать формированию представления о доброте и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
— развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.;
— помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.
Ожидаемые результаты:
Вводя в свою работу с детьми чтение сказок, ожидаю формирование у воспитанников богатого внутреннего мира, развитие их способности рассуждать, нестандартно мыслить, выводить свои суждения и составлять собственное мнение о прочитанном, а так же сформировать у детей моральный посыл сказки: герой, обладающий нравственными принципами, понимающий разницу между добром и злом, поступающий правильно и помогающий другим, всегда победит зло, каким бы могущественным оно ни было. Это склоняет детей к мысли, что необходимо всегда поступать так, как поступает положительный герой, то есть по законам морали. Такое влияние сказок на поведение детей прививает им нравственные формы поведения.
Примерный план
Сентябрь.
1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок», постановка целей и задач по данной теме.
2. Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой».
Октябрь.
1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».
Методические приёмы:
-Чтение детям и пересказ сказки: «Репка», рассматривание иллюстрации.
-Консультация для родителей: «О важности чтения сказок детям».
-Чтение сказки К. Чуковского «Таракан»
2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
Ноябрь.
1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.
Методические приёмы:
-Пересказ сказки детьми «Колобок»
— Чтение сказок: Волк и козлятки», «Теремок» .
-Дидактическая игра: «Угадай сказку».
Консультация: «Воспитание Сказкой».
3. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам.
Декабрь.
1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.
Методические приёмы:
-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
-Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.
-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского
— Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».
3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»
Январь.
1. Изучение темы: «Сказка, как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».
Методические приёмы:
-Чтение русской народной сказки «Зимовье»
-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский.
-Чтение детям сказки: «Три медведя».
-Консультация для родителей: «как правильно читать ребенку сказки».
-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» — о пользе домашнего чтения.
Февраль.
1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».
Методические приёмы:
-Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»
-Мини-викторина по сказкам К.Чуковского.
-Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского
-Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
2. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят».
Март.
1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».
Методические приёмы:
-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский.
-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
-Мини-викторина «Русские сказки»
-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.
—Консультация для родителей: «Какие сказки читать детям».
-В уголке для родителей: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
Апрель.
1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».
Методические приёмы:
-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.
Май.
1. Самоанализ плана по самообразованию.
Методические приёмы.
-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.
-итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки» .
2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».
Литература:
— Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012;
-Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
— Закон «Об образовании в Алтайском крае» (Официальный сайт органов власти Алтайского края www.altairegion22.ru)
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)
Ведерникова В.М. Русская народная сказка. — М.: Наука, 1975.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребёнка — дошкольника. — М.: Мозайка-Синтез, 2009.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозайка-Синтез, 2008.
Гриценко З.А. Положи своё сердце у чтения. (Книга для родителей). — М.: Просвещение, 2003.
Гурович Л.М. Береговая Л.Б. Логинова В.И. Пирадова В.И. Ребёнок и книга. (Пособие для воспитателя детского сада). СПб.: Детство — Пресс, 2000.
Кабачек О. Сказки в век компьютера. /О.Л. Кабачек. — М.: Либерия ,2001.
Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). — М.: Педагогика, 1999.
Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. — М.: ВЦХТ, 2002.
Сухомлинский А.И. Избранные педагогические сочинения. Т.1. -М.: Педагогика, 1981
Флёрина Е.А. Художественное рассказывание детям. Художественное слово дошкольникам. — М.: 1952.
Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой . — М.: Г Ц Сфера, 2010.
В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова
Ильин И.: «Духовный мир сказки».
Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.