План по сказке черная курица или подземелье жители

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

  1. Жизнь Алёши в пансионе.
  2. Курица и кухарка.
  3. Знакомство с подземным царством.
  4. Волшебное зёрнышко.
  5. Успех и наказание Алёши.
  6. Нарушение слова.
  7. Прощание с курицей.
  8.  Становление Алёши примерным учеником.

Краткое содержание произведения «Чёрная курица или подземные жители»:

Был в Петербурге мужской пансионат, в котором жил Алёша. Было мальчику 10 лет. Родители давно привезли сына в пансионат и больше не приезжали. Первое время Алёша скучал по дому и родным, а потом пансион стал ему привычен, и с ребятами мальчик подружился. Алёша был умным мальчиком, учился хорошо и все его любили.

Но по выходным было мальчику скучно и одиноко, когда его друзей забирали домой. Занимал в это время себя Алёша чтением книг. Ему нравились истории про рыцарей. Читая их, он представлял себя героем таких приключений.

Помимо чтения, Алёша любил кормить кур, которые жили во дворе пансиона. Ему нравилось наблюдать за их поведением, мальчик знал имена всех птиц. Но особенно нравилась Алёше одна чёрная курочка по имени Чернушка.

На зимние каникулы также все друзья Алёши разъехались, и он играл во дворе с курицами. Мальчик звал к себе птиц, как увидел, что из пансиона вышла кухарка с большим ножом. Она начала ловить Чернушку. Мальчик уговорил женщину не убивать курицу.

Вечером Чернушка сказала Алеше, чтобы он оставался с ней. Ночью мальчик не мог уснуть и вдруг услышал шорох. Под своей кроватью он увидел Чернушку, и курица позвала мальчика за собой. Они прошли через весь дом, и зашли в подземелье. Там Алёша увидел зал, освещенный огнями хрустальной люстры. Чернушка стала большой. И мальчик проснулся. А утром чёрной курицы во дворе не было.

Следующей ночью Чернушка опять повела Алёшу в подземелье. Там мальчик увидел много маленьких людей, которые стояли у трона. А на троне сидел министр, который благодарил мальчика за спасенную жизнь. И Алеша понял, что это Чернушка. И министр сказал мальчику, что исполнит любое его желание. Алеша попросил знать всё, но не учить при этом уроки.

Алеша получил семечко. И пока оно было у мальчика, он мог всегда знать урок. Но за это Алёша должен был хранить в тайне увиденное. Если кто-то узнал бы о подземелье, то его жителям была бы беда. Мальчик дал обещание. Потом ему показали всё подземелье, угощали вкусностями и развлекали.

На уроке Алёшу вызвали отвечать. И мальчик рассказал домашнее задание. Тогда он понял, что семечко работает. С тех пор на каждом уроке Алешу хвалили за изумительные ответы. И мальчик стал гордым, считал себя умнее других.

А однажды Алеша потерял семечко и не смог ответить урок. Чернушка помогла мальчику, вернула семечко, но попросила впредь быть добрым и не важничать. Алёша пообещал, но забыл об этом.

Алеше грозило наказание розгами, и он от испуга выдал тайну подземных жителей. Из-за этого всему подземному царству пришлось покинуть пансионат. Чернушка пришла к Алеше попрощаться и еще раз попросила исправиться. После этого Алёша снова стал послушным и скромным. И начал сам учить уроки.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

Популярные сегодня темы

  • Образ Доктора Стравинского в романе Мастер и Маргарита

    Александру Николаевичу примерно сорок пять лет, тщательнейшим образом выбритому равно как артист. Он обладает милыми, однако достаточно пронизывающими очами и обходительными повадками.

  • Сочинение Как я однажды чуть не заблудился 5 класс

    Я и моя семья живем в городе. Семья наша состоит из пяти человек: папа, мама, две сестры и я. Сестренки – двойняшки, они младше меня, им по четыре года. Каждое лето, мы проводим в деревне у бабушки с дедушкой.

  • Анализ рассказа Шукшина Сапожки 11 класс

    Каждое произведение В. М. Шукшина – это бесценная шкатулка человеческих чувств, которые проявляются разными героями в разной степени. Небольшой по объему рассказ «Сапожки» имеет незатейливый сюжет.

  • Образ и характеристика Дины в рассказе Кавказский пленник Толстого сочинение

    Дина не является главным персонажем, одна ее роль очень важна. Ее можно назвать женским вариантом главного героя. Дину Толстой характеризует как смелую, добрую, преданную и искреннюю девочку.

  • Сочинение Тема любви в рассказе Гранатовый браслет Куприна 10, 11 класс

    Всю сознательную жизнь большинство людей ищут свою вторую половинку, кому-то это удается, кто-то терпит фиаско, а в некоторых стрела Купидона попадает так точно, что подаренная любовь может вознести человека

Произведение А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» было написано в начале 19 столетия, оно рассказывает о жизни учеников того времени. Дети, живущие в отрыве от своих родителей и семей, воспитывались в строгости в стенах пансионатов. Много времени они посвящали урокам, учились прилежному поведению и уважению к старшим. Главный герой данного рассказа – Алеша, попадает в фантастическую ситуацию. А сам рассказ носит поучительный характер и был написан в качестве назидания для юного племянника автора.

План рассказа

  • Жизнь Алеши в пансионе.
  • Начало дружбы с черной курицей.
  • Знакомство с Подземным городом.
  • Изменения в жизни Алеши после обретения волшебного зерна.
  • Крушение дружбы с подземным народом, потеря волшебного подарка навсегда.

Жизнь Алеши в пансионе

Обычное времяпрепровождение мальчика, успехи в учебе. Одиночество ученика во время каникул. Алеша спасает черную курицу от ножа кухарки. Застолье с важными гостями.

Начало дружбы с черной курицей

Ночное знакомство с Чернушкой и приглашение в Подземный город. Дорога в подземелье, неосмотрительность мальчика. Битва с рыцарями и обморок Алеши.

Знакомство с Подземным городом

Повторное путешествие в мир подземных жителей. Аудиенция к королю подземного мира. Раскрытие тайны Чернушки и его народа. Ячменное зерно – подарок короля, в качестве благодарности за спасение министра. Выезд на охоту совместно с королем Подземного города. Знакомство с непростой судьбой жителей подземелья.

Изменения в жизни Алеши после обретения волшебного зерна

Возвращение Алеши к обычной жизни. Успехи в учебе, несмотря на собственную леность. У Алеши портится характер, теряется заветное зернышко. Изменение отношений с учениками и учителями. Суровое наказание ученика из-за его баловства. Невольное предательство, лишение подарка. Наставительная беседа с Чернушкой. Повторное обретение зернышка, восстановившиеся знания. Зазнайство Алеши, наказание. Под угрозой порки ученик раскрывает тайну подземного народа и черной курицы.

Крушение дружбы с подземным народом, потеря волшебного подарка навсегда

Последняя встреча с Чернушкой, запоздалое раскаяние мальчика. Отъезд жителей Подземного города, наказание министра-Чернушки. Болезнь Алеши. Исправление характера мальчика в дальнейшем.

План повести «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского

plan-chernaja-kurica-podzemnye-zhiteli-pogorelskij
Алеша и король.
«Черная курица».
Иллюстрация
Э. Е. Беньяминсона

Волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского была впервые опубликована в 1829 г. Повесть стала одним из первых художественных произведений для детей, написанных на русском языке.

В этой статье представлен план повести «Черная курица, или Подземные жители»: перечисление основных событий, изложенных в произведении.

Если вам нужен цитатный план повести «Черная курица», мы советуем использовать «Характеристику Алеши в цитатах». На ее основе можно составить подробный цитатный план произведения.

Смотрите: 
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Черная курица»

План повести «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского

  1. Описание мальчика Алеши. Его жизнь в пансионе в Петербурге.
  2. Дружба Алеши с курочкой Чернушкой.
  3. Алеша отдает кухарке все свои деньги и спасает Чернушку от гибели.
  4. Приезд директора училищ и торжественный обед.
  5. Появление говорящей Чернушки. Неудачный поход в подвал и обморок Алеши.
  6. Чернушка приводит Алешу в подземное королевство. Чернушка — главный министр короля.
  7. Король дарит Алеше волшебное зернышко и просит хранить секрет о подземных жителях.
  8. Алеша пользуется зернышком и становится лучшим учеником Петербурга.
  9. Алеша превращается в непослушного мальчика.
  10. Учитель просит Алешу выучить 20 страниц. Мальчик не отвечает заданный урок, так как теряет зернышко. Учитель запирает Алешу в комнате.
  11. Чернушка возвращает Алеше зернышко и просит его исправиться.
  12. Алеша внезапно раскрывает всем секрет о подземных жителях. Учитель не верит ему и наказывает розгами. В тот же день Алеша окончательно теряет волшебное зернышко.
  13. Чернушка прощается с Алешей и снова просит исправиться. Мальчик раскаивается и плачет.
  14. Ночью подземные жители со слезами покидают жилища и уходят в дальние края.
  15. Алеша болеет. Выздоровев, он снова становится милым и скромным мальчиком.

Это был план повести «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского: перечисление основных событий из произведения.

Если вам нужно составить цитатный план данного произведения, мы советуем использовать «Характеристику Алеши в цитатах»: там можно найти все необходимые цитаты.

Смотрите: 
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Черная курица»


7

Как составить план к сказке «Черная курица или подземные жители»?

Как написать план по прочитанной сказке «Черная курица или подземные жители» для дальнейшего пересказа?

10 ответов:



6



0

Для того чтобы составить план к сказке «Черная курица или подземные жители», для начала ее нужно прочитать и выделить несколько главных эпизодов, которые необходимо будет кратко озаглавить.

Вот примерный план сказки «Черная курица и подземные жители»:

  • Мальчик Алеша (его жизнь, его характер)
  • Жалость к курице Чернушке (сцена знакомства с курицей, ее спасение)
  • Чернушка показывает Алеше Подземный город
  • Подарок для Алеши
  • Изменение характера Алеши
  • Предательство мальчика
  • Последняя встреча с Чернушкой
  • Болезнь мальчика
  • Алеша становится прежним

Если требуется более подробный план, то каждый из пунктов можно разбить еще на несколько подпунктов. Но главное — это прочитать сказку и выделить в ней для себя то «зернышко», вынести для себя урок.



5



0

Сказку А. Погорельского » Черная крица, или Подземные жители» по школьной программе изучают в 5 классе. Произведение большое по объему для пятиклассника, поэтому для того, чтобы облегчить пересказ, нужно составить небольшой план.

  1. Жизнь Алеши в пансионе.
  2. Заступничество Алеши за Чернушку, знакомство с ней.
  3. Путешествие в подземный город.
  4. Алешин выбор — конопляное зернышко.
  5. От хорошего к плохому (изменение поведения Алеши)
  6. Алеша — предатель.
  7. Прощание с Чернушкой.
  8. Болезнь и выздоровление Алеши.



3



0

  1. Обыденная жизнь Алеши. 2. Наблюдения мальчика за поведением птиц.
  2. Самоотверженное спасение курицы от ножа кухарки. 4. Чудесное ночное приключение Алеши.5.Дорогой подарок от Чернухи. 6. Негативные изменения

Алешиного поведения.7.Фатальные последствия потери зернышка, уход подземных обитателей.8.Преодоление себя Алешей.

На самом деле, эта сказка Погорельского, не так проста, как кажется на первый взгляд. Каждый читатель извлекает для себя свое «знрнышко…)



3



0

Чем больше пунктов по тексту, тем легче пересказывать, однако очень большие тексты не разбивают на маленькие абзацы, важна сюжетная линия, а характерные черты персонажей анализируем по мере прочтения. Можно разбивать на подпункты.

Составим план

kOe44jVb6M0zSrhyRJqjYBEFwWGBbEx.png

Самые большие абзацы, которые требуют обязательной разбивки по подпунктам номера 3 и 4. Нужно выписать характеристики персонажей и уточнить описание подземного города.

В каждом пункте отмечаем главную сюжетную линию дополнительными подпунктами, помогающими уточнить поведение персонажей.

Для пересказа надо знать имена главных героев, что случилось и чем закончилось.



2



0

Составить план по этой сказке можно следующим образом

  1. Сперва описать жизнь мальчика Алеши в пансионате. Как учился, как его оставили родители, за что его любили учителя
  2. Затем пишите о том, как Алеша встретил Черную Курицу. Как переживал, что курочку убьют. Как спас ее
  3. Далее знакомство с курочкой. Поход в подземный город. Как Алеша и курочка министр проходили испытания (рыцари и бабушки)
  4. Далее опишите подарок, который Алеша получил от подземного короля. И как изменилась его жизнь после получения подарка
  5. И конец — чем закончилось знакомство Алеши и черной курицы

Как видите ничего сложного в этом деле нет

А сказка между прочим действительно интересная)



2



0

Сказка Антония Погорельского «Черная курица» довольно объемное произведении и пересказывать его подробно и во всех деталях затруднительно, поэтому ограничимся более общим планом:

  1. Пансион для детей. Алеша. Любит читать книги, ждет волшебницу, кормит курочек.
  2. Алешу просят поймать курицу, но он прячется
  3. Алеша слышит как кудахчет пойманная Чернушка и налетев на кухарку просит отпустить любимицу. Алеша отдает империал кухарке. Чернушка спасена.
  4. Приезд директора, наблюдения за лысым «рыцарем» — директором.
  5. Алеше показалось, что он слышит голос Чернушки
  6. Ночью Алешу позвала курица и он пошел за ней.двери открывались как по волшебству. Попугай у старушек кричит «Дурак»
  7. Рыцари соскочили со стены. Сражение Чернушки с рыцарями. Чернушка победитель.
  8. Алеша просыпается в своей комнате и слышит о пропаже Чернушки.
  9. Ночью опять приходит Чернушка и выговаривает Алеше, что тот разбудил попугая, а попугай рыцарей.
  10. Новое ночное путешествие, фарфоровые куклы, те же рыцари, но уже миролюбивые, зала с золотыми креслами.
  11. Появляется король и объявляет Алеше, что тот спас его министра — маленького человечка в котором Алеша узнает Чернушку
  12. Король предлагает Алеше награду. Тот просит сделать так, чтобы он всегда знал все уроки.
  13. Ему дают конопляное семечко и требуют полного молчания об увиденном.
  14. Алеша посещает подземный сад и бриллиантовыми дорожками и зверинец, потом попадает на охоту на крыс
  15. Алеша беседует с Чернушкой-министром и просыпается в постели
  16. Он находит в кармане конопляное зернышко и оказывается, что знает все уроки
  17. Алеша загордился, стал много шалить, ведь ему не надо было учить уроки, он и так все знал
  18. Но в один момент Алеша вдруг ничего не смог ответить учителю и его заперли в наказание, он потерял зернышко.
  19. Алеша зовет Чернушку, тот приходит ночью и выговаривает Алеше, что не узнает его. Чернушка возвращает ему конопляное семечко.
  20. Алеша гордо отвечает урок, но не может ответить когда он успел выучить 20 страниц
  21. Алешу решили наказать розгами. В страхе он рассказывает о черной курице, но ему не верят и высекают
  22. Чернушка приходит прощаться, ведь Алеша выдал тайну подземных жителей.
  23. Алеша заболел, а после выздоровления ему все стало казаться сном, Он уже не мог выучивать по 20 страниц, но зато его любили товарищи.



2



0

План к сказке «Черная курица или подземные жители» можно составить такой:

  1. Жизнь Алёши — описываем жизнь мальчика и его характер.
  2. Жалость к курице — описываем знакомство с курицей и её спасение.
  3. Знакомство с подземным городом — описываем путешествие в подземный город.
  4. Подарок подземного короля.
  5. Болезнь мальчика.



2



0

В детстве очень любила читать сказочную повесть «Чёрная курица или подземные жители» , написанную Анатолием Погорельским. У меня в детстве даже была любимая чёрная курица и я верила, что она ночью уходит в подземное царство.

Чтобы составить план для пересказа нужно обязательно выделить основные характерные моменты из всего произведения и придумать к ним поясняющие заголовки, с помощью которых впоследствии будет нетрудно вести пересказ, иначе ребёнок может запутаться или что-то забыть, а такие краткие заголовки для него будут хорошей подсказкой. Вот приблизительно такой план можно предложить для пересказа:



2



0

«Черная курица или подземные жители» — это замечательная поучительная сказка А. Погорельского. Рекомендую ее для чтения не только детям, но и взрослым, которым еще не посчастливилось прочитать эту книгу. Она учит только доброму и хорошему.

Как можно составить план к этой сказке:

  1. Знакомство с главным героем, мальчиком Алешей.
  2. Алеша знакомится с волшебной курицей по имени Чернушкой и спасает ее.
  3. Чернушка открывает Алеше тайну, он оказывается в подземном королевстве.
  4. Подарок Алеше.
  5. Алеша зазнается, становится дерзким, считает, что он — самый умный.
  6. Предательство мальчика.
  7. Последствия и чем все кончилось.



1



0

Сказка «Черная курица или подземные жители» А. Погорельского очень тяжела для восприятию. Поэтому план к этой сказке лучше составить подробный.

В первом пункте мы знакомимся с главным героем сказки — Алешей.

  1. Жизнь Алеши. Его черты характера. За что мальчика любили учителя.
  2. Знакомство Алеши с Чернушкой, которая стала его любимицей. Спасение курицы.
  3. Взаимная любовь курицы и Алеши. Чернушка знакомит героя с жителями подземного царства.
  4. Получение подарка. Изменения в характере Алеши. С чем это связано.
  5. Предательство Алеши по отношению к жителям подземного царства.
  6. Последний разговор с Чернушкой.
  7. Болезнь мальчика. Возвращение к прежней жизни.

Главное — понять основную суть сказки

Читайте также

Сказка Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница» рассказывает о необычайных приключениях лягушки. Вот примерный план ее пересказа:

  1. Жила в болоте лягушка и наслаждалась своей жизнью. Особенно ее радовал дождь
  2. На болото села стая уток, которые торопились на юг
  3. Лягушка спросила у уток, что это за юг, а утки рассказали ей, что там тепло и куча комаров и мошек.
  4. Лягушка попросила уток взять ее с собой. Она предложила уткам нести прутик, за который она уцепится
  5. Утки согласились восхищенные находчивостью лягушки. Они будут нести ее по очереди
  6. Утки с лягушкой полетели и лягушка восхищалась видами и своей идеей
  7. Лягушка видела как люди внизу удивляются видя, что утки несут лягушку и ей захотелось услышать, что про нее говорят
  8. Она упросила уток спуститься ниже
  9. Лягушка услышала, как все удивляются, кто же придумал такое чудо и не выдержав закричала: «Это я!»
  10. Лягушка упала в пруд, и хвалилась местным лягушкам своим путешествием и собственными утками
  11. Утки никогда не вернулись.

Ребята до четвёртого класса уже много успели прочитать интересных произведений и познакомится с русскими и зарубежными писателями.

В разных школах проходят обучение с некоторыми несовпадениями в программе — в гимназиях или с углублённым изучением русского и литературы идут немного вперёд, а где обучаются по стандартной программе проходят одних и тех же авторов, но есть небольшая разница в выборе произведений для чтения.

Министерство образования рекомендует в четвёром классе знакомиться с Древнегреческими мифами: «Герои Эллады», «Приключения Одессея». Обязательно былины для прочтения: «Русские Богатыри».

Надо прочитать уральские сказания Бажова, «Трёх толстяков» Ю. Олеши, про «путешествие Нильса с гусями» С.Лагерлефа,

Ершова «Конёк горбунок» тоже читают в четвёртом классе.

Так же разных авторов — Е. Шварца, Г.Х.Андерсена и О. Уайльда,

Дж. Свифт и Р.Э.Распе про Гулливера и барона Мюнгхгаузена.

Не забыть А.С.Пушкина — читают стихи и поэму «Руслан и Людмила».

Басни и стихи — Крылова, Некрасова, Тютчева, Фета.

«Приключения Робинзона Крузо» Д.Дефо и «Бемби» Ф.Зальтен.

Не только сказки и приключения, конечно же надо прочесть повести исторической и военной тематики: здесь рекомендованы писатели С. Алексеев, В. Катаев, А.Гайдар.

А так же рассказы о живой природе: Бианки, Пришвина, Платонова, Куприна, Тургенева, Чехова, Мамина-Сибиряка, Паустовского.

Для меня оказалось неожиданно сложно подобрать сказку, которая бы по своей теме отвечала данной пословице. Смысл ее понятен — не надо торопиться что-то делать, лучше сделать не спеша, но качественно. Однако никакая сказка на ум не шла. Отдельные эпизоды еще можно было трактовать как соответствующие этой пословице, например в сказке «Царевна Лягушка», когда Василиса премудрая последки, да косточки в рукава складывала, а золовки попытались повторить этот фокус. Но это больше подходило к пословице про дело мастера боится.

А так все вспоминались мультфильмы «Вовка в тридевятом царстве», да «Так сойдет» про зайца-весельчака.

Наконец сказка Одоевского «Городок в табакерке» показалась мне подходящей — там рассказывается о том, как все гармонично устроено и что поспешно что-то менять нельзя.

Но вот потом вспомнилась сказка Михалкова «Три поросенка», в которой два поросенка наспех соорудили себе соломенную избушку и избушку из прутьев, которые волк легко сдул. А вот обстоятельный строитель Наф-Наф не спеша построил кирпичный дом, об который волк обломал зубы и когти. Эта сказка идеально подходит к этой пословице.

qvbLQiTKT0ir3YjDnORy5DpJDLcRjxxc.png

Эта фраза известна давно, сразу вспоминается роман «Три мушкетера» Александра Дюма про отважных мушкетеров Атоса, Портоса и Арамиса, а также их друга гасконца д’Артаньяна. Означает, что все должны быть сплочены и держаться вместе перед лицом опасности или в добрый час, уметь постоять друг за друга, прикрыть спину товарища, уметь быть дружными и драться друг за друга, и отдать все, что есть друг за друга, в том числе верность, проявить отвагу и смелость.

Если искать аналогию в сказках, припомнились Бременские музыканты Братьев Гримм, потому что это единый коллектив и там петух за осла, осел за кота и за Трубадура и наоборот. Только все вместе могут спастись от разбойников или перевоплотиться, чтобы вызволить Трубадура и принцессу, а для этого устраивают концерт под окнами в переодетом виде в продолжении «По следам Бременских музыкантов».

Также когда разбойники хотят возвратиться в хижину и атаман туда отправляет одного из всех на разведку, то ему достается и от кота, и от собаки, которые царапают и кусают, а осел лягает, петух же отпугивает криком «Ку-ка-ре-ку!».

Герои сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова Элли и ее друзья друг за друга не дадут в обиду, заступятся и помогут в нелегкий момент. Они спасают Элли в замке от Людоеда, лев переносит друзей через маковое поле, все вместе помогают жителям сказочной стране в борьбе с Урфином Джюсом, где еще в сказке есть дядя Элли и ее преданный пес Тотошка, а в сказке «Семь подземных королей» Элли возвращается в волшебную страну со своим братом и все друзья действуют сообща, всегда объединяют усилия в борьбе с недобрыми силами, будь то злые волшебницы или Урфин Джюс и другие напасти.

Еще один пример — произведение Э. М. Ремарка «Три товарища». В ней автор повествует о настоящей дружбе, о дружбе троих друзей детства и боевых друзей со времен войны, которые вместе делили тяготы и невзгоды военной жизни, а в мирное время вместе работают в автомастерской. Это редкий пример чистой и героической дружбы, когда дружба — самое святое на свете и каждый из друзей готов отдать жизнь за другого. Если у одного из друзей появляется девушка, то двое других никогда не посмотрят на нее иначе, как на подругу друга, никогда не станут оказывать знаки внимания больше, чем дружеские, иначе «не принято». У них все сообща, все «на троих». А если один из друзей попадает в беду, то двое готовы постоять и отомстить за него «до последнего». В конце романа для того, чтобы помочь товарищу один из друзей продает машину, самое дорогое, что есть у гонщика, опекая друга и поддерживая во всем. Все трое плечом к плечу со времен войны и в мирное время, один для другого все отдаст последнее, что имеет.

Совсем небольшая сказка, написанная Братьями Гримм, которая читается буквально за 5 минут. Поэтому свой отзыв в дневник читателя мы дома сделали, ограничившись написанием краткого содержания истории про ленивого Гейнца, с указанием главных персонажей. Получилось это так:

<hr />

В сказке Братьев Гримм мы знакомимся в Гейнцем, который пасет козу на лугу, а чуть позже с Триной, у которой тоже в хозяйстве имеется коза.

Встреча юноши и девушки происходит потому, что лентяй Гейнц устал работать и решил жениться на Трине, чтобы она ухаживала за обеими козочками.

Вскоре Трине тоже надоедает заниматься этой работой, т.к. она, как и Гейнц, ужасно ленива. Но девушка идет дальше Гейнца в своей лени и предлагает обменять двух коз на один улей с пчелами, т.к. за насекомыми ухаживать не надо, они сами мед делают.

Обрадованный Гейнц соглашается с доводами умной Трины, и они получают улей. Однажды, Трина, размечтавшись о сытой и довольной жизни, описывает Гейнцу, как здорово будет, когда у них появится сын, который будет им помогать в хозяйстве. Гейнц ей возражает, говоря, что дети в современном мире непослушны. Раздосадованная Трина замахивается, и горшок с медом, который насобирали им пчелы, разбивается.

Гейнц утешается тем, что горшок не разбил ему голову и предлагает Трине полакомиться остатками меда из черепков.

<hr />

Главной темой сказки стала лень, которая способная разрушить благосостояние человека. Так у Гейнца с Триной сначала было две козы, которые могли кормить их целый год, потом у них остался только улей, меда из которого могло хватить на несколько месяцев, а в итоге, не осталось ничего, кроме разбитых черепков. Вывод: лениться нельзя!

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      denzelwise150

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    2 минуты назад

    Помогите с русским

  • fizika
    Физика

    26 минут назад

    Задача по Физики

  • himiya
    Химия

    27 минут назад

    100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    27 минут назад

    Кто может помочь ,за ранеее благодарю

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    27 минут назад

    2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

План – конспект

урока литературы в 5 классе

«Русская литературная сказка.

Антоний Погорельский.

«Черная курица

или подземные жители»»

Учитель: Гуркина Наталья
Юрьевна

МОУ «Дороховская СОШ»,

пос. Дорохово,

Бежецкий район, Тверская обл.

Тема: Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная
курица или Подземные жители»

Цели урока: расширить чита­тельский
кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные
качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А.
Погорельского; создать пси­холого-педагогические условия для личностного роста
каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности,
нравст­венные ориентации на распознание истинных и ложных ценно­стей, участвует
в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную
задачу; пла­нирует (в сотрудничестве с учителем и однокл. или самост.)
необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию,
представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Коммуникативные: вступает в учебный
диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила
речевого поведения

Оборудование: проектор, экран, ноутбук,
книжная выставка (сказка А.Погорельского), семечки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация

1.     Какие
сказки называем мы писательскими, или литературными? Что отличает их от
народных? Что сближает литературные сказки с народными?

III Постановка проблемного вопроса:

Сказка, которую вы прочитали дома, может называться фольклорной
сказкой? Почему? (Слайд 1)

(Писательскими, или литературными, называют сказки, у которых есть
автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в
произведение зачины, концовки, по­вторы, пословицы и поговорки. Литературная
сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки
новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель
высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и
выражения, которые не употребляются в народных сказках.)

IY. Формулировка темы урока:

Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать?

(над авторской сказкой)

Y. Работа по теме урока
(слайд 2)

1) Вступительное слово учителя (слайд 3)

Сегодня мы поговорим о сказке Антония Погорельского «Черная курица,
или Подземные жители». Несколько слов о пи­сателе. Настоящее имя Погорельского
— Алексей Алексеевич Перовский. Антоний Погорельский – это псевдоним. А что
такое псевдоним? (Ребята, имевшие индивидуальные задания поработать со
словарем, поясняют, что псевдоним – дословно с греческого, означает «ложное
имя», используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо
настоящего, данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).

Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в
честь села Погорельцы, где он жил. Годы его жизни: 1787-1836. Он был старше А.
С. Пуш­кина и В. А. Жуковского.

(слайд 4,5,6)

Это был один из образованнейших людей России, участво­вал в войне
1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в
1829 году для своего десяти­летнего племянника Алеши, который впоследствии стал
замеча­тельным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.

Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем читать ее вместе.

2) Выразительное чтение сказки учителем с со­блюдением сказочного,
старинного стиля.

3) Работа со сказкой «Черная курица, или Подземные жители»

-Где и когда происходит действие сказки («Лет 40 тому назад в
Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» ) (Слайд 7-19)

Словарная  работа (Слайд 20)

-Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша) (слайд 21)

-Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в
пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а
родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).

-Как чувствует себя Алеша в пансионе? (Алеша — «мальчик умненький,
миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали», часто ему бывало «скучно в
пансионе, но иногда и грустно»). (слайд 22-23)

-Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере прочтения
сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере
развития действия сказки:

Слова на доске

Возможные ответы учащихся

Сочувствие

Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы

попасть домой.

Симпатия

Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается

помогать взрослым, украшает свечи.

Восхищение

Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки, который
составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою любимицу — черную курицу;
Алеша смелый, не испугался появления Чернушки среди ночи, не побоялся
последовать за ней.

Недоумение

Алеша — мальчик послушный, а не последовал наставлениям Чернушки
ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик погладил кошку за лапку.

Досада

Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка.

Растерянность

Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал урок
свой, какой бы ему ни задали».

Сожаление

Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым, шалил,
мешал другим детям заниматься

Разочарование

Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился «своими»
успехами перед товарищами.

Негодование Возмущение

Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну подземных
жителей из-за боязни быть наказанным за неподобающее поведение.

Сострадание

Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и тяжело
переживает свое малодушие

Надежда

Алеша хочет, может и должен исправиться

Радость

Все снова полюбили Алешу

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске
(сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность,
сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда,
радость). Вот какие разные чувства испытываем мы, читатели, по ходу развития
сюжета сказки.

-Теперь давайте назовем главных героев сказки. (Алеша и
Черная курица)

-Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть
положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об Алеше и Черной
курице? (Чернушка — положительный герой, а Алеша и положительный, и
отрицательный, противоречивый).

— Каким был Алеша до получения семечка? (слайд 24)

— Что произошло ночью? (слайд 25)

— Расскажите о пути Алеши с Чернушкой в подземное царство и об
условии, которое ставит Чернушка. (слайд 26)

Алеша получил от короля волшебное зернышко, я тоже хочу дать вам
эти волшебные зернышки, храните их бережно до конца урока.

Какое желание просит исполнить
Алеша?
Приносят
ли ему радость успехи, в достижении которых он не прикладывал усилий?  (слайд
27)

-Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко?
(слайд 28)

Возможные ответы (Он становится
капризным, заносчивым, бездельничает, насмехается над товарищами, хотя его
успехи — это заслуга волшебного зернышка. Потеряв зернышко, Алеша оказывается
хуже самого последнего ученика).

-Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась,
да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения
зёрнышка, и после получения зёрнышка.

На доске находятся слова, распределите эти слова в два столбика:

Добрый, ласковый, дерзкий, гордый, общительный, скромный
непослушный, застенчивый, упрямый, любознательный, жестокий, самолюбивый.

До получения зёрнышка

После получения зёрнышка

Добрый

Жестокий

Ласковый

Упрямый

Общительный

Непослушный

Скромный

Самолюбивый

Застенчивый

Гордый

Любознательный

Дерзкий

— Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. 
Нужен труд, чтобы приготовить пищу, построить дом, получить знания.
Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их
никто не может отнять (слайд 29)

— Почему стал изменяться характер Алеши? Что случилось с Алешей,
когда он потерял волшебное семечко? (слайд 30)

— Нарушил ли Алеша условие, поставленное Чернушкой в начале
сказки?
Почему пострадал именно министр Черная курица? (слайд 31)

— Всегда страдает тот, кто любит.
Теперь министр Черная курица закован в цепи, ведь подземные жители поплатились
из-за Алеши, которого привел к ним именно он.
 — Упрекает ли,
обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу? (слайд 32- 33)

VI. Рефлексия

Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласкового
мальчика, Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого?

—  Чем заканчивается сказка? (слайд 34)

— В чем мудрость сказки? (слайд 35)

Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку «Черная курица…» (волшебная
сказка).

-А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены? (волшебный
предмет – семечко, помощник- даритель – черная курица, волшебное царство)
(слайд 36)

— Какие  отрицательные человеческие качества осуждаются? (слайд
37)

— В чем мудрость Черной курицы? (слайд 38)

— Сказка заканчивается болезнью Алеши, выздоровлением,
возвращением к жизни и к себе самому, прежнему.

Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные
зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание
вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям
это может привести.

VII. Домашнее
задание
: напишите сочинение-миниатюру «Чему научила меня волшебная повесть
«Черная курица, или Подземные жители».

Приложение — презентация

Использованная литература:

1.     Учебник литературы 5 класс под
ред. В.Я. Коровиной

2.     А. Погорельский «Черная курица или
Подземные жители»

Интернет ресурсы:

1.       http://www.literaturus.ru/2015/11/test-V-durnom-obshhestve-voprosy-otvety.html

  • План по сказке спящая царевна 5 класс литература коровина
  • План по сказке соловей ханс кристиан
  • План по сказке пушкина сказка о царе салтане
  • План по сказке пушкина сказка о рыбаке и рыбке 2 класс
  • План по сказке портной и царь армянская сказка