План по сказке портной и царь армянская сказка


0

Сказка «Портной и царь». План пересказа сказки, как писать?

3 ответа:



13



0

План для пересказа армянской народной сказки «Портной и царь» у меня получился следующим:

  1. Злой царь.
  2. Указ жестокого царя.
  3. Одеяла по заказу царя.
  4. Не получается ни у кого сшить одеяло по росту царя.
  5. Старый портной шьет одеяло для царя.
  6. Старый портной приносит ситцевое одеяло.
  7. Царь приказывает старика посадить на цепь.
  8. Палка старика.
  9. Царю пришлось сдержать своё слово.
  10. Портные освобождены из рабства.



5



0

Армянская народная сказка «Портной и царь» о том, как в одном царстве правил бессердечный и злой царь. Сказка о том, как царь издал указ о том, кто сошьёт одеяло точь-в-точь по его росту отдаст в жёны свою дочь, а тому кто не угадает с одеялом было суждено навеки стать рабами царя.

План пересказа сказки такой:

  • В одном царстве правил злой царь.
  • Указ царя.
  • Портные шьют одеяла по заказу царя.
  • Никто из портных не может сшить одеяло по росту царя и все становятся его рабами.
  • К царю пришёл старый портной.
  • Старец принёс царю ситцевое одеяло.
  • Указ царя посадить портного на цепь.
  • Не успели слуги схватить царя, как старик ударил его палкой по пяткам.
  • Царь был вынужден сдержать своё слово.
  • Все портные были освобождены из рабства.



3



0

В армянской сказке «Портной и царь» сюжет условно можно разделить на четыре смысловые части. В первой рассказывается о царе и его заказе портным и вышивальщикам. Во второй рассказывается каким образом царь глумился над мастерами и что он потом с ними делал. В третьей части идет речь о мудром старике, который решил освободить своих коллег по цеху и отправился к царю. А в четвертой, заключительной части говорится о том, как старый портной научил царя уму-разуму.

Условно этим частям можно дать названия:

  1. Царский приказ
  2. Царский каприз
  3. Старый портной
  4. Царское слово.

<hr />

Но для пересказа нам потребуется более подробный план сказки «Портной и царь»:

  1. Жестокий царь собирает портных
  2. Обещание царя
  3. Как царь обманывал мастеров
  4. Старый портной шьет одеяло
  5. Насмешки слуг
  6. Что царь грозится сделать со стариком
  7. Царь мухлюет
  8. Старик и его палка
  9. Царь держит слово.
  10. Свобода портным.

Читайте также

Еще несколько десятилетий детям это будет интересно, пока они будут узнавать знакомые слова. Хотя уже сейчас у некоторых детей могут возникнуть трудности со словами кочерга, самовар, кушак (это из «Мойдодыра». И даже умывальник для многих в диковинку. Многие дети никогда не видели зубной порошок. А насчет вечности в вопросе… Через несколько сотен лет язык так изменится, что даже взрослым нужен будет перевод. Если, например, прочитать в оригинале что-то (даже сказку), сочиненное несколько сотен лет назад и не адаптированное к современному языку, то ребенок уж точно ничего не поймет. Даже Пушкина дети далеко не всегда понимают. Известен рассказ учительницы младших классов, как дети рисовали иллюстрации к пушкинским строкам

QQe2ER8sE6cxkLkHa9ouuitpBeuyMDr.png

Дети не знали половину слов, рисовали бомбежку «браздов» (ведь «взрывая»!) какой-то «кубиткой» и т.д. Сейчас тоже не все сразу сообразят, что бразда — от борозда. А через сотни лет?

Знаю одну из таких сказок — хотя, возможно, и не ту, которую Вы имеете в виду.

Есть такая известная сказочка о жадности: «Сказка о рыбаке и рыбке».

Начиналась она с избушки-развалюшки и старого корыта. И уж как Золотая рыбка не угождала стариковой старухе, что только для неё не делала, но в конце-концов разозлилась и…

Закончилась сказка той же избушкой-развалюшкой и старым корытом.

Какой приём здесь используется, сказать не могу, так как не литератор.

А вот мораль сей сказки, как сейчас говорят, такова:

Hx45ikzTC2W4XwqJRtAkST7XdLewdpk.png

Конечно, фольклор и литература относятся к одному виду искусства, это искусству слова. Оба эти направления предназначены для создания художественных словесных образов и мы воспринимая это на слух преображаем их в своем сознании — в картинки, действо.

И фольклор и литература имеют общую родовую систему.

Конечно между фольклором и литературой имеются отличия. Основное конечно, это стадиальное, т. е. временное. Фольклор появился после возникновения речи, а литература позже — после появления письменности. Автором фольклора является народ, когда у литературного произведения автор известен, это конкретный человек (писатель, поэт и др.). По передачи информации, фольклор передается рассказчиком устно, ну а литературные через книги.

Взаимосвязь между фольклором и литературой существовала всегда, ведь многие образы в своих произведениях, писатели черпали их народного фольклора. Да и впоследствии многие литературные произведения народ стал считать фольклором, забыв, что у него есть конкретный автор.

Собственно на картинке показаны обобщенные сведения по сходству и различию фольклора и литературы:

Погребли старики по сусекам со всем старанием, лепили, пекли, душу вкладывали. Вот новоиспеченное творение и одушевилось от переданных частиц душ и любви (ведь с любовью же лепили, с гастрономической, но любовью ведь). И поняло творение что грех это, если разумные разумное существо съедят. А прикинуться ветошью нельзя было, говорящий хлеб это последнее что могли увидеть в своей жизни бедные старики. От такого и у здорового молодого волосы поседеть могут. Да и не было в те времена телевизора, не закалённые зомби ужастиками и книгами Кинга дед со старухой.

Вот и пришлось ему свинтить с родных амбаров. А старик со старухой кредит взяли, и до следующего урожая дотянули. Благо и сын из армии, в которой 25 лет был и они считали что его уже нет (в те времена тоже работала почта России) вернулся, да не с пустыми руками.

И покатилось несчастное создание куда? Правильно, куда ещё можно катиться чтобы остальных не шокировать? Правильно, в лес. В надежде выкатиться на тропку или оживленный тракт и прибиться к аналогу дядюшки Фокусу-Мокусу и поросёнку Фунтику и сделать цирковую карьеру. А что от зверей голодных бегал, так это не со зла а ради чувства самосохранения. Это всё равно что голодный медведь шатун людоед назовет лесника злым из-за того что лесник ему собой пообедать не позволил. И зверей ему жаль было. Съедят его ещё, и заболеют. Ведь все время по земле кататься, это сколько же грязи и микробов можно на себя собрать. А прививок, вакцинации тогда не было. Эпидемии не редкость. И мыться нельзя, размокнет.

С течением времени колобок начал мутировать. Хлеб превращался в создание из плоти и крови, и стал почти как ёжик, только без лапок и без колючек. Чем и воспользовалась хитрая лиса, лисы ёжиков любят кушать. А тут такой деликатес, уверовавший в собственную неуловимость. Да и старость не радость. Нигде в сказке не сказано, сколько лет колобок лесную траву приминал, в каких краях был, и с кем ещё разговаривал. Внимание уже не то, скорость тоже, естественный конец слабого в дикой природе.

P.S. На солнечную полянку въехала повозка. Дядюшка Фокус-Мокус пораженно спросил: Фунтик, ты видел эту наглую, разленившуюся лису с раздутым брюхом, еле увернувшуюся из-под наших колес? Наверное, она недавно плотно пообедала!

-Ага-сказал Фунтик, увидел пятна крови и упал в обморок.

Эта мудрая сказка «Золушка» учит тому, как сказал Король-папа, обращаясь к молодым героям, что в жизни никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой, а сердце справедливым.

Сказка напоминает нам, что главное в жизни — это верность, благородство, умение любить.

oJob2VrjrYvC1G0dyTo00XaILgnw6ldB.png

А, Золушка оказалась именно такая — добрая, верная и благородная девушка. Вот счастье и нашло именно её.

Армянская народная сказка «Портной и царь»

Жанр: народная бытовая сказка

Читайте краткое содержание других армянских сказок:

«Волшебная роза»

Главные герои сказки «Портной и царь» и их характеристика

  1. Царь, жестокий, отвратительный, жадный, хитрый, лживый, старается казаться честным
  2. Портной, старый, мудрый, опытный, решительный.

План пересказа сказки «Портной и царь»

  1. Указ царя
  2. Портные шьют одеяла
  3. Новые рабы царя
  4. Старый портной
  5. Ситцевое одеяло
  6. Издевка царя
  7. Удар палкой
  8. Царское слово нерушимо
  9. Свобода рабам

Кратчайшее содержание сказки «Портной и царь» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Один жесткий царь повелел мастерам-портным сшить ему одеяло точно по его росту.
  2. Все одеяла царь объявлял длинными или короткими и отправлял мастеров в шахты.
  3. Про злодеяния царя услышал старый, бедный портной и сшил одеяло из ситца
  4. Царь натянул на себя одеяло так, что из-под него высунулись ноги и потребовал заковать портного.
  5. Портной ударил царя палкой по пяткам и царь спрятал ноги под одеяло.
  6. По просьбе старика царь отпустил рабов.

Главная мысль сказки «Портной и царь»
На всякого хитреца найдется другой хитрец, еще хитрее.

Чему учит сказка «Портной и царь»
Сказка учит не издеваться над людьми, ценить и уважать чужой труд. Учит держать свое слово и не обманывать. Учит не смеяться над стариками. Учит быть честным и справедливым. Учит тому, что иногда надо ударить «царя», чтобы тот не зазнавался.

Отзыв на сказку «Портной и царь»
Мне понравилась эта армянская сказка. Конечно мне не понравился царь-самодур, который издевался над портными, а понравился старик-портной, который нашел способ и царя наказать, и своих коллег освободить.
Этот старик проявил находчивость и смелость, а потому и смеялся последним.

Пословицы к сказке «Портной и царь»
Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Обманувший раз, обманет не единожды.
Давши слово -держись, а не давши — крепись.
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
Добрый портной с запасом шьет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Портной и царь»:
В одной стране жил жестокий царь. Однажды созвал он всех ткачей и портных, и велел им сшить одеяло точно по царскому росту. Но предупредил, что если одеяло окажется точь-в-точь по росту, то он отдаст за мастера свою дочь Рачию, а если одеяло окажется велико или мало, то портной станет навеки рабом царя.
И принялись портные за работу. Кто- то шил одеяло из шелка, кто-то из бархата с серебряной вышивкой, а кто-то на пуху и вате горной козы.
И портные несли свои одеяла во дворец, но ни одно из них не нравилось царь. Если одеяло было длинным, царь клал его поперек, и кричал, что одеяло куцее. Если одеяло было коротким — сворачивался в комок и кричал, что одеяло слишком длинное. И тысячи мастеров становились его рабами.
Про злодеяния царя услышал старый портной, бедный и одноглазый. Ему не нужна была принцесса, но он поклялся освободить своих собратьев. И он сшил одеяло из обрезков ситца, взял с собой сухого творога и отправился во дворец, опираясь на суковатую палку.
Портной пришел во дворец и слуги сперва не хотели пускать его, но старый портной настоял.
И вот он стоит перед царем, а царь насмехается над портным и его одеялом. Но портной спокойно предлагает примерить одеяло. Царь набрасывает на себя ситцевое одеяло и натягивает его поперек, чтобы наружу торчали его пятки.
После этого велит посадить старого портного на цепь посреди двора, но слуги не успевают выполнить приказ. Старый портной бьет палкой по пяткам царя и царь поджимает ноги так, что они оказываются под одеялом.
Портной говорит, что одеяло оказалось царю точно в пору и напоминает про царское слово, которое крепче алмаза.
Царь понял, что нельзя нарушить свое слово, и сказал, что отдаст за портного Рачию, но портной сказал, что ему нужно только чтобы царь отпустил всех рабов-мастеров.
И царь отпустил рабов.

Портной
и царь

Цель урока: Познакомить учащихся
с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов
речевой деятельности. Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение
нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.

Задачи урока: Формировать умение включаться в процесс
дистанционного общения с автором и осознавать его отношение к тому, о ком или о
чём он написал; Заложить основы литературного анализа содержания и языковых
особенностей текста. Развивать способность к осознанию и словесному выражению собственного
отношения к произведению.

Словарная
разминка.

Синонимы:
Медлительный – нерасторопный, неповоротливый, непроворный Антонимы:
Медлительный — торопливый, скорый, стремительный, быстрый.

Синонимы: Умелый –
искусный, грамотный, квалифицированный, виртуозный, опытный    Антонимы: Умелый
– неработоспособный, неловкий.

Армения находится
на перекрёстке путей, соединяющих Европу и Азию. Армения — страна богатая памятниками
культуры и природы. Среди художественных ремёсел развиты вышивка, плетение
кружев, резьба по камню, чеканка и ювелирное искусство. Армения славится своими
коврами.

Армянский народ
создал, перенёс через века и сохранил до наших дней свой фольклор. Богат
армянский фольклор сказаниями, различными поучениями, которые бабушки и дедушки
рассказывали своим внукам, тем самым знакомили с историей своих предков. В
своих поучениях, сказаниях свободолюбивый народ рассказывал о бедных и богатых,
о тяжёлой доле крестьян.

3.Чтение
сказки и её анализ

стр. 42 «Жил
царь…» — «…крепче алмаза.»).

 — Кого созвал
царь?  (портных, ткачей, вышивальщиков).  

 -Что приказал
сделать?  (сшить одеяло точно по царскому росту).  

  -Что царь обещал
взамен?  (руку своей дочери, царевны Рачии Огнеглазой, и полцарства в придачу).

 — Зачем царь придумал
испытание с одеялом?  (хотел получить бесплатных рабов).  

 — О каких
качествах характера царя мы узнали из этой части?  (Алчный, жадный).

 — (стр.42-43
«Ткачи, портные…» — «…не зная отдыха.»)

— Из какого материала
портные шили одеяла?  (слова из текста).

 — Как портные
украшали их?  (слова из текста).

-Что делал царь,
когда ему приносили одеяла?  (слова из текста

-В кого превращал
царь портных?  (Царь превращал портных в рабов).

 -Какие качества
характера проявил царь?  (Жестокий, хитрый).

— (стр.43-44 «Слух
о злодеяниях…» — «…в покои царя.»).

-Кто решил вызволить
портных из рабства?  (старый, бедный, портной).

— Почему портной
решил участвовать в выполнении задания?  (доброе сердце).

-.Из чего он сшил
одеяло?  (Из обрезков ситца он сшил одеяло точно по росту царя).

-Что сделали
царские слуги?  (подняли портного на смех, но ввели в покои царя).

-Какие качества
характера портного раскрываются в этом отрывке? (Милосердие и смелость).

 — (стр.44-46
«Царь взглянул…» — «…на дорогу.»).

-Каким царь увидел
портного? ( Царь взглянул на портного и поморщился, потому что портной был
стар, худ и хром).

-Как царь назвал
портного? (Нищий оборванец).

 -Как царь
примерил одеяло?  (перевернул одеяло поперёк, чтобы ноги торчали наружу).

-Что царь приказал
сделать с портным? (Царь приказал надеть на портного собачий ошейник и посадить
его на цепь посреди двора).

 -Что ответил ему
портной?  (Умный человек смеется после всех)

— Что приказал
царь после удара палкой?  (Царь приказал  казнить портного).

 -Почему он отменил
свой приказ? (вспомнил: Кто обманул сегодня — тому не поверят завтра).

 -От чего
отказался портной и о чем он попросил царя?  (от царства, и от руки царевны
Рачии Огнеглазой). Он попросил выпустить из горных пещер несчастных рабов.
 

-Что пришлось
сделать царю?  (отпустить всех рабов,  пожелать им добра на дорогу).

-Каким вы видите
царя в этом отрывке?  (Царь обманщик, но в то же время он сумел признать свою
ошибку).

Характеристика
персонажей сказки

 1. Какая
внешность?  2. Какая речь   3. Какие поступки он совершил? 4. Какой характер?   5.Как
народ выражает своё отношение к царю?

Царь

-Описывает ли
народ внешность царя?  (Нет, не описывает).

 -Какая речь?  (Грубая
– оскорбляет портного)

 -Какие поступки
он совершил? (Он приказал сшить одеяло. Взял в рабство портных, «не выполнивших
его приказ». Приказал портного посадить на цепь, а затем казнить. Признал свою
ошибку. Отпустил портного и рабов).

 -Какой характер?
(Властный, жестокий).

 -Как народ
выражает свое отношение к царю? (Народ смеется над царем).

-Портной.

-Как описывает
народ внешность портного и почему это важно?  (Портной старый и хромой. Он не
силён физически, но силён умом, добротой, мужеством).

-Какая речь у
портного?  (Вежливая, богатая пословицами).

 -Какие поступки
он совершил? ( Решил вызволить портных из рабства).

-Какой характер? 
(Милосердный, добросердечный, мудрый, решительный).

-Как народ выражает
свое отношение к портному?  (Народ уважает портного).

— А почему он его
уважает?  (Потому что он сумел освободить рабов).

Найдите
поговорку.
Как вы понимаете ее? Как смысл поговорки раскрывается в сказке?
(В живой природе лисица если попадет в капкан, то действительно отгрызает лапу,
чтобы уйти от охотника. .Если такая поговорка относится к человеку, то она
означает, что он вынужден сделать что-то очень неприятное для себя.  В сказке
эта поговорка относится к царю. Он делает страшно неприятную для себя вещь –
отпускает людей, которых сделал своими рабами. Ему это так же больно, как лисе
отгрызть лапу. Но ему надо остаться царем.

Сравним
армянскую сказку «Портной и царь» и русскую сказку «Мужик и царь
» по плану
на странице 46 вопрос №5.  

1)В сказке «Мужик
и царь» мужик был бедным. У него не было ни дома, ни хозяйства, ни семьи.
Иногда голодал. И в сказке «Портной и царь» портной тоже был бедным, старым,
хромым. В обеих сказках они небогатые, простые люди.

2) Мужик решился
на эту встречу, потому что он хотел поесть и попить за счет царя. А портной
хотел выручить людей, которые попали в рабство к царю. У портного цель
благородная.

3) Во время
встречи с царем мужик проявил умным и хитрым. Портной же проявил себя мудрым и
добрым.

4) Встреча с царем
для мужика завершилась получением сундука с золотом, он стал богатым. А для
портного — освобождением несчастных рабов. И тот, и другой добились своей цели.

5) Люди,
сочинившие сказку «Мужик и царь» уважают мужика, потому что он обхитрил глупого
царя. А народ, сочинивший сказку «Портной и царь», уважает портного, потому что
он сумел освободить рабов.

— Какие еще
пословицы звучат в сказке? (Умный человек смеется после всех. Рус —
Хорошо
смеется тот, кто смеется последним.  Кто обманул сегодня – тому не поверят
завтра)

Чему учит сказка «Портной
и царь»

Сказка учит не издеваться над людьми, ценить и уважать чужой труд. Учит держать
свое слово и не обманывать. Учит не смеяться над стариками. Учит быть честным и
справедливым.

д/з  план сказки, пересказ,  задать
3 вопроса по сказке.

Указ царя    Портные шьют одеяла   
Новые рабы царя   Старый портной  Ситцевое одеяло     Издевка царя    Удар
палкой   Царское слово нерушимо Свобода рабам

logo

  • Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    2 минуты назад

    Помогите с русским

  • fizika
    Физика

    26 минут назад

    Задача по Физики

  • himiya
    Химия

    27 минут назад

    100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    27 минут назад

    Кто может помочь ,за ранеее благодарю

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    27 минут назад

    2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Портной и царь
Цель урока: Познакомить учащихся с произведением; формирование читательского 
кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. Воспитание интереса к чтению и 
книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.
Задачи урока: Формировать умение включаться в процесс дистанционного общения с автором
и осознавать его отношение к тому, о ком или о чём он написал; Заложить основы 
литературного анализа содержания и языковых особенностей текста. Развивать способность к 
осознанию и словесному выражению собственного отношения к произведению.
Словарная разминка. 
Синонимы: Медлительный – нерасторопный, неповоротливый, непроворный Антонимы: Медлительный ­ 
торопливый, скорый, стремительный, быстрый. 
Синонимы: Умелый – искусный, грамотный, квалифицированный, виртуозный, опытный    Антонимы: Умелый 
– неработоспособный, неловкий. 
Армения находится на перекрёстке путей, соединяющих Европу и Азию. Армения — страна 
богатая памятниками культуры и природы. Среди художественных ремёсел развиты вышивка, 
плетение кружев, резьба по камню, чеканка и ювелирное искусство. Армения славится своими 
коврами. 
Армянский народ создал, перенёс через века и сохранил до наших дней свой фольклор. Богат 
армянский фольклор сказаниями, различными поучениями, которые бабушки и дедушки 
рассказывали своим внукам, тем самым знакомили с историей своих предков. В своих 
поучениях, сказаниях свободолюбивый народ рассказывал о бедных и богатых, о тяжёлой доле
крестьян. 
3.Чтение сказки и её анализ 
стр. 42 «Жил царь…» ­ «…крепче алмаза.»).
 ­ Кого созвал царь?  (портных, ткачей, вышивальщиков).   
 ­Что приказал сделать?  (сшить одеяло точно по царскому росту).  
  ­Что царь обещал взамен?  (руку своей дочери, царевны Рачии Огнеглазой, и полцарства в 
придачу). 
 ­ Зачем царь придумал испытание с одеялом?  (хотел получить бесплатных рабов).  
 ­ О каких качествах характера царя мы узнали из этой части?  (Алчный, жадный).
 ­ (стр.42­43 «Ткачи, портные…» ­ «…не зная отдыха.») 
­ Из какого материала портные шили одеяла?  (слова из текста).
 ­ Как портные украшали их?  (слова из текста).
­Что делал царь, когда ему приносили одеяла?  (слова из текста
­В кого превращал царь портных?  (Царь превращал портных в рабов).
 ­Какие качества характера проявил царь?  (Жестокий, хитрый).
­ (стр.43­44 «Слух о злодеяниях…» ­ «…в покои царя.»). 
­Кто решил вызволить портных из рабства?  (старый, бедный, портной).
­ Почему портной решил участвовать в выполнении задания?  (доброе сердце).
­.Из чего он сшил одеяло?  (Из обрезков ситца он сшил одеяло точно по росту царя).
­Что сделали царские слуги?  (подняли портного на смех, но ввели в покои царя).
­Какие качества характера портного раскрываются в этом отрывке? (Милосердие и смелость).
 ­ (стр.44­46 «Царь взглянул…» ­ «…на дорогу.»). ­Каким царь увидел портного? ( Царь взглянул на портного и поморщился, потому что портной
был стар, худ и хром).
­Как царь назвал портного? (Нищий оборванец).
 ­Как царь примерил одеяло?  (перевернул одеяло поперёк, чтобы ноги торчали наружу).
­Что царь приказал сделать с портным? (Царь приказал надеть на портного собачий ошейник и 
посадить его на цепь посреди двора).
 ­Что ответил ему портной?  (Умный человек смеется после всех)
­ Что приказал царь после удара палкой?  (Царь приказал  казнить портного).
 ­Почему он отменил свой приказ? (вспомнил: Кто обманул сегодня ­ тому не поверят завтра). 
 ­От чего отказался портной и о чем он попросил царя?  (от царства, и от руки царевны Рачии 
Огнеглазой). Он попросил выпустить из горных пещер несчастных рабов.   
­Что пришлось сделать царю?  (отпустить всех рабов,  пожелать им добра на дорогу).
­Каким вы видите царя в этом отрывке?  (Царь обманщик, но в то же время он сумел признать 
свою ошибку).
Характеристика персонажей сказки
 1. Какая внешность?  2. Какая речь   3. Какие поступки он совершил? 4. Какой характер?   
5.Как народ выражает своё отношение к царю? 
Царь
­Описывает ли народ внешность царя?  (Нет, не описывает).
 ­Какая речь?  (Грубая – оскорбляет портного)
 ­Какие поступки он совершил? (Он приказал сшить одеяло. Взял в рабство портных, «не 
выполнивших его приказ». Приказал портного посадить на цепь, а затем казнить. Признал свою
ошибку. Отпустил портного и рабов).
 ­Какой характер? (Властный, жестокий). 
 ­Как народ выражает свое отношение к царю? (Народ смеется над царем).
­Портной. 
­Как описывает народ внешность портного и почему это важно?  (Портной старый и хромой. 
Он не силён физически, но силён умом, добротой, мужеством).
­Какая речь у портного?  (Вежливая, богатая пословицами).
 ­Какие поступки он совершил? ( Решил вызволить портных из рабства).
­Какой характер?  (Милосердный, добросердечный, мудрый, решительный).
­Как народ выражает свое отношение к портному?  (Народ уважает портного).
­ А почему он его уважает?  (Потому что он сумел освободить рабов).
­Найдите поговорку. Как вы понимаете ее? Как смысл поговорки раскрывается в сказке? (В 
живой природе лисица если попадет в капкан, то действительно отгрызает лапу, чтобы уйти от 
охотника. .Если такая поговорка относится к человеку, то она означает, что он вынужден 
сделать что­то очень неприятное для себя.  В сказке эта поговорка относится к царю. Он 
делает страшно неприятную для себя вещь – отпускает людей, которых сделал своими рабами.
Ему это так же больно, как лисе отгрызть лапу. Но ему надо остаться царем. 
­ Сравним армянскую сказку «Портной и царь» и русскую сказку «Мужик и царь» по 
плану на странице 46 вопрос №5.   
1)В сказке «Мужик и царь» мужик был бедным. У него не было ни дома, ни хозяйства, ни 
семьи. Иногда голодал. И в сказке «Портной и царь» портной тоже был бедным, старым, 
хромым. В обеих сказках они небогатые, простые люди. 2) Мужик решился на эту встречу, потому что он хотел поесть и попить за счет царя. А 
портной хотел выручить людей, которые попали в рабство к царю. У портного цель 
благородная. 
3) Во время встречи с царем мужик проявил умным и хитрым. Портной же проявил себя 
мудрым и добрым. 
4) Встреча с царем для мужика завершилась получением сундука с золотом, он стал богатым. 
А для портного ­ освобождением несчастных рабов. И тот, и другой добились своей цели. 
5) Люди, сочинившие сказку «Мужик и царь» уважают мужика, потому что он обхитрил 
глупого царя. А народ, сочинивший сказку «Портной и царь», уважает портного, потому что он
сумел освободить рабов.
­ Какие еще пословицы звучат в сказке? (Умный человек смеется после всех. Рус ­ Хорошо 
смеется тот, кто смеется последним.  Кто обманул сегодня – тому не поверят завтра)
Чему учит сказка «Портной и царь»
Сказка учит не издеваться над людьми, ценить и уважать чужой труд. Учит держать свое слово
и не обманывать. Учит не смеяться над стариками. Учит быть честным и справедливым.
д/з  план сказки, пересказ,  задать 3 вопроса по сказке.
Указ царя    Портные шьют одеяла    Новые рабы царя   Старый портной  Ситцевое одеяло     Издевка царя    Удар палкой
Царское слово нерушимо Свобода рабам

  • План по сказке по щучьему велению по моему хотению 3 класс
  • План по сказке о царе салтане для 3 класса в тетрадь
  • План по сказке о царе салтане 3 класс литература 1 часть страница 103
  • План по сказке о рыбаке и рыбке а с пушкина 2 класс литературное чтение
  • План по сказке о рыбаке и рыбке 2 класс стр 101 вопрос 7