Мастер-класс
(Слайд № 1).
Земля хороша собой…
(ПИШЕМ ЭТЮДЫ, ИЛИ ЗАРИСОВКИ С НАТУРЫ)
…схватить в слове проходящее мгновенье…
М. Пришвин
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Начну я свой мастер-класс с прочтения одной лексической статьи из словаря русского языка С.И. Ожегова. (Слайд №2).
1. Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего большого произведения. Э. к картине.
2. Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу. Литературный э.
3. Музыкальное произведение виртуозного характера. Этюды Рахманинова.
4. Вид упражнения (в музыке, шахматной игре). Этюды для начинающих.
5. мн. Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов. Отправиться на этюды. О прил. этюдный, -ая, -ое (к 1. 3, 4 и 5 знач.).
А так как наша тема: «Пишем этюды, или зарисовки с натуры», то мы сегодня обратимся ко второму значению данного слова. (Слайд № 3).
Этюд – это небольшая зарисовка, набросок, эскиз, описывающие реальные предметы или явления несколькими штрихами, но метко и точно.
Ребята, если вы сумеете сосредоточиться на чем-то ярком, на том, что когда-то произвело на вас сильное впечатление (это может быть интересная встреча, разговор), то вам нетрудно будет создать свой этюд.
Для начала нужно запомнить, что этюд – это не простая фотография явления, события, факта, а отражение действительности. Можно записать: отражение действительности.
Скажите, мы часто замечаем ту неброскую красоту окружающего мира, которая сопровождает нас? (редко).
Поэтому давайте обратимся к творчеству (Слайд № 4) замечательного писателя-пейзажиста М.Пришвина, который умел «схватить в слове проходящее мгновенье», мастерски передавал жизнь природы, замечал мельчайшие детали окружающего мира. Вел дневник и в нем отражал свое отношение к природе и человеку.
Предлагаю познакомиться с его этюдом «Рождение звука» (откройте папки, 1страница).
(Слайд № 5).
Наша задача – увидеть красоту природы, переданную писателем, научиться у него точно, метко, образно подмечать предметы и явления окружающего мира, так «сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». Кроме того, попробовать самим написать этюд.
(Слайд № 6, с музыкой Вивальди).
Итак, читаем этюд «Рождение звука». Я читаю вслух. (выключить музыку)
Какое настроение создается у вас при чтении этого этюда (радостное, хорошее).
А теперь давайте посмотрим, как автор передал свое настроение. Обратимся к изобразительно-выразительным средствам языка. Откройте вторую страницу.
Как вы думаете, какие средства использовал автор в своем этюде?
(Слайд № 7). (сравнения, олицетворения).
Найдите сравнения? (как песком посыпано, как пожар на снегу). Найдем олицетворения (снег осел, выпрыгивают веточки, лес шевелится, лес встает, бегут ручьи, рождается звук).
А еще автор использовал уменьшительно-ласкательные суффиксы. Найдем слова с этими суффиксами (хвоинки, веточки, лапки). Они словно живые, выпрыгивают из-под снега. Значит, писателя радует весна, быстрое пробуждение природы – это чувствуется во всем.
С помощью каких частей речи изображает Пришвин пробуждение жизни? (глаголы, сущ., прил.). Какие слова, выражения вам особенно понравились? (теребили, прогалины).
Как вы думаете, почему Пришвин дал этюду такое название? (Звук первой капели весной рождается из тишины зимнего спящего леса).
Такой увидел и услышал весну Пришвин.
У вас есть сегодня возможность для самовыражения. Я думаю, эта цель достижима. Мы с вами напишем этюд о человеке. Запишите у себя: этюд о человеке.
(Слайд № 8).
Можно писать о чем угодно, кроме того, чего ты не видел сам, и надо постараться, чтобы мы, слушатели, не только поняли, узнали о том, что произвело на тебя впечатление, но и прониклись этим впечатлением, вошли вместе с тобой и увидели твоими глазами и цвета, и формы и поняли твои переживания.
Давайте оттолкнемся от слов Пришвина (Слайд № 9) «Пусто никогда не бывает вокруг нас, даже если ты один и если кажется пусто, то сам виноват».
Кто задаст первую фразу? (Этюд о человеке? О каком? Какое слово вертится в голове? Утро. Я иду в институт и смотрю по сторонам. Люди идут, идут. У них свои дела, свои заботы. Вот идет… на кого похож. Идет первоклассница с портфелем. Она считает себя взрослой. А вот проплывает… Я тоже занимаю какое-то место среди людей. Может и меня кто-то разглядывает…).
Пока ребята пишут, я хочу обратиться к коллегам.
Уважаемые коллеги. Каждый раз, попадая в более или менее сложные педагогические ситуации, ощущаешь какую-то внутреннюю преграду, затрудняющую «обратную связь». Вроде и говоришь то, что нужно, вроде и отвечает ученик как должно, а глубинного взаимопонимания нет. Пытаясь разрушить этот барьер, в каждом классе, где я работаю, предлагаю написать сочинения на темы необычные, неожиданные, стараюсь вывести из стереотипа. Ребята в таких работах, как этюд, сказка, очерк, путевые заметки, эссе раскрываются очень интересно. Я не ставлю перед собой цели сделать своих учеников писателями. Просто учу образному видению и логическому осмыслению увиденного, учу стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди людей.
В какой же последовательности даю темы? Ищу закономерности. Темы идут как бы по спирали.
(Слайд № 10). Мироздание, живой мир, искусство, «Я и мы», нравственные проблемы.
Система работы (Слайд № 11): уроки развития речи, внеклассное чтение, внеклассная работа в краеведческом литературно-исследовательском обществе «Родник»: выпуск журнала, оформление стендов, беседы, иллюстрирование.
Ваше мнение, коллеги, куда могут быть перенесены способности, развитые в процессе литературного творчества школьника? (на любой вид творчества и дадут толчок к развитию общего творческого потенциала личности).
Как можно использовать этот вид работы при изучении своего предмета? (на уроках литературы — развитие умения перерабатывать впечатления от реальной действительности в литературные образы. Например, А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», образ Швабрина).
Итак, ребята, что же получилось у вас? Чтение этюдов. Одобряю первый опыт есть.
Мы заканчиваем наш мастер-класс. Хочу сказать, что, готовясь к нему, я ставила перед собой две задачи: во-первых, поделиться опытом работы и заинтересовать коллег знакомством с возможностями ребят, их потенциалом, глубиной чувств; во-вторых, доказать необходимость – искать пути к ним и показала одну из дорог. Посмотрите, пожалуйста, несколько работ.
(Слайд № 12).(включить музыку Дидюли «Сатиновые берега»).
Благодарю ребят за усердие и старание. Коллег – за внимание.
Всем желаю творческих успехов!
Цели:
- Проведение сочинения-этюда. Формирование
умения писать сочинение на основе личных
наблюдений; - Развивать устную и письменную речь, интерес к
слову, воображение, художественное восприятие; - Способствовать воспитанию чувства красоты.
Ход урока
Организация класса.
Сообщение темы урока.
<Рисунок 1>
А снег идет, а снег идет,
И все вокруг чего-то ждет,
Под этот снег, под тихий снег
Хочу сказать тебе:
Мой самый главный человек,
Взгляни со мной на этот снег,
Он чист, как то, о чем молчу,
О чем сказать хочу:
<Рисунок 2>
— О чем же я хочу сказать вам сегодня? Вы
наверняка догадались. Я хочу рассказать о том
явлении природы, к которому мы давно привыкли,
которое считаем простым и обычным. Но я уверяю
вас, в нем много очарования и красоты. Я говорю о
снеге. «Ах, этот снег, чарующий и хрупкий:»!
Подготовка к сочинению-этюду.
— Давайте на минуту представим себе, что мы на
улице, день морозный и солнечный. Возьмите в руки
горсть снега. <Рисунок 3> Что вы видите? (ответы
учеников)
— Это тысячи снежинок, рассыпанных на ладонях.
Они сверкают своей неповторимой морозной
белизной. <Рисунки 4-5> А какие вы увидели
снежинки? (ответы детей)
2) — Наверняка, для каждого снежинки разные.
Для одного человека (рассказ сопровождается
музыкой) снежинка — маляр. Она каждый день летает
и мажет детям щечки розовой краской. А когда она с
этой работой покончит, то летит на небо и мажет
облака голубой краской. <Рисунок 6>
— Автор другого сочинения говорит о снежинке
так: «Летела одна снежинка. Как только
появилась она на свет, ей стало все интересно. Ей
захотелось узнать, каков этот мир, куда она
прилетела. Когда она опустилась на землю, другие
снежинки объяснили ей, что подняться в воздух
очень трудно. Надо сильно захотеть. Вдруг налетел
сильный ветер, поднял и закружил снежинку и её
подруг. Он понес её ввысь. И снежинка увидела
внизу снежное царство. Оно всё сверкало. Дворцы,
мосты, башни, деревья — все было изо льда и снега.
Вихрь утих, и снежинка опустилась на шпиль
дворца. Выглянуло солнышко, и она засверкала на
шпиле как звёздочка.» <Рисунок 7>
3) — Для каждого снег разный. А ведь он не просто
белый. Вспомните, каким вы видели снег? (ответы
детей)
Быть может, и вы размышляли об этом,
Не лучше ли снег, обладающий цветом?
Или лиловый, или бордовый,
Или зелёный, или же беж?
Какой бы красивой была бы зима!
И были б не белыми снежные бабы —
Или лиловый, или бордовый,
Или зелёный, или же беж?
<Рисунок 8>
Не худо бы сбыться мечте этой смелой,
Но с неба по-прежнему падает белый,
Белый, белейший, нежный, нежнейший,
Снежный, снежнейший снег!
<Рисунок 9>
4) — Когда, если не зимой, увидишь все это
великолепие?
— А какая зима у нас? Люди с юга говорят —
холодная, снегу много. А житель крайнего севера
скажет, что зима у нас вовсе не холодная и снежных
буранов не много. Кто из них прав? И те, и другие.
Зима у нас очень разная. На первый взгляд — все
одно, снег да мороз. Только приглядеться надо: она
и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью,
снежная, да с солнцем.
А какой день зимой разный! Какое утро раннее
неслышное, подернутое синевой мороза, со
съежившимся солнцем и снегом, искрящимся в его
лучах. <Рисунок 10>
А вечер такой длинный и задумчивый, когда сама
природа будто ждет появления сказки, и она
приходит в дома людей из черноты дальнего леса.
<Рисунок 11>
— Времена года, как люди, разные на лицо и душой.
Наша зима у поэтов — красавица, порой шаловливая,
порой тихая, словно сон. Вот как она появляется у
Пушкина, холодная, но беспечная (Стихотворение
«Вот север, тучи нагоняя:» читает ученик)
— Какие изобразительные средства использует
поэт, рисуя зимний пейзаж? (Эпитеты,
олицетворение, метафоры, сравнения) <Рисунок
12>
— Но в зиме есть что-то молодое веселое. Поэт
встречает зиму восклицанием: (читает ученик)
— С кем сравнивает зиму поэт?
5) мороз бодрит человека. А снег скользкий, и
легкий, и красивый. Санки летят по снегу —
захватывает дух; ловко брошенный снежок обжигает
душу. Весело зимой! В стихах, как и в музыке,
передается настроение человека. И если поэт
описывает природу, то невольно наделяет ее тем
чувством, что испытывает сам. («Чародейкою-
зимою:» Ф.Тютчева читает ученик)
6) — Давайте вспомним немного стихов о снеге, о
зиме. (Ученики зачитывают стихи, выясняют, какие
средства выразительности использовали поэты;
обсуждают подобранные по теме эпитеты, метафоры,
олицетворения )
Написание сочинения-этюда.
— А теперь сами попробуйте сотворить словесный
шедевр. А что такое этюд? Кто встречался с этим
словом?
Этюд — это небольшое художественное
произведение, посвященное какой- либо теме.
Этюды есть в изобразительном искусстве, в
музыке, в шахматах и шашках.
В своем произведении опишите свой и только свой
снег, зиму, которую любите вы (а может быть и нет).
Опишите свои чувства, которые вы испытываете, идя
по заснеженным улицам, гуляя по зимнему лесу.
Жанр этюда может быть любым: сказка,
стихотворение, проза. Вы можете придумать свое
название этюда.
Сначала работаете на черновике, проверяете, а
затем переписываете в тетрадь.
Зачитывание детьми получившихся сочинений.
Домашнее задание: переписать
сочинение на чистовик.
Приложение.
Автор: Семейникова Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Васильево-Шамшевская СОШ №8
Населённый пункт: Кагальницкий район Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Урок словесности » Сочинение-этюд » И жизнь, и греза Декабря» в контексте концепции ФСП.
Раздел: среднее образование
УРОК СЛОВЕСНОСТИ
ТЕМА УРОКА: Сочинение — этюд «И жизнь, и греза Декабря».
(святочные мотивы и поэзия цветовой, художественной и звуковой детали зимнего
пейзажа)
Свое у века вдохновенье, И
нам несет его волна. Не
дуновенье умиленья, Не
жажду горного паренья,
А неуемное стремленье
Увидеть и воспеть
мгновенье,
Всю душу озарить до дна.
В. Брюсов
ТИП УРОКА:
интегрированный
ВИД УРОКА:
урок словесности
ФОРМА УРОКА: творческая лаборатория
ЦЕЛЬ УРОКА:
формирование нравственно-эстетической отзывчивости души на
прекрасное в
литературе, искусстве, жизни.
МЕТОДОЛОГИЯ:
пространственно-визуальный, метод эстетического сотворчества,
метод
комбинаторного поиска, метод проблемного анализа.
ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы с парадигмой ФСП(функционально-семантического поля)
зимнего пейзажа, подбор репродукции на тему
«Пленерный
зимний
пейзаж»,
миниатюра
П.И.
Чайковского
«Декабрь. Святки»,
Г. Свиридов «Пастораль», «Весна и Осень», доска
портреты художников, музыкантов, репродукция картины И.Э.
Грабаря
«Февральская
лазурь»,
репродукция
картины
А.
А.
Пластова
«Первый снег» ,интеракгивная доска.
УМК :
ШКОЛА 2100
Базовая технология : опережающее обучение, исследовательское обучение,
логические и семантические формы мышления в современном русском языке.
Ход урока: е
I.
Орг, момент
II.
Слово учителя:
Добрый день, уважаемые гости, ребята, я рада приветствовать вас на
сегодняшнем уроке творческих фантазий и откровений.
«Всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного
чувства» — писал известный французский прозаик Анри Барбюс. Сколько эстетства,
глубины и высокого вдохновения в возвышенных строках одного из величайших
«художников слова» Европы.
Вопросы к классу:
1.
Как вы думаете, ребята, что есть красота и почему люди веками поклоняются ей?
2.
Что привносит красоту в нашу жизнь, делая ее богаче, тоньше, добрее?
Да, именно искусство заставляет душу человеческую трепетать, ваяет красоту и открывает
бескрайний мир гармонии мира, чувства. Научиться видеть, чувствовать и творить красоту
— наша с вами задача.
Запишем в тетради дату и тему сегодняшнего урока: Сочинение — этюд. «И жизнь, и греза
Декабря» (святочные мотивы и поэзия цветовой, художественной и звуковой детали
зимнего пейзажа).
Цель, которая стоит перед нами: прослушав музыкальную миниатюру П.И. Чайковского
«Декабрь. Святки», прикоснувшись к обаянию зимнего пленерного пейзажа в живописи,
необычайной грации художественного слова русской поэзии, постараться воплотить
музыкальное содержание и свои ассоциации с помощью изобразительно-выразительных
средств языка в сочинении небольшого размера — этюде.
Сегодня вы — поэты, чьей музой будет Душа природы.
III.
Словарно-орф
ографическая работа.
Слово учителя:
В литературном языке присутствуют традиционные слова — лейтмотивы, образные
средства языка, используемые для передачи колорита зимнего пейзажа.
В зависимости от коммуникативно-изобразительной цели вы должны избирательно
относиться к языковым средствам, учитывая настроение, мысли, образы, которые хотите
выразить в слове.
Перед вами ряд слов, которые я рекомендую использовать в вашем сочинении:
З..ма, кр..сивый, оч..ровательныц, ст..ять, чувствовать, (в) музыке, сн .га, в..ч..рок, вал..с.
Задание Г. вставить пропущенные буквы, квалифицировать орфограмму, выделить часть
слова, в которой она пропущена (идет комментированная запись)
Задание П: ввести каждое из этих слов в синтагму (словосочетания, предложения, согласно
вариантам, указанным в схеме):
а)
составить с каждым из слов словосочетания, выделить главные и зависимые слова,
квалифицировать части речи;
б)
1 вариант:
составить со словосочетанием «изумительный вечер» предложение по схеме:
[….] но [….] , расставив знаки препинания.
2 вариант:
составить со словосочетанием «дивный снег» предложения по схеме:
[… = = …]
, расставив знаки препинания.
Пока класс работает, 3 ученика-консультанта работают над толкованием значений и
составлением ФСП( функционально-семантического поля) слов — образов «снег», «вальс»
по параметру «Степень расчлененности содержания при отражении действительности»
ФСП слова — образа
«СНЕГ »
(по степени расчлененности содержания при отражении действительности)
Конструирование
ФСП
базируется
на
исследовательской
работе
учащихся
с
художественными текстами поэтического плана на предмет описательно-эмоциональной
закрепленности.
После проверки работы класса (форма: взаимопроверка с акцептуацией) консультанты
представляют свою систему ФСП.
Слово учителя: Теория ФСП зимнего пейзажа представлена микрополем звука, цвета,
художественного образа, что позволяет полнее представить себе предмет нашего
творчества.
(учитель обращает внимание класса на систему ФСП в виде таблицы):
ФСП зимнего пейзажа
(по степени расчлененности содержания при отражении действительности)
микроп1^й^^^^^^^
»
^мшсрой^ле
микрополе
цвета
звука
художественного
образа
Сегменты
Слово учителя: Попробуем абстрагироваться на ассоциативно-лингвистический уровень
предложенных
словоформ,
чтобы
почувствовать
обаяние
слова
в
его
звуковой,
чувственной, цветовой гамме.
Вопросы к классу:
1.
Какая тема их объединяет?
2.
Назовите ключевое слово.
3.
Возможный тип повествования.
4.
Назовите эмоционально-насыщенную лексику.
5.
В чем семантическое сходство слов «дивный», «ноченька», «любоваться»?
Вывод: Моделирую мысль и выбираю ту лексику, которая ярче, глубже передает наши
чувства.
IV.
Живопись.
Вопрос к классу: Ребята, что чувствуем мы, когда проходит своей царственной, державной
походкой со стоном ветра и перезвоном бубенцов красавица Зима?
Слово учителя: Атмосфера веселья, обновления, восторженных ожиданий гармонирует с
изумительной красотой зимней природы, создает особое состояние души.
«В природе творилось нечто необычайное, казалось, она праздновала какой-то небывалый
праздник: лазоревого неба,жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на
сиреневом снегу». Так вспоминает чудный момент своего творческого озарения А.А.
Пластов, известный русский художник-пейзажист, волшебная прелесть картин которого
поможет нам почувствовать обаяние чудного времени года и помечтать, воссоздать свою
картину в слове, образе.
Перед вами цикл картин, посвященных таким разным и удивительным ликам зимы:
А. А. Пластов «Первый снег»,
И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»
H.
П. Крымов «Зима»
К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень»
Обратите внимание на настроение, цветовую и композиционную гамму пленерного
пейзажа. Одной из самых трогательных, на мой взгляд, является картина А. А. Пластова
«Первый снег». В цвете художник попытался передать новизну зимы. Давайте попытаемся
проникнуть в творческую лабораторию художника, представим себя с кистью в руках, а у
наших ног — мир безмолвия.
Вопросы к описанию картины А. Пластова «Первый снег»
I.
Какой смысл вкладывает художник в название картины? Найдите приметы первого
снега.
2.
Как вы думаете, почему художник изобразил детей?
3.
С первого взгляда на картину ясно, что дети любуются снегом. Как словами передать
это настроение?
4.
Вам удалось наблюдать первый снег. Как падают снежинки? Как мы передаем это
движение?
V.
Ассоциативно-образный анализ любимого лирического стихотворения.
(дети читают наизусть любимые стихи о зиме, анализируют их)
Примеры анализа:
1.
Архипенко Константин читает и анализирует стихотворение И. А. Бунина «Крещенская
ночь»
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, иовраги,
Где когда-то шумели потоки.
Тишина, — даже ветка не хрустнет!
И быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.
Поэтичен пейзаж зимней ночи. Дарит умиротворенность, тишину. Необычен, изящен,
изумителен зимний лес. В стихотворение привносят эту поэтичность образные средства —-
эпитеты: «седая вьюга», «лес — сквозной, неподвижный, белый», «стройные чащи»,
«глубокий снег»; олицетворения: «вьюга убаюкала», «лес заснул», «чащи спят». Все это
создает настроение и сопричастность красоте.
2.
Шакун Полина читает и анализирует стихотворение С. Есенина «Береза»
Мое внимание привлекла картина И. Грабаря «Февральская глазурь». Прекрасная береза в
кружевном убранстве зимы изображена на ней. Известный поэт Сергей Есенин описал это
чудо природы в стихотворении «Береза», его я и хочу прочесть:
Белая береза
Под моим окном
V Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает листья
Новым серебром.
Прекрасные стихи о грациозной красоте березы в зимнем уборе. Создается настроение
волшебства, праздника. Ярко представлены образные средства.
Эпитеты: белая береза, пушистых ветках.
Эпитеты передают особенную, хрупкую красоту зимнего пейзажа.
В поле цвета мы добавили белизну, золото, серебро.
Сравнение: снегом точно серебром.
Олицетворение: принакрылась снегом.
Береза воспринимается как сказочная красавица, грациозная, волшебная.
3.
Жеребцова Екатерина читает и анализирует стихотворение Константина
Случевского
Белеет утренник, сверкая,
По скатам блекнущих холмов;
Великим заревом пылая,
Выходит солнце из паров.
Ему обидно и досадно
Гореть так низко над землей;
Горит и слизывает жадно
Снежок над мерзлою травой.
И словно длинной бахромою
Одет холма высокий бок:
Где рощи нет — горит росою,
Где тень от рощи — там снежок.
Перед нами таинственный мир «блекнущих холмов», «пылающего солнца». Стихотворение
изумляет своей цветовой гаммой: сверкающая белизна, «пылающее зарево», «горящая
роса», «блекнущие холмы» — создают ощущение праздника.
Вывод: Гамму звуков, чувства и красок воплощают в себе живопись, музыка, поэзия.
Слово учителя: Прикоснувшись к прелести зимнего пейзажа в разных ракурсах (живопись,
поэзия), переходим к моделированию своих ассоциаций в
Микрополе цвета;
Микрополе художественного образа.
Дети строят микрополя, опираясь на аналитический материал, полученный на уроке.
VI.
Текстовый анализ (парадигматика описательного прозаического текста).
Слово учителя: Художествейное слово несет в себе волшебство. Проза не менее прекрасна.
Давайте проникнем в святая святых художественного образа небольшой
прозаической миниатюры.
Учитель читает текст. Звучит миниатюра П.И. Чайковского «На тройке».
Зима царствовала над миром. Прекрасный лес дремал, и все было облачено в дивные
уборы. Маленькой принцессой стояла елочка посреди безмолвия. Ее пушистые иголочки
искрились на солнце, шептали о чем-то вечном. Дивная прелесть окутала землю.
Вопросы к анализу текста:
1.
Что перед нами за языковая структура?
2.
Тема текста.
3.
Ключевое слово.
4.
Озаглавьте текст.
5.
Основная мысль.
6.
Тип речи.
7.
Какие части речи преобладают, почему?
8.
Выделите образные средства языка:
—
эпитеты
—
сравнения
—
олицетворения
VII.
Святочные мотивы в литературе, жизни, музыке.
Слово учителя: Обаяние изумительной поэзии народных верований и обрядов несут в себе
Рождественские праздники, Святки.
а)
ученица читает наизусть вступление к поэме В.А. Жуковского «Светлана» на фоне
романса Г. Свиридова «Колечушко»
б)
вопрос к классу: что вы знаете о Святках и обрядах, связанных с ними?
Между Рождеством и Крещением проходили новогодние празднества — Святки. Первая
неделя Святок называлась «святые», а вторая — «страшные» вечера: люди гадали,
колядовали, пели подблюдные песни, ходили ряжеными по дворам. Рождество Христово
Русская Церковь отмечала 25 декабря; Святки — это праздник конца декабря и начала
января, сохранивший отзвуки языческих обрядов. Это время зимнего солнцестояния и
нарастания силы Солнца, это обновление Мира в связи с возрождением Солнца, когда
Солнце начинает свой очередной годичный путь, когда начинается новый год в природе, а
значит, и в жизни человека, связанного с землей.
Естественно было задуматься о том, каким он будет, что он принесет природе и человеку. В
предугадывании будущего (погоды, урожая, судьбы) проходили Святки. Об этом мы
читаем в балладе В. Жуковского «Светлана» (ученик читает наизусть первую строфу
баллады).
Слово учителя: Парни и девушки у каждого двора «кликали» Коляду, чтобы случился
обильный урожай и пришло счастье к хозяевам дома, их полагалось чем-нибудь угостить.
Посмотрите, как все это изображено на картине Попова «Лунная ночь. Ряженые».
(рассказ ученика по репродукции картины).
VIII.
Музыкальная миниатюра П.И. Чайковского «Декабрь. Святки».
Слово учителя: Обаяние святочных мотивов переплетается с одухотворенным ее
воплощением в музыке. Изображение природы в искусстве никогда не было ее простым
копированием. Природа одухотворена, радостна, задумчива и величава. Среди ярких
музыкальных картин природы подлинной жемчужиной является цикл миниатюр П.И.
Чайковского «Времена года», в которых воплощен круговорот сменяющих друг друга
состояний природы.
Сейчас прозвучит его пьеса, а вы подумайте над следующими вопросами:
1.
О чем пьеса П.И. Чайковского, ее форма?
2.
Жанр пьесы.
*■
3.
Сколько музыкальных частей выделяется, их характер?
4.
Какое настроение передает пьеса, какие картины природы навевает?
Звучит миниатюра. Дети отвечают на вопросы и конструируют микрополе звука зимнего
пейзажа.
IX.
Рекомендации и создание сочинения — этюда.
Слово учителя: Сегодня мы постарались представить чудный мир грезы природы во всех ее
дивных гранях ( в образе, звуке, цвете , в художественном слове ), а теперь попытайтесь
воплотить свои ассоциации (звуковые, цветовые, чувственные) в сочинении — этюде,
создайте , используя материал микрополей , свое воплощение красоты зимнего пейзажа,
облаченного в слово.
На доске дан рекомендательный план сочинения:
1.
Ваше восприятие пьесы.
2.
Какие чувства и образы она вызвала?
3.
Мой чувственный идеал красоты.
Дети пишут в течение 5-7 минут черновик сочинения под звуки музыки П.И. Чайковского
«Декабрь. Святки».
X.
Чтение и рецензирование сочинений по плану:
1.
Раскрыта ли тема?
2.
Какое настроение пытается передать автор? Удалось ли ему это?
3.
Богата ли, образная речь?
4.
Были ли речевые ошибки?
XI.
Подведение итогов урока.
1.
Вопрос к классу:
Что вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
2.
Домашнее задание:
Доработать черновик, учитывая замечания, написать сочинение-этюд на чистовик.
3.
Выставление оценок и их коммен тарий
РЯД ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ :
Работа №1
Прелестна Зима в своих чарующих одеждах. Ее тржественная поступь звучит в музыке П.И.
Чайковского.
Волшебные картины открываются моему взору. Вечерняя улица в сиянии луны. Звуки
гармошки. Смех колядующих. Воздух чист и прозрачен. Вокруг царит сказка , и ты словно
растворяешься в ее волшебстве и притягательной силе красоты земной.
Волшебная прелесть мира рождает музыку души.
Работа №2
Для меня зима — это всегда мечта.
Душа поет в унисон чарующей прелести поэтического слова, волшебным звукам музыки .
Ты паришь над дивными снегами. Воздух так чист, что кажется звенящим. Пушистые
елочки погружены в сонное оцепенение .Река молчит , но дышит. Жемчужные облака
величаво плывут по небу. Вокруг царство сна и безмолвия .
Прелестен мир, а сердце полно покоя и восторга.
МБОУ «Закладинская СОШ»
Романовского района Алтайского края
Урок по развитию речи в 6 классе.
Сочинение-этюд.
учитель русского языка и литературы
Лель Мария Петровна
2015 год
Урок по развитию речи в 6 классе.
Сочинение-этюд.
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. |
Используемые технологии – элементы развивающего обучения
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель по развитию личностной компетенции:
— развивать творческие способности учащихся через «погружение» в слово;
— воспитывать любовь к слову, русскому языку;
— воспитывать уважение к своему народу, стремление беречь и развивать лучшие традиции прошлого, охранять национальные достижения, показать мир красоты, который веками создавался народом;
— развивать личностные качества ребенка: критичность, мотивацию, рефлексию, индивидуальность;
— воспитывать уверенность в себе, самостоятельность.
Познавательная:
— дать дополнительные сведения о жизни общества, культуре народа;
— формировать умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
— анализировать, сопоставлять, классифицировать собственные высказывания, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации, нормативности, грамотности.
Коммуникативная:
— научить описывать предмет декоративно-прикладного искусства, показать особенности сочинения-повествования с элементами описания;
— развивать дар слова на материале личных наблюдений.
Регулятивная:
— формировать навыки контроля и самоконтроля;
— развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность.
Подготовка к уроку:
Учащиеся читают литературу об изделиях народных промыслов.
Фрагменты из произведений художественной литературы:
К.Г. Паустовский «Золотая роза»,
В. Белов «Лад»,
Ф. Абрамов «Деревянные кони».
Лингвистические сообщения учителя и подготовленных школьников.
Сообщение о словаре Даля.
Оборудование урока.
1. Орфографические словари. Толковые словари. Словарь Даля.
2. Выставка книг по прикладному искусству.
2. Альбом «Декоративно-прикладное искусство».
3. Выставка предметов декоративно-прикладного искусства: павловские шали, хохломская посуда, дымковская игрушка, семёновская матрёшка, декоративные цветы, изделия из дерева.
Ход урока.
Организационный этап: запись даты, тем урока.
I. Слово учителя. Приглашение на русскую ярмарку. — Эту красоту нам подарила наша земля. Всё это дело рук человека. Наша страна богата талантливыми людьми. Удивительные мастера из дерева, глины, железа, ниток, кости создавали и создают настоящие чудеса. И сегодня я приглашаю вас на встречу с этими чудесами.
II. Работа в группах.
Мы попытаемся сегодня окунуться в этот мир чудес и сказок и рассказать о нем. Вам предстоит сегодня описать предмет декоративно-прикладного искусства.
Как вы думаете, это урок нового материала или урок закрепления?
Зачем нужно уметь писать сочинение-описание?
Где в жизни понадобится это?
Чему будете учиться сегодня на уроке?
Что вам поможет?
Что знаете по этой теме?
Чему нужно научиться сегодня на уроке?
Обсуждение в группах.
(Один выступающий от группы.)
Сформулируйте цель:
— научиться соединять теоретические знания с практической деятельностью;
— повторить тип речи повествование и описание.
Вспомним последовательность работ над описанием.
III. Схема работы над описанием.
-
Охарактеризуйте общий вид предмета (тема описания).
-
Назовите наиболее характерные признаки, найдите точные слова для их обозначения.
-
Определите цель описания, подумайте над идеей.
-
Расположите описание признаков, как того требует тема и идея.
-
Придумайте заглавия, сопоставьте их, выберите из них лучшее.
— Так для чего же вводится в текст описание предмета? (Чтобы передать мысли, чувства, настроения автора, его отношение к описываемому предмету).
IV. Обращение к эпиграфу урока.
— Как вы понимаете слова Лихачева
V. Работа со словарями.
Цель нашего урока: научиться писать сочинение-этюд.
— Что такое этюд? (описание предмета с натуры).
— Что такое прикладное искусство?
(особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями). Искусные мастера — талантливые.
Задание 1. Разбор слова по составу, подобрать однокоренные слова.
— Прикладной Словарь Даля приводит такие пословицы:
— Где лад, там и клад.
— На что клад, коли в семье лад.
— Толк да лад, тут и клад.
Взаимопроверка. Проверь себя, оцени себя.
VI. Ярмарка. Идём искать клад. (Ведущие в нарядных русских сарафанах, которые тоже являются предметами искусства).
Рассказы учащихся о разных видах искусства.
VII. Выставка книг по прикладному искусству.
VIII. Составление плана. Работа над композицией сочинения.
1. Вступление. Кратко рассказать о декоративно-прикладном искусстве.
2. Основная часть: описание предмета.
1) Общий вид предмета (форма, цвет, материал), назначение предмета.
2) Описание росписи (композиция росписи, орнамент, букет, цветы).
3) Впечатление от предмета.
3. Заключение. Моё отношение к этому предмету, к мастерству художника, к народному прикладному искусству.
IX. Работа над заголовком сочинения. Конкурс на лучшее заглавие будущего сочинения (по группам).
— Если бы вам в многостраничной газете нужно было выбрать одну статью для чтения, по какому принципу вы бы проводили отбор? (По заголовку – интересному, необычному, интригующему.) Придумайте заглавия для своих работ.
— Добро пожаловать в сказку. — Всем людям на радость.
— Русские подносы. — Русская матрёшка.
— Жостовский букет. — Весёлое искусство.
Один выступающий от группы.
Почему вы предлагаете именно этот заголовок?
Чему учило это задание?
— Оцени себя.
X. Физкультминутка.
XI. Словарная работа. Лексическая работа.
— Чтобы ваше произведение могло заинтересовать читателей не только заглавием, но и своим содержанием, постарайтесь избежать речевых ошибок и недочетов и сделать ваше сочинение ярким, образным, красивым.
1. Составление предложений с новыми словами: орнамент, искусные мастера, декоративно-прикладное искусство, традиция.
2. Работа над значением и правописанием слов: украшать, Жостово, жостовский поднос.
3. Форма предмета: круглая, овальная, с фестончатыми краями, прямоугольная, гитарообразная.
4. Композиция росписи:
«Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок», «Ветка с угла». Крупные и мелкие декоративные цветы: роза, мак, георгин, пион, астра, тюльпан, ромашка, васильки, бутоны, травка, вьюны, лепесточки.
5. Цветы: традиционный чёрный фон, чернолаковый с яркой росписью, красный, пурпурный, лиловый, жёлтый, золотистый, интенсивный.
XII. Описание предмета. Пример этюда. Работа с книгой. Упр. № 324.
На какие детали обращает внимание Паустовский, описывая матрёшку? (Шаль, блеск, брови).
— Как он избегает повторения слов матрёшка. (Она, игрушка).
XIII. Самостоятельная работа. Устное описание предмета.
Выступление 2-3 учащихся.
— Что было удачного в работах и ответах учащихся?
XIV. Подведение итогов урока.
Этап рефлексии.
— Чему научились на уроке?
— Достигли ли мы поставленных целей? (Вспомнили, что такое описание какими признаками характеризуется повествование и описание. Языковое оформление сочинения-этюда связали с лингвистическими наблюдениями и со стремлением понимать, ценить, беречь богатство родного языка и учиться им пользоваться, логически связанно излагать мысли.)
XV. Домашнее задание.
Предыдущей работой на уроке мы ответили на вопросы, что мы будем делать (описывать по личным впечатлениям предмет декоративно-прикладного искусства), зачем мы станем это делать (чтобы предать свои мысли, чувства, пожелания), как мы будем писать (в жанре рассказа, сказки). В своем сочинении вы можете использовать материалы, находки и открытия этого урока.
Чтение литературы о народном прикладном искусстве. Подготовить небольшое сообщение о прочитанном.
Итог.
Лист самооценки.
0 – я затруднялся на уроке.
1 – работал в группе.
2 – участвовал в обсуждении, давал ответы, когда спрашивали.
3 – активно участвовал в обсуждении, давал правильные ответы. Мне было интересно.
Приложение. Примерный черновик учащегося.
1. Этюд-зарисовка с натуры.
2. Предметы декоративно-прикладного искусства — предметы быта, одновременно являющиеся художественными произведениями.
3. Искусные мастера (талантливые) творят из глины, дерева, жести, ткани, соломы, ниток.
4. Их цель — окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты
5. Цветы: георгины, розы, маки, пионы, астры, тюльпаны, ромашки, васильки, бутоны, травка, лепесточки.
6. Композиция букета — «Букет в—раскидку», «Букет собранный», «Венок».
7. Цвет: чёрный фон, красный, жёлтый.
8. Форма — круглая, овальная, прямоугольная, с фестончатыми краями.
9. Виды декоративно-прикладного искусства:
1) семёновская матрёшка 2) дымковская игрушка
3) хохломская посуда 4) жостовские подносы
5) павловские шали, платки 6) вологодские кружева
7) тульские пряники
Поиск по сайту
Конспект урока русского языка по теме «Сочинение-этюд по картине» (9 класс)
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Иконникова Светлана Витальевна |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 59 Kb |
Количество скачиваний: | 48 |
Скачать
Просмотров: 151
Похожие материалы
- Конспект урока по русскому языку на тему «Причастие.Причастный оборот» 7 класс
- Конспект открытого урока на тему «Действительные и страдательные причастия»
- Внеклассное мероприятие по сказкам для учащихся 5 класса. Сценарий КВН по сказкам А С.Пушкина для 5 класса
- Разработка урока «Вишневый сад» по пьесе А.П.Чехова
- Разработка урока «Сказки Салтыкова-Щедрина»
- Конспект урока по чтению «Ноябрь» В.Бианки 7 класс.
- Разработка урока «Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского»
- Викторина по литературе «По дороге к сказкам»
- Конспект урока по литературе «Широкая масленица»
- Конспект по литературе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов