- 14.09.2021
Обновлено 15.11.2022
Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе, как его правильно писать. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку. Можно считать, что данная структура может использоваться вами как шаблон при написании сочинения.
АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2023 ГОДА
- Больше информации про итоговое сочинение 2022-2023
- Примеры сочинений 2022-2023
- Подробно про композицию итогового
Коротко о композиции и структуре итогового сочинения
Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
- Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов)
А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека; - ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
- Подробнее о вступлении (спец. материал)
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
- тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
- тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
- тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
- Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
- Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
- Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого аргумента написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
- Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
- Подробнее о заключении (спец. материал)
4 способа закончить сочинение:
- Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
- Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
- Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
- Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Что вас ждёт в документе ниже:
- какое должно быть вступление,
- из чего состоит основная часть сочинения,
- как сформулировать тезисы и аргументы,
- как правильно сделать связку между абзацами,
- как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
- как добиться уникальности сочинения.
Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.
Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:
- Композиционная.
- Логическая.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Композиционная структура
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Логическая структура
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Вывод. Обобщение по всей теме
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Прежде чем написать сочинение, мы задаемся 3 вопросами:
- Как писать итоговое сочинение?
- Какой алгоритм написания сочинения?
- Какие аргументы, тезисы, цитаты использовать в работе?
Структура итогового сочинения
Любое сочинение состоит из трех частей:
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
- Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 3
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
III. Заключение (60-70 слов)
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
- ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
- тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли… » и т. д.,
- тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
- тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
- Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
- Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого абзаца написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
- Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
- Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
- Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
- Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
- Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.
Материалы для подготовки к итоговому сочинению:
- 5 направлений итогового сочинения от ФИПИ 2020/22: цитаты, аргументы, литература, темы.
- Клише для итогового сочинения по литературе.
- Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ.
- 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ.
- Итоговое сочинение: вопросы и ответы.
- 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена.
1 сентября 2020, 08:49
Could not load xLike class!
Алгоритм написания итогового сочинения по литературе
Алгоритм работы над сочинением:
- Внимательно прочитать формулировку темы.
- Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
- Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
- Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
- Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
- Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
- Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
- Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
- Запиши их, составляя план.
- Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
- Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
- Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!
Практические советы в написании итогового сочинения:
- Как писать вступление?
- Вступление должно быть 60-70 слов.
- Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
- Отражено ли это во вступлении?
- Намечена ли цель сочинения?
- Сужена ли тема?
- Есть ли переход к основной части?
- Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
- Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о….
- Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
- Так в произведении…показан….
- Именно…( один из этих вариантов!)
- Как писать основную часть?
- Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);
- Обращение к произведению (указаны автор, название);
- Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);
- Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
- Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
- Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!);
- То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: — Еще одно произведение, где поднимается тема…. — ….;
- О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;
- Об этом же писал…;
- Это же волновало….;
- Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
- Как писать заключение?
- В заключении — 60-70 слов.
- Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)
- Клише для начала заключения:
- Подводя итог, хочется сказать:…
- Таким образом, мы понимаем, что….
- Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)
А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека; - ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
- тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
- тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
- тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
- Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
- Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
- Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого аргумента написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
- Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
- Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
- Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
- Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
- Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Что вас ждёт в документе ниже:
- какое должно быть вступление,
- из чего состоит основная часть сочинения,
- как сформулировать тезисы и аргументы,
- как правильно сделать связку между абзацами,
- как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
- как добиться уникальности сочинения.
Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).
Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.
Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:
- Композиционная.
- Логическая.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Композиционная структура
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Логическая структура
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Вывод. Обобщение по всей теме
Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.
Самая простая
Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис
(анализ, интерпретация, микровывод).
Вывод
+ логические переходы между частями
Простая
Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение
Два аргумента, подтверждающих тезис: пересказ+пояснение, как этот
пример подтверждает тезис.
Вывод
Сложнее
Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение — 1
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
Раскрытие темы (тезис) — 2 — ваше мнение — 2
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
Вывод
Подробнее о структуре
Вступление.
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису,
обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о
месте этих явлений в жизни человека и т.д.)
Тезис.
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.
Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,
расширить ее, распространить.
Важно! Работаем с ключевыми словами темы.
Связка (мостик, логический переход).
Теперь подробнее о связке. Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой). Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.
Микровывод.
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это
полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.
Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.
Из каких частей может состоять этот анализ:
План анализа персонажа:
1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.
Клише для итогового сочинения
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить
суждения.
Для вступления
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
→ Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
Для перехода к основной части
→ В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
→ Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
→ Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
→ Обратимся к произведениям художественной литературы
→ За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
→ Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Для тезисов
→ Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Для аргументов
Обращение к произведению
→ Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
→ Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
→ Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
→ Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
→ Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
→ Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
→ Вспомним героя повести… (автор, название).
→ Обратимся к роману… (автор, название).
→ Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:
→ Автор повествует о…
→ Автор описывает…
→ Поэт показывает…
→ Писатель размышляет о…
→ Писатель обращает наше внимание…
→ Писатель заостряет наше внимание на …
→ Он акцентирует внимание читателя на…
→ Этот поступок героя говорит о …
→ Мы видим, что герой поступил так потому…
→ Автор показывает, к каким последствиям привело…
→ Этому герою/поступку автор противопоставляет…
→ Писатель осуждает…
→ Он ставит нам в пример…
→ Автор подчеркивает…
→ Автор утверждает…
Промежуточный вывод:
→ Писатель считает, что…
→ Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
→ Мы можем прийти к выводу…
Для заключения
→ Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
→ Невольно напрашивается вывод…
→ Таким образом, мы приходим к выводу: …
→ Итак, можно сделать вывод, что…
→ В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
→ Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
→ В заключение хочется выразить надежду на то, что…
→ Хочется верить, что…
→ Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
→ Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
→ Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
→ Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
→ (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
→ К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. Писать обо всем и ни о чем сложно даже акулам пера, а когда есть конкретный план с набором клише и шаблонов, дело обстоит куда проще и для новичка. Чтобы выиграть допуск на ЕГЭ в честной схватке, нужно знать, что требуется проверяющим. И вот тут Многомудрый Литрекон представляет наиболее полную структуру ИС, план работы и вспомогательные слова и выражения для быстрой адаптации в теме. Приятного просвещения!
Содержание:
- 1 План
- 2 Разбор пунктов
- 2.1 Вступление
- 2.2 Основная часть
- 2.3 Заключение
- 3 Закрепляем материал
План
План итогового сочинения — это то, с чего надо начать неофиту. По нему очень просто раскрыть любую тему и при этом угодить проверяющему.
Вступление (50-70 слов). Здесь нужно обозначить главную мысль сочинения, соответствующую заданной теме. Ее нужно окружить тезисами, обосновывающими ее. Пример вступления для итогового сочинения тут.
Основная часть (состоящая из двух подпунктов) — 200- 300 слов.
Тeзис 1
- Логическая связка между вступлением и аргументом 1. Вы начинаете свою мысль с обозначения названия книги и ФИО ее автора.
- Текст примера. Не нужно пересказывать сюжет книги. Важно написать именно то из аргумента, что подкрепляет Вашу позицию — главную мысль сочинения. Например, если задача — доказать, что люди любят путешествовать, потому что в пути они видят красивые объекты архитектуры, то нужно привести пример из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и рассказать о том, как восторженно автор описал красоты Ханского дворца и древнего фонтана.
- Микpoвывoд — это oбoбщeниe нaписaннoгo. Нужно объяснить, зачем Вы написали этот пример и что он доказывает.
- Лoгичeская связка с нoвым аргументом.
Тeзис 2
- Пpимep.
- Микpoвывoд.
- Лoгичeская связка.
Заключение (50-70 слов). Нужно повторить основную мысль, перефразировав ее.
Разбор пунктов
Структура итогового сочинения для 11 класса будет понятнее, если мы расшифруем каждый пункт и добавим немного полезной теории.
Вступление
Здесь Вам нужно сделать три шага:
- Дать определение термину, цитате или проблеме, чтобы конкретизировать свои авторские поиски.
- Рассуждения о роли поставленной проблемы в мире, литературе или общественной жизни.
- Ответ-тезис на поставленный в формулировке темы вопрос.
Сохраняя эту простую последовательность, Вы упрощаете себе работу над идеальным вступлением. Вот пример.
Все темы мы можем классифицировать и объединить в три группы:
- Вопросы. Это самые легкие и понятные темы. Все, что нужно сделать, это ответить на поставленый вопрос с привлечением литературного материала. Нужно максимально точно и недвусмысленно отвечать на исходный вопрос, чтобы работа соответствовала теме и была оценена по достоинству. Для того чтобы облегчить муки творчества и не сидеть перед белым листом полчаса, запомните популярные шаблоны: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
- Утверждения (цитаты). Вам нужно доказать, что оно верно, или же опровергнуть его. Но лучше пойти по накатанной и согласиться с избитой истиной, чем пойти против течения и запутаться в собственных мыслях. В итоговом сочинении совсем не обязательно говорить правду и только правду.
- Назывные предложения. Это когда тема состоит из пары слов в именительном падеже.
Основная часть
Вам нужно написать пример и тезис, которые связаны логическими узами. Тезис — это основная мысль, которая подкрепляется доказательством — аргументом из литературы. Одним примером Вы доказываете только одну мысль — это железное правило. Аргументы — это самая «жирная»часть сочинения, и она должна занимать от 60% всего объема. Всего в эссе должно быть два аргумента. По правилам можно и один, и три, но зачем усложнять себе жизнь? Большинство напишет по два, и это тот случай, когда лучше не выделяться из толпы.
Оформление аргумента в итоговом сочинении должно быть таким:
- Аргумент = отдельный абзац;
- Каждый аргумент заканчивается микровыводом.
- Один тезис = один аргумент.
Структура аргумента проста и лаконична:
- Называем произведение, автора, жанр и указываем, что упомянутая нами проблема поднималась в нем. Если не знаем жанра, заменяем его на «произведение».
- Описываем конкретный эпизод из произведения (характеристику, ситуацию) и сразу подводим к тому, что автор хотел этим сказать. Пример должен быть ответом на поставленный вопрос. Если мы говорим, что насилие в отношении детей нельзя оправдать, то аргументируем свою точку зрения, описывая последствия этого преступления, которые описал М. Горький в повести «Детство»: сыновья Каширина стали такими же жестокими, как отец, и направили свою агрессию на него и на своих детей. Желательно не просто пересказывать содержание глав, а переходить на анализ, употребляя такие клише, как «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п.
- Микровывод завершает аргумент и отвечает на вопрос о том, зачем мы привели этот пример. В нем содержится позиция автора по затронутой нами проблеме или итог нашего анализа ситуации. Например, М. Горький доказал, что насилие над детьми порождает лишь негативные последствия для общества и не может быть оправдано. В этой части используем клише вроде «писатель приходит к выводу… » и т. п.
Заключение
Заключение в итоговом сочинении — это окончательный ответ на поставленный вопрос, который опирается на наши аргументы. Чаще всего оно представляет собой вывод — логическое завершение мысли. Мы доказали то-то и то-то на основании того-то и того-то. Нельзя повторять одни и те же предложения и похожие фразы. Нужно перефразировать то, что уже есть.
Некоторые смельчаки завершают свою мысль призывом к решению проблемы и перебарщивают, призывая непосредственно проверяющих. Лучше всего писать безлично: фразу «давайте жить дружно» лучше написать по-другому — «необходимо жить дружно». «Нужно», «стоит», «лучше», «необходимо», «обязательно» — вот наши верные друзья. Можно написать «мы должны» или «нам необходимо». Но не «вам» или «им».
Можно закончить свое итоговое сочинение описанием Ваших светлых надежд: «Будем надеяться на то, что добро победит зло, а коммунизм наступит завтра». Это не очень то сложно, но при этом легко отклониться от курса и написать то, что вообще не нужно.
Цитаты в качестве заключения — спорный путь. Легко ошибиться и от стресса наделать фактических ошибок. И все же употребление цитат ценится некоторыми проверяющими весьма высоко. Важно не ошибиться и подобрать такую цитату, которая точно подойдет главной мысли сочинения.
Закрепляем материал
Итак, структура итогового сочинения в упрощенном виде выглядит так:
- Вступление: формулировка тезиса (тезис = то, что доказываем)
- Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
- Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
- Заключение: формулировка вывода.
Помните, что критерии оценивания ИС отличаются от той системы оценок, которая действует в вузе. Поэтому важно опираться на обе и уметь выжать из стандартной формы максимум баллов для поступления или хотя бы твердый зачет для допуска к ЕГЭ. Все подробности об итоговом сочинении этого года ждут Вас в этом обзоре. Ни пуха, ни пера!
Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.
Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
- Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов)
А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека; - ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
- тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
- тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
- тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
- Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
- Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
- Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого аргумента написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
- Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
- Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
- Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
- Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
- Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Что вас ждёт в документе ниже:
- какое должно быть вступление,
- из чего состоит основная часть сочинения,
- как сформулировать тезисы и аргументы,
- как правильно сделать связку между абзацами,
- как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
- как добиться уникальности сочинения.
Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).
Скачать в формате PDF: Скачать
Смотреть документ онлайн в PDF
Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.
Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:
- Композиционная.
- Логическая.
Композиционная структура
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Логическая структура
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Вывод. Обобщение по всей теме
Скачать в формате PDF: Скачать
Смотреть документ онлайн в PDF
Вам будет интересно:
Как самостоятельно проверить итоговое сочинение на ошибки и критерии
* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР
Поделиться:
СТРУКТУРА
итогового сочинения
11 класс
Общий план сочинения имеет вид:
I. Вступление.
II. Основная часть. Тезис.
1. Первый аргумент.
2. Второй аргумент.
III. Заключение.
Классическое вступление состоит из нескольких элементов:
1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
3. ответ-тезис на главный вопрос темы
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Вступление
Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема — назывное предложение .
Тема в виде вопроса
Например: «Что приносит любовь человеку: радость или
страдание?»
Ключевые слова
темы
Любовь, радость, страдание…
Общие рассуждения на тему
Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том,
что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части )
Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?
Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы.
В этом случае можно использовать стандартные формулировки,
начинающиеся словами: «можно ли утверждать, что…», «почему
можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли…» и т. д.
Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно ли утверждать, что писатель является
судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его
(идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)?».
Если тема сформулирована в виде цитаты,
то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату
Тема — назывное предложение (ключевые слова)
Например: «Преходящее и вечное».
В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос.
Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?
Формулировка тезиса
Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать.
Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.
Тема-вопрос
Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего
дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ .
Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная
часть сочинения.
«Счастлив ли человек,
влюблённый в свою профессию?»
Т е з и с ы
Когда человек трудится с удовольствием, тогда этот труд приносит ему
только радость, а значит, и сам человек становится счастливым.
Не зря М. Горький говорил: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша!..»
Тема-утверждение (в том числе цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение . Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…»
(Ф.М. Достоевский) .
(Во вступительной части задаём вопросы: «Почему любовь заставляет человека перерождаться?» Или «Можно ли говорить о
том, что любовь всесильна, так как она заставляет перерождаться нас самих?»)
Когда человек влюблён, ему хо-
чется быть лучше и, соответственно, делать этот мир тоже лучше, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от
них избавиться, потому что любовь перерождает человека.
Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги.
Тема в виде назывного предложения или просто
ключевые слова, нуждающиеся в комментарии
Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные
вопросы.
Время,
технический прогресс идут вперёд.
Поэтому появляются новые формы
передачи информации. Конечно,
компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и
компьютер? И то и другое является
«Ваш выбор: книга или компьютер?»
(Во вступительной части задаём вопросы: «А что в нашем современном мире можно считать
наиболее важным: книгу или компьютер?», «Можно ли говорить, что компьютер вытеснил
из нашей жизни книгу?»)
источником знаний для человека.
И всё же книга, с её приятным ше-
лестом страниц, с её иногда пожел-
тевшими от времени листами, всё
равно оказывается в руках того или
иного человека. Потому что кни-
га — это живая свидетельница ис-
тории человечества!
Способы формулировки тезиса
· Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос.
Тема : «Что важнее: любить или быть любимым?»
Тезис: «Важнее любить, чем быть любимым, на мой взгляд. Но быть любимым тоже очень важно»
Рассказ о случае из жизни.
Каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто
отдал за нашу мирную жизнь свою во время той страшной войны 1941—1945 годов.
Нет ни одной семьи в России, которой не
коснулась бы та война. В моей семье тоже
свято чтят память о тех годах, потому что
мои дедушки честно сражались за свою
Родину. Один дед был сапёром, а другой —
лётчиком-истребителем. Они не любили
говорить о войне. Они считали, что это са-
мое страшное, что может про-
изойти в жизни людей, потому что война
несёт не созидание и процветание, а боль,
смерть и страдание людям
Образ-аналогия
Тема : «Должен ли человек следовать за своей мечтой?»
Тезис: «Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет его, даёт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья»
Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем,
это помогает не уйти от темы).
В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему.
Кто-то, не жалея себя, не задумываясь,
встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок
земли около своего дома прекрасным, сажая
цветы и ухаживая за ними.
Основная часть
Аргументация
Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной
основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод .
Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой
аргумент!
Структура аргумента
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
1. Обращение к литературному произведению : называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
2. Его интерпретацию : здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.
Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу…» и т.п .
Заключение
Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения.
Существует несколько способов закончить сочинение:
· Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного . Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!
Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.
Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните».
Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д.
Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату
Заключение — выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».
Цитата , подходящая по смыслу. Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям, может, какая-нибудь подойдёт.
1.«Война есть одно из величайших кощунств над человеком
и природой» (А.С. Пушкин).
2. «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н.К.
Рерих).
3. «Природа — творец всех творцов» (И.В. Гёте).
4. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де
Сент-Экзюпери)
5. «Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Ци-
церон).
6. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно…» (А.С. Пушкин).
7. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышевский).
8. «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.
Белинский).
9. «Человек — целый мир…» (Ф.М. Достоевский ).
11.«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!»
(Д.С. Мережковский).
12. «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский).
13. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И.С. Тургенев).
14.«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми
других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачёв).
ИСТОЧНИКИ
Михайлова, Екатерина Викторовна.
М69 ЕГЭ 2017. Литература. Алгоритм написания сочинения / Е. В. Михайлова. — Москва : Эксмо, 2016. — 256 с. — (ЕГЭ. Задания с развернутым ответом).
http://mainview.ru/wp-content/uploads/2010/06/ps-burn-text-01.jpg
http://предыдущая.страна-читалия.рф/upload/image/2_(1). png
Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.
Как писать итоговое сочинение
Декабрьское итоговое сочинение — это экзамен, чтобы попасть на экзамены. Школьников, которые не сдадут сочинение, не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как подготовиться к итоговому сочинению, и даём алгоритм, чтобы написать работу на «зачёт».
3
1 498
Что такое итоговое сочинение
Итоговое сочинение — это сочинение в формате рассуждения. Школьник отражает в сочинении свою позицию по выбранной теме и доказывает эту позицию, приводя примеры из литературных произведений.
Итоговое сочинение — это экзамен и обязательное условие для допуска к ЕГЭ. Этот экзамен внепредметный, но с уклоном на литературу. Ещё за итоговое сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Для этого в вуз вместе с остальными документами нужно подать отдельное заявление. Работу перепроверит приёмная комиссия и примет решение, начислять ли дополнительные баллы.
Как и когда проходит итоговое сочинение в 11 классе
Итоговое сочинение проходит в школе в первую среду декабря. Для тех, кто не сдаст или пропустит, есть две резервные даты — в феврале и мае.
Учителя озвучивают список из шести тем, выдают бланки и черновики. Из списка нужно выбрать одну тему и написать по ней сочинение на выданном бланке. На работу школьникам дают 3 часа 55 минут.
Структура итогового сочинения
В идеальной структуре итогового сочинения должны быть определённые элементы.
Вступление — это первая часть сочинения, в которой школьник раскрывает тему и может задать проблемный вопрос.
Проблемный вопрос — это тема в формате вопроса, который поможет в написании сочинения. По сути основной текст сочинения — это ответ на проблемный вопрос. Такой вопрос помогает не уходить от темы и не нарушать композицию и логику рассуждения.
Выбранная тема может быть уже сформулирована в формате вопроса, например:
Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
В таком случае не нужно формулировать другой проблемный вопрос.
Тезис — личное мнение, оценка или суждение. Тезис нужно доказать аргументами.
Аргумент – простыми словами это пример из литературного произведения, который доказывает тезис.
Микровывод — небольшой вывод, который связывает тезис с темой сочинения или проблемным вопросом.
Заключение — общий вывод ко всему рассуждению по теме.
План итогового сочинения
В итоговом сочинении должны быть:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Вот один из вариантов, как может выглядеть план итогового сочинения.
Больше примеров, по какому плану писать итоговое сочинение, разобрали на бесплатном вебинаре:
Итоговое сочинение 2023: забирай универсальный план сочинения на «зачёт»
Вступление
Это начало сочинения, в котором можно написать общие предложения по теме, задать проблемный вопрос, привести цитату из произведения, биографические факты или сразу высказать своё мнение по теме, то есть написать тезис.
Объём вступления — примерно 15-20% от всего сочинения.
Каким может быть вступление, на примерах разобрали на бесплатном вебинаре:
Итоговое сочинение 2023: опасные ошибки, правила и изменения
Основная часть
В основной части нужно дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос. Для этого нужно сформулировать тезисы, подкрепить их аргументами-примерами из литературных произведений и сделать микровывод к каждому тезису.
Заключение
В заключении можно дать общий ответ на проблемный вопрос или обобщить перечисленные тезисы. Не нужно приводить новые тезисы и аргументы или повторять уже упомянутые в сочинении.
Оптимальный объём заключения — 3 — 5 предложений.
Разобрали алгоритм написания итогового сочинения на бесплатном вебинаре:
Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023
.
Критерии итогового сочинения
При проверке в школе за итоговое сочинение не начисляют баллы и не ставят оценок по пятибалльной шкале. Результат работы — это «зачёт» или «незачёт».
Для того, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно соблюсти два требования и получить «зачёт» по трём критериям. Разберём подробнее, что это значит.
Требования к итоговому сочинению
Это объём и самостоятельность.
В итоговом сочинении должно быть не менее 250 слов. Можно больше, но если слов будет меньше 250 — это сразу «незачёт».
Текст или отдельные кусочки текста не должны дублировать работы других учеников или, например, примеры из интернета. Неоригинальные фрагменты — это тоже «незачёт».
Критерии оценивания
Всего пять критериев, по которым оценивают итоговое сочинение.
При проверке сочинения по каждому критерию выставляют «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить общий «зачёт» за сочинение нужно получить «зачёт» по трём критериям.
Важно: критерий № 1 и критерий № 2 — обязательные. Если получить «незачёт» по одному из них, работу не примут.
Другими словами, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно получить «зачёт» за критерий № 1, критерий № 2 и ещё за один критерий из списка.
В статье подробнее рассказали о критериях оценивания итогового сочинения.
Как подготовиться к итоговому сочинению
Итоговое сочинение реально написать с первого раза, если правильно готовиться. Вот, что поможет в этом:
Разбери разделы и подразделы
Начать подготовку лучше с разбора разделов и подразделов закрытого банка тем. Закрытый банк тем — это список из тем прошлых лет, которые могут использовать для проведения итогового сочинения. Все темы разбиты по направлениям. Это и есть разделы и подразделы.
Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ.
В списке тем на итоговом сочинении из каждого раздела будет по две темы.
Читай и анализируй
Здесь всё логично. Чем больше произведений прочитаешь и проанализируешь, тем легче приводить аргументы в итоговом сочинении. Засчитывают аргументы не только из художественной литературы, но и из других произведений: мемуары, очерки, литературная критика, научпоп, публицистика.
Составили список отечественной и мировой литературы по тематическим разделам.
Аргумент, который просто пересказывает произведение, не засчитают. В аргументе должен быть анализ. Чтобы научиться анализировать, можно, например, при чтении книг искать причины и следствия событий и поступков героев или сопоставлять факты из биографии автора с его произведением.
Тренируйся
Составь или выбери план сочинения, по которому будешь писать. Продумай шаблоны для вступления и заключения буквально по предложениям, например: в первом предложении даю определение ключевому слову, во втором — рассказываю о личном отношении к этому явлению и так далее.
После составления плана и шаблонов начинай тренироваться. Пиши сочинения, следуя заранее продуманной схеме. Это поможет автоматизировать навык и не растеряться на экзамене.
На бесплатном вебинаре рассказали о 7 шагах к идеальному итоговому сочинению.
Самостоятельно подготовиться к итоговому сочинению может быть сложно. Даже если постоянно тренироваться, без обратной связи трудно понять, соответствует ли сочинение критерием и с чем есть проблемы.
Курс по подготовке к итоговому сочинению идёт бонусом к подписке на образовательную платформу «СОТКИ».
Подробности здесь.