Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 17
УКМ «Перспектива»
Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Можно ли назвать рыбку благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
3. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало всё сильнее чернеть.
4. Какова основная (главная) мысль сказки? Обсудите с другом, соотнесите её с пословицами.
Главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке»: умей довольствоваться тем, что имеешь.
Много захочешь — последнее потеряешь. Старуха захотела много и опять оказалась у разбитого корыта.
Много желать — добра не видать. Она хотела стать морской владычицей и вернулась в ветхую лачугу.
Жадность всякому горю начало. Жадность старухи не дала ей стать счастливой.
Ненасытному всё мало. Сколько бы не давала рыбка старухе, той всё было мало.
5. Обсудите с друзьями, чему учит сказка? Что больше всего в ней понравилось? Составьте план вашей беседы.
Сказка учит двум основным вещам: уметь быть благодарными и не быть жадными.
Мне больше всего понравилось, что рыбка терпеливо исполняла капризы старухи, потому что чувствовала благодарность к старику.
6. Рассмотрите рисунки. Соотнесите их с текстом. Озаглавь каждый рисунок строчками из сказки. Достаточно ли рисунков, чтобы пересказать текст? Составь план. Расскажи об основных событиях сказки.
Дадим заглавия рисункам по порядку:
- В третий раз закинул он невод.
- Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
- Смилуйся, государыня рыбка!
- Дурачина, ты, простофиля!
- Старуха сидит под окошком.
- Высокий терем. На крыльце стоит старуха.
- В палатах видит свою старуху.
- А перед ней разбитое корыто.
Этих рисунков достаточно, чтобы пересказать текст.
План пересказа «Сказки о рыбаке и рыбке» для 2 класса
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Рассказ об основных событиях «Сказки о рыбаке и рыбке» для 2 класса.
У синего моря жили старик и старуха.
Однажды старик поймал золотую рыбку и отпустил её.
Старуха поругала старика и отправили его просить у рыбки новое корыто.
Рыбка дала старику новое корыто, но старуха опять стала ругаться. Она потребовала новую избу.
Рыбка дала старикам новую избу, но старуха не унималась. Она захотела стать дворянкой.
Рыбка сделала так, чтобы старуха жила в тереме, но старухе захотелось быть царицей.
Рыбка сделала старуху царицей, но та захотела быть морской владычицей.
На этот раз промолчала рыбка, а когда старик вернулся домой, он увидел ветхую избушку и разбитое корыто.
Пересказ этой сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)
План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке) Пушкина
- Жизнь стариков около моря.
- Старик поймал рыбу.
- Старуха желает новое корыто.
- Новый дом.
- Желание – стать дворянкой.
- Жена стала царицей.
- Новое желание – стать повелительницей морей.
- Остались ни с чем.
Краткий пересказ по плану
Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода. Но каждый раз безрезультатно, только в последний раз он выловил одну рыбку. Эта рыба оказалась волшебной. Она могла говорить и просила ее отпустить. А за это обещала выполнить все желания. Удивился старик, он никогда не видел таких удивительных рыб. Отказался от выкупа и отпустил рыбку.
Вернулся старик домой и поведал о происшествии жене. Стала она ругаться. Нужно было попросить корыто. Пошел старик к морю, вызвал рыбку и попросил новое корыто. Рыбка ответила, что бы он не печалился, а шел домой, будет ему корыто.
Отправился дед домой, а жена опять недовольна, хочет уже новую избу. И идет он опять к рыбке, стал просить новый дом, ведь старуха опять ругает его. Рыбка упокоила и пообещала все выполнить.
Не узнал старик новый большой дом. А бабка недовольна, опять мужа ругает. Не хочет она быть простой крестьянкой, желает стать дворянкой
И опять идет старик к морю, кланяется рыбке, рассказал о мечте жены стать дворянкой. И опять рыбка обещала исполнить его просьбу.
Старик вернулся, увидел, что вместо дома стоит огромный терем, а жена в дорогой одежде сидит. Закричала она и послала мужа служить конюхом.
Прошло время, опять жена отправляет его к рыбке, теперь хочет стать вольной царицей.
Заплакал старик, но старуха не желает его слушать. Отправился старичок опять к рыбке, просит исполнить новое желание стать царицей.
Рыба снова исполнила волю старика. И стала бабка царицей. Как увидел он ее, в ноги бросился, но жена на него и не глянула, только приказала выгнать. Схватили стражники старика и вытолкали прочь.
Вот прошло две недели, царица отправляет опять деда к морю. И желание у нее теперь новое. Чтобы жить в океане, а рыбка, чтобы ей служила. Не стал старик перечить, отправился опять к берегу. Старик просит рыбку исполнить его просьбу. Желает, чтобы старуха стала владычицей морской, а рыбка прислуживала бы ей.
Махнула рыба хвостом и уплыла.
Не дождался дед ответа, а когда вернулся, увидел свою старую избу и жену с расколотым корытом.
Также читают:
Картинка к сочинению План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)
Популярные сегодня темы
- Чувства в рассказе После бала (на балу и после бала)
Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «После бала» так как чувства, мировоззрение, отношение к миру главного героя Ивана Васильевича поменялись после одного бала. Ведь все было иначе, если бы не один случай.
- Сочинение Лесное озеро — мой любимый уголок природы
Как многогранна и прекрасна окружающая нас природа, неотъемлемой частью который мы являемся. Порой привыкнув к местности, в которой живем
- Природа в повести Прощание с Матерой Распутина сочинение
Можно сказать, что понятия «природа» и «Родина» в произведении являются тождественными. Именно поэтому ей уделяется довольно большая роль. Для местных жителей остров значит многое — они не желают покидать
- Тема любви в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Известный роман «Мастер и Маргарита» по праву считается самым культовым произведением двадцатого века. Этот роман является достаточно правдивым, потому что в нем подняты проблемы добра и зла, можно сказать
- Сочинение Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Человек появляется на свет и сразу же начинается его путешествие. Это дорога из роддома домой, прогулки в коляске или на руках у близких. А вот он уже вприпрыжку бежит по дороге в школу
Конспект
урока для 2 класса на тему: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке
и рыбке».
Цель: создать
образовательное пространство для знакомства и понимания учащимися стихотворения
А Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя..»
Задачи
урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие
особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного
произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную
иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.
Ход
урока
1.
Организационный момент.
2.Активизация
на познавательную деятельность.
О
чем-то скрипит половица,
И
спице опять не спится,
Присев
на кровати, подушки
Уже
навострили ушки.
И
сразу меняются лица,
Меняются
звуки и краски…
Тихонько
скрипит половица,
К
нам снова приходит сказка.
Учитель:
Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке».
Познакомимся с героями этой сказкой.
3.
Изучение нового
Чтение
сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
А)
Прочитайте название произведения.
—
Что можно узнать из заголовка?
—
Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана
сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая
часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Б)
Первая часть (читает учитель).
Словарная
работа до чтения.
Ветхая
землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод –
рыболовная сеть.
Откуп –
плата.
Простофиля –
глупый, несообразительный человек.
В)
Вторая часть (читают хорошо читающие дети).
Словарная
работа до чтения.
Кликать –
звать.
Пуще –
больше.
Корысть –
выгода.
(
Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).
Дворянка
— женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.
Работа
над текстом.
—
Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.
—
Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.
-Почему
старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.
—
Как вы думаете, хорошо быть жадной?
—
К чему приводит жадность.
-Обрадовалась
ли старуха новому корыту? Что она сказала?
Словарная
работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен
ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют
«корыстолюбивые».
—
Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.
—
Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.
—
Объясните, кто такая дворянка.
Работа
в паре.
—
Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из
текста.
—
Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде.
В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?
—
Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.
—
Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.
Физкультминутка
А сейчас мы
отдохнем,
По тропиночке
пойдем.
Между сосен и
березок,
В Лукоморье
попадем.
Мы глазами
миг-миг;
Мы плечами
чик-чик;
Мы руками
хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два –
сюда,
А потом – вокруг
себя
Надо низко
поклониться,
Чтобы в сказке
очутиться
Чтение
«по цепочке».
Словарная
работа.
Чупрун –
чуб.
Е)
Чтение детьми вполголоса.
Работа
над текстом.
Кем
теперь захотела быть старуха?
—
Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из
текста. ( Работа в паре).
—
Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?
—
О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?
—
Кто такая царица?
—
Какой должна быть царица?
—
Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.
—
Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
—
Почему народ над старичком насмеялся?
(
Не садись не в свои сани!»
—
Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
—
Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?
—
Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.
Обоснуйте
сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)
Линия (на что обращаем внимание) |
Народная сказка |
Литературная (авторская) сказка |
Автор (известен или неизвестен) |
Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял) |
Автор известен |
Время создания |
Раньше, более древнее произведение |
Позже, может быть современным произведением |
Язык сказки: слова, выражения… |
Старинные слова… |
Может быть разным (в том числе и современным) |
Вид сказки |
Соответствует одному из трёх видов сказок |
Может сочетать признаки нескольких видов |
Композиция |
Соответствует виду сказки |
Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может |
Смысл сказки (главная мысль) |
Добро побеждает зло |
Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие |
—
Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.
1. Каким в сказке показан старик, а
какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик
робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.
«Отпустил
он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,
«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,
«Смилуйся, государыня рыбка»,
«Ей старик с поклоном отвечает»,
«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,
«Не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить».
Старуха
скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.
«Старика
старуха забранила»,
«Еще пуще старуха бранится»,
«Дурачина ты, простофиля»,
«На чем свет стоит мужа ругает»,
«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,
«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,
«Еще пуще старуха вздурила»,
«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».
2. Подумай, на чьей стороне
симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.
Симпатии
автора на стороне старика, автор уважает его скромность и доброту.
3. Можно ли рыбку назвать
благодарной, справедливой, доброй?
Да, можно.
Рыбка от души хотела отблагодарить старика, но ей пришлось наказать злую и
жадную старуху.
4. Сравни начало и конец сказки.
Старуха в
конце сказки осталась у разбитого корыта, как и в ее начале.
5. Какова основная (главная) мысль
сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто
употребляется?
Основная
мысль: всему есть предел, нужно уметь довольствоваться тем, что есть.
Пословицы: «Кто малым не доволен, тот большого не достоин»,
«Жадность — всякому горю начало».
Часто
употребляется выражение «Остаться у разбитого корыта».
6. Проследи, как постепенно
менялось море:
море слегка разыгралось;
помутилось синее море;
не спокойно синее море;
почернело синее море;
на море чёрная буря.
Почему так происходило?
С каждым
новым пожеланием старухи море становилось суровее. Старуха не знала меры и
на это реагировала морская стихия.
7. Что было в сказке сначала, что —
потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.
План для
пересказа:
1. Старик
поймал золотую рыбку
2. Договор с рыбкой
3. Новое корыто
4. Столбовая дворянка
5. Царица
6. Желание быть владычицей морскою
7. Разбитое корыто.
Пересказ
сказки о рыбаке и рыбке
Жили
старик со старухой. Старик каждый день ходил на рыбалку. Однажды он поймал не
простую рыбку, а золотую. Попросила рыбка отпустить ее в море в обмен на
желание. Сжалился старик и выпустил ее просто так. Вернулся старик к
старухе и рассказал о рыбке. Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто.
Старик послушался. Рыбка исполнила желание. Старуха захотела стать
столбовой дворянкой, а потом и вовсе царицей. Все выполнила рыбка.
Последним желанием старухи было стать владычицей морскою. Старик попросил это у
рыбки, на что та ничего не ответила и ушла в синее море. Когда рыбак вернулся
домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.
8. Вспомни, как обычно
заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина?
Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».
Народные
сказки всегда заканчиваются победой добра над злом, такой конец имеют и сказки
Пушкина. Очень часто в конце народных сказок говорится о пире, пышной
свадьбе. У Пушкина есть и такие концовки.
Например
народная сказка «Белая уточка» заканчивается словами : «стали жить-поживать да
добра наживать», «Сивка-Бурка» имеет конец: «веселым пирком да за свадебку»,
«Василиса Прекрасная»: «там и свадебку сыграли», «Царевна-лягушка»: «Жили
вместе и долго и счастливо». В сказках «О мёртвой царевне и о семи богатырях»
и «О царе Салтане» в конце говорится: «Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь
обмочил.»
9. Придумай небольшой рассказ,
смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю
начало».
Коля шел
по улице и вдруг увидел киоск с мороженым. Там проходила дегустация новых
сортов. Продавец предложил бесплатно попробовать мороженое. Коля с радостью
попробовал, а потом еще и еще, пока не попробовал все сорта мороженого по
несколько раз. Когда он пришел домой, у него сильно разболелось горло и
поднялась температура. Коля заболел. Вот так-то, жадность всякому горю
начало.
Рефлексия
учебной деятельности на уроке
Давайте вспомним,
какие цели мы ставили перед собой?
Достигли мы их?
Мы познакомились….
Мы узнали ….
Мы научились….
— На партах у вас
лежат листочки того волшебного дуба из Лукоморья
(жёлтый, зелёный,
коричневый).
-Возьмите листок,
цвет которого выражает ваше настроение и ваше
отношение к нашему
уроку.
Жёлтый цвет-
радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет —
спокойное, уравновешенное.
Коричневый —
грустное, печальное, тоскливое.
Жёлтый цвет-
радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет —
спокойное, уравновешенное.
Коричневый —
грустное, печальное, тоскливое.
Жёлтый цвет-
радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет —
спокойное, уравновешенное.
Коричневый —
грустное, печальное, тоскливое.
— Давайте
прикрепим наши листочки к макету дуба и посмотрим какое общее
настроение нашего
урока у нас складывается.
Тема А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели урока: Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.
Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.
Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
I. Орг. Момент
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Двери шире распахни,
Свежесть утра в класс пусти!
Ночка тёмная прошла,
И заботы унесла.
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
II. Актуализация знаний
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательного поэта А.С. Пушкина.
Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.
Отец разрешал пользоваться сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.
Мама Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал и папа Сергей Львович (острослов и поэт-любитель) дали сыну разностороннее образование, но в семье маленького Саши разговаривали на французском языке, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал стала обучать 6 летнего внука русскому языку.
Очень важную роль в развитии маленького Саши сыграла его няня — Арина Родионовна Яковлева. Она рассказывала ему сказки, пела песни, тем самым привила мальчику любовь к русскому языку.
Учитель: Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.
Его сказки — это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.
Посмотрите на слайд. Все ли сказки представлены?
-Какой нет? Именно с этой сказкой мы с вами знакомились.
III. Тема : А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель:
( (осознанно читать)
( свои мысли…)
-Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне, кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения.
— Чудеса случаются…. А где чаще всего случаются чудеса?
— Какую сказку можно по настоящему назвать сказкой? Что должно быть обязательно в сказке?
— зачин (начало)
— троекратный повтор (многократный)
— чудо, волшебство
— положительные и отрицательные герои
— Итак, Я приглашаю в сказку всех!
Пушкин сказал:
«Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок».
В конце урока вы скажите, как понимаете эти слова.
— Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Откройте, пожалуйста, стр.90.
А) Работа с текстом до чтения.
— Прочитайте название произведения
— “Сказка о рыбаке и рыбке”
— Из чего ясно, что это сказка.
— Из заголовка
— Что еще можно узнать из заголовка?
— О героях. Рыбак и рыбка.
— Кто изображен на иллюстрации?
— Старик с неводом, старуха, которая прядет пряжу.
— Где будут происходить события
— Около моря
— Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть — это новая картина или рассказ о новых событиях.
Б) Чтение за диктором ( Карандашиком помечаем слова, которые не понятны)
Аудиозапись
1 ЧАСТЬ (стр.90-31)
Словарная работа идет после чтения.
Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод — сеть рыболовная
Откуп — плата
Простофиля — глупый, несообразительный человек
Вопросы после прочтения.
Где жили старик со своею старухой?
Сколько лет?
Чем занимался старик? А старуха?
-Найдите, ребята сказочную примету
(Трижды закинул невод в море)
Еще есть сказочная примета?
(Золотая рыбка)
Где в ее словах обращение? Найдите.
(Отпусти ты, старче, меня в море)
Как разговаривает старик?
(Ласково, тепло)
А как он рассказывает о чуде старухе?
(С удивлением)
Как предстает море поначалу? Найдите.
(Как безбрежный синий простор)
Как отнеслась старуха к рассказу старика?
(Она забранила)
Определите тон чтения.
(Спокойный)
2 ЧАСТЬ
Словарная работа. Дети читают “ по цепочке”
Кликать — звать
Пуще — больше
Корысть — выгода
Что просила старуха в первый раз?
(Корыто)
Обратите внимание, ребята, на эффект повтора.
Передавая золотой рыбке слова старухи, старик их полностью повторяет
Что заметил старик в этот раз?
(Море слегка разыгралось)
Что теперь захотелось старухе?
(Избы)
Как менялось море? Найдите.
(Помутилося синее море)
Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.
Какими словами обращается старик к рыбке?
(“Смилуйся, государыня рыбка”)
Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во
второй раз?
(“Разбранила меня моя старуха…”
“ Избу просит сварливая баба…”)
6. ФИЗМИНУТКА
3 ЧАСТЬ
Чтение по ролям.
Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется?
Найдите ответ в тексте.
(» Не хочу быть черной крестьянкой
Хочу быть столбовою дворянкой…”)
Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки — это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.
И море дает старику об этом знак
Старуха вздурилась.
Словарь. Чупрун — чуб
Старуха не обращает внимания на богатые украшения, нисколько не радуется новому дворцу, а начинает проявлять свою властную натуру.
Получив в подчинение слуг, на конюшне служить старика посылает.
4. ЧАСТЬ.
Просмотр иллюстраций из фильма “Сказка о рыбаке и рыбке”.
Кем захотела теперь быть старуха?
(Вольною царицей)
Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?
Найдите и прочитайте в тексте (стр.34)
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, не молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”)
5 ЧАСТЬ
Чтение вполголоса. Анализ содержания.
Как встретило море?
(Почернело синее море)
Но старику пришлось отправляться к золотой рыбке просить царский сан для своей старухи.
Но что было делать?
Знал, что все равно приведут его сюда силой.
Просмотр иллюстраций из фильма “ Сказка о рыбаке и рыбке”
Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:
“ Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей! ”
6 ЧАСТЬ
Громкое чтение. Обмен впечатлениями.
Властолюбие ненасытно.
И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто “сидит царицей» — уселась на трон в роли царицы. На время.
А почему народ над старичком насмеялся и говорил
“Не садися не в свои сани! ”
Когда так говорят?
(Когда человек не соответствует месту, которое занимает)
Словарь. Невежа
7 ЧАСТЬ
Читают дети по учебнику.
Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?
(Черную бурю)
Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.
Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:
Ничего не сказала,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Почему?
(Потому что милость небезгранична)
Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.
Чтение сказки завершено.
Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?
(За жадность)
Ребята, как вы думаете, почему в названии нет старухи, хотя сюжетная канва сказки строится вокруг нее?
(Злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии)
Я, считаю, что старик не положительный герой сказки? А ВЫ?
(Потому что он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на большее зло).
Не имеет твердого характера, хотя добр и простоват.
Какую ошибку, на ваш взгляд он допустил?
(Не проговорись он о диковинной говорящей рыбке своей старухе, не видать бы ему таких унижений, никто бы его на конюшню служить не посылал, взашей не выталкивал).
Назовите еще одно действующее “ лицо ” в этой сказке.
(Море)
А.С. Пушкин, как мы уже сказали, обращается к эффекту повтора, чтобы привлечь наше внимание к требованиям старухи.
А также принцип повтора у поэта сливается с традиционным для народного творчества приемом нарастания
На земле — от корыта до царского сана
На море — от синей безбрежности до черной бури.
Огорчился ли старик, увидев снова свою старую землянку?
(Пожалуй, нет. Потому что он убедился, что все злое, недоброе не приносит счастья)
7 Подведение итогов урока.
Какой же урок извлекли вы из сказки?
(Остался у разбитого корыта.
Все потерял, что было. Остался ни с чем.)
— Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.
Линия сравнения (на что обращаем внимание) |
Народная сказка |
Литературная (авторская) сказка |
Автор (известен или неизвестен) |
Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял) |
Автор известен |
Время создания |
Раньше, более древнее произведение |
Позже, может быть современным произведением |
Язык сказки: слова, выражения… |
Старинные слова… |
Может быть разным (в том числе и современным) |
Вид сказки |
Соответствует одному из трёх видов сказок |
Может сочетать признаки нескольких видов |
Композиция |
Соответствует виду сказки |
Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может внести свои изменения |
Смысл сказки (главная мысль) |
Добро побеждает зло |
Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие варианты. |
— Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.
V. восстановление сюжетной цепочки сказки:
— Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема:
Работа с пословицами.
— На примере сказки объясним смысл пословиц:
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
— А теперь вернемся к началу урока. -Что значат слова А.С. Пушкина
«Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок».
— Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Вот вам подсказка,
И пронесите сквозь года
Вы радость сказки.
Д.З прочитать , нарисовать иллюстрацию к понравившейся части