План рассказа 2 класс литературное чтение образец

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Составь
каждый из планов?
 
Попробуем сделать это на примере рассказа

Капля в море

         Мы
как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а
настоящий домик на косолапых ножках.
 
          Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг
расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось
солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова
плачет. Жалко ей звездочек.
 
          Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили
её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было.
Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из
воды черепахи и выплакивают.

(
По Г.Цыферову).
 

Составить
план текста
 
1. Прочитай произведение. 
2. Определи идею, то есть главную мысль. 
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях. 
4. Вырази идею в одном предложении. 
5. Раздели произведение на смысловые части. 
6. Озаглавь каждую часть. 
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно
они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
 
Виды плана 
• Вопросный     
Тезисный
     
Назывной  


План – опорная схема
   • Комбинированный 

Вопросный
план
 
План записывают в форме вопросов к тексту.
Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. Вопросы должны
быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего
текста.
 
При составлении вопросного плана лучше использовать
вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не
словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).
 
Например: 
— Кого поймали в море? 
— О чем плакала пойманная черепаха? 
— Почему черепаха плакала на самом деле? 

Тезисный
план
 
План записывают в виде тезисов*. 
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части
текста.
 
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой
части текста. В таком плане много глаголов.
 
Например: 
— В море поймали черепаху. 
— Пойманная черепаха все время плачет. 
— Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной
план
 
План записывают в виде тезисов, в которых не
используют глаголы.
 
В назывном плане много существительных и
прилагательных.
 
Например: 
— Пойманная черепаха. 
— Черепашьи слезы. 
— Настоящая причина слёз черепахи. 

План – опорная схема 
Этот план состоит из «опор», то есть слов и
словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам»
легко восстановить текст.
 
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти,
целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так,
чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
 
Например: 
-Черепаха 
— Слёзы. 
— Соль из воды. Комбинированный 
Такой план может сочетать в себе разные
виды планов.
 
Например: 
— Кого поймали в море? 
— Пойманная черепаха все время плачет. 
— Настоящая причина слёз черепахи. 

В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых – подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.

Что это такое

План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Ребенок читает книгу

Порядок работы

Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

  • Прочитать само произведение.
  • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
  • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
  • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
  • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
  • Подробный пересказ.

Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, как правильно составить план рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно – в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

Далее следует выявить, чем начинается и чем заканчивается текст:

  • Начало – барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом – искренне привязался к ней.
  • Конец – смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.

Удивительная дружба животных

Выделение смысловых частей

Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.

В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:

  1. Вступление – особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
  2. Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
  3. Животное бросили в клетку льва.
  4. Хищник пожалел беднягу.
  5. Неожиданная дружба льва и собаки.
  6. Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
  7. Через год собачка заболела и умерла.
  8. Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.

Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».

Лев и собачка - иллюстрация

Подзаголовки

Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы – емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

  1. Жизнь лондонского зоопарка.
  2. Жестокий хозяин.
  3. Опасная встреча.
  4. Хищник добрее людей.
  5. Странная дружба.
  6. Сильный защищает слабого.
  7. Болезнь и смерть собачки.
  8. Отчаяние и гибель льва.

Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

Работа детей с текстом

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Чтение рассказа с мамой

Основные ошибки

Рассмотрев, как составить план рассказа о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:

  • Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
  • Нарушение логики, перестановка частей местами.
  • Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
  • Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.

Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс – это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.

Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Литературное чтение 2 класс:

План для рассказа о писателе как составить?

Где найти примеры плана для рассказа о писателе?

1 ответ:



2



0

План рассказа о писателя нужно начать с того, что рассказать, когда и где появился на свет этот удивительный человек, упомянуть о его родителях.

Также можно охарактеризовать эпоху, при которой жил данный писатель, может быть в стране происходили те или иные события, оказавшие влияние на его судьбу.

Можно рассказать почему как этот известный человек стал писателем и чем ещё занимался в жизни, какие интересы были у него.

Можно рассказать какую-нибудь интересную историю из его жизни.

Можно также рассказать о прочитанных книгах этого писателя или о тех, которые ещё планируете прочитать. Ну и объяснить, чем вам понравилось какое-либо определённое произведение писателя.

Вот примерный план рассказа о писателя для 2-го класса по литературному чтению:

  1. Фамилия, имя и отчество писателя;
  2. Когда родился и сколько лет прожил;
  3. Детство писателя;
  4. Где учился;
  5. О чём или о ком были его произведения;
  6. Какие произведения этого писателя читал ты;
  7. Что из прочитанного больше всего понравилось и почему.

Читайте также

Составим план рассказа о современном богатыре.

  1. Древнерусские богатыри.
  2. Есть ли богатыри в наше время
  3. Как выглядит современный богатырь
  4. Чем занимается современный богатырь
  5. Какими качествами должен обладать современный богатырь

<hr />

Из сказок и былин мы знаем, что раньше на Руси были богатыри — великие воины, на конях и с мечом в руках. Они защищали страну от врагов, помогали слабым и бедным. Они не ведали страха.

Но разве перевелись на Руси богатыри? Разве нет богатырей в наше время?

Конечно есть, только они уже не скачут на лошадях с мечами и копьями в руках, не размахивают дубинкой и не вырывают вековые дубы.

Современный богатырь даже не обязательно воин.

Это человек, который честно и хорошо служит своей стране, своему народу. Который выполняет свой долг. Это человек, который как и в далеком прошлом, защищает страну от врагов. Это человек высоких моральных принципов и качеств.

1.Учение церковным молитвам и песням.

2.Помощь людям.

3.Чтение молитв царям.

4.Благо славление рыцарей и богатырей перед боем.

План пересказа помогает школьнику вспомнить суть произведения, благодаря чему он может его пересказать.

Рассказ «Поломойка», достаточно небольшой и для составления плана пересказа, нужно мысленно разделить его на отдельные отрывки и в каждом таком отрывке нужно определить главную суть.

По моему мнению, в этом рассказе можно выделить такие отрывки:

  • Какой способ Веселкин придумал, чтобы воспользоваться шпоргалной?
  • Сколько раз Веселкин залезал под парту, что бы прочесть шпаргалку и как он пытался объяснить учителю эти свои поступки?
  • Что сделала учительница, когда Веселкин третий раз оказался под партой?
  • Куда отправила Веселкина учительница и какое прозвище он получил от одноклассницы?

Придумаем такой рассказ о слоне по рассказу Куприна «Девочка и слон». Однажды в цирк прибежал взволнованный мужчина, который не отрываясь смотрел на слона и о чем-то шептал. Слону было непривычно такое внимание и он нервно шевелил большими ушами, а хоботом разгребал морковки на полу. Слон был очень большой, он любил тишину и спокойствие, а когда его выводили на манеж, не показывал своего волнения, а терпеливо выполнял команды. Слон чувствовал, что его работа нравится детям, а к детям слон относился очень хорошо.

Мужчина и управляющий цирка подошли к слону и стали ему ласковые слона, тот почувствовал, что его просят и просят ласково, поэтому животное не сопротивлялось, когда его держа за попону повели к выходу. А когда слон оказался в комнате девочки, он все понял. Девочка была больна, при виде слона она захлопала в ладоши и глаза ее засверкали. Слон показал все, что умел и напоследок положил морковку на кровать девочке. Его повели обратно в цирк,и всю дорогу слон думал, что девочка поправится и если ему придется в снова идти в тесный дом, он пойдет, потому что ему девочка понравилась.

Рассказ «Маленький солдат» написан А. Платоновым в 1943 году. В нём изложена история Серёжи, очень похожая на историю сына полка Вани Солнцева из повести В. Катаева.

По композиции это рассказ в рассказе: автор-повествователь рассказывает о встрече с мальчиком, а потом помещает в рассказ историю Серёжи, изложенную майором Бахичевым.

В плане рассказа должно отражаться его содержание, что поможет сделать пересказ.

  1. На вокзале.
  2. Два майора.
  3. Прощание с майором Савельевым.
  4. Вражеский самолёт-разведчик.
  5. В общежитии.
  6. История Серёжи Лабкова.
  7. Маленький разведчик.
  8. Сирота и сын полка.
  9. Исчезновение мальчика и неизвестная судьба.

Что это такое

План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Написание подзаголовков

Следующий этап – создание заголовков, кратко и емко передающих смысл выделенных ранее, частей рассказа. Идеальный подзаголовок должен состоять из 2-3 слов.

Заголовки могут быть такими:

  1. Лондонский зоопарк.
  2. Жестокость людей.
  3. Опасное знакомство.
  4. Человечность зверя.
  5. Удивительная дружба.
  6. Нет разлукам.
  7. Смерть маленькой собачки.
  8. Тоска и угасание льва.

У нас получилось столько же подзаголовков, сколько и выделено частей, но это не единственная возможность составить план рассказа. Некоторые части рассказа можно детализировать, 3 и 8 подзаголовки проработать. Посмотрим, что получилось.

Пример сложного плана:

  1. Опасное знакомство.

3.1 Растерянность и страх собаки.

3.2 Нетипичное поведение хищника.

  1. Тоска и угасание льва.

8.1 Осознание львом гибели друга.

8.2 Неприятие другого пса.

8.3 Гибель от тоски.

Развернутый план, конечно, требует более вдумчивого подхода, и возможно, больше времени на составление, но он имеет одно веское преимущество – пересказывать текст по нему легче.

Видео

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Алгоритм работы с текстом

Составление плана рассказа (программа 2 класса) можно разбить на несколько этапов.

Последовательность действий:

  1. Прочесть текст (произведение).
  2. Уловить главную сюжетную идею.
  3. Разделить текст на части, определяющие повороты сюжета.
  4. Прочесть каждый отрывок по отдельности, придумать ему подзаголовок, выделить несколько ключевых слов.
  5. Опираясь на план рассказа, пересказать текст.

Если пересказ получается с первого раза, план составлен хорошо. Если при пересказе теряется сюжетная линия, работу с планом следует продолжить.

К примеру, набросаем план короткого произведения Л. Н. Толстого, изучаемого в школе в начальных классах – «Лев и собачка».

Как составить цитатный план по литературе

Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:

  1. Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.

  2. Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.

  3. Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.

  4. Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.

Если нет опыта в составлении цитатного плана произведения, то для облегчения работы можно составить таблицу, где в первом столбце прописать все пункты традиционным способом, а во втором – соответствующую каждому пункту цитату.

Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:

  • что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;

  • если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;

  • в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;

  • пропущенные слова заменяются многоточием.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Теги

  • План рассказа 19 октября
  • План по рассказу котенок льва толстого 2 класс
  • План рассказа детство толстой глава детство
  • План рассказ о рыбаке и рыбке 2 класс
  • План по рассказу как мужик убрал камень толстой